Решение 3-29/2007 Решение Санкт-Петербургского Городского суда от 30.03.2007 г. по делу № 3-29/2007 о признании недействующим распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 30.06.2003 N 1551-ра "Об утверждении территориальных строительных норм Санкт-Петербурга "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите", территориальных строительных норм "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите"
РЕШЕНР?Р• РЎРђРќРљРў-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА РћРў 30.03.2007 РџРћ ДЕЛУ N 3-29/2007 Рћ РџР Р?Р—РќРђРќР?Р? НЕДЕЙСТВУЮЩР?РњР? РАСПОРЯЖЕНР?РЇ АДМР?РќР?РЎРўР РђР¦Р?Р? РЎРђРќРљРў-ПЕТЕРБУРГА РћРў 30.06.2003 в„– 1551-Р Рђ "РћР‘ УТВЕРЖДЕНР?Р? ТЕРРР?РўРћР Р?АЛЬНЫХ РЎРўР РћР?ТЕЛЬНЫХ РќРћР Рњ РЎРђРќРљРў-ПЕТЕРБУРГА " РНЕРГЕТР?ЧЕСКАЯ эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите"
РЎРђРќРљРў-ПЕТЕРБУРГСКР?Р™ ГОРОДСКОЙ РЎРЈР”
РЕШЕНР?Р•
от 30 марта 2007 г. N 3-29/2007
Р?менем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
30 марта 2007 РіРѕРґР° Санкт-Петербургский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ РІ составе СЃСѓРґСЊРё Масоловой РЎ.Рќ., СЃ участием РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Черновол Р?.Р’., РїСЂРё секретаре Птоховой Р—.Р®. рассмотрел РІ открытом судебном заседании дело РїРѕ заявлению заместителя РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Санкт-Петербурга Рѕ признании недействующими распоряжения Администрации Санкт-Петербурга РѕС‚ 30.06.2003 N 1551-СЂР° "РћР± утверждении территориальных строительных РЅРѕСЂРј Санкт-Петербурга "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите", территориальных строительных РЅРѕСЂРј "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" ( РўРЎРќ 23-340-2003 Санкт-Петербург), установил:
Заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Санкт-Петербурга обратился РІ Санкт-Петербургский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ СЃ заявлением Рѕ признании недействующими СЃ 30.12.2004 - СЃРѕ РґРЅСЏ введения РІ действие Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации распоряжения Администрации Санкт-Петербурга РѕС‚ 30.06.2003 N 1551-СЂР° "РћР± утверждении территориальных строительных РЅРѕСЂРј Санкт-Петербурга "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" (Р».Рґ. 18) Рё территориальных строительных РЅРѕСЂРј "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" ( РўРЎРќ 23-340-2003 Санкт-Петербург) (далее - РўРЎРќ РЎРџР±) (Р».Рґ. 72-107), ссылаясь РЅР° то, что оспариваемое распоряжение Рё утвержденные РёРј РўРЎРќ РЎРџР± противоречат действующему федеральному законодательству (Р».Рґ. 132-134).
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Суд, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как пояснил представитель Правительства Санкт-Петербурга, оспариваемое распоряжение было издано в соответствии с полномочиями, предоставленными Градостроительным кодексом Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, статьей 37 и пунктом 2 статьи 47 Устава Санкт-Петербурга, в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого распоряжения.
Нормами части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 07.05.1998 N 73-ФЗ) предусматривалось, что субъекты Российской Федерации в соответствии с федеральными градостроительными нормативами и правилами разрабатывают градостроительные нормативы и правила субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных и иных особенностей субъектов Российской Федерации.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга не оспаривает, что на сегодняшний день порядок правового регулирования градостроительной деятельности изменен.
Согласно части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенного в действие в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 191-ФЗ (в редакции от 31.12.2005), законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 указанного Кодекса к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено лишь утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования.
Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке градостроительных норм и правил действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
Рта РЅРѕСЂРјР° закреплена РІ статьях 1, 4 Закона Санкт-Петербурга РѕС‚ 30.12.2003 N 778-116 (РІ редакции РѕС‚ 20.02.2006) "РћР± основах регулирования градостроительной деятельности РІ Санкт-Петербурге".
Согласно положениям абзаца 1 введения ТСН СПб данные правовые нормы разработаны с целью обеспечения эффективного использования тепловой энергии, расходуемой на отопление зданий, при обеспечении комфортных условий пребывания в них людей.
В силу абзаца 3 введения ТСН СПб территориальные строительные нормы преследуют цель проектирования с эффективным использованием энергии путем выявления суммарного эффекта энергоснабжения от использования архитектурных, строительных и инженерных решений, направленных на экономию энергетических ресурсов.
Аналогичные положения содержатся также в пункте 1.1 раздела 1, подпункте 4.1.1 пункта 4.1 раздела 4 ТСН СПб.
Кроме того, из подпункта 4.2.7 и пункта 4.2 раздела 4 ТСН СПб прямо следует, что в ТСН СПб установлены показатели энергоснабжения и энергетической эффективности здания.
Согласно Федеральному закону "Об энергосбережении" от 03.04.1996 N 28-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергоснабжения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.
При этом в соответствии с положениями статьи 1 этого закона под энергоснабжением понимается реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
В государственные стандарты на энергопотребляющую продукцию в соответствии со статьей 5 указанного выше Федерального закона включаются показатели ее энергоэффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ТСН СПб представляют собой стандарты (нормативные документы) по проектированию и строительству.
В силу пункта "р" статьи 71 Конституции Российской Федерации стандарты (в том числе строительные нормы и правила) отнесены к ведению Российской Федерации.
Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 78 Конституции Российской Федерации субъекты Российской Федерации могут заниматься таким правотворчеством, но при условии, что федеральные органы исполнительной власти передали им по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с положениями статьи 2 ФЗ "Об энергосбережении" законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче органам государственной власти Санкт-Петербурга полномочий по установлению стандартов в области энергопотребления и теплозащиты жилых и общественных зданий, о предоставлении субъекту Российской Федерации права принятия нормативных правовых актов в области энергосбережения не заключались.
Таким образом, единственными правомерными стандартами (нормативными документами) по проектированию и строительству в Российской Федерации являются ГОСТы и Строительные нормы и правила - СНиПы, утвержденные Госстроем России и действующие на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией России.
Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга о том, что заявитель в последнем заявлении (л.д. 132-134) одновременно изменил основания и предмет заявления, что не допускается частью 1 статьи 39 ГПК РФ, противоречат материалам дела.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга РІ судебном заседании подтвердил, что заявитель оспаривает распоряжение "РћР± утверждении территориальных строительных РЅРѕСЂРј Санкт-Петербурга "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий.
Нормативы по энергопотреблению и теплозащите" (л.д. 18).
Первоначально заявитель неправильно указывал орган государственной власти, его принявший (л.д. 2-4), что не является изменением предмета заявления.
Доводы представителя Правительства Санкт-Петербурга о том, что заявитель - заместитель прокурора Санкт-Петербурга не указал в заявлении, в чьих интересах предъявлено данное заявление, чем нарушены нормы процессуального права, суд также не может принять во внимание.
В соответствии с положениями статьи 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Рта РЅРѕСЂРјР° РЅРµ содержит обязанности для РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РѕР± указании РІ заявлении сведений Рѕ нарушении чьих-либо прав Рё законных интересов.
Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В силу статьи 1 этого закона органы прокуратуры - это единая система, осуществляющая от имени государства надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В связи с этим укрепление законности и защита государственных интересов признаны основной функцией органов прокуратуры. Согласно части 1 статьи 21 указанного выше закона предметом прокурорского надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых государственными органами и должностными лицами. На основании пункта 3 статьи 22 этого же закона обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов.
Таким образом, заявление о признании противоречащими федеральному законодательству оспариваемых распоряжения Администрации Санкт-Петербурга и ТСН СПб предъявлено прокурором в пределах предоставленной ему компетенции. Поскольку указанное дело относится к делам, возникающим из публичных правоотношений, заявление прокурора об оспаривании нормативного правового акта не должно содержать данных, конкретизирующих, чьи и какие права, свободы и законные интересы нарушаются этим актом или его частью.
С учетом даты принятия оспариваемого распоряжения и утверждения ТСН СПб, правовых последствий признания их недействующими суд считает возможным признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Р?СЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, руководствуясь СЃС‚. 194-198, 251, 253 ГПК Р Р¤, СЃСѓРґ решил:
Заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга удовлетворить.
Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга РѕС‚ 30.06.2003 N 1551-СЂР° "РћР± утверждении территориальных строительных РЅРѕСЂРј Санкт-Петербурга "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите", территориальные строительные РЅРѕСЂРјС‹ "Рнергетическая эффективность жилых Рё общественных зданий. Нормативы РїРѕ энергопотреблению Рё теплозащите" ( РўРЎРќ 23-340-2003 Санкт-Петербург) признать недействующими СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения РІ законную силу.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд Российской Федерации.