герб

ГОСТы

флаг

Правила Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений

Приказ Минтранса РФ от 24 июля 2002 г. N 101

О реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений

В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589) и во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4794) и от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст.2241) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений.

2. Возложить на федеральное государственное учреждение "Российский Речной Регистр" проведение проверок за соблюдением эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности судоходных гидротехнических сооружений, ведение отраслевого раздела Российского регистра гидротехнических сооружений.

Министр                                           С. Франк

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июля 2002 г.

Регистрационный N 3634

Правила
проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений

I. Общие положения

II. Организация государственного надзора за безопасностью СГТС

III. Проверки СГТС

IV. Разработка и проведение экспертизы деклараций безопасности

V. Учет и анализ результатов надзора и контроля за безопасностью СГТС

I. Общие положения

1. Правила проведения надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"*(1) (далее - Закон) и во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений"*(2), от 20 мая 1998 г. N 466 "О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации"*(3) и от 6 ноября 1998 г. N 1303 "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений"*(4).

Настоящие Правила определяют организацию и проведение надзора и контроля за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС).

2. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.

Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном Законом.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

II. Организация государственного надзора за безопасностью СГТС

3. Государственный надзор за безопасностью СГТС обеспечивает Минтранс России (далее - орган надзора).

4. Орган надзора выполняет следующие функции:

- организация разработки и утверждение правил безопасности СГТС, утверждение критериев их безопасности;

- организация проверок СГТС;

- выдача предписаний об обеспечении безопасности СГТС, а также предписаний о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации СГТС;

- установление во взаимодействии с МЧС России перечня экспертных центров, имеющих право проведения экспертизы деклараций безопасности СГТС, дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности СГТС и методики их составления, формы деклараций безопасности, перечня подлежащих декларированию объектов, графика представления деклараций безопасности;

- установление квалификационных требований к специалистам, включенным в состав экспертных комиссий, определение порядка формирования и регламента работы экспертных комиссий, организация обучения экспертов и обмена опытом их работы;

- рассмотрение деклараций безопасности СГТС и заключений экспертных комиссий, их утверждение;

- выдача разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации СГТС, либо на его консервацию или ликвидацию;

- формирование и ведение отраслевого раздела Регистра гидротехнических сооружений (далее - Регистр СГТС) и базы данных деклараций безопасности СГТС;

- согласование использования территорий СГТС, русел рек и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для осуществления хозяйственной или иной деятельности;

- участие в размещении СГТС, согласовании заданий на проектирование, проектов строительства и реконструкции СГТС, контроле качества их строительства, приемке в эксплуатацию, а также в согласовании правил эксплуатации СГТС;

- участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области безопасности СГТС;

- иные функции, предусмотренные законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

5. Организация, осуществление, координация и контроль мероприятий, направленных на обеспечение надзора за безопасностью СГТС, возлагаются на Департамент внутренних водных путей (далее - ДВВП).

6. При осуществлении надзора и контроля за безопасностью СГТС проводятся проверки деятельности эксплуатирующих и подрядных организаций при эксплуатации СГТС, их строительстве, реконструкции, восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности СГТС.

Проверки проводятся должностными лицами федеральных государственных учреждений, подведомственных Минтрансу России, перечень которых определяется в установленном Министерством порядке.

По результатам проверок оформляются акты, в которых дается заключение о соответствии состояния СГТС декларации безопасности и назначаются мероприятия, направленные на устранение нарушений норм и правил безопасности СГТС, а также условий лицензий, необходимых при осуществлении деятельности по их проектированию, строительству и эксплуатации. Кроме того, в акте указываются:

- данные о проверяемом объекте и эксплуатирующей организации;

- дата и место проведения проверки;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку;

- сведения о выявленных нарушениях;

- сведения об ознакомлении с актом представителя эксплуатирующей организации, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, и акт подписывается должностным лицом (лицами), проводившим проверку.

При наличии нарушений норм и правил безопасности СГТС ДВВП может принять решение о приостановлении или прекращении строительства, реконструкции, восстановления, консервации или ликвидации гидротехнических сооружений, а также об аннулировании разрешения на эксплуатацию.

7. Декларация безопасности СГТС или заявление эксплуатирующей организации (в установленных законодательством Российской Федерации случаях) является основанием для государственной регистрации гидротехнического сооружения. При внесении последнего в Регистр СГТС эксплуатирующей организации направляется письменное извещение о регистрации СГТС и присвоении ему соответствующего кода.

8. После утверждения декларации безопасности СГТС ДВВП выдает эксплуатирующей организации разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его реконструкцию, восстановление, консервацию или ликвидацию.

9. При аннулировании разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС его безопасность обеспечивается эксплуатирующей организацией в соответствии с предписанием ДВВП. При этом эксплуатирующая организация разрабатывает и выполняет мероприятия по устранению причин, приведших к аннулированию разрешения на строительство и эксплуатацию СГТС.

Обеспечение безопасности СГТС, которое подлежит консервации или ликвидации, осуществляется эксплуатирующей организацией в соответствии с разрешением на консервацию или на вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения с целью его ликвидации, а также в соответствии с предписанием ДВВП о консервации или ликвидации СГТС.

10. Надзор и контроль за безопасностью СГТС осуществляются государственными инспекторами, которые при осуществлении своих функций имеют право:

- беспрепятственно посещать СГТС, знакомиться с материалами по вопросам их безопасности и организации технического контроля;

- рассматривать в пределах своей компетенции случаи нарушения норм и правил безопасности СГТС;

- давать обязательные для исполнения эксплуатирующими организациями предписания об обеспечении безопасности СГТС и контролировать их исполнение в установленные сроки;

- проверять деятельность физических и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию водохозяйственных объектов либо ведущих хозяйственную или иную деятельность в руслах рек, каналов и на прилегающих к ним территориях и акваториях в границах гидроузла, если такая деятельность может оказывать неблагоприятное воздействие на безопасность СГТС.;

- участвовать в работе комиссий по приемке СГТС в эксплуатацию, расследовании причин аварий, аварийных происшествий и чрезвычайных ситуаций, а также во внеочередных осмотрах и комиссионных обследованиях, организуемых эксплуатирующими организациями;

- получать от эксплуатирующих организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на них функций.

Перечень должностных лиц, осуществляющих надзор и контроль за безопасностью СГТС, определяется в установленном Минтрансом России порядке.

11. Лица, осуществляющие надзор и контроль за безопасностью СГТС, несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей и за правильное использование предоставленных им прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Проверки СГТС

12. На СГТС могут проводиться инспекционные, общие и целевые проверки.

13. Инспекционные проверки выполняются в случаях, когда при рассмотрении ДВВП декларации безопасности и заключения экспертной комиссии выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении уровня безопасности СГТС.

14. Общие и целевые проверки выполняются в соответствии с планом, утвержденным ДВВП. Для проведения проверок могут привлекаться подведомственные органу надзора государственные учреждения с учетом их функций и компетенции.

15. Общая проверка проводится на эксплуатируемом объекте один раз в год с целью оценки соблюдения норм и правил безопасности СГТС.

16. Эксплуатирующая организация перед общей проверкой готовит справку об изменении характеристик СГТС по позициям информационных материалов, которые предусмотрены Инструкцией о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений*(5). Достоверность этих данных подтверждается в ходе проверки.

17. Общая проверка проводится по базовой программе ( приложение к настоящим Правилам), в которую могут вноситься дополнения, обусловленные необходимостью проверки информационных данных о СГТС и соответствия фактического состояния сооружения декларации безопасности.

18. На основании акта общей проверки в установленном порядке вносятся, при необходимости, изменения в Регистр СГТС.

19. Задачей целевых проверок является оценка обеспечения эксплуатирующими и подрядными организациями безопасности строящихся, эксплуатируемых, реконструируемых, восстанавливаемых, консервируемых или ликвидируемых СГТС, а также оценка условий лицензий на виды деятельности, осуществляемые на этих сооружениях. На сооружениях с уровнем безопасности ниже нормального могут проводиться целевые проверки по основным позициям базовой программы.

20. Сроки проведения (периодичность) целевых проверок устанавливаются планом в зависимости от состояния сооружения и уровня его безопасности, графика ремонтно-восстановительных и строительно-монтажных работ, сроков выполнения эксплуатирующими и подрядными организациями мероприятий по обеспечению безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности, актах предыдущих проверок, рекомендациях комиссий по осмотрам и обследованиям, а также от других факторов.

21. Первая целевая проверка эксплуатируемого СГТС проводится перед его внесением в Регистр СГТС. Целью этой проверки является оценка полноты и качества информационных материалов о сооружении, представленных эксплуатирующей организацией. С учетом результатов проверки в установленном порядке сооружение включается в Регистр СГТС.

IV. Разработка и проведение экспертизы деклараций безопасности

22. Перечень подлежащих декларированию объектов со сроками составления деклараций безопасности и перечень экспертных центров устанавливаются ДВВП во взаимодействии с МЧС России и утверждаются приказом Минтранса России. Контроль сроков представления деклараций безопасности осуществляет ДВВП.

23. Декларация безопасности представляется декларантом в экспертный центр, имеющий право проведения государственной экспертизы деклараций безопасности СГТС.

24. После проведения в установленном порядке экспертизы декларации безопасности экспертный центр направляет экспертное заключение (два экземпляра) и декларацию в ДВВП. Контроль сроков проведения экспертизы осуществляет ДВВП. Заключение экспертной комиссии приобретает статус заключения государственной экспертизы декларации безопасности после его утверждения ДВВП.

25. В случае отрицательного заключения экспертизы ДВВП возвращает декларацию безопасности и один экземпляр экспертного заключения декларанту, который имеет право в установленном порядке потребовать проведения повторной государственной экспертизы.

26. При положительном заключении экспертизы ДВВП выносит решение об утверждении декларации безопасности.

Утвержденные оригиналы (подлинники) декларации безопасности и разрешения на эксплуатацию (ввод и вывод из эксплуатации, консервацию, ликвидацию) с установленным сроком их действия, заключения экспертизы ДВВП направляет декларанту. Последний представляет копии декларации безопасности, разрешения и заключения экспертизы в подведомственное органу надзора государственное учреждение, которое ведет базу данных деклараций безопасности, производит анализ результатов декларирования СГТС, готовит предложения по дополнительным требованиям к содержанию декларации безопасности, методике ее составления и формам представляемых материалов.

V. Учет и анализ результатов надзора и контроля за безопасностью СГТС

27. Результаты надзора и контроля за безопасностью СГТС должны учитываться, обобщаться и анализироваться в целях разработки и реализации мероприятий по обеспечению безопасности СГТС.

28. Учету и анализу подлежат:

- акты, выдаваемые по результатам проверок;

- уведомления эксплуатирующих организаций об устранении нарушений норм и правил безопасности СГТС;

- результаты деятельности, проводимой в соответствии с настоящими Правилами;

- сведения о состоянии безопасности СГТС по результатам работы за год;

- сведения о ходе декларирования безопасности СГТС и предложения о необходимости корректировки графика декларирования.

29. При проведении анализа результатов надзора и контроля следует:

- классифицировать выявленные нарушения безопасности по принадлежности к конкретному виду СГТС, классу, нормативным правовым, нормативно-техническим и другим актам в области обеспечения безопасности;

- учитывать и обобщать результаты расследований нарушений норм и правил безопасности СГТС, делать выводы о причинах и условиях установленных нарушений;

- устанавливать причины невыполнения назначенных мероприятий, направленных на устранение нарушений норм и правил безопасности СГТС, и подводить результаты принятых мер по их исполнению;

- формулировать комплекс проблемных вопросов по обеспечению безопасности СГТС;

- давать характеристику состояния безопасности СГТС, находящихся на балансе Бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте и федерального унитарного предприятия "Канал имени Москвы".

——————————————————————————————

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4794.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст.2241.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 46, ст.5698.

*(5) Утверждена МПР России, Минтопэнерго России, Минтрансом России и Госгортехнадзором России, N 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а, зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 5 августа 1999 г., регистрационный N 1858.

Приложение

к Правилам

Базовая программа общей проверки судоходных гидротехнических сооружений

Проверка судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) осуществляется по следующим позициям:

1) наличие разрешительной и технической документации;

2) оснащенность СГТС контрольно-измерительной аппаратурой (КИА);

3) организация технического контроля состояния СГТС;

4) состояние СГТС;

5) выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС;

6) готовность к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций.

1) Наличие разрешительной и технической документации

Проверяется наличие разрешения на эксплуатацию СГТС, а также соответствие наличия, комплектации, сроков действия и порядка ведения технической документации требованиям действующих руководящих документов.

2) Оснащенность СГТС контрольно-измерительной аппаратурой (КИА)

Проверяются:

- соответствие количества и номенклатуры работоспособной КИА проекту;

- оценка достаточности имеющейся КИА для осуществления надежного контроля состояния СГТС и своевременного выявления повреждений и процессов, которые могут привести к аварийной ситуации;

- выполнение графика проверок КИА и ее метрологического контроля.

3) Организация технического контроля состояния СГТС

Проверяются:

- структура подразделений эксплуатирующей организации, осуществляющих технический контроль состояния СГТС, укомплектованность персоналом этих подразделений и соответствие уровня его профессиональной подготовки квалификационным требованиям;

- выполнение правил технической эксплуатации в части контроля технического состояния СГТС;

- оценка достаточности для обеспечения безопасности СГТС видов, объемов, периодичности натурных наблюдений (инструментальных, визуальных) и контрольно-профилактических мероприятий, осуществляемых эксплуатирующей организацией (осмотры, обследования, осушения камер и т.п.);

- порядок оценки безопасности СГТС по результатам наблюдений (регулярность оценки, анализ данных и разработка рекомендаций по обеспечению надежности и безопасности СГТС, контроль со стороны руководства эксплуатирующей организации, привлечение специализированных научно-исследовательских и проектных организаций для решения сложных вопросов эксплуатации и оценки безопасности СГТС);

- наличие компьютерных систем мониторинга СГТС.

4) Состояние СГТС

Проверке подлежат:

- соответствие фактических режимов работы СГТС принятым в проекте (с учетом возможных изменений);

- соответствие параметров СГТС, влияющих на его безопасность, проекту и требованиям действующих нормативных документов;

- наличие проектной документации на конструктивные изменения СГТС;

- наличие утвержденных критериев безопасности СГТС;

- соответствие значений показателей состояния СГТС утвержденным критериям безопасности СГТС;

- соответствие качественного уровня безопасности СГТС указанному в информационных данных и действующей декларации безопасности.

5) Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС

Проверяются:

- выполнение планов-графиков наблюдений и обследований СГТС;

- выполнение мероприятий по обеспечению и повышению безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности;

- выполнение рекомендаций комиссий по инспекторским осмотрам и специальным обследованиям;

- выполнение мероприятий по обеспечению надежности и безопасности СГТС, регламентированных приказами и распоряжениями вышестоящих организаций;

- выполнение мероприятий, назначенных по итогам предыдущих проверок;

- выполнение правил технической эксплуатации СГТС в части подготовки персонала (обучение и повышение квалификации, противоаварийные тренировки, проверка знаний).

6) Готовность к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций

Проверяются:

- наличие на СГТС плана, согласованного с региональными органами ГО и ЧС, органами исполнительной власти и местного самоуправления, по совместной ликвидации гидродинамических аварий и их последствий с участием спецподразделений и с использованием материально-технических средств региона;

- наличие плана оперативных действий эксплуатационного персонала СГТС при ликвидации аварийных ситуаций, знание этого плана персоналом в пределах своей компетенции.

- наличие средств связи с персоналом СГТС, а также системы оповещения населения при угрозе прорыва напорного фронта;

- наличие на СГТС сведений о произошедших за время эксплуатации отказах, повреждениях и авариях, причинах их возникновения и признаках проявления на начальных стадиях развития;

- наличие на СГТС типовых конструктивно-технологических решений или рекомендаций по предотвращению развития и по ликвидации возможных опасных повреждений и аварийных ситуаций, знание этих материалов эксплуатационным персоналом в пределах своей компетенции;

- наличие необходимых резервов строительных материалов, оборудования, комплектующих и запасных частей, а также возможности оперативного задействования землеройной техники, автотранспорта, механизмов и водолазных средств для ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций;

- состояние дорог, мостов и подъездов в районе расположения и на территории СГТС, состояние аварийных выходов для персонала.

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Армирование Винт гост Входной контроль материалов Гайка гост Заземление электроустановок Катет сварного шва Коэффициент разрыхления грунта Мпбээ Ок 016 94 Отсос Плиты покрытия размеры Снип 23 01 99 строительная климатология Средства защиты в электроустановках Схема подключения однофазного счетчика Таблица подшипников