Технологические карты. Устройство дорожных одежд и земляного полотна с применением рулонных синтетических текстильных материалов
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОРОЖНЫЙ ПРОЕКТНО - ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ
И НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ГИПРОДОРНИИ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
КАРТЫ
УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ЗЕМЛЯНОГО
ПОЛОТНА С ПРИМЕНЕНИЕМ РУЛОННЫХ
СИНТЕТИЧЕСКИХ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Утверждены
Минавтодором РСФСР
Протокол № 2
от 26 февраля 1981 г.
Москва 1981
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнее время в практике дорожного строительства начинают применяться прослойки , созданные из синтетических текстильных материалов . Такие материалы , обладая высокими механическими характеристиками , водопроницаемостью , стойкостью к агрессивным воздействиям , способны выполнять функции армирующих , дренирующих и защитных элементов в дорожных конструкциях . Этим они способствуют повышению модуля упругости дорожной конструкции , более быстрой стабилизации свойств грунтов ( слабых переувлажненных грунтов оснований или грунтов земляного полотна в расчетный период ) и защищают материалы нижних слоев дорожной одежды от проникновения глинистых частиц , сохраняя тем самым их начальные свойства на более длительный период .
В настоящих « Технологических картах » изложена технология устройства земляного полотна с созданием прослоек из рулонных синтетических текстильных материалов в случае их укладки в тело земляного полотна или в нижних слоях дорожной одежды .
Технологические карты разработаны в соответствии с положениями ВСН 13-73 « Методика составления технологических карт на выполнение основных дорожно - строительных работ ». - М .: Транспорт , 1974. В основу их положены исследования Гипродорнии , а также данные об опыте применения синтетических текстильных материалов . Все это является дополнением к выпущенным ранее « Рекомендациям по повышению качества земляного полотна путем его армирования , синтетическими материалами ( для опытного применения )» - М .: Гипродорнии , 1979 , где приведены данные , необходимые для выбора синтетического текстильного материала , и методика проектирования дорожных конструкций .
Технологические карты составлены канд . техн . наук Ю . Р . Перковым и инж . А . П . Фоминым , при участии инж . А . Е . Кобранова.
Все замечания и пожелания просьба направлять по адресу : Москва , 109089, наб . Мориса Тореза , 34, Гипродорнии .
Заместитель директора по научной работе
д - р техн . наук А . П . Васильев
ВВЕДЕНИЕ
« Технологические карты » предназначены для использования при разработке проекта производства работ и организации труда на объекте .
Настоящий документ состоит из трех технологических карт , относящихся к следующим областям применения синтетических текстильных материалов :
армирование активной зоны земляного полотна или нижних слоев дорожной одежды ;
укрепление обочин автомобильных дорог ;
многослойное армирование земляного полотна при его возведении из переувлажненных грунтов .
Каждая технологическая карта предусматривает состав звеньев и бригад рабочих и перечень технических средств ( машин , оборудования и пр .), необходимых для выполнения работ на участке , а также содержит технологическую последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов , схему работы потока и размещение ресурсов по захваткам , указания по рациональному выполнению основных процессов работы , требования к качеству работ и технике безопасности .
При производстве работ следует руководствоваться (помимо названных в предисловии) следующими нормативными документами :
СНиП III -40-78 Правила производства и приемки работ . Автомобильные дороги . - М .: Стройиздат , 1979;
СНиП III -8-76 Земляные сооружения . Правила производства и приемки работ . - М .: Стройиздат , 1977;
ВСН 97-63 Инструкция по сооружению земляного полотна автомобильных дорог . - М : Транспорт , 1964;
ВСН 39-79 Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог . - М .: Транспорт , 1980;
СНиП III -А .11-70 Техника безопасности в строительстве . - М .: Стройиздат , 1970;
Правила техники безопасности при строительстве , ремонте и содержании автомобильных дорог - М .: Транспорт , 1978;
Типовая инструкция по технике безопасности для дорожных рабочих при строительстве автомобильных дорог . - М .: Оргтрансстрой , 1976;
Типовая инструкция по охране труда для машинистов грейдеров , автогрейдеров , грейдер - элеваторов . - М .; Оргтрансстрой , 1975;
Типовая инструкция по охране труда для машинистов грунто - уплотняющих машин . - М .; Оргтрансстрой , 1975.
Во всех случаях применения технологических карт , приведенных в документе , необходима привязка их к конкретным условиям производства работ .
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПИ С УСТРОЙСТВОМ В ВЕРХНЕЙ ЕЕ ЧАСТИ АРМИРУЮЩЕЙ ПРОСЛОЙКИ ИЗ СИНТЕТИЧЕСКОГО РУЛОННОГО МАТЕРИАЛА
I . Общие положения
Технологическая карта предназначена для использования при организации и производстве работ по армированию верхней части земляного полотна рулонным синтетическим текстильным материалом с устройством над ним песчаного слоя . Она применима также при соответствующем пересчете объемов работ и производительности занятых машин для случая укладки на синтетический материал не песчаного , а иного грунтового слоя или нижнего слоя основания дорожной одежды ( рис . 1 а ). Принимается , что синтетический материал поставляется в рулонах шириной 1,5 м весом 50 кг ; длина материала в рулоне 80 м .
До начала работ земляное полотно должно быть полностью , возведено и уплотнено в соответствии с требованиями СНиП II - Д .5-72, СНиП III -40-78 и ВСН 97-63 ( см . раздел « Введение »).
Работы по устройству слоев , расположенных выше покрывающего синтетический материал слоя , ведутся без изменений согласно существующим нормативным документам на производство этих работ .
II . Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
Технологическая схема производства работ приведена в табл . 1. В схеме принято , что планировка верха земляного полотна производится автогрейдером , последующая укладка полотен синтетического рулонного материала ведется на всю ширину земляного полотна с соединением отдельных полотен при помощи специальной установки ( см . приложение 2) и предусматривается отсыпка в один слой 0,2 м песка с транспортировкой его автомобилями - самосвалами , разравниванием бульдозером и уплотнением катком на пневматических шинах . Объемы работ рассчитаны по поперечнику ( рис . 1б).
Рис . 1 . Возможные уровни укладки синтетического материала ( а ) и поперечный профиль земляного полотна ( б ):
1 - верхние слои дорожной одежды ; 2 - песчаный слой ; 3 - синтетический материал ; 4 - грунт земляного полотна
Таблица 1
Устройство земляного полотна с армированием его верхней части синтетическим рулонным материалом
Номера процессов |
Номера захваток |
Источник обоснования норм выработки ( ЕНцР ) |
Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объема работ |
Ед . изм . |
Количество на 1 км |
Производительность в смену |
Потребность машино - смен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
I |
Расчет 1 а |
Планировка верха насыпи автогрейдером Д -557 за 9 круговых проходов , при длине хода 200 м |
м |
1000 |
620 |
1,61 |
2 |
II |
См . п . II технологической карты № 1 |
Укладка полотен подвезенного синтетического материала на верх земляного полотна ( 11 полотен шириной 1,5 м ) |
м |
(1000) |
(270) |
(3,7) |
3 |
II |
Расчет 2 |
Соединение отдельных полотен при помощи специальной установки |
м |
(1000) |
(260) |
( 3, 85) |
4 |
III |
Расчет 3 а |
Транспортирование песка автомобилями - самосвалами ЗИЛ -555 грузоподъемностью 4,5 т на расстояние 5 км в количестве 0,2 ´ (13,8 + 15) /2 ´ 1000 = 2880 |
м3 |
2880 |
29,9 |
96,3 |
5 |
III |
§ 2-1-15 , табл . 2, п. 9б; стр . 72, прим . 3, коэффициент 0,85 |
Разравнивание неуплотненного песка бульдозером Д -493 с перемещением его до 10 м из расчета 0,2 ´ (13,8 + 15) /2 ´ 1000 = 2880 |
м3 |
2880 |
1460 |
1,97 |
6 |
IV |
Расчет 4 |
Подвозка воды на расстояние 5 км и ее розлив из расчета 4 л / м2 по поверхности песчаного слоя поливомоечной машиной ПМ -130 в количестве 13,8 ´ 1000 ´ 4 = 5520 0 |
л |
55200 |
42600 |
1,29 |
7 |
IV |
§ 2-1-22 , табл . 2, п . 1 в , п . 5 б |
Уплотнение песчаного слоя толщиной 0,2 м катком на пневматических шинах Д -263 в сцепе с трактором С -80 при 8 проходах по одному следу и длина гона солее 200 м 0,2 ´ (13,8 + 15)/2 ´ 1000 = 2880 |
м3 |
2880 |
720 |
4,0 |
Потребность машин на 1 км . маш .- смен : автогрейдер Д -557 - 1,61; катки на пневматических шинах Д-263 в сцепе с трактором С -80 - 4,0; автомобили - самосвалы ЗИЛ -655 - 96,3; бульдозер Д -493 в сцепе с трактором С -100 - 1,97; поливомоечная машина ПМ -130 - 1,29; установка для соединения полотен - 3,85.
В технологической схеме на каждый рабочий процесс указаны - объем работ на 1 км дороги , принятая производительность машин , потребность в машино - сменах . Величина принятой производительности обосновывается ссылкой на соответствующий нормативный документ или номер расчета , приведенного в приложении 1.
Производительность выполнения работ по укладке полотен синтетического рулонного материала ( процесс 2) принята из данных , полученных при ведении опытного строительства :
скорости раскатывания рулонов при их ширине 1,5 - 2 м , составляющей 2 км / ч ;
потери времени на возвращение к началу участка , выравнивание уложенных полотен и анкеровку начала и конца полотен после их полного соединения составляют в среднем 0,18 ч на одно полотно при его длине 80 - 100 м .
Производительность работ по укладке полотен для принятых исходных данных равна 270 м / смену ( из расчета создания прослойки из полотен на всю ширину земляного полотна ) или 4400 м2 / смену .
Номера рабочих процессов представлены в технологической последовательности и указаны номера захваток , где они выполняются .
III . Установление скорости потока и комплектование отряда
Скорость потока и комплектование отряда определены по итогам потребности машин ( в машино - сменах ) на 1 км , приведенным в технологической схеме с учетом следующих дополнительных требований :
время нахождения полотен синтетических материалов под действием солнечного света не должно превышать 3 - 3,5 ч ;
длина захватки ( скорость потока в смену ) должна быть кратна длине синтетического материала в рулоне .
Эти условия в наибольшей степени будут соблюдены при скорости потока 240 м / смену и составе машин , приведенном в табл . 2.
Рис . 2 . Схема потока по устройству земляного полотна с армированием его верха синтетическим материалом
Таблица 2
Состав отряда при скорости потока 240 м / смену
Наименование машин |
Количество машин и коэффициент внутрисменной загрузки |
Квалификация рабочих |
Количество рабочих |
|
Автогрейдер Д -557 |
1 (0,39) |
Машинист 6 разр . |
2 |
|
Каток Д -263 в сцепе с трактором С -80 |
1 (0,96) |
Тракторист 5 разр. |
1 |
|
Водитель III кл . |
24 |
|
||
Бульдозер Д -493 в сцепе с трактором С -100 |
1 (0,48) |
Рабочие : |
|
|
при машинах |
4 |
|
||
Автомобиль - самосвал 3М -555 |
23 (1,0) |
на ремонте машин |
3 |
|
Поливомоечная машина ПМ-130 |
1(0,31) |
|
|
|
Всего рабочих в смену |
34 |
|||
Установка для соединения полотен |
[1 (0,93)] |
|
IV . Схема работы п отока и размещение ресурсов по захваткам
На рис . 2 приведена схема работы потока по устройству земляного полотна с армированием его верхней части синтетическим рулонным материалом с учетом скорости потока 240 м / смену .
Рулоны (11 шт .) синтетического материала подвезены заранее и распределены по длине захватки через 80 м ( длина синтетического материала в рулоне ) у начала каждого из участков .
V . Указания по рациональному выполнению основных процессов работ
1. Планировка верха земляного полотна
Планировка верха земляного полотна производится автогрейдером Д -557, оборудованным системой « Профилъ -1». Он совершает рабочие проходы в двух направлениях по кольцевой схеме ( рис. 3).
Рис . 3 . Схема работы автогрейдера Д -557 при планировке :
1 - 7 - номера проходов
Планировка выполняется за три цикла по 3 круговых прохода - в каждом с перекрытием следа предыдущего прохода на 0,5 м . За первый цикл производят грубую планировку земляного полотна при ручном управлении и движении на 2 передаче ; за второй и третий циклы производят окончательное выравнивание верха земляного полотна при автоматическом режиме управления автогрейдером и движении на 2 - 3 передачах .
2 . Укладка полотен подвезенного рулонного синтетического материала на верх земляного полотна и соединение полотен
Укладка полотен производится вручную двумя рабочими путем раскатки рулонов вдоль земляного полотна , начиная от его края . После раскатки первого рулона длиной 80 м рабочие возвращаются к началу участка и кладут второй рулон таким образом , чтобы перекрытие полотен было равно 8 - 12 см . Во время этого процесса необходимо периодически производить разравнивание полотен во избежание образования каких - либо складок .
После укладки первого и 15 - 20 м второго полотен начинается процесс соединения смежных полотен друг с другом . В дальнейшем процессы по укладке и соединению полотен ведутся одновременно ; расстояние между раскатываемым рулоном и идущей вслед за ним установкой 15 - 20 м ( рис . 4).
Соединение полотен производится тепловым методом с помощью специальной установки - схема , технические характеристики и правила работы с ней приводятся в приложении 2.
При небольшом объеме работ возможно соединение полотен с помощью паяльных ламп . Ввиду ухудшения качества соединения укладка полотен в этом случае производится с перекрытием 20 - 25 см . В процессе соединения полотен разогреваются паяльной лампой поверхности синтетических материалов на ширине перекрытия полотен . Сразу после плавления производится обжатие свариваемых полотен на ширине перекрытия ручным катком с вальцом весом не менее 25 - 30 кг при ширине его 40 - 50 см и выравнивание их . Затем края торцевой части полотен армирующего слоя у начала участка прижимаются к грунту металлическими анкерами диаметром 3 - 6 мм и длиной 150 - 200 мм .
Рис . 4 . Укладка и соединение полотен (1 - 11) с помощью установки (12):
13 - 17 - первые проходы по укладке и соединению
Расстояние между анкерами 1,0 - 1,2 м . Работы по укладке и соединению полотен ведутся бригадой в составе четырех человек .
3 . Транспортирование и разравнивание песка
Песок подвозится автомобилями - самосвалами и разравнивается бульдозером в последовательности , указанной на рис . 5. Выполнение этих операций начинается непосредственно после укладки и соединения полотен на первом участке длиной 80 м захватки 11, а также нахождения синтетического материала под действием света не более 3 - 3,5 ч .
Автомобили - самосвалы выгружают первые партии песка на край созданного армирующего слоя , не заезжая задними колесами на него . Бульдозер постепенно подвигает выгруженный песок на армирующий слой , не затрагивая гусеницами его открытую поверхность , и выполняет проходы с перекрытием 1,0 м . Следует избегать резких поворотов бульдозера на одной гусенице , так как это может привести к повреждению полотен синтетического матери ала .
Все работы по возведению вышележащего над синтетическим материалом песчаного дренирующего и морозозащитного слоя ведутся способом « от себя» без заезда занятых на строительстве машин на открытую поверхность материала .
4 . Уплотнение песчаного слоя с дополнительным увлажнением
Уплотнение производится прицепным катком на пневматическом ходу , движение которого следует проводить с перекрытием предыдущего прохода на 0,3 - 0,4 м продольными круговыми проходами ( рис . 6). Грунт уплотняют до максимальной плотности с предварительным увлажнением при 8 проходах катка по одному следу . Степень уплотнения проверяют лабораторно - контрольные посты строительного объекта .
VI . Требования к качеству работ и технике безопасности
Рис . 5 . Схема отсыпки песчаного слоя на уложенные и соединенные полотна (1 - 11):
1 - 3 - проходы бульдозера
Рис . 6 . Схема работы катка по уплотнению :
1 - 6 - номера проходов катка
После планирования верха насыпи автогрейдером для укладки полотен синтетического материала отдельные неровности поверх ности не должны превышать 4 - 6 см . Уложенные и соединенные полотна синтетического материала не должны иметь складок или повреждений . Качество шва , достигаемое в результате соединения тепловым способом данного вида материала , оценивается предварительно . Для этого из соединенных по принятой методике небольшой длины полотен отбираются образцы размером 5 ´ 20 см и испытываются на прочность при растяжении .
При завершении процесса соединения полотен, полученные швы осматриваются , их качество оценивается визуально . После создания армирующего слоя запрещается проезд по его незащищенной поверхности любых машин .
Технология производства работ с применением синтетических материалов не связана с какими - либо дополнительными требованиями с точки зрения техники безопасности и предусматривает соблюдение требований действующих документов , перечисленных в разделе « Введение » .
VII . Расчет технико - экономических показателей
Произведенный расчет основных технико - экономических показателей приведен в табл . 3 - 6.
Таблица 3
Расчет основной заработной платы рабочих , занятых в смену
Машины ( рабочие ) |
Разряд рабочих |
Кол - во рабочих |
Заработная плата одного рабочего в смену , руб . |
Общая заработная плата руб . |
Автогрейдер Д -557 |
6 |
1 |
6,47 |
6,47 |
Каток Д -263 |
5 |
1 |
5,75 |
5,75 |
Автомобиль - самосвал ЗИЛ -555 |
водитель III кл. |
23 |
5,0 |
115 |
Бульдозер Д -493 |
6 |
1 |
6,47 |
6,47 |
Поливомоечная машина ПМ -130 |
водитель III кл. |
1 |
5,0 |
5,0 |
Итого |
|
34 |
|
170,21 |
Таблица 4
Основные стоимостные показатели машин в отряде
Машины |
Количество машин и коэффициент их внутрисменной загрузки |
Стоимость машино - смены , руб . |
Расчетная стоимость машины , тыс. руб. |
||
одной машины |
общая |
одной машины |
общая |
||
Автогрейдер Д -557 |
1 (0,39) |
29 |
29 |
7,5 |
7,5 |
КатокД -263 в сцепе с трактором С -80 |
1 (0,96) |
39 |
39 |
9,6 |
9,6 |
Самосвал ЗИЛ -555 |
23 (1,0) |
16 |
368 |
3,6 |
82,8 |
Бульдозер Д -493 на тракторе С -100 |
1 (0,48) |
35 |
35 |
7,3 |
7,3 |
Поливо м оечная машина ПМ -130 |
1 (0,31) |
15 |
15 |
6,0 |
6,0 |
Итого |
|
487 |
113 |
Таблица 5
Стоимость материалов на 1 км
Материал |
Цена за единицу измерения , руб . |
Объем |
Сумма , руб . |
Синтетический материал - м 2 |
0,8 |
16500 |
13200 |
Песок - м3 |
2,3 |
2880 |
7200 |
Итого |
|
|
20400 |
Таблица 6
Расчет основных технико - экономических показателей
№ пп |
Показатели |
Ед . изм . |
Величина показателей |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
А . Общие данные |
|
|
1 |
Расчетная стоимость машин |
тыс . руб . |
113 |
2 |
Производительность отряда |
|
|
|
в смену |
м |
240 |
|
в год ( при 250 сменах ) |
км |
60 |
3 |
Количество рабочих , занятых в смену : |
|
|
|
на машинах |
чел . |
27 |
|
при машинах |
-" - |
4 |
|
на ремонте машин |
- " - |
3 |
Итого рабочих |
|
34 |
|
4 |
Основная заработная плата рабочих в смену: |
|
|
|
машинистов |
руб . |
139 |
|
рабочих при машинах и на ремонте машин |
- " - |
31 |
Итого |
|
170 |
|
5 |
Прямые затраты в смену : |
|
|
|
стоимость эксплуатации машин |
руб . |
482 |
|
стоимость материалов |
-"- |
4896 |
|
зар . плата рабочих при машинах |
- " - |
16 |
Итого прямых затрат |
|
5399 |
|
|
Б . Показатели на 1 км земляного полотна |
||
6 |
Прямые затраты |
руб . |
22516 |
7 |
Основная заработная плата рабочих |
- "- |
708 |
8 |
Трудовые затраты |
чел. - дни |
141 |
9 |
Накладные расходы : |
|
|
|
условно - постоянные (10 % от суммы прямых затрат ) |
руб . |
2251 |
|
зависимые от основной заработной платы (15 % от п . 7) |
-"- |
106 |
|
зависимые от трудоемкости работ (1 р . 90 коп . за 1 чел.-день ) |
-"- |
268 |
Итого накладных расходов |
|
2625 |
|
10 |
Плановые накопления 16 % от суммы прямых затрат и накладных расходов |
руб . |
1508 |
11 |
Сопоставимая себестоимость работ ( п . 6 + п . 9 + п . 10) |
- " - |
26649 |
12 |
Удельные капиталовложения в машины ( п . 1: п . 2 б ) |
- " - |
1955 |
13 |
Приведенные сопоставимые затраты ( п . 11 + п . 12 ´ 0,12) |
руб . |
26883 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
УКРЕПЛЕНИЕ ОБОЧИН АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ПРИМЕНЕНИЕМ РУЛОННОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
I . Общие положения
Технологическая карта предназначена для использования при организации и производстве работ по укреплению обочин существующей дороги с применением рулонного синтетического материала , который укладывается на грунт земляного полотна под слой гравийной смеси оптимального состава . Конструкция укрепления обочины представлена на рис . 7. Технологическая карта применима при соответствующем пересчете объемов работ и производительности занятых машин для случая укладки синтетического материала на грунт земляного полотна под любой грунтовый слой или слой укрепления обочины из несвязного материала .
Поскольку наиболее часто наездам подвергается первая треть ширины обочины , непосредственно примыкающая к кромке проезжей части , предусмотрена укладка одной полосы синтетического материала именно в этой части . Край материала шириной 0,1 м отгибается для его закрепления между слоем укрепления обочины и дорожной одеждой ( см . рис . 7) с целью создания лучших условий для работы материала .
Рис . 7 . Конструкция укрепления обочины :
1 - гравийная смесь оптимального состава ; 2 - синтетический материал
Принимается , что синтетический материал поставляется в рулонах шириной 1,5 м весом 50 кг ; длина материала в рулоне 80 м.
При организации и производстве работ должны быть учтены требования , изложенные в ВСН 39-79 ( см . раздел « Введение » ).
II . Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
Технологическая схема производства работ приведена в табл . 7. В схеме принято , что разработка слоя грунта толщиной 0,15 и производится а втогрейдером , последующая укладка полотен синтетического рулонного материала ведется вручную и предусматривается отсыпка 0,15 м гравийной смеси с транспортировкой ее автомобилями - самосвалами , разравниванием автогрейдером , увлажнением с помощью поливомоечной машины и уплотнением вальцовыми катками . Объемы работ рассчитаны по поперечнику ( см . рис . 7).
Таблица 7
Укрепление обочин с применением рулонного синтетического материала
Номера процессов |
Номера захваток |
Источник обоснования норм выработки ( ЕНиР ) |
Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объема работ |
Ед . изм . |
Количество на 1 км |
Производительность в смену |
Потребность машино - смен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
I |
Расчет 1б |
Разработка слоя грунта толщиной 0,15 м автогрейдером Д -557 за 3 круговых прохода при длине хода около 400 м из расчета 2 ´ 1000 = 2000 |
м |
2000 |
2300 |
0,87 |
2 |
II |
Расчет 5 |
Транспортировка синтетического материала автомобилем ЗИЛ -130 на расстояние 20 км из расчета 1,5 ´ 1000 ´ 2 = 3000 |
м 2 |
3000 |
4562 |
0,66 |
3 |
II |
См . п . II технологической карты № 2 |
Укладка подвезенного синтетического материала вручную из расчета 2 ´ 1000 = 2000 |
м |
(2000) |
(4100) |
(0,49) |
4 |
III |
Расчет 3а |
Транспортировка гравийной смеси автомобилями - самосвалами ЗИЛ -555 грузоподъемностью 4,5 т на расстояние 5 км из расчета 0,15 ´ 2 ´ 1000 ´ 2 = 600 |
м3 |
600 |
27,9 |
21,5 |
5 |
III |
§ 17-1 , табл . 2, № 8; стр . 1, табл . 1, коэффициент 1,15 |
Разравнивание гравийной смеси автогрейдером Д -557 из расчета 2 ´ 1000 ´ 2 = 4000 |
м 2 |
4000 |
3100 |
1,29 |
6 |
IV |
Расчет 4 |
Подвозка воды на расстояние 5 км и ее розлив по поверхности гравия ( из расчета 6 % воды от веса гравия ) поливомоечной машиной ПМ -130 в количестве 600 ´ 1,6 ´ 0,06 ´ 1000 ´ = 57600 |
л |
57600 |
42600 |
1,35 |
7 |
IV |
§ 17-11 , табл . 1, п . 14 |
Подкатка гравия легкими катками Д -552 при четырех проходах по одному следу из расчета 2 ´ 1000 ´ 2 |
м 2 |
4000 |
3700 |
1,08 |
8 |
IV |
Выполняется звеном дорожных рабочих , см . § 17-11 |
Проверка ровности и поперечного профиля поверхности укрепления с исправлением дефектных мест |
- |
- |
- |
- |
9 |
IV |
§ 17-11 , табл . 1, п . 15 |
Уплотнение гравийного укрепления средним катком Д -399 при 15 проходах по одному следу из расчета 2 ´ 1000 ´ 2 = 4000 |
м 2 |
4000 |
1000 |
4,0 |
Потребность машин на 1 км маш.-смен : автогрейдер Д -557 - 2,16; автомобили - самосвалы ЗИЛ -555 - 21,5; поливомоечная машина ПМ -130 - 1,35; легкий каток Д -552 - 1,08; средний каток Д -399 - 4; автомобиль ЗИЛ -130 - 0,66.
Производительность выполнения работ по укладке полотен синтетического рулонного материала ( процесс 2) принята из данных , полученных при ведении опытного строительства :
скорости раскатывания рулонов при их ширине 1,5 - 2 м , составляющей 1 км / ч ;
потери времени на выравнивание уложенных полотен , анкеровку начала и конца полотен и перемещение материала в проектное положение с установлением дополнительных анкеров составляют в среднем 0 ,15 ч на одно полотно , при его длине 80 - 100 м .
Производительность работ по укладке полотен для принятых исходных данных равна 4100 м / смену или 6100 м2 / смену .
III . Установление скорости потока и комплектование отряда
Скорость потока и комплектование отряда определены по итогам потребности машин ( в машино - сменах ) на 1 км , приведенным в технологической схеме с учетом следующих дополнительных требований :
время нахождения полотен синтетических материалов под действием солнечного света не должно превышать 3 - 3,5 ч ;
длина захватки ( скорость потока в смену ) должна быть кратна длине материала в рулоне .
Эти условия в наибольшей степени будут соблюдены при скорости потока 400 м / смену и составе машин , приведенном в табл . 8
Таблица 8
Использование ресурсов
Наименование машин |
Количество машин и коэффициент внутрисменной загрузки |
Квалификация рабочих |
Количество рабочих |
1 |
2 |
3 |
4 |
Автогрейдер Д -557 |
1 (0,86) |
Машинист 6 разр . |
1 |
Автомобили - самосвалы ЗИЛ -555 |
9 (0,96) |
машинист 5 разр . |
3 |
Поливомоечная машина ПМ -130 |
1 (0,54) |
Водитель III кл . |
11 |
Каток Д -552 |
1 (0,43) |
Рабочие : при машинах |
8 |
Каток Д -399 |
2 (0,8) |
|
|
Автомобиль ЗИЛ -130 |
1 (0, 26) |
на ремонте машин |
8 |
Всего рабочих в смену 31
IV . Схема работы потока и размещение ресурсов по захваткам
Схема работы потока приведена на рис . 8.
Рулоны синтетического материала распределены по длине захватки через 80 м ( длина материала в рулоне ) в количестве двух рулонов у начала каждого участка ( по рулону у каждой из обочин ). Распределение рабочих при машинах по захваткам приведено в табл. 9.
Таблица 9
Распределение рабочих по захваткам
Номер захватки |
Разряд рабочего |
Количество человек |
Наименование рабочих процессов , выполняемых рабочими |
I |
2 |
2 |
Зачистка кромок корыта под слои укрепления обочины |
II |
3 |
1 |
Укладка и разравнивание подвезенного синтетического материала с выполнением анкеровки его |
2 |
2 |
||
IV |
3 |
3 |
Проверка ровности и поперечного профиля поверхности укрепления с исправлением дефектных мест |
2 |
2 |
V . Указания по рациональному выполнению основных процессов работ
1. Подготовка корыта под слои укрепления обочин.
Рис . 8 . Схема потока по укреплению обочин с применением синтетического материала
Разработка грунта для создания корыта под слои укрепления обочины производится автогрейдером Д -557 за три кольцевых прохода по одному следу . При двух первых проходах срезаются слои грунта толщиной по 6 - 7 см ; при третьем выполняется окончательная планировка дна корыта с необходимым поперечным уклоном . Рабочие проходы выполняются в двух направлениях с разворотом в конце захватки и переходом с одной обочины на другую . При движении автогрейдера на второй передаче отвал его устанавливается в рабочее положение , при котором угол захвата составляет 35 ° , угол резания - 50 ° . Такой угол захвата обеспечивает подготовку корыта шириной 2 м . Срезаемый грунт сбрасывается через 15 - 20 м хода автогрейдера на откос . Кромка подготовленного корыта , примыкающая к дорожной одежде проезжей части , зачищается вручную .
2 . Транспортировка и укладка синтетического материала
Материал транспортируется бортовым автомобилем ЗИЛ -130 и распределяется по длине захватки в соответствии с п . IV настоящей технологической карты .
Укладка рулонов производится вручную тремя рабочими , путем раскатки их у кромки дорожной одежды по подготовленному корыту .
После раскатки первых метров полотно прижимается к грунту у начала участка по ширине тремя - четырьмя металлическими анкерами ( стержни длиной 15 - 20 см с обогнутым верхним и заостренным нижним концами ). В процессе дальнейшей раскатки производится периодическое разравнивание полотна и его перемещение в проектное положение - к кромке дорожной одежды проезжей части с отгибом 0,2 м . Для закрепления проектного положения вдоль кромки дорожной одежды по перегибу полотна через 10 - 12 м устанавливаются анкера . Укладка полотен ведется на всю длину захватки сначала на одной , а затем на другой обочине .
3 . Транспортировка и разравнивание гравийной смеси
Гравийная смесь оптимального состава подвозится автомобилями - самосвалами и выгружается непосредственно в корыто на уложенные полотна через расстояние , равное
м,
где Р - грузоподъемность автомобиля , т ;
1 ,3 - коэффициент уплотнения ;
g = 1,6 т / м3 - объемный вес гравийной смеси ;
h - толщина полосы укрепления , м;
в - ширина полосы укрепления , м .
Разравнивание и планировка гравийной смеси производится автогрейдером Д -557 за четыре прохода по одному следу при рабочих проходах в двух направлениях с разворотом в конце захватки и переходом с одной обочины на другую . В начале каждого прохода отвал автогрейдера устанавливается в рабочее положение , а в конце прохода поднимается в транспортное и производится поворот .
Первыми двумя проходами выполняется грубое разравнивание гравия в ручном режиме управления путем постепенной надвижки его на синтетический материал без заезда . За третий проход производится окончательное разравнивание и предварительная планировка гравия . Эту работу выполняют в автоматическом режиме управления . За четвертый проход выполняется окончательная планировка поверхности обочины по всей ее ширине , включая и неукрепленную часть шириной 0,5 м после которой контролируют шаблоном поперечный уклон обочины .
4 . Уплотнение гравийного слоя укрепления с предварительным увлажнением
Сразу после планировки гравийный слой уплотняется моторными катками с гладкими вальцами : подкатка катком весом 5 - 6 т , укатка - 10 - 15 т . Увлажнение создается непосредственно перед катком .
Подкатка выполняется за четыре прохода по одному следу . Проходы ведутся от кромки проезжей части со смещением последующих проходов на часть ширины катка . После этого уплотнение продолжается с перемещением от бровки земляного полотна к проезжей части . По окончании подкатки проверяется ровность и поперечный профиль поверхности укрепления , дефектные места исправляются .
Уплотнение выполняется за 15 проходов по одному следу в том же порядке что и подкатка при скорости движения на первых проходах 1,5 - 2 км . Число проходов уточняется на месте . Уплотнение ведется до исчезновения образования волны перед катком , стабилизации работы мотора катка и отсутствия заметных осадок гравия .
VI . Требования к качеству работ и технике безопасности
У подготовленного корыта под слои укрепления обочины величина отдельных неровностей не должна превышать 3 - 5 см . Уложенные в него полотна ( перед отсылкой на них песка ) не должны иметь складок и повреждений . По незащищенной поверхности полотен проезд любых машин , занятых на строительстве , запрещен .
Требования к качеству материалов конструктивных слоев укрепления изложены в ВСН 39-70 и указанных в предисловии «Рекомендациях» .
При строительстве следует выполнять требования СНиП III - А .7-62 и ВСН 39-79 . Перед началом работ необходимо провести ограждение участка и установить знаки в соответствии с требованием этих нормативных документов.
При выполнении укрепления и работе с машинами надо руководствоваться правилами техники безопасности , изложенными в действующих документах ( см . раздел « Введение» ).
VIII . Расчет технико - экономических показателей
Расчет основных технико - экономических показателей произведен в табл . 10 - 13.
Таблица 10
Расчет основной заработной платы рабочих , занятых в смену
Машины ( рабочие ) |
Разряд рабочих |
Кол - во рабочих |
Заработная плата одного рабочего в смену, руб . |
Общая заработная плата , руб . |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Автогрейдер Д -557 |
6 |
1 |
6,47 |
6,47 |
Автомобили - самосвалы ЗИЛ -555, а также ПМ -130 и ЗИЛ -130 |
водитель III кл . |
11 |
5,0 |
55 |
Каток Д -552 |
5 |
1 |
5,75 |
5,75 |
-"- Д -399 |
5 |
2 |
5,75 |
11,5 |
Всего : |
|
15 |
|
78,72 |
Рабочие: |
|
|
|
|
при машинах |
2 |
8 |
4,04 |
32,32 |
на ремонте машин |
4 |
8 |
5,12 |
40,96 |
Итого : |
|
31 |
|
152,0 |
Таблица 11
Основные стоимостные показатели машин в отряде
Машины |
Кол - во машин и коэфф . их внутрисменной загрузки |
Стоимость машино - смены , руб . |
Расчетная стоимость машины , тыс . руб . |
||
одной единицы |
общая |
одной машины |
общая |
||
Автогрейдер Д -557 |
1 (0,86) |
29 |
29 |
7,5 |
7,5 |
Самосвалы Д -555 |
9 (0,96) |
16 |
144 |
3,6 |
32,4 |
Поливомоечная машина ПМ -130 |
1 (0,54) |
15 |
15 |
6,0 |
6,0 |
Автомобиль ЗИЛ -130 |
1 (0,26) |
17 |
17 |
3 ,1 |
3,1 |
Каток Д -552 |
1 (0,43) |
19 |
19 |
2,9 |
2,0 |
-"- Д -399 |
2 (0,8) |
21 |
42 |
3,9 |
7,8 |
Итого : |
|
|
266 |
|
59,7 |
Таблица 12
Стоимость материалов на 1 км
Материал |
Единица измерения |
Цена за единицу измерений |
Объем |
Сумма , руб . |
Синтетический материал |
м2 |
1,0 |
3000 |
3000 |
Гравийная смесь |
м3 |
5,0 |
600 |
3000 |
Итого : |
|
|
|
6000 |
Таблица 13
Расчет основных технико - экономических показателей
№ пп. |
Показатели |
Ед . измерения |
Величина показателей |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
А . Общие данные |
|
|
1 |
Расчетная стоимость машин |
тыс . руб . |
59,7 |
2 |
Производительность отряда |
|
|
|
в смену |
М |
400 |
|
в год при 250 сменах |
км |
100 |
3 |
Количество рабочих , занятых в смену |
|
|
|
на машинах |
чел . |
16 |
|
при машинах |
- " - |
10 |
|
на ремонте машин |
- "- |
8 |
|
Итого рабочих |
|
34 |
4 |
Основная заработная плата рабочих в смену |
|
|
|
машинистов |
руб . |
79 |
|
рабочих при машинах и на ремонте машин |
- "- |
73 |
|
Итого : |
|
152 |
5 |
Прямые затраты в смену |
|
|
|
стоимость эксплуатации машин |
руб . |
256 |
|
стоимость материалов |
руб . |
6000 |
|
заработная плата рабочих при машинах |
- " - |
32 |
|
Итого прямых затрат |
|
6298 |
|
Б . Показатели на 1 км насыпи |
|
|
6 |
Прямые затраты |
руб . |
7437 |
7 |
Основная заработная плата рабочих |
- " - |
556 |
8 |
Трудовые затраты |
чел .- день |
112 |
9 |
Накладные расходы : |
|
|
|
условно - постоянные (10 % от суммы прямых затрат ) |
руб . |
744 |
|
зависящие от основной зарплаты (15 % от основной зарплаты ) |
- " - |
83 |
|
зависящие от трудоемкости работ (1,90 руб . за 1 чел .- день ) |
руб . |
213 |
|
Итого накладных расходов |
|
1040 |
10 |
Плановые накопления (6 % от суммы прямых затрат и накладных расходов ) |
руб . |
509 |
11 |
Сопоставимая себестоимость работ ( п . 6 + п . 9 + п . 10) |
руб . |
8986 |
12 |
Удельные капиталовложения в машины ( п . 1 : п . 2б) |
- " - |
1466 |
13 |
Приведенные сопоставимые затраты ( п . 11 + п . 12 · 0,12) |
- " - |
8986 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 3
ОТСЫПКА НАСЫПИ ИЗ ПЕРЕУВЛАЖНЕННЫХ ГРУНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИНТЕТИЧЕСКОГО РУЛОННОГО МАТЕРИАЛА
I . Общие положения
Технологическая карта предназначена для использования при организации и производстве работ по возведению насыпи из переувлажненных грунтов с отсыпкой и чередованием слоев с синтетическим рулонным материалом . Поперечный профиль нижней части земляного полотна приведен на рис . 9.
Принимается , что синтетический материал , поставляемый в рулонах шириной 1,5 м весом 50 кг при длине материала в рулоне 80 м , предварительно соединяется в полотна шириной 10 и 8,5 м , длиной 40 м за пределами строительного участка и только после этого подвозится на строительный участок .
До начала описываемых работ должны быть выполнены работы по подготовке основания под насыпь в соответствии с ВСН 97-63 и ВСН 166-70.
Предполагается , что возведение насыпи из переувлажненных грунтов осуществляется при последующем стадийном строительстве дорожного покрытия с учетом естественной консолидации земляного полотна . Грунты могут иметь влажность больше оптимальной и допускаемой , но должны иметь влажность меньше наибольшей из условия достижения коэффициента уплотнения 0,9 ( ВСН 166-70)*. Кроме того , влажность грунтов должна быть ниже значений , обеспечивающих возможность работы землеройно - транспортных средств без существенного снижения производительности ( влажность дана в долях от влажности на границе текучести WT );
1 ,0 WT - при легких супесях и пылеватых песках ;
0 ,9 WT - при пылеватых и тяжелых супесях , легких суглинках ;
0 ,7 WT - при тяжелых и пылеватых суглинках , глинах .
При проектировании и строительстве должны соблюдаться положения основных документов*) .
*) « Технические указания по возведению земляного полотна автомобильных дорог из переувлажненных грунтов» , ВСН 166-70. - М .: О ргтрансстрой , 1970; Методические рекомендации по сооружению земляного полотна автомобильных дорог из грунтов повышенной влажности . - М .: Союздорнии , 1980.
Технологическая карта составлена для случая возведения насыпи с поперечным профилем , показанным на рис . 9 вариант Б .
Из перечня работ при отсыпке насыпи ( по варианту А , рис . 9) исключается лишь операция по отгибу синтетического материала на откос . Работы по отсыпке верхней части насыпи из стабильных грунтов проводятся без изменений согласно существующим нормативным документам , за исключением работ по отсыпке первого от поверхности синтетического материала слоя , которые должны вестись согласно технологической карте № 1.
Таблица 14
Отсыпка насыпи из переувлаженных грунтов с применением синтетического рулонного материала
Номер процессов |
Номер захватки |
Источник обоснования норм выработки ( ЕНиР ) |
Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объема работ |
Ед . изм . |
Кол - во на 1 км |
Производительность в смену |
Потребность машино - смен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
- |
§ 2-1-7 А , табл . 3, п . 6 а . коэфф . 1,05, гл . 1, п . 3 |
Разработка грунта 1 группы в притрассовом карьере экскаватором Э -10011 с ковшом емкостью 1,5 м с погрузкой грунта в транспортные средства из расчета |
|
|
|
|
|
м3 |
22860 |
490 |
46,6 |
|||
2 |
- |
См . п . II технологической карты № 3 |
Соединение синтетического материала в полотна шириной 8,5 м и 10 м с помощью специальной установки за пределами строительного участка в количестве (2 ´ 10 + 5 ´ 8,5) ´ 1000 = 62500 |
м2 |
62500 |
4400 |
14,2 |
3 |
I |
См . п . II технологической карты № 3 |
Укладка и соединение полотен синтетического материала ( укладка четыре слоя с устройством двух соединительных швов в среднем для каждого слоя ) из расчета (2 ´ 10 + 5 ´ 8,5) ´ 1000 = 62500 |
м2 |
(62500) |
(6000) |
(10,42) |
4 |
1 |
Расчет 3 в |
Транспортировка грунта в насыпь автомобилями - самосвалами КрАЗ -256 Б грузоподъемностью 11 т на расстояние 2 км в количестве |
|
|
|
|
|
м3 |
22860 |
108 |
212 |
|||
5 |
1 |
§ 2-1-15 , табл . 2, п . 9 а стр . 72, прим . 3. снижение производительности в 1,2 раза согласно п . II технологической карты № 3 |
Разравнивание грунта 1 группы бульдозером Д -493 с перемещением его до 10 м из расчета |
м3 |
22860 |
1520 |
15 |
|
м3 |
22860 |
1520 |
15 |
|||
6 |
II |
Расчет 6 а |
Послойная подкатка грунта насыпи слоями 0,3 м самоходным катком на пневматических шинах Д -627 без балласта весом 8,5 т при 10 проходах по одному следу из расчета |
|
|
|
|
|
м 2 |
73500 |
1710 |
42,9 |
|||
7 |
II |
Расчет 6б |
Послойное уплотнение насыпи самоходным катком на пневматических шинах Д -624 с балластом , весом 35 т при 20 проходах по одному следу из расчета |
|
|
|
|
|
м 2 |
73500 |
1702 |
43,2 |
|||
8 |
II |
§ 2-1-46 , п . 8 а , см . п . II технологической карты № 3 |
Отгиб края синтетического материала на откос с укладкой его на край поверхности грунтового слоя , анкеровкой и предварительной подчисткой поверхности материала из расчета |
|
|
|
|
[(1,35 + 0,45 + 1,1) ´ 2 + 1,1 ´ 6] ´ 1000 |
м 2 |
(12400) |
(1080) |
(11,48) |
Потребность машин на 1 км ., маш.-смен : экскаватор Э -10011 - 46,6; автомобили - самосвалы КрАЗ -256 Б - 212; бульдозер Д -493 - 15: каток Д -627 - 42,9; каток Д -624 - 43,2; установка для соединения полотен - 14,2.
II . Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
Технологическая схема производства работ приведена в табл . 14, где принято , что переувлажненный грунт, разрабатываемый в притрассовом карьере экскаватором и транспортируемый автомобилями - самосвалами отсыпается на полотна синтетического материала , соединенные за пределами строительного участка и уложенные вручную . Затем он разравнивается бульдозером слоями толщиной 0,3 м и уплотняется самоходными катками на пневматических шинах . Толщина слоя грунта между двумя прослойками из синтетического материала - 0,6 м . По окончании устройства грунтового слоя ( его отсыпки на синтетический материал , разравнивания и уплотнения ) толщиной 0,6 м , края синтетического материала , лежащего под ним , отгибаются на откос, кладутся на поверхность этого грунтового слоя и крепятся анкерами . Схема расположения полотен указана на рис . 10. В дальнейшем операции повторяются . Объемы работ рассчитаны по поперечнику см . рис . 9 вариант Б .
В технологической схеме на каждый рабочий процесс указаны объем работ на 1 км дороги и потребность в машино - сменах , требуемые в целом для возведения нижней части земляного полотна принятого сечения ( см . рис . 9), а не для создания каждого из грунтовых слоев , что соответствовало бы объему работ на захватке . Это связано с тем , что работы по созданию каждого из трех грунтовых слоев повторяются трижды в одной и той же последовательности при небольшой разнице в объемах работ для каждого слоя ( см . п . IV ).
Производительность занятых при строительстве машин принята в соответствии с нормативными документами , указанными в технологической схеме , или номером расчета , приведенного в приложении 1 . Учитывается , что в результате работы с переувлаженными грунтами происходит снижение производительности бульдозера в 1,2 раза , катков - в 1,3 раза ( при снижении давления в шинах до 0,3 МПа - (3 кгс / см2 ), экскаватора - в 1,1 раза .
Рис . 9 . Поперечный профиль насыпи , отсыпаемой из переувлажненных грунтов :
А - вариант без отгиба синтетического материала на откос ; Б - вариант с отгибом ; 1 - синтетический материал ; 2 - грунт , отсыпаемый слоями 0,3 м ; а - е - слои грунта в порядке их отсыпки
Рис . 10 . Схема расположения полотен :
1 - 7 - номера полотен ( в скобках - ширина полотен )
Производительность выполнения работ по соединению синтетического материала в полотна шириной 8,5 м и 10 м за пределами строительного участка ( процесс 2) принята из данных , полученных при ведении опытного строительства :
производительность работ по укладке полотен вручную и соединению при ширине их 1,5 - 2 м с помощью специальной установки составляет 4400 м2 / смену ( см . технологическую карту № 1), т . е . затраты времени составляют 0,19 ч на 100 м2 материала ; потери времени на скатывание соединенных полотен в рулоны шириной 8 - 10 м ( при длине материала в рулоне около 40 м ) с подготовкой их под погрузку составляет 0,14 ч на 100 м2 материала ( производительность работ по скатыванию рулонов около 8000 м2/ смену ). Таким образом , общие потери времени при выполнении процесса 2 составляют 0,25 ч на 100 м2 материала , что соответствует производительности 2880 м2 / смену при работе бригады в составе четырех человек . При составе шести человек (3 - 4 человека на укладке и соединении полотен и 2 - 3 человека на скатывании полотен ) производительность работ при выполнении процесса 2 составляет 4400 м2/ смену .
Производительность выполнения работ по укладке и соединению полотен синтетического материала шириной 8,5 и 10 м ( процесс 3) принята в результате учета средней скорости соединения их с помощью паяльной лампы 150 м / ч , затрат времени на раскатывание , выравнивание и анкеровку полотен в размере 0,07 ч на каждое - шириной 8,5 ÷ 10 м и длиной 40 м , и соответствует 6000 м2 / смену ( состав бригады - 6 человек ).
Производительность выполнения работ по отгибу края синтетического материала на откос с укладкой его на поверхность вышележащего грунтового слоя , с анкеровкой и предварительной подчисткой поверхности материала ( процесс 8) - при работе бригады из 6 человек - назначена исходя из суммарных затрат времени на подчистку поверхности (0,58 ч по § 2-1-46, п . 8 а ЕНиР ) и укладку края материала шириной 1,5 - 2 м в проектное положение (0,18 ч по данным опытного строительства ) и составляет 1080 м2 / смену .
III . Установление скорости потока и комплектование отряда
Производительность и комплектование отряда определены из условий наиболее полной загрузки всех машин , обеспечения нормальных условий для их работы , наличия фронта работ , с учетом кратности длины захватки длине полотна синтетического материала (40 м) и недопустимости нахождения материала под действием света более 3 - 3,5 ч .
Этим условиям в наибольшей степени удовлетворяет сменная производительность отряда 200 м ( работы по созданию слоя насыпи толщиной 0,6 м - см . п . IV ) и состав машин , приведенный в табл . 15.
Таблица 15
Использование ресурсов
Наименование машин |
Количество машин и коэффициент внутрисменной загрузки |
Квалификация рабочих |
Количество рабочих |
Экскаватор Э -10011 |
3 (1,0) |
Машинист 6 разр . |
10 |
Самосвалы КрАЗ -256 Б |
14 (1,0) |
Помощники машинистов 5 разр . |
3 |
Бульдозер Д -493 |
1 (1,0) |
Водитель 3 кл . |
14 |
Каток Д -627 |
3 (0,95) |
|
|
-"- Д -624 |
3 (0,95) |
|
|
Установка для соединения полотен |
[1 (0,95)] |
Рабочие : при машинах |
18 |
|
на ремонте машин |
6 |
|
Всего рабочих в смену 51 |
IV . Схема работы потока и размещение ресурсов по захваткам
Отряд может работать поточным методом с выполнением работ , указанных в табл . 7 , при трехкратном повторении каждой из операции , начиная с третьей новым звеном машин .
№ сменных захваток |
I |
II |
Наименование процессов |
Укладка и соединение полотен синтетического материала , транспортировка и разравнивание грунта |
Уплотнение грунта , отгиб синтетического материала на откос |
№ процессов |
3, 4, 5 |
6, 7, 8 |
№ звеньев |
3, 4 |
5, 6 |
Длина захватки , м |
200 |
200 |
Машины , потребные на каждую смену , их загрузка |
Автомобили - самосвалы КрАЗ -256 - 14 шт . (1,0); Бульдозер Д -493 - 1 шт . (1,0) |
Каток Д -627 - 4 шт . (0,96); Каток Д -624 - 4 шт . (0,96) |
Рис . 11 . Схема работы отряда по возведению насыпи из переувлажненных грунтов с применением синтетического материала
В этом случае требуется концентрация значительных ресурсов , что является нежелательным ввиду сложности грунтовых условий . При сравнительно небольшой общей длине участка схема работы отряда может планироваться как для сосредоточенных работ или поточным методом . В последнем случае создается сначала первый грунтовый слой толщиной 0,6 м , и отряд переходит к началу участка для возведения следующего слоя . В любом случае общая технологическая схема производства работ , представленная в табл . 14, не изменится .
Схема работы отряда по отсыпке насыпи из переувлажненных грунтов с применением рулонного синтетического материала приведена на рис . 11. Принято , что отсыпка ведется участками длиной по 200 м , который делится на две равные захватки по 100 м каждая . Работу организуют так , чтобы укладка материала с отсыпкой на него грунта и разравниванием велись на одной захватке , а уплотнение - на другой .
V . Указания по рациональному выполнению основных процессов работ
1 . Укладка и соединение полотен синтетического материала
Соединение полотен синтетического материала с помощью специальной установки в условиях переувлажненных грунтов затруднительно .
Применение же паяльных ламп связано с большими трудозатратами , помимо этого не позволяет добиться и высокого качества шва . Целесообразно вести соединение материала в полотна большой ширины с применением специальной установки вне пределов строительного участка ( см . технологическую карту № 1), а затем перевозить и укладывать их , обеспечивая при этом минимальный объем работ по соединению непосредственно на месте строительства . Ширина предварительно соединяемых полотен назначается из условия возможности перевозки их имеющимися транспортными средствами с таким расчетом , чтобы создание прослойки обеспечивалось укладкой не более двух - трех полотен при минимальном перерасходе материала .
С учетом перечисленных соображений было принято , что материал предварительно соединяется в полотна шириной 8,5 и 10 м . Два полотна шириной по 10 м обеспечивают создание первой прослойки , укладываемой непосредственно на основание при сохранении достаточного запаса на перекрытие полотен и отгиба их на откос , а полотна шириной 8,5 м - создание трех остальных прослоек ( рис . 10).
Вес рулона составляет 140 - 145 кг при длине материала в нем - 40 м , что определяет легкость выполнения погрузки - разгрузки и работ по скатыванию и раскатыванию рулонов .
Укладка полотен производится вручную . П осле раскатки вдоль земляного полотна первого рулона рабочие возвращаются к началу участка и повторяют процесс со вторым рулоном , но с перекрытием полотен в 20 - 25 см . При укладке полотен необходимо периодически производить разравнивание . Затем выполняется их соединение путем разогрева паяльной лампой поверхностей синтетических материалов на ширине перекрытия . Сразу после начала плавления производится обжатие свариваемых полотен на ширине перекрытия ручным катком с вальцом весом не менее 25 - 30 кг при ширине 40 - 50 см . Далее производится укладка и соединение двух следующих полотен по длине участка .
Края ( торцевая часть ) прослойки , созданной у начала участка по ширине земляного полотна , прижимаются через 1,5 - 2 м к грунту металлическими анкерами длиной 15 - 20 см с отогнутой верхней и заостренной нижней частями . Анкера также устанавливаются вдоль земляного полотна с двух сторон по контуру вышележащего грунтового слоя через 6 - 8 м . Работы ведутся бригадой в составе 6 человек .
2 . Транспортировка и разравнивание грунта
Грунт , разрабатываемый экскаватором - драглайн , транспортируется автомобилями - самосвалами и разравнивается бульдозером . Первые партии грунта выгружаются на край полотен . Постепенно надвигая грунт на полотна , бульдозер выполняет проходы от центра к краю земляного полотна с перекрытием следа на 1 - 1,2 м. При этом для предотвращения повреждения материала следует избегать резких поворотов бульдозера на одной гусенице .
Все работы по созданию вышележащего над синтетическим материалом первого грунтового слоя ведутся способом « от себя» . После отсыпки этого слоя толщиной 0,3 м работы можно вести способом « на себя» с подъездом автомобилей - самосвалов по уже уплотненному грунтовому слою для отсыпки второго слоя.
3 . Уплотнение грунта
При возведении земляного полотна осуществляется послойное его уплотнение слоями толщиной 0,3 м и катками на пневматическом ходу . Для увеличения их проходимости давление в шинах желательно снизить до 0,3 МПа .
Грунт уплотняют круговыми проходами за два периода : сначала - более легкими катками ( Д -627 без балласта весом 8,5 т , 10 проходов по одному следу при скорости хода 3,2 км / ч ), затем - тяжелыми ( Д -624 с балластом весом 35 т , 18 проходов по одному следу при постепенном увеличении скорости от 3,2 до 5,7 км / ч ).
Во избежание обрушения грунта первые проходы начинают на расстоянии 2 - 2,5 м от бровки отсыпанного слоя . Затем следующими проходами , смещаясь за каждый проход на ширины катка (0,5 - 0,6 м ), уплотняют упорные полосы по краям насыпи . После этого уплотнение грунта продолжают с перемещением от краев насыпи к ее оси и перекрытием проходов на ширины катка (0,4 - 0,5).
Оптимальные условия работы грунтоуплотняющих машин устанавливают пробной укаткой . Степень уплотнения проверяют лабораторно - контрольные посты строительства .
4 . Укладка краев синтетического материала на откос в проектное положение
После отсыпки на синтетический материал двух грунтовых слоев ( толщиной по 0,3 м) и уплотнения их производится подчистка краев полотен до линии предполагаемого их отгиба , зафиксированной анкерами . Затем полотна постепенно , участками длиной 8 - 12 м, отгибаются на откос , а оставшаяся их часть шириной 0,5 - 1,35 м ( рис . 10) укладывается на поверхность вышележащего грунтового слоя . Полотна прижимаются анкерами к грунту , устанавливаемыми через 6 - 8 м , по их краю вдоль земляного полотна .
При укладке краев материала в проектное положение ( в соответствии с рис . 10) необходимо следить , чтобы материал не имел складок .
VI . Требования к качеству работ и технике безопасности
Уложенные полотна синтетического материала перед отсыпкой на них вышележащего грунтового слоя не должны иметь складок . Качество соединения отдельных полотен данного материала тем или иным способом в единое оценивается предварительно . Для этого из соединенных полотен отбираются образцы и испытываются на прочность при растяжении . Непосредственно на месте строительства созданные швы осматриваются , их качество оценивается визуально.
Лабораторно - контрольные посты строительства проверяют влажность грунтов , из которых возводится насыпь и степень их уплотнения .
Влажность грунтов должна обеспечивать достижение коэффициента уплотнения не менее 0,9 ( наибольшая влажность ) и работу землеройно - транспортных машин без существенного снижения их производительности ( п . II настоящей технологической карты ). Наибольшую влажность грунта ( WH ) определяют по формуле :
,
где Va - объем защемленного воздуха , %, принимается равным при : песках - 7, супесях - 5, суглинках и глинах - 3 - 4;
D в - удельный вес воды , г / см3 ;
g ск. max - максимальная стандартная плотность , г / см3 ;
g уд - удельный вес грунта , равный для песка 2,65, супеси - 2,68, суглинка - 2,71, глины - 2,74 г / см3 .
При возведении насыпи должны быть соблюдены требования , перечисленные в нормативных документах ( см . раздел « Введение» ).
VII . Расчет технико - экономических показателей
Расчет основных технико - экономических показателей в табл . 16 - 19.
Таблица 16
Расчет основной заработной платы рабочих , занятых в смену
Машины ( рабочие ) |
Разряд рабочих |
Кол - во рабочих |
Заработная плата одного рабочего в смену , руб . |
Общая заработная плата , руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Экскаватор Э -10011 |
6 |
3 |
6,47 |
19,41 |
|
5 |
3 |
5,75 |
17,25 |
Автомобили - самосвалы КрАЗ -256 Б |
водитель III кл . |
14 |
5,0 |
70 |
Бульдозер Д -493 |
6 |
1 |
6,47 |
6,47 |
Каток Д -627 |
6 |
3 |
6,47 |
19,41 |
-"- Д -624 |
6 |
3 |
6,47 |
19,41 |
Всего : |
|
27 |
|
151,95 |
Рабочие : |
|
|
|
|
при машинах |
2 |
18 |
4,04 |
72,72 |
на ремонте машин |
4 |
6 |
5,12 |
30,72 |
Итого : |
|
51 |
|
255,39 |
Таблица 17
Основные стоимостные показатели машин в отряде
Машины |
Кол - во машин и коэф . их внутрисменной загрузки |
Стоимость машино - смены , р уб . |
Расчетная стоимость машины , тыс . руб. |
||
одной машины |
общая |
одной машины |
общая |
||
Экскаватор Э -10011 |
3 (1,0) |
71 |
213 |
20,3 |
60,9 |
Автомобили - самосвалы |
|||||
КрАЗ -256 Б |
14 (1,0) |
32 |
448 |
9,5 |
133 |
Бульдозер Д -493 |
1 (1,0) |
35 |
35 |
7,3 |
7,3 |
Каток Д -627 |
3 (0,95) |
58 |
174 |
21,3 |
63,9 |
-"- Д -624 |
3 (0,95) |
76 |
228 |
30 |
90 |
Итого : |
|
|
1098 |
|
355,1 |
Таблица 18
Стоимость материалов на 1 км
Материал |
Цена за единицу измерения , руб . |
Объем |
Сумма , руб. |
Синтетический материал , м2 |
0,8 |
62500 |
50000 |
Итого : |
|
|
50000 |
Таблица 19
Расчет основных технико - экономических показателей
№ п /п |
Показатели |
Ед . изм . |
Величина показателей |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
А . Общие данные |
|
|
1 |
Расчетная стоимость машин |
тыс . руб . |
355 |
2 |
Производительность отряда : |
|
|
|
в смену |
м |
|
|
в год ( при 250 сменах ) |
км |
16,7 |
3 |
Количество рабочих , занятых в смену : |
|
|
|
на машинах |
чел . |
27 |
|
при машинах |
-"- |
18 |
|
на ремонте машин |
- "- |
6 |
|
Итого рабочих : |
|
51 |
4 |
Основная заработная плата рабочих в смену : |
|
|
|
машинистов |
руб . |
152 |
|
рабочих при машинах и при ремонте машин |
-"- |
103 |
|
Итого : |
|
255 |
5 |
Прямые затраты в смену : |
|
|
|
стоимость эксплуатации машин |
руб . |
1098 |
|
стоимость материалов |
-"- |
4166 |
|
зар . плата рабочих при машинах |
-"- |
73 |
|
Итого прямых затрат |
-"- |
5337 |
|
Б . Показатели на 1 км земляного полотна |
||
6 |
Прямые затраты |
руб . |
80055 |
7 |
Основная заработная плата рабочих |
руб . |
3825 |
8 |
Трудовые затраты |
чел.-дни |
765 |
9 |
Накладные расходы : |
|
|
|
условно - постоянные (10 % от суммы прямых затрат ) |
руб . |
8005 |
|
зависимые от основной заработной платы (15 % от основной заработной платы ) |
- "- |
574 |
|
зависимые от трудоемкости забот (1 руб . 90 коп . за 1 чел.-день ) |
- "- |
1454 |
|
Итого накладных расходов |
|
10034 |
10 |
Плановые накопления (6 % от суммы прямых затрат и накладных расходов ) |
руб . |
5405 |
11 |
Сопоставимая себестоимость работ ( п . 6 + п . 9 + п . 10) |
руб . |
95494 |
12 |
Удельные капиталовложения в машины ( п . 1: п . 2 б ) |
- "- |
21257 |
13 |
Приведенные сопоставимые затраты ( п . 11 + п . 12 · 0,12) |
-"- |
98045 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РАСЧЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИН ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Расчет 1
Расчет производительности автогрейдера Д -557
,
где Т = 8,2 ч - продолжительность смены ; К = 0,8 - коэффициент внутрисменного использования ; V = 3 км / ч - скорость движения автогрейдера ; t = 0,05 ч - продолжительность разворота в конце участка ; ℓ - длина участка , км ; n - количество круговых проходов .
Расчет 2
Расчет производительности установки для соединения полотен синтетических материалов
где Т = 8,2 ч - продолжительность смены ; К = 0,85 - коэффициент внутрисменного использования установки ; ℓ = 0,08 км - длина полотна ( длина материала в рулоне ); V = 2 км/ч - рабочая скорость установки ; V 1 = 3 км/ч - скорость передвижения установки без выполнения соединения полотен ( передвижение к началу захватки ); ∑t = 0,15 ч - продолжительность простоя установки за один ее проход , связанная с заправкою полотна на валик установки , зажиганием и регулировкой газовой горелки , выравниванием полотна ; ( m - 1) - количество проходов установки по ширине земляного полотна ( m - число полотен , уложенных по ширине земляного полотна ).
Расчет 3
Расчет производительности автомобилей - самосвалов ЗИЛ -555 и КрАЗ -256 Б
где Т = 8,2 ч - продолжительность рабочей смены ;
К = 0,85 - коэффициент внутрисменной загрузки ;
ℓ - дальность транспортирования материалов , км ;
q - грузоподъемность , т ; V = 20 км / ч - средняя скорость движения ; ч = 0,2 ч - время простоя под погрузкой и разгрузкой .
а )
П = 29,9 м3 при транспортировке песка ;
П = 27,9 м3 -"- -"- гравия ;
б )
в )
Расчет 4
Расчет производительности поливомоечной машины ПМ -130
где Т = 8,2 ч - продолжительность рабочей смены ;
К = 0,85 - коэффициент внутрисменной загрузки ;
V = 20 км / ч - скорость движения ; Р = 6000 л - емкость бака ; t 1 = 0,16 ч - время заполнения бака водой , присоединения и отсоединения шланга ; t 2 = 0,3 ч - время розлива воды и опорожнения бака ; ℓ - среднее расстояние транспортирования воды , км .
Расчет 5
Расчет производительности бортового автомобиля при перевозке рулонов синтетического материала
где Т = 8,2 ч - продолжительность рабочей смены ;
К = 0,85 - коэффициент внутрисменной загрузки ;
ℓ = 20 км - дальность транспортирования материала ;
V = 20 км / ч - средняя скорость движения ;
t = 0,2 ч - время простоя под погрузкой и разгрузкой ;
n - количество рулонов материала , которое может перевезти автомобиль (12 - 14 при ширине рулона 1,5 м и при диаметре рулона 0,6 - 0,7 м ); V 0 - количество материала в рулоне , м2 (120 м2 при ширине материала 1,5 м и длине его в рулоне 80 м )
Расчет 6
Расчет производительности самоходных катков на пневматических шинах Д -627 и Д -624
где Т = 8,2 - продолжительность смены ; К = 0,8 - коэффициент внутрисменного использования ; ℓ - длина участка , м ; в - ширина участка , м ; n 1 , n 2 , n 3 - количество проходов по одному следу ; V 1 , V 2 , V 3 - р абочие скорости катка , м / ч ; α = 0,8 - снижение скорости при буксировании и т . д .; n = n 1 + n 2 + n 3 - общее количество проходов по одному следу ; m - число проходов по всей ширине ; t = 0,001 ч - время переключения передач ; К1 = 1,3 - снижение производительности при работе с переувлажненными грунтами .
а ) Каток Д -627
б ) Каток Д -624
ПРИЛ ОЖ ЕНИЕ 2
УСТАНОВКА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПОЛОТЕН СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ*)
*) Рационализаторское предложение № 87/7 от 24.10.79 г ., Гипродорнии , Перков Ю . Р ., Фомин А . П ., Поспелов Е . А ., Захаров Е . В . Установка разработана совместно Гипродорнии и Владимирским филиалом треста Росдороргтехстрой .
Установка предназначена для теплового соединения ( сварки ) отдельных полотен термопластичных синтетических материалов. Она имеет следующую техническую характеристику :
габаритные размеры , мм :
длина - 1200
ширина - 620
высота - 1000
вес ( без газового баллона ) кг - 30
рабочее давление газа , МПа - 0,08 ÷ 0,15
средняя скорость соединения полотен , км / ч - 2
Установка ( см . схему на рис . 12) состоит из тележки (1) на колесном ходу (2), на которой установлены газовый баллон (3) с редуктором в каркасе (4), поддерживающий валик (7) и подвижная опора (8) горелки (13). Газовая горелка жестко соединена с опорой , которая в свою очередь шарнирно прикреплена к оси колесного хода тележки и снабжена колесом (9), что обеспечивает подвижность опоры , а также и самой горелки , в вертикальном направлении и следование горелки неровностям профиля поверхности грунта в процессе движения . Газ от баллона подводится к горелке по жесткому (5) и гибкому (6) газопроводам .
Поддерживающий валик предназначен для поднятия верхнего из соединяемых полотен (10, 11) с целью ввода в образовавшуюся полость газовой горелки . Он состоит из полой трубы , закрепленной с помощью двух подшипников на двух вертикальных направляющих с возможностью регулирования высоты установки трубы над уровнем поверхности грунта .
Рис . 12 . Схема установки для соединения полотен синтетических материалов :
1 - рама тележки ; 2 - колесный ход ; 3 - газовый баллон с редуктором ; 4 - установочный каркас ; 5 - газопровод ( металлическая трубка ); 6 - газопровод ( гибкий напорный шланг на 1,5 атм ); 7 - поддерживающий валик ; 8 - опора горелки ; 9 - колесо опоры горелки ; 10 - нижнее свариваемое полотно ; 11 - верхнее свариваемое полотно ; 12 - манометр ; 13 - газовая горелка ; 14 - внешняя защитная металлическая трубка с отверстиями ; 15 - трубка газопровода ; 16 - хомут
Газовый баллон и редуктор стандартного типа .
Газовая горелка состоит из внешней защитной трубки (14) с отверстиями для подвода воздуха , внутри которой проходит трубка (15), сплющенная на конце . Трубка (15) и кожух скреплены между собой хомутом (16).
Установка работает следующим образом . На спланированное и уплотненное основание укладываются полотна синтетического материала с перекрытием краев 5 - 10 см . Верхнее из полотен пропускается через поддерживающий валик и заправляется под колеса установки . Включается газовая горелка и установка вручную перемещается вдоль полотна . В процессе движения пламя горелки разогревает поверхность как верхнего , так и нижнего полотен до плавления , а колесо их прижимает . Полотна в месте их плавления после остывания соединяются .
В зависимости от погодных условий при проведении работ и вида синтетического материала режим работы установки регулируется путем изменения давления газа или расстояния от горелки до поверхности полотна .
Установку обслуживают 2 человека .
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . 1 Введение . 1 Технологическая карта № 1 Возведение насыпи с устройством в верхней ее части армирующей прослойки из синтетического рулонного материала . 2 Технологическая карта № 2 Укрепление обочин автомобильной дороги с применением рулонного синтетического материала . 11 Технологическая карта № 3 Отсыпка насыпи из переувлажненных грунтов с применением синтетического рулонного материала . 19 Приложение 1 Расчет производительности машин при выполнении отдельных процессов . 27 Приложение 2 Установка для соединения полотен синтетических материалов . 30 |