ТР 128-01 Технические рекомендации по технологии строительства дорог с применением дорнита и других геотекстильных материалов и геосеток
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМПЛЕКС АРХИТЕКТУРЫ , СТРОИТЕЛЬСТВА ,
РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
МОСКОВСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
« НИИМОССТРОЙ »
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по технологии строительства дорог
с применением дорнита
и других геотекстильных материалов
и геосеток
ТР 128-01
МОСКВА - 2002
«Технические рекомендации по технологии строительства дорог с применением дорнита и других геотекстильных материалов и геосеток » разработаны лабораторией дорожного строительства ГУП « НИИМосстрой » ( руководитель работы к . т . н . Городецкий Л . В ., ответственные исполнители к . т . н . Бега Р . И ., д . т . н . Кононов В . Н . , ст . науч . сотр . Клейман М . И .) .
Технические рекомендации разработаны на основе научно - исследовательских работ лаборатории , обобщения накопленного опыта в данной отрасли , изучения номенклатуры материалов , выпускаемых отечественными и зарубежными предприятиями . Рекомендации развивают технические принципы , заложенные в ВСН 30-96 , одновременно расширяют спектр геотекстильных материалов , пригодных для применения в дорожной конструкции и включают в себя рекомендации по использованию геосеток для повышения деформативности отде ль ных слое в .
Рекомендации согласованы с инсти тут ом « Мосинжпроект » , трестом ОАО «Г ордорстрой » и ОАО « Инж д орстрой » .
Правительство Москвы |
Технические рекомендации по технологии строительства дорог с применением дорнита и других геотекстильных материалов и геосеток |
ТР
128-01 |
Комплекс архитектуры , строительства , развития и реконструкции города |
1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 . Настоящие Технические рекомендации распространяются на строительство городских улиц и дорог , вн ут рикв артальны х временных дорог с применением дорнита или других геотекстильных материалов и геосеток в качестве конструктивных элементов дорожной одежды .
1.2 . При строительстве городских улиц и дорог , дорнит и другие геотекстильные материалы используются с целью повышения несущей способности земляного полотна , грунты которого имеют повышенную влажность или периодически переувлажняются в связи с сезонным изменением водно - теплового режима .
1.3 . Уложенные под дорожную конструкцию , геотекстильные материалы образуют дренирующую прослойку , способную изменить водно - тепловой режим земляного полотна и предотвратить заиливание дренирующего слоя дорожной одежды . Применение геотекстильных материалов позволяет снизить толщину песчаного подстилающего слоя на 15 - 20 % .
Разработаны ГУП « НИИМосстрой » |
Утверждены : Начальник Управления экономической , научно - технической и промышленной политики в строительной отрасли А . И . Воронин «_____» ____________ 2001 г . |
Дата введения в действие « 1» марта 200 2 г . |
1. 4 . Для временных дорог дорнит и другие геоте к стили применяют для устройства разделительной прослойки между слоями дорожной конструкции , состоящими из несвязных материалов с различной крупностью зерен . Разделительная прослойка должна предотвратить перемешивание слоев материалов в период строительства и эксплуатации .
1.5 . При строительстве в дорожных конструкциях рекомендуется использовать геосетки как элемент усиления верхнего слоя асфальтобетонного покрытия от сдвиговых усилий ( особенно на остановках общественного транспорта ) и как элемент , распределяющий растягивающие напряжения при их концентрации при изгибе несущих слоев . Применение сеток в указанных целях следует распространить и на капитальный ремонт .
2 . ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГЕОТЕКСТИЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ И ГЕОСЕТКАМ
2 .1 . Синтетический нетканый материал дорнит и его аналоги получили общее название «конструкционные материалы» ( КМ ). Дорнит относится к группе КМ -2, а аналоги - к группе К М - 1. Материалы группы КМ -1 в зависимости от поверхностной плотности подразделяются на марки .
2.2 . Марки конструкционных материалов для дорожного строительства и технические требования к ним следует принимать по таблице 2.1 .
2.3 . При проектиро в ании и строительстве дорожной одежды с применением геотекстильных тканей выбор марки конструкционных материалов производится с учетом грузонапряженности дороги .
В таблице 2.2. приведены рекомендации по выбору конструкционных материало в в зависимости от категории улиц и дорог по принятой классификации для г . Москвы .
Таблица 2 .1
Характеристики |
Ед. изм. |
Значения характеристик для: |
|||||
КМ-1, марок: |
КМ -2 Дорн и т |
||||||
250 |
300 |
350 |
400 |
450 |
|||
По в ерхностная плотность |
г/м2 |
250 ± 7 % |
300 ± 7 % |
350 ± 7 % |
400 ± 7 % |
45 0 ± 7 % |
550 ± 50 |
Коэффициент в ариации массы, не более |
% |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
12 |
Разрывная нагру з ка для полоски 50 ´ 200 мм , не менее |
|
|
|
|
|
|
|
- по длине |
кгс/5 см |
40 (7,8) |
45 (8,8) |
5 5 (1 0,8) |
7 0 ( 13,7) |
8 0 ( 15,7) |
50 (9,8) |
- по ширине |
(к Н/ п.м) |
6 5 ( 12,7) |
7 0 ( 13,7) |
8 0 ( 15,7) |
10 0 (19 ,6) |
10 0 ( 19,6) |
26 (5 , 1) |
У д линение при разрыве, в пределах |
|
|
|
|
|
|
|
- по длине |
% |
100 - 200 |
100 - 115 |
95 - 11 0 |
80 - 1 00 |
80 - 100 |
65 - 75 |
- по ширине |
% |
80 - 100 |
80 - 100 |
85 - 95 |
80 - 110 |
80 - 11 0 |
120 - 140 |
Удлинение в продольном направлении при нагрузке 25 % от разрывной, в пределах |
% |
- |
- |
- |
25 - 30 |
30 - 35 |
- |
Во д опроницаемость перпендикулярно плоскости материала, не менее |
м/ сут . |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Толщина полотен |
мм |
2,5 ± 0,25 |
3,0 ± 0 , 3 |
3,5 ± 0,35 |
4 , 0 ± 0,4 |
4 ,5 ± 0,45 |
5 ,5 ± 0,5 |
Ширина полотен |
м |
1 , 7 - 2,4 |
1,7 - 2,4 |
1,7 - 2,4 |
1 , 7 - 2,4 |
1,7 - 2,4 |
2,45 ± 0,04 |
Примечания: 1. Водопроницаемость определяется на приборе и по методике, разработанным Сою здорН ИИ.
2 . Материалы выпускаются в рулонах, вес которого не должен превышать 80 кг.
Табли ц а 2.2
№ п/п |
Категории улиц |
Группы конструкционных материалов |
|||||
КМ-1, марок: |
К М-2 Дор нит |
||||||
250 |
300 |
350 |
400 |
450 |
|||
1 . |
Магистральные улицы общегородского значен и я: |
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Главные магистрали города |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
1.2. |
Боковые проезды главных магистралей города |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
1.3. |
Местные проезды главных магистралей города |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
1.4. |
Городские магистрали |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
1.5. |
Боковые проезды городских магистралей |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
1.6. |
Местные проезды городских магистралей |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
2 . |
Магистральные улицы районного значения: |
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Основные районные улицы |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
2.2. |
Внутрирайонные улицы |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
3. |
Улицы и дороги местного значения: |
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Ж и лые улицы, местные дороги |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
3.2. |
Грузового значения, подъезды к объектам, проезды |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
4. |
Площади: |
|
|
|
|
|
|
4.1. |
Транспортные: |
|
|
|
|
|
|
- главные |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
|
- городские |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
|
- районные |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
|
- местные |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
4 .2. |
Пешеходные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Примечание. В случаях тяжелой грузонапряженност и могут быть использованы конструкционные материалы группы КМ-1, марки 500 или термоукрепл енны е материалы группы КМ-2, что ведет к удорожанию строительства.
2.4 . Поставляемые в рулонах геотекстильные ( конструкционные ) материалы не должны иметь разрывов и других нарушений сплошности . Отклонение ширины полотна от нормали не должно превышать 5 % и не более 5 см в сторону уменьшения . Допускается резка полотна и соединение полотен внахлест до ширины 5000 мм в заводских условиях по заявке потребителя . Прочность соединения полотен должна быть не меньше прочности материала по ширине .
2.5 . Для дорожного строительства в случаях , указанных в п . 1.5 , следует применять сетки из стекловолокна нитепрошивн ы е с пропиткой марки ССНП 25 ´ 25, выпускаемые по ТУ 2296-041-002049-96 , или сетки из базальтового волокна марки СБП - Д по ТУ 218 РФ -00 1- 0520477. Технические требования к геосеткам представлены в таблице 2.3 .
Таблица 2.3
Характеристики |
Ед. и зм. |
Значения хара кт ерист ик для марок: |
|
ССНП 25 ´ 25 |
СБП-Д |
||
Поверхностная масса |
г/м2 |
320 ± 40 |
320 ± 40 |
Размер ячейки в свету |
мм |
25 ´ 25 |
25 ´ 2 5 ( 50 ´ 50) |
Плотность сетки: |
|
|
|
- по основе |
ровинг/м |
40 ± 2 |
40 ± 2 (20 ± 2) |
- по утку |
- " - |
40 ± 5 |
40 ± 2 (20 ± 2) |
Разрывная нагрузка , не менее |
|
|
|
- по основе |
кН/ м |
45 |
45 |
- по утку |
- " - |
40 |
40 |
Удлинение по основе при разрыве, не более |
% |
6 ± 1 |
4 ± 1 |
Адгез и я к битуму, не ми нее |
% |
- |
96 |
Прочность в узлах, не менее |
кг |
2 |
2 |
Содержание связующего, не менее |
% |
26 |
20 |
Ширина |
см |
100 ± 5 200 ± 5 |
100 ± 5 200 ± 5 |
3 . ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
3. 1 . При устройстве в дорожной конструкции прокладок из геотекстильных материалов следует тщательно выполнить следующие операции :
- подготовку поверхност и , на которую укладывается геотекстильный материал ;
- укладку и закрепление геотекстильного материала .
3.2 . При укладке геотекстильного материала на грунт земляного полотна ( рис . 3.1 . а ) работы по выполнению указанных операций начинаются только после окончания строительства подземных сооружений и коммуникаций , после засыпки всех предшествующих разрытии и уплотнения грунта до требуемого значения коэффициента уплотнения ( Ктр. упл. = 0 , 98).
3.3 . Подготовка земляного полотна предусматривает планировку грунта в проектных отметках с обязательным выдерживанием заданных продольных и поперечных уклонов .
3.4 . При устройстве геотекстильной прокладки между слоями временных дорог ( рис . 3.2 ) необходимо подготовить нижний , песчаный подстилающий слой . После его отсыпки по земляному полотну , планировки и уплотнения следует оценить точность соблюдения поперечного профиля .
3.5 . Геотекстильные ткани к месту укладки доставляется в рулонах , которые распределяются вдоль участка производства работ на расстоянии друг от друга , кратном длине ткани в рулоне . Если по ширине проезжей части геотекстиль укладывается в несколько полотен , в этом случае на каждой точке распределения оставляется соответствующее количест в о рулонов .
3.6 . Укладку геотекстильной ткани начинают с низовой стороны . Вначале раскатывают рулон вдоль бортового камня или кромки проезжей части , а затем с перекрытием швов - последующие рулоны . Рулон геотекстильной ткани раскатывается вручную с перекрытием смежных полос на 10 - 20 см . В поперечном направлении полотна стыкуются внахлест с перекрытием не менее 20 см .
3.7 . При стыковке смежных полотен геотекстильного материала внахлест с перекрытием швов , соединение укрепляется П - образн ы ми скобами , вбиваемыми через разложенный материал в грунт или песок через 2 - 2 ,5 м вдоль линии шва . Скобы изготавливаются из арматурной стали диаметра 3 - 5 мм , длиной 10 - 15 см . При таком соединении полотен закрепление соединений может производиться клеящими водостойкими материалами . При соединении полотен встык могут быть использованы сварка и сшивание портативными машинками . Перед укреплением соединений полотен необходимо провести разравнивание полотен , если при их раскатывании образовались складки , волны , пузыри .
3.8 . Отсыпку слоя дорожной одежды , следующего за прокладкой из геотекстильного материала , производят по способу « от себя» без заездов автомобилей - самосвалов на разложенные и скрепленные полотна геотекстиля . После перемещения и планировки бульдозером или автогрейдером насыпного материала , производится его уплотнение с применением гладковальцов ы х катков и катков на пневмо ш инах . Применять катки вибрационного действия запрещается .
3.9 . При строительстве постоянных дорог на переувлажненных грунтах применяется дорожная конструкция , под которой по земляному полотну геотекстильный материал укладывается с уклоном в сторону продольного дренажа рис 3.1 . б . Полотно геотекстиля выпускается в сторону дренажной канавки и укладывается вдоль ее стенок с обе р тыванием продольной трубчатой дрены .
3. 10 . Геосетки при использовании в качестве упругой прокладки под бетонным основанием укладываются по уплотненному и спрофилированному песчаному слою , также как и прокладка из геотекстильного материала ( п . 3.5 - 3.7 ) , также закрепляются на песчаном подстилающем слое с помощью П - образн ы х скоб . При устройстве по разложенной геосетке бетонного основания , с целью уменьшения проездов по ней автотранспорта , следует использовать жесткие бетонные смеси , укладываемые по литьевой технологии .
3 .11 . Жесткие и укатываемые малоцементные бетоны в основании дороги следует применять при устройстве упругой прослойки из геосеток под двухслойное асфальтобетонное покрытие . В случае , если укладка бетона и асфальтобетона производится с большим интервалом , необходимым для ухода за бетоном , укладку геосетки следует начинать через 7 - 8 ч после начала твердения бетона для облегчения забивки скоб , укрепляющих стыки между отдельными сетками . Раскладке и закреплению сеток предшествует обработка бетона основания 50 % - ой битумной эмульсией с расходом 0,6 - 0,8 л / м 2 . Раскатка рулонов с геосеткой по основанию и закрепление ее производится по свежеразлитой эмульсии . Во время работы следует использовать переносные трапы или другие приспособления , исключающие хождение по незатвердевшему бетону .
3.12 . Устройство нижнего слоя асфальтобетонного покрытия начинается после того , как бетон основания наберет требуемую прочность . Доставка асфальтобетонной смеси осуществляется со стороны уложенной геосетки , поэтому следует устраивать боковые заезды для автомобилей - самосвалов . Для укладки асфальтобетонной смеси следует применять укладчики на колесном ходу . Обрубка кромок уложенного асфальтобетона в местах прекращения работы исключена , следует использовать упорные брусья .
Рис. 3 .1 . Применение геотекстильных материалов в качест в е дренирую щей прослойки:
а - без устройства сопутствующего дренажа; б - при совмещени и дренирующей прослойки с дренажем мелкого заложения; 1 - верхний слой покрытия; 2 - нижний слой покрытия; 3 - бетонное основание; 4 - песчаный подстилающий слой; 5 - дренирующая прослойка из геотекстильной ткани, уложенная на земляное полотно
Рис. 3.2 . Конструкция временной дороги с применением геотекстильной прокладки между сыпучими несвязными матер и алами
1 - щебеночное покрытие; 2 - геотекстильная ткань; 3 - песчаное основан и е
а) геосетка располагается под жестким основанием, укладывается по подготовленном песчаному подстилающему слою
б) геосетка располагается под д ву хсло йны м асфальтобетонным покрытием, укладывается по бетонному основанию
в) геосетка располагается под верхним слоем асфальтобетонного покрытия укладывается по нижнему слою покрытия
Рис. 3.3 . Варианты размещения геосеток в дорожной конструкции:
1 - верхний слой асфальтобетонного покрытия; 2 - нижний слой асфальтобетонного покрытия; 3 - бетонное основание; 4 - песчаный подстилающий слой; Г . С. - геосетка
3.13 . При использовании геосеток под верхним слоем асфальтобетонного двухслойного покрытия ( это решение чаще всего используется на остановках городского общественного транспорта ) раскладка отдельных полотнищ производится также с перекрытием смежных полос и со стыковкой в поперечном направлении внах л ест . Перекрытие стыкуемых полотен должно составлять 10 - 20 см . Раскатке рулонов геосетки предшествует розлив 50 %- ой битумной эмульсии с расходом 0,4 - 0 ,6 кг / м 2 . Эмульсия разливается после остывания асфальтобетона нижнего слоя ( в теплое время через 4 - 5 ч после укладки ). Раскладка геосетки выполняется сразу после разлива эмульсии , не дожидаясь ее распада .
После распада эмульсии геосетка должна прилипнуть к нижнему слою асфальтобетона и ее дополнительно закрепляют П - образн ы ми скобами в местах стыковки . После окончательного распада эмульсии можно приступать к устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия , используя асфальтоукладчики на колесном ходу .
Как и в случае , рассматриваемом в п . 3.12 , не следует производить обрубку кромок асфальтобетона пневмоинструментом и следует принять меры для уменьшения пути проезда автомобилей - самосвалов , доставляющих асфальтобетонную смесь по ранее уложенной и закрепленной геосетке ; желательно устраивать боковые заезды для автомобилей .
4 . КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА.
4.1 . Контроль качества выполнения строительных работ в конструкциях с применением прокладок из геотекстильных материалов или геосеток производится по действующим техническим нормативам СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и ТР 103-00 «Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона» . К общим требованиям указанных нормативов добавляются требования по качеству устройства прослоек из геотекстильных материалов или геосеток , а именно :
качество применяемых материалов ;
ровность раскладки применяемых материалов , исключение образования складок , волн , пузырей ;
качество заделки мест , где имели место разрывы или другие нарушения сплошности в уложенных полотнищах геотекстиля или геосетки ;
ширина перекрытия смежных полотен и качество стыковки полотен вдоль участка укладки ;
шаг и прочность соединения полотен скобами в местах примыкания .
4.2 . Приемку соответствующего слоя дорожной одежды с устроенной по нему прокладкой из геотекстильной ткани или геосетки производят путем наружного осмотра с составлением акта приемки.
5 . ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
5. 1 . При производстве дорожно - строительн ы х и ремонтных работ с применением геотекстильных материалов и геосеток следует соблюдать требования строительных норм и правил по технике безопасности в строительстве , изложенных в СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» , а также правила безопасности и производственной санитарии , изложенные в «Пра в илах по охране труда в дорожном хозяйстве» М . Стройиздат 1989.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения . 1 2. Технические требования к геотекстильным материалам и геосеткам .. 2 3. Технология строительства . 4 4. Контроль качества. 7 5. Техника безопасности . 7 |