герб

ГОСТы

флаг

Технологическая карта Технологическая карта на устройство верхнего слоя асфальтобетонного покрытия из вибролитой асфальтобетонной смеси

Акционерные общества закрытого типа
"АСФАЛЬТТЕХМАШ", "СЕЛЬАВТОДОР"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

НА УСТРОЙСТВО ВЕРХНЕГО СЛОЯ
АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ ИЗ
ВИБРОЛИТОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ

Москва-1998

Срок службы асфальтобетонных покрытий из укатываемых асфальтобетонных смесей в последние годы снизился до 5 - 7 лет с крупных городах и до 10 - 12 лет на оживленных автомагистралях России. Это связано с резко возросшей интенсивностью движения автомобильного транспорта и применением аффективных средств и методов повышения безопасности движения ил дорогах в зимнее время.

Настоящая "Технологическая карта" детально знакомит специалистов с новой технологией строительства и капитального ремонта дорожных покрытий методом вибролитья.

Дорожное покрытие из вибролитого асфальтобетона имеет такую же долговечность как и покрытия из литого асфальта, но его строительство обходится дешевле за счет использования доступных материалов и обычной техники для приготовления, транспортирования и укладки смесей.

Технологическую карту разработали к.т.н. М.С. Мелик-Багдасаров. Заслуженный строитель РСФСР, - инженер К.А. Гиоев, инженеры Н.А. Мелик-Багдасарова и М.М. Кузнецов

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОБЛАСТЬ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВИБРОЛИТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА

3. ПРИМЕНЯЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

4.1. Подготовительные работы

4.2. Карта трудового процесса

4.3. Доставка смеси к месту укладки

4.4. Подготовка асфальтоукладчика

4.5. Выгрузка смеси в приемный бункер асфальтоукладчика

4.6. Укладка смеси в покрытие

4.7. Россыпь и втапливание горячего черного щебня.

5.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

7. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

8. Технико-экономические показатели.

Приложение 1 Технические характеристики асфальтоукладчиков для устройства дорожных покрытий из виброуплотняемой смеси.

Приложение 2 Технические характеристики термосов-миксеров для транспортирования вибролитой асфальтобетонной смеси

Приложение 3 ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ ВИБРОЛИТОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Технологическая карта предназначена для организации строительства и капитального ремонта асфальтобетонных покрытий с использованием вибролитой асфальтобетонной смеси.

В карте приведена технология устройства верхнего слоя дорожного покрытия из вибролитой асфальтобетонной смеси, укладываемой по нижнему слою покрытия, подготовленному в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

Организационно-технологические решения, принятые и технологической карте предусматривают высокие технико-экономические показатели, качество и безопасность выполнения работ в соответствии с требованиями действующих ГОСТов, СНиПов, ТУ, ЕНиРов на строительно-монтажные работы, а также ведомственных норм.

Технологическая карта должна быть привязана к местным условиям производства работ с целью уточнения объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материальных ресурсах.

2. ОБЛАСТЬ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ВИБРОЛИТОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА

Вибролитая асфальтобетонная смесь является разновидностью горячих асфальтобетонных смесей (по ГОСТ 9128), и отличается тем, что при укладке не требует укатки, а формируется в монолит под воздействием вибротрамбующих органов асфальтоукладчика. Такая технологическая особенность обусловлена повышенной подвижностью смеси, которая обеспечивается как рецептурой, так и особым технологическим режимом ее приготовления.

Вибролитая смесь по классификации ТУ 400-24-158 89 относится ко II типу литых асфальтобетонных смесей.

Дорожные покрытия из вибролитого асфальтобетона характеризуются водонепроницаемостью, коррозионной стойкостью, износостойкостью, трещиностойкостью, шероховатостью, что обеспечивает продолжительный срок их службы, позволяет уменьшить толщину покрытия и снизить эксплуатационные расходы по содержанию покрытия.

Применение вибролитого асфальтобетона эффективно при новом строительстве и капитальном ремонте покрытий высококатегорийных республиканских и городских дорог, требующих по условиям эксплуатации повышенных показателей износостойкости, трещино- и сдвигоустойчивости, а также шероховатости.

При новом строительстве покрытие устраивают по нижнему слою из свежеуложенного плотного крупнозернистого асфальтобетона, При капитальном ремонте смесь укладывают по старому асфальтобетонному или цементобетонному покрытию, предварительно обработанному жидким битумом или битумной эмульсией, или по выравнивающему слою из асфальтобетонной смеси, укладываемой на старое покрытие для обеспечения требуемых показателей ровности и уклонов.

3. ПРИМЕНЯЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Виброуплотняемую смесь производят на обычной асфальтосмесительной установке удовлетворяющей требованиям ОСТ 221693, по специальному технологическому регламенту.

В процессе приготовления смеси надлежит строго следить за температурой нагрева песка и щебня в сушильном барабане, соблюдением рецептуры и временем "сухого" и "мокрого" перемешивания.

Доставку смеси с асфальтобетонного завода к месту укладки в зависимости от удаленности объекта работ и погодно-климатических условий производят в кузове автомобиля-самосвала или в специальной машине - термосе-миксере.

Устройство дорожного покрытия из виброуплотняемой асфальтобетонной смеси выполняют комплексно-механизированной бригадой, оснащенной асфальтоукладчиком, автопогрузчиком для подвоза черного щебня к месту распределения и малотоннажным катком массой до 1,5 тонн для втапливания черного щебня в поверхность покрытия.

Кроме того, бригаду укомплектовывают следующими механизмами, выполняющими вспомогательные операции: компрессором с пневмомолотками или лопатками для обрубки краев ранее устроенных полос покрытия и для очистки основания от пыли сжатым воздухом, поливомоечной машиной со щеткой для очистки и промывки основания, автогудронатором для доставки и распределения по основанию битумной эмульсии, разогревателем, использующим тепловую энергию инфракрасного излучения для разогрева и исправления дефектных мест и обеспечения качественного сопряжения смежных полос.

Бригаде выдают также следующие приборы, приспособления и инвентарь: нивелир и набор визирок для геодезической разбивки и переноса высотных отметок к месту укладки смеси, вибротрамбовки и ручные трамбовки для уплотнения смеси вручную при исправлении дефектных мест, металлические (из легкого металла) рейки с уровнем, шаблоны для контроля ровности устраиваемого покрытия.

Основным технологическим оборудованием при производстве работ по устройству дорожного покрытия из горячей виброуплотняемой асфальтобетонной смеси является самоходный асфальтоукладчик на гусеничном или пневмоколесном ходу имеющий:

приемный бункер с поднимающимися боковыми стенками, рассчитанный на прием смеси из автомобилей-самосвалов и термосов-миксеpoв большой грузоподъемности (от 10 и более тонн);

распределительный отсек, обеспечивающий укладку смеси смоем от 30 и более мм на ширину 2,5 - 7,5 м;

обогреваемые вибротрамбующий брус и выглаживающую плиту для уплотнения смеси и отделки покрытия;

автоматическую следящую систему, обеспечивающую ровность и заданный поперечный профиль покрытия;

подкрылки или ограждающие щитки на ведущие колеса или гусеницы, исключающие подтекание смеси под укладчик.

Технические характеристики асфальтоукладчиков приведены и Приложении 1

Перед началом работ разрабатывают проект производства работ (ППР), в который включают:

план строящейся (реконструируемой) дорожной одежды;

схемы движения городского транспорта в период строительства или капитального ремонта;

места установки дорожных знаков и ограждений;

места установки светильников при выполнении работ в вечернее и ночное время;

схемы движения транспорта, подвозящего строительные материалы;

места, отведенные для заправки и стоянки механизмов;

технологическую последовательность выполнения работ;

календарный график производства работ;

пояснительную записку с обоснованием заложенных в ППР решений.

В технологической части ППР устанавливают потребное количество асфальтоукладчиков исходя из их производительности, авто самосвалов, длину полосы укладки смеси, направление движения потока.

Производительность асфальтоукладчика может быть определена по формуле:

П = Т×К×a×h×γ×V,

где: П - производительность, кг/смену;

Т - продолжительность рабочей смены, с;

К - коэффициент использования (0,7-0,9);

а - ширина полосы, м;

h - толщина укладываемого слоя;

γ - плотность смеси вибролитого асфальтобетона, кг/м3;

V - скорость движения асфальтоукладчика, м/с.

Длину полосы укладки на смену определяют по формуле:

где: L - длина полосы укладки, м;

Q - количество выделяемой смеси на смену, кг;

а - ширина полосы, м;

с - расход смеси, кг/м2;

Необходимое число автомобилей-самосвалов определяют по формуле:

где: m - грузоподъемность автосамосвала, кг;

n - число рейсов, совершаемых одним автосамосвалом.

Число рейсов, совершаемых одним автосамосвалом, определяется по формуле:

где: L - дальность перевозки смеси, м;

Vcp - средняя скорость движения автосамосвала при пробеге в оба конца, м/с;

T 1 - продолжительность загрузки автосамосвала на АБЗ с учетом ожидания погрузки, с;

T 2 - продолжительность выгрузки смеси в асфальтоукладчик и маневрирования на месте укладки смеси, с,

4. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

4.1. Подготовительные работы

4.1.1. В состав мероприятий по подготовке объекта входят организация движения городского транспорта и пешеходов во время производства работ, ограждение места производства работ, разработка схемы движения и расстановки дорожных знаков. Мероприятия необходимо согласовать с местными органами ГАИ. На согласованной схеме должны быть указаны организация, выполняющая работы, телефон и фамилия ответственного лица за проведение работ. При этом следует руководствоваться "Инструкцией по ограждению мест производству работ в условиях дорожного движения в городах", МЖКХ РСФСР, 1983 г.

4.1.2. Подготовку основания для укладки смеси выполняют в соответствие со СНиП 3.06.03-85. С этой целью нижний слой или старое покрытие очищают от пыли и грязи поливомоечными машинами или сжатым воздухом и, если поверхность не требует выравнивания, ее обрабатывают жидким битумом или битумной эмульсией. Расход материалов при этом составляет: при обработке жидким битумом 0,5-0,8 л/кв. м, при обработке битумной эмульсией - 0,4-0,7 л/кв.м. Одновременно обрабатывают вертикальные края ранее уложенных полос асфальтобетона, люков колодцев, трамвайных путей и других выступающих элементов на основании.

При наличии на старом покрытии повреждений, проводят текущий (ямочный) ремонт с применением литого асфальта или по обычной технологии.

При значительных разрушениях старое Покрытие удаляют фрезерованием.

Люки колодцев подземных сетей переставляют на уровень проектной отметки.

Далее проверяют соответствие ровности, уклонов поперечного профиля основания под покрытие требованиям проекта. Эту операцию выполняют с помощью реек, шаблонов и геодезических инструментов. При отклонениях от норм производят выравнивание поверхности старого покрытия путем укладки обычной асфальтобетонной смеси крупнозернистой при толщине слоя более 60 мм и мелкозернистой при меньших толщинах. При больших площадях устройство выравнивающего слоя производят с использованием асфальтоукладчиков, при малых - вручную. Для этой цели также могут быть использованы механизмы типа ремиксеров.

Геодезическую разбивку завершают установкой контрольных маяков и выноской отметок на бортовой камень (верх маяка или отметка должны соответствовать верху покрытия после его устройства). Нанесение отметок по борту производится намелованным шнуром. Асфальтобетонные и деревянные маяки устанавливают по визиркам вдоль дороги на уплотненном нижнем слое. Проверяют соответствие высотных отметок крышек люков колодцев требованиям проекта и исправляют их в случае несоответствия.

Завершение подготовительных работ необходимо оформить актом на скрытые работы.

Работы по устройству покрытия организуют в соответствии с картой трудового процесса.

4.2. Карта трудового процесса

4.2.1. Карта предназначена для организации рабочих, занятых устройством верхнего слоя покрытия из вибролитой асфальтобетонной смеси.

В карте снижение затрат труда и повышение производительности предусматриваются за счет применения более экономичной технологии устройства с использованием асфальтобетонной смеси не требующей укатки и более рациональной расстановки рабочих-асфальтобетонщиков по местам для выполнения конкретных технологических операций,

4.2.2. Технологический процесс включает следующие операции:

приведение рабочих органов асфальтоукладчика в рабочее положение;

распределение и виброуплотнение смеси рабочими органами асфальтоукладчика;

уход за механизмом асфальтоукладчика в процессе работы;

россыпь черного щебня по поверхности покрытия;

прикатка черного щебня;

очистка рабочих органов асфальтоукладчика от остатков смеси по окончании работ;

подготовка и отделка сопряжений.

4.2.3. Исполнителями технологических операций являются:

Машинист асфальтоукладчика

VI разряд (М)-1;

Асфальтобетонщик

V разряд (A1)-1;

Асфальтобетонщик

IV разряд (А2)-1;

Асфальтобетонщик

III разряд (А3)-2;

Асфальтобетонщик

II разряд (А4)-1.

4.2 .4. Характер работ и обязанности членов бригады указаны в табл. 1.

Таблица 1.

ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ БРИГАДЫ

№№ п/п

Наименование операции

Характеристика приемов труда

1.

Приведение рабочих органов укладчика в рабочее положение

Машинист асфальтоукладчика (М) проверяет готовность к работе основных узлов, согласно техническим правилам эксплуатации, наличие топлива и масла в системе, включает двигатель.

Асфальтобетонщик (A1) проверяет готовность фронта работ (разбивку, ограждения). Асфальтобетонщики (A2 A3 А4) готовят инструмент к работе.

2.

Распределение и виброуплотнение смеси, уход за механизмом в процессе работы

Машинист (М) включает левый и правый питатели и направляет смесь из приемного бункера в распределительный отсек на укладку. Асфальтобетонщик (A1) принимает машины со смесью, проверяет наличие паспорта, качество и количество смеси.

Асфальтобетонщики (А2), (А3) и (А4) следят за равномерным наполнением распределительного отсека смесью и обеспечивают неснижаемый ее уровень перед фронтом вибротрамбующего бруса, регулируют положение щек, работу бруса и выглаживающей плиты, визуально или с помощью контрольной рейки определяют дефектные места, удаляют негабаритные включения, следят за ровностью и толщиной покрытия, совместно с машинистом (М) ухаживают за механизмами асфальтоукладчика.

3.

Россыпь черного щебня вслед за распределением и виброуплотнением смеси и его втапливание

Асфальтобетонщик (A1) принимает машины с черным щебнем и руководит его распределением по покрытию в соответствующих объемах, контролирует правильное выполнение и качество работ, следит за своевременным началом втапливания черного щебня катком. Асфальто6етонщики (А2), (А3) и (А4) производят россыпь черного щебня, следят за его прикаткой катком и производят уборку невтопившегося щебня.

4.

Очистка рабочих органов укладчика от остатков смеси по окончании работ.

Асфальтобетонщики (А3) и (А4) очищают рабочие органы асфальтоукладчика от налипшей смеси

5.

Подготовка сопряжений

Асфальтобетонщики (А2) и (А3) обрубают или обрезают края ранее устроенного покрытия и обрабатывают сопряжения горячим битумом

4.2.5. Схема организации трудового процесса показана на рис. 1.

Рис. 1 Схема расположения машин и рабочих

4.3. Доставка смеси к месту укладки

Доставку смеси к месту укладки в зависимости от дальности объекта и погодно-климатических условий производят в кузовах автомобилей-самосвалов или термосах-миксерах большой грузоподъемности. В табл. 2. приведены рекомендуемые транспортные средства для доставки виброуплотняемой смеси.

Таблица 2

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ДОСТАВКИ ВИБРОУПЛОТНЯЕМОЙ СМЕСИ

Наименование параметра

Рекомендуемые транспортные средства

Температура воздуха

от +10 С и выше

от + 5 до +1,0° С

Продолжительность транспортирования:

до одного часа

Автомобиль-самосвал на шасси: КамАЗ-55111

- ЗиЛ-133Д42.

Термос-миксер

ОРД-1025

на шасси: КамАЗ-55111;

- ЗИЛ-133Д42.

Термос-миксер

ОРД-1028

на шасси МЗКТ-69237

более одного часа

Термос-миксер

ОРД-10 25

на шасси: КамАЗ-55111;

ЗИЛ-133Д42.

Термос-миксер

ОРД-1028

на шасси МЗКТ-69237

Термос-миксер

ОРД-1025

на шасси: КамАЗ-55111

ЗИЛ-133Д42

Термос-миксер

ОРД-1028

на шасси МЗКТ-69237

Примечание. Технические характеристики термосов-миксеров ОРД-1025 и ОРД-1028 указаны в приложении 2.

Перед загрузкой автомобиля-самосвала смесью, кузов машины должен быть предварительно очищен от прилипшей смеси и прочих загрязнений и обработан мыльным раствором или эмульсией.

Доставку смеси от АБЗ к месту укладки осуществляют в автомобилях-самосвалах с закрытым задним бортом. Машина должна иметь подъемное устройство кузова, обеспечивающее постепенное увеличение угла наклона кузова с фиксацией в любом рабочем положении, а также встряхивающее устройство для освобождения кузова от налипшей смеси.

Основная задача при транспортировании состоит в том, чтобы свести к минимуму потери тепла и не допустить остывания смеси ниже минимальной температуры при укладке, т.е. ниже 190°С. Для этого необходимо осуществить следующие мероприятия:

использовать автомобили самосвалы большой грузоподъемности от 10 и более тонн:

оборудовать автомобили устройствами для подогрева кузовов отходящими газами;

утеплить кузовы автомобилей специальными тентами;

не допускать длительного нахождения смеси в кузове (более одного часа).

Процесс доставки смеси должен быть непрерывным и ритмичным и производиться навстречу движению асфальтоукладчика.

Количество автосамосвалов или термосов-миксеров для транспортирования виброасфальтобетонной смеси назначают исходя из их грузоподъемности и дальности (продолжительности) возки, производительности асфальтоукладчика и асфальтосмесительной установки, а также учитывая необходимость обеспечения некоторого избытка смеси во избежание вынужденного перерыва в работе асфальтоукладчика.

Перед загрузкой термоса-миксера его емкость должна быть заблаговременно нагрета до температуры 120-140 °С, а створки емкости открыты за пять минут до загрузки смесью.

4.4. Подготовка асфальтоукладчика

Кроме выполнения работ, указанных в п 4.2.4 машинист устанавливает асфальтоукладчик таким образом, чтобы выглаживающая плита опиралась на край ранее устроенного покрытия или на брус, толщина которого равна толщине укладываемого слоя, включают приборы разогрева плиты не допуская ее перегрева во избежание выгорания битума, регулируют уплотняющие органы с доведением режима их работы с частотой оборотов валов трамбующего бруса 1000 - 1400 об/мин и вала вибратора плиты 2500 - 3000 об/мин, настраивают автоматическую следящую систему.

4.5. Выгрузка смеси в приемный бункер асфальтоукладчика

4.5.1. Для выгрузки смеси из кузова автомобиля-самосвала водитель подает автомобиль задним ходом и останавливает его за 0,5 и до бункера асфальтоукладчика строго по оси его движения. Асфальтоукладчик подвигается вперед к автосамосвалу, пока, его направляющие ролики не придут в соприкосновение, с задними колесами автомобиля. Далее асфальтоукладчик двигает расторможенный автосамосвал впереди себя до тех пор, пока он не освободится от смеси. При этом водитель самосвала периодически включает встряхивающее устройство. Температура смеси в приемном бункере асфальтоукладчика должна быть в пределах 190 - 210 °С.

При выгрузке смеси приемный бункер асфальтоукладчика должен быть равномерно заполнен. Незначительные сбои, перерывы в подаче смеси в приемный бункер асфальтоукладчика приводят к тому, что оставшаяся в бункере смесь остывает и образующиеся при этом комья, попадая под выглаживающую плиту, вызывают разрывы, неровности и другие дефекты на покрытии. Поэтому, необходимо заранее рассчитывать количество автосамосвалов, время их загрузки на АБЗ, время нахождения в пути и подачи к асфальтоукладчику для выгрузки. Для нормальной работы нужно, чтобы на месте укладки одновременно находились 3-4 автосамосвала и они последовательно выгружали смесь в приемный бункер асфальтоукладчика один за другим.

Работы по приемке автомобилей-самосвалов и выгрузке из них смеси в приемный бункер асфальтоукладчика должны осуществляться под руководством специально выделенного опытного рабочего-сигнальщика, который обязан проверять наличие паспорта па смесь, удостоверяющего качество, температуру и количество смеси.

При выгрузке, особое внимание следует уделять согласованным действиям водителя автомобиля и машиниста асфальтоукладчика, чтобы не допустить переполнения бункера и попадания смеси под колеса или гусеницы асфальтоукладчика.

4.5.2. При выгрузке смеси из термоса- миксера рабочий следит за наполнением приемного бункера асфальтоукладчика, регулирует подачу смеси положением шиберной заслонки термоса-миксера и управляет скоростью укладки.

После выгрузки основного объема смеси ее остатки выгружают из термоса-миксера наклоняя емкость на угол 15-20°.

4.6. Укладка смеси в покрытие

Работы по укладке смеси производят при температуре наружного воздуха весной не ниже +5 °С и осенью не ниже +10°С. Производство работ в дождливую погоду и укладка смеси на влажную поверхность не допускается. Процесс выгрузки, распределения и уплотнения смеси должен идти непрерывно.

После установки асфальтоукладчика в исходное положение и подготовки его к укладке смеси (см. п. 4.4.) машинист асфальтоукладчика левым и правым скребковым питателями подает смесь из бункера к распределительному отсеку, периодически включая правый и левый шнеки и распределяет ее по ширине полосы. При этом важно обеспечить равномерное заполнение отсека смесью и не допустить уменьшение ее объема в периферийных частях во избежание утоньшения слоя и его разрыва. После набора смеси в распределительном отсеке асфальтоукладчик выдвигают на 0,5 м вперед и останавливают.

Закончив прогрев плиты машинист укладчика включает первую скорость (1 м/мин) и наращивая ее до 3 м/мин. начинает укладку смеси. Рабочую скорость асфальтоукладчика выбирают в зависимости от толщины укладываемого слоя, температуры наружного воздуха и смеси. Укладка смеси с температурой 190-200 °С слоем 3,5-4 см при температуре воздуха 20 °С и выше ведется на скорости 3 м/мин. При пониженных температурах воздуха эта скорость составляет 1 м/мин. Смесь уплотняют вибробрусом, а затем заглаживают выглаживающей плитой.

Укладку смеси, как правило, производят одновременно и непрерывно по всей ширине проезжей части улицы с целью ликвидации про дольного сопряжения полос. Для этого используют несколько асфальтоукладчиков в зависимости от ширины проезжей части, которые движутся с опережением одним другого на 20-30 м и с перекрытием ранее уложенной смежной полосы на с 5-10 см. Вперед выдвигается укладчик, распределяющий смесь в непосредственной близости от бортового камня. Движение асфальтоукладчиков должно быть строго прямолинейным.

При укладке смеси одним асфальтоукладчиком длину укладываемой полосы устанавливают в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости укладки с учетом того, чтобы край ранее уложенной смежной полосы покрытия имел температуру не ниже 120 °С (табл. 3). Если край снежной полосы имеет температуру ниже указанной, место сопряжения необходимо прогреть и прикатать одним двумя проходами среднего катка.

Таблица 3.

ДЛИНЫ ПОЛОС УКЛАДКИ ВИБРОЛИТОЙ СМЕСИ

Температура воздуха, °С

Длина укладываемой полосы, м

на защищенных от ветра участках

на открытых участках

5

20-25

15-20

10

40-60

25-30

10-15

60-80

30-50

15-20

80-100

50-70

Ширину полосы укладки назначают кратной ширине проезжей части. Толщину укладываемого слоя в неуплотненном состоянии принимают на 15 % больше проектной.

Проход укладчика над выступающими крышками колодцев и водоприемными решетками после их подъема на проектную отметку должен выполняться на минимальной скорости с отключенным вибротрамбующим брусом. Решетки, при этом, должны быть закрыты листом фанеры во избежание просыпания смеси в водоприемный колодец.

Обнаруженные дефекты на поверхности покрытия после распределения смеси асфальтоукладчиком заделывают вручную одновременно с работой асфальтоукладчика. Смесь отбирают лопатой из приемного бункера асфальтоукладчика или термоса-миксера и после распределения тщательно трамбуют и затирают. При заделке дефектных мест вручную смесь с лопаты не бросают, а укладывают в слой переворачивая лопату.

По окончании укладки смеси в покрытие или при вынужденных перерывах в доставке смеси летом - более 20 мин, а при пониженных температурах воздуха - более 10 мин, а также в других случаях, приведших к остановке асфальтоукладчика, последний должен быть освобожден от ее остатков путем выдвижения вперед для возможности выработки всей смеси до ее остывания. С этой целью машинист на минимальной скорости начинает выдвижение укладчика до полной выработки смеси из распределительного отсека. При этом, слой смеси утончается, а полоса укладки клинообразно сужается. Пока смесь еще не остыла, в месте понижения толщины слоя производят его обрезку по рейке. Отходы убирают вручную используя для этой цели автопогрузчик. В конце полосы устанавливают упорный деревянный брус толщиной, рапной толщине уложенного слоя.

После полной выработки снеси все рабочие органы асфальтоукладчика: приемный бункер, скребковый питатель, шнеки, вибротрамбующий брус и выглаживающую плиту следует немедленно очистить от остатков смеси.

В следующую смену упорный брус снимают, а выглаживающую плиту асфальтоукладчика устанавливают на край обрезанной полосы и продолжают укладку. После перерыва в работе асфальтоукладчик следует устанавливать так, чтобы выглаживающая плита перекрывала край ранее уложенной полосы не менее чем на 50-100 мм.

4.7. Россыпь и втапливание горячего черного щебня.

Для обеспечения необходимой шероховатости покрытия, по нему, сразу после прохода асфальтоукладчика, распределяют черный щебень фракций 5-10; или 10-15 мм в одну щебенку с расходом 5-7 кг/м2. После остывания слоя покрытия до температуры 50 °С щебень втапливают легким катком массой 1500 кг.

Невтопившийся черный щебень сметают после полного остывания покрытия для повторного использования.

Движение транспорта по готовому покрытию открывают по достижении покрытием температуры наружного воздуха, но не ранее, чем через 3 часа после завершения работ.

При необходимости срочного открытия движения транспорта при высокой температуре воздуха допускается охлаждение покрытия холодной водой при помощи поливомоечной машины.

Технологический процесс устройства верхнего слоя покрытия из горячей виброуплотняемой асфальтобетонной смеси представлен в таблице 4.

Таблица 4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС УСТРОЙСТВА ДОРОЖНОГО АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ ИЗ ВИБРОЛИТОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ

Наименование видов работ и операций, средства механизации и орудия труда

Иллюстрация технологической операции

Подготовительные работы

При новом строительстве

При капитальном ремонте

организация движения городского транспорта и пешеходов

Оборудование места производства работ

Дорожные знаки, ограждения, освещение

очистка основания (старого покрытия) от грязи, пыли

Механическая щетка, сжатый воздух, метла

Компрессор, вибтрамбовка, погрузчик, лопата, грабли

Заделка выбоин и просадок Перестановка люков колодцев на уровень проектной отметки

Ремонтер, компрессор, автосамосвал, каток, термос-миксер, лопата, грабли лом

Удаление старого покрытия (при необходимости)

Фреза, погрузчик, автосамосвал

Проверка ровности и уклонов нижнего слоя. Разбивочные работы

Рейка, уклономер, визирки, нивелир, шнур.

Устройство выравнивающего слоя (при необходимости) из обычной асфальтобетонной смеси

Асфальтоукладчик грейдер, автосамосвал, каток, лопата, грабли

Обработка поверхности старого покрытия жидким битумом или битумной эмульсией

Автогудронатор

Доставка и складирование черного щебня.

Автосамосвал, лопата.

Работы по устройству покрытия из виброасфальтобетонной смеси

Транспортирование смеси с АБЗ на объект и выгрузка в асфальтоукладчик.

Атосамосвалы

Распределение и виброуплотнение смеси с одновременным распределением по горячей поверхности покрытия черного щебня

Асфальтоукладчик,

щебнераспределитель,

лопата

погрузчик

Заделка дефектных и недоступных для асфальтоукладчика мест

Лопата, скребок, трамбовка, грабли, термос-миксер, погрузчик

Установка упорного бруса в поперечном направлении после обрезки полосы укладки, в конце смены

Брусья упорные в комплексе с костылями, шнур пеньковый

Втапливание черного щебня и сметание невтопившегося щебня, снятие технических средств организации движения

легкий каток массой 1500 кГ, механическая щетка, погрузчик, лопата

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

5.1. Потребность в материалах определена из расчета на 100 м2 площади покрытия, слоем 50 мм.

вибролитая асфальтобетонная смесь - 12 тонн;

черный щебень - 0,3 м3;

горячий битум - 65 литров.

5.2. Машины, оборудование и инструменты, необходимые для устройства дорожного покрытия приведены в табл.5.

Таблица 5.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

№№ п/п

Наименование

Количество, шт.

1.

Асфальтоукладчик

1

2.

Асфальтофрезерная машина

1

3.

Автомобиль-самосвал

1

4.

Термос-миксер

1

5.

Компрессор

1

6.

Гудронатор

1

7.

Каток

1

8.

Линейка-разогреватель

1

9.

Комплект технических средств организации движения

2

10.

Брусья упорные из древесины хвойных пород или металлические трубы прямоугольного сечения, длиной3-4 метра

10

11.

Костыль металлический, длиной 100 - 120 мм

20

12.

Механическая щетка

1

13.

Термометр стеклянный, технический

2

14.

Шнур разметочный, льняной крученый

1

15.

Утюг металлический

1

16.

Трамбовка ручная

1

17.

Рейка контрольная трехметровая

1

18.

Лопата подборочная совковая

4

19.

Шаблон с уровнем строительным

1

20.

Гладилка строительная

1

21.

Линейка измерительная металлическая, длиной 500мм

1

22.

Метла

3

6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

Контроль качества работ при устройстве покрытий из виброуплотняемой асфальтобетонной смеси осуществляется на каждой технологической операции (табл. 6).

При этом оценивают однородность смеси по внешним признакам: цвету (равномерности распределения битума), удобообрабатываемости при укладке (подвижности).

Признаками доброкачественного выполнения работ по устройству покрытия являются:

- ровность покрытия (просвет под 3 метровой рейкой не более 5 мм);

- на покрытии нет раковин и пористых мест; профиль дороги соответствует проектному;

- места сопряжения смежных полос и рабочие швы отделаны и имеют опрятный вид;

лабораторные испытания вибролитого асфальтобетона подтверждают соответствие его качества требованиям технических условий;

- крышки колодцев подземных сетей и дождеприемные решетки установлены в соответствии с требованием проекта;

- бортовые камни не загрязнены и не сдвинуты при укладке.

Возможные последствия нарушения технологии работ приведены в Приложении 3.

Таблица 6

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

Технологические операции

Параметр контроля

Показатели по норме

Способ контроля

Транспортирование смеси

Максимальная продолжительность транспортирования, мин.

По часам

в термосе-миксере

не менее

10

в автосамосвале

не более

40

Температура смеси, °С, не менее

200

Термометром

Выгрузка и укладка смеси в покрытие

Минимальная температура воздуха при укладке, °С,

(5)10

Термометром

Минимальная температура смеси при укладке, ° с,

190

Термометром

Время выгрузки смеси из автосамосвала, мин, не более

6

По часам

Толщина укладываемого слоя, см, не менее

3

Мерной линейкой

Заделка дефектных мест и мест недоступных для асфальтоукладчика

Ровность и однородность заделанных мест

Поверхность заделанных мест должна быть ровной и однородной, на одном уровне с покрытием

Визуально

Распределение горячего черного щебня

Температура черного щебня, °С, не менее

120

Термометром

Фракция щебня, мм

5-10

Набором сит

Расход щебня, кг/м2

5-7

мерным сосудом

Прикатка черного щебня

Температура покрытия, °С, не менее

50

Термометром

Глубина втапливания

зерна щебня должны быть равномерно распределены по поверхности и втоплены на 2/3 диаметра

Визуально

Приемочный контроль эксплуатационных характеристик нового покрытия

Коэффициент сцепления, не менее для условий движения:

Приборами типа

- легких

0,45

ПКРС или

- затрудненных

0,50

ППК МАДИ

- опасных

0,60

- ВНИИБД

Ровность - просвет под трехметровой рейкой, мм, не более:

трехметровой

- для магистральных улиц общегородского значения

5

рейкой

- районного значения

7

- для улиц и дорог местного значения

15

7. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

При производстве работ по устройству покрытий из виброуплотняемой асфальтобетонной смеси необходимо соблюдать общие правила техники безопасности, изложенные в "Правилах по охране труда в дорожном хозяйстве" [М., Стройиздат, 1989], а также в СНиП III-4-80 "Техника безопасности в строительстве". Кроме того, специфика смеси виброасфальтобетона, связанная с повышенной температурой и текучестью, обусловливает необходимость дополнительных мер предосторожности при работе с ней, к которым можно отнести следующие:

к работам допускаются лица, достигшие совершеннолетия, прошедшие медицинский осмотр, вводный инструктаж по технике безопасности и инструктаж на рабочем месте;

рабочие-асфальтобетонщики должны быть снабжены спецодеждой и обувью, исключающими возможность получения ожогов, и обеспечены противоожоговыми средствами;

запрещается во избежание ожогов при загрузке приемного бункера асфальтоукладчика находиться вблизи его боковых стенок;

при затрудненной выгрузке виброуплотняемой асфальтобетонной смеси запрещается подниматься в кузов автосамосвала. Прилипшую к кузову смесь следует выгружать включением встряхивающего устройства кузова или с помощью специальных скребков или лопатой с удлиненной ручкой;

при производстве работ в местах возможного появления пешеходов нельзя оставлять без присмотра свежеуложенную смесь до ее остывания;

нахождение посторонних лиц в зоне производства работ запрещается.

В бытовом помещении должна быть аптечка с медикаментами и средствами оказания помощи пострадавшим, а также емкости с питьевой водой.

8. Технико-экономические показатели.

8.1. Расчет технико-экономических показателей новой технологии производят на основе калькулирования трудовых затрат и сопоставления их с затратами по существующей технологии.

Таблица.

Калькуляция трудовых затрат.

Обоснование

Наименование работ

Состав звена

Ед. измерения

Объем работ

на единицу измерения

на весь объем

норма времени,

Расценка р.к.

Трудовые затраты

Прямая зар. плата р.к.

чел./ч

маш./ч

чел./ч

маш./ч

по новой технологии

Е 20-2-26 п. 3а

Очистка основания механической щеткой от пыли и грязи

Машинист IV p. - 1

100 м2

1,0

0,03

0,03

0-024

0,03

0,03

0-024

Е17-5 т.2 п. 36

Разлив вяжущих материалов автогудронатором

Машинист V р. - 1

пом. машиниста: IVp. - 1

т

0,065

8,4

4,2

5-63

0,55

0,27

0-365

Расчет приложение I

Распределение смеси асфальтоукладчиком ДС-191 слоем 50 мм

Машинист VI р. - 1

Асфальто­бетонщики:

V р. - 1; IV p. - 1

III р.- 2; II р. - 1

100 м2

1,0

0,40

0,17

0-32

0,40

0,17

0-32

Е 20-2-37 п. 3

Россыпь черного щебня вручную

Дор. рабочие:

II р. - 1; I р. - 1

100 м2

10

0,2

-

0-12,3

0,2

-

0-12,3

Е 17-7 п. 26

Прикатка черного щебня

Машинист V р. - 1

100 м2

1,0

0,31

0,31

0-28,2

0,31

0,31

0-28,2

Е 20-2-26 п. 3

Удаление невтопившегося щебня

Машинист IV р. - 1

100 м2

1,0

0,03

0,03

0-02,4

0,03

0,03

0-02,4

1,52

0,81

1-138

по существующей технологии

Е 20-2-26 п. 3а

Очистка основания механической щеткой от пыли и грязи

Машинист IV р. - 1

100 м2

1,0

0,03

0,03

0-024

0,03

0,03

0-024

Е17-5т. 2 п. 36

Разлив вяжущих материалов автогудронатором

Машинист V р. - 1

пом. машиниста: IV р. - 1

т

0,065

8,4

4,2

5,63

0,55

0,27

0-365

Расчет приложение I

Распределение смеси асфальтоукладчиком ДС-191 слоем 50 мм

Машинист VI р. - 1

Асфальто­бетонщики:

V р. - 1; IV р. - 1;

III р . - 3; II р . - 1; I p. - 1

100 м2

1,0

1,36

0,17

1-04

1,36

0,17

1-04

Е 17-7 п.п. 26 и 28

Укатка асфальтобетонной смеси самоходными катками с гладкими вальцами

Машинист V p. - 1

100 м2

1,0

1,31

1,31

1-19

1,31

1,31

1-19

3,25

1,78

2-619

8.2. Сравнительные показатели устройства 100 м2 асфальтобетонного покрытия приведены в табл. 8.

Таблица 8.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНОЛОГИЙ

Наименование показателей

По существующей технологии

По новой технологии

Затраты труда, ч/дн.

0,40

0,19

Потребность в маш/сменах

0,22

0,10

Выработка на 1 чел/день в м2

250

526

Прямая заработная плата звена

с учетом масштаба цен по состоянию на 1.04.97, руб.

29110

12666

8.3. Эффективность принятых в технологической карте решений указана в табл. 9.

Таблица 9.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Наименование показателей

Величина показателей

Ед. измер.

По существующей технологии

По новой технологии

Рост производительности, %

Снижение себестоимости, %

Выработка на одного рабочего

м2

250

526

210,0

Прямая заработная плата

тыс. руб.

29,1

12,6

56

Приложение 1

Технические характеристики асфальтоукладчиков для устройства дорожных покрытий из виброуплотняемой смеси.

Наименование характеристик

Марка асфальтоукладчика

дс-143

ДС-191

ДС-181

ДC-195

ДС-169

Супер 1502

Супер 1600

Cупep 1800

Супер 1804

Тип

гусен.

колесн.

колесн.

колесн.

гусен.

колесн.

гусен.

гусен.

колесн.

Производительность, т/ч

170

250

250

210

350

490

600

600

Мощность двигателя кВт

44

70

44

70

79

121

121

Ширина укладки, мм

3000-4500

3008-7500

4500-7500

3000-4500

6006

2500-6000

2500-3005

2500-10003

2500-8000

Вместимость бункера, т

5(10)

12

10

10

12

8

10

10

15

Амплитуда колебаний бруса, мм

3,2

до 0,5

Частота колебаний бруса, кол/мин

1500

до 3000

Регулирование ширины бруса и выглаживающей плиты

-

бесступенчатое

Масса конструктивная, т

13

20

17,8

13,5

22,6

11

16

20

24

Наличие следящей системы

-

имеется

Приложение 2

Технические характеристики термосов-миксеров для транспортирования вибролитой асфальтобетонной смеси

Наименование параметра

Термос - миксер

ОРД-1025

ОРД-1028

Вместимость термоса-миксера, т

8,5

18

Силовая установка

дизель

дизель

Привод мешалки

гидромех.

гидромех.

Расположение вала мешалки

горизонт.

горизонт.

Частота вращения мешалки, об/мин

4-6

4-6

Мощность, кВТ

10-15

20-25

Вид топлива для обогрева

дизельное

дизельное

Расход топлива, кг/час

2-4

4-8

Количество горелок

2

2

Мощность подогревателей, кВТ

46

90

Приход наклона термоса-бункера

гидромех.

гидромех.

Обслуживающий персонал, чел

2

2

Высота, мм

2880

3200

Приложение 3

ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ ВИБРОЛИТОЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ.

Последствия нарушениЙ технологии

Черный щебень неравномерно распределен по поверхности покрытия

16

Выглаживающая плита не реагирует на корректирующие воздействия

15

Волнистая поверхность покрытия - короткие волны (гребенка)

14

Продольные и поперечные следы от выглаживающей плиты

13

Неоднородность фактуры поверхности и текстуры слоя

12

Недостаточное уплотнение смеси трамбующим брусом

11

Волнистая поверхность покрытия - длинные волны

10

Черный щебень не приживается на покрытии

9

Смесь не поддается распределению шнеками

8

Низкое качество поперечной спайки

7

Низкое качество продольной спайки

6

Разрыв слоя на полную ширину

5

Следы от вальцев катка

4

Разрыв слоя по центру

3

Разрыв слоя по краям

2

Покрытие скользкое

1

Возможные нарушения технологии укладки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Перебои в подаче смеси в распределительный отсек

Переполнение распределительного отсека смеси

Завышенная скорость асфальтоукладчика

Излишняя выпуклость центра выглаживающей плиты

Недостаточная выпуклость центра выглаживающей плиты

Неисправность системы регулирования толщины слоя

Чрезмерный люфт механических сочленений выглаживающей плиты

Укладка смеси с поднятой плитой

Прилипание к выглаживающей плите посторонних предметов

Слабое крепление трамбующих планок плиты

Низкая температура выглаживающей плиты

Трамбующий брус при отключении не поднят

Неправильная установка затворов пластинчатого питателя

Износ или неправильная установка спорного ролика

Неправильная установка выглаживающей плиты

Слишком низкий пусковой момент вибратора

Неправильная установка уширителей плиты

Слабая работа вибратора

Неправильная установка следящей системы

Пантограф следящей системы подпрыгивал на эталоне

Уклон эталона не адекватен продольному уклону дороги

Возможные нарушения технологии укладки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Излишняя чувствительность следящей системы

Неправильное перекрытие продольного шва

Укладка смеси слишком тонким слоем

Удар машины по асфальтоукладчику при выгрузке смеси

Неотключение тормозов машины

Ненадлежащая подготовка основания

Нарушение правил распределения и втапливания щебня

Реверсирование или повороты катка на большой скорости

Остановка катка на горячем слое

Плохой состав смеси (минеральные материалы)

Плохой состав смеси (битум)

Расслоение смеси

Наличие влаги в смеси (недостаточно просушены материалы)

Неоднородность смеси по температуре

Низкая температура смеси

Смесь плохо перемешана

Для втапливания применен   необработанный битумом щебень

Последствия нарушениЙ технологии

Покрытие скользкое

1

Разрыв слоя по краям

2

Разрыв слоя по центру

3

Следы от вальцев катка

4

Разрыв слоя на полную ширину

5

Низкое качество поперечной спайки

6

Низкое качество продольной спайки

7

Смесь не поддается распределению шнеками

8

Черный щебень не приживается на покрытии

9

Волнистая поверхность покрытия - длинные волны

10

Недостаточное уплотнение смеси трамбующим брусом

11

Неоднородность фактуры поверхности и текстуры слоя

12

Продольные и поперечные следы от выглаживающей плиты

13

Волнистая поверхность покрытия - короткие волны (гребенка)

14

Выглаживающая плита не реагирует на корректирующие воздействия

15

Черный щебень неравномерно распределен по поверхности покрытия

16

ПРИМЕЧАНИЯ: █ - причина дефекта связана с асфальтоукладчиком ▌ - другие причины

часто образование дефекта связано с несколькими причинам.

Для решения проблемы следует устраивать все указанные в таблице причины.

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Армирование Винт гост Входной контроль материалов Гост 19034 82 Заземление электроустановок Катет сварного шва Коэффициент разрыхления грунта Максимальная масса транспортного средства Нормы пробега шин Отсос Плиты покрытия размеры Снип 23 01 99 строительная климатология Схема вентиляции Таблица подшипников Технологический регламент