герб

ГОСТы

флаг

РД 04-32-2003 Методические указания по осуществлению надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

( ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ )

РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по осуществлению надзора за проектированием и конструированием
управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций

РД -04-32-2003

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Начальника
Госатомнадзора России от
26 декабря 2003 г. №140

ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ
с 1 марта 2004 г.

" госатомнадзор россии
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКИМ
УПРАВЛЕНИЕМ
30 декабря 2003 г.
Регистрационный №439 .

Москва 2003

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС

III. НАДЗОР ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС

III.1. ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ (ПРОЕКТИРОВАНИЕМ) ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ АС

IV. НАДЗОР ЗА КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ

Приложение 1 ПЕРЕЧЕНЬ сокращений, используемых в Методических указаниях

Приложение 2 Объекты надзора на этапах проектирования и конструирования управляющих систем и систем электроснабжения АС

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Методические указания по осуществлению надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций (далее - Методические указания) определяют совокупность и последовательность действий инспекторского состава Госатомнадзора России по осуществлению государственного надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций.

2. Методические указания разработаны в соответствии Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности и Положением об организации государственного надзора за безопасностью, при использовании атомной энергии ( РД-03-43-98).

3. Методические указания обязательны для должностных лиц и работников Госатомнадзора России, осуществляющих государственный надзор (далее - надзор) за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС.

II. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС

4. При осуществлении надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС следует руководствоваться требованиями главы III РД-03-43-98.

5. Предметами надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС являются:

- соблюдение организациями законодательства Российской Федерации в части обеспечения качества выполняемых работ при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС;

- соблюдение организациями требований федеральных, отраслевых, и ведомственных норм и правил в части обеспечения качества выполняемых работ при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС;

- обеспечение организациями необходимого уровня квалификации специалистов, выполняющих проектные и конструкторские работы;

- выполнение организациями условий действия выданных им лицензий Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

6. Правовой и нормативной базой осуществления надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС являются:

- федеральные законы;

- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

- Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности;

- федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии (далее - нормы и правила) и другие нормативные документы;

- условия действия лицензий, выдаваемых Госатомнадзором России на право выполнения работ по проектированию и конструированию оборудования и систем АС;

- руководящие документы Госатомнадзора России.

7. Межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России (далее - округа) должны систематически обобщать результаты надзорной деятельности и использовать их для планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений и отступлений от требований норм и правил при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС.

8. Надзор за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС осуществляют:

- округа;

- отделы по надзору и отделы инспекций округов.

III. НАДЗОР ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС

9. Надзор осуществляется на всех стадиях и этапах проектирования управляющих систем и систем электроснабжения АС.

10. При оценке соответствия проекта системы и/или подсистемы требованиям норм и правил необходимо проверять следующие вопросы:

а) соответствие выполненного проекта техническому заданию на разработку управляющей системы или системы электроснабжения АС, подсистемы и отдельных комплексов систем;

б) выполнение требований по обеспечению безопасности АС в технических заданиях на разработку технических, программно-технических, программных средств и оборудования, входящих в систему/подсистему;

в) наличие и эффективность функционирования программы обеспечения качества проектирования;

г) другие вопросы соблюдения требований безопасности, входящие в компетенцию Госатомнадзора России. При этом особое внимание следует обращать на системы, комплексы и оборудование, отказы которых могут являться исходными событиями аварий, и на оборудование систем безопасности.

11. При оценке соответствия рабочей документации системы и/или подсистемы требованиям норм и правил необходимо проверять следующие вопросы:

а) соответствие рабочей документации на рассматриваемые системы, отдельные составные части этих систем и оборудование для них (включая технические условия на оборудование и приборы, входящие в системы безопасности и системы важные для безопасности), утвержденному проекту;

б) правильность внесения изменений в проектную документацию управляющей системы и системы электроснабжения и оформления извещений об изменении документации.

12. Программы целевых инспекций могут включать в себя проверку:

а) наличия в организации лицензии Госатомнадзора России на проектирование атомных станций в части управляющей системы и системы электроснабжения;

б) выполнения условий действия лицензии Госатомнадзора России на рассматриваемый вид деятельности, а также предписаний, ранее выданных Госатомнадзором России и его округом;

в) организации системы разработки, учета; хранения и обращения проектной документации на бумажных, магнитных и иных носителях информации;

г) обеспеченности НД, сопровождения и корректировки перечня НД и учтенных экземпляров НД;

д) эффективности функционирования программы обеспечения качества проектирования;

е) организации системы обучения и проверки знаний норм, правил и инструкций специалистов, участвующих в разработке проектной документации;

других вопросов, предусмотренных п. 29 РД-03-43-98.

III .1. ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА РАЗРАБОТКОЙ (ПРОЕКТИРОВАНИЕМ) ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ АС

13. Задачей надзора за разработкой (проектированием) программных средств управляющих систем АС является выяснение, как в программных средствах реализуются основные принципы безопасности при использовании атомной энергии.

14. Надзор осуществляется на этапах жизненного цикла ПС, в том числе на следующих этапах:

- спецификация требований к ПС;

- разработка и программирование ПС (рабочее проектирование);

- интеграция ПС в вычислительную систему управления;

- комплексные испытания и сдача в эксплуатацию.

15. Методика надзора заключается в оценке соответствия проектных решений при разработке ПС требованиям норм и правил, которая организуется в соответствии с требованиями РД-03-13-99.

16. Разработчиком документации на ПС должна быть представлена информация по типам ПС, используемым в управляющей системе, в том числе по:

- вновь разрабатываемым ПС специально для применения на АС;

- ранее разработанным ПС общепромышленного применения.

17. В состав документации на ранее разработанные (приобретенные) ПС должны входить:

- документация о пригодности ПС;

- документация по оценке качества ПС;

- документация по оценке эксплуатационного опыта применения (референтность) ПС;

- документация по интеграции в систему и обслуживанию ПС.

18. Должна быть проведена оценка документации по функциональной классификации ПС в соответствии с классом безопасности управляющей (вычислительной) системы, в которую интегрируется ПС.

19. По документации на испытания ПС, интегрированных в вычислительные системы управляющих систем, должна проводиться оценка, в том числе:

- программ и методик испытаний ПС;

- программ и методик предварительных, приемо-сдаточных и приемочных (квалификационных) испытаний ПС, интегрированных в вычислительную систему.

Документация по подтверждению возможности применения ранее разработанных ПС должна соответствовать функциональным, эксплуатационным и архитектурным требованиям спецификации.

IV. НАДЗОР ЗА КОНСТРУИРОВАНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ

20. В рамках осуществления надзора за конструированием оборудования управляющих систем и систем электроснабжения АС проводятся:

а) инспекции деятельности предприятия по конструированию оборудования;

б) контроль за эффективностью функционирования программы обеспечения качества конструирования;

в) оценка соответствия конструкторской документации на оборудование (включая технические условия на оборудование и приборы, входящие в системы безопасности и системы, важные для безопасности) утвержденному техническому заданию;

г) инспекции разрабатываемой конструкторской документации (РД-03-48-99);

д) рассмотрение и оценка КД на соответствие требованиям норм и правил (раздел 4 ОПБ 88/97),

21. Инспекции документации проводятся в рамках сопровождения выданных Госатомнадзором России лицензий. Объем (программа) инспекций определяется с учетом вида проводимой инспекции (целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, информации об уровне обеспечения качества и надежности разрабатываемой продукции.

22. Инспекции деятельности по конструированию программно-технических, технических средств и оборудования проводятся с целью проверки выполнения лицензиатом условий действия лицензии и оценки вопросов обеспечения качества и надежности конструируемого оборудования.

Рабочая программа инспекции должна включать следующие вопросы, подлежащие проверке:

а) выполнение условий действия лицензии Госатомнадзора России на рассматриваемый вид деятельности, а также предписаний, ранее выданных округом;

б) выполнение (и документальное оформление) требований, предусмотренных Условиями поставки импортного оборудования, изделий, материалов и комплектующих для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения Российской Федерации ( РД-03-36-2002);

в) полнота, достаточность и достоверность информации, представляемой организацией в Госатомнадзор России в соответствии с условиями действия лицензии;

г) функционирование системы обеспечения качества при конструировании программно-технических, технических средств и оборудования;

д) наличие, полнота и обновляемость перечня нормативной и технической документации, требования которой учитываются при конструировании оборудования;

е) организация разработки, утверждения, введения в действие, внесения изменений в конструкторскую документацию на всех этапах разработки, включая информацию о системе учетной и отчетной документации;

техническое и программное оснащение организации, верификация и аттестация программных средств;

з) организация взаимодействия с производственным участком организации и организациями, использующими разрабатываемую конструкторскую документацию, для выявления, учета и анализа недостатков этой документации, а также принятия мер по их устранению;

и) организация сбора информации об отказах и дефектах конструируемого оборудования и проведения ее анализа с целью принятия своевременных мер по обеспечению качества оборудования.

Перечень вопросов уточняется в зависимости от конкретных условий деятельности организации и цели проводимой инспекции.

23. Инспекции квалификации работников организации, участвующих в разработке оборудования включают проверку:

а) соответствия организации подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации указанной категории работников установленным требованиям;

б) наличия в организации Положения о проверке знаний НД по безопасности;

в) укомплектованности организации квалифицированными работниками, уровня их образования, квалификации, прохождения специальной подготовки (стажировки).

24. Рассмотрение и оценка разрабатываемой конструкторской документации в ходе целевых или оперативных инспекций на всех этапах конструирования оборудования могут проводиться как на территории организации (непосредственно в ходе инспекции), так и на рабочем месте инспектора.

25. Перечень представляемой на инспекцию конструкторской документации и документов, обосновывающих выполнение требований норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования, для каждой стадии конструирования утверждается руководителем округа.

Документация для проведения инспекции организацией представляется в округ по графику, согласованному руководителем подразделения Госатомнадзора России, Осуществляющего надзор за конструированием оборудования.

26. При рассмотрении и оценке конструкторской документации соответствующее подразделение Госатомнадзора России должно получать от организации и анализировать следующую информацию:

а) количество и характер замечаний к конструкторской документации от изготовителей конструируемого оборудования (в случаях, когда разработчик и изготовитель, разные юридические лица);

б) рекламации от эксплуатирующих организаций и потребителей на конструируемое оборудование, включая информацию об отказах и дефектах (в случаях, когда разработчик и изготовитель одно юридическое лицо);

в) комплекс мер, принятый предприятием по предупреждению вышеуказанных рекламаций и замечаний.

27. Целью рассмотрения конструкторской документации является оценка:

а) соответствия конструируемых программно-технических средств и комплексов, технических средств и оборудования требованиям норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к конструкции, параметрам, качеству и надежности оборудования;

б) достаточности представленных расчетных и экспериментальных обоснований показателей качества и надежности оборудования и необходимости проведения дополнительных обоснований;

в (способности оборудования выполнять свои функции в установленном проектом объеме с учетом воздействия природных явлений, внешних техногенных событий и прочих воздействий;

г) соответствия моделирования испытаний образцов оборудования условиям его эксплуатации.

28. Рассмотрение конструкторской документации включает проверку:

а) соответствия конструкторских решений утвержденному техническому заданию на разработку (конструирование) оборудования;

б) соответствия конструкторской документации (в том числе программ и методик испытаний) требованиям норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к конструкции, параметрам, качеству и надежности оборудования;

в) полноты проведенных испытаний опытных (головных) образцов оборудования и наличия протоколов испытаний;

г) наличия сертификатов соответствия и происхождения для импортных комплектующих изделий с одновременным сопоставлением требований зарубежных (на которые выданы сертификаты) и аналогичных отечественных стандартов;

д) соответствия параметров конструируемого оборудования (по результатам испытаний) утвержденным техническим условиям на изготовление оборудования;

е) правильности внесения изменений в конструкторскую документацию и оформления извещений об изменении документации.

29. Результаты проведенной оценки конструкторской документации отражаются в актах (при проведении оперативных инспекций - в соответствующем журнале). Кроме того, при выявлении нарушений норм и правил должны выдаваться в установленном порядке предписания об устранений этих нарушений.

Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ
сокращений, используемых в Методических указаниях

АС - атомная станция.

АСУ ТП - автоматизированная управляющая система технологическим процессом.

ВВФ - внешние воздействующие факторы.

КД - конструкторская документация.

НД - нормативные документы.

ПС - программное средство.

ПО - программное обеспечение.

ПОК - программа обеспечения качества.

ПТС - программно-техническое средство.

ПТК - программно-технический комплекс.

РД - рабочая документация.

ТС - техническое средство.

ТЗ - техническое задание.

ТУ - технические условия.

ТД - технологическая документация.

УС - управляющая система.

ЭМС - совместимость электромагнитная.

Приложение 2
Объекты надзора
на этапах проектирования и конструирования управляющих систем и систем электроснабжения АС

1. Объектами надзора на этапах проектирования в рамках настоящих Методических указаний являются:

1.1. Управляющие системы АС, в том числе:

• автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП);

• управляющие системы нормальной эксплуатации, важные для безопасности;

• управляющие системы безопасности;

• системы управления и защиты установок и агрегатов;

• системы контроля:

технологических параметров;

параметров внешних воздействующих факторов (метеорологические параметры, сейсмическая обстановка и т.д.);

состояния окружающей среды (радиационный контроль);

• системы диагностики технологического оборудования и строительных конструкций, важных для безопасности.

1.2. Системы электроснабжения АС (СЭ) в составе;

• системы выдачи мощности;

• системы выработки электроэнергии (главная схема блока);

• системы электроснабжения собственных нужд блока нормальной эксплуатации;

• системы надежного питания собственных нужд блока нормальной эксплуатации;

системы аварийного электроснабжения (САЭ).

Объектами надзора на этапах конструирования в рамках настоящих Методических указаний являются:

2.1. Входящие в управляющие системы АС:

• программно-технические комплексы (ПТК);

• программно-технические средства (ПТС);

• средства вычислительной техники (СВТ);

• программные средства (ПС);

• технические средства (ТС);

• первичные, преобразователи (датчики);

• средства оперативно-диспетчерского управления (ОДУ);

• кабельные изделия;

• коммутационная и соединительная аппаратура;

• щитовые и пультовые изделия;

• импульсные трубные проводки;

• запорная арматура, отборные устройства и другое оборудование КИП и А;

• сервоприводы, исполнительные механизмы и другие исполнительные органы;

• электрические герметичные проходки и другое оборудование, средства и материалы.

2.2. Входящие в системы электроснабжения АС:

• электрические генераторы;

• электрические двигатели низкого (0.4-0.6 кВ) и среднего (6.0-10 кВ) напряжения;

• трансформаторы и реакторы преобразовательные низкого, среднего и высокого напряжения;

• комплектные распределительные устройства (КРУ) низкого (0.4-0.6 кВ) и среднего (6.0-10 кВ) напряжения;

• выключатели силовые переменного тока и постоянного тока, выключатели автоматические переменного и постоянного тока;

• электромеханические контакторы и пускатели;

• дизель-электрические генераторы;

• агрегаты и источники бесперебойного питания (АБП);

• статические полупроводниковые преобразователи;

• аккумуляторные батареи;

• выпрямительно-зарядные устройства;

• первичные преобразователи (датчики);

• средства оперативно-диспетчерского управления (ОДУ);

• кабельные изделия;

• шинопроводы;

• коммутационная и соединительная аппаратура;

• щитовые и пультовые изделия;

• электрические герметичные проходки и другое оборудование, средства и материалы.

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Гост 17199 88 Гост 27902 88 Единицы физических величин Календарный план Накладные расходы Перечень работ повышенной опасности Периодичность технического обслуживания Плотность нефтепродуктов Пропускная способность трубы Рмг 29 99 СП 52 101 2003 Санпин столовая Сварка арматуры гост Снип гаражи Состав рабочей документации