герб

ГОСТы

флаг

РД 08-01-2003 Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов

Приказ Госатомнадзора РФ от 31 июля 2003 г. N 86 "Об утверждении Положения о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов"

С целью реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962 "О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (РД-08-01-2003).

2. Управлению делами в установленном порядке направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Начальник Госатомнадзора России                                                        А.Б.Малышев

Руководящий документ РД-08-01-2003 "Положение о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов"

Настоящее положение, разработанное в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. N 962 "О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов" *, устанавливает цель, общие принципы и требования к организации надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности (далее - Госатомнадзор России).

1. В целях настоящего документа используются следующие термины и определения:

- аномалия в учете и контроле ядерных материалов - недостача или излишек ядерных материалов, ошибки в учетных или отчетных документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным материалам, нарушения порядка производства, использования, передач ядерных материалов;

- комплексная инспекция Госатомнадзора России (далее - комплексная инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку деятельности организации по всему (или большей части) комплексу вопросов обеспечения безопасности, находящихся в компетенции Госатомнадзора России, включая проверку состояния государственного учета и контроля ядерных материалов. Проводится комиссией в соответствии с программой комплексной инспекции. Состав комиссии и программа комплексной инспекции утверждаются в установленном Госатомнадзором России порядке;

- инспекция состояния учета и контроля ядерных материалов (далее - инспекция) - форма надзора, осуществляемого Госатомнадзором России, включающая проверку выполнения требований к учету и контролю, условий лицензий и ранее вынесенных постановлений и выданных предписаний Госатомнадзора России, наличия ядерных материалов в местах их нахождения;

- инцидент - установленный факт недостачи, излишков, а также несанкционированного использования и/или незаконного перемещения ядерных материалов, в том числе через таможенную границу Российской Федерации;

- оперативная инспекция Госатомнадзора России (далее - оперативная инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку состояния государственного учета и контроля ядерных материалов по отдельным вопросам в организациях, в подразделениях и на рабочих местах организаций. Проводится инспектором или группой инспекторов по плану или решению структурного подразделения Госатомнадзора России или его территориального органа;

- специальный отчет - отчет об обстоятельствах и причинах аномалии в учете и контроле ядерных материалов;

- технические средства - средства измерений количества и состава ядерных материалов, средства контроля доступа к ядерным материалам, используемые при учете и контроле ядерных материалов и надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;

- требования к учету и контролю - совокупность требований по вопросам учета и контроля ядерных материалов, устанавливаемых нормативными правовыми актами, федеральными и ведомственными нормами и правилами;

- целевая инспекция Госатомнадзора России (далее - целевая инспекция) - инспекция, которая предусматривает проверку состояния государственного учета и контроля ядерных материалов в организации в целом или по отдельным вопросам и проводится инспектором или группой инспекторов Госатомнадзора России и привлекаемых, при необходимости, по согласованию специалистов других организаций по программе, утвержденной в установленном Госатомнадзором России порядке.

2. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения федеральных и ведомственных норм и правил по ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности в области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий, а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации путем проведения инспекций.

Проверка состояния государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения требований к учету и контролю путем организации и проведения инспекций, анализа информации и принятия мер при выявлении нарушений учета и контроля ядерных материалов.

3. Положения настоящего документа обязательны для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и должностных лиц, осуществляющих деятельность в области государственного учета и контроля ядерных материалов и надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.

4. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется с целью выявления и предотвращения нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений, факторов, препятствующих осуществлению государственного учета и контроля ядерных материалов, предотвращения неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов.

5. Для достижения цели надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов Госатомнадзор России в пределах своих полномочий:

- получает и анализирует информацию по вопросам функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов и ее составных частей;

- организует и проводит инспекции состояния государственного учета и контроля ядерных материалов, анализирует и обобщает результаты инспекций;

- принимает меры, направленные на устранение организациями и должностными лицами выявленных нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов и причин этих нарушений;

- предоставляет информацию о результатах надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов органам государственной власти Российской Федерации.

6 . В основе организации надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов лежит следующее:

- взаимодействие Госатомнадзора России с организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, с Российской академией наук, с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии;

- осуществление надзора не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и иных организаций по осуществлению учета и контроля ядерных материалов.

7. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется путем проверки выполнения требований к учету и контролю организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, информационно-аналитическими организациями, центрами сбора, обработки и передачи информации по учету и контролю ядерных материалов, деятельность которых регламентируется нормативными правовыми актами, органами управления, обеспечивающими функционирование системы на федеральном и ведомственном уровне.

8. Госатомнадзор России создает и ведет базы данных, необходимые для осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов. Накопление учетных данных по ядерным материалам, а также ведение баз данных по учету и контролю ядерных материалов Госатомнадзором России не осуществляется.

9. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, и органы управления системы государственного учета и контроля ядерных материалов не должны создавать препятствий должностным лицам Госатомнадзора России при выполнении ими своих функций по надзору за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.

10. Доступ работников Госатомнадзора России к информации организаций, к информации, содержащейся в федеральной автоматизированной информационной системе государственного учета и контроля ядерных материалов, в информационно-аналитических организациях и центрах сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровне, осуществляется в соответствии с порядком, установленным для этих организаций.

Доступ должностных лиц Госатомнадзора России к материалам, составляющим государственную тайну, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Информация, получаемая Госатомнадзором России в ходе осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, используется исключительно с целью, изложенной в пункте 6 настоящего положения, с соблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации требований по защите государственной и коммерческой тайны, а также прав на интеллектуальную собственность.

11. Состояние государственного учета и контроля ядерных материалов проверяется при целевых и оперативных инспекциях и может проверяться в ходе комплексных инспекций.

Указанные инспекции могут быть плановыми и внеплановыми.

О плановой комплексной или целевой инспекции инспектируемая организация уведомляется заранее не позднее чем за 15 рабочих дней до ее начала, о внеплановой - не позднее чем за 3 рабочих дня.

Внеплановые инспекции могут проводиться в связи с выявленными инцидентами или аномалиями в учете и контроле ядерных материалов и в других случаях по решению руководства Госатомнадзора России или его территориальных органов.

12. Целевые инспекции должны проводиться не реже одного раза в год по зонам баланса ядерного материала и по инспектируемой организации.

Инспекции должны проводиться с учетом особенностей технологического цикла инспектируемой организации и необходимости проведения измерений при проверке наличия ядерных материалов.

13. Каждая инспекция должна включать в себя следующие этапы:

- подготовка к проведению инспекции и организация инспекции;

- проведение инспекции;

- оформление результатов инспекции.

14. Инспекция, как правило, должна включать проверку:

- наличия у организации, подавшей заявление на получение разрешения (лицензии), возможностей для осуществления лицензируемой деятельности с соблюдением требований к учету и контролю ядерных материалов;

- выполнения условий действия лицензий Госатомнадзора России;

- выполнения ранее вынесенных постановлений и выданных предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;

- проведения расследований аномалий в учете и контроле ядерных материалов и нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов;

- наличия ядерных материалов в местах их нахождения путем проведения выборочных измерений характеристик ядерных материалов;

- выполнения требований к учету и контролю. Проверка выполнения требований по вопросам защиты информации осуществляется представителями Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, привлекаемыми по согласованию к участию в проведении инспекции;

- соответствия ведомственных нормативных документов по учету и контролю ядерных материалов федеральным нормам и правилам, соответствия нормативных документов организации федеральным и ведомственным нормам и правилам по учету и контролю ядерных материалов;

- выполнения условий разрешений Госатомнадзора России, выдаваемых руководящему персоналу объектов использования атомной энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов;

- наличия системы профессиональной подготовки персонала, осуществляющего деятельность по учету и контролю ядерных материалов.

Конкретное содержание проверок устанавливается программой инспекции, утверждаемой в установленном Госатомнадзором России порядке.

15. Должностные лица Госатомнадзора России в ходе проведения инспекций вправе запрашивать и получать документы и материалы, необходимые для реализации целей инспекций, а также получать объяснения должностных лиц и работников инспектируемой организации по вопросам, непосредственно связанным с целями инспекции.

16. При осуществлении надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов по решению Госатомнадзора России или его территориальных органов могут применяться технические средства. Применение технических средств согласовывается с инспектируемой организацией по вопросам безопасности их использования.

Использование технических средств при проведении инспекций должно осуществляться специально обученными для этих целей работниками Госатомнадзора России при соблюдении требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации о ядерных материалах.

Территориальные органы и организации Госатомнадзора России должны поддерживать работоспособность принадлежащих им технических средств, а также обеспечивать своевременную поверку и калибровку средств измерений, входящих в состав этих технических средств. Измерения ядерных материалов в ходе инспекций должны проводиться в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками выполнения измерений с использованием приборов, имеющих действующее поверочное клеймо.

17. По результатам инспекций составляется акт или акт-предписание или предписание, экземпляр которого после оформления выдается в установленном порядке инспектируемой организации.

18. В случае выявления нарушений в функционировании системы государственного учета и контроля ядерных материалов Госатомнадзор России и его должностные лица принимают в пределах своих полномочий меры:

- выдают руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

- выдают руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий;

- приостанавливают или прекращают действие разрешений Госатомнадзора России на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых должностным лицам организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, отвечающим за организацию и обеспечение учета и контроля ядерных материалов;

- приостанавливают или прекращают действие выданных Госатомнадзором России или его территориальными органами разрешений (лицензий) организациям, осуществляющим обращение с ядерными материалами;

- привлекают к административной ответственности организации, должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- направляют правоохранительным органам материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, требований федеральных норм и правил и условий действия лицензий (разрешений), если нарушения содержат признаки преступлений согласно уголовному законодательству Российской Федерации.

19. Учет и анализ результатов надзора осуществляется:

- работником подразделения, осуществляющего надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, территориального органа Госатомнадзора России;

- подразделением территориального органа Госатомнадзора России, ответственным за осуществление надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов;

- территориальным органом Госатомнадзора России;

- подразделением центрального аппарата Госатомнадзора России, выполняющим функции организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.

20. Анализ производится на основании следующих документов и информации:

- актов, актов-предписаний и предписаний по результатам проведенных инспекций;

- отчетов по результатам проведенных инспекций;

- информации о состоянии учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами;

- специальных отчетов;

- отчетных документов органов управления, обеспечивающих функционирование системы государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном и ведомственном уровне, информационно-аналитических центров сбора, обработки и передачи информации и организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, получаемых по запросам Госатомнадзора России;

- отчетов организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;

- информации о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов.

21. По результатам анализа готовится заключение о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов.

Заключение о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов готовится в сроки, установленные положением о планировании и отчетности в системе Госатомнадзора России для подготовки годового отчета о деятельности:

- территориального органа;

- Госатомнадзора России.

22. Учету и хранению в Госатомнадзоре России подлежат:

- акты, акты-предписания и предписания по результатам проведенных инспекций;

- отчеты по результатам проведенных инспекций;

- акты по результатам расследования инцидентов и аномалий в учете и контроле ядерных материалов;

- специальные отчеты организаций;

- отчетные документы организаций, получаемые по запросам Госатомнадзора России;

- отчеты организаций о выполнении постановлений и предписаний Госатомнадзора России и его территориальных органов;

- информация о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов;

- заключения о состоянии системы государственного учета и контроля ядерных материалов.

______________________________

* Опубликовано в Сборнике законодательства Российской Федерации от 25.12.2000 N 52, часть 2, ст.5745.

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Армирование Гост 8328 75 Гост сетки арматурные сварные Испытание предохранительных Поясов Наружные пожарные лестницы требования Перечень работ повышенной опасности Плиты покрытия размеры Проточка Размеры болтов Размеры транспортерных лент для желобчатых Конвейеров Рмг 29 99 Сварка арматуры гост Состав рабочей документации в строительстве Требования к пожарным шкафам Усадка песка при уплотнении