герб

ГОСТы

флаг

РД 07-11-2007 Типовая программа целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 октября 2007 г. N 729
"Об утверждении и введении в действие Типовой программы целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами"

Приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 15 января 2008 г. прилагаемую Типовую программу целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (РД-07-11-2007).

Руководитель                                                                                                                                                К.Б. Пуликовский

Руководящие документы РД-07-11-2007
"Типовая программа целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами"

Содержание

I. Общие положения

II. Основные направления целевой инспекции

III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по основным направлениям целевой инспекции

Приложение N 1 Методические указания о порядке составления и оформления рабочей программы целевой инспекции

Приложение N 2 Методические указания о порядке составления и оформления календарного плана целевой инспекции

Введена в действие с 15 января 2008 г.

I. Общие положения

1. Типовая программа целевой инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов *(1) в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с Правилами организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.97 N 1298, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 401, Основными правилами учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации ( НП-067-05) (далее - Основные правила), Положением о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министра Российской Федерации по атомной энергии от 10.12.99 N 761.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Положения N 761 следует читать как "от 11.10.99"

2. Типовая программа предназначена для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), организующих и проводящих целевые инспекции системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, осуществляющих обращение с указанными веществами и отходами (далее в соответствующих случаях - целевые инспекции или целевая инспекция).

Указанная выше программа определяет основные направления целевой инспекции и типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по каждому из этих направлений. Она является базой для составления рабочих программ конкретно намеченных целевых инспекций (далее в соответствующих случаях - рабочие программы или рабочая программа).

3. При определении объема целевой инспекции следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в Типовой программе направлениям, так и по некоторым из них. При этом конкретный объем целевой инспекции определяет должностное лицо Службы, принявшее решение о ее проведении.

4. Целевая инспекция может предусматриваться как в масштабе организации осуществляющей обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами *(2), так и в масштабе ее отдельных подразделений.

5. Каждая целевая инспекция организуется и проводится в соответствии с предусмотренными для нее рабочей программой и календарным планом, которые составляются и оформляются согласно методическим указаниям, изложенным в приложениях N 1 и 2 к настоящей Типовой программе.

6. В процессе целевой инспекции назначенные для ее проведения лица должны руководствоваться законодательными, иными нормативными правовыми актами, федеральными нормами и правилами, регламентирующими вопросы учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) в организациях.

II. Основные направления целевой инспекции

7. Устанавливаются следующие основные направления целевой инспекции:

7.1. Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО.

7.2. Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации.

7.3. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации.

7.4. Меры контроля доступа к РВ и РАО.

7.5. Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений.

7.6. Передача РВ и РАО.

7.7. Инвентаризация РВ и РАО.

7.8. Учетные и отчетные документы.

7.9. Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.

7.10. Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации.

7.11. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы.

7.12. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.

III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по основным направлениям целевой инспекции

8. В части, относящейся к направлению "Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО", проверке подлежат:

8.1. Лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии *(3).

9. В части, относящейся к направлению "Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации", проверке подлежат *(4):

9.1. Положение о службе, осуществляющей учет и контроль РВ и РАО в организации и представляющей информацию в систему государственного учета и контроля РВ и РАО.

9.2. Инструкция по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации.

9.3. Инструкции по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для каждого подразделения.

9.4. Приказы о назначении должностного лица, ответственного за учет и контроль РВ и РАО в организации, и лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в каждом подразделении, и должностные инструкции этих лиц.

9.5. Акт о проведении первичной инвентаризации РВ и РАО.

9.6. Должностные инструкции работников, осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.

Перечисленные в настоящем пункте организационно-распорядительные документы проверяются на предмет их наличия, правильности оформления (подписания согласования, утверждения), соответствия изложенных в них требований положениям законодательных, иных нормативных правовых актов, федеральных норм, правил и руководств по безопасности в области использования атомной энергии. При этом в отношении каждого из вышеуказанных организационно-распорядительных документов должна быть проведена проверка выполнения изложенных в нем требований на практике.

10. В части, относящейся к направлению "Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации", проверке подлежат:

10.1. Наличие у организации РВ и РАО, подлежащих государственному учету и контролю.

10.2. Наличие у организации РВ, подлежащих учету и контролю в организации.

10.3. Обоснованность и своевременность постановки на государственный учет РВ и РАО и снятия их с государственного учета.

11. В части, относящейся к направлению "Меры контроля доступа к РВ и РАО", проверке подлежат:

11.1. Программа применения и обращения с устройствами индикации вмешательства (УИВ).

11.2. Соответствие используемых организацией УИВ требованиям Основных правил и национальных стандартов.

11.3. Документы (формы, порядок ведения, соблюдение порядка), отражающие результаты работоспособности и состояния УИВ в период между последовательными инвентаризациями.

11.4. Выборочно - наличие и правильность установки УИВ.

11.5. Перечни лиц, имеющих право обращения с УИВ (получение, хранение, применение, списание и т.п.).

11.6. Соблюдение предусмотренного порядка допуска работников к процедурам по обращению с УИВ.

12. В части, относящейся к направлению "Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений", проверке подлежат:

12.1. Программа контроля качества измерений РВ и РАО.

12.2. Программы измерений РВ и РАО.

12.3. Перечни технических средств и методик выполнения измерений.

12.4. Методики выполнения измерений.

12.5. Формы представления результатов измерений.

12.6. Свидетельства о метрологической аттестации стандартных образцов.

12.7. Наличие и выполнение графиков ведомственной проверки рабочих эталонов и государственной поверки средств измерений, используемых для учета и контроля РВ и РАО, включая весы всех типов.

12.8. Соблюдение требований калибровки средств измерений с использованием соответствующих стандартов.

12.9. Наличие и выполнение графиков технического обслуживания средств измерений, используемых для учета и контроля РВ и РАО.

12.10. Наличие в организации средств измерений и образцов для градуировки средств измерений и проверки правильности результатов измерений в соответствии с Перечнем средств измерений и стандартных образцов.

12.11. Работоспособность средств измерений, находящихся в организации.

13. В части, относящейся к направлению "Передача РВ и РАО", проверке подлежат:

13.1. Документы, регистрирующие передачи РВ от ответственного лица другим лицам, а также с одной технологической операции на другую или между сменами.

13.2. Документы, регистрирующие передачи РАО ответственными лицами с одной технологической операции на другую, перемещения из одного пункта хранения в другой пункт хранения, а также между подразделениями.

13.3. Порядок оформления и содержание сопроводительной документации, а также паспортов на закрытые радиационные источники, открытые радиационные источники, РАО при передачах РВ и РАО между организацией-отправителем и организацией-получателем.

13.4. Своевременность и порядок оформления (регистрации) постановки на учет (снятия учета) РВ и РАО при выполнении процедур передачи РВ и РАО между организациями (подразделениями).

13.5. Своевременность, полнота и порядок представления организацией-получателем информации об обнаружении утраты, хищения, несанкционированного использования, и при обнаружении недостачи (излишка) РВ и (или) РАО.

14. В части, относящейся к направлению "Инвентаризация РВ и РАО", проверке подлежат:

14.1. Акт о проведении первичной инвентаризации.

14.2. Соблюдение сроков проведения плановых инвентаризаций.

14.3. Инструкции и методики, определяющие правила и процедуры проведения инвентаризации в организации.

14.4. Приказы руководителя организации о проведении инвентаризации, о назначении инвентаризационных комиссий.

14.5. Список наличного количества РВ и РАО.

14.6. Акты инвентаризационных комиссий о проведении предыдущих плановых инвентаризаций.

14.7. Результаты подтверждающих измерений характеристик РВ и РАО.

14.8. Состояние УИВ.

14.9. Своевременность, полнота и порядок представления организацией информации об обнаружении недостачи (излишка) РВ и (или) РАО, утраты, хищения, несанкционированного использования, выявленных в ходе инвентаризации.

14.10. Соблюдение установленного процесса проведения инвентаризации.

14.11. Фактическое наличие РВ и РАО.

15. В части, относящейся к направлению "Учетные и отчетные документы", проверке подлежат:

15.1. Наличие утвержденных форм учетных документов, позволяющих осуществлять учет РВ и РАО в соответствии с установленными требованиями.

15.2. Ведение учетных документов в соответствие с применяемыми процедурами.

15.3. Соблюдение установленного срока хранения учетных документов.

15.4. Правильность, достоверность заполнения и своевременность представления в информационные центры форм оперативной отчетности за организацию, а также форм федерального государственного статистического наблюдения.

16. В части, относящейся к направлению "Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО", проверке подлежат:

16.1. Документ, устанавливающий в организации порядок обучения работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.

16.2. Документ, устанавливающий в организации порядок проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.

16.3. Документы, в которых зарегистрированы результаты обучения, проверки знаний процедур учета и контроля РВ и РАО для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.

16.4. Разрешения на право ведения работ по учету и контролю РВ и РАО в организации.

16.5. Документы, подтверждающие допуск должностных лиц к работе с источниками ионизирующих излучений, занятых ведением работ по учету и контролю РВ и РАО в организации.

17. В части, относящейся к направлению "Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации", проверке подлежат:

17.1. Наличие в организационно-распорядительных документах и в должностных инструкциях администрации организации требований по осуществлению должностными лицами контроля за учетом РВ и РАО.

17.2. Выполнение должностными лицами организации установленных требований по осуществлению контроля за учетом РВ и РАО.

17.3. Принятые меры по результатам контроля за учетом РВ и РАО и их выполнение.

18. В части, относящейся к направлению "Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы" проверке подлежат:

18.1. Наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по устранению выявленных нарушений.

18.2. Представление надзорным (контрольным) органам уведомлений об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.

19. В части, относящейся к направлению "Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств", проверке подлежат:

19.1. Соответствие количества и местонахождения учетных единиц (контейнеров с РВ и РАО) данным (записям) учетной документации.

19.2. Атрибутные признаки и состояние учетных единиц, соответствие их сведениям в учетной документации.

19.3. Целостность, правильность установки и соответствие установленных на контейнеры УИВ (печатей, пломб, в том числе пломб Службы), зарегистрированных в соответствующих документах.

При установлении наличия РВ и РАО должны предусматриваться проведение инспекционных измерений РВ и РАО и при необходимости установка пломб Службы на контейнеры и/или хранилища с РВ и РАО.

_____________________________

*(1) Далее целевая инспекция системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов именуется - целевая инспекция.

*(2) Далее организация, осуществляющая обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, именуется - организация

*(3) Под лицензиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует иметь в виду также ранее выданные лицензии Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности и Федеральной службы по атомному надзору.

*(4) При проверке наличия и содержания лицензий, разрешений, договоров, положений, инструкций и отчетов проверяются только подлинники этих документов.

Зарегистрировано Федеральной службой по экологическому,

технологическому и атомному надзору 30 октября 2007 г.

Регистрационный N 527

Приложение N 1

Методические указания о порядке составления и оформления рабочей программы целевой инспекции

1. Рабочая программа целевой инспекции (далее - рабочая программа) составляется на основе приведенных в Типовой программе перечней вопросов, в соответствии с намечаемыми целями инспекции, исходя из имеющейся информации о состоянии системы государственного учета и контроля РВ и РАО в организации (актов предыдущих инспекций, предписаний, отчетов организации о текущем состоянии учета и контроля РВ и РАО и т.д.) с обязательным учетом фактических условий и особенностей проведения работ в инспектируемой организации.

2. В рабочей программе должны быть определены:

2.1. Наименование рабочей программы.

2.2. Сроки проведения инспекции.

2.3. Цели проведения инспекции.

2.4. Направления проведения инспекции и перечни подлежащих проверке вопросов по отдельным направлениям.

2.5. Перечень структурных подразделений и служб организации, подлежащих инспектированию.

2.6. Состав информации, которая должна быть подготовлена инспектируемой организацией в виде отчетов, справок и представлена комиссии в установленный программой срок.

3. В части инспектирования системы учета и контроля РВ и РАО в целом в организации в рабочую программу следует включать следующие направления:

3.1. Правомочность организации осуществлять деятельность, связанную с производством, образованием, использованием, переработкой, хранением, захоронением, транспортированием РВ и РАО.

3.2. Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации.

3.3. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО в организации.

3.4. Меры контроля доступа к РВ и РАО.

3.5. Система измерений РВ и РАО и программа контроля качества измерений.

3.6. Передача РВ и РАО.

3.7. Инвентаризация РВ и РАО.

3.8. Учетные и отчетные документы.

3.9. Подготовка и допуск работников (персонала), осуществляющих учет и контроль РВ и РАО.

3.10. Организация и осуществление контроля РВ и РАО в организации.

3.11. Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Службы.

3.12. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.

4. В части инспектирования системы учета и контроля РВ и РАО в подразделении в рабочую программу следует включать следующие направления:

4.1. Постановка на учет и снятие с учета РВ и РАО.

4.2. Меры контроля доступа к РВ и РАО.

4.3. Система измерений РВ и РАО.

4.4. Инвентаризация РВ и РАО.

4.5. Установление наличия РВ и РАО, в том числе с применением технических средств.

5. Предусматриваемые в рабочей программе мероприятия, а также методы и способы их реализации в процессе проведения инспекции должны учитывать соблюдение требований техники безопасности, радиационной безопасности и мер по защите информации.

6. Рабочую программу составляет руководитель, назначенный для проведения инспекции (далее - руководитель комиссии) или по его поручению - один из ее членов.

7. Рабочую программу подписывает руководитель комиссии, утверждает должностное лицо Службы, принявшее решение о проведении целевой инспекции в срок, обеспечивающий своевременное направление рабочей программы в инспектируемую организацию.

Приложение N 2

Методические указания о порядке составления и оформления календарного плана целевой инспекции

1. Календарный план целевой инспекции (далее - календарный план) составляется в виде таблицы со следующими графами: номер по порядку; вопросы, подлежащие инспектированию; дата и время проведения проверки; место проведения проверки; Ф.И.О. инспектора(ов), проверяющего каждый вопрос; Ф.И.О. представителя инспектируемой организации, ответственного за обеспечение проверки каждого вопроса; отметка о выполнении.

2. Кроме проверяемых вопросов в календарный план инспекции должны быть включены:

2.1. Проведение руководителем комиссии организационного совещания с руководством инспектируемой организации, на котором осуществляется:

а) представление членов комиссии и должностных лиц организации, чьи подразделения будут подвергаться инспектированию;

б) доведение целей, задач и сроков проводимой инспекции, решение организационных вопросов;

в) уточнение плана проведения инспекции (какие члены комиссии, когда, где и какие вопросы проверяют и в чьем присутствии);

г) заслушивание информации от должностных лиц инспектируемой организации, которая должна быть заранее подготовлена по вопросам, указанным в программе инспекции.

д) уточнение состояния системы учета и контроля РВ и РАО по ранее представленной информации.

2.2. Проведение руководителем комиссии ежедневных совещаний в конце рабочего дня с заслушиванием членов комиссии о проделанной работе и выявленных нарушениях, с уточнением формулировок выявленных нарушений, причин и условий, способствующих их появлению.

2.3. Доведение до представителя организации, ответственного за обеспечение проведения инспекции, выявленных нарушений за прошедший день, рассмотрение состояния устранения ранее выявленных нарушений.

2.4. Составление акта о результатах инспекции, предписания, а при наличии основания и протокола(ов) об административном(ых) правонарушении(ях).

2.5. Доведение до представителей организации, ответственных за организацию и обеспечение учета и контроля РВ и РАО, проектов акта, предписания и окончательное уточнение выявленных и устраненных в процессе работы комиссии нарушений в учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

2.6. Доведение до руководителя организации результатов инспекции и вручение ему акта, предписания под роспись.

3. Календарный план составляется руководителем комиссии или по его поручению - одним из ее членов и подписывается руководителем комиссии перед ее проведением и может корректироваться по результатам проведенных совещаний перед началом инспекции.

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Гост 12821 80 Допуски и посадки Инструкция по пожарной безопасности Категории дорог Обозначения на электрических схемах Обязанности стропальщика Разрешенная максимальная масса грузового автомобиля Резьба метрическая СП 42 102 2004 Свес кровли плоской полимерной Сортамент металлопроката Сортамент уголков Технологические трубопроводы Удельный вес грунта Условные обозначения на чертежах