герб

ГОСТы

флаг

Причины несчастного случая в конструктивных недостатках сооружения и отсутствии строительного надзора

Причины несчастного случая в конструктивных недостатках сооружения и отсутствии строительного надзора

О.Н. Запольская,

Гл. государственный инспектор труда на железнодорожном транспорте в г. Москве

Производственные здания и сооружения в процессе их эксплуатации должны находиться под постоянным контролем работников, ответственных за сохранность этих объектов. К содержанию производственных зданий и сооружений, эксплуатируемых в условиях воздействия переменных нагрузок и постоянной вибрации, для обеспечения их безопасной эксплуатации, а также продления срока эксплуатации предъявляются повышенные требования.

Правила эксплуатации и ремонта производственных зданий должны соответствовать требованиям ПОТ Р О-14000-004-98 "Положение. Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений", утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики России 12.02.98.

Характерным примером возможности возникновения аварийной ситуации при отсутствии надзора за техническим состоянием производственных зданий и сооружений может служить групповой несчастный случай со смертельным исходом, произошедший 21 декабря 2005 г. в ремонтном вагонном депо Сасово Дирекции по ремонту грузовых вагонов Московской железной дороги (МЖД) - филиала ОАО "РЖД".

ПРОИСШЕСТВИЕ

Во время производства вагоноремонтных работ, после 14.40 в вагоносборочном цехе работники заметили, что с плит перекрытия кровли осыпается штукатурка, а затем внезапно началось обрушение боковой стены и кровли цеха.

В момент обрушения в вагоносборочном цехе находились 19 чел, При эвакуации с места происшествия 13 из них были травмированы элементами падающих перекрытий и оборудования, один (слесарь по ремонту подвижного состава) - смертельно.

Здание вагоносборочного цеха ремонтного вагонного депо Сасово МЖД было построено в 1935 г., в 1954 г. проведена реконструкция депо по проекту, разработанному проектной конторой Московско-Рязанской железной дороги, по которому предусматривалась установка мостового крана грузоподъемностью 3 т.

В соответствии с проектом выполнены работы по полной разборке существовавшего перекрытия и светового фонаря. Установка мостового крана предусматривала наращивание стен по периметру и установку кранового пути с опорой на раскосы, расположенные непосредственно в боковых стенах здания. С момента вышеуказанной реконструкции по настоящее время работ, связанных с изменением конструкции стен и кровли, не производилось,

В 1971 г. в вагоносборочном цехе был установлен кран опорный однобалочный, электрический (кран-балка) грузоподъемностью 5 т.

В 1976 г. институтом "Мосжелдорпроект" разработан проект реконструкции цеха, который предусматривал опирание подкрановых путей кран-балки грузоподъемностью 5 т на отдельно стоящие опоры и жесткое защемление опор металлических ферм в стенах здания. Проект не был реализован.

В 1994 г. в цехе установлена вторая кран-балка грузоподъемностью 5 т. Подкрановые пути проложены на опорах горизонтально-консольного типа, для этого в простенках выполнены ниши, в которые замоноличены горизонтальный двутавр № 20 с подкосом из рельса.

С 1 по 25 октября 2005 г. ООО "Промстроймонтаж" проводил капитальный ремонт кранового пути кран-балок. Техническая документация на крановые пути отсутствует, расчет нагрузок на несущую конструкцию стены с встроенными кронштейнами при использовании двух кран-балок грузоподъемностью 5 т каждая не производился.

Расследованием несчастного случая установлено, что его причинами являются конструктивные недостатки, допущенные при реконструкции здания, и отсутствие систематического строительного надзора за техническим состоянием производственных зданий.

По заключению экспертной комиссии, утвержденному генеральным директором ОАО "ЦНИС", причинами обрушения стены и перекрытия вагоносборочного цеха ремонтного вагонного депо Сасово являются:

- необеспеченная поперечная жесткость здания в целом и неустойчивое состояние упавшей стены из-за отсутствия жестких связей между элементами здания, обусловленные отсутствием анкеровки опорных узлов ферм покрытия, что является нарушением требований СНиП II-22-81* "Каменные и армокаменные конструкции", и установкой в цехе кран-балок грузоподъемностью 5 т взамен предусмотренных проектом кран-балок грузоподъемностью 3 т;

- перегрузка стены в результате:

надстройки сплошных кирпичных стен на 2,8 м (без световых проемов, предусмотренных заданием на проектирование) с устройством светового фонаря из металлоконструкций, нагрузка от которого не учтена в расчетах. Это обусловило увеличение постоянных вертикальных нагрузок и образование временных горизонтальных ветровых нагрузок;

устройства дополнительно подкрановых путей, что обусловило увеличение вертикальных внецентренно приложенных постоянных и временных нагрузок, возникновение временных горизонтальных нагрузок и крутящего момента;

- снижение несущей способности и долговечности материала стены в результате периодического замачивания фундаментов грунтовыми водами, приводящего к водонасыщению и потере кладочным известковым раствором связующих качеств в конструкции фундаментов и цокольной части, а также периодических вибродинамических воздействий на стену от проходящих поездов и работающих механизмов (кран-балок);

- сочетание временных воздействий от предшествующего обильного продолжительного снегопада, превышающих расчетные значения в сочетании с временной ветровой нагрузкой, и от работающей кран-балки.

Таким образом, в результате необеспеченной жесткости здания, неустойчивого состояния наружной несущей стены, перегрузки несущих конструкций, сложившегося сочетания неблагоприятных условий и одновременного воздействия временных нагрузок (нагрузки от работающего кранового оборудования, сверхрасчетной снеговой и ветровой нагрузки, вибродинамического воздействия от проходящего железнодорожного состава) произошло отклонение стены в месте примыкания к стене фермы № 2 от вертикального положения, которое из-за отсутствия поперечных связей и наличия продольной связи (подкрановый путь) перешло в необратимое падение значительного участка стены и обрушение конструкций покрытия.

Нарушены требования следующих нормативных правовых актов.

Нормативные требования охраны труда

Фактическое состояние

СНиП II-22-81* "Каменные и армокаменные конструкции",

утв. постановлением Госстроя СССР от 31.12.81 № 292

6.35 . Каменные стены и столбы должны крепиться к перекрытиям и покрытиям анкерами сечением не менее 0,5 см2

Анкеровка опорных узлов ферм покрытия отсутствовала

ПОТ Р О-14000-004-98 "Положение. Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений",

утв. Департаментом экономики машиностроения Минэкономики России 12.02.98

1.2 . Настоящим Положением надлежит руководствоваться службам, осуществляющим эксплуатацию, ремонт и контроль за техническим состоянием и условиями эксплуатации производственных зданий и сооружений общепроизводственного назначения, включая строительные конструкции, санитарно-технические и энергетические устройства, инженерные коммуникации и благоустройство территории.

На предприятии не сформирована служба технического надзора, обеспечивающая проведение плановых осмотров эксплуатируемых зданий и сооружений с целью выявления недостатков, влияющих на эксплуатационные качества и долговечность конструкций, осуществляющая надзор и контроль за выполнением комплекса организационно-технических мероприятий по эксплуатации.

1.3 . На основе настоящего Положения и с учетом конкретных условий в организации должны быть разработаны инструкции для работников, а также организационные и другие документы по обеспечению безопасности, сохранности и эксплуатационной надежности производственных зданий и сооружений путем надлежащего ухода за ними, своевременного и качественного их ремонта и постоянного технического надзора за состоянием.

На предприятии не разработано положение о порядке проведения плановых осмотров эксплуатируемых зданий и сооружений, не определены ответственные лица из числа руководителей структурных подразделений, на которых возлагается контроль за соблюдением правил эксплуатации и технического содержания зданий и сооружений с целью своевременного обнаружения повреждений, возникающих в процессе эксплуатации зданий.

3.1 . В организации должен быть установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций промышленных зданий и сооружений с целью своевременного обнаружения и контроля за устранением выявленных неисправностей и повреждений, возникающих в процессе эксплуатации.

Не установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций здания вагоносборочного цеха с целью своевременного обнаружения повреждений, возникающих в процессе эксплуатации.

3.2 . Ответственность за соблюдение требований настоящего Положения в цехах (корпусах) и других структурных подразделениях организации должна возлагаться на руководителей этих подразделений.

Не определены ответственные лица из числа руководителей структурных подразделений, на которых возлагается контроль за соблюдением правил эксплуатации и технического содержания зданий и сооружений.

4.1 . Служба технического надзора за состоянием, содержанием и ремонтом строительных конструкций промышленных зданий и сооружений должна формироваться, как правило, в отделе главного механика или в энергомеханическом отделе (ЭМО) и находиться соответственно в подчинении главного механика или начальника ЭМО.

Служба технического надзора, обеспечивающая проведение плановых осмотров эксплуатируемых зданий и сооружений, на предприятии отсутствует.

6.1 . Техническое состояние промышленных зданий и сооружений и уровень их эксплуатации должны определяться в процессе систематических наблюдений и периодических технических осмотров.

Наблюдения и осмотры зданий и сооружений следует проводить согласно Положению о проведении ППР.

Особенно тщательно должны осматриваться места, в которых проводились работы по ремонту и усилению строительных конструкций. Эти места должны быть обозначены, и за ними должен осуществляться регулярный контроль

Технический надзор за состоянием промышленных зданий и сооружений в период эксплуатации на предприятии не организован

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00,

утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 № 98

8.12 . Готовность кранового пути к эксплуатации должна быть подтверждена актом сдачи-приемки кранового пути по форме согласно приложению 12, к которому должны быть приложены результаты планово-высотной съемки

Документы на подкрановые пути после капитального ремонта отсутствуют

Выводы

В ремонтном вагонном депо Сасово Дирекции по ремонту грузовых вагонов МЖД - филиала ОАО "РЖД" не сформирована служба технического надзора, обеспечивающая проведение плановых осмотров эксплуатируемых зданий и сооружений с целью выявления недостатков, влияющих на эксплуатационные качества и долговечность конструкций, осуществляющая надзор и контроль за выполнением комплекса организационно-технических мероприятий по эксплуатации.

В связи с этим не установлен систематический строительный надзор за техническим состоянием несущих и ограждающих конструкций здания вагоносборочного цеха с целью своевременного обнаружения повреждений, возникающих в процессе эксплуатации.

Отсутствие систематического строительного надзора за техническим состоянием производственного здания вагоносборочного цеха не позволило определить изменения, произошедшие в процессе его эксплуатации. Техническое состояние промышленных зданий и сооружений и уровень их эксплуатации определяются в процессе систематических наблюдений и периодических технических осмотров, которые не проводились.

При проведении реконструкции здания, предусматривающей установку мостового крана, устанавливаемые металлические фермы покрытия на несущие стены (узлы опирания металлических ферм) анкерами не закреплялись, в результате чего не обеспечена поперечная жесткость здания. Заложенные при реконструкции здания нарушения требований СНиП II-22-81* не выявлены в процессе его эксплуатации в течение длительного времени из-за отсутствия систематических наблюдений за состоянием несущих конструкций.

В здании установлено не предусмотренное проектом технологическое оборудование. В цехе установлены две кран-балки без проекта и необходимых расчетов нагрузки на несущие стены. Дополнительное устройство подкрановых путей обусловило увеличение вертикальных внецентренно приложенных постоянных и временных нагрузок, возникновение временных горизонтальных нагрузок и крутящего момента. В то же время в ходе эксплуатации в депо не осуществлялись технические осмотры подкрановых конструкций.

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Гост 19034 82 Гост 7 32 2001 Допуски и посадки таблица Максимальная масса транспортного средства Наружные пожарные лестницы требования Нормы выдачи сиз Нормы пробега шин Пособие по проектированию железобетонных конструкций Размеры болтов Размеры транспортерных лент для желобчатых Конвейеров Снип проектирование жилых зданий Схема вентиляции Технологический регламент Требования к пожарным шкафам Ударный ток