герб

ГОСТы

флаг

Система мониторинга пожарной и экологической безопасности

Обмен опытом, проблемы и суждения

В.П. Удилов , зам. нач. Восточно-Сибирского института МВД России по учебной работе, д-р техн. наук, проф., С.Г. Номинат , препод. Восточно-Сибирского института МВД России, А.С. Кубарев , первый зам. нач. Дальневосточного регионального центра МЧС России по ГПС, С.В. Зиневич , зам. нач. ГУ МЧС России по Тюменской области - нач. управления (главный государственный инспектор Тюменской области по пожарному надзору), С.М. Демидов , адъюнкт Восточно-Сибирского института МВД России

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПОЖАРНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Сформулированы цель и основные задачи системы мониторинга пожарной и экологической безопасности. Разработана ее структура, в состав которой рекомендуется включать подсистемы: управления; сбора информации; обработки и хранения информации; анализа и оценки информации; прогнозирования. Даны характеристики каждой подсистемы и предложен алгоритм реализации системы мониторинга в целом.

Для принятия эффективных решений в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций необходимо владеть соответствующей информацией [1], [2]. Известные подходы к сбору, обработке и анализу информации [2]- [4] позволяют решить лишь некоторые из задач, стоящих перед единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В то же время принятые в последнее время организационно-распорядительные документы по функционированию подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций требуют разработки соответствующего методического обеспечения *.

______________

* Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Приказ МЧС России от 20 сентября 2005 г. № 696.

Постоянное усиление влияния негативных факторов на состояние системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) обусловливает необходимость создания системы мониторинга пожарной безопасности, позволяющей повысить эффективность мероприятий по профилактике пожаров (подсистема предупреждения пожаров) и борьбе с ними (подсистема противопожарной защиты). Пожары повышают экологическую нагрузку на окружающую среду, поэтому цель настоящей работы - разработка структуры системы мониторинга не только пожарной, но и экологической безопасности, при этом экологическая безопасность рассматривается в узком смысле, т.е. только в части экологических последствий пожаров.

Мониторинг, в широком смысле, - деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями [5]. Под мониторингом пожарной и экологической безопасности предприятий и ATE предлагается понимать систему контроля и регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени:

- за показателями обстановки с пожарами;

- факторами, обусловливающими формирование и развитие пожарных и экологических рисков;

- своевременной разработкой и реализацией мероприятий по снижению риска пожаров;

- эффективностью проводимых по определенной программе профилактических мероприятий по снижению риска пожаров и наносимого ими материального и экологического ущерба.

Мониторинг должен являться результатом взаимодействия всех подсистем СОПБ. При проведении мониторинга должен действовать принцип непрерывности наблюдения за состоянием объекта с учетом фактического состояния и тенденций изменения обстановки с пожарами, а также действия различных факторов. Необходимо также соответствующее методическое, организационное, информационное и техническое обеспечение проведения мониторинга.

Из предложенного выше определения мониторинга пожарной и экологической безопасности следует, что его целями являются своевременное выявление факторов, влияющих на обстановку с пожарами и характер ее развития, выработка управленческих решений и принятие мер по предотвращению пожаров и снижению наносимого ими ущерба. С учетом этого основными задачами системы мониторинга должны быть:

- оперативный сбор информации об обстановке с пожарами;

- обработка и анализ информации, оценка обстановки с пожарами;

- прогнозирование параметров обстановки с пожарами на основе оперативной фактической информации и прогнозных данных;

- выявление тенденций и направлений изменения показателей обстановки с пожарами (разработка сценариев развития ситуации);

- прогнозирование последствий воздействия различных факторов на СОПБ региона (главным образом на подсистемы предупреждения пожаров и противопожарной защиты), а также на состояние пожарной безопасности объектов производственного и социального назначения;

- создание специализированных информационных систем, банка статических данных о пожарах, а также других средств программного обеспечения;

- системно-аналитическое изучение сложившейся обстановки с пожарами и предоставление исходного материала для обоснованной разработки целевых мероприятий по управлению пожарными и экологическими рисками на уровне отдельных предприятий и административно-территориальных единиц;

- разработка и оценка эффективности мероприятий по профилактике пожаров и снижению наносимого ими материального и экологического ущерба;

- получение и накопление данных о результатах научных исследований и передовом опыте в области предупреждения и тушения пожаров.

Мониторинг пожарной и экологической безопасности включает в себя элементы регионального и локального мониторинга. Региональный мониторинг - наблюдение за изменением уровня пожарной безопасности на всей территории региона, локальный - контроль за пожарной безопасностью конкретных объектов.

Проведение мониторинга включает в себя:

1. Идентификацию объекта мониторинга.

2. Формирование совокупности показателей оценки состояния пожарной и экологической безопасности в регионе и отдельных объектов с учетом специфики их функционирования и влияния различных факторов.

3. Сбор и подготовку информации, характеризующей состояние объекта мониторинга.

4. Выявление факторов, определяющих обстановку с пожарами.

5. Моделирование состояния пожарной и экологической безопасности и формирование сценариев ее изменения на отдельных предприятиях и на территории ATE в целом.

6. Расчет показателей пожарной и экологической обстановки на прогнозируемый период.

7. Анализ показателей пожарной и экологической обстановки.

8. Разработку предложений по повышению пожарной безопасности объектов производственного и социального назначения, совершенствованию управления СОПБ на региональном уровне.

В систему мониторинга состояния пожарной и экологической безопасности целесообразно включить подсистемы: управления, обработки и хранения информации; анализа и оценки информации; прогнозирования (см. рисунок). Предлагаемая система мониторинга обеспечивает решение всех указанных выше задач. Рассмотрим эти подсистемы подробнее.

В подсистеме управления осуществляется официальный, регистрируемый прием от внешних источников необходимой для работы системы мониторинга информации (блок приема информации), а также удовлетворяются запросы потребителей информации (блок выдачи информации).

Внешними источниками информации выступают территориальные центры (подразделения) мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации; единые дежурно-диспетчерские службы МЧС России; подразделения, занимающиеся сбором данных о факторах пожарной и экологической опасности ATE и объектов, в том числе социально-экономических, природно-климатических и др.; система автоматического контроля оперативной обстановки на труднодоступной территории (в лесах), установленная, например, на спутниковых системах.

Потребителями информации являются компетентные органы федерального и регионального уровней, на которые возложено обеспечение пожарной безопасности объектов различного назначения, а также научные и иные организации, занимающиеся вопросами пожарной безопасности на этих территориях и осуществляющие свою деятельность в зоне действия системы мониторинга.

В блок приема информации подсистемы управления должны поступать данные:

- государственной централизованной и отраслевой статистической отчетности;

- базовых предприятий, учреждений и других организаций, не учитываемые государственной статистикой;

- выборочных единовременных пожарно-технических обследований предприятий, учреждений, организаций, отдельных ATE и т.п.;

- специальных исследований (социологических опросов населения и т.п.).

Система мониторинга пожарной и экологической безопасности

Кроме того, информация системы мониторинга пожарной и экологической безопасности включает в себя:

- систематизированные в определенном порядке данные об обстановке с пожарами за определенный период, устанавливаемый органами управления;

- нормативно-справочные и иные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных, обеспеченные комплексом программно-технологических и технических средств для выявления характера связей состояния пожарной безопасности региона с социально-экономическими, природно-климатическими и другими факторами.

Подсистема управления включает в себя блоки контроля обстановки и выработки решений, которые взаимодействуют с блоком выдачи информации и внешними источниками информации, а также с подсистемой прогнозирования. Из блока приема информация может поступать как в подсистему обработки и хранения информации (блок обработки информации), так и в блок выработки управленческих решений подсистемы управления. В блоке выработки управленческих решений осуществляется автоматическое управление всей системой в зависимости от результатов анализа поступающей в систему мониторинга информации. В блоке выдачи информации проводится официальная выдача потребителям информации в установленной для системы стандартной форме.

Подсистема обработки и хранения информации получает информацию из подсистемы управления. Здесь осуществляется ее первичная обработка (блок обработки информации), т.е. приведение к виду, пригодному для дальнейшего использования. Эта информация вводится, сортируется, кодируется и передается в блок хранения информации и подсистему прогнозирования обстановки с пожарами.

Из блока хранения информация поступает в подсистему анализа и оценки информации и подсистему прогнозирования. Здесь осуществляется анализ информации, проводится автоматическое сравнение первоначальных, предыдущих и текущих значений параметров. В соответствующих блоках проводится оценка потенциальной опасности объектов производственного и социального назначения и ATE в целом. Из подсистемы обработки и хранения информация может быть доставлена потребителям: для принятия решений по обеспечению пожарной безопасности населения; проведения обоснованной политики в области пожарной безопасности; совершенствования региональных моделей обстановки с пожарами, методов управления СОПБ и разработки комплекса соответствующих мероприятий и т.п.

В подсистеме прогнозирования выявляются тенденции изменения обстановки с пожарами в оперативном режиме и среднесрочной перспективе, а также осуществляется передача информации в блок выработки решений для создания перечня и определения последовательности реализации профилактических мероприятий в целях снижения пожарных и экологических рисков на предприятиях и ATE. В данной подсистеме блок стратегического прогноза обстановки с пожарами функционирует в штатном режиме работы системы мониторинга. Блок прогноза показателей обстановки с пожарами - в оперативном режиме.

Таким образом, предложенная система мониторинга представляет собой информационную систему комплексной оценки состояния пожарной и экологической безопасности в регионе, определения направлений решения задач противопожарной защиты объектов производственного и социального назначения и населения, проживающего на этой территории.

Библиографические ссылки

1. Архипова Н.И., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГГУ, 1998. - 316 с.

2. Носков С.И., Удилов В.П. Управление системой обеспечения пожарной безопасности на региональном уровне. - Иркутск: ИрГУПС, ВСИ МВД России, 2003. - 151 с.

3. Дорофеев В.М. Мониторинг состояния зданий и сооружений существующей застройки городов, подверженных катастрофам природно-техногенного характера // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - 1998. - № 6. - С. 16-26.

4. Топольский Н.Г., Павлов В.Н. О системе интегральной оценки пожаро-, взрыво- и экологической опасности объектов // Материалы международной конф. «Системы безопасности». - М.: МИПБ МВД России, 1997. - С. 30-32.

5. ГОСТ Р 22.1.02-95. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения.

(Журнал «Пожарная безопасность» № 2 2007 г.)

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Автобусные Остановки Гост 12820 80 Гост 17199 88 Железобетонные водоотбойные плиты Маршрутная карта Обозначение насоса на схеме Общий журнал работ пример заполнения Плотность газа Позиционный допуск Размеры дорожных знаков Расстояние между пешеходными переходами гост Рельс р50 СП 52 101 2003 Технологическая карта Условные обозначения на чертежах отопления