герб

ГОСТы

флаг

СанПиН 2.4.4.1251-03 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)

2 .4 .4 . ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ДЕТСКИЕ ВНЕШКОЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УЧРЕЖДЕНИЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
(ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ )

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ

СанПиН 2.4.4.1251-03

1 . Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы разработаны: Научным центром охраны здоровья детей и подростков РАМН (Л. М. Сухарева, В. Р. Кучма, Г. А. Шарш атк ина, Б. З . Воронова, К. Э. Павлович, М. И. Степанова); Центром Госсанэпиднадзора в Воронежской области (М. И. Ч убирко, О. А. Фуфаева, Е. М. Милованова, А. А. Носилова, Е. А. Булгакова, И. Ю. Коваленко, Е. В. Жучкова, В. М. Кислякова); Российской медицинской академией последипломного образования Минздрава России (А. Г. Сухарев, Л. В. Рябова); НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции (Л. С. Федорова); при участии Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава России (Б. Г. Бокитько, В. Н. Брагина); Минобразования России (А. В. Егорова).

2 . Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.

3 . Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Первым заместителем министра здравоохранения Российской Федерации 1 апреля 2003 г.

4 . Введены в действие с 20 июня 2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27 .

5 . Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594 .

6 . Ведены впервые.

Федеральный закон

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

52 -ФЗ от 30 .03 .99

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1 ).

«Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц» (статья 11 ).

«В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, ученическая мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам» (статья 28 ).

«На территории Российской Федерации действуют федеральные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39 ).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55 ).

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 .04 .03                                            Москва                                             № 27

О введении в действие санитарно-

эпидемиологических правил и нормативов

СанПиН 2.4.4.1251-03

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52 -ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554

ПОСТАНОВЛЯЮ:

Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.1251-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 апреля 2003 г., с 20 июня 2003 г.

Г. Г. Онищенко

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения и область применения . 3

2. Требования к земельному участку . 4

3. Требования к зданию и основным помещениям .. 4

4. Требования к водоснабжению и канализации . 6

5. Требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности . 6

6. Требования к естественному и искусственному освещению .. 9

7. Требования к воздушно-тепловому режиму . 10

8. Требования к режиму деятельности детей . 11

9. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений . 11

10. Медицинское обеспечение . 12

11. Обязанности руководителя учреждения дополнительного образования . 12

Приложение 1 Размеры столярных и слесарных инструментов для учащихся разного возраста . 13

Приложение 2 Минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта . 14

Приложение 3 Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля . 15

Приложение 4 Примерный состав и площади помещений для занятий детей техническим творчеством .. 15

Приложение 5 Примерный состав и площади основных помещений станции юных натуралистов . 16

Приложение 6 Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного образования и возможные варианты принятых в них систем вентиляции . 16

Приложение 7 Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей . 17

УТВЕРЖДАЮ
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации,
Первый заместитель Министра
здравоохранения Российской Федерации
Г. Г. Онищенко

1 апреля 2003 г.

Дата введения: 20 июня 2003 г.

2 .4 .4 . ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ДЕТСКИЕ ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Санитарно-эпидемиологические требования
к учреждениям дополнительного образования детей

(внешкольные учреждения)

Санитарно-эпидемиологические нормы и правила

СанПиН 2.4.4.1251-03

1. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г., № 52 -ФЗ, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12 -ФЗ (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 , № 7 , ст. 631 ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 .03 .95 № 233 (ред. от 22 .02 .97 ) «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 , № 12 , ст. 1053 ).

1.2 . Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков не зависимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1 .3 . Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений дополнительного образования, обучением и воспитанием детей и подростков, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Настоящие санитарные правила распространяются на действующие, а также проектируемые, строящиеся, реконструируемые учреждения дополнительного образования детей.

1.4 . Ввод в эксплуатацию построенных или реконструируемых учреждений дополнительного образования, а также функционирование действующих разрешается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Изменение функционального назначения помещений допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

1 .5 . Учреждения дополнительного образования детей предназначены для Обеспечения необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

Основные виды деятельности: художественное, техническое творчество, занятия музыкой, хореографией, спортом, эколого-биологического профиля и юных натуралистов и другие виды деятельности.

1.6 . Рекомендуемая наполняемость групп в учреждениях дополнительного образования - не более 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.).

С учетом направленности программ дополнительного образования занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастн ы е или разновозрастные.

2. Требования к земельному участку

2.1 . Расстояния от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей до учреждений дополнительного образования принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Размещение учреждений дополнительного образования, в т.ч. включающие зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для детей и подростков (в т.ч. пляжи), на территориях санитарно-защитн ы х зон не допускаются.

Через территории учреждений дополнительного образования не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации).

Рекомендуемая пешеходная и транспортная доступность данных учреждений для детей - не более 30 мин в одну сторону.

2 .2 . Отдельно стоящие учреждения дополнительного образования детей размещают на обособленных участках.

При проектировании и строительстве учреждений дополнительного образования площадь участков определяется заданием на проектирование.

2 .3 . Участок должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле 10 лк.

2 .4 . Территория участка должна быть огорожена забором высотой 1 ,2 - 1 ,5 м или зелеными насаждениями.

Не допускается посадка колючих кустарников с ядовитыми плодами, размещение клеток содержания диких животных, опасных для жизни детей и взрослых.

2 .5 . На участке выделяются функциональные зоны: площадки для занятий объединений детей различных профилей на открытом воздухе, спортивные площадки, площадки для тихого отдыха детей, хозяйственная зона с постройками, зеленая зона. Количество функциональных зон и их размеры определяются самими учреждениями дополнительного образования детей в зависимости от направленности реализуемых программ.

Для учреждений дополнительного образования рекомендуется следующее примерное распределение территории на зоны и участки в зависимости от их назначения:

· спортивная площадка 0 ,7 - 1 ,1 га, включающая легкоатлетическую площадку (0 ,5 г а), футбольное поле (45 ×20 м), две волейбольные (9 ×18 м), две баскетбольные (16 ×28 м) площадки, либо по одной волейбольной, баскетбольной и комбинированной площадке; кордодром, бассейн для судомоделистов, автодром, картодром;

· учебно-опытная зона 0 ,15 - 0 ,4 га, включающая участки овощных, полевых и декоративных культур, сад, зоологическую, метеорологическую и географическую площадки;

· зона отдыха и аттракционов, площадью 0 ,15 - 0 ,5 га, включающая площадки для тихих и подвижных игр;

· хозяйственная площадка площадью 0 ,05 - 0 ,1 га.

Зеленая зона должна составлять не менее 50 % территории учреждения дополнительного образования детей.

2 .6 . Зону хозяйственного двора следует предусматривать в глубине участка. На хозяйственном дворе размещают хозяйственные постройки, мусоросборники. Мусоросборники с крышками должны быть установлены на расстоянии не менее 25 м от окон и дверей здания на площадке с твердым покрытием (бетонированные, асфальтированные) с удобным и асфальтированным подъездом со стороны улицы. Разме р к онтейнерной площадки должен превышать площадь мусоросборников на 1 ,0 м со всех сторон.

3. Требования к зданию и основным помещениям

3.1. Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами.

3 .2 . Этажность зданий может быть смешанной, но не более трех этажей; четырехэтажные здания допускаются в крупных городах.

Лестничные переходы между этажами проектируются с естественным освещением через проемы в наружных стенах. Высота ограждения лестниц должна быть не менее 1 ,2 м.

3 .3 . Помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

3 .4 . При размещении по этажам помещений для занятий объединений детей необходимо учитывать их функциональное назначение, степень связи с участком и др.:

· мастерские скульптуры, керамики (связанные с использованием материалов , хранимых в подсобных помещениях на участке) необходимо размещать на первых этажах, с выходом на участок;

· на первых этажах целесообразно располагать помещения для военно-спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, комнаты для индивидуальных занятий на фортепьяно, залы для проведения зрелищных мероприятий, кабинет врача, столовые, буфеты;

· на последних этажах зданий следует размещать химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, помещения для занятий на духовых инструментах; при организации верхнего освещения на верхних этажах рекомендуется размещать мастерские живописи.

3 .5 . В зданиях учреждений дополнительного образования из мастерских по обработке древесины и комбинированных мастерских по обработке металла и дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, прилегающий к мастерским, в который отсутствуют выходы кабинетов другого назначения.

3 .6 . При организации деятельности гуманитарного профиля (исторического, краеведческого, географического, литературного, страноведения и др.) следует дополнительно руководствоваться санитарными правилами для общеобразовательных учреждений.

3 .7 . При организации компьютерных кабинетов необходимо соблюдение гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

3 .8 . При организации спортивной деятельности должны быть выполнены требования санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре.

3 .9 . На каждом этаже учреждения дополнительного образования должны размещаться раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0 ,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на 1 человека.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел. Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в помещения для занятий или в непосредственной близости от них.

3.10 . Поверхности стен и полов должны быть гладкими, позволяющими проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

3.11 . Используемые отделочные материалы, краски, лаки, применяемые для внутренней отделки помещений, применяются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.12 . Высота помещений для занятий различными видами деятельности принимается в соответствии с требованиями строительных норм и правил, утвержденных проектным заданием, но не должна быть менее 3 ,0 м.

3.13 . Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализации программ дополнительного образования, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.

3 .14 . При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющими отношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб, туалет.

4. Требования к водоснабжению и канализации

4.1 . Здания учреждений дополнительного образования детей должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками.

4 .2 . Водоснабжение и канализация учреждений дополнительного образования должны быть централизованными.

В случаях отсутствия в населенном пункте централизованных систем водоснабжения, учреждение дополнительного образования необходимо обеспечить питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

В неканализованных районах учреждения дополнительного образования оборудуются внутренней канализацией, при условии устройства местных очистных сооружений, или выгребами с последующим удалением стоков на очистные сооружения при согласовании с учреждениями Госсанэпиднадзора.

4 .3 . В учреждениях дополнительного образования должен быть организован питьевой режим для детей, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая должна отвечать требованиям санитарных правил.

4 .4 . В помещениях для занятий изобразительным искусством, скульптурой техническим творчеством, юных натуралистов, в кинофотолабораториях, в лабораториях, помещениях для образовательной деятельности, мастерских, помещениях медицинского назначения, комнате технического персонала, санитарных узлах необходимо устанавливать раковины с подводкой горячей и холодной воды.

4 .5 . В помещениях для проведения занятий спортом и хореографией предусматриваются гардеробные для верхней одежды (при отсутствии общей гардеробной). Раздельно для мальчиков и девочек необходимо предусмотреть помещения для переодевания, туалеты, душевые, умывальные с раковинами для мытья рук с подводкой к ним горячей и холодной воды, из расчета 1 душевая сетка и 1 раковина на 10 человек.

5. Требования к оборудованию и помещениям для организации основных видов деятельности

5 .1 . При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных зданиях следует обеспечить достаточный по площади минимальный набор помещений для занятий детских объединений, а также предусмотреть оборудование, мебель, кладовую, гардероб и санузел, соответствующие санитарным нормам.

5 .2 . Минимальную площадь помещений для организации различных занятий в учреждениях дополнительного образования детей следует принимать из расчета площади на 1 занимающегося в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

5 .3 . Требования к условиям проведения занятий художественным творчеством детей.

5.3 .1 . Для мастерских масляной живописи должны быть выделены помещения площадью не менее 4 ,8 м2 на 1 учащегося, высотой - не менее 3 ,0 м, высотой подоконников не более 1 ,3 м . Рабочие места учащихся за мольбертами следует размещать перпендикулярно и параллельно окнам.

5 .3 .2 . Мастерские для акварельной живописи и рисунка должны иметь площадь из расчета не менее 4 ,0 м2 на 1 учащегося, высотой не ниже 3 ,6 м, высотой подоконников не более 1 ,1 м. Мольберты в мастерских для акварельной живописи и рисунка следует размещать полукругом около 2 моделей, расположенных у боковых стен.

5 .3 .3 . К мастерским живописи и рисунка непосредственно должна примыкать кладовая площадью не менее 9 м2 .

5 .3 .4 . Мастерские скульптуры должны иметь площадь не менее 3 ,6 м2 на 1 учащегося; мастерские прикладного искусства и композиции - не менее 4 ,5 м2 на 1 учащегося; высоту помещений - не ниже 3 ,0 м. При мастерских скульптуры должно быть выделено изолированное отделение обжига, оборудованное механической вытяжной вентиляцией. При мастерских прикладного искусства и композиции должна быть кладовая площадью не менее 9 м2, при мастерской скульптуры - две кладовые для хранения глины и гипса.

5 .3 .5 . Для теоретических занятий может организовываться кабинет истории искусств площадью из расчета 2 ,0 м2 на 1 учащегося и помещение для хранения натюрмортного методического фонда - не менее 18 м2.

5 .3 .6 . Мастерские должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; мастерские рисования и лепки необходимо оборудовать двумя умывальниками, один из них с раковиной и широким столом.

5 .4 . Требования к организации музыкальных занятий.

5 .4.1. Для проведения музыкальных занятий оборудуются:

· помещения для индивидуальных занятий на фортепьяно и других инструментах (струнные, духовые, народные) площадью не мене 12 м2;

· помещения для групповых музыкально-теоретических занятий (до 15 учащихся) площадью не менее 36 м2 и высотой не ниже 3 ,0 м;

· помещения для занятий хора и оркестра площадью не менее 2 м2 на 1 человека, высотой не ниже 4 ,0 м.

5 .4 .2 . При музыкальном отделении должны быть помещения для хранения музыкальных инструментов площадью не менее 10 м2.

5 .4 .3 . Помещения для занятий на музыкальных инструментах должны проектироваться вдали от помещений для теоретических занятий. Звукоизоляция между кабинетами должна отвечать санитарным требованиям от воздушных и ударных шумов.

5 .5 . Требования к организации занятий хореографией.

5 .5.1. Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчета 3 - 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м.

Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0 ,9 - 1 ,1 м от пола и расстоянии 0 ,3 м от стены.

Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1 м.

Полы в зале должны быть дощатые некрашеные или покрытые специальным линолеумом.

Необходимо предусмотреть раздевальные и душевые для девочек и мальчиков, оборудованные раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18 м2.

5 .6 . Для проведения музыкальных и танцевальных выступлений, постановок спектаклей, кукольного театра, лекций и других мероприятий оборудуются:

· концертный зал при вместимости 300 - 500 мест площадью 200 - 400 м2;

· две костюмерные для мальчиков и девочек ( 10 - 18 м2) в удобной связи со сценой;

· комната исполнителей ( 24 - 36 м2);

· помещения для драмкружка ( 50 - 70 м2);

· подсобные помещения (для хранения костюмов, декораций и др.).

5 .7 . Требования к организации занятий техническим творчеством.

5 .7.1 . Площади помещений для занятий техническим творчеством детей должны соответствовать строительным нормам и правилам.

5 .7 .2 . Кабинеты и лаборатории для моделирования, универсальная лаборатория по основам наук оборудуются столами и стульями в соответствии с требованиями государственных стандартов.

Помещения для электротехнических и монтажно-сборочн ы х работ оборудуются ученическими столами и стульями или комбинированными верстаками.

Мастерские по обработке древесины и металла оборудуются столярными и слесарными верстаками в соответствии с гигиеническими требованиями для общеобразовательных учреждений.

5 .7 .3 . Столы и верстаки, за которыми проводится пайка, должны иметь металлическое покрытие и местную вытяжную вентиляцию.

5 .7 .4 . Слесарные и комбинированные верстаки должны иметь защитные экраны шириной не менее 390 мм и высотой не менее 325 мм. Они должны располагаться перпендикулярно к окнам при правостороннем освещении, расстояние от тисков до тисков -90 - 100 см.

5 .7 .5 . Столярные верстаки должны располагаться под углом 45 ° к окнам или перпендикулярно так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 80 см.

5 .7 .6 . Токарные станки должны устанавливаться параллельно окнам или под углом 20 - 30 °, фрезерные - параллельно окнам.

5 .7 .7 . Размеры инструментов должны соответствовать антропометрическим параметрам детей (прилож. 1).

5 .7 .8 . Все оборудование, являющееся источником пы левы делений, должно иметь местную вытяжную вентиляцию при наличии общей вентиляции.

5 .7 .9 . При организации занятий техническим творчеством необходимо соблюдать гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

На занятиях используются материалы, безопасность которых подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.

5 .7 .10 . Все кабинеты и мастерские технического творчества должны быть оборудованы раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.

5 .7 .11 . Занятия с использованием компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5 .8 . Требования к организации занятий эколого-биологического профиля и юных натуралистов.

5 .8 .1 . Примерный состав и площади помещений для юннатской работы должны соответствовать требованиям строительных норм и правил.

5 .8 .2 . Помещения, предназначенные для работы детей с животными, растениями должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды.

5 .8 .3 . С детьми, ухаживающими за животными, должен поводиться инструктаж о приемах безопасного обращения с животными и оказания первой медицинской помощи.

За животными должен быть обеспечен постоянный ветеринарный надзор.

5 .9 . Требования к организации спортивных занятий.

5 .9.1 . Гигиенические требования относятся ко всем видам учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

5 .9 .2 . Набор и состав помещений для спортивных секций определяются направленностью образовательной программы, спортивным профилем учреждения и количеством занимающихся детей и должны отвечать требованиям санитарных и строительных норм и правил.

5 .9 .3 . Площадь спортивного зала должна быть не менее 4 м2 на одного занимающегося. Пол должен быть деревянным или покрыт линолеумом: поверхность пола должна быть ровной, без щелей и изъянов. Стены зала не должны иметь выступов, карнизо в; стены следует окрашивать масляной краской на высоту 1 ,5 - 2 ,0 м от пола, а верхнюю часть - клеевой краской. Батареи располагаются в нишах под окнами и закрываются решетками. На окнах должны быть предусмотрены заградительные устройства.

В детской юношеской спортивной школе на 160 - 180 человек может быть спортивный манеж (42 ×18 м2) и спортзал (36 ×18 м2).

5 .9 .4 . В спортивных залах должно размещаться только оборудование, необходимое для проведения занятий. Для хранения инвентаря должно быть выделено специальное помещение.

5 .9 .5 . В зале для борьбы должен быть мягкий ковер, размещаемый с отступами от стен не менее 2 м во избежание травматизма. При невозможности организации такого отступа стены должны быть обиты матами на высоту 1,5 м. Сверху ковер должен быть покрыт покрывалом, поверх которого натянута и закреплена покрышка из прочной и мягкой материи, без грубых швов.

5 .9 .6 . Используемые при прыжках маты должны исключать возможность скольжения по полу, поверхность их не должна быть скользкой, набивка матов - равномерной по плоскости и состоять из материалов, легко поддающихся очистке от пыли.

Маты должны храниться в зале в вертикально подвешенном положении.

5 .9 .7 . Магнезия, используемая спортсменами для рук, должна храниться в ящиках с крышками.

5 .9 .8 . Физкультурные и спортивные площадки на открытом воздухе должны содержаться в чистоте и быть ровными, свободными от посторонних предметов, которые могут быть причиной повреждений и травм.

5 .9 .9 . Футбольное поле, площадки для ручного мяча и массовых подвижных игр должны иметь травяной покров.

5 .9.10 . Беговая дорожка должна иметь твердое, хорошо дренирующее покрытие, плотный, непылящий, стойкий к атмосферным осадкам верхний слой.

5 .9.11. Ямы для прыжков должны заполняться чистым песком с примесью опилок. Перед прыжком содержимое следует взрыхлять и выравнивать. Борты ям следует обшивать резиной или брезентом и они должны находиться на одном уровне с землей.

5 .9 .12 . Условия для занятий водными видами спорта должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям к бассейнам.

5 .9.13 . Здание детской юношеской спортивной школы должно включать:

· игровые зоны общей физической подготовки;

· специализированные зоны по видам спорта для технической и тактической подготовки с группами обслуживающих помещений;

· административно-хозяйственные и другие помещения, в зависимости от профиля школы.

5 .9.14 . При работе с детьми должен осуществляться дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов подготовки.

5 .9.15 . Рекомендуемый возраст детей для начала занятий разными видами спорта в детской юношеской спортивной школе и спортивной детской юношеской школе олимпийского резерва представлен в прилож. 2.

5 .9 .16 . Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в учебно-тренировочных группах - четырех часов в день. Продолжительность тренировочного занятия картингом должна составлять не более одного часа.

5.10 . Занятия хореографией, спортом и физической культурой должны проводиться только в спортивной одежде и обуви на исправном оборудовании.

5.11. Уровни шума в помещениях учреждений дополнительного образования детей должны соответствовать требованиям санитарных норм.

6. Требования к естественному и искусственному освещению

6.1 . Основные помещения учреждений дополнительного образования должны иметь естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать умывальные; снарядные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся жидкостей); радиоузлы, кинофотолаборатории, книгохранилища.

6 .2 . В мастерских масляной и акварельной живописи должны быть обеспечены необходимые условия естественного освещения. Расчетное значение коэффициента естественного освещения (КЕО) должно соответствовать: для I светоклиматического пояса - 5,1 % , но не менее 3 ,8 % ; для II - 4 ,1 % , но не менее 3 ,0 % ; для III - 3 ,6 % , но не менее 2 ,5 % . Такие условия КЕО должны быть созданы с помощью верхнего и бокового естественного освещения мастерских.

В остальных помещениях учреждений дополнительного образования коэффициент естественного освещения зависит от вида деятельности и должен соответствовать требованиям строительных норм и правил.

6 .3 . Неравномерность естественного освещения помещений для детей и подростков при боковом освещении не должна прев ышать 3:1.

6 .4 . Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

6 .5 . Направленность светового потока от окон на рабочую поверхность должна быть левосторонней. Не рекомендуется направление светового потока спереди и сзади. В слесарных мастерских естественный свет на рабочую поверхность должен падать справа в связи с особенностями рабочей позы.

6 .6 . В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов - бледно-голубой, бледно-зеленый; в помещениях, ориентированных на северные румбы, следует использовать светлые, теплые тона - бледно-розовый, бледно-желтый, бежевый и др.

6 .7 . Для отделки учебных помещений должны использоваться диффузно отражающие отделочные материалы, краски с коэффициентом отражения: для потолка - не менее 0 ,8 , стен и оборудования - не менее 0 ,7 , пола - 0 ,4 .

6 .8 . Для предупреждения затенения окон и снижения естественной освещенности в помещениях необходимо сажать деревья не ближе 15 м от здания, кустарники - 5 м .

6 .9 . На рабочих местах обучающихся должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже:

· в учебных помещениях для теоретических занятий                       - 300 - 500 лк ;

· в компьютерных кабинетах                                                              - 300 - 500 лк;

· в мастерских по обработке металла                                                - 600 лк;

· в мастерских по обработке дерева                                                   - 500 лк;

· в швейных мастерских                                                                       - 600 лк;

· изостудии, живописи, рисунка, скульптуры                                   - 300 - 500 лк;

· концертных залах                                                                               - 300 лк;

· звукоаппаратной                                                                                - 150 лк;

· спортивных залах                                                                               - 200 лк (на полу);

· рекреациях                                                                                          - 150 л к;

· в помещениях для занятий юных натуралистов                             - не менее 300 лк.

При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

6 .10 . В помещениях технического творчества при выполнении зрительных работ I - IV разрядов, как правило, следует применять систему комбинированного освещения (местное и общее).

6.11. В учебных помещениях, спортивных и концертных залах и других должна применяться система общего освещения, которое должно быть равномерным. Светильники следует располагать в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.

6.12 . Чистку светильников общего освещения необходимо проводить не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Запрещается привлекать к этой работе учащихся.

7. Требования к воздушно-тепловому режиму

7.1 . В основных помещениях учреждений дополнительного образования детей температура воздуха должна соответствовать параметрам табл. 7.1.

7 .2 . Перепад между температурой воздуха внутри помещения и т емпературой внутренней поверхности ограждающей конструкции должен быть не более 6 °С.

7 .3 . В помещениях для занятий детей относительная влажность и скорость движения воздуха должны составлять: в теплый период года - относительная влажность воздуха - 60 - 30 % , скорость движения воздуха - 0 ,2 - 0 ,3 м/с; в холодный и переходные периоды года - влажность - 45 - 30 % , скорость движения воздуха - не более 0 ,2 м/с.

Таблица 7 .1

Средние расчетные температуры воздуха в основных помещениях

Основные помещения

Температура воздуха, °С ( t ) в разных климатических районах и подрайонах

I а, I б, I г

I в, I д , II , III

IV

Комнаты для занятий объединений учащихся

21

18

17

Лаборатории

21

18

17

Мастерские по обработке металла, дерева, с крупным станочным оборудованием, кружки технического моделирования

17

15

15

Помещения для музыкальных занятий объединений детей, клубные комнаты, для занятий вокалом, актовый зал - лекционная аудитория, зрительный зал

20

18

18

Спортивные залы:

при отсутствии мест для зрителей

при наличии мест для зрителей

18

15

Залы ванн бассейнов

На 1 - 2 ° выше температуры воды в ванне

Залы для подготовительных занятий в бассейнах; хореографические классы

18

7 .4 . Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного образования должен соответствовать строительным нормам и правилам.

8. Требования к режиму деятельности детей

8.1 . Режим учебно-воспитательного процесса (расписание занятий) должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение.

8 .2 . Расписание занятий в учреждениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных учреждениях, и поэтому необходимо соблюдение следующих гигиенических требований.

8 .2.1. При зачислении в объединение каждый ребенок должен представить справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься в группах дополнительного образования по избранному профилю.

8 .2 .2 . Посещение ребенком занятий более чем в 2 объединениях (секциях, студиях и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более двух раз в неделю.

8 .2 .3 . Между занятиями в общеобразовательном учреждении (независимо от обучения) и посещением учреждения дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.

8 .2 .4 . Начало занятий в учреждениях дополнительного образования должно быть не ранее 8 .00 ч, а их окончание - не позднее 20 .00 ч.

8 .2 .5 . Занятия детей в учреждениях дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресенья и каникулы.

8 .2 .6 . Продолжительность занятий детей в учреждениях дополнительного образования в учебные дни, как правило, не должна превышать 1,5 ч, в выходные и каникулярные дни - 3 ч. После 30 - 45 мин занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность каждого занятия и длительность отдельных видов деятельности приведены в прилож. 3.

Занятия с использованием компьютерной техники проводят в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

8 .3 . В учреждениях дополнительного образования детей при наличии двух смен занятий в середине дня необходимо устраивать 1-2 -часовой перерыв между сменами для уборки и сквозного проветривания помещений.

8 .4 . При привлечении школьников среднего и старшего возрастов к трудовой деятельности режим дня должен организовываться в соответствии с санитарными правилами по содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха и гигиенических критериев допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

9. Требования к санитарному состоянию и содержанию территории и помещений

9 .1 . В учреждениях дополнительного образования детей должны регулярно проводиться санитарно-гигиенические мероприятия и профилактическая дезинфекция.

При работе учреждения в 2 смены уборку должны проводить дважды: между сменами занятий и в конце рабочего дня. Во всех помещениях должна проводиться ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды, мыла, синтетических моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования в установленном порядке.

Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств.

Окна и оконные проемы снаружи и изнутри моют не менее 3 раз в год (весной, летом, осенью).

9 .2 . Места общего пользования (буфет, туалеты, душевые) необходимо убирать постоянно с использованием дезинфицирующих средств.

9 .3 . В туалетах дезинфекции подлежит помещение и санитарно-техническое оборудование. Сидения на унитазах должны мыться теплой водой с мылом. Раковины и унитазы следует чистить квачами или щетками с использованием чистящих и дезинфицирующих средств.

Использованные квачи и уборочный материал необходимо погрузить в 0 ,5 % -ны й раствор гипохлорида кальция или 1 %-ный раствор хлорной извести на 30 мин, затем прополоскать и высушить. Чистые квачи и уборочный инвентарь следует хранить в специально промаркированной таре в хозяйственном шкафу или в помещении для обработки и хранения уборочного инвентаря.

В туалетах должны быть педальные ведра, туалетная бумага, мыло (лучше жидкое с дозатором), сушка для рук или разовые салфетки, полотенца для вытирания рук.

9 .4 . В душевых должна проводиться ежедневная уборка и дезинфекция (помещения, предметы обстановки - скамьи, шкафчики, резиновые коврики).

В душевых необходимо пользоваться индивидуальной обувью, мылом, мочалкой.

9 .5 . Обработку и дезинфекцию спортивного инвентаря следует проводить следующим образом:

· спортивный ковер очищается ежедневно с использованием пылесосов; рекомендовано использование моющих пылесосов для организации влажной уборки не реже 3 - 4 раз в месяц;

· тренировочные мешки, чучела и переносной спортивный инвентарь протирают влажной ветошью не менее 1 - 2 раз в день, а металлические части спортивного инвентаря - сухой тряпкой;

· маты должны не реже 1 раза в неделю очищаться от пыли с помощью пылесосов или выколачиваться на открытом воздухе.

Маты, исключая кожаные, должны иметь съемные матерчатые чехлы, которые по мере их загрязнения должны подвергаться стирке не реже 1 раза в неделю; кожаные маты протираются влажной ветошью, с использованием мыльно-содовых растворов.

Для детей дошкольного и школьного возраста кожаные маты следует обрабатывать мыльно-содовым раствором ежедневно.

9 .6 . Гигиенические требования к содержанию и эксплуатации бассейнов для детей должны отвечать санитарным правилам.

9 .7 . В учреждениях дополнительного образования должны быть предусмотрены отдельные помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств.

9 .8 . В помещениях уголков живой природы необходимо ежедневно проводить влажную уборку, чистку клеток, кормушек и замену подстилки, мыть поилки и менять воду.

Раз в две недели клетки, кормушки, поилки необходимо дезинфицировать 3 % -ны м раствором хлорамина с последующей промывкой проточной водой, высушиванием. После этого в клетку можно заложить чистую подстилку и насыпать корм.

9 .9 . Санитарные требования к столовым и буфетам принимаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами к организациям общественного питания.

9.10 . На территории участка следует проводить ежедневную уборку. Мусор необходимо собирать в металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников производить при их заполнении на 2 /3 объема. После опорожнения мусоросборники следует дезинфицировать.

10. Медицинское обеспечение

10.1 . Работники учреждений дополнительного образования детей должны проходить обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медосмотры в установленном порядке.

10 .2 . Медицинское наблюдение за детьми, занимающимися в спортивных школах и секциях, необходимо проводить не реже 2 раз в год.

10 .3 . После перенесенных заболеваний дети допускаются к занятиям спортом только со справками врача.

10 .4 . Учреждение дополнительного образования детей должно быть укомплектовано медицинскими аптечками для оказания доврачебной помощи.

11. Обязанности руководителя учреждения дополнительного образования

11.1. Руководитель учреждения дополнительного образования организует и обеспечивает:

· наличие в учреждении настоящих санитарных правил и норм и доведение их содержания до сотрудников учреждения;

· выполнение требований санитарных правил и норм всеми сотрудниками учреждения;

· организацию производственного и лабораторного контроля;

· прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;

· наличие личных медицинских книжек на каждого работника;

· своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками в установленном порядке;

· выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужб ы ;

· условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и гигиеническими нормативами;

· эффективную работу санитарно-технического, технологического и другого оборудования учреждения;

· проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

· наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;

· организацию санитарно-гигиенической работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.

11 .2 . Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм влечет дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 -ФЗ от 30 марта 1999 г .

Приложение 1

Размеры столярных и слесарных инструментов для учащихся разного возраста

Инструменты

Возраст учащихся (лет)

10 - 12

13 - 15

№ 1 (мм)

№ 2 (мм)

Пила лучковая

длина полотна

500

550

шаг зубьев

3 ,5 - 4 ,0

4 ,0 - 5,0

Стойка пилы: высота

280

300

сечение в месте хвата

28 × 14

30 × 15

Ножовка столярная

длина полотна

280 - 300

320 - 350

шаг зубьев

5 ,0

5 ,0

Ручка (форма призмы): длина

80

90

ширина со стороны полотна

13

15

ширина со стороны ладони

20

24

ширина боковой грани

29

31

Рубанок

длина

210

244

ширина

48

56

Колодка металлическая: длина

220

250

ширина

47

52

Железка: длина

140

180

ширина

30 - 40

40

Шерхебель

Колодка: длина

220

250

ширина

38

45

Железка: длина

140

180

ширина

25

30

Молоток столярный

ма сса (г)

200

300

сечение ручки в месте хвата

26×20

28×22

Рашпиль

общая длина

200

250

Ручка: длина

112

120

диаметр наиболее толстой части брюшка

31 ,5

34

Клещи

общая длина

150

180

длина рычагов

125

150

расстояние между внешними сторонами рычагов в месте хвата

27

27

Н апильники драчевы е и личные

общая длина

200

250

Ручка: длина

112

120

длина наиболее толстой части брюшка

31 ,5

34 ,0

Н ожовка слесарная

длина полотна

-

275

Ручка: длина

-

120

диаметр наиболее толстой части брюшка

-

34 ,0

Молоток слесарный

масса (г)

300

400

длина

280 - 300

300 - 320

сечение ручки в месте хвата

26×20

28×22

Н ожницы по металлу

длина режущей части

60

Приложение 2

Минимальный возраст зачисления детей в спортивные школы по видам спорта

Возраст

Вид спорта

Возраст

Вид спорта

6

Гимнастика (дев.)

Гимнастика художеств.

Фигурное катание

8

Горнолыжный

Баскетбол

Футбол

Бадминтон

Спортивное ориентирование

Спортивный туризм

Гольф

7

Воднолыжный

9

Биатлон

Гимнастик а ( мальчики)

Легкая атлетика (многоборье, метания, прыжки с шестом)

Прыжки в воду

Синхронное плавание

Прыжки на лыжах

Фристайл

Парусный спорт

Настольный теннис

Бейсбол

Плавание

Водное поло

Теннис

Волейбол

Акробатик а

Гандбол

Прыжки на батуте

Конькобежный

Рок-н-рол

Легкая атлетика

Спортивные танцы

Лыжные гонки

Аэробика

Шорт-трек

Дартс

Регби

Шейпинг

Софтбол

Шахматы

Хоккей с мячом

Шашки

Городки

Ушу

Лапта

10

Велоспорт

Конный спорт

Современное пятиборье

Санный спорт

Стрельба пулевая

Фехтование

Бокс

Борьба вольная

Борьба греко-римская

Гребля академическая

Гребля на байдарках и каноэ

Дзюдо

Тяжелая атлетика (юноши)

Таеквандо

Альпинизм

Буерный спорт

Гребной слалом

Натурбан

Полиатлон

Триатлон

Армреслинг

Атлетизм

Бильярд

Гиревой

Каратэ-до

Кекусенкай

Скалолазание

Стрельба из арбалета

Кикбоксинг

Контактное каратэ

Пауэрлифтинг

Самбо

11

Стрельба из лука

Стендовая стрельба

12

Бобслей

Приложение 3

Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля

№ п/п

Профили и отдельные виды кружков

Наполняемость групп

Число занятий в неделю

Продолжительность занятий*

оптимальная

допустимая

1

Занятия техническим творчеством (авиамодельный, судомодельный, радиотехнический и др.)

10

15

2

2 по 45 мин, с 10 -минутным перерывом

2

Занятия с использованием компьютерной техники

10

15

1 - 2

2 по 30 мин учащихся 1 - 5 классов (7 - 10 лет);

2 по 45 мин - с 6 класса и старше (11 - 16 лет)

3

Художественные объединения детей:

10

15

2

2 по 45 мин

литературно-творческие

театральные

10

15

2

2 по 45 мин

хоровые

30

70

2

2 по 45 мин

оркестровые

от 10

до 30

2

репетиция - около 3 ,5 ч, внутренний перерыв - 20 - 25 мин

музыкальные

1 /8*

1 /12**

от 2 до 3

30 мин (индивидуальные занятия), 2 - 3 по 45 мин (групповые)

бального танца

10 - 12

45

2

2 по 45 мин

хореография

10

25***

2

2 по 30 мин - младшие школьники, 2 по 45 мин - другие группы

изобразительное искусство

10

15

2

2 - 3 - 4 по 45 мин

кинолюбителей

10

15

2

2 по 45 мин

шахматный клуб

2 - 3

2 по 45 мин

4

Занятия в кружках юных туристов и краеведов

10

15

1 - 2 похода или занятия на местности в месяц

3 по 45 мин, занятия на местности - до 4 ч

5

Занятия эколого-биологической направленности

10

20

2 , из них одно проводится по подг руп.

2 по 45 мин

6

Занятия физкультурно-спортивного профиля:

10

15

2 - 3

45 мин - для учащихся 8 - 13 лет, 2 по 45 мин × 2 - для учащихся 14 - 17 лет

группы начальной подготовки

радиоспорта

8

15

2 - 3

2 по 45 мин

занятия картингом

10

15

1

45 мин

прочие (морские, юных пожарников, собаководов и др.)

10

15

2 - 3

в зависимости от характера занятий, теоретические - 2 по 45 мин

* ) Продолжительность занятий от 30 до 45 мин с обязательным 10 -минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещений;

** ) в числителе - индивидуальные занятия, в знаменателе - групповые;

*** ) младшая группа первого года обучения.

Приложение 4

(справочное)

Примерный состав и площади помещений для занятий детей техническим творчеством

Помещения

Площадь, м 2

на 1 ребенка

лаборантской

I . Группа помещений для младших школьников

Для технического моделирования с лаборантской

4 ,8

18 ,0

Для работы с природными материалами

6 ,0

18 ,0

II . Группа помещений мастерских

Мастерские по обработке древесины и металла

6 ,0

18 ,0

III . Группа помещений конструкторов-рационализаторов

Лаборатория радиоконструирования с лаборантской

4 ,8

18 ,0

Для радиотелеграфа

2 ,7

-

Для радиостанции KB и УКВ

3 ,6

18 ,0

VI . Группа помещений научных обществ учащихся

Лаборатория физико-техническая с лаборантской и кабинетом для теоретических занятий

7 ,2

18 ,0

Лаборатория химико-техническая с лаборантской и кабинетом для теоретических занятий

7 ,2

18 ,0

Лаборатория астрономии с лаборантской и обсерваторией

4 ,1

18 ,0 + 9 ,0

V . Группа помещений для технических видов спорта

Лаборатория авиационного и ракетного моделирования с лаборантской

4,8

18,0

Лаборатория автомоделирования с лаборантской

3 ,6

18 ,0

Лаборатория судомоделирования с лаборантской

4 ,8

18 ,0

Помещение кинофотостудии с лаборантской

6 ,0

-

Приложение 5

(справочное)

Примерный состав и площади основных помещений станции юных натуралистов

Помещения

Площади, м 2

на 1 ребенка

лаборантская

Лаборатория младших классов с лаборантской

4 ,8

-

Лаборатория зоологии и животноводства с лаборантской

3 ,6

18 ,0

Лаборатория ботанико-растениеводческая

3 ,6

18 ,0

Лаборатория зоолого-животноводческая

3 ,6

18 ,0

Лаборатория экспериментальной биологии

3 ,6

18 ,0

Лаборатория физиологии животных

4 ,8

18 ,0

Лаборатория охраны и наблюдения природы с лаборантской

3 ,6

18 ,0

Приложение 6

(справочное)

Воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного образования и возможные варианты принятых в них систем вентиляции

Помещения

Количество необходимого воздуха на 1 учащегося, м3

Возможные принятые системы вентиляции

Помещения для занятий, связанных с малыми мышечными нагрузками (без выделения вредных химических агентов, пыли)

± 16

1 . Естественный организованный приток по специальным каналам. Естественная канальная вытяжка.

2 . Общеобменная механическая вентиляция.

3 . Приточная вентиляция в системе воздушного отопления. Вытяжка - естественная через рекреации

Помещения для занятий, связанных с малыми мышечными нагрузками и с выделением пыли или вредных химических веществ (мастерские по обработке металла, дерева, с крупным станочным оборудованием , к ружки технического моделирования, кинофотолаборатория)

+ 20 - 30

- по расчету местная вытяжка от источников загрязнения

1 . Естественная вентиляция с подачей и удалением воздуха по специальным каналам. Местная вытяжная вентиляция со встроенными отсосами, вытяжными шкафами и зонтами.

2 . Общеобменная механическая вентиляция в сочетании с местной вытяжной вентиляцие й. При любом варианте вытяжка должна превышать приток

Актовый зал - лекционная аудитория, помещения для кружков хора, музыкальных, и др.

±20

1 . Естественная вентиляция с подачей и удалением воздуха по специальным каналам.

2. О бщеобменная механическая вентиляция

Помещения для занятий с повышенной двигательной активностью (залы спортивные, для занятий бальными танцами, хореографией; бассейны)

+ 70 - 80

1. Общеобменная механическая вентиляция.

2 . Естественная вентиляция с подачей и удалением воздуха по специальным каналам

Библиотеки (читальные залы, абонемент)

±20

1. Общеобменная вентиляция.

2 . Механический приток. Вытяжка - естественная, канальная

Другие помещения (не перечисленные выше)

Система вентиляции принимается в соответствии с технологическими требованиями

Приложение 7

(справочное)

Выдержка из приказа Минобразования

России от 03 .05 .00 № 1276

«О государственной аккредитации

образовательных учреждений

дополнительного образования детей»

Перечень видов образовательных учреждений дополнительного образования детей

1 . Дворец - образовательное учреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительные образовательные программы не менее семи направленностей.

2 . Центр (дом) - образовательное учреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительные образовательные программы не менее четырех направленностей.

3 . Станция - образовательное учреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительные образовательные программы одной из направленностей.

4 . Школа - образовательное учреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительные образовательные программы одной из направленностей, рассчитанные на три и более лет и имеющие своей целью общую подготовку и профессиональную ориентацию в избранной области.

5 . Детская студия - образовательное учреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительные образовательные программы художественной направленности и имеющие постоянный детский творческий коллектив.

6 . Клуб - образовательное учреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительные образовательные программы одной из направленностей на основах клубной деятельности.

7 . Детский оздоровительно-образовательный лагерь - образовательное учреждение дополнительного образования детей, реализующее дополнительные образовательные программы не менее двух направленностей в условиях отдыха и оздоровления детей.

Библиографические данные

1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 -ФЗ от 30 .03 .99 .

2 . Федеральный закон «Об образовании».

3 . Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134 -Ф З от 08 .08 .01.

4 . Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 554 от 24 .07 .00 .

5 . Приказ Минздрава РФ «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и медицинских регламентах допуска к профессии», № 90 от 14 .03 .96 .

6 . Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16 июля 2002 г. № 2715 /227 /166 /19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».

7 . ГОСТ 19301.1- 19301.3-94 «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры».

8 . СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

9 . СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

10 . СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

11 . СанПиН 2.1.2.729-99 «Полимерные и полимеросодержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности».

12 . СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества».

13 . СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

14 . СанПиН 2 .3 .2.1078-01 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов».

15 . СанПиН 3 .5 .2 .541-96 «Требования к организации и проведению мероприятий по уничтожению бытовых насекомых и комаров подвальных помещений».

16 . СП 3.1 .3 .2 .558-96 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний».

17 . СанПиН 2.2.1./2.1.1.1031-01 «Санитарно-защитны е зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

18 . СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

19 . СП 3.1.1 .1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций».

20 . МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест».

21 . Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Утверждено постановлением Правительства РФ от 22 .02 .97 № 212 .

22 . СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

23 . СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков».

24 . СанПиН 42-125-4270-87 «Устройство, содержание и организация работы лагерей труда и отдыха».

25 . СП 2 .4 .4 .969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в детских оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

26 . ГОСТ 11015-93 «Ученические столы».

27 . ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические».

28 . Санитарные правила устройства и содержания мест занятий физической культурой и спортом. Утверждены 30.12 .76 № 1576-76 .

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Гост 19034 82 Гост р 12 2 143 2009 Гост р 21 1101 2009 Гост р 6 30 2003 Инструкция и 1 13 07 Маршрутная карта Общий журнал работ пример заполнения Размеры дорожных знаков Размеры под ключ гост Расчет теплопотерь здания Расчет экономической эффективности Снип гаражи Состав рабочей документации Технологическая карта Условные обозначения