Рекомендации Рекомендации по проектированию специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением. Выпуск 1. Специальная общеобразовательная школа закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
М ОСКОМ АРХИТЕКТ УРА
РЕКОМЕНДАЦИИ
по
проектированию специальных
учебно-воспитательных
учреждений закрытого типа
для детей и подростков
с девиантн ым поведением
Выпуск 1
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ
С Д ЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ: ГУП М НИИП « Мосп роект -4» (архитекторы Любомуд ров а К. И., К ряж ев ски х М. А., инженер Тихомирова И. Б.).
2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомарх ит ект уры (архитектор Шал ов Л. А., инженер Щипанов Ю . Б.).
3. СОГЛАСОВАНЫ: Московским комитетом образования, Москомарх и текту рой, ГУВД г. Москвы.
4. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием Москомарх и текту ры от 25.09.02 № 60.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . 1 1. Область применения . 1 2. Нормативные ссылки . 2 3. Общие положения . 2 4. Требования к размещению, участку и территории . 3 5. Требования к архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию .. 4 Приложения . 17 |
ВВЕДЕНИЕ
Специальная общеобразовательная школа за к рыт ого типа для детей и подростков с девиан тны м поведением (далее ЗОШ) является самостоятельным типом общеобразовательного учреждения с принудительным пребыванием детей и подростков с криминальной девиант ност ью. Эта школа создает оптимальные условия для реабилита ции, воспитания, образования, оздоровления, социализации и профессиональной ориентации воспитанников.
Назначением ЗОШ является обеспечение психологической , медицинской и социальной реабилитации детей и подростков, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также условий, необходимых для получения ими общего и начального профессиональн ого образования.
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие «Рекомендации» разработаны в развитие нормативных документов по проектированию и строи т ельству в г. Москве. Их положения распространяются на проектирован ие новых и реконструкц ию сущест вующих ЗОШ.
1.2. Настоящие «Рекомендации» устанавливаю т основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию ЗОШ.
1.3. Проектирование ЗОШ должно вестись в соответст в ии с положениями настоящих «Рекомендаций», а также т ребован иями н ормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории г. Москвы.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих Рекомендациях приведены ссылк и на следующие нормативно-методические документы:
2.1. СНиП 10.01-94. «Система нормативных документов в с т роительстве. Основные положения».
2.2. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».
2.3. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»
2.4. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство Планировка и застройка городских и сельских поселений ».
2.5. СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений».
2.6. СНиП 2.04.05-91 * «Отопление, вентиляция и кондицион иров ание воздуха».
2.7. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
2.8. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».
2.9. Са нП иН 2.4.2.782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений».
2.10. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к ин соляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий».
2. 11. СН 441-72* «Указания по проектированию ограждений пл ощ адок и участков предприятий, зданий и сооружений».
2.12. МГСН 4.06-96 «Общеобразовательные учреждения».
2.13. МГСН 4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
2.14. МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы».
2 .1 5. МГСН 4.12-97 «Лечебно-профилактические учреждения»
2.16. МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение».
2 .1 7. МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях».
2. 18 . МГСН 4.07-96 «Дошкольные учреждения».
2.19. « Рекомендации по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», М ., 2000 г.
2.20. « Рекомендации по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г. Москвы», М , 19 97 г.
2.21. « Проектирование бассейнов». Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 *, М., Ст ройиздат, 1991 г.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3 .1 . К основным видам деятельности, которые осуществляются в ЗОШ , относятся: образовательная деятельность, нач альное профессиональное образование, дополнитель ное образование, оздоровление воспитанников, педиатрическая и иная врачебная п омощь, психологическая и социально-педагогическая диагностика, психологическая коррекция, соблю дение режимных требований.
3.2. Основными задачами ЗОШ являются:
- оказание медико-социальной коррекционной помощи воспитанникам на основе индивидуальной диагностики;
- органи з ация образовате льной деятельности и комп енсирую щего обучения по общеобразовательным п рограммам (основным и дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников и их уровнем обу ченн ост и;
- организация развивающего досуга (культурное и эстетическое развитие, оздоровление и занятия спортом);
- организация мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения воспитанников;
- обеспечения проживания и питания несовершеннолетних.
3.3. В ЗОШ следует предусма т ривать специальные условия содержания воспитанников:
- охрана территории и материальных цен н остей;
- организация безопасных условий содержания воспитанников и работы персонала;
- временная изоляция воспитанников, исключение возможности самоволь н ого ухода с территории учреждения;
- круглосуточное наблюдение и контроль за поведением (в т.ч. во время их сна);
- проведение личного дос м отра воспитанников;
- проведение выборочного досмотра писем, посылок, почтовых сообщений и т.д .
3.4. Контингент воспитанников ЗО Ш сост авляют несовершеннолетние в возраст е от 11 до 18 , совершившие общественно опасные деяния, установленные Уголовным кодексом, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения и требующие специального педагогического подхода. К данному контингенту относятся лица, которые не подлежат уголовной ответственности в связи с недостижением соответствующего возраста и (или) вследствие отставания в психическом развитии, н е связанным с психическим расстройством; или осужденные и освобожденные судом от отбытия наказания в исправительной колонии. В этом случае по решению суда несовершеннолетний направляется в ЗОШ. Срок содержания воспитанника в учреждении определяется данным решением.
3.5. В ЗОШ воспитанники содержатся не более 3 лет.
3.6. Срок пребыв ания воспитанника в ЗОШ может быть сокращен или продлен психолого-медико-педагогической комиссией этого учреждения после проведения диагностики его личности.
3.7. ЗОШ, как правило, организуются отдельно для мальчиков и для д е вочек.
3.8. Воспитанники, выпущенные из учреждения, имеют право продолжать обучение в том образовательном учреждении, где они обучались ранее до пребывания в ЗОШ. Они принимаются в соответствующий класс на основании документов об их промежуточной аттестации в ЗОШ.
3.9. ЗОШ должна быть полностью рассчитана на использование внутренней инфраструктуры. Его воспитанники не могут посещать обычные общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения начальной профессиональной по д готов ки (УПК), культурно-массовые и спорт ивные, и т.п. Функции этих учреждений должны быть обеспечены в ЗОШ за счет соответственной расширенной номенклатуры помещений.
3 .10 . В соответствии с Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с д евиан тны м поведением (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 19 95 г. № 420) вместимость ЗОШ принимается не более 10 0 мест.
3 .11 . Состав и площади помещений ЗОШ должны оп ределяться в соответствии с Разделом 5 настоящих Рекомендаций и уточняются в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ
4 .1. ЗОШ следует размещать в периферийной зоне города, вне жилой застройки.
4.2. Здания ЗОШ следует размещать на обособленных земельных участках.
4.3. Площадь участка ЗОШ п ринимается из расчета 14 0-16 0 м2 на 1 воспитанника с учетом размещения на участке площадок и сооружен ий оздоровительного и досуговог о характера, обеспечивающих психолого-терапевтическую коррекцию.
4.4. В составе территории участка ЗОШ предусматриваются следующие зоны:
- учебная и общественная;
- прожива ни я;
- фи з культурно-оздоровительная;
- медици н ского изолятора;
- хозяйственная.
4.5. Размеры и состав зон участков в зависимости от объемно-планировочного решения уточняются в процессе проектирования с учетом положений настоящего раздела.
4.6. В зоне размещения функциональных блоков учебного и общественного назначения рекомендуется предусматривать мощеную площадку для массовых сборов вос п итанников из расчета 0,8 м2 на 1 воспитанника.
4.7. В зоне проживания рекомендуется предусматривать прогулочную территорию, оборудованную газонами, цветниками, навесами, качелями , скамейками для отдыха и т.п. Прогулочные площадки должны быть оборудованы специальным ограждением, по периметру ограждения не должны присутствовать посторонние предметы.
4 .8. В составе физкультурно-оздоровительной зоны рекомен дуется предусмат риват ь:
- баскетбольную и волейбольную площадки;
- гимнастическую площадку (15 × 16 м);
- комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков (60 × 40 м).
4.9. В связи с тем, что помимо оздоровительной функции, физкультурно-оздоровительный комплекс является базой для проведения пс и холог о-к оррекци онны х мероприятий, в его состав рекомендуется включать помимо перечисленных площадок также сооружения и площадки для нетрадиционных активных видов занятий (катание на роликах, скейтах и т.п.).
Состав и количество физкультурных площадок уточняется заданием на проектирование.
4 .1 0. Медицинский изолятор должен иметь самостоятельн ый выход на участок и подъездные пут и, обеспе чиваю щие возможность проезда специального медицинского транспорта для госпитализации заболевших.
4 .11. Хозяйственная зона должна размещат ься со стороны производственных помещений пищеблока. На ее территории доп ускается размещать гараж с мастерскими, навесы для инвентаря и оборудования, мусоросборники и т.п. Гараж рекомендуется проектировать на 3 машины (2 - служебные, 1 - учебная) и использовать как для хозяйственных нужд учреждения, так и для обучения автоделу воспитанников.
4.12. Земельный участок должен иметь глухое ограждение по всему периметру, высотой 4 м, без выступов с наружной и внутренней сторон, с периметральной охранной сигнализацией. По всему периметру ограждения следует устанавливать ряд скрытых т елекамер для внутреннего обозрения территории и наружного обозрения ограждения. Все телекамеры должны быть выведены на центральный пункт режимной службы.
4 .13 . Въезд и проход на территорию ЗОШ осуществляется через контрольно-пропускной пункт. Дежурный по КПП осуществляет пропускн ой режим на территорию. КПП оборудуется автоматически закрывающимися дверьми, турникетом для сотрудников и посетителей, решетками на окнах, сигнализацией с вых одом на центральный пульт дежурной части, телефонами оперативной связи.
4.14. Площадь озеленения т ерритории участка должна составлять 40 % от общей площади участка. В состав зеленой зоны входят газоны с низ корастущими декоративными растениями, кустарники (не выше 50 см), цветники и отдельно ст оящие лиственные деревья, размещаемые в центральной зоне участка. По периметру ограждения рекомендуется предусматривать полосу газона, шириной не менее 5 м.
4.1 5. Участок ЗОШ должен быть освещен в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 с постоянным освещением в вечернее и ночное время.
4 .1 6 Планировка участка должна обеспечивать подъезды с твердым покрытием к хозяйственной зоне, подъезды пожарных машин ко всем зданиям и блокам, а также объезды вокруг них в соответствии с СНиП 21-01-97*.
4.17. Для автомашин сотрудников ЗОШ следует предусматривать открытую стоянку в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99 за пределами ограждаемой территории.
5. ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ
Общие требования
5 .1. В состав ЗОШ входят следующие функциональные группы помещений:
- вестибюльная;
- п роживания;
- общего образования;
- начальной п рофессиональной подготовки и дополнительно го образования;
- лечебно-реабилитационная ( п сихолог о-коррекци онны е и медицинские помещения);
- к ульту рно-досуговая и физкультурно-оз доровительная;
- медицинского изолятора;
- пи т ания;
- административно-бытовая;
- хозяйственного обслуживания.
Архитектурно-планировочные решения ЗОШ должны учитывать требования функционального зо н ирования помещений с учетом осуществляемой в них деятельности.
Различные функциональные группы помещений, рассчи т анные на работу с детьми, помимо своих основных функций, должны обеспечивать также коррекционн о-реабилит аци онную функцию , чт о учитывается составом и площадями их помещений и должно быт ь отражено в архитектурно-планировочных решениях.
5.2. При проектировании помещений ЗОШ рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными в Приложе н иях. Рекомендуемые п лощади от дельных помещений в з ависимости от конкретных планировочных и конструктивных реше ний могут быт ь откорректированы (уменьш ены или увеличены) на 15 %.
5.3. Функциональные группы помещений могут размещаться либо в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных ота п ливаемыми переходами. В случае н епосредственного примыкания корпусов (блоков) должны предусматриваться пожарные отсеки площадью не более 5000 м2, разделяемые противопожарными стенами 1-го типа (в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97*), а из каждого пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее двух эвакуацион ных выходов, один из входов допускается предусматривать в соседний блок.
5.4. Учитывая специфику контингента ЗОШ, отдельные блоки помещений, непосредс т венно рассчитанные на пребывание воспитанников, следует проектировать непроходными, с возможностью их изоляции в течении су ток в зависимости от режима работы каждой группы помещений. Объединение различных групп помещений может осуществляться через общее коммуникационное пространство. В том случае, когда в одном блоке размещены различные группы помещений, их следует проектировать поэтажно, предусматривая возможность изоляции.
Общая фу н кционально-планировочная схема ЗОШ представлена на Рис. 1.
5.5. Здания ЗОШ не должны превышать 4 этажей.
Рис. 1. Схема функциональной структуры ЗОШ.
1. Вестибюльная группа помещений. 2. Поме щ ения проживания. 3. Поме щ ения питания. 4. Помещения общего образования. 5. Помещения досуго в ого и физкультурно- оздоровительного назначения: а - физ ку льтурно-оздоровительные, б - дос уг овы е; в - начальное профессиональное и дополнительное образование. 6. Лечебно-реабилитационные помещения. 7. Медицинский изоля т ор. 8. Административно-бытовые помещения.
Условные обозначения.
- Коммуникационное пространство
- Обязательные связи
- Необязательные связи
5.6. Объемно-пла н ировочная структура здания должна обеспечивать оптимальные условия осуществления протекающих в нем функциональных процессов, отражать специфику учреждения и обеспечивать соответствующие условия э ксплуатации и необходимую связь с участ ком.
5.7. Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м. Лестничные мар ш и и площадки должны иметь защитное ограждение на всю высоту.
Ширину дверей основных помещений следует принимать не менее 1 м.
Ширину коридоров в группах помещений административно-бытового, методического и хозяйственного назначения следует принимать не менее 1,4 м; а во всех группах помещений, рассчитанных на работу с детьми - не менее 2,2 м.
5.8. Коммуникационные помещения не должны иметь «карманов» и непросматриваемых зон.
5.9. На каждом этаже в коридорах и холлах следует размещать посты режимной службы. Посты режимной службы следует оборудовать средствами оперативной связи с директором ЗОШ и ответствен н ым дежурным по режиму. В местах массового скоплен ия воспита нн иков (вестибюле, холлах для развода, фойе при актовом зале и т.п.) следует предусматривать помещения режимной службы.
5 .10 . На входах в з дание следует предусматривать металлические двери.
5 .11 . Остекление наружных окон на всех этажах зданий следует производить с применением противоударных и тонированных стекол. Оконные запоры должны быть скрытыми и недоступными для воспитанников.
5 .1 2. Все окна и наружные двери следует оборудовать автоматической сигнализацией с выводом сигнала на центральный пункт режимной службы.
5 .13 . На входах в здание ЗОШ , а также в актовый и спортивный залы и бассейн следует устанавливать телекамеры наблюдения с выводом сигнала на центральный пункт режимной службы.
5 .1 4. Высота наземных этажей здания ЗОШ должна быть не менее 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Высота зрительного зала принимается не менее 3,6 м, высота спортзала - 6 м (до низа несущих конструкций).
5 .1 5. Внутренняя отделка помещений ЗОШ должна быть выполнена из материалов, разрешенных для применения органами Госсанэпидн адзора Минздрава РФ, допускающих влажную уборку, а также применение дезинфицирующих средств.
5 .1 6. Все помещения групп общего образован ия, начальной профессиональной п одготовки и дополнительного образования, лечебно-реабилитационных помещений, рассчитанные на пребывание детей, должны быть оборудованы умывальниками.
5 .1 7. Естественное, искусственное и совмещенное освещение в помещениях следует проектировать в соответствии с требованиями МГСН 2.06-99 .
5 .1 8. Рабочие места в учебных помещениях и помещениях начальной профессиональной подготовки должны иметь естественное освещение с К ЕО не менее 1,5 на поверхности столов и освещаться боковым с левой ст орон ы светом. Для организации мобильных форм (групповых и индивидуальных) ведения зан ятий необходимо предусматривать равномерное освещение по все й рабочей плоскости в помещ ени и за счет дополнительного верхнего света или дополнительного искусственного освещения в глубине помещения.
5 .1 9. Допускается не предусматривать естественного освещения:
- в зрительном зал е;
- в умывальных, душевых и уборных при спортивном зале , санитарн ых узлах для персонала, комнатах личной гигиены женщин;
- в радиоузле;
- в столовой для персонала;
- в кладовых инвентаря, комнатах хранения предметов уборки;
- в помещениях технических служб.
В зависимости от архитектурно-планировочного ре ш ения допускается проектировать с искусственным освещением санитарные узлы для детей и подростков (при соблюдении необходимой кратности обмена воздуха).
5.20. Санитарные узлы и туалетные комнаты в ЗОШ проектируются с учетом специфики работы каждого подразделения в соответствии с действующими нормативными документами: МГСН 4.15-98 , МГСН 4.06-96 .
В н утренн ий водопровод и канализацию следует проектировать в соот ветствии с СНиП 2.04.01-85*.
Учитывая специфику контингента воспитанников, размещение санитарных приборов осуществляется только в общих санитарных узлах в открытых кабинах. Санитарные приборы должны быть в а нт иванд ал ьном исполнении.
5.2 1. В комнатах хранения уборочного инвентаря следует предусматривать умывальник и слив.
5.22. Инсоляцию помещений, в которых находятся дети, следует предусматривать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.
5.23. Отопление и вентиляцию зданий следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91 *, МГСН 4.06-96 , МГСН 2.01-99. Отопительные приборы и тубы в спальных п омещениях следует предусмат ривать скрытыми в строительные кон ст рукции .
5.24. Энергоснабжение, электрооборудование, электрическое освещение здания и наружное освещение территории следует предусматривать в соответствии с требованиями МГСН 2.06-99 , МГСН 4.06-96, МГСН 2.01-99.
5.25. Проектирование здания должно осуществляться с учетом принципов максимального энергосбережения в соответствии с требованиями МГСН 2.01-99.
5.26. Здания следует проектирова т ь не менее II ст е пе ни огнестойкости в соответствии с СНиП 21-01-97*.
5.27. В зданиях должна быть предусмотрена автоматическая пожар н ая сигнализация в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84. Перечень помещений, в которых необходимо п ре дусматривать автоматическую п ожарную сигнализацию, следует определять в соответствии с МГСН 4.06-96 и МГСН 4.15-98. Сигнал о срабатывании системы АП С (автоматической пожарной сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным п ребыванием персонала.
5.28. На путях эвакуации из з дания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение, проектируемое в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97* и СНиП 23-05-95.
Вестибюльная гр у ппа помещений.
5.29. Рекомендуемый состав помещений в ести бюл ьно й группы ЗОШ приведен в таблице 5.1.
5.30. Вход воспитанников во все блоки различных групп помещений осуществляе т ся через вестибюльную группу.
5. 31. Помещение гардероба для воспитанников должно быть зонировано на изолированные секции для отдельных груп п, отделяемых сетчатыми перегородками как друг от друга, так и от гардероба в целом.
5.32. В составе оборудования гардероба для воспитанников рекомендуется предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с подогревом и вытяжкой, а также вешалки консольного типа.
5.33. Гардероб для верхней одежды персонала и посетителей рекомендуется предусматривать в отдельном помещении при вестибюле.
5.34. В состав вестибюльной группы рекомендуется включать комнату свиданий воспитанников с посетителями с остекленным п роемом в стене для организации наблюдения.
5.35. В состав вестибюльной группы следует включать пост сотруд н ика режимной службы с помещением отдыха.
5.36. Входы в вестибюль и служебные входы в здание следует оборудовать тамбурами.
Таблица 5 .1.
Рекомендуемые состав и площа д и помещений вестибюльной группы.
№№ п.п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечание |
|
На 1 место |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Вестибюль |
0,5 |
- |
С учетом численности п ерсонала и воз можность ю организац ии поста режимной службы |
2. |
Гар д ероб для верхней одежды воспитанников |
0 , 8 |
- |
|
3. |
Гардероб для верхней одежды персонала и посетителей |
0 , 1 |
- |
|
4. |
Комната свиданий с посетителями |
- |
12 |
|
5. |
Помещение сотрудника режимной службы |
- |
10 |
|
6. |
Санитарный узел с умывал ь ником в шлюзе |
- |
3 |
|
7. |
Комната хранения предметов уборки |
- |
4 |
|
Помеще н ия проживания.
5.37. Рекомендуемые состав и площади помещений проживания приведены в таблице 5.2.
5.38. Помещения проживания следует размещать в отдельных кор п усе или блоке, непосредственно примыкающих к блокам других груп п помещений или соединенным с ними теплым переходом.
5.39. Помещения проживания рекомендуется проектировать в виде изолированных секций, организованных по возрастному принципу, и состоящих из двух жилых групп на 9 воспитанников каждая.
5.40. Коли ч ество секций (на 18 воспитанников) определяется заданием на проектирование в зависимости от общего количества воспитанников ЗОШ .
5.41. В состав жилой секции входят:
- две жилые группы;
- комната дежурного воспитателя;
- санитарный узел персонала;
- бытовая комната;
- комната уборочного инвентаря.
5.42. В состав жилой группы входят:
- три спальные комнаты на 1 место;
- две спальные комнаты на 3 места;
- комната приготовления уроков;
- ком н ата тихого отдыха;
- санитарный узел;
- ду ш евая;
- комната хранения личных вещей воспитанников;
- гардероб для хранения одежды воспитанников.
5 .4 3. Входы в жилые группы и спальные комнаты проектируются с дверными проемами без дверного полотна для организации наблюдения за воспитанниками в ночное время. В п роеме входа в жилую группу организуется пост режимной службы.
5.44. Вход в жилую секцию оборудуется запирающейся дверью.
5.45. Функционально-планировочная схема помещений жилой секции представлена на Рис. 2.
5.46. В состав оборудования спальных комнат входят кровати и стулья в соответствии с количеством мест в комнате. Гардеробная оборудуется шкафами-купе с секциями по количеству воспитанников в жилой группе. Комната хранения личных вещей восп ит анников оборудуется ст еллажами с закрывающимися ячейками.
5.47. Рекомендуемый состав оборудования санитарного узла: 2 унитаза , огороженных экранами высотой не более 1 м, и 2 умывальника. Рекомендуемый состав оборудования душевой: душ (2 душевые сетки), умывальник, скамья для раздевания, вешалка для одежды. В учреждении для мальчиков в состав оборудования санит арного уз ла следует включать 2 писсуара. В учреждении для девочек - бидэ.
5.48. Оборудование комнаты тихого отдыха должно быть приспособлено к проведению групповых пс и холого-коррекционны х занятий.
5.49. Помещения для хранения чис т ого и грязного белья рекомендуется размещать поэтажно на 2-3 секции.
5.50. В блоке помещений проживат ь рекомендует ся организовывать кабинеты дежурных медсестер, размещая их поэтажно на 2-3 секции.
Рис. 2. Функционально-планировочная схема жилой секции
1. Комната приготов л ения уроков. 2. Санитарный узел. 3. Душевая. 4. Спальная комната на 3 места. 5. Спальная комната на 1 место. 6 . Гардеробная. 7. Комната тихого отдыха. 8. Комната хранения личных вещей. 9. Комната уборочного инвен т аря. 10. Санитарный узел персонала. 11. Комната дежурного воспитателя. 12. Бытовая комната. 13. Коммуникационное пространство. ● Пост режимной службы.
Таблица 5.2.
Рекомендуемые состав и площади помеще н ий проживан ия.
№№ п.п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
Жилая группа |
|||
1. |
Спальная на 3 мест (2 шт.) |
12 × 2 = 24 |
|
2. |
Спальная на 1 место (3 шт.) |
4 × 3 = 12 |
|
3. |
Комната приготовления уроков |
22 |
Приложение, Рис. П.1 . |
4. |
Комната тихого отдыха |
32 |
Приложе н ие, Ри с. П.2 . |
5. |
Санитарный узел для мальчиков |
5 |
|
6. |
Санитарный узел для девочек |
6 |
|
7. |
Душевая |
4 |
|
8. |
Комната для хранения личных вещей воспитанников |
4 |
|
9. |
Гардеробна я |
6 |
|
Жилая секция |
|||
1. |
Комната дежурного восп и тателя |
9 |
|
2. |
Санузел персонала |
4 |
В состав санузла входят: унитаз, умывальник, душ |
3. |
Бытовая комната |
6 |
|
4. |
Комната уборочного инвентаря |
4 |
|
Общие помещения на 2-3 жилые секции |
|||
1. |
Комната хранения грязного белья |
3 |
|
2. |
Комната хранения чистого белья |
4 |
|
Помещения общего образования.
5.51. Рекомендуемые состав и площа д и п омещений общего образования приведены в таблице 5.3.
5.52. Данная группа помещений обеспечивает проведение мероприятий , направленных на:
- обучение по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков, на уровне , предусмотренном законом «Об образовании»;
- психолого-педагогическую помощь в усвоении образовательных программ;
- образование воспитанников с отклонениями в развитии.
5.53. Наполняемость всех классов принимается в соответствии с «Рекомендациями по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» - 9 чел.
5.54. В составе груп п ы помещений общего образования предусмотрены неспециализированные классные помещения и специ али зированны е кабинеты: физики-химии, иностранного языка, биологии, компьютерный класс. Учебные помещения должны отвечать т ребования м активного ведения учебного урока с организацией как фронтальных, так групповых и индивидуальных форм обучен ия с ш ироким привлечением технических средств.
5.55. Учитывая специфику контингента воспитанников, неспециализиро в анные классные помещения следует проектировать с трехрядной расст ановкой одноместных парт. Количество неспециализированных классных помещений определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование в зависимост и от общей вместимости учреждения.
5.56. Учитывая специфику контингента воспитанников, в оборудование как специализированных, так и неспециализированных классных помещений не следует включать стелл а жи с пособиями. Хранение пособий сле дует предусматривать либо в лаборантских, либо в учительской.
5.57. В состав помещений общего обра з ования входит библиотека с книгохранилищем без читального зала.
5.58. В связи с комплектованием классов не по возрастному принципу (по которому комплектуются группы проживания), а по при н ципу обученн ости воспитанника, в состав группы помещений общего образования следует включать холл для развода учащихся. В холле следует предусмотреть место ожидания воспитателей. Рекомендуется проектировать данный холл на нижнем этаже блока помещений общего образования.
5.59. Проектирование санитарных узлов при учебных помещениях осуществляется в соответствии с МГСН 4.06-96 .
Таблица 5. 3.
Рекоме н дуемые состав и площади помещений общего образования.
№№ п./п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
|
На 1 учащегося |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Класс |
- |
36 |
Приложение, Рис. П.3 . |
2. |
Кабинет занятий физикой и химией с двумя лаборантскими |
- |
50 9 × 2 |
Приложение, Рис. П.4 . |
3. |
Кабинет биологии с лаборантской |
- |
50 14 |
|
4. |
Кабинет иностранного языка |
- |
40 |
|
5. |
Компьютерный класс |
- |
50 |
Приложение, Рис. П.5 . |
6. |
Библиотека: |
|
|
|
|
книгохранилище на 10 000 единиц хранен ия |
0 , 0035 на 1 ед. хранения |
35 |
Размещаются смежно |
|
- комната выдачи книг |
- |
10 |
|
7. |
Методический кабинет |
- |
24 |
|
8. |
Кабинет заведующего учебной частью |
- |
20 |
|
9. |
Учит ельск ая |
- |
36 |
|
10. |
Холл для развода воспитанников |
1,2 |
- |
|
11. |
Комната сотрудников режимной службы |
- |
10 |
|
12. |
Санитарный узел для учащихся с умывальниками в шлюзе |
- |
16 |
Размещаются по э тажно |
1 3. |
Санитарный узел персонала с умывальником в шлюзе |
- |
3 |
|
Помещения начальной профессиональной подготовки и доп о лн ительного образования.
5.60. Рекомендуемые состав и площади помещений начальной профессиональной подготовки и дополнительного образования приведены в таблице 5.4.
5 .6 1. Д анная группа помещений обеспечивает проведение мероприятий, направленных на:
- предоставление воспитанникам возможности получения начальной профессиональной подготовки аналогично учебно-производственным комплексам - УПК - для обычных об щ еобразовательных школ;
- трудовую терапию и привитие навыков к труду;
- формирование у воспитанников потреб н ости в групповом и межличностном общении;
- раскрытие врожде нн ых склонностей воспитанника, формирование его культурных интересов;
- осущест вл ение соци ал ьно-бытов ой адаптации, дающей навыки самостоятельного жизнеобеспечения.
5.62. Н аполняемость мастерских начальной профессиональной подгот овки и помещений дл я дополнительного образования принимается в соответствии с «Рекомендациями по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» - 9 чел.
5.63. Учитывая специфику контингента вос п итанников, рекомендуется использ ование мастерских начальной профессиональной подготовки во внеурочное время в качестве помещений для дополнительного образования. Вследствие этого, рекомендуется их располагать в блоке досуговы х помещений.
5.64. В качестве холла для развода воспитанников в данном случае используется фойе при актовом зале.
5.65. Состав и профиль мастерских начальной профессиональной подготовки и помещений дополнител ь ного образования в каждом конкретном случае уточняются заданием на проектирование.
Рекомендуемый состав мастерских начальной профессиональной подготовки в ЗОШ для мал ь чиков: мастерская по обработке металла, мастерская по обработке дерева, автодело (теория), электротехники, радиоэлектроники. Практические занятия по автоделу проводятся в гараже и на территории учреждения.
Рекомендуемый состав мастерских начальной профессиональной подготовки в ЗОШ для девочек: мастерская швейная, вязальная, изготовления головных уборов, делопроизводства , кулинарная.
Номенклатура видов начальной профессиональной подготовки должна быть расширенной, предоставля ю щей возможность подбирать каждому воспитаннику занятия, соответствующие его склонностям.
5.66. В связи с тем, что у воспитанников ЗО Ш полностью отсутствуют элементарные н авыки ведения домашнего хозяйства, кулинарная мастерская является обязательной и должна включат ь в свой состав две зоны: зону производства и зону «чаеп ит ия». В оборудование первой зоны входят разделочные столы, плита, холодильник, шкаф сухих продуктов, шкаф кухонной посуды, мойка. Оборудование второй зоны составляют обеденный стол со стульями, шкаф с чайной посудой.
5.67. Учитывая специфику контингента воспитанников, пла н ировка мастерских для занятий, проведение которых связано с использованием ценного оборудования, должна обеспечивать выделение двух зон доступности:
- зону занятий с руководителем;
- зону ограниченной досту п ности (хранения ценного оборудования, сырья, изделий).
5.68. При помещениях начальной профессиональной подготовки следует п редусматривать кладовые для хранения материалов и гот овых изделий.
5.69. Мастерские следует оборудовать шкафами для хранения спецодежды.
5.70. Производственные помещения начальной профессиональной подготовки , в которых процесс обучения связан с выделением химических веществ и пыли (в т.ч. мастерские радиотехники, электроники, монтажные и др.), следует оборудовать эффективной вентиляционной системой в соответствии со СНиП 2.04.05-91* .
Монтажные мастерские, в которых проводится рубка и резка металла , а также мастерские с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупн огабаритными мат ериал оемкими объектами работ учащихся, необходимо располагать на первом этаже.
Таблица 5.4.
Рекомендуемые состав и площади помещений начальной п рофессиональн ой подготовки и дополнит ельного образования.
№№ п./п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
|
На 1 учащегося |
Всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Мастерские начальной профессиональной подготовки с кладовыми в ЗО Ш для мальчиков |
- |
(70 + 12) × 5 |
|
2. |
Мастерские начальной профессиональной подготовки в ЗОШ для девочек |
- |
(60 + 8) × 5 |
|
3. |
Мастерская кулинарного творче ст ва |
4,5 |
- |
Приложение, Рис. П.6 |
4. |
Театрально-художественная мастерская с кладовой |
- |
49 + 15 |
Приложение, Рис. П.7 |
5. |
Кинофотолаборатория |
- |
18 |
|
6. |
Комната музыкал ь ных занятий с кладовой инструментов |
- |
32 + 14 |
Приложение, Рис. П.8 . |
7. |
Изостудия с кладовой |
- |
38 + 14 |
Приложение, Рис. П.9 . |
8. |
Комната мастеров |
- |
25 |
|
9. |
Кл ад овые для хранения сырья, материалов и готовой продукции |
- |
24-36 |
|
10. |
Санита р ные узлы для учащихся с умывальниками в шлюзе |
- |
16 |
Разместить поэтажно |
11. |
Санитарный узел персонала с умывальником |
- |
3 |
|
12. |
Комната хранения п редмето в уборки |
- |
4 |
|
Лечебно-реабилитационные п омещения (п си холого-коррекци онны е и медицинские).
5.7 1. Рекомендуемые состав и площад и лечебн о-реабилит аци онны х помещений п риведены в таблице 5.5. Состав, количество кабинетов и их площади должны уточняться заданием на проектирование в каждом конкретном случае.
5.72. Группа лечебно-реабилитационных помещений предназначена для проведения мероприятий, направленных на:
- оздоровление и профилактику, лечение физических и психических заболеваний у воспитанников;
- нормализацию психического состояния воспи тан ников;
- преодоление отклонений в эмоционал ь но-волевой сфере воспитанников;
- формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
- соц и ал ьно-средовую адаптацию воспитанников.
5.73. Группа медицинских помещений рассчитана на профилактику соматических заболеваний у воспитанников и общее укрепление организма.
5.74. Медицинские помещения следует п роектировать с учетом п оложений МГСН 4.12-97 и Пособия по проектированию учреждений з дравоохранения к СНиП 2.08.02-89*. Все кабинеты, входящие в данную группу, рассчитаны на индивидуальную работу с восп итанниками.
Учитывая специфику контингента , номенклатура медицинских помещений в ЗОШ должна быть достаточно расширенной и включать кабинеты специалистов различного профиля.
5.75. П си холого-коррекционны е помещения предназначены для проведения мероприятий, направленных на:
- индивидуальную психологическую коррек ц ию;
- преодоление социальной дезадаптации.
5.76. В состав оборудования кабинета групповой психотерапии рекомендуется включать кресла , журнальный столик, компьютерный стол специалиста. Кабинет рассчитан на проведение занятий группы из 9 чел.
5.77. Кабинет релаксации рассчитан на проведение индивидуальной психолого-терапевтической коррекции. В состав оборудования его рекомендуется включать мягкую мебель (кресло или диван), светомузыкальную установку, аквариум с рыбками, зеленый уголок.
5.78. Кабинет групповых занятий ЛФК рассчитан на проведение занятий в группе из 9 чел.
5.79. Расстановка оборудования в кабинетах специалистов и помещениях для коррек ци онной работы с детьми представлена в Приложении на соответствующих рисунках.
Табли ц а 5.5.
Рекомендуемы е состав и п лощади лечебно-реабилитационных помещений (психолого-коррекционны х и медицински х).
№№ п.п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
А. Медицинские помещения. |
|||
1. |
Кабинет врача-педиатра |
10 |
|
2. |
Кабинет дефе кт олога |
10 |
|
3. |
Кабинет нарколога |
10 |
|
4. |
Кабинет гинеколога-венеролога |
12 |
В З ОШ для девочек Приложение, Рис. П.10 |
5. |
Кабинет венеролога |
10 |
В ЗО Ш для мальчиков |
6. |
Кабинет детского психиатра |
10 |
|
7. |
Кабинет психоневролога |
10 |
|
8. |
Кабинет психотерапевта |
10 |
|
9. |
Кабинет патопсихолога |
10 |
|
10. |
Кабинет стоматолога |
16 |
Приложение, Рис . П.10 . |
11. |
Кабинет офтальмолога с темной комнатой |
18 + 8 |
Приложение, Рис. П.11 . |
12. |
Кабинет медицинской сестры |
10 |
|
13. |
Процедурная |
12 |
|
14. |
Ф ит окабинет с кладовой |
10 + 3 |
|
15. |
Ингаляторий на 3 места со сте рил изац ион ной |
15 |
Приложение, Рис. П.12 . |
16. |
Кабинет физиотерапии |
24 |
Приложение, Рис. П.13 . |
17. |
Кабинет групповых занятий Л ФК с кладовой и раз девалкой |
60 + 6 + 8 |
Приложение, Рис. П.14 . |
18. |
Кабинет массажа на 1 место |
8 |
|
Б. П си холог о-к оррекцио нны е помещ ен ия |
|||
1. |
Кабинет психолога |
14 |
|
2. |
Кабинет групповой психотерапии |
44 |
Приложение, Рис. П.15 . |
3. |
Кабинет релаксации |
12 |
|
4. |
Санузлы для воспитанников с умывальниками в шлюзе |
16 |
|
5. |
Санузел персонала с умывальником |
3 |
|
6. |
Комната сотруд н иков режимной службы |
10 |
|
7. |
Комната хранения предметов уборки |
4 |
|
Культу рно-досуг овые и физку льту рно- оздоровительные помещ ения
5.80. Рекомендуемый состав и площади куль ту рно-досуг овы х и физкультурно-оздоровительных помещений приведены в таблице 5.6.
5. 81. Эта группа помещений обеспечивает проведение мероприятий, направленных на:
- культурное и эсте т ическое развитие;
- проведение массовых мероприя т ий;
- физическое развитие, предоставление позитивной возможности дать выход своей энергии.
5.82. Актовый зал рекомендуется проектировать на 100 % вместимости ЗОШ.
5.83. При актовом зале рекомендуется предусматривать фойе, которое используется как холл для развода воспитанников и музей детских поделок.
5.84. Одновременная загрузка спортзала - 18 чел. При з але проектируется 2 раздевальные, на 9 чел. каждая.
При спортивном зале предусматривается кладовая спортинвентаря, смежная с ним.
5.85. Зал гимнастических занятий, рассчитанный на одновременную загрузку 9 чел ., при необходимости может использовать для проведения занятий борьбой и тяжелоатлетических занят ий. Раздевальная п роектируется на 9 чел. Раздевальная и кладовая спортинвент аря располагаются смежно с залом гимнастических занятий.
5.86. Проектирование бассейна следует осуществлять в соответствии с положени я ми справочного пособия «Проектирование бассейнов» к СНиП 2.08.02-89* и СП 2.1. 2.568-96. Рекомендуемый размер ванны бассейна 25 × 11 ,5 м, глубина допускается 1,2 м - в мелкой части и 1,8 м - в глубокой. Одновременная загрузка бассейн а - 9 чел.
5.87. Размер ножной ванны п ри бассейне необходимо предусмотреть 1,8 м (по направлению движения от душевой к чаше бассейна) во всю ш ирину прохода.
5.88. Раздевальная при бассейне проектиру ю тся на групп у 9 чел. Площадь раздевальной следует рассчитывать исходя из нормы 2,5 м2 на 1 воспитанника. В ЗОШ для девочек в раздевальной следует предусмотреть установку для сушки волос.
5.89. В ЗОШ рекомендуется дополнительно предусматривать помещения для хранения лыж и велосипедов, площади которых определяются заданием на проектирование.
Таблица 5.6.
Рекомендуемые состав и площ ади досуговы х и физкультурно-оздоровительных помещений
№№ п.п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
|
на 1 место |
всего |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А. Досугов ы е помещения |
||||
1 . |
А ктовый зал |
1,0 |
- |
Используется также для занятий театральной студии |
2. |
Эстрада при зале |
- |
Не менее 36 |
Глубина эстрады - 3 , 5- 4 м |
3. |
Кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом |
- |
26 |
|
4. |
Фойе |
0 , 9 |
- |
На 1 место в зале. |
5. |
Комната сотрудников реж и мной службы |
- |
10 |
|
6. |
Санитарный узел для воспитанников с умывальником в шлюзе при фойе |
- |
16 |
|
7. |
Помеще н ие для артистов |
- |
15 |
|
8. |
Ф илъ мов идеотека |
- |
8 |
|
9. |
Помещение пожарного поста |
- |
10 |
|
10. |
Кладовая мебели и реквизита |
- |
20 |
|
11. |
Кладовая аппаратуры |
- |
10 |
|
Б. Физкультурно-оздоровительн ые помещения |
||||
1. |
Спортивный зал 12 × 24 м |
- |
288 |
|
2. |
Раздевальные для воспитанников с душевыми и санитарными узлами при спортзале |
- |
18 × 2 |
По 2 душевые, 1 унитазу и умывальнику на раздевальную |
3. |
Снарядная |
- |
16 |
Смежно со спортивным залом |
4. |
Зал гимнастических занятий |
- |
72 |
|
- раздевальная |
- |
12 |
|
|
5. |
Кладовая спортинвентаря |
- |
10 |
|
6. |
Тренажерный зал |
- |
72 |
|
- раздевальная |
- |
12 |
|
|
7. |
Комната инструкторов-методистов с санузлом в шлюзе |
|
10 + 3 |
С сос т ав санузла входят: унитаз, умывальник, душ |
8. |
Комната со т рудников режимной слу жбы |
- |
10 |
|
9. |
Санузел д ля воспит анников с умывальниками в шлюзе |
- |
16 |
|
1 0. |
Комната гигиены для девочек |
- |
4 |
Разместить при санитарном узле в З О Ш для девочек |
11. |
Санитарный узел с умывальником для персонала |
- |
3 |
|
12. |
Комната хранения предметов уборки |
- |
4 |
|
13. |
Бассейн с ванной 25 × 11, 5 м |
- |
- |
|
1 4. |
Инвентарная при бассейне |
- |
10 |
|
1 5 . |
Раздевальная на 9 чел. |
- |
16 |
|
16. |
Душевая при раздевальной включая ножную ванну |
- |
6 |
2 душевые сетки |
17. |
Уборная при раздевальной с умывальником |
- |
3 |
|
18. |
Комната инструктора с санузлом |
|
1 0 + 3 |
В состав оборудования санузла входят: унитаз, умывальник, душ |
19. |
Комна т а медсестры |
- |
|
Должны располагаться смежно и иметь выход на обходную дорожку |
20. |
Лаборатория анализ воды |
- |
||
21. |
Узел управления |
- |
||
22. |
Помещение хранения химических реактивов |
- |
4 |
|
23. |
Реа г ен тн ая |
- |
4 |
|
24. |
Помещение хранения уборочного инвентаря |
- |
4 |
|
Помещения медицинского изолятора.
5.90. Рекомендуемый состав и площади помещений медицинского изолятора приведены в таблице 5.7.
5.91. Вместимость изолятора следует предусматривать из расчета 10- 15 % от числа воспитанников.
5.92. Помещения изолятора соединяется с остальными помещениями ЗО Ш через тамбур-шлюз, в котором следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов.
5.93. В состав помещений изолятора следует включать изоляционные палаты на 1 и 3 чел.
5.94. Между изоляционными палатами и коридором следует предусматривать глухие (не открывающиеся) окна для наблюдения за детьми.
5 .9 5. Для организации питания детей, находящихся в изоляторе, в состав его помещений следует включать буфетную с моечной посуды. Оборудование буфетной рассчитано на подогрев готовой пищи.
5.96. Вход в санитарные узлы в изоляторе следует проектировать из коридора для возможного наблюдения за воспитанниками.
Учитывая возможность возникновения различных инфекционных заболеваний и трудности госпитали з ации воспитанников учреждения, в состав помещений изолятора следует включать 2 санузла и 2 туалетные. Рекомендуемое оборудование санитарного узла: унитаз, умывальник; т уалетной: унитаз, умывальник, ванна. В ЗОШ для мальчиков в состав оборудования санитарного узла следует вклю чат ь писсуар. В ЗОШ для девочек - бидэ.
Таблица 5 .7 .
Рекомендуемый состав и площади помещений медицинского изолятора.
№№ п.п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Изоляционная палата на 1 место |
6 |
|
2. |
Изоляционная палата на 3 места |
15 |
|
3. |
Санитарный узел для воспитанников |
4 |
|
4. |
Туалетная для воспитанников |
5 |
|
5. |
Процедурная |
8 |
|
6. |
Кабинет врача , медицинской сестры |
16 |
|
7. |
Комната персонала с раздевальной и санузло м |
10 + 4 + 3 |
Состав оборудова ни я санузла: душ, унитаз, умывальник |
8. |
Буфетная с моечной посуды |
12 |
|
9. |
Кладовая со шкафами для чистого и грязного белья |
6 |
|
1 0. |
Комната сотрудников режимной службы |
10 |
|
11. |
Комната хранения уборочного инвентаря |
4 |
|
Помещения питания
5 .9 7. Питание для воспитанников ЗОШ организуется в одну смену в общей столовой.
5.98. Площадь обеденного з ала принимается из расчета 1,8 м на 1 посадочное место; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 м2 (1 умывальник) на каждые 18-20 мест.
5.99. Производственные помещения кухни следует рассчитывать на работу на сырье. Кроме питания детей, помещения кухни должны обеспечивать питание персонала.
В производственные помещения столовой должен предусматриваться отдельный вход.
5 .1 00. Для п итания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета 1,8 м2 на 1 посадочное место. Его следует располагать в составе помещений кухни (если по архитектурно-планировочному решению группа помещений питания непосредственно примыкает к административной группе помещений) в противном случае - в группе административных помещений. Количество мест определяет ся з аданием на проектирование, исходя из количества питающихся в учреждении, продолжитель ности обеденного времени и количества смен . При зале предусматривается п одсобное п омещение, предназначенное для раздачи пищи, хран ения и мойки посуды площадью 8 м2.
5 .1 01. Для обслуживания изолят ора при помещениях кухни следует предусматривать раздаточную с удобным дост упом к внутренним коммуник аци онным связям (коридорам, лестницам).
5 .1 02. Учитывая специфику контингента воспитанников ЗОШ (большое количество детей с хроническими заболеваниями в запущ ен ной форме) в состав производственных помещений кухни следует включать кабинет диет сестры.
5.103. Рекомендуемые состав и площади производственных помещений кухни приведены в табл. 5.8.
Таблица 5 .8 .
Рекомендуемый состав и пло щ ади производственных помещений кухни
№№ п.п. |
Наименование помещений |
Площадь помещений, м2 |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Горячий цех |
|
|
2. |
Холодный цех |
|
|
3. |
Рыбный цех |
|
|
4. |
Мясной цех |
|
|
5. |
Хлеборезка, хранение хлеба |
8 |
|
6. |
Цех мучных изделий |
14 |
|
7. |
Раздаточная |
18 |
|
8. |
Сервизная |
8 |
|
9. |
Моечная кухонной посуды |
10 |
|
10. |
Моечная столовой посуды |
18 |
|
11. |
Моечная котлов |
10 |
|
12. |
Охлаждаемая камера для хранения: |
|
|
- молочных продуктов |
8 |
|
|
- рыбы, мяса |
8 |
|
|
- яиц |
6 |
|
|
13. |
Кладовая сухих продуктов |
6 |
|
14. |
Кладовая овощей |
12 |
|
15. |
Кладовая суточного запаса |
8 |
|
16. |
Помещение первичной обработки овощей |
8 |
|
17. |
Загрузочная, кладовая тары |
14 |
|
18. |
Камера утилизации отходов с техническим сливом |
4 |
|
1 9. |
Комната з аведующего производством |
8 |
|
20. |
Кабинет диетсестры |
8 |
|
21. |
Бельевая, гардеробная персонала , душевая, уборная |
18 |
|
22. |
Комната сотрудников режимной службы |
10 |
Разместить при обеденном зале для воспитанников |
23. |
Комната хранения предметов уборки |
4 |
|
Административно-бытовые помещения
5 .1 04. Рекомендуемый состав и площади административно- бытовых помещений приведены в таблице 5.9.
5 .10 5. В состав административно-бытовых помещений рекомендуется включать кабинет сотрудника по организации перевозки несовершеннолетних воспитанников. Основная задача данной службы - организация доставки и сопровождения воспитанника, например, к месту его дальнейшего проживания. Кабинет специалистов рассчитан на одновремен ное пребывание 2 сотрудников.
5 .10 6. Комната дежурной части должна быть оборудована центральным пультом, телефонами оперативной связи. Входная дверь в дежурную часть должна автоматически зак ры ваться.
5 .1 07. Дисциплинарное помещение, находящееся при комнате дежурной части, рассчитано на воспитательный эффект от пребывания воспитанника без контактов со сверстниками. Данное помещение следует располагать в непосредственной близости от центрального поста режимной службы. В помещении следует предусмотреть решетки на окнах. Дверь в данное помещение должна закрываться на секретную защелку и на висячий замок. В двери должен быть предусмотрен смотровой проем, оборудованный решеткой. В состав оборудования комнаты следует включать: кровать, стол, стул, унитаз и умывальн ик, не огороженные экранами.
5 .10 8. Кладовую чистого белья с починкой и кладовую грязного белья рекомендуется располагать рядом с прачечной.
5.109. Прачечная, кладовая сезонной одежды и инвентарные могут располагаться в подвальном помещении.
5. 11 0. Помещение кладовой сезонной одежды и обуви следует оборудовать принудительной вентиляцией.
5 .111 . Комнату для сбора и досмотра передач для воспитанников рекомендуется располагать вблизи комнаты персонала режимной службы. Прием передач осуществляется дежурным на КПП.
5 .11 2. В состав помещений КПП входят: помещение для охранника с санитарным узлом, проход с автоматически закрывающимися металлическими дверями и турникетом для сотрудников и посетителей.
Таблица 5 .9 .
Рекомендуемые состав и пло щ ади помещений административно-бытового обслуживания.
№№ п.п. |
Наименование помещений. |
Площадь помещений, м2 |
Примечания. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Кабинет директора |
36 |
|
2. |
Приемная |
18 |
Смежно с кабинетом директора |
3. |
Канцелярия |
12 |
|
4. |
Кабинет заместителя директора по хозяйственной части |
16 |
|
5. |
Помещение дежурного персонала технического обслуживания |
14 |
|
6. |
Бухгалтерия с кассой |
18 + 4 |
|
7. |
Комната сестры-хозяйки |
12 |
|
8. |
Кабинет сотрудников службы организации перевозки восп и танников |
12 |
|
9. |
Комна т а психологической разгрузки персонала |
18 |
|
10. |
Комната отдыха персонала |
36 |
|
1 1. |
Компьютерный центр с архивом |
24 + 1 0 |
|
1 2. |
Помещение пожарного поста |
12 |
|
13. |
Кладовая чистого белья |
20 |
|
14. |
Кладовая грязного белья |
18 |
|
15. |
Прачечная |
22 |
|
1 6. |
Кладовая сезонной одежды и обуви |
22 |
|
17. |
Инвентарные |
40 |
|
18. |
Санитарные узлы для мужчин и женщин с умывальниками в шлюзе |
3 × 2 |
|
19. |
Кабины личной гигиены для женщин |
2 |
Разместить при сани т арном узле |
20. |
Комната хранения уборочного инвентаря |
4 |
|
2 1 . |
Централ ь ный пост режимной службы с кладовой для хранения видеозаписей слежения |
16 + 6 |
|
22. |
Комната для сбора и досмотра корреспонденции и передач для воспитанников |
8 |
|
23. |
Комната персонала режимной службы с гардеробной и санузлом |
14 |
В состав оборудования са ну зла вход ят: душ , унитаз, умывальник |
24. |
Дисциплинарное помещение |
6 |
|
25. |
Комната начал ь ника смены |
10 |
|
26. |
Помещение КПП |
12 |
Приложение, Рис. 16 . |
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУ Д ОВАНИЯ
1. Стол ученический
2. Стул
3. Стол воспитателя
Рис. П.1. Комната приготовления уроков.
Э КС ПЛИК АЦИ Я ОБОРУДОВАНИЯ
1. Игровой стол
2. Стул
3. Комбинирован н ый шкаф
4. Мягкая мебель
5. Журнальный стол
6. Телевизор
Рис. П .2. Планировка и примеры расстановки оборудования комнаты ти хого от дыха: а) для тихого отдыха, б) для проведения психолого-коррекци онны х занятий
ЭКСПЛИКА Ц ИЯ ОБ ОРУДОВАНИЯ
1 . Стол ученический
2. Стул
3. Стол уч ителя
4. Классная доска
5. Умывальник
6. Вешалка для полотенца
Рис. П.3. Класс
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
I . КАБИНЕТ
1. Стол ученический - лабораторный
2. Стул ученический
3. Стол демонстрационный
4. Стул учительский
5. Мойка (умывальник)
6. Бак для мусора
7. Классная доска
8. Комбиниро в анный шкаф
II , III . ЛАБОРА Н ТСКИЕ
9. Шкаф-стеллаж
10. Вытяжной шкаф
Рис. П.4. Кабинет для занятий физикой и химией ( I ) с лаборантскими ( II ) и ( III )
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол
2. Стул
3. Стол специалиста
4. Компьютерный стол специалиста
5. Классная доска
6. Компьютер
7. Вешалка для полотенца
8. У мывальник
9. Ученический компьютерный стол
10. Комбинированный шкаф
Рис. П .5 . Компьют ерн ый класс
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол - шкаф кухонный
2. Холодильник
3. Мойка
4. Плита
5. Сервировочная стойка с разделочным столом
6. Комбинированная стенка
7. Табурет
8. Обеденный стол
9. Стул
10. Умывальник
11. В еш алка для полотенц а
12. Стол резервный
Рис. П.6. Мастерская кулинарного творчест в а
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
I . МАСТЕРСКАЯ
1. Стол ученический для и ндивидуальн ой работы
2. Стул
3. Рабочий стол
4. Швейная машина
5. Табурет регулируемый
6. М ольберт
7. С т ол масте ра
8. Стул мас т ера
9. Умывальник
10. Вешалка для полоте н ца
11. Шкаф д ля эксп оз иц ий
II . КЛАДОВАЯ
12. Комби н ированный шкаф
Рис. П .7 . Т еатрально -худ ожеств енн ая маст ерская с кладовой
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
I . КОМНАТА
1. Стул
2. Пюпитр
3. Помост для пр е подавателя
4. Пианино
5. Табурет винтовой
6. Стол преподавателя
II . КЛАДОВАЯ
7. Комбинированный шкаф
Рис. П.8. Комната музыкальных занятий с кладовой инструментов
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
I . ИЗОСТУДИЯ
1. Мольберт
2. Помост для моделей
3. Стенд для рисунков и картин
4. Стол преподавателя
5. Стул преподавателя
6. Умывал ь ник
7. Вешалка для полотенца
II . КЛАДОВАЯ
8. Комбинированный шкаф
Рис. П .9. Изостудия с кладовой
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
I . КАБИНЕ Т ВЕНЕРОЛОГА-ГИНЕКОЛОГА
1. Кресло гинекологическое
2. Винтовой табурет
3. Передвижной светильник
4. Стол врача
5. Стул
6. Столик инструмент а льный
7. Ба ч ок для мусора
8. У м ывальник
9. Шкаф медицинский
10. Ширма
II . КАБИНЕТ СТОМАТОЛОГА
1. Кресло стоматологическое
2. Сто л ик инструментальны й
3. У с танов ка ст оматологическая, ун иверсальная
4. Винтовой т абурет
5. Плевательница
6. С ветильник
7. Шкаф медицинский
8. Умывальник
9. Бачок для мусора
10. Стол врача
11. Стул
Рис. П.10. Кабинеты венеролога-гинеколога ( I ) и стоматолога ( II )
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол врача
2. Стул
3. Столик с набором линз для проверки остроты зрения
4. Офтальмологические установки
5. Табурет винтовой
6. Кушетка смотровая
7. Таблица
8. Шкаф меди ц инский
9. Умывальник
10. Бачок для мусора
11. Столик инструментальный
12 . Светозащитная штора
Рис. П .11. Кабинет офтальмолога с темной комнатой
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1 . Стационарная ингаля ц ионная установка
2. Винтовой табурет
3. Стол проце д урной медсестры
4. Стул
5. Умывальник
6. Бачок для мусора
Рис. П.12. Ингаляторий на 3 места
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Кушетка
2. Столик с аппаратурой
3 . Столик с аппаратурой для приема процедур сидя
4. Стул
5. Стол врача
6. Шкаф меди ц инский
7. Умывальник
Р и с. П.13. Кабинет фи зиотерапии
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
I . ЗАЛ
1. Стол методиста
2. С т ул методиста
3. Шведская стенка
4. Скамья
5. Зеркало
6. Маты для за н ятий
II . КЛАДОВАЯ
7. Комбинированный шкаф
8. Манеж для складирования мячей
III . РА ЗДЕВА ЛКА
9. Скамья для переодевания
10 . Шкаф методиста
11 . Крючки для одежды
12. Умывальник
13. Вешалка для п ол отенц а
Рис. П .1 4. Кабин ет групповых заня тий ЛФК с кладов ой и раздева лкой
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Стол
2. Стул
3. Стол специалиста
4. Кресло
5. Шкаф - стеллаж
6. Умывальник
7. Вешалка для полотенца
Р и с. П.15. Кабинет групповой психотерапии на 9 человек
ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
I . ПОМЕЩЕНИЕ ПОСТА РЕЖИМНОЙ СЛУЖБЫ
а) Комната дежурного
1. Стол с пультом управления
2. Стул
3. Стеллаж для складирования передач
б) Санузел
II . ПРОХОД ДЛЯ СОТРУДНИКОВ И ПОСЕ Т ИТЕЛ ЕЙ НА ТЕРРИТОРИЮ ЗОШ
4. Турникет
III . ВОРОТА ДЛЯ ПРОЕ З ДА АВТОТРАНСПОРТА НА ТЕ РРИТОРИЮ ЗОШ
Р и с. П.16. Помещение контрольно-пропускн ого пункта