герб

ГОСТы

флаг

СП 11-113-2002 Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений

Приложение

к приказу МЧС России

от 23.07.02357

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

ПОРЯДОК
УЧЕТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХОДАТАЙСТВА О НАМЕРЕНИЯХ
ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВО
И ОБОСНОВАНИЙ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО
ПРЕДПРИЯТИЙ
, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

СП 11-113-2002

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
(МЧС РОССИИ)

Москва

2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Центральный научно-исследовательский и проект но-экспериментальны й институт п ромышленных зданий и сооружений» (АО «Ц НИИпромзданий» ), Государственной экспертизой проектов МЧС России, Государственным предприятием «Ц ЕНТРИНВЕСТпроект» Госстроя России, (ГП «Ц ЕНТРИНВЕСТпроект» ), Обществом с ограниченной ответственностью «Инженерный консалтинговый центр « Промтехбезопасность» (ООО «ИКЦ «Промтехбезопасность» )

2 ВНЕСЕН Департаментом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Департаментом гражданской защиты МЧС России

3 ОДОБРЕН Госстроем России (письмо от 22 марта 2002 г № ЛБ-1446 /3 )

4 ПРИНЯТ приказом МЧС России от «23» 07 2002 г. № 357 и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 01 августа 2002 г.

5 РАЗРАБОТАН ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . 2

1 область применения . 2

2 нормативные ссылки . 3

3 общие положения . 3

4 основные исходные данные и требования для учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций в строительство . 4

5 инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, учитываемые в ходатайстве о намерениях . 4

6 инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, учитываемые в обоснованиях инвестиций . 6

7 согласование и государственная экспертиза инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций, учтенных в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций . 8

Приложение а Основные термины и определения . 9

Приложение б Перечень основных руководящих, нормативных и методических документов, рекомендуемых для использования при разработке решений по инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций . 10

Приложение в Примерный перечень сведений направляемых в орган управления по делам го и чс для получения от него исходных данных и требований по учету инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуации в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций . 14

Приложение г Примерный перечень исходных данных и требований для учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций . 15

Приложение д Критерии для зонирования территории по степени опасности чрезвычайных ситуаций . 15

ВВЕДЕНИЕ

Учет инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайст в а о намерениях инвестирования и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений предусма тривается в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», Типового положения по разработке и составу ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений и СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительств о предприятий, зданий и сооружений» .

Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и п реду преждения чрез вычайных ситуаций охватывает круг вопросов по гра жданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и т ехногенно го характера, рассматриваемых на этапе составления предпроект ной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.

Порядок разработан авторским коллективом в составе Ю.В. Алешин , М.В. Петров, В.А. Совко, Ю.Т. Комаров (Государственная экспертиза проектов МЧС России), А.Г. Беляев (АО « ЦНИИпромзданий» ), Н.Н. Павлов, В.И . Пулико (ГП « ЦЕНТРИНВЕСТпроект» ), С.П. Земцов, С.В . Стрелко (ООО «ИКЦ «Промтехбезопасность» ).

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны
и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций
при соста
в лении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство
и обоснов аний инвести ций в строительство предприятий, зданий и сооружений

CODE PRACTICE

Procedure of consideration of e ngineering and t echnical measures
of civil defence and measures for prevention of emergencies
for drawing up of the petition about intentions of investment i n construction
and feasibility studies for construction of enterprises, buildings and structures

Дат а введения - 1 августа 2002 г.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий нормативный документ разъясняет:

порядок получения исходных данных и требований для учета инженерно-технических мероприятий (ИТМ) гражданской обороны (ГО) и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) при доставлении ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий , зданий и сооружений (далее - ходатайства о намерениях) и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (далее - обоснований инвестиций);

требования к составу и содержанию сведений об ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций;

порядок проведения экспертизы решений по ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций.

Документ предназначен для применения заказчиками (инвесторами )1, проектировщиками, органами, специально уполномоченными решать задачи ГО, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуп рав ления (далее - органами управления по делам ГО и ЧС), и иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса.

1 Далее – заказчик.

1 .2 Разработка ИТМ ГОЧС в составе проектной документации (проектах строительства, рабочих проектах и рабочей документации) регламентируется отдельным нормативным документом ( СП 11-107-98).

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем Своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;

СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий»;

СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства»;

СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-техничес к ие мероприятия гражданско й обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства»;

ГОСТ Р 22.0.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» (с Изменением № 1 , введенным в действие 01 .01 .2001 г. постановлением Госстандарта России от 31 .05 .2000 г ., № 148 -ст);

ГОСТ Р 22.0.05 «Безоп а сность в чрезвычайных ситуациях . Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения»;

ГОСТ Р 22.0.10 «Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях»;

РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объекто в ».

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3 .1 Затраты на реализ ацию ИТМ ГОЧС должны быть учтены в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций и направ лены на обеспечение защиты населения и территорий и снижение материального ущерба от ЧС техногенного и природного характера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.

Термины и определения, используемые в настоящем документе, приведены в приложении А.

3 .2 Разработка ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций осуществляется при наличии у разработчика соответствующей лицензии, выдаваемой в установленном порядке.

3 .3 Для учета ИТМ ГОЧС необходимо руководствоваться действующим в Российской Федерации законодател ьством, строительными нормами и прав илами, государственными стандартами в области строительства, ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В ходатайстве о намерениях и обосно в ания х инв ест иций отступления от требований нормативных документов по проектирова нию ИТМ ГОЧС допускаются только при наличии разрешений организ аций, которые приняли и (или) ввели в действие эти документы.

3 .4 Для учета ИТМ ГОЧС при составлении ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций рекомендуется использовать руководящие, нормативные и методические документы, указанные в приложении Б.

3 .5 Решения по ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций представляются в виде текстовых и графических материалов, оформленных в соответствии с требованиями государственных стандартов системы проектной документации для строительства и настоящего Свода правил.

При разработке графических материалов следует учиты в ать требования ГОСТ Р 22 0 .10 .

Масштаб графических материалов выбирается в каждом конкретном случае, исходя из необходимости соблюдения действующих норм и правил и обеспечения полноты отображения информации.

3 .6 Ограничения на распространение сведений, касающихся ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 .7 До принятия местным органом исполнительной власти решения по ходатайству о намерениях, учтенные при его составлении ИТМ ГОЧС подлежат согласованию органом управления по делам ГО и ЧС*.

ИТМ ГОЧС, учтенные в обоснованиях инвестиций, подлежат государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО**.

* В соответствии с Типовым положением о п орядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласов ание документации на строительство, а также оплаты ук азанны х услуг (утверждено з аместителем Министра строительства Российской Федерации 06 .02 .96 , письмо Минстроя России от 13 .02 .96 № БЕ-19-4 /9 ).

** В соответствии с Положением о проведении государственной экс п ертиз ы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации (утверждено п остановлением Прав ительств а Российской Федерации от 27 .12 .2000 № 1008 ).

4 ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВО

4 .1 Заказчик ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций осуществляет сбор исходных данных и требований для учета ИТМ ГОЧС до составления (разработки) указанных документов. Для этой цели заказчик может привлекать на догов орной основе проектировщика.

4 .2 Органами управления по делам ГО и ЧС (в пределах их компетенции) по запросу заказчика выдаются исходные данные о состоянии потенциальной опасности территории, на которой намечается строительство, а также требования для учета ИТМ ГОЧС в п редпроект ной документации.

Примерный перечень н еобходимых сведений, которые заказчик должен направ ить в орган управления по делам ГО и ЧС для получения исходных данных и требований, приведен в приложении В.

4 .3 Основные исходные данные и требования для учета ИТМ ГОЧС включают:

категорию по ГО объекта, намечаемого к строительству (особой важности, первая, вторая, некатегорированн ы й), св едения о прекращении или перемещении в другое место деятельности объекта в военное время;

группу по ГО территории (особой важности, первая, вторая, третья), на которой предполагается разместить объект (для объектов на территориях, отнесенных к группам по ГО);

кате г ории и группы по ГО объектов и территорий, расположенных вблизи предполагаемого места строительства (если такие имеются);

перечень возможных источников ЧС техногенного характера на объекте, намечаемом к строительству, а также вблизи участка его предполагаемого размещения;

перечень возможных источников ЧС природного характера в районе предполагаемого строительства;

требования к защитным сооружениям ГО ( З С ГО);

требования по созданию систем оповещения ГО и локальных систем оповещения при авариях на потенциально опасных объектах;

требования по мерам предотвращения постороннего вмешательства в деятельность объекта, намечаемого к строительству;

дополнительные требован и я по обеспечению безопасности, которые должны быть учтены при разработке предпроект ной документации.

Примерный перечень исходных данных и требований для учета ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях и обоснованиях инвестиций, приведен в приложении Г.

5 ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ

5 .1 В ходатайстве о намерениях, разрабатываемом в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией, учитываются основные ИТМ ГОЧС, которые должны быть предусмотрены в дальнейшем при проектировании и строительств е предприятия, здания и сооружения.

Необходимый состав ИТМ ГОЧС определяется заказчиком в зависимости от характера объекта и территории.

5 .2 В текстовых материалах ходатайства о намерениях в части, касающейся учета ИТМ ГОЧС, приводятся:

а) исходные данные и требования для учета ИТМ ГОЧС, выданные органом управления по делам ГО и ЧС;

б) сведения о наличии лицензии на разработку ИТМ ГОЧС;

в) характеристика района , пункта, участка намечаемого строительства, согласно тех или иных зон опасности или загородной зоны, предусмотренных СНиП 2.01.51-90;

г) сведения о природно-климатических условиях района строительства в части, касающейся наличия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);

д) данные о продолжении функционирования предприятия, здания и сооружения в военное время, прекращении или переносе производства в з агородную зону, перепрофилировании предприятия в военное время на выпуск иной продукции;

е) сведения об отнесении объекта к кате г ории по ГО (особой важности, первой второй, н екатег орированны й);

ж) данные о персонале объекта и населении на прилегающей территории с указанием режима работы, сменности, примерной численности работников в наибольшую смену, наличию вблизи жилой з астройки и мест массового скопления людей;

з) ориентировочная численность наибольшей работающей смены военного времени, дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, отнесенных к группам по ГО, и объектов особой важности (для объектов, продолжающих работу в военное время);

и) краткое описание систем оповещения и управления ГО;

к) порядок организации светомаскировки в соответствии с требованиями СНиП 2.01.53-84;

л) данные о типе З С ГО, примерном количестве убежищ или противорадиационных укрытий и их вместимости (для объектов, на которых должно предусматриваться строительство З С ГО);

м) данные о необходимости соблюдения особых требований СНиП 2.01.51-90 для объектов: на которых используются, производятся и л и хранятся аварийно химически опасные вещества (АХОВ), взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся и горючие вещества; магистральных трубопроводов, гидротехнических сооружений, автомобильных дорог; объектов железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта, сельскохозяйственных объектов; предприятий по переработке и хранению продукции агропромышл енного производства; б ан ь, душевых предприятий; прачечных, фабрик химической чистки, а также постов мойки и уборки подвижного состава автотранспорта;

н) перечень основных опасностей, которые могут возникнуть на объекте строительства в случае аварий (как на самом объекте, так и на соседних потенциально опасных объектах) и стихийных бедствий, с указанием примерных объемов и основных характеристик производимых, хранящихся или транспортируемых опасных веществ, технологического оборудования, а также критериев, в соответствии с которыми объект строительства может быть отнесен к потенциально опасным (опасным производственным объектам);

о) сведения о необходимости декларирования безопасности (промышленной безопасности) намечаемого к строительству объекта;

п) результаты предварительной оценки риска ЧС техногенного и природного характера на территории намечаемого строительства предприятия, здания или сооружения, включая значения потенциального риска гибели человека из категорий эксплуатационного персонала и населения на п рилегающей территории, возможного материального ущерба от ЧС, а также вероятности (ча стоты) возникновения локальной, местной, территориальной, региональной, федеральной и трансграничной ЧС;

р) перечень основных мероприятий, необходимых для исключения развития последствий аварий , обеспечения взры вопожаробезопасности, защиты территории, зданий и сооружений от опасных природных процессов;

с) сведения об обеспечении надежности функционирования систем электро-, тепло-, г азо-, водоснабжения и канализации;

т) данные о необходимости создания локальной системы оповещения в случае аварий на объекте, намечаемом к строительству (для химически, радиационно-опасных объектов и гидротехнических сооружений);

у) перечень основных мероприятий по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта;

ф) ориентировочная стоимость ИТМ ГОЧС, определяемая по аналогам и укрупненным показателям.

5 .3 Графические материалы по ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях разрабатываются в в иде ситуационного плана (планов), на котором нанесены:

а) предполагаемые площадки для размещения объекта строительства с указанием их размеров и экспликацией основных зданий и сооружений с краткой их характеристикой (назначение, размеры);

б) рядом расположенные объекты , жилая застройка, транспортные коммуникации (отнесенные к категориям по ГО, попадающие в зону действия поражающих факторов при авариях на объекте строительства, способных при аварии оказать воздействие на объект строительств а);

в) границы зон во з можной оп асности и з агородной зоны, предусмотренны е СНиП 2.01.51-90;

г) границы санитарно - защитной, охранной и других зон ограничения деятельности;

д) зоны действия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);

е) зоны действия поражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на объекте строительства, а также потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях, которые могут воздействовать на участок намечаемого строительства;

ж) территории, отнесенные по степени опасности ЧС техногенного и природного характера к зонам неприемлемого риска, жесткого контроля и приемлемого риска в соответствии с критериями, приведенными в Приложении Д;

з) масштаб.

5 .4 Объем представ ляемых материалов по ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях должен обеспечивать возможность ориентировочной технико-экономической оценки этих мероприятий, необходимой для принятия решения органом исполнительной власти на возможное строительство намечаемого объекта.

6 ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧИТЫВАЕМЫЕ В ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ

6 .1 В обоснованиях инвестиций, раз рабатыв аемых в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией и/или решением органа исполнительной власти о возможности реализации намерений инвестирования в строительство предприятия, здания и сооружения, определяется рациональный состав ИТМ ГОЧС, которые должны быть предусмотрены при дальнейшем проектировании и строительстве.

6 .2 В текстовых материалах обоснований инвестиций в части, касающейся учета ИТМ ГОЧС, приводятся:

а) исходные данные и требо в ания для учета ИТМ ГОЧС, выданные органом управления по делам ГО и ЧС, а также требования, сформированные в результате рассмотрения ходатайства о намерениях;

б) сведения о наличии лицензии на ра з работку ИТМ ГОЧС;

в) анализ возможных вариантов размещения объекта строительства, с точки зрения попадания е г о в те или иные зоны опасности или в з агородную з ону, предусмотренные СНиП 2.01.51-90;

г) сведения о природно-климатических условиях района строительства в части, касающейся наличия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим);

д) данные о продолжении функционирования предприятия, здания и сооружения в военное время, прекращении или переносе производства в загородную зону, перепрофилировании предприятия в военное время на выпуск иной продукции;

е) сведения об отнесении объекта к категории по ГО (особой важности, первой, второй, некатегорированн ы й);

ж) данные о персонале объекта и населении на прилегающей территории с указанием режима работы, сменности, примерной численности работников в наибольшую смену, наличии вблизи жилой застройки и мест массового скопления людей;

з) обоснование численности наибольшей работающей смены военного времени, дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность территорий, отнесенных к группам по ГО, и объектов особой важности (для объектов, продолжающих работу в военное в ремя);

и) принципиальные технические решения по организации систем оповещения и управления ГО;

к) сведения об организации беза в арийной остановки технологических процессов;

л) принципиальные решения по обеспечению светомаскиро в ки в соответствии с требованиями СНиП 2.01.53-84;

м) обоснование типа З С ГО, количества убежищ или противорадиационных укрытий, их вместимости и мест размещения (для объектов, на которых должно предусматриваться строительство З С ГО);

н) принципиальные решения по соблюдению особых требований СНиП 2.01.51-90 для объектов: на которых используются, производятся или хранятся аварийно химически опасные вещества (АХОВ), взрывчатые вещества и материалы, легковоспламеняющиеся и горючие вещества; магистральных трубопроводов; гидротехнических сооружений; автомобильных дорог; объекто в железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта; сельскохозяйственных объектов; предприятий по переработке и хранению продукции агропромышленного производства; бань, душевых предприятий; прачечных, фабрик химической чистки, а также постов мойки и уборки подвижного состава автотранспорта;

о) перечень опасностей, которые могут возникнуть на объекте строительства в слу ч ае аварий (как на самом объекте, так и на соседних потенциально опасных объектах) и стихийных бедствий, с указанием объемов и характеристик прои зводи мы х, хранящихся или тран спор тируемых опасных веществ, основн ого те хноло гического оборудования, а также перечень опасных произв одственных объ ектов;

п) сведения о необходимости декларирования безопасности (промышленной безопасности) объекта строительства;

р) оценка риска ЧС техногенного и природного характера по всем вариантам технологических решений и мест размещения предприятия , здания и сооружения, включая определение значений индивидуального и коллективного риска гибели людей из категорий эксплуатационного персонала и населения на прилегающей территории, величин возможного материального ущерба от ЧС, а также вероятностей (частот) возникновения локальной, местной, территориальной, региональной, федеральной и трансграничной ЧС;

с) принципиальные технические решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению выбросов опасных веществ, локали з ации последствий аварий, обеспечению взры вопо жаробезопасности, защите территории, зданий и сооружений от опасных природных процессов;

т) данные о системах: контроля радиационной и химической обстановки; обнаружения взрывоопасных концентраций;

у) сведения об обеспечении надежности функционирования систем электро - , тепло-, газо- , водоснабжения и канализации (для всех вариантов технологических решений и мест размещения объекта строительства);

ф) принципиальные решения по защите источнико в водоснабжения от радиоактивных и отравляющих веществ;

х) обоснование зоны дейст в ия локальной системы оповещения в случае аварий на объекте строительства (для химически, радиационно-опасных объектов и гидротехнических сооружений) и св едения об организации системы оповещения его работников в случае аварий на соседних объектах;

ц) данные о количестве и возможных местах размещения резервов материальных средств для ликвидации ЧС;

ч) сведения об обеспечении противоаварийной устойчивости пункта управления (для потенциально опасных объектов);

ш) перечень мер по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта;

щ) основные финансовые затраты на реализацию ИТМ ГОЧС, определяемые по каждому из вариантов технологических решений и мест размещения объекта строительства предприятия , здания или сооружения (могут определяться по аналогам, укрупненным показателям, а также прогнозным и экспертным оценкам).

6 .3 Графические материалы по ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций разрабатываются в следующем составе:

1. Ситуационный план (планы), на котором наносятся:

а) предлагаемая площадка (площадки) для размещения объекта строительства, а также инженерные сети и коммуникации, к которым он будет присоединяться;

б) рядом р а сположенные объекты, жилая застройка, транспортные коммуникации (отнесенные к категориям по ГО, попадающие в зону действия поражающих факторов при авариях на объекте строительства, способные при аварии оказать воздействие на объект строительства);

в) границы зон возможной опасности и загородной зоны согласно СНиП 2.01.51-90;

г) границы санитарно-защитной, охранной и других зон ограничения деятельности;

д) зоны действия природных процессов, отнесенных в соответствии со СНиП 22-01-95 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим),

е) зоны действия поражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на объекте строительства, а также на соседних потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях (если они могут достигать участка намечаемого строительства);

ж) территории, отнесенные по степени опасности ЧС техногенного и природного характера к зонам неприемлемого риска, жесткого контроля и приемлемого риска в соответствии с критериями, приведенными в Приложении Д;

з) масштаб.

2 . Генеральный план (планы), на котором показываются:

а) основные здания и сооружения с краткой их характеристикой (назначение, размеры, э тажность, очередность застройки);

б) инженерные сети и коммуникации , места присоединения их к зданиям и сооружениям;

в) границы зон возможных завалов согласно СНиП 2.01.51-90;

г) места размещения и вместимость ЗС ГО (сооружений двойного назначе н ия) и пункта управления ГО в одном из них (для объектов, на которых предусматривается строительство ЗС ГО);

д) зоны действия поражающих факторов при авариях на объекте строительства;

е) места размещения пунктов управления (операторных, щитов управления);

ж ) у частки территории, отнесенные по степени опасности ЧС техногенного и природного характера к зонам неприемлемого риска, жесткого контроля и приемлемого риска в соответствии с критериями, приведенными в Приложении Д;

з ) масштаб.

6 .4 Объем и содержание материалов по ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций должны обеспечивать возможность технико-экономического сравнения этих мероприятий при выборе мест строительства, технологий и оборудования, обеспечении защиты населения и территорий, снижении материального ущерба от ЧС техногенного и природного характера и от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.

7 СОГЛАСОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, УЧТЕННЫХ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ

7 .1 Согласование учтенных в ходатайстве о намерениях ИТМ ГОЧС осуществляется органом управления по делам ГО и ЧС при местном органе исполнительной власти, принимающем решение по ходатайству о намерениях.

Порядок рассмотрения и согласования ходатайства о намерениях должен соответствовать требованиям установленного порядка выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг.

7 .2 Государственная экспертиза ИТМ ГОЧС, учтенных в обоснованиях инвестиций, проводится экспертными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - Государственной э кспертизой проектов МЧС России и экспертными комиссиями или эксп ертными организациями при органах управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения экспертизы обоснований инвестиций должен соответствовать требов а ниям установленного в Российской Федерации порядка проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроект ной и проектной документации, а также положения о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между МЧС России и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).

7 .3 Государственная экспертиза проекто в МЧС России проводит экспертизу ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций, которые подлежат рассмотрению Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России (Главг осэкспертиза России).

7 .4 Экспертные к омиссии или экспертные организации при органах управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации проводят экспертизу ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций, которые подлежат рассмотрению организациями государстве нной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации.

7 .5 На рассмотрение и согласование решений по ИТМ ГОЧС, содержащихся в ходатайстве о намерениях, представ ляется полностью укомплектованная и оформленная документация в следующем составе:

исходные данные и требования, выданные органом управления по делам ГО и ЧС для учета ИТМ ГОЧС в ходатайстве о намерениях;

текстовые и графические материалы ходатайства о намерениях, содержащие сведения об ИТМ ГОЧС в соответствии с требованиями настоящего Свода правил.

7 .6 На экспертизу ИТМ ГОЧС, содержащихся в обоснованиях инвестиций, представляется полностью укомплектованная и оформленная документация в следующем состав е:

исходные данные и требования, выданные органом управления по делам ГО и ЧС для учета ИТМ ГОЧС в обоснованиях инвестиций;

текстовые и графические материалы обоснований инвестиций, содержащие сведения об ИТМ ГОЧС в соответствии с требованиями настоящего Свода правил.

При необходимости представляются и другие материалы обоснований инвестиций , связанные с вопросами обеспечения безопасности объекта строительства, защиты населения и территорий.

Приложение А
(обязательное)

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разруш е нию зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде (по ГОСТ Р 22.0.05).

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (по Федеральному закону «О гражданской обороне»).

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).

Защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (по ГОСТ Р 22.0.02).

Индивидуальный риск - частота поражения отдельного человека в результате воздействия исследуемых факторов опасности (по РД 03-418 01 ).

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ИТ М ГОЧС) - совокупность реализуемых при строительстве проектных решений, напра в ленных на обеспечение защиты населения и территорий и снижение материального ущерба от ЧС техногенного и природного характера, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при диверсиях и террористических актах.

Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате че г о произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (по ГОСТ Р 22.0.02).

Коллективный риск - ожидаемое количество пораженных в результате возможных аварий за определенный период времени (по РД 03-418-01).

Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникно в ении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижен ие раз меров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них поражающих факторов (по ГОСТ Р 22.0.02).

Опасность в чрезвычайной ситуации - состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население , объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).

Пот е нциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзр ы воопасны е, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02).

Потенциальный риск (или потенциальный т е рриториальный риск) - частота реализации поражающих факторов опасности в рассматриваемой точке территории (по РД 03-418-01).

Пр е дупрежде ние чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (по ГОСТ Р 22.0.02).

Промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (по Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») .

Риск - сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события. Понятие риска всегда включает два элемента: частоту, с которой осуществляется опасное событие, и последствия этого события.

Сооружение двойного назначения - инженерное сооружение производственного, общественного , коммунально-бытового или транспортного назначения, приспособленное (запроектированное) для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий на потенциально опасных объектах, а также от воздействия современных средств поражения.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или по в лекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительне е материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Различают чрезвычайные с итуации по хара ктеру источника (природные , техн огенные, биолого-социа льны е и военные) и по масштабам (п o ГОСТ Р 22.0.02 ).

Приложение Б
(рекомендуемое)

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РУКОВОДЯЩИХ, НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РЕШЕНИЙ ПО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ МЕРОПРИЯТИЯМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ (ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ):

«Градостроительный Кодекс Российской Федерации» от 7 мая 1998 г . № 73 -ФЗ , (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 , № 19, ст. 2069 );

«О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28 -ФЗ , (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 , № 7 , ст. 799 );

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г . № 68 -ФЗ, (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 , № 35 , ст. 3648 );

«О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2646 -1 (Российская газета, 1992 , № 103 );

«О пожарной бе з опасности» от 21 декабря 1994 г . № 69 -ФЗ , (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 , № 35 , ст. 3649 );

«Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170 -ФЗ , (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 , № 48 , ст. 4552 );

«О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3 -ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 , № 3 , ст. 141 );

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116 -ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 , № 30, ст. 3588 );

«О безопасности гидротехнических сооружений» от 23 июля 1997 г . № 117 -ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 , № 30 , ст. 3589 ).

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 02 августа 1999 г. № 953 (Собрание за конодательства Российской Федерации, 1999 , № 32 , ст. 4042 ).

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА (СОВЕТА МИНИСТРОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чре з вычайных ситуаций» от 05 ноября 1995 г. № 1113 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 , № 46 , ст. 4459 );

«О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29 ноября 1999 г . № 1309 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 , № 48 , ст. 6000 );

«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» от 19 сентября 1998 г. № 1115 ;

«О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» от 01 марта 1993 г. № 178 ;

«О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпрое кт ной и проектной документации» от 27 декабря 2000 г . № 1008 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 , № 1, часть II , ст. 135 );

«О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области з ащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 24 марта 1997 г. № 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997 , № 13 , ст. 1545 );

«О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г . № 924 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 , № 33 , ст. 3998 );

«О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 25 декабря 1992 г . № 1008 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993 , № 5 , ст. 387 );

«О единой государственной а в томатизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» от 20 августа 1992 г. № 600 ;

«Вопросы строительства атомных станций на территории Российской Федерации» от 28 декабря 1992 г. № 1026 ;

«О мерах по обеспечению защиты персонала атомных станций и населения в случае возникновения радиационно-опасных аварий на этих станциях» от 23 октября 1989 г . № 882 ;

«Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» от 23 апреля 1994 г. № 359 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 , № 2 , ст. 94 );

«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13 сентября 1996 г . № 1094 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 , № 39 , ст. 4563 );

«О порядке создания и использования резер в ов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 10 ноября 1996 г . № 1340 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 , № 47 , ст. 5334 );

«Об утверждении Положения о водоохранных зонах в одных объектов и их прибрежных защитных полосах» от 23 ноября 1996 г. № 1404 (Собрание законодательств а Российской Федерации, 1996 , № 49 , ст. 5567 );

«О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов» от 2 февраля 1998 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 , № 6 , ст. 761 );

«Об утверждении Правил представления деклар а ции промышленной бе зопасности опасных производственных объектов» от 11 мая 1999 г . № 526 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 , № 20 , ст. 2445 );

«Об утверждении положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» от 06 ноября 1998 г. № 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 , № 46 , ст. 5698 );

«О неотложных мерах по предупр е ждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21 авгу ста 2000 г. № 613 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 , № 35 , ст. 3582 ).

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ:

«Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласование документации на строительство, а также оплаты указ а нных услуг». Минстрой России, 1996 г.;

«Типовое положение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений». Минстрой России, 1997 г.;

«Положение о разграничении функций по государственной экспертизе и ут в ерждению градостроительной, предпроект ной и проектной документации между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России). № МЧС России 1 -4 -29 /1 от 22 .06 .2001 г., № Госстроя России АШ-3440 /24 от 26 .06 .2001 г.;

«Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в системе МЧС России » . Приказ МЧС России от 31 .07 .2001 г . № 340 ;

«Положение о государственной э кспертизе проектов МЧС России». Приказ МЧС России от 10 .07 .2001 г . № 309 ;

«Положение о системах оповещения гражданской обороны». Приказ МЧС России, Госкомсвязи России и ВГТРК от 07 .12 .1998 г. № 701 /212 /803 ;

«Положение о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней». Постановление Госгортехнадзора России от 07 .09 .1999 г . № 66 ;

Изменение № 1 к «Положению о порядке оформления декларации промышленной безопасности и перечне сведений, содержащихся в ней». Постановление Госгортехнадзора России от 27 .10 .2000 г. № 62 ;

НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ:

СП 11-101-95 «Порядок разработки , согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений»;

ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования»;

ГОСТ 12.1.010 «Взр ы вобезопаснос ть. Общие требования»;

ГОСТ Р 23 .0 .01 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения»;

ГОСТ Р 22.0.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий» (с Изменением № 1 , введенным в действие 01 .01 .2001 г. постановлением Госстандарта России от 31 .05 .2000 г. № 148 -ст);

ГОСТ Р 22.0.05 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чре з вычайные ситуации. Термины и определения»;

ГОСТ Р 22.0.06 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы»;

ГОСТ Р 22.0.07 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрез в ычайных ситуаций»;

ГОСТ Р 22.3.03 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения»;

ГОСТ 12.1.033 «ССБТ Пожарная безопасность. Термины и определения»;

СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»;

«Рекомендации по проектированию запасных пунктов управления»;

СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны»;

ВСН ИТМ ГО АС- 90 «Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны на атомных станциях»;

СН 148-76 «Инструкция по проектированию приспособления и использования метрополитенов для защиты и перевозки населения в военное время»;

ВСН ВК 4 -90 «Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях»;

СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хо з яйства»;

СНиП 2.01.54-84 «Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках»;

СНиП 2.01.55-85 «Объекты народного хозяйства в подземных горных выработках»;

СНиП 2.01.57-85 «Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта»;

ПНАЭ Г- 03 -33 -93 «Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности»;

ПНАЭ Г- 05 -035 -94 «Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на ядерно- и радиационно опасные объекты»;

СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

СНиП 22-01-95 «Геофизика опасных природных воздействий»;

СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и под т опления»;

СНи П 2 .01 .1 .5 -90 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опа сных геологических процессов. Основные п оло жения проектирования»;

СНиП 2.07.01-89* «Гр а достроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;

СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах»;

СНиП 2.01.01-82 «Строительная климатология и геофизика»;

СНиП 2.01.09-91 «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и про с адочны х грунтах»;

СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основны е положения»;

СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»;

СНиП 2.05.13-90 «Нефтепроду кт опроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов»;

СНиП 2.06.01-86 «Гидротехнические сооружения. Основные по л ожения проектирования»;

СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»;

ОНД-86 «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий»;

СанПиН 2.2.1/ 2 .1 .1 .1031 -01 «Санитарно-защитны е зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов »;

НПБ 105-95 «Определение категорий п омещений и зданий по взры вопожарной и пожарной опасности»;

НПБ 107-97 «Определение категорий наружных установок по пожарной опасности»;

ПБ 09-170-97 «Общие правила взр ы вобезоп асности для в зры вопожарооп асны х химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;

ПБ 13-01-92 «Единые правила безопасности при взрывных работах»;

ПУЭ «Правила устройства электроустановок», 1986 ;

РД 34.21.122-87 «Инструкция по устройству молниезащит ы зданий и сооружений»;

ВСН ВОЗ- 83 «Инструкция по з ащите технологического оборудования от воздействия поражающих факторов ядерных взрывов »;

ПБ 09-322-99 «Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ:

РД 52 .04 .253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими и ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и на транспорте»;

Методическое пособие по прогнозированию и оценке химической обстановки в чрезвычайных ситуациях. - М.: ВНИИ ГОЧС, 1993 ;

Временная методика прогнозирования ради а ционной обстанов ки в случае запроектны х аварий, сопровождающихся выбросами в атмосферу и сбросами в водную среду радиоактивных веществ на объ ектах атомной энергетики - М .: В/ч 52609 , 1991 ;

Сборник методик по прот е зированию в озможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС (книги 1 и 2 ). - М.: МЧС России, 1994 ;

РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных произ в одственных объектов»;

РД 03-357-00 «Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах АК «Транснефть», 1999 ;

Отраслевое руководст в о по анализу и управлению риском, связанным с техногенным воздействием на человека и окружающую природную среду при сооружении и эксплуатации объектов добычи, транспорта, хранения и переработки углеводородного сырья с целью повышения их надежности и безопасности РАО «Газпром», 1966 ;

Manual of Industrial Hazard A s sessment Techniques Office of Environmental and Scientific Affairs The World Bank. Методика всемирного банка оценки опасности промышленных производств.

ПРИМЕЧАНИЕ - Кроме указанных в настоящем Перечне следует руководствоваться также другими федеральными, территориальными и производственно-отраслевыми нормативными документами, содержащими требо в ания по проектированию ИТМ ГОЧС, повышению безопасности объектов, эффектив ности защиты населения и территорий от ЧС техног енного, природного и военного характера.

Приложение В
(рекомендуемое)

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ НАПРАВЛЯЕМЫХ В ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ГО И ЧС ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОТ НЕГО ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И ТРЕБОВАНИЙ ПО УЧЕТУ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ

1 Полное наименование объекта.

2 Заказчик разработки ходатайства о намерениях или обоснования инвестиций (наименование организ ации и юридический адрес), разработчик ходатайства о намерениях или обоснования инвестиций (название организации юридический адрес, наличие лицензии на разработку ИТМ ГОЧС в проектной документации).

3 Предполагаемое место или варианты мест расположения объекта, намечаемого к строительству.

4 Намечаемые сроки строительства.

5 Технологические характеристики объекта: выпускаемая продукция, проектная мощность, наличие потенциально опасного технологического оборудования и материалов.

6 Предполагаемая категория по ГО, к которой может быть отнесен объект , сведения о возможности продолжения или прекращения ег о работы в военное время, переносе производства в загородную зону.

7 Ориентировочная численность работа ющих, в том числе продолжающих работать в военное время (наибольшей работающей смены, дежурного и линейного персонала, обеспечивающего жизнед еятельность объекта).

8 Наличие существующих ЗС ГО, их защитные свойств а, вместимость, размещение и характер использования в мирное время (при расширении, реконструкции и техническом перевооружении объектов).

9 Воз можность возникнов ения на намечаемом к строительству объекте ЧС, исходя из технологии работы в процессе эксплуатации и технического обслуживания агрегатов и коммуникаций, вывода объекта из эксплуатации (с указанием видов воздействия и поражающих факторов).

Приложение Г
(рекомендуемое)

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ УЧЕТА ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ХОДАТАЙСТВЕ О НАМЕРЕНИЯХ И ОБОСНОВАНИЯХ ИНВЕСТИЦИЙ

В состав исходных данных и требований, которые должны учиты в аться при составлении ходатайства о намерениях и обоснований инвестиций, следует включать:

категорию по ГО, к которой целесообразно отнести намечаемый к строительству объект;

данные об отнесенных к категориям по ГО организациях и отнесенных к группам по ГО территориях , рядом или в пределах которых будет располагаться намечаемый к строительств у объект;

наименования зон согласно перечню, приведенному в СНиП 2.01.51-90, в пределах которых находится намечаемые к строительст в у объект или трасса (участки трассы) сооружения;

ограничения на размещение строительства в зонах возможных разрушений, катастрофического затопления, возможного опасного радиоакти в ного заражения (загрязнения);

сведения о наличии ЗС ГО и их характеристиках на рядом расположенной территории организаций и населенных пунктов;

сведения о наблюдаемых в районе намечаемого строительства опасных природных процессах (землетрясениях, оползнях, селях, лавинах, абразии, переработке бере г ов, карсте, суффозии, просадочности пород, наводнениях, подтоплении, эрозии, ураганах, смерчах, цунами и др.), требующих превентивных защитных мер;

перечни и места расположения существующих и намечаемых к строительству потенциально опасных объектов, транспортных коммуникаций, при авариях на которых поражающие факторы могут оказать воздействие на объект предполагаемого строительства;

дополнительные сведения о в озможных опасностях, которые необходимо уч есть в предпроектн ой документации (существующие уровни техногенного и природного риска в районе предполагаемого строительства, наличие на соседних объектах деклараций безопасности и т.д.;

требования к типу, защитным свойствам, характеристикам систем жизнеобеспечения и гото в ности к приему укрываемых ЗС ГО;

требо в ания по созданию систем оповещ ения ГО, а также локальных систем оповещения химически, радиац ион но и гидродинамически опасных объектов;

требования по мерам предотвращения постороннего вмешательства в деятельность намечаемого к строительству объекта;

перечень нормативных д окументов по проектированию ИТМ ГОЧС или их пунктов, требования которых должны быть соблюдены при составлении ходатайства о намерениях ил и обоснований инвестиций;

требования по ограничению распространения сведений, отнесенных к государственной тайне;

наименование органа управления по делам ГО и ЧС, в который должно быть направлено ходатайств о о намерениях для рассмотрения и согласования;

наименование экспертного органа МЧС России, в который должны быть направлены обоснования инвестиций на экспертизу.

Перечисленные исходные данные и требования по запросу заказчика.

При отсутствии исходных данных и требований для учета ИТМ ГОЧС в предпрое кт ной документации орган управления по делам ГО и ЧС письменно уведомля ет об этом заказчика.

Приложение Д
(рекомендуемое)

КРИТЕРИИ ДЛЯ ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Матрица для определения опасности территорий (зон) по критерию «частота реали з ации - социальный ущерб»

Матрица для определения опасности территорий (зон) по критерию «частота реализации - финансовый ущерб»

* М РОТ - минимальный размер оп латы труда, установленный за ко нода тельством Росс ийской Федерации.

Ключевые слова: инженерно - технические мероприятия, гражданская оборона предупреждение чрезвычайных ситуаций, строительство, ходатайство о намерениях обоснования инвестиций

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Входной контроль материалов Габарит приближения строений Гайка гост Гост 1759 0 87 Гост 8328 75 Мпбээ Ок 016 94 Правила оформления документов Пуэ Размеры спортивных площадок Снип 2 04 08 87 Средства защиты в электроустановках Схема подключения однофазного счетчика Ультрафиолетовые лампы для обеззараживания помещений Усадка песка при уплотнении