Технологическая карта Бетонирование буронабивных свай. Технологическая карта

ГОССТРОЙ СССР

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И
ПРОЕКТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ ,
МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ
( ЦНИИОМТП )

БЕТОНИРОВАНИЕ БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Москва 1988

Рекомендовано к изданию решением Научно - технического совета ЦНИИОМТП Госстроя СССР .

В технологической карте предложен прогрессивный метод бетонирования буронабивных свай посредством непрерывного нагнетания бетонной смеси с помощью бетононасосов на всю глубину скважины .

Технологическая карта разработана отделом бетонных работ ЦНИИОМТП ( ответственный исполнитель - В . П . Чураков , исполнители - к . т . н . Б . В . Жадановский , к . т . н . Е . П . Мазов , к . т . н . Ю . Б . Чирков ).

По всем вопросам , касающимся данной технологии , следует обращаться в указанный отдел ЦНИИОМГП (127434, Москва , Дмитровское шоссе , 9, телефон 216-22-03).

Работа предназначена для инженерно - технических работников проектных и строительных организаций .

Настоящая технологическая карта разработана на бетонирование свай напорным методом .

При использовании забивных свай необходимость удаления оголовков вызывает большие потери железобетона, составляющие примерно пятую часть всего объема забивных свай .

Применение набивных свай позволяет не только избежать потерь, но и повышает надежность фундаментов, особенно при устройстве их в сложных инженерно - геологических и гидрогеологических условиях .

Для существующих методов бетонирования набивных свай характерны такие недостатки , как прерывистость технологического цикла, " разбавление " бетонной смеси водой или глинистым раствором и ее расслоение в результате этого , большие затраты ручного труда .

Разработанный ЦНИИОМТП Госстроя СССР напорный способ бетонирования набивных свай позволяет устранить указанные недостатки и обеспечить комплексную механизацию технологических процессов .

Сущность напорного метода бетонирования заключается в непрерывном нагнетании бетонной смеси на всю глубину скважины с помощью бетононасосных установок ( бетононасосов ), при этом используются цельные обсадные трубы .

Содержание

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

5. СХЕМЫ УСТРОЙСТВА БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ

Приложение РАСЧЕТ НОВМЫ ВРЕМЕНИ И РАСЦЕНКИ НА ПОДАЧУ БЕТОННОЙ СМЕСИ К МЕСТУ УКЛАДКИ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на бетонирование буронабивных свай с использованием бетононасосов , применяемых для укладки литых бетонных смесей .

1.2. В качестве объекта - представителя принят производственный корпус института " Молдгипроводхоз ".

1.3. В состав работ , рассматриваемых картой , входят : армирование буронабивных свай ; заполнение полостей скважин бетонной смесью ; устройство оголовков свай .

1.4. Привязка технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняет объемы работ , калькуляцию затрат труда , применяемые средства механизации ( с учетом максимального использования наличного парка механизмов и приспособлений ).

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. До начала устройства буронабивных свай должны быть выполнены следующие работы :

- планировка площадки строительства ;

- устройство временных или постоянных подъездных дорог к объекту строительства ;

- установка временного ограждения строительной площадки, а также предупредительных и указательных надписей и знаков безопасности ;

- закончено бурение скважин ;

- смонтированы и опробованы машины, механизмы и приспособления, необходимые для производства работ ;

- завезено на строительную площадку и уложено в пределах рабочих зон не менее 30 % арматурных каркасов ;

- проведен инструктаж рабочих по технике безопасности.

2.2. Заполнение скважины бетонной смесью следует начинать после зачистки забоя и проверки фактической глубины скважины и расположения ее в плане, но не позднее чем через 2 часа по окончании бурения . При более длительном перерыве необходима повторная зачистка забоя .

В случаях, когда предполагается значительная задержка начала бетонирования, бурение приостанавливают, не доводя забой до проектной отметки на 1-2 м . Этот участок следует проходить после устранения причин перерыва между окончанием бурения и началом бетонирования . Отметка забоя определяется опусканием в скважину на гибкой мерной нити специального лота массой от 2 до 3 кг .

2.3. Перед началом бетонирования в скважину устанавливают арматурный каркас, до погружения которого подготовленную скважину принимают по акту в присутствии представителя авторского надзора.

При отсутствии соответствующего паспорта к арматурному каркасу устанавливать его в скважину не разрешается . Номер устанавливаемого в скважину арматурного каркаса фиксируется в журнале производства работ .

При транспортировке арматурных каркасов следует предохранять их от деформаций временными распорками в виде поперечных стержней .

Перед установкой в скважину арматурный каркас должен быть тщательно очищен от ржавчины и грязи .

Для защиты устья скважины от обрушения ( до установки каркаса ) его закрепляют при помощи трубы - кондуктора длиной не менее 1 м с наружным диаметром, равным диаметру скважины .

Арматурный каркас сваривают из двух элементов на полную длину столба и устанавливают в полость скважины стреловым гусеничным краном MK Г-16 M . Сначала арматурный каркас крепят кольцевым стропом , затем поднимают в вертикальное положение и подают к скважине , опуская в ее полость до опирания нижнего кольца жесткости каркаса в основание скважины . Чтобы обеспечить защиту бетона буронабивных свай , к рабочим стержням каркаса в местах их перехвата кольцами жесткости с внешней стороны приваривают скобы - ограничители .

2.4. По окончании установки арматурного каркаса в скважину производится ее бетонирование бетононасосами с гидравлическим приводом . Бетонирование ведется по двум основным схемам с помощью распределительной стрелы автобетононасоса ( при длине сваи до 10 м ) или путем прямой подачи бетонной смеси по инвентарному бетонопроводу ( при длине сваи более 10 м ). Схемы бетонирования показаны на стр . 15.

Используемый при напорном методе бетонопровод монтируют из инвентарных горизонтальных и вертикальных звеньев , соединяемых быстроразъемными замками . Для изоляции бетонной смеси от воды или глинистого раствора в нижнем конце вертикального участка бетонопровода устанавливают временный глиняный пыж высотой 1,2-1,4 диаметра напорного бетонопровода .

При подаче бетонной смеси по стреле автобетононасоса напорный бетонопровод подсоединяют с помощью инвентарного замка к последней секций стрелы .

Соединение горизонтального и вертикального участков при прямой подаче смеси осуществляется с помощью подвижного компенсатора , что позволяет перемещать вертикальный участок бетонопровода в процессе бетонирования сваи на глубину до 6 м . В верхней части вертикального участка напорного бетонопровода монтируют поворотное колено под углом 90 ° с радиусом закругления 0,5 м , в котором устанавливают пробковый кран диаметром 25-38 мм , служащий для удаления воздушных пробок в процессе бетонирования .

Собранный бетонопровод краном опускают в скважину непосредственно на дно забоя , а затем подсоединяют к магистральному бетонопроводу от бетононасоса .

Подача бетонной смеси производится при открытом пробковом кране до появления выбросов цементного молока через отверстие пробкового крана ( это свидетельствует об удалении всех воздушных пробок ).

После заполнения всего бетонопровода смесью его вертикальный участок с помощью крана приподнимают на 0,3-0,4 м от дна и одновременно закрывают пробковый кран .

К бетонированию следует приступать при наличии готовой бетонной смеси на полный геометрический объем набивной сваи с учетом необходимости бетонирования также ее оголовка . При установке режима нагнетания динамическое давление не должно превышать 0,9 от максимального , развиваемого бетононасосом . При повышении давления вертикальный участок бетонопровода краном поднимают на высоту , меньшую или равную ходу горизонтального компенсатора ( без прекращения подачи смеси ), при этом вертикальный участок должен оставаться заглубленным в бетонной смеси не менее чем на 1,5 м .

При укладке бетонной смеси до поверхности скважины верхний слой смеси с примесью бурового шлама удаляют , затем устанавливают инвентарную опалубку для формования оголовка сваи , после чего извлекают бетонопровод из скважины . При этом продолжают нагнетать бетонную смесь с минимальной скоростью .

По окончании бетонирования сваи и извлечения бетонопровода из скважины сразу же приступают к извлечению обсадной трубы и последующему формованию оголовка набивной сваи . В это время вертикальный участок бетонопровода устанавливают в очередную скважину , подготовленную для бетонирования .

Для извлечения обсадных труб грузоподъемные краны оборудуют приборами ограничения грузоподъемности . С целью полного исключения возможности перегруза крана процесс извлечения обсадной трубы рекомендуется начинать с отрыва и подъема обсадной трубы на 100-300 мм с помощью гидровыдергивателя конструкции Гидропроекта Минэнерго СССР , привод которого осуществляется от гидросистемы крана .

2.5. Контроль качества работ по устройству буронабивных свай необходимо вести на всех этапах .

После окончания бурения проверяется глубина скважины и качество зачистки забоя . До начала бетонирования проверяется и подтверждается актом готовность пробуренной скважины к установке арматурного каркаса и бетонированию , а также соответствие арматурного каркаса проекту . Перед началом работ по бетонированию проверяется герметичность соединений бетонопровода . В процессе бетонирования контролируется состав укладываемой бетонной смеси и количество бетона в обсадной трубе .

Подвижность бетонной смеси определяется по осадке стандартного конуса . Отбор проб бетонной смеси производят при укладке в скважину первой порции и затем каждых 5 м 3 .

Качество бетона контролируется ежесменно испытанием на сжатие и водонепроницаемость контрольных кубиков , изготовление и хранение которых проводится в условиях , аналогичным условиям бетонирования и твердения бетона свай .

Допускаемые отклонения при устройстве свай показаны на схеме буронабивной сваи на стр . 8.

2.6. Все работы должны выполняться в соответствии с правилами техники безопасности, СНиП III -4-80 . Особое внимание необходимо обратить на следующее :

- к работе по устройству буронабивных свай допускаются лица не моложе 18 лет , прошедшие медицинское освидетельствование , подготовительный инструктаж и инструктаж на рабочем месте ;

- площадка, на которой выполняются работы по устройству буронабивных свай должна быть огорожена , освещена и оборудована предупредительными сигналами и надписями ;

- все ответственные операции при устройстве буронабивных свай : укрупнительная сборка бетонопровода , заполнение скважины бетонной смесью, извлечение и монтаж бетонопровода , извлечение и снятие секций обсадной трубы , - должны выполняться под руководством сменного мастера или производителя работ ;

- при подъеме секций обсадных труб необходимо удерживать их от раскачивания и поворотов с помощью расчалок ;

- при опускании в скважину арматурного каркаса необходимо следить за тем , чтобы он не зацепился за обсадную трубу ;

- к управлению бетононасосами допускаются только машинисты операторы , специально обученные и имеющие удостоверения ;

- бетононасос при устройстве набивных свай устанавливают на расстоянии не менее 6 м от края скважины .

Предельные отклонения контролируемых параметров , мм

Размеры скважины :

диаметр , Δ 1

± 50

глубина , Δ 2

± 100

Положение оси скважины :

в плане поперек ряда , Δ 3

100

вдоль ряда , Δ 3

150

относительно вертикали , Δ4

2 °

Диаметр уширения скважины , Δ5

± 100

Величина защитного слоя бетона сваи , Δ 6

+15;-5

Схема буронабивной сваи :

1 - арматурный каркас ; 2 - свая ; 3 - уширение в основании сваи

2.7. Калькуляция затрат труда на устройство буронабивной сваи

Обоснование

Наименование работ

Ед.
изм.

Объем работ

Норма времени на ед. изм., чел.-ч (маш.-ч)

Затраты труда на весь объем работ, чел.-ч
маш.-ч)

Расценка на ед. изм., руб.-коп.

Стоимость затрат труда на весь объем работ, руб.-коп.

ЕНИР 1973г., §5-1-5, п. 1,2е

Укрупнительная сборка арматурного каркаса

шт.

2

1,45

2,9

0-93,8

1-88

т

0,126

0,29 (0,29)

0,58 (0,58)

0-18,1

0-36

1,25

0,16

0-80,9

0-10

0,25 (0,25]

0,03 (0,03)

0-20,2

0-03

ТК "Устройство набивных свай" ВПТИтрансстроя Госстроя СССР, 1982 г.

Установка каркаса при помощи крана в пробуренную скважину и закрепление его

шт.

1

1,02

1,02

0-68

0-68

(0,51)

(0,51)

0-40

0-40

Укрупнительная сборка звеньев бетонопровода перед бетонированием свай

1 звено

4

2,3

9,2

1-52

6-08

-

-

-

-

Установка бетонопровода в скважину

шт.

1

2,0

2,0

1-33

1-33

-

-

-

-

Приложение

Укладка бетонной смеси в скважину бетононасосом

м3

5,08

0,14

0,71

0-07,8

0-40

0,07

0,36

0-04,3

0-22

(0,07)

(0,36)

ТК" Устройство набивных свай" ВПТИтрансстроя Госстроя СССР, 1982 г.

Извлечение бетонопровода

1 секция

4

1,14

4,56

0-75

3-00

(0,57)

(2,28)

0-45

1-80

Извлечение обсадной трубы при помощи крана

19,6

0,22

4,31

0-14,6

2-86

(0,11)

(2,16)

0-09

1-76

Снятие при помощи крана секций обсадной трубы

1 секция

4

1,24

4,96

0-82

3-28

(0,62)

(2,48)

0-49

1-96

Очистка и промывка звеньев обсадной трубы и бетонопровода при поддержке их краном

1 свая

1

11,0

11,0

7-29

7-29

(5,5)

(5,5)

4-35

4-35

Итого:

41,79

(13,90)

2.8. График выполнения работ по устройству буронабивной сваи

2.9. Пооперационный контроль качества выполняемых работ

Наименование операций, подлежащих контролю

Состав контроля

Способы контроля

Время контроля

Привлекаемые службы

производителем работ

мастером

-

Установка в скважину арматурного каркаса

Чистота каркаса, положение каркаса в плане и по глубине скважины, величина защитного слоя

Визуальный и измерительный (стальным метром, мерным стальным прутом

В процессе работ

-

Укладка бетонной смеси

-

Подвижность бетонной смеси, величина заглубления бетонопровода, интенсивность укладки смеси, полнота заполнения скважин, прочность бетона

Измерительный и лабораторный (стандартный конус, стальной метр, лот; отбор контрольных образцов)

В процессе бетонирования

Строительная лаборатория

3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Затраты труда на одну сваю , чел.-дн .

Затраты труда на 1 м3 уложенного бетона , чел. - дн .

Затраты машинного времени на 1 м 3 уложенного бетона , маш .- смен

Выработка одного рабочего в смену , м 3 железобетона

Продолжительность выполнения работ , дн .

5,1

1

0,3

1

1,1

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

4.1. Потребность в основных конструкциях и полуфабрикатах

Наименование , марка

Кол - во

Каркас пространственный КП-1

2 шт .

Бетон М 250

5,08 м 3

4.2. Потребность в машинах, оборудовании, инструментах и приспособлениях

Наименование, марка

ГОСТ,
№ чертежа

Кол-во

Основная характеристика

Гусеничный кран МКГ-16М

-

1

Грузоподъемность 16 т

Автобетоносмеситель СБ-92-1

-

Опред. на месте

Объем смесительного барабана -3,5м3

Бетононасос СБ-161 или БН-60

-

1

Техническая производительность - 60 м3

Стяжной хомут для временной анкеровки верха обсадной трубы

Чертежи СКБ Главмостостроя Минтрансстроя СССР

1

-

Комплект бетонопровода

То же

1

Диаметр бетонопровода - 125 мм

Строп кольцевой

ГОСТ 14110-80

2

Грузоподъемность 3 т

Строп двухветвевой

ГОСТ 14110-80

2

Грузоподъемность 3 т

Оттяжки веревочные

-

2

-

Ключ гаечный

ГОСТ 2838-80Е*

ГОСТ 11042-83*

4

Масса - 0,6 кг

Молоток стальной строительный

2

Масса- 0,8 кг

Лопата стальная строительная (для раствора)

ГОСТ 3620-76*

4

Масса - 2,1 кг

Пила поперечная двуручная

ГОСТ 979-70*

1

-

Топор строительный плотничный

ГОСТ 1399-73*

1

Масса - 1,1 кг

Теодолит

ГОСТ 10529-86*

1

-

Рулетка измерительная металлическая

ГОСТ 7502-80*

1

Длина – 20 м

Метр стальной складной

-

1

-

Отвес строительный

ГОСТ 7948-80*

1

Масса - 0,4 кг

Мерный трос с грузом

Чертежи ПКБ Люберецкого з-да Главмостостроя

1

Масса - 5 кг

5. СХЕМЫ УСТРОЙСТВА БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ

5.1. Армирование свай

5.2. Бетонирование свай длиной более 10 м напорным методом с помощью бетононасоса

5.3. Бетонирование свай длиной до 10 м напорным методом с помощью автобетононасоса

1 - гусеничный кран МКГ -16 М ; 2 - арматурный каркас ; 3 - труба - кондуктор ; 4 - обсадная труба ; 5 - автобетоносмеситель ; 6 - б етононасос ; 7, 8 - верхний и нижний участки бетонопровода ; 9 - уложенный б етон , 10 - автобетононасос ; 11 - распределительная стрела автобетононасоса

Приложение
РАСЧЕТ НОВМЫ ВРЕМЕНИ И РАСЦЕНКИ НА ПОДАЧУ БЕТОННОЙ СМЕСИ К МЕСТУ УКЛАДКИ

Техническая производительность б етононасоса - 60 м3 / ч .

Коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной Кт = 0,4 (" Методические рекомендации по расчету экономической эффективности технических , решений в области организации , технологии и механизации производства строительных работ ", ЦНИ ИОМТП , 1982 г ., табл . 5), коэффициент использования машины по времени Кдв = 0,6. .

Эксплуатационная производительность бетононасоса :

60 × 0,6 × 0,4 = 14,4 м 3 / ч .

Состав звена - бетонщик 4 разряда и бетонщик 2 разряда .

Норма времени   чел .- ч ( на 1 м 3 ).

Средняя часовая ставка звена :

(62,5 + 49,3) : 2 = 55,9 коп .

Расценка, за 1 м3  руб.

Данные для расчета взяты по действующим ЕНиР .