герб

ГОСТы

флаг

Указания по совершенствованию методов живой снегозащиты на автомобильных дорогах Казахской ССР

ГЛ А ВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШОССЕЙНЫХ ДОРОГ
ПРИ
СОВЕТ Е М ИНИСТРОВ КАЗАХС К ОЙ ССР

УКАЗАНИЯ
ПО С ОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕТОДОВ ЖИВОЙ СНЕГОЗАЩИТЫ
НА
АВТОМ О БИЛЬНЫ Х Д ОРОГАХ
КАЗАХ СКОЙ ССР

Алма-Ата

1968


ГЛ А ВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШОССЕЙНЫХ ДОРОГ
ПРИ СОВЕТ Е М ИНИСТРОВ КАЗАХС К ОЙ ССР

Утверждены приказом

Начальника ГУШОСДОРА

 при Совете Министров

 Казахской ССР

№ 159 от 24 апреля 1968 года

УКАЗАНИЯ
ПО С ОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕТОДОВ ЖИВОЙ СНЕГОЗАЩИТЫ
НА
АВТОМ О БИЛЬНЫ Х Д ОРОГАХ
КАЗАХ СКОЙ ССР

Алма-Ата

1968


В основу на с тоящих Указаний положены результаты и с следований характера снежных отложений у лесных полос раз л ичных к онструкций и их аэродинамических свойств в целях выявления наиболее рациональных конструкций снегозащитных насаждений , обладающих повышенной снегое м костью и над е жно защищающих авт о мо бильн ые дороги от наносов в условиях высокой сне го заносим ости . Указания разработаны старшим научным сотрудником Казахского филиала Со ю здорН ИИ Ф едюшиным В . Т ., утверждены приказом начальника Гушосдор а при Совете Министров Казах с кой ССР № 1 59 от 24 апреля 1 968 года и являютс я официаль н ым документом для всех организаций и лиц Гушосдора , выполняющих работы по выращиванию сн е гозащитных насаждений вдоль автомобильных дорог .

ВВЕДЕНИЕ

Значительным з атруднением для нормального функционирован ия автомобильных дорог с еверных районов Казахской ССР в зимних у с ловиях являет с я вы с окая их с н егозанос им ость , в ыз ванн ая ре з ко выра ж енной ра вн инност ью , и с ключительн ой безлесность ю т ерритории и продолжительным зимним периодо м . В таких у с лов иях о тд ельные участки дорог под в ергаются очень сильной заноси м ос ти , до с тигающей 1 200 м3 на 1 п / м , что тр е бует с оздания н ад ежн ых з ащит , ограждающих д ороги от снегозаносов .

Эффек т ивную б орьбу с зано с ами можно организовать тол ь ко исх одя из региональных о соб енност ей климата и физиче с ких св ойств и объема приносимого к дороге снега.

Н аиболее пер с пективным ср е дством предупреждения заносо в я вляе тся с оз дание с негозащитных наса ж дений с оотве тствующих конс трукций .

Р азработанные С ою здорН ИИ плотные конструкции сне гоз ащитных на с аждений , надежно защищающие д ороги в усл ови ях евро п ейско й территории Союза при с л абой степени заносимост и - д о 200 м3 / п . м ., в условиях севера Каз а хстана н едостато чно э фф ективны и в отд е ль ных сл учаях даже приводят к отрицательным р е зу льтатам , п оэтому разработка эффек т ив ных м е тодов жив о й с нег озащиты в услов ия х Ка з ахс кой ССР требовала даль н ейшег о с о в ершенствован ия. С э т ой ц е лью Казахским ф или алом Союздор НИИ с 1 962 го д а и з уча ютс я аэроди н амическ ие с войс тва и работо с пос обность л есных по л ос раз л ичного строе н ия для выявл е ния бо л ее э ффек тивных ко нс трукций с негоз ащитных н асажд ений , обла д ающ их повышенн ой с не го емк остью и надежно защищающи х автомо б ильные д о роги от з а н осов в у с ловиях вы с окой сн егозаноси м ости . В ре з ультате т аких исс лед ован ий с оставлены данные ука з ания , в к от орых п редл аг ают ся эффектив н ые кон с трукции с негоз ащитных на с ажде ний и их рациональное разме щ ен ие вдо л ь автомобильных д орог .

1. Основные факторы вызывающие заносимость дорог

Д л я борьбы со снежными заносами необходимо знание физи ч еск их свойств снежного покрова и закономерно с тей процессов с дув ани я , переноса и отложения снега в естестве н ных условиях . Различают четыре основных вида явлений переноса снега , в ызывающих заносы . Это низовая метель , поземок , верховая метель и общая метель .

Н изовая метель обычно протекает при ясной морозной погоде с сильным ветром . Разновидностью низовой метели является поземок . Он характеризуется переносом частиц ранее выпавшего снега , срываемого ветром с поверхности снежного покрова . О сновная масса снега ( около 89 %) при поземке перемещается не выше 1 0 см над поверхностью снежного покрова .

С увеличением силы ветра поземок п ерерастает в низовую метель . Высота распространения низовой метели при скорости ветра 1 5 - 20 м / се к достигает 2 - 3 м и сопровождается резким ухудшением видимости . Под действием низовых метелей и поземк и переносятся значител ь ны е массы снега , которые в местах отложений в короткое врем я образуют плотны е и мощные заносы .

Верховая метель обычно проходит при скорости ветра от 0 до 5 м / сек . Верховая метель со скоростью , близкой к 0, н азывается снегопадом . Снежинки , в ыпав на поверхн о сть покрова , о стаются в дальнейшем б ез движения .

Такой снегопад особого вреда дорогам не приносит и результаты его могут быть сравнительно просто ликвидированы 1 - 2 проходами снегоочистителя .

Общая метель возникает от слияния верховой и низовой метелей . О пасность заносов от общей метели зависит о т силы ветра , продолжительности и интенсивности выпадения осадков . По этим признакам различают слабые , средние и сильные метели .

Слабые метели - это верховые метели с легким поземко й при силе ветра до 1 0 м / сек .

Средней считается метель , сопровождающа я ся ветром от 10 до 1 5 м / сек с выпадением большого количества снега . Эти метели до в ольн о опасны и вызывают знач и тел ьные заносы .

Си л ьн ые метели , ка к правило , бывают циклонич е ского происхождения и о п асность их возра с тает не то л ько от увеличения си л ы ве е ра , с корость к оторого до с тигает 1 6 - 20 м/ сек , но и от продолжительности де йстви я . Нередко такие метели длятся несколько су ток и мо г ут п ерерастать в снежные бур ан ы . Обл аст и распространения таких ц икл он ов крайне обширны и достигают радиу с а действия бол ее 1000 км .

Степень заноси мо ст и доро г зависи т от продолжительности зимы и количества метеле вы х дней в году , интенсивности и количеств а выпадаю щ их осадков , скорости и направления ветра по отношению заноси мы х участков дорог , температуры воздуха и продолжительности ме тели , рельефа м естно сти и поперечного профиля полотна дороги .

Участ к и дорог в зависимости от количества приносимого с нег а в течение одной зимы делят с я на 4 степени за но сим ости:

1 . Очень сильнозаноси м ые                                   - более 600 м3 / п .м .

2 . С и ль нозано симы е                                             - от 400 до 600 м3 / п . м .

3 . Ср едн езан ос имые                                              - от 2 00 до 400 м3/ п . м .

4 . С лабозан осимы е                                                - до 200 м3 / п . м .

Особ о е влияние на б ыст роту заноса дороги оказы в ают с корость и направлени е в етра . Занос дороги происход и т при в с ех видах метелей только с ра зличной интен с ивностью . При равной силе ветра и одина к овым кол ичестве выпа д ающего с н ега участк и дороги заносятся с раз л ичной быстротой , чт о зависит , главным образом , от её поп е речного профиля .

С ог ласно тех н ическим указаниям по с нег оборьбе , в основу которых поло ж ен хара к тер поперечного профиля дорог , все ав томобильные д орог и п о з а н осимост и делятся на 3 категории .

К п ерв ой катего р ии относятся выемки глубиной от 0,4 до 8, 5 м и н улевые места на косогорах . Такие места заносятся п ри п ер вы х же ме т елях .

Ко второй категории относят мелкие выемки глубиной до 0 ,4 м и нулевые места . Такие участки дорог з аносятся более п оздними м етелями .

К третьей категории принято относить менее з аносим ые поперечные профили дорог - малые насыпи высото й до 0,65 м и насыпи до 1 м в к осогорных и сильнозаносимых участках .

На ве л ичину переноса снега большое влияние ока з ывают его физические св о йства и такие факторы , как состояние снежного покрова и шероховатость поверхности , а также структура снега и форма снежинок . Сухой крупит ч атый снег даже при н е б ольшом ветре проноситс я на большое расстояние . Такой снег , выпадающий при низких температурах , долго сохраняет сыпучее состояние и легко переносится ветро м . При повышенной же температуре и влажности воздуха снег б ыстро уплотняется и теряет свою подвижность . На поверхности снежного по к ров а при этих условиях образуется плотный наст , который в значительной степени препятствует с ду ванию снега .

Кроме наста , на поверхности снега може т образоваться корка в ясные солнечные дни с оттепелями или под влиянием выпадающего на снежную поверхность и замерзающего дождя , к оторая также предохраняет снег от раз в евания и переноса . Только при очень сильном ветре наст и корка могут б ы ть разрушены . П оэтому очень важное значение в борьбе со снежными заносами имеет учет не только выпавшего во время метеле й снега , н о и всей массы снега , идущей на перенос .

Б ольш ое влияние на снегозаносимость дорог оказыва ю т размеры с н егосборны х площадей . Там , г де местн о сть со стороны господствующих метелев ы х ветров предста в ляет собо й ровную открыту ю степь , наблюдается сильная снегозаносимость . В условиях волнистого ре л ьефа с н еговет ровой режим имеет свои специфические особенности , в лияющие на характер снежных отложений . При э том очень важны такие факторы , как экспозиции склонов по отношению к господствующим метелистым ветрам , ф ормы склонов - пологи е или крутые , покатые и л и обрывистые и формы водоразделов - плоские , куполовидные , гребневидные , кр ы шевидн ые , с тупенчатые или террасообразные и т . п .

Наиболее часто снежные метели наблюдаются на водоразделах . Формирование снежных отложений на водоразделах резко отличается от характера снежных отложений на междуводораздельных про ст ран ст в ах , что с вязано с особенностями снеговетрового режима .

Водораздел с оздает стеснение живого сечения снеговетрового потока , что способствует уве л иче нию силы ветра . По э тому , когда в долинах он еще не достигает такой силы , при которой начинается снегоперенос , на водоразделах в это время уже от м ечается метель . Следовательно , число дней с метелями на водоразделах больше , ч ем в долинах .

Однако заносимость дорог в долинах происходит интен с ивнее , ч ем на водоразделах . Это объясняется значительным снижением скорости снеговетрового потока в долинах , в результате чего снежинки выпадают из снеговетрового потока и образуют занос . Таким образом , защита дорог от заносов и борьба с о снегом в д о линах значительно тяжелее , ч ем на водоразделах , г де с нежный покров имеет меньшую мощность . Н езначительный снежны й покров наблюдаетс я и на крутых наветренных склонах , с редней мощно сти снежный покров встр е чается на ровных пространствах плоских водоразделов и на ровных пространствах между возв ыш енностями .

Наиболь ш ей мощности снежный по к ро в достигает на подветренных склонах воз в ышенностей и в отрицательных формах р ел ьефа . Те ррасообразны е уступы на склоне долин имеют неодинакову ю мощность снежного покрова . При такой форме рельефа снеж н ый покров сглаживает резкие перегибы склона . Наи б ольшей мощнос т и с нежный покров достигает у подножий стенок между террасами , а н аименьш ей - у противоположного края к аждой терра с ы . Самым неудачным местом проложе н ия дороги является начало под в етренно го ск л она водораздела , где всегда откладывает с я много снега . На самом водоразделе при прохождении трассы по выемкам с полуторными откосами наблюдается сильная зано с имост ь дорог , а при проложении трассы незаносимыми высокими н асыпями дорога хорошо продувается и , следовательно , не заносится .

Значительной с н егозаноси мости по две ргаю тся участки д о рог , проходя щ ие по территории с рез к о выражен н ой рав ни нностью , бла г одаря неогра н иченным сн е госборным бассейнам . П оэтому таки е участки дорог требуют особенно тщат е льной защиты .

Естественными границами с нег осборны х бас с ейн ов могут быть л е сные ма с сивы , кустарниковые заросли , речные долины , ш ирокие овраги и сопочные во з вышения , а также любые и с кусственные препятствия , е сли они п олностью задерживают с н егосн ос , п оступающий с расп о ложенной за ними части бассейна . Исход я и з этого ц елесообразно осуществление снегозадержания только в пределах снегосборного бассейна и нецелесообразно - за пред е лами с него сборной площади .

2. Конструкции снегозащитных насаждений

О сновной принцип действия снегозащитных лесных полос заключает с я в уменьшении скорости снеговетрового потока до такого предела , при котором происходит полное отложени е переносимого снега . Следовательно , работоспособность снегоза щи тны х полос зависит от их густоты и сом к нутости . По э тому признаку различаю т три основных вида конструкции снегозащитных лесны х полос : п л отн ая ( непродуваемая ), ажурная и продуваемая . Каждая из указанных конструкций имеет свои осо бе нности в стр о ении полос и влиянии на и з менение структуры снеговетрового п о тока , а , следовательно , и формы сн е жн ых отложений .

Лесная полоса плотной ( непродуваемой ) констру к ции представляет собой в облиственном состоянии пл о тное сверху донизу насаждение , в вертикальном профиле которого нет сквозных просвето в или их количество не превышает 5 % ( рис . 1). В етров ой поток при встрече с такой полосой через нее почти не проникает , а огибает ее сверху и на некотором расстоянии от опушки с завихрением опускается на землю . Эта конструкция полос действует как вихреобразовател ь . Образование снежного сугроба по высоте в таких полосах происходит сравнительно быстро , с угроб имеет крутые откосы , и его вершина находится в самой полосе или вблизи опушки . Вследствие этого полосы таких конструкций часто зарабатываются , т . е . заносятся снегом и теряют свои защитные свойства . В ряде случаев такие полос ы не только не защищают дороги от заносов , но даже способствуют их за н оси мости , а снег , накапливаемый в насаждениях , вызывает значительный снеголом , что с нижает и х работоспособность . По данным Я . А . Б ражевс кого , на расчистку таких снего л омов Целиноградск о й дистанцие й в зим н ий период 1 964 г . затрачено около 25 тыс . р убл ей , или более 1 5 % эксплуатационных расходов . А нал огичн ые резуль т аты отмечены и на Орской ди с та нции . Зде с ь , по дан н ым И . Я . П етухов а и др. на уборку снегол о ма с 1 га ежегодно затрачивается до 50 ч / дн ей. Снеголом отрицательно влияет и на б иологическую устойчи в ость насаждений . Повторяясь из года в год , он расстраивает их и приводит к преждевременной г ибели.

Рис. 1 . Ле с ная п о лоса п лотной конструкции.

Рис . 2 . Л ес ная п ол оса а ж урной конструкции .

Рис . 3 . Л ес ная поло с а продува е мой кон с трук ции.

Лесная полоса ажурной конструкции в обли с тве нном состоян и и и меет скво з ные пр о светы , более или менее равномерно ра с пределенные по всей ее высоте ( рис. 2). Пр и встрече ветрового поток а с ажурной пол о сой он частично переваливает через неё, а частично просачивается по всему её вертикальному профилю . Поэтому ажурные полосы действуют одновремен н о как вихреобразовател ь и аэродинамическая ре ш етка . Максимальная высота сугроба у таких полос формируется на расстоянии 2 - 3 м от заветренной опушки , снежные шлейфы длинные и пологие . Такие полосы в течение зимы не зарабатываются и обладают значительной снего вой емкост ью .

Лесная полоса продуваемой конструкции в облиственном состоянии представляет собой в верхней и средней своих частях плотное или слабоажурно е насаждение с о скв о зными просветами внизу ( рис . 3). Про ду ваемы е полосы могут быть с н и зкорослым ку старником или без него . Лесные полосы этой конструкции в зависи м ости от степени ажурности могут быт ь как более , т ак и м е нее ветропроницаемы , чем полосы ажурно й конструкции .

Главное отличие ажурных полос от продуваемых состоит н е в количестве просветов , а в том , ка к э ти просветы распределены в насаждении . К ак указывалос ь выше , у ажурных полос просв е ты равномерно распределяются по всей высоте древостоя насаждений, а у продуваемых они сосредоточены в основном в нижней час т и д ревостоя . Продуваемая полоса , так же как и ажурная , р азделяет ветровой поток на две части . При этом верхняя большая част ь потока переваливает через полосу , а нижняя часть с повышенно й скоростью проходит внизу между стволами деревье в . Сле д ователь но , эта лесна я полоса действует как аэрогидроди н ами че ски й диффузор и как в и хреобразователь . У таких полос отмечается наиболее равномерно е с н егораспреде ление , а в самих полосах - ми ним аль ное к оличество снега , что о б ъясняетс я повышенной скоростью ветра в нижн е й части полос . Благодаря этому снег и з таких поло с выдувается и не накапливается в них . Э ти полосы обладают по в ышенн ой снегоем к остью , т . е . имеют наибольший снегозащитный эффект . Следовательно , в условиях большой снегоза н осим ост и автомобильных дорог им необходимо отдавать предпочтение , н аиболее эффе к тивными с негозащитными насаждениями в та к их у с ловиях я в ляются 5- рядн ые по л ос ы продуваемой конструкции с максимальной величиной продуваемости в нижнем ярус е ( до 70 - 80 % ) и н аим ен ьш ей - в верхне м ( до 25 - 30 %). Такая констру к ция способствует повышенной скоро с ти ве т рового потока межд у стволами деревьев в нижнем ярусе , что влечёт за собой выду в ание снега из полосы и увеличени е и х с н егоемк ости , бла г одаря удли н енным снежным шлейфам , а повы ш ен ная плотность полос в верхнем яру с е - образованию резко выраженного в озду хоп ада , обу с лавл ивающего создание устойчивой зоны выдувания . Это особе н но важ н о при ус л овии с овпадения зоны выдува н ия с полотно м д ороги .

3. Формы поперечных сечений снегозащитных полос

На сне гозащитные с войс тва лес ны х поло с , кроме к он ст рукций , ок азывают вли я ние и формы их поперечных сечений . Н аиболее ч аст о в стре чаются лесны е полосы , им е ющие следующие сечения .

1 . П рямоугольное , когда весь древо с той н аходится в одном яру с е .

2 . Т реугольн ое - высокие д е ревья находятся в центре полосы , н изк ие - н а опушках .

3 . В огнутое - высокие деревья в крайни х рядах , н изки е - в цен т ральных , опушк и оваль н ые .

4 . О бт екаемое - с н аве тре нной с тороны деревья н изкие , с п од в етренн ой высоки е , полог др е востоя пологий ( рис . 4 ).

Наиболь ш им с негозащитным э фф е ктом обладают лесные пол осы обт екаемого сечения , благодаря удлиненным сн е жным шлейфам и повыш енной сн егоем к ости , что с вяз ано с уменьшени е м бок о вой ш ероховат ост и и увеличе н ием их обтекаемости ветровы м потоком, п оэто му в усл о виях б ол ьшой с н его заносимо сти необходимо с озд ав ать лесные по лосы обтекаемого поперечного сечения , путем ввода в их наветренные ряды бол е е низких п о род и более вы сок их - в подветренные .

Рис . 4 . Формы поперечных с ечений ле с ных полос :

1 - прямоугол ьн ое ; 2 - т реугольн ое ; 3 - во г нутое ; 4 - об т ек аем ое .

Рис . 5 . Густая двухрядная кустарниковая кулис а при снегозаносимости до 25 м3/ п .м.

Рис . 6 . Р азмещение древес н о - к устар ник ово й к улисы при снегозаносимости до 50 м3 / п . м .

4. Расположение снегозащитных лесных полос вдоль дорог

Очень важен правильный выбор расстояния от сн е гозащитных полос до полотна дороги . Для установления оптимал ь ного ра с стояния необходимо принимать во внимание аэродинамичес к ие с войств а полос , а именно : длину их ветрозащи т ной зон ы ( ветровую те н ь ) и располо ж ение зоны выдувания . Это рас сто ян ие д олжн о быть до с таточным , ч тобы полностью разместить здесь п о дв етрен ные снежные о т ложения . При этом основные массы с н ежны х от ложен ий будут откладываться в ветро з ащитной зо не , а п олотно д ороги расположится в зоне выдувания , хара ктер из ующе йс я минимальными снежными отлож е ниями . Т ак ое расположение по ло с будет спо с обствовать п редотвращен ию заноси м ости д о рог даже в опа с ные з им ние периоды , когда количество прино с имого сн е га превы с ит их с не гозадерж ивающую способность .

Со ю здорНИИ р е комендует для условий с л абой з ан осим ости ( до 200 м3 / п . м ) с учетом объема снегоза н оса п рим енение у з ких и плот н ых с н егозащит ных д рев есн о - к устарник овы х к улис. Эти к улисы рекомендуется размещать на прилегающей к дороге полосе , ширина к оторой рассчитывает с я по формуле:

гд е : L - ширина з оны о тв од а, в которую входит шири н а с него защитных к улис в метрах , вместе с разрывами м е жд у ними и расстояни е м от б ро вк и земляного по л отна д о первого ряда с н егозащитной полосы ( X ).

S max - площа дь поперечного сечения снежного вала в год ы наибол ьших за н осов (м2 ).

hp - высот а рабочей части насаждения ( средняя вы с ота снежного вала в полосе ).

В за в исимости от объемов с не гозаноса д реве сны е насажд е ния располагаются на с нег осбо рном б ассе йн е с л едующим о б разом .

Ри с . 7 . Р азмещение дре в есно - к устарник ов ой кули с ы при снегозаносимости до 75 м3/ п . м .

Рис . 8 . Р азмещение др еве сн о - ку ст арник ов ой кулис ы при снегозаносимости д о 1 00 м3/ п . м .

Рис . 9 . Р азмещение д рев есн о - к устарн иковы х кулис при снегозаносимости до 1 50 м3 / п . м .

Рис . 1 0 . Р азмещение дре в есно - к устарн иков ых к улис при снегозаносимости до 200 м3 / п . м .

Для уча с тков дорог с объемом снегозаноса до 25 м3 / п .м рекоменду е тся густая двухрядная по с адка кустарников на рас с тоянии 20 - 25 м от б ровки земляног о полотна ( рис . 5).

На участках дорог с о бъемом с негозаноса до 50 м3 / п . м з акладыв ается одна четырехрядная древес н о - к устарни ковая кул иса на ра с стоянии 30 м от б ровки зе м ляного пол о тна , при э том дв а ряда с полевой с торон ы устраи в ают из кустарников и два ряда с дорожной с тороны - из густоветвистых низкокронных деревьев ( рис. 6 ).

На дежн ой з ащитой для у частков дорог с объемом снегоз ан оса до 75 м3 п /м служит ше ст ир ядная древесно - кустарниковая кул и са , з аложенная на расстоянии 40 м от бровки зем л яного п олотна дороги . В такой кулисе ку с тарники занимают к райние ряды ( рис. 7).

На уча с тка х дорог со с н егозаносом до 1 00 м 3 / п. м закладыва ют д ревесн о - к уст арник овую кулису на расстоянии 40 м о т бр о вки зем л яного п ол от на в сочетании с двухрядной пос а дкой к уста рн иков , р азме щен ных на расстоя н ии 1 5 м от кулисы в ст орону поля ( рис . 8).

Участки дорог с о снего з ан осом до 150 м3 / п . м н адежн о за щищ ает систе м а из двух узких дре весно - кус т арниковы х к ули с , в которой ближе к дороге р асполагаема я шес ти рядн ая кулиса на расстоянии 40 м от бровки з емляног о по л отна , а с о с тороны п оля ч е тырехря дная к улиса на рассто я нии 30 м от ш ест и ря дно й кулисы ( ри с . 9).

Д л я участков дорог со снего з ан осом до 200 м3 /п . м з акл адыв ают сист е му и з двух ш естирядны х д реве сно-куст арниковы х к улис с ра з ры вом между н ими в 35 м . П ри этом бли жайшую к д оро ге к улису р азмещают на расс т оян ии не ближе 50 м от бровки з е мляного поло тн а ( р ис . 10).

Д л я таких с негозащитных насажд е ний рекомендуютс я ветв исты е д ревесные породы с низко опущенной кро н ой и в ы сокорастущими кустарниками .

Небольшое количество рядов в к улис ах к омпенсируется з агущ ением по садк и в р яд ах с рас сто янием между с тволами ч ерез 0 , 4 м и уши рени ем междурядий до 2,5 - 3,0 м , что обеспечивает повышение п л ощади питания раст е ний и возможн о сть механизации обработки почвы и у х ода за по ло сами .

О пытная проверка характера с н ежны х о т лож ени й у эксперимен т альных л есных по ло с вдо л ь автомоби л ьных дорог свидетель с твует о надеж н ой защит е их при с лабой с тепени за н осим ости до 200 м3 / п . м .

В у с ловиях с евера Казахской ССР автомобильные дороги проходят в основном по равнинным участкам степей , где снег переносит с я на бол ь шие рас ст ояния и дороги , сл едовательно , подвер га ются более з начительным в з носам . Объемы снежных отло ж ений н а автомобильных дорогах достигают 300 - 400 м3 / п . м , а в бо л ее снежные з имы - 6 00 - 700 м3 / п . м с максимумом на отдельных участках до 1 200 м3 / п . м .

Плотные конструкции полос в таких условиях , как правило , быстро зарабатываются. Ч астые поземки и метели сильно уплотня ю т снег в заработанных полосах , особен н о при примешивании к нему земл я ной пыли , являющейся результатом зим н ей эрозии почв . Э то обстоя т ель ст во у с угубляет вредное воздействие снежных сугробов на сохранность з ащитных насажд е ний . Появ ля ются повреждения древостоя лесных полос ( снеголом ). В резу л ьтате этого некотора я часть с н егозащитных насаждений плотных конструкций ежегодн о выходит из строя .

По э тому схемы и конструкции с н егозащитных поло с , п редложенные Со ю здорН ИИ и являющиеся надежной защитой для участков слабой заносимости ( д о 200 м3 / п . м ), в условиях большой заносимости не дают положительных результатов .

Пре д лагаемые п родуваемые констру к ции полос с обтекаемы м поперечн ым профилем обладают большей снегоемкость ю , чем плотные полосы , и не подв е ргаются снеголому . Но ввиду значительной снегоза н осимости наших дорог целесоо б разн о применение н еск ольких древес н о - к уст арник овы х кулис разноо б разных к онструкций , т . к . одна снегозащитна я кулиса не в состоянии надежно защищать дорогу от заносов . Расчёт ширины участка , на котором должны располагать с я кулисы , осуществляется по формуле , п рименяемой С оюздорНИ И , а к онструкции снегозащитных кулис и разрывы между н ими необходимо дифференцировать с ле дующим образо м .

Первая н а ветренная кули с а на снегосборном ба сс ейне с полевой стор о ны обя з ательн о должна быть продуваемой конструкции без кустарников , последующие промежуточные кулисы - продуваемыми с низким кустарником и последняя придорожная кулиса - непродуваемой конструкции .

Согла с но данным наших с негомерных с ъемок , снежные шлейфы у лесных полос продуваемой конструкции даже на участках с большим снегосборн ы м бассейном не распространяются дальше 80 - 1 00 м , а на участках с меньшими снегосбор н ыми ба с сейнами и це н трал ьных кул и сах - н е дальше 40 - 60 м. П оэтому первую промежуто ч ную кулису необходимо располагать на рас с тоянии 80 м о т нав етре нной кулисы . На таком расстоянии е ще не наблюдается разго н а метели и , вследствие этого , промежуточная кулиса не будет перегружат ь ся снегом .

Отсутствие кустарников в первой наветре н ной кули с е будет способствовать выносу основной массы снежны х отложений за пределы полосы , что предо х ранит древо с той к улисы о т снеголома . Это й кулисой б удет удержива т ься ос н овная ма с са переносимого снега со с н егосборного ба с сейна , а к другим ку л исам его буд ет перен оситься з начительно меньше .

Ряды кустарников в промежуточных кулисах с лужат для аккумуляции ими позе м кового снега и будут препя т ствовать его выносу за пределы кулис .

Расстояние между такими второстепенными кули сами принимается до 60 м .

Последняя дорож н ая кули с а для обеспечени я выраженной з оны в ыдувания и уменьшения длины шлейфа должна иметь плотную конструкцию и располагаться на расстоя н ии н е более 60 м о т полотна дороги и на таком же расстоянии от п редыдущей кулисы .

Сами межкулисные разрывы такой ширины не изы м аются из пахотной площади земель совхозов и колхозов и дают возможность хозяйствам прово д ить в них м еханизированные сел ь скохозяйственные работы . Кроме этого , п ри таком размещении кулис э кономнее расходуется посад о чный материал и пахот н опригодн ая площадь , вследств ие уменьшения числа кулис .


Рис . 11 . Р азмещение дре в есно - ку старниковы х к улис при средне й за но сим ости д о 400 м3/п.м .

Рис . 12 . Размещение д рев есно - ку старник овы х кулис при си л ьной зано си мо сти до 600 м3/п.м .


Продуваемые кули с ы без кустарников для прида н ия им обтекаемого профиля с оздаютс я и з 5 рядов древесных пород с более низкорослыми породами в наветренном ряду и более высокими в подветренном . Размещение деревьев в ряду производится через 1 ,0 - 1 ,2 м .

В продуваемых кулисах с кустарниками , к роме 5 рядов др е весных пород по вышеуказанной схеме , с наветренной стороны вы с аживается два ряда низкорослых кустарников с размещением через 0,5 м .

В непродуваемой дорожной кулисе д л я придания ей плотности с наветренной стороны высаживаются в ы сок орослы е к устарники . Величин а междурядий во в с ех конструкциях кули с принимается 3,0 - 3 , 5 м . Это обеспечивает увеличение площади питания растений и возможность применения механизированного ухода .

В зависимости от объема с н егоприн оса древесные кулисы рекомендуется размещать вдоль д орог следующим о бразом .

На сред н езаносимых участках с объемом с н егоп рин оса от 200 до 400 м3 / п . м закладывается с истема кулис , с остоящая из наветренной , промежуточной и придорожной кулис с величиной разрыва между н аветренной и промежуточной кулисами 80 м и между промежуточной и придорожной кулисами 60 м. Расстояни е от полотна дороги до придорожной кули с ы также должно быть н е меньше 60 м ( рис . 11).

Надежной з ащитой на сильнозаносимых участках дорог с объемом снегозаноса от 400 до 600 м3 / п . м будет служить с истема кулис из наветренной , двух промежуточных и придорожной кулис . Расстояние между наветренной и перво й промежуточной кулисами принимается в 80 м , а между последующими промежуточными и придорожной кул и сами - 60 м . Расстояние от полотна дороги до опушки придор о жной кулисы также должн о быть равным 60 м ( рис. 12).

Очень силь н озаносимые участки дорог с объемом снегозаноса свыше 60 0 м3 / п . м з ащищаются системой кули с из наветренной , 3 - 5 промеж у точных и придорожной кулис с размещением , аналогичным предыдущему варианту .


Рис . 1 3 . Раз м ещ ение древес но - ку старнико вы х кули с п ри о чень с ильной за но симо ст и свыше 600 м3/п.м .


Увеличение ч исла п ромеж уточных кулис на очень сил ьно заносимых участках дорог зависит от объема снегопри н оса . П ри объеме с н егоприноса от 600 до 800 м3 / п . м рекоменду ю тся тр и промеж у точные кули с ы , при 800 - 1 000 м3 /п. м - 4 кулисы и п ри 1 000 - 1 200 м3/ п. м - 5 кулис ( рис . 13).

Для создания древесных ку л ис предлагаемых конструк ц ий рек омендуется следующий ассортимент пород .

В наветренной кулисе в п е рвые два наветренные ряда в ысаж ивают ся вяз глад к ий , клён ясе н ели стный , клен татарский , рябина сибирская , ч еремуха сибирская , облепиха , боярышник с ибирский , я блоня сибирская , а в следующи е три ряда - береза , тополя , ли с твенница сибир с кая .

В промежуточные кулисы , к роме этих пород , с наветренной с тороны вводится два ряда таких низких кустарников , ка к вишни : степна я , канадская , п есчаная ; смородины : черная , золо тист ая ; спереи : городчатая , у зколистная , з веробоелис тная ; б обов ник , чилига , дрок красильный .

В придорожную кулису в опушечные ряды вводится акация желтая , ш ип овники , м ожжевельники , ж им олость татарская , в прио пу шечны е - клен ясенелистный , клё н татарский , вяз гладкий , в яз мелколистный , рябина сибирская , черемуха сибирская , о блепиха , боярышни к сибирский , яблоня сибирская и в центральные - бере з а , тополя , лиственница сибирс к ая .

5. Механизированное снегозадержание

В основу этого метода положено механизированное возведение снегозащитных устройств и использование снега в каче с тве материала для изготовления стено к и траншей , служащих преградами с неговетровому потоку . Одн о временно с защитой дорог от заносо в механизированное снегозадержание обеспечивает равномерность снеж н ых отложени й н а прилегающих к дорога м п олях и , кроме того , предотвращает скапливание у дорог больших мас с снега , вызывающих трудности по пропуску весенних вод и способствующих деформации земляного полотна . Опы т применения меха н изи рова нного снегозадержания показал , что система см ежных траншей может быть использована как самостоятельный вид защиты , а также и в сочетании с лесными полоса м и и механическими преградами . Про в еденные наблюдения свидетельствуют , ч то на снегозадерживающую способно с ть системы траншей существенное в лияние оказывает их распо л ожение по отношению к господствующим метелистым ветрам . Многочисленными исследованиями уста н овлено , ч то наиболее полно реализуется снегосбор н ая с пос обность траншей при угле встречи с н еговет рового потока с траншеями поряд к а 60 - 90 °. При уг л ах 35 - 60 ° снег откладываетс я шлейфами , т раншеи заполняются неравномерно . При уг л ах менее 35 ° траншеи практически перестают задерживать сн е г .

Для деталь н ого представления о более выгод н ом направлении снежных преград приводится таблица № 1.

Таблица № 1

Повторя е мос ть метелистых ветров по румбам в процентах

Станция

С

CB

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

С + Ю

CB + ЮЗ

В + З

СЗ + ЮВ

Р а зность

Рек оменд уемое н апр .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Явленка

3

7

9

7

11

45

1 5

3

1 4

52

24

1 0

42

СЗ - Ю В

Петропавло в ск

3

6

12

10

9

44

1 0

6

1 2

50

22

1 6

34

сз - юв

Кок четав

3

3

5

7

19

42

1 7

4

22

45

22

11

34

Сз - Ю В

К расн оарм ейск

2

5

12

4

10

38

24

5

1 2

43

36

9

34

СЗ - юВ

Ат басар

7

8

8

7

1 7

40

9

4

24

48

1 7

11

37

Сз - ю в

Це линоград

2

12

6

1 2

16

34

1 5

3

1 8

46

2 1

1 5

3 1

СЗ - Ю В

Алексеев к а

10

7

4

6

21

32

1 5

5

3 1

33

1 9

11

28

СЗ - ЮВ

Т ургай

17

22

3

1

1 4

24

1 2

7

3 1

46

1 5

8

38

СЗ - юВ

К устан ай

9

10

4

6

24

35

7

5

33

45

11

11

34

сз - юв

Сем и озерны й

11

11

2

7

38

26

3

2

49

37

5

9

44

з - в

Бая н - Ау л

3

5

5

1

1

1 9

50

1 6

4

24

55

1 7

5 1

с - ю

Иртышское

4

6

6

1 2

25

32

11

4

29

38

1 7

1 6

22

сз - юв

Павлодар

3

7

1 0

23

8

27

1 6

6

11

34

26

29

5

СЗ - ЮВ

Щерба к ты

4

9

1 0

9

1 3

38

1 3

4

1 7

47

23

13

34

С З - ЮВ

С еми ярк а

3

2

1 3

32

8

11

1 9

1 2

11

1 3

32

44

3 1

СВ - ЮЗ

Гал кин о

3

7

5

8

26

35

1 2

4

29

42

1 7

1 2

30

СЗ - ЮВ

Уил

6

4

1 8

25

1 5

9

9

1 4

2 1

1 3

27

39

26

с в - ю з

Мар тук

2

5

2 1

35

7

1 2

10

8

9

1 7

3 1

43

26

св - юЗ

Те мир

11

1 0

25

1 0

12

1 2

9

11

23

22

34

22

11

с - ю

Актюбинск

4

1 4

20

1 0

1 4

1 7

14

7

1 8

3 1

34

1 7

1 6

с - ю

Эмба

11

27

9

11

1 5

15

8

3

26

42

1 7

1 4

28

СЗ - ЮВ

Му г одж арск ая

2

10

43

9

9

1 5

10

2

11

25

53

11

42

с - ю

Ч е лкар

1 8

2 4

11

7

9

1 5

8

8

2 7

39

1 9

1 5

24

СЗ - Ю В

К арабут ак

15

16

6

8

1 6

1 7

1 3

9

3 1

33

1 9

17

1 6

сз - ю в

Ф . Шевченко

1 2

1 7

2 1

29

3

2

5

1 1

1 5

19

26

40

2 1

СВ - ЮЗ

Гурьев

6

1 3

26

1 8

7

1 0

11

9

1 3

23

37

27

24

с - ю

Ке н дерли

6

1 8

45

16

2

2

5

6

8

20

5 0

22

42

с - ю

Жилая Коса

7

1 1

35

1 7

5

7

10

8

12

18

4 5

25

33

с - ю

Прорва

6

1 0

23

32

5

6

8

1 0

11

1 6

3 1

42

26

СВ - ЮЗ

Косч агыл

4

1 0

30

2 1

6

11

9

9

1 0

2 1

39

30

2 9

с - ю

Урд а

9

1 5

2 1

1 4

1 2

12

1 1

6

21

27

3 2

20

1 1

с - ю

Фурманово

1 0

1 4

2 2

14

1 2

1 2

9

7

2 2

26

31

21

9

с - ю

Ур аль ск

11

1 3

9

13

20

16

11

7

31

29

20

20

11

З- В

К ал мыково

7

12

22

18

1 1

1 1

11

8

1 8

23

33

26

25

с - ю

Дж ам бейты

5

1 2

25

2 3

12

11

6

6

1 7

23

3 1

29

1 4

С -Ю

Чин ги рлау

5

5

2 6

30

9

1 3

6

6

1 4

1 8

32

3 6

18

СВ -ЮЗ

В таблице , к роме п ро центного выражения повт о ряемости метели сты х ве т ров по отд е льным ру мб ам , прив е дены суммы повторяем о сти в е тров противоположных румбов ( С + Ю ; CB + Ю З ; В ; СЗ + Ю В ) и ра з ность между наибольшей сумм о й повторяемости направления ветра и суммой п овторяемости направл е ний , перпендикулярн ы х им. Эти вспомогательные подсчеты рекомендован ы для определения показателя выгодности расположения снежных траншей . Р азность м е жду наибольшей суммой повторяемости пр о тивоп ол ожн ых направ л ений в е тра и суммой повторя е мости противопо л ожных на п равл ений , перп е ндикулярных им , являются характерными величинами для оцен к и более точного расположения снежных траншей против вредоно сн ых в е т ров . Т а к , например , есл и по Петропавловску наибольша я сумма повторяемости про тив оп олож ны х направлений ветра ( CB + ЮЗ ) рав н а 50 % , а сумма пов т оряемости противоположных направлений , п ерпендикулярн ых им ( СЗ + ЮВ ) - 1 6 % , то здесь наивыгоднейшее на п равление снежных траншей с С З на ЮВ с показателем в ыгодн ости в 34 % и т . д . Это говорит о том , ч то с нежные траншеи п ри таком н аправлен ии будут во с принимать на себя силу ветра на 34 % боль ш е , ч ем при н аправлении с С В н а ЮЗ .

Рис . 1 4 . С хематическая карта северной половины Казахской С СР с розами метелистых ветров .

На нижеприведе нн ом рисунке ( рис . 14), п о данным этой таблицы , в с еверной п олови не Ка з ахс тана выделено два се к тора с преобладающим на п равле нием в е тров , разделен н ые м е жд у с о бой линией К арабут ак - Чел к ар - Аральск. В секторе , р аспол оженно м к во с току от этой ли н ии , явно выраж е но п реоблада ние юго - западных вет ров , а в сек то ре , располо ж енном к з а п аду о т данной л ини и , п реобладают юго - в ост очны е и восточ н ые ветры . Поэтому наибо л ее рациональное напра в ление снежные траншеи в п е рвом се к торе б у дут иметь при их распо л оже нии с с еве ро - з апада н а юго -в ост о к , а во втором - с с е ве ро - восто к а на юго - запад и в ме рид иональн ом направлении. К он ечно , в к аждом конкр е тном пункт е в етровой режим может им е ть с в ои особе н ности , что н еобходимо учит ы вать для каждого учас т ка дор о ги .

Пропашку первых траншей ц еле сообразн о начи н ать с начала зимы при нез н ачите ль ной толщи н е снеж н ого покрова . П ри эт ом , п ри наличии с нег озащ итны х насаждени й или механич е ских преград , траншеи проводят по навет р енн ому с н ежному ш лейф у , собранному этими преградами , и дальш е в сторону поля . Исключительно важную роль име ет применение этой ме ры при слиш к ом близ к ом рас п оложении снегозащитных п олос вдол ь дорог или значительной их и з реж енности , а та к же при о т работк е лесных п олос и при наличии молодых н а саждений .

По мере за н ос им ости снежных траншей высота их гребня при повторных пропашках увеличивается и снегозадерживающее дейст вие траншей у с ил ивается . Поэтому нужно добиваться наи б ольшей глубины траншей и высоты снежных валов .

Д л я полного использования снегозадерживающей способности траншей н еобходимо их располагат ь друг от друга на расстоянии , равном сумме длин наветренного и подветренного шлейфов , что соответствует 1 5 высотам вала траншеи . Таким образом , п ри вы с оте вала от 1 ,0 до 1 ,5 м расстояние между центрами соседних траншей должно быть равным 15 - 20 м .

Устройство таких траншей производится тракторными двухотвальными снегоочистителями , бульдозерами , прицепны ми угольниками , кусторезами и т . п ., а при незначительном снежном покрове лучше использовать валообразова т ели ( ри д жеры ) и грейдеры . Наиболее эффективны тракторные двухотвал ь ны е снегоочистители , формирующие глубокие траншеи с высокими и к рутыми валами .

Закладку таких систем снежных траншей целесообразно осуществлять на снегосборн ы х ба с сейнах с обеих сторон заносимых участков дорог в зо не шириной от 1 до 2 км в зависимости от величины с н егосборного бассейна .

6. Комплексная система снегозащитных насаждений

Наиболее совершенным методом защиты а в томобильных дорог о т снежных з аносов является комплексный метод .

Комплексная система снегозащитных насаждений осуществляет ся путем сочетания с негозащитных насаждений у дорог с пол езащитными полосами . Применением такой защи т ы одновременно до с тигается две цели : сохранение влаги на полях в местах снег о съем а, ч то способствует повышению урожайности сельскохозяйственных культур и уменьшению масс снега , идущих на перенос и о б разующих снежные заносы , и потому является исключительно целесообр аз ной мерой .

Дл я у добства работы сельскохозяйственных ма ши н , приме н яемы х при современной агротехнике , Министерством сельского хозяйства СССР установлена минимальна я площадь межполосных клето к ( 10 0 га ) , что требуе т минимального размера ме ж ду полосами 500 м . При такой ширине явление с н егосноса выражается доволь но резко . Дан н ые наших и с следований свидетельствуют о том , ч то даже в более узких м е жполос ных клетках снос с нега с це н тральной ча с ти межполо с ных к л еток в с егда в ы раж ен значительно . С точки з рения снегорегу ли рован ия такая величина ме ж полос ных к л еток в наших условиях яв л яется совершенно неправи л ьной и её необходимо уменьшить в р а йон ах отсутствия ветровой эрозии до 250 - 300 м, а в районах , п одвергающихся эрозии , - д о 1 50 - 200 м . Кроме того , ч тобы не допускать в ыдувания и сноса снега с полей и переноса его к дороге , необходимо в сист е ме полезащитных лесных полос постоянно проводить сп е циальные мероприятия по з аде ржанию снега в це н тральной час т и межполосных полей . З де сь н еобходимо созда н ие кулис из высо кос тебельны х с ельск охозяй стве нных рас т ен ий ( с о рг о , кукуруза , п одсолнечник , г орчица ) или снегозадержание ри дж ерными снегопахами . Это зн а чите льно осла б ит сдувани е снега с полей и перенос его к дороге .

В целях б ол ее равномерного ра с пределения снега на поля х и предотвраще н ия снеголома в поле з ащитных поло с ах , о н и д о лжны иметь следующи е к онструкции .

Первая наветренная поле з ащитн ая полоса комплекс н ой с истем ы должна иметь продуваемую конс т рукцию с обт е кае мым попереч ным профил е м , что обеспечит задержание с н ега широким пологим валом не выше 1 ,0 м и вынос его вер ш ины за пределы полосы .

Последующие полезащитные полосы комплек с ной системы дол жны б ыть п родуваемыми с кустарниковыми рядами из низких к ус тарн ико в с наветренной стороны для предотвращения выно с а п оземко вого снега из межполосной клетки .

Придорожная полоса комплексной системы должна иметь плотную конструкцию для обра з ования выраженной зоны в ыдувания и располагаться не ближе 60 м от полотна дороги . В этом случае полотно дороги будет совмещаться с зоной выдувания .

Придорожную полосу плотной конструкции необходимо располагать от ближа й шей пол е защитной полосы н а ра с стоян ии 1 00 - 1 20 м , чтобы она не пер е гружалась снегом и находилась бы за з оной аккумуляции поле з ащитной полосы , где е ще н е наблюдает с я разгон метелей ( рис . 15).


Рис . 1 5 . Размещение вдоль автомобильной доро г и ком п лексной сис темы снегозащитных насаждений .


Поле з ащитные ле с ные полосы комплексной си с темы должны р ас пол агатьс я обязательно перпендикулярно господствующим м ет елистым ветрам , а придорожная полоса - паралле л ьно трассе дороги .

Такие к омплексные снегозащитные системы закладывают с я с кажд ы й стороны заносимого участка дорог в зоне шириной от 1,5 до 3,0 км , в зависимости от размеров сне г осб орны х бассейнов .

О с уществ ление комплексной сист е мы снегозащитных насажд ений необходи м о начинать со стадии п роек тирования. При этом необ х одимо предусматривать одновремен н ое выращивание п ол езащит ных и снегозащитных на с аждений .

7. Определение работоспособности снегозащитных насаждений

Для определения работоспосо бн ости снегозащитных насажде н ий в наиболее характерных по занос и мости м еста х д ол жн ы быть зало жен ы перпендикул я рно к оси полотна дорог и постоян н ые сн егомерные посты.

Измерение снежных отложений на каждом по с ту производитс я работника ми ДЭУ и ЛПУ. Перече н ь постоянны х сн его мерны х по с тов н а каждой дороге утверждается начальни к ами Д Э У и ЛПУ.

Провед е ние с негомерн ых съемок должн о быть не реже 1 раз а в ме с яц , лучше всего п осле сильных метел е й с таким ра с четом , чтобы зафиксировать в период мак с имальных с негозанос ов х арак тер с н ежных отло ж ен ий в различных профи л ях д о рог и . Снегомерны й п ост представляет собой мар ш рутн ую л инию , начинающую с я со с т ороны го сп одствующих мете л истых в е т ров на рас с тоянии 2 00 - 300 м от п олотна дороги в ме стах с выравненным снежным п о кров ом , н апр авленную п ерпендику лярно к полотну дороги с выходом в откры тую степь до установивш е йся мощно с ти с н ежных от л ож ений .

В натуре такая маршрутная ли н ия за к репляется орие нт ирными сто л биками , имеющими с вой номер .

Мощность с н ежн ого покрова по мар ш рутной линии определя ет ся п ерено сн ой рейкой ( щ упом ), и з готовле нной из стальног о с тержня сечением 8 - 1 0 мм с делени е м через 1 0 с м и осо б ой отметкой полуметровок общей длиной 2,5 - 3,0 м .

Измерение мощности сн е жных отложений в открытом месте с равномерными отложениями производится через каждые 1 0 м , при прохождении по шлейфам сугробов у лесных полос , по резерву и полот н у дороги частота измерений снежного покрова производится через каждые 2 м . В самой снегозащитной полосе измерение производится в опушках и в каждом ряду поло с ы , а на дороге - на откосах , обочинах и ездовой части .

Р ейка при измерении высоты снежного покров а втыкается в снег вертикально и не должна входить в землю своим острием , а только касаться поверхности почвы .

Вс е измерения снежных отложений по маршрутной линии зано с ятся в журнал снегомерной с ъ емки , который имеет следующую форму .

Журнал с негомерной с ъ емки

Обл ушосдор ( упрдор ) _ ______ Дорога __________

ДЭУ ___ км ____ _

П рофиль дороги _____________ снегоме р ный пост № ______

Мар ш рутная линия № _ ________ Дата ___________________

№ точек наблюдения

Расстояние от н ачала промера

Мощност ь с нежных от ложений

Примечание

Пример

1

0

3 0

Зябь

2

10

55

Нач ал о наветренного шлейфа

3

20

90

Наветренная опушка

и т . п .

В примечании отмечается подстилающая поверх н ость ( з ябь , пар , стерня , выгон , луг , сенокос , травы и т .п.) , на чало навет ренного шле йфа, н авет рен ная опушка , заветренная опушка , р яды полос, конец заветрен н ого ш лейфа , р ез ерв , отко с ы бровки , обочины , ездовая поло са и т . п .

Рис. 1 6 . В е ртикальный разре з с н ежного ш лейфа .

По данным журнала снегомерной с ъ ёмки , строится профиль снежных от л ожений для определения объема снегозадержания 1 п.м с нег опол осы .

П рим ер определения с нежных отложений по профилю ( рис . 15).

Площа дь поперечного сечения сугроба равна сумме трапеций , сост авл яющи х сугроб .

 и т.д.

где: h 1- n - мощ н ость снежных отложений в точках измерений .

l 1- n - р а сстояние между точ к ами измерений .

Объем сн егоп рин оса к 1 п . м дорог и : W = Y ´ 1 м3/п.м .

Журна л ы и п р о фили снегомерных съемок составляются в двух экземплярах. О ди н бере тся у исполнителя , а второй еже м ес ячно отп равляется в в ышестоящую инстанцию .

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Соз д ание снегоз ащитных насаждений рекомендуемых к онст рукций в м есте с т ранше йным с н ег оп ахан ием окупается за счет :

а ) с нижен ия затра т на зимнее содержание дороги ;

б ) уменьше н ия транс п ортны х потерь от простоев и снижения с ко росте й движения автомобилей , вызываемых снежными заносами ;

в ) с нижения з атрат п о уходу за наса ж дениями вследствие отсутствия снего л ома в кулисах ;

г ) экон о мии по садочного материала и п ахотн опригодн ых пло щадей б лагодаря рациональному размещению на с аждений вдоль дорог .

По д анн ым д о рож но -э к сплу ат ац ионны х управлений , з атраты на з имнее с о держание з аносимых уча с тков д о рог при прежних ко нструкци ях снегозащитных на с ажде ний до с тигают 400 - 500 руб . на километр дороги . Снегозащитные насаждения р ек омен дуе мых конструкций н адеж но з ащищают дороги от за н осов и сн ижают расходы на зимнее содержание дорог не менее 200 ру б . на кило м ет р дороги .

Величин а транспортных потерь от про с тоев и снижения с коростей движения автомобилей , вы з ываемых снежн ы ми за н осами , п о данным расчета отдела эксплуатации дорог Казахского филиала Союздор Н ИИ , п ри интенсивности движения 500 автомобилей в с утки составляет более 200 руб . на одном километре дороги в каждый снегоза н осимы й день . Следовательно , на участках , защищенны х прежними конструкциями снегозащитных насаждений , даже п ри минимальном ко л ичестве заносов (2 снегоза н осимых дня в году ) ве л ичина транспортных потерь составит 400 руб .

Снижение затрат по уходу за наса ж де ния ми , за счет ли к видаци и снеголома , достигает 1 50 ч / дней на один километр си с темы снегозащитных кулис в условиях средней за н оси мости , что обеспечивает экономию в сумме 450 руб . Рациональное размещ е ние вдоль дорог древесно - кус т арн иковы х ку ли с пред л агаемых кон с трукций с учетом их снегоем к ости и длины распро с транен ия с н ежны х шлейфов вдвое умень ш ают расходы посадочного материа л а и пахот н опригодны х площадей. В ране е применяемых с хе мах дре ве сно- кустарников ых к улис при размещении их ч е рез 30 - 35 м в у с ловиях высокой сне г озаносим ости создавал и сь до 1 0 кулис с о б еих с торон дороги . В предлагаемых с х емах увеличивается ш ирина межкулисных разрывов , в ре з ультате вдвое уме н ьшае тся чи с ло кулис . При таком размещении можно сэкономит ь 30 тыс . саженц е в древе с но - кустарниковых пород, или 1 800 руб .

Экономия пахо тн опригодны х площадей достигает 10 г а . Пр и среднем урожае 1 0 ц зерна с га и стоим о сти одного ц е нтнера по закуп о чным ценам 6 руб . 8 0 коп , э к ономия составит 680 руб . на один к ило метр в год .

Таким о бразом , в результате применения п р едлагаемых конструкций снегозащитных насаждений народное хоз я йство ежегодно будет иметь экономию в разм е ре 3530 руб . на каждом километре дороги .

О с обенн о эфф е ктивно прим е нение комплек с ной с ис темы сне го защи тны х н асаждений . Экономический эффект такой системы с лагается и з следующих основ н ых статей :

а ) дохо д от реали з ации лесопродукции ;

б ) прибавка урожая на защищаемых полях ;

в ) предотвращение эрозии пахотны х земель ;

г ) уме н ьш ение размеров транспортных потерь и затрат на з имн ее содержание дорог .

Расчет дохода от реализации лесопродукции при восстановительн ы х , са н итарны х рубках и рубках ухода представлен следующей таблицей .

Вид продукции

Запас на 1 га в м3

Таксовая стоимость 1 м3 в руб .

Общая стоимость в ру б .

Деловая

50

2,0

1 00

Дровяная

80

1, 5

1 20

Хворост

40

0 ,6

24

ИТОГО :

1 70

244

Учитывая , ч то один километр комплексной снегозащитной системы соответст в ует 1 5 га насаждений , доход от реализации лесопродукции составит 3660 рублей .

Доход от дополнительно й продукции , получаемой на защища е мых полях, р ассчитывается следующим образом . Принимая во внимание , что один километр комплексной системы снегозащитных наса ж дений защищает д о 300 га полевых площадей и в еличина прибавки урожая на защищаемых полях достигает как минимум 2 ц с га , общая п рибавка урожая составит 600 ц . Следовательно , э кономия от дополнительной проду к ции при стоим о сти 1 ц зерна по заку п очным ценам 6 руб . 8 0 коп . составит 4080 руб .

Создание комплексной системы сн егоз ащитных насаждений вдоль дорог окупается и дает экономию за счет снижения з атрат на зимн е е содержани е дорог , в еличина к оторых на участках , лишенных з ащиты до с тигает 6 0 0 руб . на ки л ометр дороги , и л иквидации т ранспортных потерь , вы зы ваемых зано с ами , раз ме ры которых составляют 2200 руб . Общая величина т ра н спортных расходов на открытых незащищенных участ к ах дорог в северных и центральных областях Казах с тана даже при минимальном количестве зано с ов (4 с нег оз аносимы х дня в году ) с ос тавит 8800 руб.

Уменьшение расходов на зимнее с одержание дорог в резуль т ате внедрения компле к сной с истемы с негозащитных насаждений достигает 300 - 350 руб .

С ледовательно , с уммы доходов одного километра комплек с ной с истемы снегозащитных насаждений составят :

а ) от реализации лесопро дук ции                                                     - 366 0 р уб .;

б ) общая с тоимость дополните л ьной продукции                          - 4080 руб. ;

в ) размер транспортных пот е рь и з имнего содержания дорог     - 91 00 р уб .

ИТОГО : 1 7840 ру б .

Затраты н а создание одного километра комплек с ной системы сне г оз ащитных н а саждений и з с еянцев древесно - к уста рник овы х пород не превышаю т 2000 руб . Убыток от недоб о ра урожая , в связи с изъятием площади под защит н ые насаждения из ра с чета 1 5 га и с реднем урожае 1 0 ц с га со с тавляет 1 020 руб .

Таким обра з ом , о б щая э кономия при внедр е нии комплексной си с темы с негоз ащитных на с аждений со с тавит 4820 руб . П редл агаемая с истема с н ег озащи тны х насаждений полностью окупится и даст з начительную прибыль на сл едующий же год по с ле дос т ижен ия в озраста р аботоспосо бн ости.

К п реимуще ств ам комплексной си с темы с негозащитных н асаждени й мо ж но о тнес ти и оздоровление ме с тн ост и , см я гчение к лимата , защ и ту почв и всходо в се льск охозяйс твенны х к ульт ур от яв л ений ч е рн ых бурь , с оздание мест здорового отдых а и с бор п лодов .

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . 1

1. Основные факторы вызывающие заносимость дорог . 2

2. Конструкции снегозащитных насаждений . 4

3. Формы поперечных сечений снегозащитных полос . 6

4. Расположение снегозащитных лесных полос вдоль дорог . 7

5. Механизированное снегозадержание . 14

6. Комплексная система снегозащитных насаждений . 17

7. Определение работоспособности снегозащитных насаждений . 19

Экономическая эффективность рекомендуемых мероприятий . 20

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Армирование Винт гост Входной контроль материалов Заземление электроустановок Катет сварного шва Коэффициент разрыхления грунта Максимальная масса транспортного средства Нормы пробега шин Ок 016 94 Отсос Плиты покрытия размеры Снип 23 01 99 строительная климатология Схема вентиляции Таблица подшипников Технологический регламент