Технологическая карта Бетонирование буронабивных свай. Технологическая карта
ГОССТРОЙ СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
И
ПРОЕКТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ ,
МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ
( ЦНИИОМТП )
БЕТОНИРОВАНИЕ БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Москва 1988
Рекомендовано к изданию решением Научно - технического совета ЦНИИОМТП Госстроя СССР .
В технологической карте предложен прогрессивный метод бетонирования буронабивных свай посредством непрерывного нагнетания бетонной смеси с помощью бетононасосов на всю глубину скважины .
Технологическая карта разработана отделом бетонных работ ЦНИИОМТП ( ответственный исполнитель - В . П . Чураков , исполнители - к . т . н . Б . В . Жадановский , к . т . н . Е . П . Мазов , к . т . н . Ю . Б . Чирков ).
По всем вопросам , касающимся данной технологии , следует обращаться в указанный отдел ЦНИИОМГП (127434, Москва , Дмитровское шоссе , 9, телефон 216-22-03).
Работа предназначена для инженерно - технических работников проектных и строительных организаций .
Настоящая технологическая карта разработана на бетонирование свай напорным методом .
При использовании забивных свай необходимость удаления оголовков вызывает большие потери железобетона, составляющие примерно пятую часть всего объема забивных свай .
Применение набивных свай позволяет не только избежать потерь, но и повышает надежность фундаментов, особенно при устройстве их в сложных инженерно - геологических и гидрогеологических условиях .
Для существующих методов бетонирования набивных свай характерны такие недостатки , как прерывистость технологического цикла, " разбавление " бетонной смеси водой или глинистым раствором и ее расслоение в результате этого , большие затраты ручного труда .
Разработанный ЦНИИОМТП Госстроя СССР напорный способ бетонирования набивных свай позволяет устранить указанные недостатки и обеспечить комплексную механизацию технологических процессов .
Сущность напорного метода бетонирования заключается в непрерывном нагнетании бетонной смеси на всю глубину скважины с помощью бетононасосных установок ( бетононасосов ), при этом используются цельные обсадные трубы .
Содержание
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 5. СХЕМЫ УСТРОЙСТВА БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ Приложение РАСЧЕТ НОВМЫ ВРЕМЕНИ И РАСЦЕНКИ НА ПОДАЧУ БЕТОННОЙ СМЕСИ К МЕСТУ УКЛАДКИ
|
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Технологическая карта разработана на бетонирование буронабивных свай с использованием бетононасосов , применяемых для укладки литых бетонных смесей .
1.2. В качестве объекта - представителя принят производственный корпус института " Молдгипроводхоз ".
1.3. В состав работ , рассматриваемых картой , входят : армирование буронабивных свай ; заполнение полостей скважин бетонной смесью ; устройство оголовков свай .
1.4. Привязка технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняет объемы работ , калькуляцию затрат труда , применяемые средства механизации ( с учетом максимального использования наличного парка механизмов и приспособлений ).
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. До начала устройства буронабивных свай должны быть выполнены следующие работы :
- планировка площадки строительства ;
- устройство временных или постоянных подъездных дорог к объекту строительства ;
- установка временного ограждения строительной площадки, а также предупредительных и указательных надписей и знаков безопасности ;
- закончено бурение скважин ;
- смонтированы и опробованы машины, механизмы и приспособления, необходимые для производства работ ;
- завезено на строительную площадку и уложено в пределах рабочих зон не менее 30 % арматурных каркасов ;
- проведен инструктаж рабочих по технике безопасности.
2.2. Заполнение скважины бетонной смесью следует начинать после зачистки забоя и проверки фактической глубины скважины и расположения ее в плане, но не позднее чем через 2 часа по окончании бурения . При более длительном перерыве необходима повторная зачистка забоя .
В случаях, когда предполагается значительная задержка начала бетонирования, бурение приостанавливают, не доводя забой до проектной отметки на 1-
2.3. Перед началом бетонирования в скважину устанавливают арматурный каркас, до погружения которого подготовленную скважину принимают по акту в присутствии представителя авторского надзора.
При отсутствии соответствующего паспорта к арматурному каркасу устанавливать его в скважину не разрешается . Номер устанавливаемого в скважину арматурного каркаса фиксируется в журнале производства работ .
При транспортировке арматурных каркасов следует предохранять их от деформаций временными распорками в виде поперечных стержней .
Перед установкой в скважину арматурный каркас должен быть тщательно очищен от ржавчины и грязи .
Для защиты устья скважины от обрушения ( до установки каркаса ) его закрепляют при помощи трубы - кондуктора длиной не менее 1 м с наружным диаметром, равным диаметру скважины .
Арматурный каркас сваривают из двух элементов на полную длину столба и устанавливают в полость скважины стреловым гусеничным краном MK Г-16 M . Сначала арматурный каркас крепят кольцевым стропом , затем поднимают в вертикальное положение и подают к скважине , опуская в ее полость до опирания нижнего кольца жесткости каркаса в основание скважины . Чтобы обеспечить защиту бетона буронабивных свай , к рабочим стержням каркаса в местах их перехвата кольцами жесткости с внешней стороны приваривают скобы - ограничители .
2.4. По окончании установки арматурного каркаса в скважину производится ее бетонирование бетононасосами с гидравлическим приводом . Бетонирование ведется по двум основным схемам с помощью распределительной стрелы автобетононасоса ( при длине сваи до
Используемый при напорном методе бетонопровод монтируют из инвентарных горизонтальных и вертикальных звеньев , соединяемых быстроразъемными замками . Для изоляции бетонной смеси от воды или глинистого раствора в нижнем конце вертикального участка бетонопровода устанавливают временный глиняный пыж высотой 1,2-1,4 диаметра напорного бетонопровода .
При подаче бетонной смеси по стреле автобетононасоса напорный бетонопровод подсоединяют с помощью инвентарного замка к последней секций стрелы .
Соединение горизонтального и вертикального участков при прямой подаче смеси осуществляется с помощью подвижного компенсатора , что позволяет перемещать вертикальный участок бетонопровода в процессе бетонирования
сваи на глубину до
Собранный бетонопровод краном опускают в скважину непосредственно на дно забоя , а затем подсоединяют к магистральному бетонопроводу от бетононасоса .
Подача бетонной смеси производится при открытом пробковом кране до появления выбросов цементного молока через отверстие пробкового крана ( это свидетельствует об удалении всех воздушных пробок ).
После заполнения всего бетонопровода смесью его вертикальный участок
с помощью крана приподнимают на 0,3-
К бетонированию следует приступать при наличии готовой бетонной смеси на полный геометрический объем набивной сваи с учетом необходимости бетонирования также ее оголовка . При установке режима нагнетания динамическое давление не должно превышать 0,9 от максимального , развиваемого бетононасосом . При повышении давления вертикальный участок бетонопровода краном поднимают на высоту , меньшую или равную ходу горизонтального компенсатора ( без прекращения подачи смеси ), при этом вертикальный участок должен оставаться заглубленным в бетонной смеси не менее чем на
При укладке бетонной смеси до поверхности скважины верхний слой смеси с примесью бурового шлама удаляют , затем устанавливают инвентарную опалубку для формования оголовка сваи , после чего извлекают бетонопровод из скважины . При этом продолжают нагнетать бетонную смесь с минимальной скоростью .
По окончании бетонирования сваи и извлечения бетонопровода из скважины сразу же приступают к извлечению обсадной трубы и последующему формованию оголовка набивной сваи . В это время вертикальный участок бетонопровода устанавливают в очередную скважину , подготовленную для бетонирования .
Для извлечения обсадных труб грузоподъемные краны оборудуют приборами ограничения грузоподъемности . С целью полного исключения возможности
перегруза крана процесс извлечения обсадной трубы рекомендуется начинать с отрыва и подъема обсадной трубы на 100-
2.5. Контроль качества работ по устройству буронабивных свай необходимо вести на всех этапах .
После окончания бурения проверяется глубина скважины и качество зачистки забоя . До начала бетонирования проверяется и подтверждается актом готовность пробуренной скважины к установке арматурного каркаса и бетонированию , а также соответствие арматурного каркаса проекту . Перед началом работ по бетонированию проверяется герметичность соединений бетонопровода . В процессе бетонирования контролируется состав укладываемой бетонной смеси и количество бетона в обсадной трубе .
Подвижность бетонной смеси определяется по осадке стандартного конуса . Отбор проб бетонной смеси производят при укладке в скважину первой порции и затем каждых
Качество бетона контролируется ежесменно испытанием на сжатие и водонепроницаемость контрольных кубиков , изготовление и хранение которых проводится в условиях , аналогичным условиям бетонирования и твердения бетона свай .
Допускаемые отклонения при устройстве свай показаны на схеме буронабивной сваи на стр . 8.
2.6. Все работы должны выполняться в соответствии с правилами техники безопасности, СНиП III -4-80 . Особое внимание необходимо обратить на следующее :
- к работе по устройству буронабивных свай допускаются лица не моложе 18 лет , прошедшие медицинское освидетельствование , подготовительный инструктаж и инструктаж на рабочем месте ;
- площадка, на которой выполняются работы по устройству буронабивных свай должна быть огорожена , освещена и оборудована предупредительными сигналами и надписями ;
- все ответственные операции при устройстве буронабивных свай : укрупнительная сборка бетонопровода , заполнение скважины бетонной смесью, извлечение и монтаж бетонопровода , извлечение и снятие секций обсадной трубы , - должны выполняться под руководством сменного мастера или производителя работ ;
- при подъеме секций обсадных труб необходимо удерживать их от раскачивания и поворотов с помощью расчалок ;
- при опускании в скважину арматурного каркаса необходимо следить за тем , чтобы он не зацепился за обсадную трубу ;
- к управлению бетононасосами допускаются только машинисты операторы , специально обученные и имеющие удостоверения ;
- бетононасос при
устройстве набивных свай устанавливают на расстоянии не менее
|
Предельные отклонения контролируемых параметров , мм |
|
Размеры скважины : |
|
|
диаметр , Δ 1 |
± 50 |
|
глубина , Δ 2 |
± 100 |
|
Положение оси скважины : |
|
|
в плане поперек ряда , Δ 3 |
100 |
|
вдоль ряда , Δ 3 |
150 |
|
относительно вертикали , Δ4 |
2 ° |
|
Диаметр уширения скважины , Δ5 |
± 100 |
|
Величина защитного слоя бетона сваи , Δ 6 |
+15;-5 |
Схема буронабивной сваи :
1 - арматурный каркас ; 2 - свая ; 3 - уширение в основании сваи
2.7. Калькуляция затрат труда на устройство буронабивной сваи
Обоснование |
Наименование работ |
Ед. |
Объем работ |
Норма времени на ед. изм., чел.-ч (маш.-ч) |
Затраты труда на весь объем работ, чел.-ч |
Расценка на ед. изм., руб.-коп. |
Стоимость затрат труда на весь объем работ, руб.-коп. |
ЕНИР 1973г.,
§5-1- |
Укрупнительная сборка арматурного каркаса |
шт. |
2 |
1,45 |
2,9 |
0-93,8 |
1-88 |
т |
0,126 |
0,29 (0,29) |
0,58 (0,58) |
0-18,1 |
0-36 |
||
1,25 |
0,16 |
0-80,9 |
0-10 |
||||
0,25 (0,25] |
0,03 (0,03) |
0-20,2 |
0-03 |
||||
ТК "Устройство набивных свай" ВПТИтрансстроя Госстроя СССР, 1982 г. |
Установка каркаса при помощи крана в пробуренную скважину и закрепление его |
шт. |
1 |
1,02 |
1,02 |
0-68 |
0-68 |
(0,51) |
(0,51) |
0-40 |
0-40 |
||||
Укрупнительная сборка звеньев бетонопровода перед бетонированием свай |
1 звено |
4 |
2,3 |
9,2 |
1-52 |
6-08 |
|
- |
- |
- |
- |
||||
Установка бетонопровода в скважину |
шт. |
1 |
2,0 |
2,0 |
1-33 |
1-33 |
|
- |
- |
- |
- |
||||
Приложение |
Укладка бетонной смеси в скважину бетононасосом |
м3 |
5,08 |
0,14 |
0,71 |
0-07,8 |
0-40 |
0,07 |
0,36 |
0-04,3 |
0-22 |
||||
(0,07) |
(0,36) |
||||||
ТК" Устройство набивных свай" ВПТИтрансстроя Госстроя СССР, 1982 г. |
Извлечение бетонопровода |
1 секция |
4 |
1,14 |
4,56 |
0-75 |
3-00 |
(0,57) |
(2,28) |
0-45 |
1-80 |
||||
Извлечение обсадной трубы при помощи крана |
1м |
19,6 |
0,22 |
4,31 |
0-14,6 |
2-86 |
|
(0,11) |
(2,16) |
0-09 |
1-76 |
||||
Снятие при помощи крана секций обсадной трубы |
1 секция |
4 |
1,24 |
4,96 |
0-82 |
3-28 |
|
(0,62) |
(2,48) |
0-49 |
1-96 |
||||
Очистка и промывка звеньев обсадной трубы и бетонопровода при поддержке их краном |
1 свая |
1 |
11,0 |
11,0 |
7-29 |
7-29 |
|
(5,5) |
(5,5) |
4-35 |
4-35 |
||||
|
|||||||
|
Итого: |
|
|
|
41,79 |
|
|
(13,90) |
2.8. График выполнения работ по устройству буронабивной сваи
2.9. Пооперационный контроль качества выполняемых работ
Наименование операций, подлежащих контролю |
Состав контроля |
Способы контроля |
Время контроля |
Привлекаемые службы |
|
производителем работ |
мастером |
||||
- |
Установка в скважину арматурного каркаса |
Чистота каркаса, положение каркаса в плане и по глубине скважины, величина защитного слоя |
Визуальный и измерительный (стальным метром, мерным стальным прутом |
В процессе работ |
- |
Укладка бетонной смеси |
- |
Подвижность бетонной смеси, величина заглубления бетонопровода, интенсивность укладки смеси, полнота заполнения скважин, прочность бетона |
Измерительный и лабораторный (стандартный конус, стальной метр, лот; отбор контрольных образцов) |
В процессе бетонирования |
Строительная лаборатория |
3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Затраты труда на одну сваю , чел.-дн . Затраты труда на 1 м3 уложенного бетона , чел. - дн . Затраты машинного времени на 1 м 3 уложенного бетона , маш .- смен Выработка одного рабочего в смену , м 3 железобетона Продолжительность выполнения работ , дн . |
5,1 1 0,3 1 1,1 |
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
4.1. Потребность в основных конструкциях и полуфабрикатах
Наименование , марка |
Кол - во |
Каркас пространственный КП-1 |
2 шт . |
Бетон М 250 |
5,08 м 3 |
4.2. Потребность в машинах, оборудовании, инструментах и приспособлениях
Наименование, марка |
ГОСТ, |
Кол-во |
Основная характеристика |
Гусеничный кран МКГ-16М |
- |
1 |
Грузоподъемность 16 т |
Автобетоносмеситель СБ-92-1 |
- |
Опред. на месте |
Объем смесительного барабана -3,5м3 |
Бетононасос СБ-161 или БН-60 |
- |
1 |
Техническая производительность - 60 м3 /ч |
Стяжной хомут для временной анкеровки верха обсадной трубы |
Чертежи СКБ Главмостостроя Минтрансстроя СССР |
1 |
- |
Комплект бетонопровода |
То же |
1 |
Диаметр
бетонопровода - |
Строп кольцевой |
ГОСТ 14110-80 |
2 |
Грузоподъемность 3 т |
Строп двухветвевой |
ГОСТ 14110-80 |
2 |
Грузоподъемность 3 т |
Оттяжки веревочные |
- |
2 |
- |
Ключ гаечный |
ГОСТ 2838-80Е* ГОСТ 11042-83* |
4 |
Масса - |
Молоток стальной строительный |
2 |
Масса- |
|
Лопата стальная строительная (для раствора) |
ГОСТ 3620-76* |
4 |
Масса - |
Пила поперечная двуручная |
ГОСТ 979-70* |
1 |
- |
Топор строительный плотничный |
ГОСТ 1399-73* |
1 |
Масса - |
Теодолит |
ГОСТ 10529-86* |
1 |
- |
Рулетка измерительная металлическая |
ГОСТ 7502-80* |
1 |
Длина – 20 м |
Метр стальной складной |
- |
1 |
- |
Отвес строительный |
ГОСТ 7948-80* |
1 |
Масса - |
Мерный трос с грузом |
Чертежи ПКБ Люберецкого з-да Главмостостроя |
1 |
Масса - |
5. СХЕМЫ УСТРОЙСТВА БУРОНАБИВНЫХ СВАЙ
5.1. Армирование свай
5.2. Бетонирование свай длиной более
5.3. Бетонирование свай длиной до
1 - гусеничный кран МКГ -16 М ; 2 - арматурный каркас ; 3 - труба - кондуктор ; 4 - обсадная труба ; 5 - автобетоносмеситель ; 6 - б етононасос ; 7, 8 - верхний и нижний участки бетонопровода ; 9 - уложенный б етон , 10 - автобетононасос ; 11 - распределительная стрела автобетононасоса
Приложение
РАСЧЕТ НОВМЫ ВРЕМЕНИ И РАСЦЕНКИ НА ПОДАЧУ БЕТОННОЙ СМЕСИ К МЕСТУ УКЛАДКИ
Техническая производительность б етононасоса - 60 м3 / ч .
Коэффициент перехода от технической производительности к эксплуатационной Кт = 0,4 (" Методические рекомендации по расчету экономической эффективности технических , решений в области организации , технологии и механизации производства строительных работ ", ЦНИ ИОМТП ,
Эксплуатационная производительность бетононасоса :
60 × 0,6 × 0,4 = 14,4 м 3 / ч .
Состав звена - бетонщик 4 разряда и бетонщик 2 разряда .
Норма времени чел .- ч ( на 1 м 3 ).
Средняя часовая ставка звена :
(62,5 + 49,3) : 2 = 55,9 коп .
Расценка, за 1 м3 руб.
Данные для расчета взяты по действующим ЕНиР .