герб

ГОСТы

флаг

Письмо 0100/5326-06-32 О ходе реализации приказа Роспотребнадзора от 21.11.2005 N 776 (взамен писем N 0100/1049-06-32 от 03.02.2006 и N 0100/2254-06-32 от 01.03.2006)

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
от 12 мая 2006 г. N 0100/5326-06-32

О ходе реализации приказа Роспотребнадзора от 21.11.2005 N 776 (взамен писем N 0100/1049-06-32 от 03.02.2006 и N 0100/2254-06-32 от 01.03.2006)

Анализ хода реализации приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 ноября 2005 года N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации" (далее - Приказ) свидетельствует, что в ряде территорий допускаются его неправильное толкование и применение.

Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора должно осуществляться Центром гигиены и эпидемиологии. Это требование обусловлено Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положением об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569, которыми установлено, что Центры гигиены и эпидемиологии осуществляют свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Для выполнения этой задачи федеральным бюджетом предусмотрено соответствующее финансирование.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в целях проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания субъекты предпринимательства вправе самостоятельно обратиться в любую организацию, аккредитованную в установленном порядке, в том числе и в Центр гигиены и эпидемиологии, для которого в этом случае проведение указанных работ является предпринимательской деятельностью, выполняемой в соответствии с уставом.

Основанием для проведения Центром гигиены и эпидемиологии санитарно-эпидемиологических экспертиз в рамках надзора в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" является предписания главного государственного санитарного врача (его заместителя) в Центры гигиены и эпидемиологии (подпункт 4) пункта 1 статьи 51 Федерального закона). Иных оснований действующее законодательство не предусматривает.

Таким образом, оценка продукции, а также оценка объекта с целью определения возможности осуществления на нем конкретного вида деятельности, в том числе и с проведением экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок является составной частью государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, и этими возможностями на располагает Центр гигиены и эпидемиологии, главный государственный санитарный врач или его заместитель в соответствии со статьей 26.4. КоАП РФ, выносит определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

Право отбора для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов закреплено п. 1 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

При отборе проб следует руководствоваться статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", предусматривающей, что данное мероприятие должно проводиться уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора) с составлением соответствующего акта, а также статьей 26.5. КоАП РФ, согласно которой должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. При этом следует отметить, что в случае, если отбор проб осуществляет специалист Центра гигиены и эпидемиологии, обязательно присутствие уполномоченного должностного лица территориального управления и подписание им акта отбора проб.

Выдача санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию, предназначенные для использования на объектах железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляет Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (пункт 4.2. Приказа). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками. Таким образом, выдача санитарно-эпидемиологических заключений на другие виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту является неправомочной.

В приложении 4 к приказу от 21.11.2005 года N 776 приведены те виды деятельности, которые могут осуществляться только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения, что предусмотрено соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, в том числе и положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.

Санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность, подлежащую лицензированию, а также на производство новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья выдаются на безвозмездной основе. Указанные заключения оформляются без ограничения срока действия.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Оформление таких заключений производится территориальными управлениями и их территориальными отделами на бланках санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности (работ, услуг) на основании результатов осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора. При необходимости к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз привлекаются Центры гигиены и эпидемиологии, причем санитарно-эпидемиологические экспертизы и выдача санитарно-эпидемиологических заключений территориальными управлениями в этих случаях осуществляется на безвозмездной основе. Указанные заключения оформляются без ограничения срока действия.

Санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию, перечисленную в Приложении N 3 к Приказу, в том числе поступающую для таможенного оформления в субъект Российской Федерации, выдаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, но не ее территориальными управлениями, независимо от места таможенного оформления груза.

При выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на вид деятельности, работ, услуг с использованием источников ионизирующего излучения следует руководствоваться действующими санитарными правилами ОСПОРБ-99 СП 2.6.1.799-99 в п. 3.4.3. которых определено: "Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения санитарным правилам действительно на срок не более пяти лет". Письмо Роспотребнадзора "О сроках действия СЭЗ на виды деятельности с использованием ИИИ " (исх. N 0100/11744-05-27 от 22.12.2005) считать недействительным. Приложение N 3, пункт 7 Приказа распространяется на материалы и изделия, содержащие повышенные уровни природных радионуклидов выше 740 Бк/кг. Приложение N 5, п. 12 Приказа распространяется и на минеральное сырье. Ранее выданные санитарно-эпидемиологические заключения действуют до окончания указанного в них срока действия.

По имеющейся информации, в ряде территорий допускаются факты издания писем, комментариев, искажающих смысл приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 ноября 2005 года N 776, в которых расширительно толкуются права и полномочия Центров гигиены и эпидемиологии что недопустимо.

Территориальным управлениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их территориальным отделам следует установить постоянный контроль за деятельностью Центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, в том числе и по вопросам организации и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации.

Руководитель                                        Г.Г. Онищенко

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Гост 10704 91 Гост 15150 Гост 8240 97 Гост бетон Календарный план Момент затяжки болтов Периодичность технического обслуживания Плотность нефтепродуктов Рмг 29 99 Сварка арматуры гост Снип гаражи Состав рабочей документации Состав рабочей документации в строительстве Условные обозначения Швеллер сортамент