герб

ГОСТы

флаг

Технологическая карта Технологическая карта. Устройство асфальтобетонных дорожных покрытий в зимних условиях

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ "ОРГТРАНССТРОЙ"
МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Технологическая карта составлена на основе применения научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на объекте.

В технологическую карту включены: подготовка основания, укладка асфальтобетонной или битумоминеральной смеси асфальтоукладчиком и уплотнение уложенной смеси катками.

Работы по поверхностной обработке покрытия в технологическую карту не включены, так как эти работы следует выполнять в летних условиях.

В технологической карте предусмотрено устройство покрытий из горячих и теплых асфальтобетонных из битумоминеральных смесей, составленных по типу асфальтобетонных, а также обязательное соблюдение следующих условий организации труда. Непрерывное обеспечение работ асфальтобетонной смесью; подготовка асфальтобетонного завода /АБЗ/ и автомобилей-самосвалов для работы в зимних условиях; увязка графиков работы АБЗ и укладки асфальтобетонного покрытия; специальная подготовка основания к устройству асфальтобетонных покрытий в зимнее время по способам, изложенным в "Технических указаниях по строительству автомобильных дорог в зимних условиях" , Оргтрансстрой, 1966.

Технологическая карта "Устройство асфальтобетонных дорожных покрытий в зимних условиях" издается как проект для применения и проверки в производственных условиях. В связи с этим институт "Оргтрансстрой" просит строительные и нормативно-исследовательские организации, которые будут применять данную технологическую карту, направлять свои замечания и предложения по адресу: Москва, Б-66, Ольховская ул., 25.

Главный инженер института "Оргтрансстрой"

/В. Максимович/

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям работы.

Содержание

1. Указания по технологии производства работ /см. рисунок/

2. Указания по организации труда

3. Калькуляция затрат труда на устройство нижнего слоя покрытия толщиной 5 см из крупнозернистой асфальтобетонной смеси при подготовке основания способом просушки и прогрева разогревателями /на сменную захватку 280 м или 1960 м2/

4. Основные технико-экономические показатели

5. Материально-технические ресурсы

1. Указания по технологии производства работ /см. рисунок/

Подготовка основания состоит в очистке его от снега. Для удаления оставшейся наледи по основанию рассыпают поваренную соль /0,5-2 кг/м2/, а затем, после оттаивания наледи, очищают основание автомобильной щеткой за 2-3 прохода по одному месту.

Непосредственно перед укладкой асфальтобетонной смеси основание должно быть просушено и подогрето асфальторазогревателями.

Режим работы разогревателей устанавливают на месте работ так, чтобы основание перед укладкой асфальтобетонной смеси имело температуру не ниже + 15 °С.

После прохода разогревателя основание должно быть очищено от пыли капроновой щеткой, а затем обработано горячим жидким

Технологическая схема устройства асфальтобетонного покрытия в зимнее время:

1 - асфальторазогреватель; 2 - передвижной битумный котел; 3 - автосамосвал с асфальтобетонной смесью; 4 - асфальтоукладчик; 5 - моторные катки; 6 - упорные брусья.

битумом марки A-1, A-2 с помощью ручного распределителя при норме розлива 0,6 л/м2.

Расстояние между разогревателем и асфальтоукладчиком должно быть минимальным, но достаточным для заезда автомобилей-самосвалов, доставляющих асфальтобетонную смесь /15-20 м/.

Укладка асфальтобетонной смеси начинается с установки по бокам укладываемой полосы упорных брусьев.

Места сопряжений с другой полосой обрубают, прогревают асфальтобетонной смесью и смазывают горячим битумом.

Неровности на основании заделывают асфальтобетонной смесью.

Асфальтобетонную смесь к месту укладки доставляют в автомобилях-самосвалах, имеющих утепленные кузова.

Доставленные к месту укладки смеси должны иметь минимальную температуру в зависимости от температуры воздуха /табл. 1 и 2/.

Таблица 1

Минимальная температура горячих смесей в °С

Температура воздуха в период укладки смеси в °С

Вяжущее вещество

от

до

БНД-2

Разжиженный битум Б-6

Битум БНД-2 и БНД-1 с поверхностно-активными добавками

БНД-1

10

5

140

110

115

120

5

0

150

120

125

130

0

-5

не применяется

130

не применяется

140

Минимальная температура теплых смесей в °С

Температура воздуха в период укладки смеси в °С

Вяжущее вещество

от

до

А-6

Б-6

БНД-0

10

5

60

60

80

5

0

70

70

90

0

-5

80

80

100

-5

-10

не применяется

90

110

Асфальтобетонную смесь укладывают асфальтоукладчиком Д-150 Б при соблюдении следующих условий.

Длина укладываемой полосы должна быть не более 20-25 м;

выглаживающую плиту укладчика нужно периодически подогревать форсункой;

асфальтоукладчик работает с включенным вибробрусом;

выглаживающая плита асфальтоукладчика должна быть установлена в такое положение, чтобы толщина укладываемого слоя была на 15-20% больше проектной толщины.

При кратком перерыве в доставке смеси машинист оставляет в бункере немного смеси до подхода следующего самосвала.

После прохода асфальтоукладчика раковины и задиры на поверхности уложенного слоя заделывают вручную.

Толщину слоя периодически измеряют и регулируют выглаживающей плитой.

В местах сопряжений с другой полосой, а также у упорных брусьев пустоты заполняют горячей смесью, а поверхность тщательно затирают райбовкой, места сопряжений и края полосы немедленно уплотняют тяжелом катком /10-12 т/ за 2-3 прохода по одному следу.

После проходов катка в местах сопряжений наплывы смеси срезают горячей лопатой, швы затирают райбовкой и заглаживают горячим утюгом.

Места, недоступные укатке /у бортовых камней, вокруг люков смотровых колодцев/, трамбуют вручную горячей трамбовкой.

В процессе работы совковые лопаты, грабли, трамбовки и утюги нагревают на жаровнях.

Нижний слой покрытия, который на зиму не накрывают верхним слоем, устраивают из плотных смесей.

Уплотнение уложенной смеси выполняют тяжелые вальцовые катки массой 10-12 т, подготовленные к работе в зимних условиях. Вальцы катков перед укаткой должны быть заполнены горячими водой или маслом и оборудованы автоматическими смазчиками.

Уложенную асфальтобетонную смесь сразу уплотняют тяжелыми моторными катками за 20-25 продольных проходов по одному месту.

Укатку ведут сразу ко всей ширине уложенной полосы, для этого катки располагают в шахматном порядке.

Первыми двумя проходами катков по одному месту на первой передаче уплотняют края полосы и среднюю часть.

На прикатанной полосе проверяют ровность покрытия четырехметровой рейкой, а поперечный уклон - шаблоном, и исправляют дефектные места /укатка в это время не прекращается/.

Последующая укатка до окончательного уплотнения ведется на максимальной скорости /4-7 км/ч/ одновременно по всей полосе с перекрытием следов на 20-30 см.

Укатку нужно вести в высоком темпе с тем, чтобы температура смеси к концу укатки была не ниже:

80-75 °С для горячих смесей

50-35 °С для теплых смесей на битуме марки БНД-0

35-25 °С -"- Б-6, А-6

В процессе укатки вальцы катков нужно смачивать мыльной или соленой водой /1 кг соли на одно ведро воды/.

Дефектные места после первых проходов катка исправляют следующим образом.

Места, где имеются раковины и задиры, заделывают горячей смесью и затирают райбовкой;

в местах с избытком смеси поверхность слоя разрыхляют железными граблями, лишнюю смесь снимают совковой лопатой, поверхность затирают райбовкой;

в пониженных местах поверхность слоя разрыхляют железными граблями, добавляют горячую смесь под каток;

в местах с пережженной, плохо перемешанной или "жирной" смесью границы дефектного участка очерчивают прямыми линиями, бракованную смесь удаляют, на ее место укладывают доброкачественную смесь и сейчас же уплотняют катком. Швы сопряжений должны быть затерты райбовкой и заглажены горячим утюгом.

Если после укатки поверхности обнаруживают раковины, то такие же места следует обработать горячей смесью или горячим жидким битумом /0,3-0,4 л/м2/. Битум растирают по поверхности покрытия деревянным движком, обитым резиной, а затем это место посыпают минеральной смесью, состоящей из песка /70%/, и минерального порошка /30%/.

Число проходов катка по одному месту, необходимое для полного уплотнения смеси, устанавливает на месте работ лаборант.

Перед последними проходами катков места сопряжений /швы/ повторно заглаживают горячим утюгом и укатывают катком.

Требования по качеству работ и указания по уходу за покрытием

После уплотнения уложенного слоя катками упорные брусья снимают и переносят к следующему месту укладки. Кромки слоя обрубают по шнуру. Обочины отсыпают на толщину уложенного слоя и уплотняют катками.

На однослойном покрытии или верхнем слое двухслойного покрытия с наступлением лета должна быть проведена поверхностная обработка.

Зазор под трехметровой рейкой не должен превышать 5 мм; допустимые отклонения от проекта составляют: по толщине слоя - 10 %, по поперечному уклону - 5 °/оо; на поверхности покрытия не должно быть заметных следов от проходов катков и швов в местах сопряжений.

Асфальтобетонные смеси, укладываемые в горячем состоянии при пониженных температурах, должны удовлетворять требования ГОСТ 9128-59, а битумоминеральные и теплые смеси требованиям ВСН 93-63.

При приготовлении асфальтобетонных и битумоминеральных смесей на асфальтобетонных заводах и доставки смесей к месту укладки следует руководствоваться "Техническими указаниями по строительству автомобильных дорог в зимних условиях" ВСН 120-65.

2. Указания по организации труда

Работы по устройству асфальтобетонных покрытий организуют в две смены.

В каждую смену работы выполняет комплексная бригада из двух звеньев /по подготовке основания и звена по укладке и уплотнению смеси/.

Звено по подготовке основания

Машинисты разогревателей

5 разр. -2

Машинист распределителя битума

4 " -1

Дорожный рабочий

2 " -1

В состав звена не включен водитель автощетки, который выполняет работу по мере необходимости.

Звено очищает основание автощеткой, просушивает и нагревает его разогревателей, а затем обрабатывает горячим битумом. Распределение обязанностей машинистов вытекает из назначения машин, обслуживаемых ими. Дорожный рабочий подметает основание капроновой щеткой и помогает машинисту ручного распределители битума.

Звено по укладке и уплотнению смеси

Машинист асфальтоукладчика

6 разр.-1

Машинисты моторных катков

5 " -3

Асфальтобетонщики:

5 " -1

5 " -1

4 " -1

3 " -4

2 " -1

Два асфальтобетонщика /3 и 2 разр./ производят впереди асфальтоукладчика разбивку створа и установку упорных брусьев, снимают брусья и переносят их к новому месту укладки, обрубают асфальтобетон в местах сопряжений и смазывают места сопряжений горячим битумом, заделывают неровности основания горячей смесью.

Один асфальтобетонщик 3 разр. работает у приемного бункера асфальтоукладчика: он подает сигналы на разгрузку и отход автомашин со смесью, открывает их задний борт и очищает кузов; он наблюдает также за качеством асфальтобетонной смеси, приостанавливает выгрузку недоброкачественной смеси и предупреждает об этом асфальтобетонщика 5 разр.

За асфальтоукладчиком следуют асфальтобетонщик 5 разр. и два асфальтобетонщика 3 разр.

Асфальтобетонщик 5 разр. проверяет правильность подготовки основания и установки упорных брусьев;

контролирует температуру и качество укладываемой смеси, а также толщину слоя уложенной смеси и при необходимости регулирует положение выглаживающей плиты асфальтоукладчика;

дает указание асфальтобетонщикам на исправление дефектных мест и машинистам катков о начале и порядке укатки;

совместно с асфальтобетонщиком 4 разр. окончательно проверяет ровность и поперечный уклон уложенного слоя, дает указание на исправление дефектных мест и заделку сопряжений;

после укатки смеси моторными катками осматривает готовое покрытие, выявляет места, подлежащие вырубке или исправлению, и дает указание асфальтобетонщикам на исправление этих дефектов.

Асфальтобетонщик 5 разр. также участвует в работе по окончательной отделке сопряжений.

Асфальтобетонщики 3 разр., следуя за укладчиком по обеим сторонам уложенной полосы, заделывают задиры и раковины, исправляют дефектные места и заделывают швы в местах сопряжений с другой полосой, обрабатывают кромки упорных брусьев.

Асфальтобетонщик 4 разр. следует за асфальтобетонщиками 3 разр. Он провернет ровность покрытия и поперечный уклон, выявляет дефектные места и исправляет их, выполняет окончательно заделку сопряжений после прохода катков, по указанию асфальтобетонщика 5 разр. вырубают и заделывают дефектные места после укатки покрытия моторными катками.

Машинисты моторных катков уплотняют смесь.

В течение рабочей смены работы по укладке смеси ведут непрерывно. Перерывы для приема пищи и отдыха рабочие делают поочередно с разрешения бригадира.

На участок работы в часы заправки механизмов должны доставляться горячая вода, горюче-смазочные материалы и подогретое машинное масло.

При производстве работ в полевых условиях на участке работ для рабочих должны быть оборудованы отапливаемые вагончики для приема пищи, обогрева и кратковременного отдыха, душевая /вагон-баня/, теплые туалеты.


3. Калькуляция затрат труда на устройство нижнего слоя покрытия толщиной 5 см из крупнозернистой асфальтобетонной смеси при подготовке основания способом просушки и прогрева разогревателями /на сменную захватку 280 м или 1960 м2/

Шифр норм

Наименование работ

Состав звена

Единица измерения

Объем работ

Норма затрат труда на единицу измерения чел-ч

Расценка, руб.-коп.

Количество чел-ч на полный объем работ

Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Повременно

Просушить и нагреть основание передвижными разогревателями

Машинисты 5 разр.-2

чел-ч

14

-

0-56,2

14

7-87

2

"

Очистить основание капроновой щеткой вручную

Дорожный рабочий
2 разр.-1

"

7

-

0-37

7

2-59

3

ЕНиР § 17-4, №3

Обработать основание горячим битумом ручным распределителем с дополнительным подогревом битума

Машинисты 4 разр.-1

Дорожный рабочий 2 разр.-1

1 т

1,18

8,2

3-52

9,68

4-15

4

ЕНиР § 17-8, табл. 2, №1 и К=1,3

Уложить крупнозернистую асфальтобетонную смесь толщиной 5 см асфальтоукладчиком Д-150 Б

Машинисты 6 разр.-1

Асфальтобетонщики:
5 разр.-1

4 " -1

3 " -4

2 " -1

100 м2

19,6

2,91

1-36,5

57,04

26-75

5

Повременно

Уплотнить уложенную смесь нижнего слоя катками весом более 10 т за 25 проходов по одному месту

Машинисты 5 разр.-3

чел-ч

21

-

0-56,2

21

11-80

Итого:

На сменную захватку 280 м /1960 м2/

103,72

53-16

На 1000 м2 слоя

55,46

27-12

Примечание: 1. В калькуляции не учтены поправочные коэффициенты на зимние условия производства работ. Эти коэффициенты следует вводить в зависимости от температуры воздуха при производстве работ, согласно общей части ЕНиР, п. 13.

2. В калькуляции не учтены работы по очистке основания дороги от снега и наледей. Эти работы оплачиваются отдельно в зависимости от конкретных объемов работ.

4. Основные технико-экономические показатели

Затраты труда на 1000 м2 уложенного слоя в чел.-дн.

7,92

Средний разряд рабочих

4

Выработка одного рабочего в смену в м2 уложенного слоя

130

Количество машино-смен на 1000 м2 уложенного слоя: асфальторазогреватели

1

асфальтоукладчики Д-150 Б

0,5

катки моторные Д-400 А

1,5

5. Материально-технические ресурсы

а) Основные материалы и полуфабрикаты на 1000 м2

Асфальтобетонная крупнозернистая смесь, т

120

Битум жидкий, горячий марки A-1, А-2, л

600

б) Машины

Асфальторазогреватели автомобильные Д-199

2

Асфальтоукладчики Д-150 Б

1

Катки моторные Д-400 А

3

Электростанция ЖЭС-4,5

1

Передвижные гудронаторы /распределители битума/ Д-125 А

1

Передвижной битумный котел Д-124 А

1

Жаровня для нагрева инструмента

1

Технологическая карта разработана отделом внедрения передовых методов труда и технического нормирования в строительство автомобильных дорог и аэродромов института "Оргтрансстрой" по материалам Ленинградской и Челябинской нормативно-исследовательских станций /исполнитель Ф.А. Потанин/

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Автобусные Остановки Гост 17199 88 Гост 27902 88 Единицы физических величин Железобетонные водоотбойные плиты Маршрутная карта Накладные расходы Обозначение насоса на схеме Общий журнал работ пример заполнения Плотность газа Расстояние между пешеходными переходами гост Рельс р50 СП 52 101 2003 Санпин столовая Технологическая карта