ТР 128-01 Технические рекомендации по технологии строительства дорог с применением дорнита и других геотекстильных материалов и геосеток

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

КОМПЛЕКС АРХИТЕКТУРЫ , СТРОИТЕЛЬСТВА ,
РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
НАУЧНО
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
МОСКОВСКОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА
« НИИМОССТРОЙ »

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по технологии строительства дорог
с
применением дорнита
и
других геотекстильных материалов
и
геосеток

ТР 128-01

МОСКВА - 2002

«Технические рекомендации по технологии строительства дорог с применением дорнита и других геотекстильных материалов и геосеток » разработаны лабораторией дорожного строительства ГУП « НИИМосстрой » ( руководитель работы к . т . н . Городецкий Л . В ., ответственные исполнители к . т . н . Бега Р . И ., д . т . н . Кононов В . Н . , ст . науч . сотр . Клейман М . И .) .

Технические рекомендации разработаны на основе научно - исследовательских работ лаборатории , обобщения накопленного опыта в данной отрасли , изучения номенклатуры материалов , выпускаемых отечественными и зарубежными предприятиями . Рекомендации развивают технические принципы , заложенные в ВСН 30-96 , одновременно расширяют спектр геотекстильных материалов , пригодных для применения в дорожной конструкции и включают в себя рекомендации по использованию геосеток для повышения деформативности отде ль ных слое в .

Рекомендации согласованы с инсти тут ом « Мосинжпроект » , трестом ОАО «Г ордорстрой » и ОАО « Инж д орстрой » .

Правительство Москвы

Технические рекомендации по технологии строительства дорог с применением дорнита и других геотекстильных материалов и геосеток

ТР 128-01
вводятся впервые

Комплекс архитектуры , строительства , развития и реконструкции города

1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Настоящие Технические рекомендации распространяются на строительство городских улиц и дорог , вн ут рикв артальны х временных дорог с применением дорнита или других геотекстильных материалов и геосеток в качестве конструктивных элементов дорожной одежды .

1.2 . При строительстве городских улиц и дорог , дорнит и другие геотекстильные материалы используются с целью повышения несущей способности земляного полотна , грунты которого имеют повышенную влажность или периодически переувлажняются в связи с сезонным изменением водно - теплового режима .

1.3 . Уложенные под дорожную конструкцию , геотекстильные материалы образуют дренирующую прослойку , способную изменить водно - тепловой режим земляного полотна и предотвратить заиливание дренирующего слоя дорожной одежды . Применение геотекстильных материалов позволяет снизить толщину песчаного подстилающего слоя на 15 - 20 % .

Разработаны ГУП « НИИМосстрой »

Утверждены :

Начальник Управления экономической , научно - технической и промышленной политики в строительной отрасли

А . И . Воронин

«_____» ____________ 2001 г .

Дата введения в действие

« 1» марта 200 2 г .

1. 4 . Для временных дорог дорнит и другие геоте к стили применяют для устройства разделительной прослойки между слоями дорожной конструкции , состоящими из несвязных материалов с различной крупностью зерен . Разделительная прослойка должна предотвратить перемешивание слоев материалов в период строительства и эксплуатации .

1.5 . При строительстве в дорожных конструкциях рекомендуется использовать геосетки как элемент усиления верхнего слоя асфальтобетонного покрытия от сдвиговых усилий ( особенно на остановках общественного транспорта ) и как элемент , распределяющий растягивающие напряжения при их концентрации при изгибе несущих слоев . Применение сеток в указанных целях следует распространить и на капитальный ремонт .

2 . ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГЕОТЕКСТИЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ И ГЕОСЕТКАМ

2 .1 . Синтетический нетканый материал дорнит и его аналоги получили общее название «конструкционные материалы» ( КМ ). Дорнит относится к группе КМ -2, а аналоги - к группе К М - 1. Материалы группы КМ -1 в зависимости от поверхностной плотности подразделяются на марки .

2.2 . Марки конструкционных материалов для дорожного строительства и технические требования к ним следует принимать по таблице 2.1 .

2.3 . При проектиро в ании и строительстве дорожной одежды с применением геотекстильных тканей выбор марки конструкционных материалов производится с учетом грузонапряженности дороги .

В таблице 2.2. приведены рекомендации по выбору конструкционных материало в в зависимости от категории улиц и дорог по принятой классификации для г . Москвы .

Таблица 2 .1

Характеристики

Ед. изм.

Значения характеристик для:

КМ-1, марок:

КМ -2

Дорн и т

250

300

350

400

450

По в ерхностная плотность

г/м2

250 ± 7 %

300 ± 7 %

350 ± 7 %

400 ± 7 %

45 0 ± 7 %

550 ± 50

Коэффициент в ариации массы, не более

%

10

10

10

10

10

12

Разрывная нагру з ка для полоски 50 ´ 200 мм , не менее

- по длине

кгс/5 см

40 (7,8)

45 (8,8)

5 5 (1 0,8)

7 0 ( 13,7)

8 0 ( 15,7)

50 (9,8)

- по ширине

(к Н/ п.м)

6 5 ( 12,7)

7 0 ( 13,7)

8 0 ( 15,7)

10 0 (19 ,6)

10 0 ( 19,6)

26 (5 , 1)

У д линение при разрыве, в пределах

- по длине

%

100 - 200

100 - 115

95 - 11 0

80 - 1 00

80 - 100

65 - 75

- по ширине

%

80 - 100

80 - 100

85 - 95

80 - 110

80 - 11 0

120 - 140

Удлинение в продольном направлении при нагрузке 25 % от разрывной, в пределах

%

-

-

-

25 - 30

30 - 35

-

Во д опроницаемость перпендикулярно плоскости материала, не менее

м/ сут .

20

20

20

20

20

20

Толщина полотен

мм

2,5 ± 0,25

3,0 ± 0 , 3

3,5 ± 0,35

4 , 0 ± 0,4

4 ,5 ± 0,45

5 ,5 ± 0,5

Ширина полотен

м

1 , 7 - 2,4

1,7 - 2,4

1,7 - 2,4

1 , 7 - 2,4

1,7 - 2,4

2,45 ± 0,04

Примечания: 1. Водопроницаемость определяется на приборе и по методике, разработанным Сою здорН ИИ.

2 . Материалы выпускаются в рулонах, вес которого не должен превышать 80 кг.

Табли ц а 2.2

№ п/п

Категории улиц

Группы конструкционных материалов

КМ-1, марок:

К М-2

Дор нит

250

300

350

400

450

1 .

Магистральные улицы общегородского значен и я:

1.1.

Главные магистрали города

-

-

-

-

+

-

1.2.

Боковые проезды главных магистралей города

-

-

+

+

-

-

1.3.

Местные проезды главных магистралей города

-

-

+

+

-

+

1.4.

Городские магистрали

-

-

-

+

+

-

1.5.

Боковые проезды городских магистралей

-

-

+

+

-

+

1.6.

Местные проезды городских магистралей

-

-

+

+

-

+

2 .

Магистральные улицы районного значения:

2.1.

Основные районные улицы

-

-

+

+

-

-

2.2.

Внутрирайонные улицы

-

+

+

-

-

+

3.

Улицы и дороги местного значения:

3.1.

Ж и лые улицы, местные дороги

+

+

-

-

-

-

3.2.

Грузового значения, подъезды к объектам, проезды

-

+

+

-

-

+

4.

Площади:

4.1.

Транспортные:

- главные

-

-

-

+

+

-

- городские

-

-

+

+

-

+

- районные

-

+

+

-

-

+

- местные

+

+

-

-

-

-

4 .2.

Пешеходные

-

-

-

-

-

-

Примечание. В случаях тяжелой грузонапряженност и могут быть использованы конструкционные материалы группы КМ-1, марки 500 или термоукрепл енны е материалы группы КМ-2, что ведет к удорожанию строительства.

2.4 . Поставляемые в рулонах геотекстильные ( конструкционные ) материалы не должны иметь разрывов и других нарушений сплошности . Отклонение ширины полотна от нормали не должно превышать 5 % и не более 5 см в сторону уменьшения . Допускается резка полотна и соединение полотен внахлест до ширины 5000 мм в заводских условиях по заявке потребителя . Прочность соединения полотен должна быть не меньше прочности материала по ширине .

2.5 . Для дорожного строительства в случаях , указанных в п . 1.5 , следует применять сетки из стекловолокна нитепрошивн ы е с пропиткой марки ССНП 25 ´ 25, выпускаемые по ТУ 2296-041-002049-96 , или сетки из базальтового волокна марки СБП - Д по ТУ 218 РФ -00 1- 0520477. Технические требования к геосеткам представлены в таблице 2.3 .

Таблица 2.3

Характеристики

Ед. и зм.

Значения хара кт ерист ик для марок:

ССНП 25 ´ 25

СБП-Д

Поверхностная масса

г/м2

320 ± 40

320 ± 40

Размер ячейки в свету

мм

25 ´ 25

25 ´ 2 5 ( 50 ´ 50)

Плотность сетки:

- по основе

ровинг/м

40 ± 2

40 ± 2 (20 ± 2)

- по утку

- " -

40 ± 5

40 ± 2 (20 ± 2)

Разрывная нагрузка , не менее

- по основе

кН/ м

45

45

- по утку

- " -

40

40

Удлинение по основе при разрыве, не более

%

6 ± 1

4 ± 1

Адгез и я к битуму, не ми нее

%

-

96

Прочность в узлах, не менее

кг

2

2

Содержание связующего, не менее

%

26

20

Ширина

см

100 ± 5

200 ± 5

100 ± 5

200 ± 5

3 . ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

3. 1 . При устройстве в дорожной конструкции прокладок из геотекстильных материалов следует тщательно выполнить следующие операции :

- подготовку поверхност и , на которую укладывается геотекстильный материал ;

- укладку и закрепление геотекстильного материала .

3.2 . При укладке геотекстильного материала на грунт земляного полотна ( рис . 3.1 . а ) работы по выполнению указанных операций начинаются только после окончания строительства подземных сооружений и коммуникаций , после засыпки всех предшествующих разрытии и уплотнения грунта до требуемого значения коэффициента уплотнения ( Ктр. упл. = 0 , 98).

3.3 . Подготовка земляного полотна предусматривает планировку грунта в проектных отметках с обязательным выдерживанием заданных продольных и поперечных уклонов .

3.4 . При устройстве геотекстильной прокладки между слоями временных дорог ( рис . 3.2 ) необходимо подготовить нижний , песчаный подстилающий слой . После его отсыпки по земляному полотну , планировки и уплотнения следует оценить точность соблюдения поперечного профиля .

3.5 . Геотекстильные ткани к месту укладки доставляется в рулонах , которые распределяются вдоль участка производства работ на расстоянии друг от друга , кратном длине ткани в рулоне . Если по ширине проезжей части геотекстиль укладывается в несколько полотен , в этом случае на каждой точке распределения оставляется соответствующее количест в о рулонов .

3.6 . Укладку геотекстильной ткани начинают с низовой стороны . Вначале раскатывают рулон вдоль бортового камня или кромки проезжей части , а затем с перекрытием швов - последующие рулоны . Рулон геотекстильной ткани раскатывается вручную с перекрытием смежных полос на 10 - 20 см . В поперечном направлении полотна стыкуются внахлест с перекрытием не менее 20 см .

3.7 . При стыковке смежных полотен геотекстильного материала внахлест с перекрытием швов , соединение укрепляется П - образн ы ми скобами , вбиваемыми через разложенный материал в грунт или песок через 2 - 2 ,5 м вдоль линии шва . Скобы изготавливаются из арматурной стали диаметра 3 - 5 мм , длиной 10 - 15 см . При таком соединении полотен закрепление соединений может производиться клеящими водостойкими материалами . При соединении полотен встык могут быть использованы сварка и сшивание портативными машинками . Перед укреплением соединений полотен необходимо провести разравнивание полотен , если при их раскатывании образовались складки , волны , пузыри .

3.8 . Отсыпку слоя дорожной одежды , следующего за прокладкой из геотекстильного материала , производят по способу « от себя» без заездов автомобилей - самосвалов на разложенные и скрепленные полотна геотекстиля . После перемещения и планировки бульдозером или автогрейдером насыпного материала , производится его уплотнение с применением гладковальцов ы х катков и катков на пневмо ш инах . Применять катки вибрационного действия запрещается .

3.9 . При строительстве постоянных дорог на переувлажненных грунтах применяется дорожная конструкция , под которой по земляному полотну геотекстильный материал укладывается с уклоном в сторону продольного дренажа рис 3.1 . б . Полотно геотекстиля выпускается в сторону дренажной канавки и укладывается вдоль ее стенок с обе р тыванием продольной трубчатой дрены .

3. 10 . Геосетки при использовании в качестве упругой прокладки под бетонным основанием укладываются по уплотненному и спрофилированному песчаному слою , также как и прокладка из геотекстильного материала ( п . 3.5 - 3.7 ) , также закрепляются на песчаном подстилающем слое с помощью П - образн ы х скоб . При устройстве по разложенной геосетке бетонного основания , с целью уменьшения проездов по ней автотранспорта , следует использовать жесткие бетонные смеси , укладываемые по литьевой технологии .

3 .11 . Жесткие и укатываемые малоцементные бетоны в основании дороги следует применять при устройстве упругой прослойки из геосеток под двухслойное асфальтобетонное покрытие . В случае , если укладка бетона и асфальтобетона производится с большим интервалом , необходимым для ухода за бетоном , укладку геосетки следует начинать через 7 - 8 ч после начала твердения бетона для облегчения забивки скоб , укрепляющих стыки между отдельными сетками . Раскладке и закреплению сеток предшествует обработка бетона основания 50 % - ой битумной эмульсией с расходом 0,6 - 0,8 л / м 2 . Раскатка рулонов с геосеткой по основанию и закрепление ее производится по свежеразлитой эмульсии . Во время работы следует использовать переносные трапы или другие приспособления , исключающие хождение по незатвердевшему бетону .

3.12 . Устройство нижнего слоя асфальтобетонного покрытия начинается после того , как бетон основания наберет требуемую прочность . Доставка асфальтобетонной смеси осуществляется со стороны уложенной геосетки , поэтому следует устраивать боковые заезды для автомобилей - самосвалов . Для укладки асфальтобетонной смеси следует применять укладчики на колесном ходу . Обрубка кромок уложенного асфальтобетона в местах прекращения работы исключена , следует использовать упорные брусья .

Рис. 3 .1 . Применение геотекстильных материалов в качест в е дренирую щей прослойки:

а - без устройства сопутствующего дренажа; б - при совмещени и дренирующей прослойки с дренажем мелкого заложения; 1 - верхний слой покрытия; 2 - нижний слой покрытия; 3 - бетонное основание; 4 - песчаный подстилающий слой; 5 - дренирующая прослойка из геотекстильной ткани, уложенная на земляное полотно

Рис. 3.2 . Конструкция временной дороги с применением геотекстильной прокладки между сыпучими несвязными матер и алами

1 - щебеночное покрытие; 2 - геотекстильная ткань; 3 - песчаное основан и е

а) геосетка располагается под жестким основанием, укладывается по подготовленном песчаному подстилающему слою

б) геосетка располагается под д ву хсло йны м асфальтобетонным покрытием, укладывается по бетонному основанию

в) геосетка располагается под верхним слоем асфальтобетонного покрытия укладывается по нижнему слою покрытия

Рис. 3.3 . Варианты размещения геосеток в дорожной конструкции:

1 - верхний слой асфальтобетонного покрытия; 2 - нижний слой асфальтобетонного покрытия; 3 - бетонное основание; 4 - песчаный подстилающий слой; Г . С. - геосетка

3.13 . При использовании геосеток под верхним слоем асфальтобетонного двухслойного покрытия ( это решение чаще всего используется на остановках городского общественного транспорта ) раскладка отдельных полотнищ производится также с перекрытием смежных полос и со стыковкой в поперечном направлении внах л ест . Перекрытие стыкуемых полотен должно составлять 10 - 20 см . Раскатке рулонов геосетки предшествует розлив 50 %- ой битумной эмульсии с расходом 0,4 - 0 ,6 кг / м 2 . Эмульсия разливается после остывания асфальтобетона нижнего слоя ( в теплое время через 4 - 5 ч после укладки ). Раскладка геосетки выполняется сразу после разлива эмульсии , не дожидаясь ее распада .

После распада эмульсии геосетка должна прилипнуть к нижнему слою асфальтобетона и ее дополнительно закрепляют П - образн ы ми скобами в местах стыковки . После окончательного распада эмульсии можно приступать к устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия , используя асфальтоукладчики на колесном ходу .

Как и в случае , рассматриваемом в п . 3.12 , не следует производить обрубку кромок асфальтобетона пневмоинструментом и следует принять меры для уменьшения пути проезда автомобилей - самосвалов , доставляющих асфальтобетонную смесь по ранее уложенной и закрепленной геосетке ; желательно устраивать боковые заезды для автомобилей .

4 . КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА.

4.1 . Контроль качества выполнения строительных работ в конструкциях с применением прокладок из геотекстильных материалов или геосеток производится по действующим техническим нормативам СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и ТР 103-00 «Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона» . К общим требованиям указанных нормативов добавляются требования по качеству устройства прослоек из геотекстильных материалов или геосеток , а именно :

качество применяемых материалов ;

ровность раскладки применяемых материалов , исключение образования складок , волн , пузырей ;

качество заделки мест , где имели место разрывы или другие нарушения сплошности в уложенных полотнищах геотекстиля или геосетки ;

ширина перекрытия смежных полотен и качество стыковки полотен вдоль участка укладки ;

шаг и прочность соединения полотен скобами в местах примыкания .

4.2 . Приемку соответствующего слоя дорожной одежды с устроенной по нему прокладкой из геотекстильной ткани или геосетки производят путем наружного осмотра с составлением акта приемки.

5 . ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

5. 1 . При производстве дорожно - строительн ы х и ремонтных работ с применением геотекстильных материалов и геосеток следует соблюдать требования строительных норм и правил по технике безопасности в строительстве , изложенных в СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве» , а также правила безопасности и производственной санитарии , изложенные в «Пра в илах по охране труда в дорожном хозяйстве» М . Стройиздат 1989.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения . 1

2. Технические требования к геотекстильным материалам и геосеткам .. 2

3. Технология строительства . 4

4. Контроль качества. 7

5. Техника безопасности . 7