Закон 41 Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве

Закон г. Москвы от 11 июня 2003 г. N 41

Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве

Настоящий Закон является частью законодательства города Москвы о градостроительстве и регулирует отношения, возникающие в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве, в целях обеспечения прав жителей города Москвы на благоприятную среду жизнедеятельности и защиты прилегающих к участкам строительства территорий от неблагоприятных воздействий, а также устанавливает ответственность за нарушения требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в указанный период.

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Субъекты отношений, регулируемых настоящим Законом

Статья 3. Правовая основа обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 4. Требования по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 5. Выполнение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 6. Обеспечение прав граждан, их объединений и юридических лиц на информирование и участие в подготовке решений по защите, благоустройству, обслуживанию прилегающих территорий в период строительства

Статья 7. Требования, предъявляемые к строительным нормам и правилам города Москвы, направленным на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 8. Требования к градостроительной документации в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 9. Требования к актам разрешенного использования земельных участков в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 10. Требования к проектной документации в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 11. Обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности при подготовке и выполнении работ по строительству

Статья 12. Обеспечение требований благоустройства участка строительства и прилегающих к нему территорий после завершения работ по строительству

Статья 13. Контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 14. Ответственность за нарушение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Статья 15. Возмещение вреда, причиненного среде жизнедеятельности, гражданам и юридическим лицам в период строительства

Статья 16. Заключительные положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются понятия, определенные в Градостроительном кодексе Российской Федерации, законах города Москвы о градостроительстве, а также следующие основные понятия:

1) градостроительный объект - отдельное здание, строение, сооружение, в том числе объект транспортной, инженерной инфраструктур, парк, сад, бульвар, сквер, а также градостроительный комплекс, включающий два и более компактно расположенных градостроительных объекта, объединенных общим архитектурно-градостроительным решением;

2) благоприятная среда жизнедеятельности - состояние территории и градостроительных объектов, отвечающее установленным федеральным законодательством и законами города Москвы требованиям защиты территории и населения от опасных воздействий природного и техногенного характера, экологической безопасности и охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия, беспрепятственного доступа граждан к объектам инфраструктуры, надежности инженерного обеспечения и бесперебойного транспортного и коммунально-бытового обслуживания и благоустройства территории, а также иным требованиям, обеспечивающим безопасность и комфортность жизнедеятельности;

3) строительство градостроительного объекта (далее - строительство) - комплекс работ по созданию нового градостроительного объекта и соответствующему инженерному обеспечению и благоустройству территории;

4) реконструкция градостроительного объекта (далее - реконструкция) - комплекс работ по изменению архитектурно-градостроительного решения существующего градостроительного объекта путем создания капитальных пристроек, надстроек, мансард, изменения несущих конструкций и систем инженерного оборудования объекта, а также соответствующего изменения инженерного обеспечения и благоустройства территории;

5) комплексный капитальный ремонт градостроительного объекта (далее - комплексный капитальный ремонт) - комплекс работ по модернизации, частичной замене конструкций, систем инженерного оборудования существующего здания (строения, сооружения), включающих строительно-монтажные, монтажные работы и (или) требующих выделения и обустройства участка строительства;

6) участок строительства - земельный участок, выделенный в установленном федеральным законодательством и законами города Москвы порядке на период строительства, имеющий установленные в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы границы и предназначенный для подготовки и выполнения работ по строительству, реконструкции, комплексному капитальному ремонту, в том числе для размещения временных сооружений, механизмов и оборудования, складирования строительных материалов, изделий и конструкций;

7) территория, прилегающая к участку строительства (далее - прилегающая территория) - территория в границах, определенных в установленном порядке на основе градостроительной документации, подлежащая защите в период строительства от неблагоприятных воздействий, связанных с выполнением работ по строительству, реконструкции, комплексному капитальному ремонту;

8) период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта (далее - период строительства) - период времени от получения разрешения на начало работ по подготовке и обустройству участка строительства до государственной приемки объекта в эксплуатацию, включающий выполнение и завершение всех необходимых работ по строительству, реконструкции, комплексному капитальному ремонту и благоустройству участка строительства и прилегающей территории;

9) разрешение (ордер) на выполнение работ по строительству - документ, являющийся основанием для начала и выполнения исполнителем (подрядчиком) отдельных подготовительных, земляных, строительно-монтажных работ или этапов указанных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией и выдаваемый на основании разрешения на строительство в порядке, установленном федеральным законодательством и законами города Москвы.

Статья 2. Субъекты отношений, регулируемых настоящим Законом

Субъектами отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:

1) физические и юридические лица, являющиеся инвесторами, застройщиками (заказчиками), исполнителями (подрядчиками) работ по подготовке и осуществлению строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительного объекта;

2) граждане, проживающие на прилегающих территориях, граждане и юридические лица, являющиеся собственниками, иными законными пользователями объектов недвижимости, в том числе жилых и (или) нежилых помещений или осуществляющие хозяйственную деятельность на прилегающих территориях;

3) органы исполнительной власти города Москвы;

4) органы местного самоуправления в городе Москве;

5) уполномоченные государственные органы экспертизы, уполномоченные органы надзора, контроля за выполнением работ по строительству.

Статья 3. Правовая основа обесп е чения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Правовой основой обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) являются Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, федеральное законодательство о градостроительстве, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании памятников истории и культуры, об особо охраняемых природных территориях, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о лицензировании отдельных видов деятельности, о сертификации продукции и услуг, о стандартизации, земельное законодательство, водное законодательство, законодательство о недрах, а также Устав города Москвы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.

Статья 4. Требования по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

1. Состояние среды жизнедеятельности на участках строительства и прилегающих к ним территориях в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) должно соответствовать требованиям:

1) безопасности производства работ, строительной техники и оборудования и применяемых материалов, изделий, конструкций, требованиям защиты прилегающих территорий и объектов недвижимости от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, связанным с выполнением работ по строительству, реконструкции и комплексному капитальному ремонту градостроительных объектов;

2) охраны окружающей среды, санитарного благополучия, защиты расположенных на участке строительства и подлежащих сохранению объектов недвижимости, благоустройства, озеленения, технико-эксплуатационным и эстетическим условиям обустройства, содержания и ограждения участков строительства, а также требованиям защиты прилегающих территорий от неблагоприятных воздействий, связанных с производством работ, их транспортным обслуживанием и инженерным обеспечением, в том числе от шумовых воздействий, вибрации, загазованности и запыления атмосферного воздуха, загрязнения почвы и искусственных покрытий поверхности земли;

3) обеспечения беспрепятственного безопасного доступа граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, отдыха и озеленения, а также требованиям комплексного благоустройства, инженерного обеспечения прилегающих территорий, бесперебойного транспортного и коммунально-бытового обслуживания населения;

4) иным требованиям по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, установленным федеральным законодательством, законами и другими нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Требования по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства ( реконструкции , комплексного капитального ремонта ) обязательны для застройщиков (заказчиков), разработчиков градостроительной и проектной документации, исполнителей работ по подготовке и осуществлению строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта. Указанные лица несут ответственность за нарушение требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 5. Выполнение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Выполнение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства достигается:

1) обеспечением прав граждан, их объединений и юридических лиц на информирование и участие в подготовке решений по защите, благоустройству, обслуживанию прилегающих территорий в период строительства;

2) государственным нормированием проектирования, организации и выполнения работ по строительству, реконструкции и комплексному капитальному ремонту в части защиты, благоустройства и обслуживания территорий в период строительства ( реконструкции, комплексного капитального ремонта);

3) обязательностью государственной экспертизы положений градостроительной и проектной документации в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);

4) исполнением обязательств по договору (контракту) между городом Москвой и застройщиком (заказчиком);

5) включением в состав требований разрешенного использования земельного участка требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);

6) выдачей разрешений на выполнение работ по строительству;

7) государственным, муниципальным и общественным контролем за выполнением работ и приемкой в эксплуатацию законченных строительством объектов;

8) приостановлением, прекращением работ, ведущихся с нарушением требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности;

9) привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства;

10) возмещением вреда, причиненного среде жизнедеятельности, гражданам, юридическим лицам вследствие нарушения в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности.

Статья 6. Обеспечение прав граждан, их объединений и юридических лиц на информирование и участие в подготовке решений по защите, благоустройству, обслуживанию прилегающих территорий в период строительства

1. Граждане, проживающие на прилегающей к участкам строительства территории, граждане и юридические лица, являющиеся собственниками и иными законными пользователями объектов недвижимости на указанных выше территориях, а также органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны благоприятной среды жизнедеятельности, вправе получать информацию о градостроительной и проектной документации (ее подготовке) в части вопросов обеспечения в ней требований благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, направлять свои обращения в органы местного самоуправления, в территориальные органы исполнительной власти города Москвы, проводить независимую экспертизу указанной документации до ее утверждения в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы, а также осуществлять иные действия, направленные на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства на прилегающих территориях, в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

2. Территориальные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией рассматривают обращения граждан и юридических лиц по указанным в части 1 настоящей статьи вопросам и предоставляют гражданам и юридическим лицам обоснованные ответы в порядке, установленном федеральным законодательством и законами города Москвы.

3. Разногласия и споры по вопросам обеспечения прав граждан и юридических лиц в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) решаются путем согласительных процедур в порядке, установленном федеральным законодательством, нормативными правовыми актами города Москвы, или судом.

4. Граждане и юридические лица вправе безотлагательно, но не позднее семи дней со дня обращения получать информацию о наличии оформленных в установленном порядке разрешений на выполнение работ по строительству градостроительных объектов в органе государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы, в уполномоченном органе исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора, соответствующем территориальном органе исполнительной власти города Москвы.

5. В случае непредоставления информации, ее несвоевременного предоставления, предоставления неполной и (или) недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях граждане и юридические лица имеют право обращаться в суд.

Статья 7. Требования, предъявляемые к строительным нормам и правилам города Москвы, направленным на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

1. Строительные нормы и правила города Москвы, направленные на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства , должны содержать положения, определяющие:

1) порядок и правила установления границ участков строительства;

2) порядок и правила установления границ прилегающих территорий;

3) нормы и правила, обеспечивающие защиту прилегающих территорий в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от неблагоприятных воздействий, связанных с выполнением работ по строительству, в соответствии с требованиями безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны окружающей среды;

4) нормы и правила инженерного обеспечения, организации транспортного, культурно-бытового и коммунально-бытового обслуживания, организации пешеходного движения на прилегающих территориях в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);

5) нормы и правила комплексного благоустройства и озеленения, в том числе в случаях, установленных законодательством, - компенсационного озеленения прилегающих территорий в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);

6) нормы и правила устройства ограждений, обустройства, содержания, инженерного обеспечения и транспортного обслуживания участков строительства;

7) нормы и правила, обеспечивающие безопасность работ по строительству и предотвращение возникновения в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

8) нормативные сроки продолжительности строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) и отдельных видов подготовительных, земляных и строительно-монтажных работ и порядок их выполнения, в том числе в ночное время суток, в выходные дни, в дни государственных праздников;

9) порядок получения разрешений на выполнение работ по строительству;

10) порядок приостановления, прекращения работ по строительству в случаях возникновения непредвиденных угроз безопасности или нарушений установленного порядка выполнения работ, правила содержания участков строительства, прилегающих территорий после приостановления, прекращения работ;

11) нормы и правила, обеспечивающие комплексное благоустройство участков строительства и прилегающих территорий после завершения работ по строительству (реконструкции, комплексному капитальному ремонту);

12) порядок государственной приемки и ввода в эксплуатацию завершенных строительством объектов;

13) особенности обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства на территориях, отнесенных к различным типам функционального, строительного, ландшафтного назначения в соответствии с Законом города Москвы от 9 декабря 1998 года N 28 "О градостроительном зонировании территории города Москвы";

14) специальные правила по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности на особо охраняемых природных территориях и иных территориях природного комплекса;

15) специальные правила по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности на территориях объектов культурного наследия и зон их охраны;

16) состав и порядок разработки, согласования и утверждения разделов градостроительной документации, содержащих меры по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта);

17) состав и порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации, содержащей меры по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства ( реконструкции, комплексного капитального ремонта), включая проекты организации строительства и проекты производства работ.

2. Строительные нормы и правила города Москвы, направленные на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), утверждаются и вводятся в действие нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

3. Строительные нормы и правила города Москвы до их утверждения подлежат государственной экологической экспертизе, государственной вневедомственной экспертизе, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора в строительстве, уполномоченным органом государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы, органом архитектуры и градостроительства города Москвы, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды, органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве, уполномоченным государственным органом по гражданской обороне и предотвращению чрезвычайных ситуаций в городе Москве, уполномоченным органом государственной противопожарной службы в городе Москве, уполномоченным органом государственной инспекции безопасности дорожного движения в городе Москве, уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в области жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, топливно-энергетического хозяйства, транспорта и связи, префектами административных округов города Москвы с учетом заключений глав управ районов и органов местного самоуправления.

4. Строительные нормы и правила города Москвы, содержащие положения, относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и города Москвы, должны соответствовать федеральным строительным нормам и правилам, а также подлежат согласованию в части указанных положений с федеральным органом исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства. Правительство Москвы может устанавливать дополнительные по сравнению с установленными федеральными строительными нормами и правилами требования по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, учитывающие градостроительные и иные особенности города Москвы.

5. Утвержденные Правительством Москвы строительные нормы и правила подлежат регистрации в порядке, установленном законодательством, после чего подлежат опубликованию.

6. Нарушение при проектировании, строительстве, реконструкции, комплексном капитальном ремонте строительных норм и правил города Москвы в части требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) является основанием для привлечения виновных в указанных нарушениях к административной ответственности, а также для обращения в суд.

Статья 8. Требования к градостроительной документации в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

Проекты планировки, градостроительные обоснования строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов должны содержать оценки предполагаемого воздействия работ по строительству на состояние территории в период строительства, определять территории, подлежащие защите от неблагоприятных воздействий в период строительства. Градостроительная документация, содержащая указанные в настоящей статье положения, подлежит согласованию с уполномоченными органами государственного надзора, соответствующими территориальными органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды, подлежит государственной экологической экспертизе и государственной вневедомственной экспертизе в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 9. Требования к актам разрешенного использования земельных участков в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

1. В актах разрешенного использования земельных участков в соответствии с градостроительной документацией должны быть указаны ограничения для установления границ участка строительства , прилегающие территории , подлежащие защите, благоустройству в период строительства, требования к разработке в проектной документации мероприятий по защите прилегающей территории в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), а при необходимости - требования к выполнению в целях обоснования проектных решений по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства предпроектных научно-исследовательских работ, изысканий, обследований территории, объектов недвижимости, зеленых насаждений.

2. Требования обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, содержащиеся в актах разрешенного использования земельных участков, подлежат обязательному включению в условия конкурсов на строительство, реконструкцию, комплексный капитальный ремонт градостроительных объектов.

3. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы должны включать в состав договоров (контрактов) с застройщиками (заказчиками) взаимные обязательства города Москвы и застройщиков (заказчиков) по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства в соответствии с актом разрешенного использования земельного участка.

Статья 10. Требования к проектной документации в части обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

1. Проект организации строительства, разрабатываемый в составе проектной документации, должен в соответствии с актом разрешенного использования земельного участка, градостроительными, строительными и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами устанавливать границы участка строительства , определять проектные решения на участке строительства и прилегающей территории по предотвращению чрезвычайных ситуаций, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, благоустройству, озеленению, организации транспортного и пешеходного движения, размещению стоянок индивидуальных автомобилей и остановок общественного транспорта, инженерному обеспечению, организации обслуживания населения в период строительства, а также определять сроки и очередность выполнения работ. Указанные в настоящей части проектные решения подлежат в течение 30 дней согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями, государственной экспертизе градостроительной и проектной документации, а также подлежат государственной экологической экспертизе в порядке и в сроки, установленные законодательством.

2. В случаях, когда требования законодательства по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) могут быть выполнены только путем осуществления конструктивных, инженерно-технических и иных мероприятий в отношении не принадлежащих застройщику (заказчику) объектов недвижимости на прилегающей к участку строительства территории, такие мероприятия должны предусматриваться проектной документацией при условии письменного согласия собственников указанных объектов недвижимости (или управомоченных ими лиц) и осуществления указанных мероприятий за счет средств застройщика (заказчика).

Статья 11. Обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности при подготовке и выполнении работ по строительству

1. Подготовка и выполнение работ по строительству ( реконструкции , комплексному капитальному ремонту ) осуществляются в соответствии с градостроительными, строительными, санитарными нормами и правилами и утвержденной в установленном порядке проектной документацией при наличии у застройщика (заказчика) разрешения на строительство.

2. Основанием для выполнения исполнителем (подрядчиком) подготовительных, земляных, строительно-монтажных работ, работ по благоустройству на участке строительства и прилегающей территории являются разрешение на производство строительно-монтажных работ, выдаваемое органом государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы, и ордер на производство подготовительных, земляных и строительных работ, выдаваемый уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора.

Формы, порядок выдачи, порядок продления сроков действия, порядок прекращения действия указанных выше разрешений, ордеров, а также перечень видов работ, для выполнения которых не требуется получение разрешений, ордеров, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с законодательством.

3. Производство подготовительных, земляных и строительных работ всех видов и на всех этапах разрешается только после выполнения соответствующих мер по обеспечению безопасности, благоустройства, обслуживания прилегающей территории в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), предусмотренных утвержденным проектом организации строительства.

4. Даты начала и завершения работ по строительству устанавливаются ордером на производство подготовительных, земляных и строительных работ в соответствии с утвержденным проектом организации строительства.

5. Не позднее чем за семь дней до начала работ по подготовке участка строительства и прилегающей к нему территории застройщик (заказчик) обязан установить на границе участки строительства стенд, доступный для обозрения с прилегающей к участку строительства территории и содержащий информацию о проекте строительства, реконструкции, о мерах по благоустройству и обслуживанию прилегающей территории в период строительства, о разрешении на строительство , о заказчике и исполнителе (подрядчике) работ, о плановых сроках выполнения работ, об уполномоченных органах, в которые следует обращаться по вопросам строительства, реконструкции. Требования к размещению указанных информационных стендов, их составу и оформлению устанавливаются органом архитектуры и градостроительства города Москвы.

Статья 12. Обеспечение требований благоустройства участка строительства и прилегающих к нему территорий после завершения работ по строительству

1. Приемка в эксплуатацию завершенного строительством объекта осуществляется только при условии выполнения в полном объеме работ по благоустройству участка строительства и прилегающей к нему территории в соответствии с проектной документацией, градостроительными, строительными и санитарными нормами и правилами в части комплексного благоустройства территории.

2. В период, когда по климатическим условиям (с ноября по апрель) не могут быть проведены работы по благоустройству и озеленению, объект может быть принят в эксплуатацию с не завершенными в полном объеме работами по благоустройству и озеленению. В этом случае к акту приемки объекта в эксплуатацию должна быть приложена письменная гарантия застройщика (заказчика) и исполнителя (подрядчика) работ завершить работы по благоустройству и озеленению в разумные сроки.

3. Порядок приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов, порядок обжалования решений о приемке (об отказе в приемке) в эксплуатацию объектов устанавливаются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с действующим законодательством.

4. Комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов создаются (кроме предусмотренных законодательством случаев создания ведомственных комиссий) префектами соответствующих административных округов. Должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора, должностные лица соответствующих управ районов, органов местного самоуправления участвуют в работе указанных комиссий, подписывают акты приемки объектов в эксплуатацию. Акты приемки объектов в эксплуатацию утверждаются префектами административных округов.

5. Префекты административных округов, должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора, управ районов, а также должностные лица органов местного самоуправления участвуют в работе ведомственных комиссий по приемке объектов в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13. Контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

1. Состояние среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) подлежит государственному, муниципальному и общественному контролю.

2. Государственный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства ( реконструкции , комплексного капитального ремонта ) осуществляют: орган государственного архитектурно-строительного надзора в городе Москве, иные специально уполномоченные органы государственного надзора в соответствии с их компетенцией, установленной федеральным законодательством, уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы в соответствии с их компетенцией, установленной законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы.

3. Мероприятия по контролю за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства осуществляются только на основании соответствующих распоряжений (приказов) уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства.

4. Уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) на участках строительства и прилегающих территориях являются:

1) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора;

2) уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области природопользования и охраны окружающей среды;

3) территориальные органы исполнительной власти города Москвы.

5. Обязательному государственному контролю за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) на участках строительства и прилегающих территориях подлежат:

1) соответствие выполняемых работ, состояния участка строительства, прилегающей к нему территории и объекта строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта утвержденной проектной документации, включая проект организации строительства;

2) соответствие выполняемых работ, состояния участка строительства, прилегающей к нему территории, объекта строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта и используемой техники действующим нормативным правовым актам в области строительства, безопасности территории, санитарно-эпидемиологического благополучия, природопользования и охраны окружающей среды, территорий природного комплекса и зеленых насаждений, охраны памятников истории и культуры, использования и охраны земель, благоустройства территории, иным требованиям законодательства;

3) наличие разрешений на производство строительно-монтажных работ, ордеров на производство подготовительных, земляных и строительных работ, рабочей документации, соответствующей требованиям строительных норм и правил, лицензий на выполнение подлежащих лицензированию работ, сертификатов подлежащей обязательной сертификации продукции (строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования);

4) соблюдение установленных сроков выполнения подготовительных, земляных и строительных работ, работ по благоустройству и озеленению территории;

5) своевременность и надлежащее устранение выявленных нарушений требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства.

6. Организация государственного контроля должна обеспечивать своевременное, комплексное и полное выявление и устранение нарушений требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), исключая при этом неоправданное нарушение порядка и графиков выполнения работ. В этих целях уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора осуществляет координацию контрольной деятельности уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, а также (если иное не установлено законодательством) координацию контрольной деятельности специально уполномоченных органов государственного надзора, обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления. Порядок осуществления органами исполнительной власти города Москвы контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы со специально уполномоченными органами государственного надзора устанавливается Правительством Москвы совместно с указанными специально уполномоченными органами, если иное не установлено законодательством.

7. Должностные лица уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства ( реконструкции , комплексного капитального ремонта ) имеют в пределах своих полномочий и в установленном порядке право:

1) участвовать в проверках, осуществляемых специально уполномоченными органами государственного надзора, получать информацию о результатах проверок, проводимых специально уполномоченными органами государственного надзора;

2) привлекать к проверкам представителей специально уполномоченных органов государственного надзора;

3) беспрепятственно находиться и исполнять свои обязанности на территории участка строительства и прилегающей территории;

4) требовать от застройщиков (заказчиков), исполнителей (подрядчиков) работ предъявления разрешений на строительство, разрешений на производство строительно-монтажных работ, ордеров на производство подготовительных, земляных и строительных работ, утвержденной проектной документации, рабочей документации, а в случаях, установленных законодательством, - соответствующих лицензий, сертификатов;

5) направлять в федеральные органы исполнительной власти, в Правительство Москвы, в прокуратуру, в суд материалы проверок для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности за нарушение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства;

6) предоставлять в средства массовой информации данные о результатах проверок и мерах по устранению нарушений.

8. По результатам контроля должностным лицом (лицами) уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В случае выявления по результатам контроля административного правонарушения должностным лицом (лицами) уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений. Протокол подписывается уполномоченным должностным лицом (лицами), установившим нарушения, регистрируется в установленном порядке. Копии протокола передаются под расписку ответственным представителям застройщика (заказчика) и исполнителя (подрядчика) работ. Протокол является основанием для привлечения к ответственности виновных в нарушении требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства . Предписанием является письменный документ, содержащий указание уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы (должностного лица) в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности в период строительства о необходимости совершения действий, направленных на устранение выявленных правонарушений в указанный в предписании срок.

9. Муниципальный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) на территориях муниципальных образований осуществляют во взаимодействии с государственными органами соответствующие органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных федеральным законодательством и законами города Москвы.

10. Органы местного самоуправления имеют право:

1) самостоятельно проверять в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) состояние прилегающих территорий и внешний вид участков строительства, требовать от исполнителей (подрядчиков) работ предъявления ордеров на выполнение работ на прилегающих территориях, копий разрешений на строительство, материалов проектной документации в части защиты и благоустройства прилегающих территорий, внешнего вида участка строительства;

2) требовать по результатам самостоятельных проверок или на основании обращения граждан проведения проверок состояния среды жизнедеятельности в период строительства органами государственного контроля;

3) участвовать, если иное не установлено законодательством, в проверках, осуществляемых органами государственного контроля;

4) требовать по результатам проверок принятия органами государственного контроля решений об устранении выявленных нарушений, о прекращении работ, ведущихся с нарушениями;

5) получать от органов государственного контроля своевременную информацию о принятых ими мерах по устранению нарушений требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства ( реконструкции, комплексного капитального ремонта).

11. Требования, предъявляемые в пределах их полномочий органами и должностными лицами, осуществляющими контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), обязательны для застройщиков (заказчиков), исполнителей (подрядчиков) работ независимо от форм собственности организаций, являющихся застройщиками (заказчиками), исполнителями (подрядчиками) работ.

12. Действия или бездействие органов и должностных лиц, осуществляющих контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), могут быть обжалованы в суде.

13. Общественный контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) осуществляют уполномоченные представители граждан, являющихся законными пользователями объектов недвижимости, расположенных на прилегающих к участкам строительства территориях, а также уполномоченные представители органов территориального общественного самоуправления и иных объединений указанных выше граждан, уполномоченные представители общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности . Общественный контроль проводится в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы. Лица, осуществляющие общественный контроль, имеют право:

1) участвовать в проверках, проводимых органами государственного контроля, органами местного самоуправления, если иное не установлено законодательством;

2) получать в органах государственного контроля информацию о наличии разрешений на строительство, ордеров на выполнение работ на прилегающих территориях;

3) получать через органы государственного контроля доступ к проектной документации в части ее положений по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства;

4) требовать от органов государственного контроля, органов местного самоуправления проведения проверок состояния среды жизнедеятельности в период строительства;

5) получать от органов государственного контроля, органов местного самоуправления информацию о результатах проверок и мерах по устранению выявленных нарушений.

Статья 14. Ответственность за нарушение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства

1. Ответственность за нарушение требований по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) устанавливается федеральным законодательством, настоящим Законом и иными законами города Москвы.

2. Выполнение работ, требующих разрешений на производство строительно-монтажных работ, ордеров на выполнение подготовительных, земляных и строительных работ, без получения указанных разрешений, ордеров или по истечении сроков их действия влечет за собой ответственность, установленную законодательством об административных правонарушениях.

3. Выполнение работ с нарушением строительных норм и правил города Москвы, указанных в статье 6 настоящего Закона, с нарушением утвержденной проектной документации, включая проект организации строительства, влечет за собой ответственность, установленную законодательством об административных правонарушениях.

4. Приостановление основных подготовительных, земляных, строительных работ, работ по благоустройству прилегающей территории, ведущихся с оформленными соответствующим протоколом нарушениями, на срок более десяти дней влечет за собой приостановление действия разрешения на строительство .

5. Неисполнение, ненадлежащее, несвоевременное исполнение оформленных соответствующим протоколом (предписанием) требований уполномоченных органов государственного контроля за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта) влечет за собой ответственность, установленную законодательством об административных правонарушениях, а также приостановление действия разрешения на строительство в порядке, установленном законом города Москвы.

6. Существенные нарушения требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), создающие угрозу безопасности населения и территории, нарушающие установленный проектом организации строительства режим бесперебойного инженерного обеспечения, транспортного и коммунально-бытового обслуживания прилегающих территорий в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), влекут за собой прекращение действия разрешения на строительство в порядке, установленном законом города Москвы, а в случаях, установленных законодательством, - лишение исполнителя (подрядчика) лицензий на выполнение работ, подлежащих лицензированию.

7. Работы, ведущиеся с нарушениями требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), приостанавливают: уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области административно-технического надзора, Правительство Москвы, а в случаях, установленных законодательством, - специально уполномоченные органы государственного надзора.

8. Должностные лица, ответственные за соблюдение требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции, комплексного капитального ремонта), несут ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с законодательством.

Статья 15. Возмещение вреда, причиненног о среде жизнедеятельности, гражданам и юридическим лицам в период строительства

Вред, причиненный среде жизнедеятельности, гражданам и юридическим лицам вследствие нарушения требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством.

Статья 16. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

2. Правительству Москвы привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев после вступления его в силу, а также разработать и утвердить в установленном порядке нормативные правовые акты, необходимые для реализации норм настоящего Закона, в течение девяти месяцев после вступления его в силу.

Мэр Москвы                                                                                                             Ю.М. Лужков

Москва,

Московская городская Дума

11 июня 2003 года

N 41