Рекомендации Рекомендации по проектированию специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением. Выпуск 1. Специальная общеобразовательная школа закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

М ОСКОМ АРХИТЕКТ УРА

РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию специальных
учебно-воспитательных
учреждений закрытого типа
для детей и подростков
с девиантн ым поведением

Выпуск 1

СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ
С Д ЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

2002

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ: ГУП М НИИП « Мосп роект -4» (архитекторы Любомуд ров а К. И., К ряж ев ски х М. А., инженер Тихомирова И. Б.).

2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомарх ит ект уры (архитектор Шал ов Л. А., инженер Щипанов Ю . Б.).

3. СОГЛАСОВАНЫ: Московским комитетом образования, Москомарх и текту рой, ГУВД г. Москвы.

4. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием Москомарх и текту ры от 25.09.02 № 60.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . 1

1. Область применения . 1

2. Нормативные ссылки . 2

3. Общие положения . 2

4. Требования к размещению, участку и территории . 3

5. Требования к архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию .. 4

Приложения . 17

ВВЕДЕНИЕ

Специальная общеобразовательная школа за к рыт ого типа для детей и подростков с девиан тны м поведением (далее ЗОШ) является самостоятельным типом общеобразовательного учреждения с принудительным пребыванием детей и подростков с криминальной девиант ност ью. Эта школа создает оптимальные условия для реабилита ции, воспитания, образования, оздоровления, социализации и профессиональной ориентации воспитанников.

Назначением ЗОШ является обеспечение психологической , медицинской и социальной реабилитации детей и подростков, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также условий, необходимых для получения ими общего и начального профессиональн ого образования.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие «Рекомендации» разработаны в развитие нормативных документов по проектированию и строи т ельству в г. Москве. Их положения распространяются на проектирован ие новых и реконструкц ию сущест вующих ЗОШ.

1.2. Настоящие «Рекомендации» устанавливаю т основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию ЗОШ.

1.3. Проектирование ЗОШ должно вестись в соответст в ии с положениями настоящих «Рекомендаций», а также т ребован иями н ормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории г. Москвы.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих Рекомендациях приведены ссылк и на следующие нормативно-методические документы:

2.1. СНиП 10.01-94. «Система нормативных документов в с т роительстве. Основные положения».

2.2. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».

2.3. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»

2.4. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство Планировка и застройка городских и сельских поселений ».

2.5. СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений».

2.6. СНиП 2.04.05-91 * «Отопление, вентиляция и кондицион иров ание воздуха».

2.7. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

2.8. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».

2.9. Са нП иН 2.4.2.782-99 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений».

2.10. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к ин соляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий».

2. 11. СН 441-72* «Указания по проектированию ограждений пл ощ адок и участков предприятий, зданий и сооружений».

2.12. МГСН 4.06-96 «Общеобразовательные учреждения».

2.13. МГСН 4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2.14. МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы».

2 .1 5. МГСН 4.12-97 «Лечебно-профилактические учреждения»

2.16. МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение».

2 .1 7. МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях».

2. 18 . МГСН 4.07-96 «Дошкольные учреждения».

2.19. « Рекомендации по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», М ., 2000 г.

2.20. « Рекомендации по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г. Москвы», М , 19 97 г.

2.21. « Проектирование бассейнов». Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89 *, М., Ст ройиздат, 1991 г.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3 .1 . К основным видам деятельности, которые осуществляются в ЗОШ , относятся: образовательная деятельность, нач альное профессиональное образование, дополнитель ное образование, оздоровление воспитанников, педиатрическая и иная врачебная п омощь, психологическая и социально-педагогическая диагностика, психологическая коррекция, соблю дение режимных требований.

3.2. Основными задачами ЗОШ являются:

- оказание медико-социальной коррекционной помощи воспитанникам на основе индивидуальной диагностики;

- органи з ация образовате льной деятельности и комп енсирую щего обучения по общеобразовательным п рограммам (основным и дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников и их уровнем обу ченн ост и;

- организация развивающего досуга (культурное и эстетическое развитие, оздоровление и занятия спортом);

- организация мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения воспитанников;

- обеспечения проживания и питания несовершеннолетних.

3.3. В ЗОШ следует предусма т ривать специальные условия содержания воспитанников:

- охрана территории и материальных цен н остей;

- организация безопасных условий содержания воспитанников и работы персонала;

- временная изоляция воспитанников, исключение возможности самоволь н ого ухода с территории учреждения;

- круглосуточное наблюдение и контроль за поведением (в т.ч. во время их сна);

- проведение личного дос м отра воспитанников;

- проведение выборочного досмотра писем, посылок, почтовых сообщений и т.д .

3.4. Контингент воспитанников ЗО Ш сост авляют несовершеннолетние в возраст е от 11 до 18 , совершившие общественно опасные деяния, установленные Уголовным кодексом, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения и требующие специального педагогического подхода. К данному контингенту относятся лица, которые не подлежат уголовной ответственности в связи с недостижением соответствующего возраста и (или) вследствие отставания в психическом развитии, н е связанным с психическим расстройством; или осужденные и освобожденные судом от отбытия наказания в исправительной колонии. В этом случае по решению суда несовершеннолетний направляется в ЗОШ. Срок содержания воспитанника в учреждении определяется данным решением.

3.5. В ЗОШ воспитанники содержатся не более 3 лет.

3.6. Срок пребыв ания воспитанника в ЗОШ может быть сокращен или продлен психолого-медико-педагогической комиссией этого учреждения после проведения диагностики его личности.

3.7. ЗОШ, как правило, организуются отдельно для мальчиков и для д е вочек.

3.8. Воспитанники, выпущенные из учреждения, имеют право продолжать обучение в том образовательном учреждении, где они обучались ранее до пребывания в ЗОШ. Они принимаются в соответствующий класс на основании документов об их промежуточной аттестации в ЗОШ.

3.9. ЗОШ должна быть полностью рассчитана на использование внутренней инфраструктуры. Его воспитанники не могут посещать обычные общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения начальной профессиональной по д готов ки (УПК), культурно-массовые и спорт ивные, и т.п. Функции этих учреждений должны быть обеспечены в ЗОШ за счет соответственной расширенной номенклатуры помещений.

3 .10 . В соответствии с Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с д евиан тны м поведением (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 19 95 г. № 420) вместимость ЗОШ принимается не более 10 0 мест.

3 .11 . Состав и площади помещений ЗОШ должны оп ределяться в соответствии с Разделом 5 настоящих Рекомендаций и уточняются в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ

4 .1. ЗОШ следует размещать в периферийной зоне города, вне жилой застройки.

4.2. Здания ЗОШ следует размещать на обособленных земельных участках.

4.3. Площадь участка ЗОШ п ринимается из расчета 14 0-16 0 м2 на 1 воспитанника с учетом размещения на участке площадок и сооружен ий оздоровительного и досуговог о характера, обеспечивающих психолого-терапевтическую коррекцию.

4.4. В составе территории участка ЗОШ предусматриваются следующие зоны:

- учебная и общественная;

- прожива ни я;

- фи з культурно-оздоровительная;

- медици н ского изолятора;

- хозяйственная.

4.5. Размеры и состав зон участков в зависимости от объемно-планировочного решения уточняются в процессе проектирования с учетом положений настоящего раздела.

4.6. В зоне размещения функциональных блоков учебного и общественного назначения рекомендуется предусматривать мощеную площадку для массовых сборов вос п итанников из расчета 0,8 м2 на 1 воспитанника.

4.7. В зоне проживания рекомендуется предусматривать прогулочную территорию, оборудованную газонами, цветниками, навесами, качелями , скамейками для отдыха и т.п. Прогулочные площадки должны быть оборудованы специальным ограждением, по периметру ограждения не должны присутствовать посторонние предметы.

4 .8. В составе физкультурно-оздоровительной зоны рекомен дуется предусмат риват ь:

- баскетбольную и волейбольную площадки;

- гимнастическую площадку (15 × 16 м);

- комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков (60 × 40 м).

4.9. В связи с тем, что помимо оздоровительной функции, физкультурно-оздоровительный комплекс является базой для проведения пс и холог о-к оррекци онны х мероприятий, в его состав рекомендуется включать помимо перечисленных площадок также сооружения и площадки для нетрадиционных активных видов занятий (катание на роликах, скейтах и т.п.).

Состав и количество физкультурных площадок уточняется заданием на проектирование.

4 .1 0. Медицинский изолятор должен иметь самостоятельн ый выход на участок и подъездные пут и, обеспе чиваю щие возможность проезда специального медицинского транспорта для госпитализации заболевших.

4 .11. Хозяйственная зона должна размещат ься со стороны производственных помещений пищеблока. На ее территории доп ускается размещать гараж с мастерскими, навесы для инвентаря и оборудования, мусоросборники и т.п. Гараж рекомендуется проектировать на 3 машины (2 - служебные, 1 - учебная) и использовать как для хозяйственных нужд учреждения, так и для обучения автоделу воспитанников.

4.12. Земельный участок должен иметь глухое ограждение по всему периметру, высотой 4 м, без выступов с наружной и внутренней сторон, с периметральной охранной сигнализацией. По всему периметру ограждения следует устанавливать ряд скрытых т елекамер для внутреннего обозрения территории и наружного обозрения ограждения. Все телекамеры должны быть выведены на центральный пункт режимной службы.

4 .13 . Въезд и проход на территорию ЗОШ осуществляется через контрольно-пропускной пункт. Дежурный по КПП осуществляет пропускн ой режим на территорию. КПП оборудуется автоматически закрывающимися дверьми, турникетом для сотрудников и посетителей, решетками на окнах, сигнализацией с вых одом на центральный пульт дежурной части, телефонами оперативной связи.

4.14. Площадь озеленения т ерритории участка должна составлять 40 % от общей площади участка. В состав зеленой зоны входят газоны с низ корастущими декоративными растениями, кустарники (не выше 50 см), цветники и отдельно ст оящие лиственные деревья, размещаемые в центральной зоне участка. По периметру ограждения рекомендуется предусматривать полосу газона, шириной не менее 5 м.

4.1 5. Участок ЗОШ должен быть освещен в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 с постоянным освещением в вечернее и ночное время.

4 .1 6 Планировка участка должна обеспечивать подъезды с твердым покрытием к хозяйственной зоне, подъезды пожарных машин ко всем зданиям и блокам, а также объезды вокруг них в соответствии с СНиП 21-01-97*.

4.17. Для автомашин сотрудников ЗОШ следует предусматривать открытую стоянку в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99 за пределами ограждаемой территории.

5. ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

Общие требования

5 .1. В состав ЗОШ входят следующие функциональные группы помещений:

- вестибюльная;

- п роживания;

- общего образования;

- начальной п рофессиональной подготовки и дополнительно го образования;

- лечебно-реабилитационная ( п сихолог о-коррекци онны е и медицинские помещения);

- к ульту рно-досуговая и физкультурно-оз доровительная;

- медицинского изолятора;

- пи т ания;

- административно-бытовая;

- хозяйственного обслуживания.

Архитектурно-планировочные решения ЗОШ должны учитывать требования функционального зо н ирования помещений с учетом осуществляемой в них деятельности.

Различные функциональные группы помещений, рассчи т анные на работу с детьми, помимо своих основных функций, должны обеспечивать также коррекционн о-реабилит аци онную функцию , чт о учитывается составом и площадями их помещений и должно быт ь отражено в архитектурно-планировочных решениях.

5.2. При проектировании помещений ЗОШ рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными в Приложе н иях. Рекомендуемые п лощади от дельных помещений в з ависимости от конкретных планировочных и конструктивных реше ний могут быт ь откорректированы (уменьш ены или увеличены) на 15 %.

5.3. Функциональные группы помещений могут размещаться либо в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных ота п ливаемыми переходами. В случае н епосредственного примыкания корпусов (блоков) должны предусматриваться пожарные отсеки площадью не более 5000 м2, разделяемые противопожарными стенами 1-го типа (в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97*), а из каждого пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее двух эвакуацион ных выходов, один из входов допускается предусматривать в соседний блок.

5.4. Учитывая специфику контингента ЗОШ, отдельные блоки помещений, непосредс т венно рассчитанные на пребывание воспитанников, следует проектировать непроходными, с возможностью их изоляции в течении су ток в зависимости от режима работы каждой группы помещений. Объединение различных групп помещений может осуществляться через общее коммуникационное пространство. В том случае, когда в одном блоке размещены различные группы помещений, их следует проектировать поэтажно, предусматривая возможность изоляции.

Общая фу н кционально-планировочная схема ЗОШ представлена на Рис. 1.

5.5. Здания ЗОШ не должны превышать 4 этажей.

Рис. 1. Схема функциональной структуры ЗОШ.

1. Вестибюльная группа помещений. 2. Поме щ ения проживания. 3. Поме щ ения питания. 4. Помещения общего образования. 5. Помещения досуго в ого и физкультурно- оздоровительного назначения: а - физ ку льтурно-оздоровительные, б - дос уг овы е; в - начальное профессиональное и дополнительное образование. 6. Лечебно-реабилитационные помещения. 7. Медицинский изоля т ор. 8. Административно-бытовые помещения.

Условные обозначения.

 - Коммуникационное пространство

 - Обязательные связи

 - Необязательные связи

5.6. Объемно-пла н ировочная структура здания должна обеспечивать оптимальные условия осуществления протекающих в нем функциональных процессов, отражать специфику учреждения и обеспечивать соответствующие условия э ксплуатации и необходимую связь с участ ком.

5.7. Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м. Лестничные мар ш и и площадки должны иметь защитное ограждение на всю высоту.

Ширину дверей основных помещений следует принимать не менее 1 м.

Ширину коридоров в группах помещений административно-бытового, методического и хозяйственного назначения следует принимать не менее 1,4 м; а во всех группах помещений, рассчитанных на работу с детьми - не менее 2,2 м.

5.8. Коммуникационные помещения не должны иметь «карманов» и непросматриваемых зон.

5.9. На каждом этаже в коридорах и холлах следует размещать посты режимной службы. Посты режимной службы следует оборудовать средствами оперативной связи с директором ЗОШ и ответствен н ым дежурным по режиму. В местах массового скоплен ия воспита нн иков (вестибюле, холлах для развода, фойе при актовом зале и т.п.) следует предусматривать помещения режимной службы.

5 .10 . На входах в з дание следует предусматривать металлические двери.

5 .11 . Остекление наружных окон на всех этажах зданий следует производить с применением противоударных и тонированных стекол. Оконные запоры должны быть скрытыми и недоступными для воспитанников.

5 .1 2. Все окна и наружные двери следует оборудовать автоматической сигнализацией с выводом сигнала на центральный пункт режимной службы.

5 .13 . На входах в здание ЗОШ , а также в актовый и спортивный залы и бассейн следует устанавливать телекамеры наблюдения с выводом сигнала на центральный пункт режимной службы.

5 .1 4. Высота наземных этажей здания ЗОШ должна быть не менее 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Высота зрительного зала принимается не менее 3,6 м, высота спортзала - 6 м (до низа несущих конструкций).

5 .1 5. Внутренняя отделка помещений ЗОШ должна быть выполнена из материалов, разрешенных для применения органами Госсанэпидн адзора Минздрава РФ, допускающих влажную уборку, а также применение дезинфицирующих средств.

5 .1 6. Все помещения групп общего образован ия, начальной профессиональной п одготовки и дополнительного образования, лечебно-реабилитационных помещений, рассчитанные на пребывание детей, должны быть оборудованы умывальниками.

5 .1 7. Естественное, искусственное и совмещенное освещение в помещениях следует проектировать в соответствии с требованиями МГСН 2.06-99 .

5 .1 8. Рабочие места в учебных помещениях и помещениях начальной профессиональной подготовки должны иметь естественное освещение с К ЕО не менее 1,5 на поверхности столов и освещаться боковым с левой ст орон ы светом. Для организации мобильных форм (групповых и индивидуальных) ведения зан ятий необходимо предусматривать равномерное освещение по все й рабочей плоскости в помещ ени и за счет дополнительного верхнего света или дополнительного искусственного освещения в глубине помещения.

5 .1 9. Допускается не предусматривать естественного освещения:

- в зрительном зал е;

- в умывальных, душевых и уборных при спортивном зале , санитарн ых узлах для персонала, комнатах личной гигиены женщин;

- в радиоузле;

- в столовой для персонала;

- в кладовых инвентаря, комнатах хранения предметов уборки;

- в помещениях технических служб.

В зависимости от архитектурно-планировочного ре ш ения допускается проектировать с искусственным освещением санитарные узлы для детей и подростков (при соблюдении необходимой кратности обмена воздуха).

5.20. Санитарные узлы и туалетные комнаты в ЗОШ проектируются с учетом специфики работы каждого подразделения в соответствии с действующими нормативными документами: МГСН 4.15-98 , МГСН 4.06-96 .

В н утренн ий водопровод и канализацию следует проектировать в соот ветствии с СНиП 2.04.01-85*.

Учитывая специфику контингента воспитанников, размещение санитарных приборов осуществляется только в общих санитарных узлах в открытых кабинах. Санитарные приборы должны быть в а нт иванд ал ьном исполнении.

5.2 1. В комнатах хранения уборочного инвентаря следует предусматривать умывальник и слив.

5.22. Инсоляцию помещений, в которых находятся дети, следует предусматривать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01.

5.23. Отопление и вентиляцию зданий следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05-91 *, МГСН 4.06-96 , МГСН 2.01-99. Отопительные приборы и тубы в спальных п омещениях следует предусмат ривать скрытыми в строительные кон ст рукции .

5.24. Энергоснабжение, электрооборудование, электрическое освещение здания и наружное освещение территории следует предусматривать в соответствии с требованиями МГСН 2.06-99 , МГСН 4.06-96, МГСН 2.01-99.

5.25. Проектирование здания должно осуществляться с учетом принципов максимального энергосбережения в соответствии с требованиями МГСН 2.01-99.

5.26. Здания следует проектирова т ь не менее II ст е пе ни огнестойкости в соответствии с СНиП 21-01-97*.

5.27. В зданиях должна быть предусмотрена автоматическая пожар н ая сигнализация в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84. Перечень помещений, в которых необходимо п ре дусматривать автоматическую п ожарную сигнализацию, следует определять в соответствии с МГСН 4.06-96 и МГСН 4.15-98. Сигнал о срабатывании системы АП С (автоматической пожарной сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным п ребыванием персонала.

5.28. На путях эвакуации из з дания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение, проектируемое в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97* и СНиП 23-05-95.

Вестибюльная гр у ппа помещений.

5.29. Рекомендуемый состав помещений в ести бюл ьно й группы ЗОШ приведен в таблице 5.1.

5.30. Вход воспитанников во все блоки различных групп помещений осуществляе т ся через вестибюльную группу.

5. 31. Помещение гардероба для воспитанников должно быть зонировано на изолированные секции для отдельных груп п, отделяемых сетчатыми перегородками как друг от друга, так и от гардероба в целом.

5.32. В составе оборудования гардероба для воспитанников рекомендуется предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с подогревом и вытяжкой, а также вешалки консольного типа.

5.33. Гардероб для верхней одежды персонала и посетителей рекомендуется предусматривать в отдельном помещении при вестибюле.

5.34. В состав вестибюльной группы рекомендуется включать комнату свиданий воспитанников с посетителями с остекленным п роемом в стене для организации наблюдения.

5.35. В состав вестибюльной группы следует включать пост сотруд н ика режимной службы с помещением отдыха.

5.36. Входы в вестибюль и служебные входы в здание следует оборудовать тамбурами.

Таблица 5 .1.

Рекомендуемые состав и площа д и помещений вестибюльной группы.

№№ п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечание

На 1 место

Всего

1

2

3

4

5

1.

Вестибюль

0,5

-

С учетом численности п ерсонала и воз можность ю организац ии поста режимной службы

2.

Гар д ероб для верхней одежды воспитанников

0 , 8

-

3.

Гардероб для верхней одежды персонала и посетителей

0 , 1

-

4.

Комната свиданий с посетителями

-

12

5.

Помещение сотрудника режимной службы

-

10

6.

Санитарный узел с умывал ь ником в шлюзе

-

3

7.

Комната хранения предметов уборки

-

4

Помеще н ия проживания.

5.37. Рекомендуемые состав и площади помещений проживания приведены в таблице 5.2.

5.38. Помещения проживания следует размещать в отдельных кор п усе или блоке, непосредственно примыкающих к блокам других груп п помещений или соединенным с ними теплым переходом.

5.39. Помещения проживания рекомендуется проектировать в виде изолированных секций, организованных по возрастному принципу, и состоящих из двух жилых групп на 9 воспитанников каждая.

5.40. Коли ч ество секций (на 18 воспитанников) определяется заданием на проектирование в зависимости от общего количества воспитанников ЗОШ .

5.41. В состав жилой секции входят:

- две жилые группы;

- комната дежурного воспитателя;

- санитарный узел персонала;

- бытовая комната;

- комната уборочного инвентаря.

5.42. В состав жилой группы входят:

- три спальные комнаты на 1 место;

- две спальные комнаты на 3 места;

- комната приготовления уроков;

- ком н ата тихого отдыха;

- санитарный узел;

- ду ш евая;

- комната хранения личных вещей воспитанников;

- гардероб для хранения одежды воспитанников.

5 .4 3. Входы в жилые группы и спальные комнаты проектируются с дверными проемами без дверного полотна для организации наблюдения за воспитанниками в ночное время. В п роеме входа в жилую группу организуется пост режимной службы.

5.44. Вход в жилую секцию оборудуется запирающейся дверью.

5.45. Функционально-планировочная схема помещений жилой секции представлена на Рис. 2.

5.46. В состав оборудования спальных комнат входят кровати и стулья в соответствии с количеством мест в комнате. Гардеробная оборудуется шкафами-купе с секциями по количеству воспитанников в жилой группе. Комната хранения личных вещей восп ит анников оборудуется ст еллажами с закрывающимися ячейками.

5.47. Рекомендуемый состав оборудования санитарного узла: 2 унитаза , огороженных экранами высотой не более 1 м, и 2 умывальника. Рекомендуемый состав оборудования душевой: душ (2 душевые сетки), умывальник, скамья для раздевания, вешалка для одежды. В учреждении для мальчиков в состав оборудования санит арного уз ла следует включать 2 писсуара. В учреждении для девочек - бидэ.

5.48. Оборудование комнаты тихого отдыха должно быть приспособлено к проведению групповых пс и холого-коррекционны х занятий.

5.49. Помещения для хранения чис т ого и грязного белья рекомендуется размещать поэтажно на 2-3 секции.

5.50. В блоке помещений проживат ь рекомендует ся организовывать кабинеты дежурных медсестер, размещая их поэтажно на 2-3 секции.

Рис. 2. Функционально-планировочная схема жилой секции

1. Комната приготов л ения уроков. 2. Санитарный узел. 3. Душевая. 4. Спальная комната на 3 места. 5. Спальная комната на 1 место. 6 . Гардеробная. 7. Комната тихого отдыха. 8. Комната хранения личных вещей. 9. Комната уборочного инвен т аря. 10. Санитарный узел персонала. 11. Комната дежурного воспитателя. 12. Бытовая комната. 13. Коммуникационное пространство. ● Пост режимной службы.

Таблица 5.2.

Рекомендуемые состав и площади помеще н ий проживан ия.

№№ п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

1

2

3

4

Жилая группа

1.

Спальная на 3 мест (2 шт.)

12 × 2 = 24

2.

Спальная на 1 место (3 шт.)

4 × 3 = 12

3.

Комната приготовления уроков

22

Приложение, Рис. П.1 .

4.

Комната тихого отдыха

32

Приложе н ие, Ри с. П.2 .

5.

Санитарный узел для мальчиков

5

6.

Санитарный узел для девочек

6

7.

Душевая

4

8.

Комната для хранения личных вещей воспитанников

4

9.

Гардеробна я

6

Жилая секция

1.

Комната дежурного восп и тателя

9

2.

Санузел персонала

4

В состав санузла входят: унитаз, умывальник, душ

3.

Бытовая комната

6

4.

Комната уборочного инвентаря

4

Общие помещения на 2-3 жилые секции

1.

Комната хранения грязного белья

3

2.

Комната хранения чистого белья

4

Помещения общего образования.

5.51. Рекомендуемые состав и площа д и п омещений общего образования приведены в таблице 5.3.

5.52. Данная группа помещений обеспечивает проведение мероприятий , направленных на:

- обучение по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков, на уровне , предусмотренном законом «Об образовании»;

- психолого-педагогическую помощь в усвоении образовательных программ;

- образование воспитанников с отклонениями в развитии.

5.53. Наполняемость всех классов принимается в соответствии с «Рекомендациями по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» - 9 чел.

5.54. В составе груп п ы помещений общего образования предусмотрены неспециализированные классные помещения и специ али зированны е кабинеты: физики-химии, иностранного языка, биологии, компьютерный класс. Учебные помещения должны отвечать т ребования м активного ведения учебного урока с организацией как фронтальных, так групповых и индивидуальных форм обучен ия с ш ироким привлечением технических средств.

5.55. Учитывая специфику контингента воспитанников, неспециализиро в анные классные помещения следует проектировать с трехрядной расст ановкой одноместных парт. Количество неспециализированных классных помещений определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование в зависимост и от общей вместимости учреждения.

5.56. Учитывая специфику контингента воспитанников, в оборудование как специализированных, так и неспециализированных классных помещений не следует включать стелл а жи с пособиями. Хранение пособий сле дует предусматривать либо в лаборантских, либо в учительской.

5.57. В состав помещений общего обра з ования входит библиотека с книгохранилищем без читального зала.

5.58. В связи с комплектованием классов не по возрастному принципу (по которому комплектуются группы проживания), а по при н ципу обученн ости воспитанника, в состав группы помещений общего образования следует включать холл для развода учащихся. В холле следует предусмотреть место ожидания воспитателей. Рекомендуется проектировать данный холл на нижнем этаже блока помещений общего образования.

5.59. Проектирование санитарных узлов при учебных помещениях осуществляется в соответствии с МГСН 4.06-96 .

Таблица 5. 3.

Рекоме н дуемые состав и площади помещений общего образования.

№№ п./п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

На 1 учащегося

Всего

1

2

3

4

5

1.

Класс

-

36

Приложение, Рис. П.3 .

2.

Кабинет занятий физикой и химией с двумя лаборантскими

-

50

9 × 2

Приложение, Рис. П.4 .

3.

Кабинет биологии с лаборантской

-

50

14

4.

Кабинет иностранного языка

-

40

5.

Компьютерный класс

-

50

Приложение, Рис. П.5 .

6.

Библиотека:

книгохранилище на 10 000 единиц хранен ия

0 , 0035 на 1 ед. хранения

35

Размещаются смежно

- комната выдачи книг

-

10

7.

Методический кабинет

-

24

8.

Кабинет заведующего учебной частью

-

20

9.

Учит ельск ая

-

36

10.

Холл для развода воспитанников

1,2

-

11.

Комната сотрудников режимной службы

-

10

12.

Санитарный узел для учащихся с умывальниками в шлюзе

-

16

Размещаются по э тажно

1 3.

Санитарный узел персонала с умывальником в шлюзе

-

3

Помещения начальной профессиональной подготовки и доп о лн ительного образования.

5.60. Рекомендуемые состав и площади помещений начальной профессиональной подготовки и дополнительного образования приведены в таблице 5.4.

5 .6 1. Д анная группа помещений обеспечивает проведение мероприятий, направленных на:

- предоставление воспитанникам возможности получения начальной профессиональной подготовки аналогично учебно-производственным комплексам - УПК - для обычных об щ еобразовательных школ;

- трудовую терапию и привитие навыков к труду;

- формирование у воспитанников потреб н ости в групповом и межличностном общении;

- раскрытие врожде нн ых склонностей воспитанника, формирование его культурных интересов;

- осущест вл ение соци ал ьно-бытов ой адаптации, дающей навыки самостоятельного жизнеобеспечения.

5.62. Н аполняемость мастерских начальной профессиональной подгот овки и помещений дл я дополнительного образования принимается в соответствии с «Рекомендациями по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» - 9 чел.

5.63. Учитывая специфику контингента вос п итанников, рекомендуется использ ование мастерских начальной профессиональной подготовки во внеурочное время в качестве помещений для дополнительного образования. Вследствие этого, рекомендуется их располагать в блоке досуговы х помещений.

5.64. В качестве холла для развода воспитанников в данном случае используется фойе при актовом зале.

5.65. Состав и профиль мастерских начальной профессиональной подготовки и помещений дополнител ь ного образования в каждом конкретном случае уточняются заданием на проектирование.

Рекомендуемый состав мастерских начальной профессиональной подготовки в ЗОШ для мал ь чиков: мастерская по обработке металла, мастерская по обработке дерева, автодело (теория), электротехники, радиоэлектроники. Практические занятия по автоделу проводятся в гараже и на территории учреждения.

Рекомендуемый состав мастерских начальной профессиональной подготовки в ЗОШ для девочек: мастерская швейная, вязальная, изготовления головных уборов, делопроизводства , кулинарная.

Номенклатура видов начальной профессиональной подготовки должна быть расширенной, предоставля ю щей возможность подбирать каждому воспитаннику занятия, соответствующие его склонностям.

5.66. В связи с тем, что у воспитанников ЗО Ш полностью отсутствуют элементарные н авыки ведения домашнего хозяйства, кулинарная мастерская является обязательной и должна включат ь в свой состав две зоны: зону производства и зону «чаеп ит ия». В оборудование первой зоны входят разделочные столы, плита, холодильник, шкаф сухих продуктов, шкаф кухонной посуды, мойка. Оборудование второй зоны составляют обеденный стол со стульями, шкаф с чайной посудой.

5.67. Учитывая специфику контингента воспитанников, пла н ировка мастерских для занятий, проведение которых связано с использованием ценного оборудования, должна обеспечивать выделение двух зон доступности:

- зону занятий с руководителем;

- зону ограниченной досту п ности (хранения ценного оборудования, сырья, изделий).

5.68. При помещениях начальной профессиональной подготовки следует п редусматривать кладовые для хранения материалов и гот овых изделий.

5.69. Мастерские следует оборудовать шкафами для хранения спецодежды.

5.70. Производственные помещения начальной профессиональной подготовки , в которых процесс обучения связан с выделением химических веществ и пыли (в т.ч. мастерские радиотехники, электроники, монтажные и др.), следует оборудовать эффективной вентиляционной системой в соответствии со СНиП 2.04.05-91* .

Монтажные мастерские, в которых проводится рубка и резка металла , а также мастерские с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупн огабаритными мат ериал оемкими объектами работ учащихся, необходимо располагать на первом этаже.

Таблица 5.4.

Рекомендуемые состав и площади помещений начальной п рофессиональн ой подготовки и дополнит ельного образования.

№№ п./п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

На 1 учащегося

Всего

1

2

3

4

5

1.

Мастерские начальной профессиональной подготовки с кладовыми в ЗО Ш для мальчиков

-

(70 + 12) × 5

2.

Мастерские начальной профессиональной подготовки в ЗОШ для девочек

-

(60 + 8) × 5

3.

Мастерская кулинарного творче ст ва

4,5

-

Приложение, Рис. П.6

4.

Театрально-художественная мастерская с кладовой

-

49 + 15

Приложение, Рис. П.7

5.

Кинофотолаборатория

-

18

6.

Комната музыкал ь ных занятий с кладовой инструментов

-

32 + 14

Приложение, Рис. П.8 .

7.

Изостудия с кладовой

-

38 + 14

Приложение, Рис. П.9 .

8.

Комната мастеров

-

25

9.

Кл ад овые для хранения сырья, материалов и готовой продукции

-

24-36

10.

Санита р ные узлы для учащихся с умывальниками в шлюзе

-

16

Разместить поэтажно

11.

Санитарный узел персонала с умывальником

-

3

12.

Комната хранения п редмето в уборки

-

4

Лечебно-реабилитационные п омещения (п си холого-коррекци онны е и медицинские).

5.7 1. Рекомендуемые состав и площад и лечебн о-реабилит аци онны х помещений п риведены в таблице 5.5. Состав, количество кабинетов и их площади должны уточняться заданием на проектирование в каждом конкретном случае.

5.72. Группа лечебно-реабилитационных помещений предназначена для проведения мероприятий, направленных на:

- оздоровление и профилактику, лечение физических и психических заболеваний у воспитанников;

- нормализацию психического состояния воспи тан ников;

- преодоление отклонений в эмоционал ь но-волевой сфере воспитанников;

- формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

- соц и ал ьно-средовую адаптацию воспитанников.

5.73. Группа медицинских помещений рассчитана на профилактику соматических заболеваний у воспитанников и общее укрепление организма.

5.74. Медицинские помещения следует п роектировать с учетом п оложений МГСН 4.12-97 и Пособия по проектированию учреждений з дравоохранения к СНиП 2.08.02-89*. Все кабинеты, входящие в данную группу, рассчитаны на индивидуальную работу с восп итанниками.

Учитывая специфику контингента , номенклатура медицинских помещений в ЗОШ должна быть достаточно расширенной и включать кабинеты специалистов различного профиля.

5.75. П си холого-коррекционны е помещения предназначены для проведения мероприятий, направленных на:

- индивидуальную психологическую коррек ц ию;

- преодоление социальной дезадаптации.

5.76. В состав оборудования кабинета групповой психотерапии рекомендуется включать кресла , журнальный столик, компьютерный стол специалиста. Кабинет рассчитан на проведение занятий группы из 9 чел.

5.77. Кабинет релаксации рассчитан на проведение индивидуальной психолого-терапевтической коррекции. В состав оборудования его рекомендуется включать мягкую мебель (кресло или диван), светомузыкальную установку, аквариум с рыбками, зеленый уголок.

5.78. Кабинет групповых занятий ЛФК рассчитан на проведение занятий в группе из 9 чел.

5.79. Расстановка оборудования в кабинетах специалистов и помещениях для коррек ци онной работы с детьми представлена в Приложении на соответствующих рисунках.

Табли ц а 5.5.

Рекомендуемы е состав и п лощади лечебно-реабилитационных помещений (психолого-коррекционны х и медицински х).

№№ п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

1

2

3

4

А. Медицинские помещения.

1.

Кабинет врача-педиатра

10

2.

Кабинет дефе кт олога

10

3.

Кабинет нарколога

10

4.

Кабинет гинеколога-венеролога

12

В З ОШ для девочек Приложение, Рис. П.10

5.

Кабинет венеролога

10

В ЗО Ш для мальчиков

6.

Кабинет детского психиатра

10

7.

Кабинет психоневролога

10

8.

Кабинет психотерапевта

10

9.

Кабинет патопсихолога

10

10.

Кабинет стоматолога

16

Приложение, Рис . П.10 .

11.

Кабинет офтальмолога с темной комнатой

18 + 8

Приложение, Рис. П.11 .

12.

Кабинет медицинской сестры

10

13.

Процедурная

12

14.

Ф ит окабинет с кладовой

10 + 3

15.

Ингаляторий на 3 места со сте рил изац ион ной

15

Приложение, Рис. П.12 .

16.

Кабинет физиотерапии

24

Приложение, Рис. П.13 .

17.

Кабинет групповых занятий Л ФК с кладовой и раз девалкой

60 + 6 + 8

Приложение, Рис. П.14 .

18.

Кабинет массажа на 1 место

8

Б. П си холог о-к оррекцио нны е помещ ен ия

1.

Кабинет психолога

14

2.

Кабинет групповой психотерапии

44

Приложение, Рис. П.15 .

3.

Кабинет релаксации

12

4.

Санузлы для воспитанников с умывальниками в шлюзе

16

5.

Санузел персонала с умывальником

3

6.

Комната сотруд н иков режимной службы

10

7.

Комната хранения предметов уборки

4

Культу рно-досуг овые и физку льту рно- оздоровительные помещ ения

5.80. Рекомендуемый состав и площади куль ту рно-досуг овы х и физкультурно-оздоровительных помещений приведены в таблице 5.6.

5. 81. Эта группа помещений обеспечивает проведение мероприятий, направленных на:

- культурное и эсте т ическое развитие;

- проведение массовых мероприя т ий;

- физическое развитие, предоставление позитивной возможности дать выход своей энергии.

5.82. Актовый зал рекомендуется проектировать на 100 % вместимости ЗОШ.

5.83. При актовом зале рекомендуется предусматривать фойе, которое используется как холл для развода воспитанников и музей детских поделок.

5.84. Одновременная загрузка спортзала - 18 чел. При з але проектируется 2 раздевальные, на 9 чел. каждая.

При спортивном зале предусматривается кладовая спортинвентаря, смежная с ним.

5.85. Зал гимнастических занятий, рассчитанный на одновременную загрузку 9 чел ., при необходимости может использовать для проведения занятий борьбой и тяжелоатлетических занят ий. Раздевальная п роектируется на 9 чел. Раздевальная и кладовая спортинвент аря располагаются смежно с залом гимнастических занятий.

5.86. Проектирование бассейна следует осуществлять в соответствии с положени я ми справочного пособия «Проектирование бассейнов» к СНиП 2.08.02-89* и СП 2.1. 2.568-96. Рекомендуемый размер ванны бассейна 25 × 11 ,5 м, глубина допускается 1,2 м - в мелкой части и 1,8 м - в глубокой. Одновременная загрузка бассейн а - 9 чел.

5.87. Размер ножной ванны п ри бассейне необходимо предусмотреть 1,8 м (по направлению движения от душевой к чаше бассейна) во всю ш ирину прохода.

5.88. Раздевальная при бассейне проектиру ю тся на групп у 9 чел. Площадь раздевальной следует рассчитывать исходя из нормы 2,5 м2 на 1 воспитанника. В ЗОШ для девочек в раздевальной следует предусмотреть установку для сушки волос.

5.89. В ЗОШ рекомендуется дополнительно предусматривать помещения для хранения лыж и велосипедов, площади которых определяются заданием на проектирование.

Таблица 5.6.

Рекомендуемые состав и площ ади досуговы х и физкультурно-оздоровительных помещений

№№ п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

на 1 место

всего

1

2

3

4

5

А. Досугов ы е помещения

1 .

А ктовый зал

1,0

-

Используется также для занятий театральной студии

2.

Эстрада при зале

-

Не менее 36

Глубина эстрады - 3 , 5- 4 м

3.

Кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом

-

26

4.

Фойе

0 , 9

-

На 1 место в зале.

5.

Комната сотрудников реж и мной службы

-

10

6.

Санитарный узел для воспитанников с умывальником в шлюзе при фойе

-

16

7.

Помеще н ие для артистов

-

15

8.

Ф илъ мов идеотека

-

8

9.

Помещение пожарного поста

-

10

10.

Кладовая мебели и реквизита

-

20

11.

Кладовая аппаратуры

-

10

Б. Физкультурно-оздоровительн ые помещения

1.

Спортивный зал 12 × 24 м

-

288

2.

Раздевальные для воспитанников с душевыми и санитарными узлами при спортзале

-

18 × 2

По 2 душевые, 1 унитазу и умывальнику на раздевальную

3.

Снарядная

-

16

Смежно со спортивным залом

4.

Зал гимнастических занятий

-

72

- раздевальная

-

12

5.

Кладовая спортинвентаря

-

10

6.

Тренажерный зал

-

72

- раздевальная

-

12

7.

Комната инструкторов-методистов с санузлом в шлюзе

10 + 3

С сос т ав санузла входят: унитаз, умывальник, душ

8.

Комната со т рудников режимной слу жбы

-

10

9.

Санузел д ля воспит анников с умывальниками в шлюзе

-

16

1 0.

Комната гигиены для девочек

-

4

Разместить при санитарном узле в З О Ш для девочек

11.

Санитарный узел с умывальником для персонала

-

3

12.

Комната хранения предметов уборки

-

4

13.

Бассейн с ванной 25 × 11, 5 м

-

-

1 4.

Инвентарная при бассейне

-

10

1 5 .

Раздевальная на 9 чел.

-

16

16.

Душевая при раздевальной включая ножную ванну

-

6

2 душевые сетки

17.

Уборная при раздевальной с умывальником

-

3

18.

Комната инструктора с санузлом

1 0 + 3

В состав оборудования санузла входят: унитаз, умывальник, душ

19.

Комна т а медсестры

-

Должны располагаться смежно и иметь выход на обходную дорожку

20.

Лаборатория анализ воды

-

21.

Узел управления

-

22.

Помещение хранения химических реактивов

-

4

23.

Реа г ен тн ая

-

4

24.

Помещение хранения уборочного инвентаря

-

4

Помещения медицинского изолятора.

5.90. Рекомендуемый состав и площади помещений медицинского изолятора приведены в таблице 5.7.

5.91. Вместимость изолятора следует предусматривать из расчета 10- 15 % от числа воспитанников.

5.92. Помещения изолятора соединяется с остальными помещениями ЗО Ш через тамбур-шлюз, в котором следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов.

5.93. В состав помещений изолятора следует включать изоляционные палаты на 1 и 3 чел.

5.94. Между изоляционными палатами и коридором следует предусматривать глухие (не открывающиеся) окна для наблюдения за детьми.

5 .9 5. Для организации питания детей, находящихся в изоляторе, в состав его помещений следует включать буфетную с моечной посуды. Оборудование буфетной рассчитано на подогрев готовой пищи.

5.96. Вход в санитарные узлы в изоляторе следует проектировать из коридора для возможного наблюдения за воспитанниками.

Учитывая возможность возникновения различных инфекционных заболеваний и трудности госпитали з ации воспитанников учреждения, в состав помещений изолятора следует включать 2 санузла и 2 туалетные. Рекомендуемое оборудование санитарного узла: унитаз, умывальник; т уалетной: унитаз, умывальник, ванна. В ЗОШ для мальчиков в состав оборудования санитарного узла следует вклю чат ь писсуар. В ЗОШ для девочек - бидэ.

Таблица 5 .7 .

Рекомендуемый состав и площади помещений медицинского изолятора.

№№ п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

1

2

3

4

1.

Изоляционная палата на 1 место

6

2.

Изоляционная палата на 3 места

15

3.

Санитарный узел для воспитанников

4

4.

Туалетная для воспитанников

5

5.

Процедурная

8

6.

Кабинет врача , медицинской сестры

16

7.

Комната персонала с раздевальной и санузло м

10 + 4 + 3

Состав оборудова ни я санузла: душ, унитаз, умывальник

8.

Буфетная с моечной посуды

12

9.

Кладовая со шкафами для чистого и грязного белья

6

1 0.

Комната сотрудников режимной службы

10

11.

Комната хранения уборочного инвентаря

4

Помещения питания

5 .9 7. Питание для воспитанников ЗОШ организуется в одну смену в общей столовой.

5.98. Площадь обеденного з ала принимается из расчета 1,8 м на 1 посадочное место; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 м2 (1 умывальник) на каждые 18-20 мест.

5.99. Производственные помещения кухни следует рассчитывать на работу на сырье. Кроме питания детей, помещения кухни должны обеспечивать питание персонала.

В производственные помещения столовой должен предусматриваться отдельный вход.

5 .1 00. Для п итания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета 1,8 м2 на 1 посадочное место. Его следует располагать в составе помещений кухни (если по архитектурно-планировочному решению группа помещений питания непосредственно примыкает к административной группе помещений) в противном случае - в группе административных помещений. Количество мест определяет ся з аданием на проектирование, исходя из количества питающихся в учреждении, продолжитель ности обеденного времени и количества смен . При зале предусматривается п одсобное п омещение, предназначенное для раздачи пищи, хран ения и мойки посуды площадью 8 м2.

5 .1 01. Для обслуживания изолят ора при помещениях кухни следует предусматривать раздаточную с удобным дост упом к внутренним коммуник аци онным связям (коридорам, лестницам).

5 .1 02. Учитывая специфику контингента воспитанников ЗОШ (большое количество детей с хроническими заболеваниями в запущ ен ной форме) в состав производственных помещений кухни следует включать кабинет диет сестры.

5.103. Рекомендуемые состав и площади производственных помещений кухни приведены в табл. 5.8.

Таблица 5 .8 .

Рекомендуемый состав и пло щ ади производственных помещений кухни

№№ п.п.

Наименование помещений

Площадь помещений, м2

Примечания

1

2

3

4

1.

Горячий цех

2.

Холодный цех

3.

Рыбный цех

4.

Мясной цех

5.

Хлеборезка, хранение хлеба

8

6.

Цех мучных изделий

14

7.

Раздаточная

18

8.

Сервизная

8

9.

Моечная кухонной посуды

10

10.

Моечная столовой посуды

18

11.

Моечная котлов

10

12.

Охлаждаемая камера для хранения:

- молочных продуктов

8

- рыбы, мяса

8

- яиц

6

13.

Кладовая сухих продуктов

6

14.

Кладовая овощей

12

15.

Кладовая суточного запаса

8

16.

Помещение первичной обработки овощей

8

17.

Загрузочная, кладовая тары

14

18.

Камера утилизации отходов с техническим сливом

4

1 9.

Комната з аведующего производством

8

20.

Кабинет диетсестры

8

21.

Бельевая, гардеробная персонала , душевая, уборная

18

22.

Комната сотрудников режимной службы

10

Разместить при обеденном зале для воспитанников

23.

Комната хранения предметов уборки

4

Административно-бытовые помещения

5 .1 04. Рекомендуемый состав и площади административно- бытовых помещений приведены в таблице 5.9.

5 .10 5. В состав административно-бытовых помещений рекомендуется включать кабинет сотрудника по организации перевозки несовершеннолетних воспитанников. Основная задача данной службы - организация доставки и сопровождения воспитанника, например, к месту его дальнейшего проживания. Кабинет специалистов рассчитан на одновремен ное пребывание 2 сотрудников.

5 .10 6. Комната дежурной части должна быть оборудована центральным пультом, телефонами оперативной связи. Входная дверь в дежурную часть должна автоматически зак ры ваться.

5 .1 07. Дисциплинарное помещение, находящееся при комнате дежурной части, рассчитано на воспитательный эффект от пребывания воспитанника без контактов со сверстниками. Данное помещение следует располагать в непосредственной близости от центрального поста режимной службы. В помещении следует предусмотреть решетки на окнах. Дверь в данное помещение должна закрываться на секретную защелку и на висячий замок. В двери должен быть предусмотрен смотровой проем, оборудованный решеткой. В состав оборудования комнаты следует включать: кровать, стол, стул, унитаз и умывальн ик, не огороженные экранами.

5 .10 8. Кладовую чистого белья с починкой и кладовую грязного белья рекомендуется располагать рядом с прачечной.

5.109. Прачечная, кладовая сезонной одежды и инвентарные могут располагаться в подвальном помещении.

5. 11 0. Помещение кладовой сезонной одежды и обуви следует оборудовать принудительной вентиляцией.

5 .111 . Комнату для сбора и досмотра передач для воспитанников рекомендуется располагать вблизи комнаты персонала режимной службы. Прием передач осуществляется дежурным на КПП.

5 .11 2. В состав помещений КПП входят: помещение для охранника с санитарным узлом, проход с автоматически закрывающимися металлическими дверями и турникетом для сотрудников и посетителей.

Таблица 5 .9 .

Рекомендуемые состав и пло щ ади помещений административно-бытового обслуживания.

№№ п.п.

Наименование помещений.

Площадь помещений, м2

Примечания.

1

2

3

4

1.

Кабинет директора

36

2.

Приемная

18

Смежно с кабинетом директора

3.

Канцелярия

12

4.

Кабинет заместителя директора по хозяйственной части

16

5.

Помещение дежурного персонала технического обслуживания

14

6.

Бухгалтерия с кассой

18 + 4

7.

Комната сестры-хозяйки

12

8.

Кабинет сотрудников службы организации перевозки восп и танников

12

9.

Комна т а психологической разгрузки персонала

18

10.

Комната отдыха персонала

36

1 1.

Компьютерный центр с архивом

24 + 1 0

1 2.

Помещение пожарного поста

12

13.

Кладовая чистого белья

20

14.

Кладовая грязного белья

18

15.

Прачечная

22

1 6.

Кладовая сезонной одежды и обуви

22

17.

Инвентарные

40

18.

Санитарные узлы для мужчин и женщин с умывальниками в шлюзе

3 × 2

19.

Кабины личной гигиены для женщин

2

Разместить при сани т арном узле

20.

Комната хранения уборочного инвентаря

4

2 1 .

Централ ь ный пост режимной службы с кладовой для хранения видеозаписей слежения

16 + 6

22.

Комната для сбора и досмотра корреспонденции и передач для воспитанников

8

23.

Комната персонала режимной службы с гардеробной и санузлом

14

В состав оборудования са ну зла вход ят: душ , унитаз, умывальник

24.

Дисциплинарное помещение

6

25.

Комната начал ь ника смены

10

26.

Помещение КПП

12

Приложение, Рис. 16 .

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУ Д ОВАНИЯ

1. Стол ученический

2. Стул

3. Стол воспитателя

Рис. П.1. Комната приготовления уроков.

Э КС ПЛИК АЦИ Я ОБОРУДОВАНИЯ

1. Игровой стол

2. Стул

3. Комбинирован н ый шкаф

4. Мягкая мебель

5. Журнальный стол

6. Телевизор

Рис. П .2. Планировка и примеры расстановки оборудования комнаты ти хого от дыха: а) для тихого отдыха, б) для проведения психолого-коррекци онны х занятий

ЭКСПЛИКА Ц ИЯ ОБ ОРУДОВАНИЯ

1 . Стол ученический

2. Стул

3. Стол уч ителя

4. Классная доска

5. Умывальник

6. Вешалка для полотенца

Рис. П.3. Класс

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I . КАБИНЕТ

1. Стол ученический - лабораторный

2. Стул ученический

3. Стол демонстрационный

4. Стул учительский

5. Мойка (умывальник)

6. Бак для мусора

7. Классная доска

8. Комбиниро в анный шкаф

II , III . ЛАБОРА Н ТСКИЕ

9. Шкаф-стеллаж

10. Вытяжной шкаф

Рис. П.4. Кабинет для занятий физикой и химией ( I ) с лаборантскими ( II ) и ( III )

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол

2. Стул

3. Стол специалиста

4. Компьютерный стол специалиста

5. Классная доска

6. Компьютер

7. Вешалка для полотенца

8. У мывальник

9. Ученический компьютерный стол

10. Комбинированный шкаф

Рис. П .5 . Компьют ерн ый класс

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол - шкаф кухонный

2. Холодильник

3. Мойка

4. Плита

5. Сервировочная стойка с разделочным столом

6. Комбинированная стенка

7. Табурет

8. Обеденный стол

9. Стул

10. Умывальник

11. В еш алка для полотенц а

12. Стол резервный

Рис. П.6. Мастерская кулинарного творчест в а

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I . МАСТЕРСКАЯ

1. Стол ученический для и ндивидуальн ой работы

2. Стул

3. Рабочий стол

4. Швейная машина

5. Табурет регулируемый

6. М ольберт

7. С т ол масте ра

8. Стул мас т ера

9. Умывальник

10. Вешалка для полоте н ца

11. Шкаф д ля эксп оз иц ий

II . КЛАДОВАЯ

12. Комби н ированный шкаф

Рис. П .7 . Т еатрально -худ ожеств енн ая маст ерская с кладовой

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I . КОМНАТА

1. Стул

2. Пюпитр

3. Помост для пр е подавателя

4. Пианино

5. Табурет винтовой

6. Стол преподавателя

II . КЛАДОВАЯ

7. Комбинированный шкаф

Рис. П.8. Комната музыкальных занятий с кладовой инструментов

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I . ИЗОСТУДИЯ

1. Мольберт

2. Помост для моделей

3. Стенд для рисунков и картин

4. Стол преподавателя

5. Стул преподавателя

6. Умывал ь ник

7. Вешалка для полотенца

II . КЛАДОВАЯ

8. Комбинированный шкаф

Рис. П .9. Изостудия с кладовой

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I . КАБИНЕ Т ВЕНЕРОЛОГА-ГИНЕКОЛОГА

1. Кресло гинекологическое

2. Винтовой табурет

3. Передвижной светильник

4. Стол врача

5. Стул

6. Столик инструмент а льный

7. Ба ч ок для мусора

8. У м ывальник

9. Шкаф медицинский

10. Ширма

II . КАБИНЕТ СТОМАТОЛОГА

1. Кресло стоматологическое

2. Сто л ик инструментальны й

3. У с танов ка ст оматологическая, ун иверсальная

4. Винтовой т абурет

5. Плевательница

6. С ветильник

7. Шкаф медицинский

8. Умывальник

9. Бачок для мусора

10. Стол врача

11. Стул

Рис. П.10. Кабинеты венеролога-гинеколога ( I ) и стоматолога ( II )

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол врача

2. Стул

3. Столик с набором линз для проверки остроты зрения

4. Офтальмологические установки

5. Табурет винтовой

6. Кушетка смотровая

7. Таблица

8. Шкаф меди ц инский

9. Умывальник

10. Бачок для мусора

11. Столик инструментальный

12 . Светозащитная штора

Рис. П .11. Кабинет офтальмолога с темной комнатой

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1 . Стационарная ингаля ц ионная установка

2. Винтовой табурет

3. Стол проце д урной медсестры

4. Стул

5. Умывальник

6. Бачок для мусора

Рис. П.12. Ингаляторий на 3 места

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Кушетка

2. Столик с аппаратурой

3 . Столик с аппаратурой для приема процедур сидя

4. Стул

5. Стол врача

6. Шкаф меди ц инский

7. Умывальник

Р и с. П.13. Кабинет фи зиотерапии

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I . ЗАЛ

1. Стол методиста

2. С т ул методиста

3. Шведская стенка

4. Скамья

5. Зеркало

6. Маты для за н ятий

II . КЛАДОВАЯ

7. Комбинированный шкаф

8. Манеж для складирования мячей

III . РА ЗДЕВА ЛКА

9. Скамья для переодевания

10 . Шкаф методиста

11 . Крючки для одежды

12. Умывальник

13. Вешалка для п ол отенц а

Рис. П .1 4. Кабин ет групповых заня тий ЛФК с кладов ой и раздева лкой

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

1. Стол

2. Стул

3. Стол специалиста

4. Кресло

5. Шкаф - стеллаж

6. Умывальник

7. Вешалка для полотенца

Р и с. П.15. Кабинет групповой психотерапии на 9 человек

ЭКСПЛИКАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ

I . ПОМЕЩЕНИЕ ПОСТА РЕЖИМНОЙ СЛУЖБЫ

а) Комната дежурного

1. Стол с пультом управления

2. Стул

3. Стеллаж для складирования передач

б) Санузел

II . ПРОХОД ДЛЯ СОТРУДНИКОВ И ПОСЕ Т ИТЕЛ ЕЙ НА ТЕРРИТОРИЮ ЗОШ

4. Турникет

III . ВОРОТА ДЛЯ ПРОЕ З ДА АВТОТРАНСПОРТА НА ТЕ РРИТОРИЮ ЗОШ

Р и с. П.16. Помещение контрольно-пропускн ого пункта