Предложения по снегозащитному озеленению автомобильных дорог

Министерство транспортного строительства СССР

Государственный всесоюзный дорожный
научно
- исследовательский институт ( Союздорнии )

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО СНЕГОЗАЩИТНОМУ ОЗЕЛЕНЕНИЮ
АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГ

Балашиха

Московской области

1969

Предисловие

Союздорнии в 1966 - 1967 гг . на основе изучения опыта применения ранее данных им рекомендаций по снегозащитному озеленению и проведенных дополнительных исследований целесообразных конструкций и схем размещения новых насаждений , способов повышения эффективности ранее созданных насаждений , требующих усиления , и проведения рубок ухода в придорожных снегозащитных лесных полосах разработал новые предложения по снегозащитному озеленению автомобильных дорог .

В « Предложениях » нашли отражение результаты изучения производственного опыта снегозащитного озеленения автомобильных дорог , данные обследования дорожных насаждений , специальных снегомерных и анемометрических наблюдений , а также материалы изучения на пробных площадях особенностей роста деревьев и кустарников в специфических условиях придорожных снегозащитных насаждений .

Предложения составлены инж . В . Д . Казанским и канд . техн . наук Г . В . Бялобжеским .

При составлении « Предложений » использованы материалы , подготовленные канд . с .- х . наук Г . И . Матякиным . В проведении опытных работ принимали участие Г . И . Матякин , В . Д . Казанский и работники дорожно - эксплуатационной службы Минавтошосдора РСФСР .

Замечания и предложения просьба присылать по адресу : Московская обл ., Балашиха -6, Союздорнии .

Зам . директора Союздорнии

по научной работе

канд. техн. наук                  Ю. Мотылев

Общие положения

1 . На автомобильных дорогах Советского Союза защитные лесонасаждения с каждым годом находят более широкое применение как экономичное и надежное средство борьбы со снежными заносами .

В настоящее время темпы создания новых придорожных лесных полос значительно отстают от темпов роста протяженности сети автомобильных дорог . По данным на 1 января 1965 года в РСФСР две трети всех снегозаносимых участков дорог не имеют защитных лесных полос , что во многих случаях приводит к перерывам в работе грузового и пассажирского автомобильного транспорта и значительно удорожает зимнее содержание автомобильных дорог .

2 . Метелевые зимы 1966 - 1968 гг ., вызвавшие снежные заносы на отдельных важных магистралях , показали , что наиболее сильные заносы образуются на участках дорог , где снегозащитные насаждения отсутствуют или находятся в неудовлетворительном состоянии .

Это обстоятельство вызывает необходимость дальнейшего улучшения снегозащитного озеленения автомобильных дорог .

3 . Союздорнии ранее были разработаны основные рекомендации по снегозащитному озеленению :

а ) конструкции и схемы размещения снегозащитных лесных полос , вошедшие в « Технические правила содержания и ремонта автомобильных дорог » ВСН 22-63 Минавтошосдора РСФСР и в « Указания по производству изысканий и проектированию лесонасаждений вдоль автомобильных дорог » ВСН 33-66 Минавтошосдора РСФСР ;

б ) предложения по повышению эффективности существующих снегозащитных лесных полос , требующих усилений , изданные Союздорнии в 1964 г .;

в ) « Указания по проведению рубок ухода в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог » ВСН 1 8 - 6 2 Минавтошосдора РСФСР .

Все эти разработки Союздорнии внедряются дорожной службой при создании и эксплуатации снегозащитных лесных полос . Однако выявилась необходимость внести некоторые коррективы в данные ранее рекомендации .

4 . Практика проектирования и создания новых снегозащитных лесонасаждений на автомобильных дорогах по схемам Союздорнии показала , что во многих районах европейской части РСФСР , где объемы снегопереноса превышают 100 м3 / пог . м , нередко возникают трудности с отводом земельной площади под насаждения .

Прежние рекомендации Союздорнии по конструкциям и схемам размещения снегозащитных насаждений , включенные в « Технические правила » ВСН 22-63, предусматривают защиту от снежных заносов сравнительно узкими лесными полосами шириной до 12,5 м , состоящими из четырех - шести рядов деревьев и кустарников .

В условиях снегопереноса до 100 м3 / пог . м применяется одиночная лесная полоса , а при объемах снегопереноса до 150 - 250 м3 / пог . м - система снегозащиты из двух лесных полос с разрывом между ними в 30 - 35 м . В зависимости от объемов снегопереноса придорожную лесную полосу было рекомендовано располагать на расстоянии 30 - 50 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги , учитывая необходимую площадь для размещения заветренной части снежного шлейфа между полосой и дорогой . Под такие насаждения приходится отводить значительные площади пахотной земли , что вызывает возражения со стороны сельскохозяйственных органов и землепользователей .

5 . Указанное обстоятельство вызвало необходимость поиска новых решений , которые давали бы возможность создавать эффективно работающие насаждения , занимая меньшие площади земли .

Следовало внести коррективы и в предложения по повышению эффективности существующих насаждений , требующих усиления . К таким насаждениям относятся снегозадерживающие лесные полосы , обычно состоящие из шести - восьми рядов деревьев и кустарников , при общей ширине полосы около 7 м . Наблюдения показали , что главный недостаток этих насаждений - слишком близкое их расположение относительно дороги (15 - 20 м и менее ). При таком расположении узких лесных полос , даже если они имеют плотную конструкцию и находятся в хорошем состоянии , снежный шлейф , образующийся с заветренной стороны , не выходит на дорогу только при небольших объемах снегопереноса ( не более 25 м3 / пог . м ). При увеличении объемов снегопереноса свыше 25 м3 / пог . м заветренный снежный шлейф выходит на дорожное полотно , так как ширина его становится больше расстояния посадок от дороги .

6 . В прежних рекомендациях Союздорнии предлагал в условиях снегопереноса объемом до 75 м3 / пог . м усиливать существующие насаждения посадкой со стороны поля трех - четырех рядов низкокронных деревьев и кустарников с интервалом в 5 - 7,5 м между дополнительной и существующей лесными полосами .

При объемах снегопереноса до 120 м3 / пог . м было рекомендовано создавать дополнительную четырех - шестирядную лесную полосу на расстоянии 25 - 35 м от существующих насаждений , а при больших объемах снегопереноса - две и более дополнительные лесные полосы из расчета , что каждая дополнительная полоса задержит 75 м3 / пог . м снега .

7 . Наблюдениями за снегозащитной работой двухполосных систем насаждений , в которых полевая полоса устроена в соответствии с прежними рекомендациями Союздорнии как дополнительная с целью усилить существующие насаждения , было установлено , что , несмотря на наличие дополнительной полосы , снежные шлейфы все же выходят на проезжую часть дороги , создавая в отдельных случаях сильные заносы на дорогах .

8 . Выяснилось также , что во многих дорожно - эксплуатационных хозяйствах до последнего времени недооценивают мероприятия по уходу за снегозащитными насаждениями после сдачи их в эксплуатацию . Работы по уходу за лесными полосами обычно прекращают после смыкания крон деревьев и кустарников , т . е . спустя 3 - 4 года после их посадки . Недооценивают рубки ухода и как метод направленного воздействия на рост деревьев и кустарников с целью улучшить снегозадерживающие свойства лесных полос и усилить их работоспособность.

9 . Часто рубки ухода в снегозащитных насаждениях не находят широкого применения из - за отсутствия опыта их проведения и молодого возраста насаждений . Сравнительно небольшое число рядов деревьев и кустарников в придорожных насаждениях и недостаточное удаление лесных полос от дороги часто вызывают опасения лесоводов , что рубки могут ослабить защитные свойства лесных полос и нарушить их работоспособность .

Эти обстоятельства потребовали проведения дополнительных исследований для выявления способов устранения указанных недостатков .

10 . Основные наблюдения за снегозадерживающей работой насаждений были проведены на автомобильной дороге Москва - Куйбышев , в пределах Пензенской области , где объемы снегопереноса в отдельные годы достигают 250 м3 / пог . м и более . На этой дороге есть опытные и производственные снегозащитные лесные полосы , как одиночные , так и дополнительные , созданные на большом протяжении дороги по схемам и рекомендациям Союздорнии еще в 1959 - 1961 гг . Здесь же имеются опытные участки конструктивных рубок ухода , проведенных в различных вариантах в 1960 - 1961 гг ., за которыми периодически велись специальные наблюдения .

В период зимних наблюдений 1966 - 1967 гг . на отдельных участках дороги Москва - Куйбышев объемы снегоотложений составили 250 - 260 м3 / пог . м , что позволило судить о работоспособности различных насаждений при максимальных нагрузках .

Проведенные в этих условиях исследования снегопереноса выявили , что можно расширить пределы применения как одиночных лесных полос , так и систем двухполосных насаждений при значительном объеме снегопереноса .

11 . Снегомерные и анемометрические наблюдения на автомобильной дороге Москва - Куйбышев в 1966 и 1967 гг . показали , что даже молодые лесные полосы , созданные по рекомендациям Союздорнии , не только являются вполне надежной защитой автомобильных дорог от снежных заносов , но и способны задерживать гораздо большее количество снега , чем это предусматривалось раньше . При достаточном удалении от бровки земляного полотна такие лесные полосы , имея высоту древесного яруса в 3,5 - 4,5 м , способны задержать около 150 м3 / пог . м , что дает возможность в условиях снегопереноса до 150 м3 / пог . м отказаться от применения двухполосных схем размещения насаждений , заменив их однополосными схемами .

Одиночные лесные полосы следует размещать на достаточных расстояниях от дороги , чтобы шлейф не выходил на дорожное полотно .

12 . Исследованиями также было установлено , что при объемах снегопереноса более 150 м3 / пог . м в двухполосных системах величина разрывов в 30 - 35 м между лесными полосами недостаточна для эффективного снегозадержания и ее необходимо увеличить до 50 м . В этом случае система из двух шестирядных лесных полос способна задерживать до 250 м3 / пог . м снега при размещении придорожной полосы на расстоянии 50 м от бровки дорожного полотна .

13 . Результаты рубок ухода в снегозащитных насаждениях , помимо дороги Москва - Куйбышев , проверяли также на дороге Москва - Рига ( в пределах Московской области ), Рязанском , Каширском и Ярославском шоссе , где рубки ухода в придорожных лесных полосах проводили ежегодно в значительных объемах . Такие насаждения обследовали на протяжении около 350 км дорог .

14 . Для проверки прежних рекомендаций Союздорнии по рубкам ухода , особенно в отношении новых видов конструктивных рубок , на специальных опытных участках дополнительно изучали состояние насаждений после рубок ухода . Одновременно исследовали вопросы порослевой способности деревьев и кустарников с учетом их взаимного влияния и особенностей роста в специфических условиях снегозащитных насаждений , так как опыт применения « Указаний » ВСН 18 - 62 показал , что отдельные положения в прежних рекомендациях требуют существенных дополнений и уточнений .

Порослевое возобновление насаждений после рубок ухода в них и его особенности , в зависимости от различных условий , изучали на 14 постоянных пробных площадях .

15 . Обследование снегозащитных насаждений и исследования , проведенные на опытных и производственных участках рубок ухода , показали , что рубки , выполненные в соответствии с « Указаниями » ВСН 18-62, обеспечивают надежное порослевое возобновление древесных и кустарниковых пород , биологическую устойчивость насаждений , улучшают конструкцию лесных полос и усиливают их снегозащитные свойства .

Было также установлено , что на автомобильных дорогах РСФСР значительные площади снегозащитных насаждений в силу биологических особенностей роста деревьев и кустарников нуждаются в немедленном проведении рубок ухода и других лесокультурных мероприятий , направленных на сохранение и усиление снегозащитных свойств придорожных насаждений .

Ежегодно с увеличением возраста лесных полос увеличивается площадь насаждений , нуждающихся в рубках ухода . Однако в снегозащитных насаждениях вдоль автомобильных дорог РСФСР рубки ухода проводят в недостаточных масштабах , на небольших площадях и часто без соблюдения правил эксплуатации снегозащитных насаждений .

Поэтому в настоящее время необходимо значительно увеличить ежегодные объемы работ по рубкам ухода в защитных лесных полосах и осуществлять их в соответствии с « Указаниями » ВСН 18-62 и настоящими « Предложениями ».

I . Конструкции и схемы размещения снегозащитных насаждений

16 . При проектировании и создании снегозащитных насаждений вдоль автомобильных дорог рекомендуется применять следующие три основные вида снегозащитных лесонасаждений ( рис . 1 ):

I - двухрядную живую изгородь при W до 25 м3/пог . м ;

II - шестирядную лесную полосу при W до 50 - 15 0 м3 / пог . м ;

III - систему из двух шестирядных лесных полос при W до 250 м3 / пог . м .

Рис . 1 . Рекомендуемые схемы снегозащитных насаждений для автомобильных дорог .

1 - высококронные деревья; 2 - низкокронные деревья ; 3 - высокие кустарники ; 4 - низкие кустарники

17 . Схемы размещения насаждений в зависимости от объемов снегопереноса показаны на рис . 1 , а расстояние от бровки земляного полотна до придорожной лесной полосы , ширина лесных полос и другие показатели приведены в табл . 1 .

Таблица 1

№ схемы на рис . 1

Расчетный объем снегопереноса W , м3/по г . м

Расстояние от бровки земляного полотна до насаждений l , м, не менее

Ширина разрыва между насаждениями в двухполосной схеме l , м

Ширина насаждения l , м , не менее

Число лесных полос

Число рядов в полосе

I

25

20

-

2,5

1

2

II

50

30

-

7,5 - 12,5

1

4 - 8

100

50

-

12,5

1

6 - 8

150

65

-

12,5

1

6 - 8

III

250

50

50

12,5

2

6 - 8

Примечания : 1. При объеме снегопереноса до 50 м3 / пог . м можно применять четырехрядную лесную полосу по схеме , приведенной в « Технических правилах » ВСН 22-63.

2 . При необходимости допускается удаление насаждений от бровки дороги на большее расстояние , чем указано в таблице , но не свыше 80 м .

II . Повышение эффективности существующих снегозащитных насаждений, требующих усиления

18 . Схемы усиления насаждений показаны на рис . 2 х) . При объемах снегопереноса 25 м3 / пог . м и менее существующую полосу рекомендуется усилить посадкой с полевой стороны живой изгороди из двух рядов высоких кустарников .

х) Предложенные схемы усиления существующих насаждений подлежат опытной проверке .

19 . При объемах снегопереноса 25 - 50 м3 / пог . м необходимо уширять существующие насаждения с полевой стороны посадкой дополнительных рядов деревьев и кустарников с таким расчетом , чтобы расстояние первого ( ближнего к полю ) ряда от дороги было не менее 37,5 м .

20 . При объемах снегопереноса 50 - 150 м3 / пог . м , помимо уширения существующей полосы , выполняемого так же , как и в предыдущей схеме , со стороны поля рекомендуется сажать новую дополнительную полосу с таким расчетом , чтобы от первого ( ближнего к полю ) ряда дополнительной полосы до бровки дороги было обеспечено расстояние 62,5 и 77,5 м , соответственно величине снегопереноса .

21 . При объеме снегопереноса 150 - 250 м3 / пог . м рекомендуется создавать трехполосную систему , причем две ближайшие к дороге полосы должны иметь такую же конструкцию и размещаться одна относительно другой на тех же расстояниях , как и в схеме , рассчитанной на задержание 100 м3 снега на 1 пог . м. Третью полосу ( дополнительную ) рекомендуется размещать на расстоянии 50 м от второй полосы в сторону поля . Она рассчитана на объем снегозадержания 150 м3 / пог . м .

22 . Во всех предложенных схемах усиления первый ( ближней к полю ) ряд насаждений удален от бровки до роги на такое же расстояние , как и в схемах создания новых насаждений ( см . раздел 1 ), применительно к тем же объемам снегопереноса .

Рис . 2 . Рекомендуемые схемы усиления существующих снегозащитных насаждений для автомобильных дорог .

1 - существующая лесополоса ; 2 - высококронные деревья ; 3 - низкокронные деревья ; 4 - высокие кустарники ; 5 - низкие кустарники

23 . Показанные на схемах параметры l 1 , l 2 , d зависят от ширины существующей полосы и ее расстояния до дороги . Примерные значения этих параметров при расстоянии от дороги до существующей полосы 15 и 20 м и ее ширине 7 м приведены в табл . 2 .

III . Проведение рубок ухода в снегозащитных насаждениях

24 . Для правильного планирования и осуществления лесохозяйственных и лесокультурных работ при эксплуатации насаждений , предлагается в ближайшие 1 - 2 года провести детальную инвентаризацию всех существующих снегозащитных насаждений с оценкой их защитных свойств , возраста и состояния древесных и кустарниковых пород .

25 . При инвентаризации необходимо определить перечень работ , способы и сроки их проведения , обращая особое внимание на назначение рубок ухода за кустарниками как в опушечных , так и во внутренних рядах насаждений своевременной рубкой их « на пень ».

26 . При определении очередности работ в первую очередь рубки ухода необходимо назначать в насаждениях , где они своевременно не проводились , и в наиболее опасных снегозаносимых местах .

27 . Для создания плотных опушек и максимально загущенных в нижнем ярусе снегозащитных лесных полос , а также в цепях омоложения кустарников и деревьев рекомендуется рубка их « на пень ».

Стрижку кустарников в снегозащитных насаждениях следует применять в исключительных случаях и только в опушечных рядах .

28 . Рубку древесных пород « на штамб », т . е . срезку деревьев на высоте 1,5 - 2 м от земли для создания плотного древесного яруса , можно проводить и для понижения высоты полосы .


Таблица 2

№ схемы на рис . 2

Расчетный объем снегопереноса , м3 / пог . м

Расстояние от бровки дороги до существующих насаждений , l , м

Необходимое число лесных полос , шт .

Минимальная ширина лесных полос ( без закраек ), м

Расстояние от 1 ряда по левой опушке насаждений до бровки , м

Ширина разрывов между полосами ( без закраек ), м

Дополнительное количество рядов при междурядьях в 2 ,5х)

Размер уширения придорожной полосы d , м

всего

дополнительных

придорожной ( в )

дополнительных (а)

придорожной полосы

полевой полосы

l 1

l 2

у придорожной полосы

в дополнительных полосах

I

25

20

1

-

2,5

-

22,5

-

-

-

2

-

-

15

1

-

7,5

-

22, 5

-

-

-

2

-

-

II

50

20

1

-

17,5

-

37,5

-

-

-

4

-

10,5

15

1

-

22,5

-

37,5

-

-

-

6

-

15,5

III

100

20

2

1

17,5

12,5

39,0

62,5

10

-

5

6

12,0

15

2

1

22,5

12,5

39,0

62,5

10

-

7

6

17,0

IV

150

20

2

1

17,5

12,5

39,0

77,5

25

-

5

6

12,0

15

2

1

22,5

12,5

39,0

77,5

25

-

7

6

17,0

V

250

20

3

2

17,5

12,5

39,0

124,5

50

10

5

6

12,0

15

3

2

22,5

12,5

39,0

124,5

50

10

7

6

17,0

х ) Эти и все последующие данные приведены для существующей лесной полосы шириной 7 м .


Рубку деревьев « на штамб » в придорожных насаждениях необходимо периодически повторять через 5 - 8 лет в зависимости от степени изреживания порослевых побегов в кронах деревьев .

28 . При рубке деревьев « на штамб » нужно удалять двойчатки , тройчатки и все боковые сучья , размещенные на стволе дерева ниже основного среза , вырезкой их « на кольцо ». Одновременно вырубают « на пень » больные , усыхающие , сухостойные кустарники и деревья , т . е . проводят санитарную рубку .

В случае необходимости проведения рубок « на штамб » ранней весной , при высоком снежном покрове в лесной полосе , обрезка боковых ветвей , удаление двойчаток и санитарная рубка должны быть проведены в летне - осенний период предшествующего года или сразу же после таяния снега до массового появления поросли .

30 . При повторных ру бках « на штамб » рекомендуется срезать при первой повторной рубке все порослевые побеги кроны на расстоянии 5 - 10 см выше места их прикрепления к штамбу , а при последующих - выше предыдущего среза .

31 . Рубки « на штамб » и « на пень » для получения густой и надежной поросли необходимо проводить сплошными продольными лесосеками , вырубая одновременно либо все ряды полностью , либо в два приема , начиная с придорожной части лесной полосы .

32 . Срок примыкания лесосек для древесных пород при рубке их « на штамб » 1 - 2 года , а для кустарников и деревьев при их рубке « на пень » - 2 - 3 года в зависимости от лесорастительных условий .

33 . Рубка « на пень » единичных рядов , особенно деревьев , во внутренней части насаждений с расчетом на порослевое возобновление допускается только в исключительных случаях при достаточной для нормального роста и развития поросли освещенности под пологом насаждения .

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СНЕГОЗАЩИТНОМУ ОЗЕЛЕНЕНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ . Союздорнии , Балашиха Московской обл ., 1969.

В « Предложениях » даны новые рекомендации по применению однополосных схем снегозащитных насаждений при объемах снегопереноса до 150 м3 / пог . м вместо действующих двухполосных схем ; расширена область применения двухполосных насаждений в условиях объемов снегопереноса до 250 м3 / пог . м с указанием необходимых параметров лесных полос и их расстояний от дороги , а также рекомендации по усилению существующих снегозащитных насаждений созданием дополнительных лесных полос с одновременным уширением придорожных насаждений посадкой с полевой стороны нескольких рядов кустарников и деревьев .

В « Предложениях » приведены рекомендации по технологии рубок ухода в придорожных снегозащитных насаждениях и даны сроки и способы проведения конструктивных и возобновительных рубок на « пень » и на « штамб ».

Илл . - 2, табл . - 2.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 1

Общие положения . 1

I. Конструкции и схемы размещения снегозащитных насаждений . 4

II. Повышение эффективности существующих снегозащитных насаждений, требующих усиления . 5

III. Проведение рубок ухода в снегозащитных насаждениях . 7