ПР 50.1.019-2000 Основные положения единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации
ПР 50.1.019-2000
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ
И КОДИРОВАНИЯ
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
И УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ
ДОКУМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
Предисловие
РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России
ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением Госстандарта России
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. № 409-ст
ВЗАМЕН ПР 50-733-93
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения . 2 2 Определения . 2 3 Общие положения . 4 4 Общие принципы функционирования Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации . 6 5 Задачи Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации . 6 6 Категории классификаторов и унифицированных форм документов . 7 7 Стадии разработки и ведения общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов . 8 8 Методы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унификации документации . 8 9 Регистрация классификаторов и унифицированных форм документов . 9 10 Ведение классификаторов и унифицированных форм документов . 10 11 Основные задачи, функции и принципы построения автоматизированного банка общероссийских классификаторов . 10 12 Введение в действие общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов . 12 13 Основные положения по применению общероссийских классификаторов . 12 14 Международное сотрудничество в области Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации . 13 Приложение а. Перечень общероссийских классификаторов . 13 Приложение б. Перечень общероссийских унифицированных систем документации, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации . 15 Приложение в. Методика расчета контрольного числа . 16 Приложение г. Библиография . 17 |
ПР 50.1.019-2000
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ
ИНФОРМАЦИИ И УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 2001-04-01
1 Область применения
Настоящие основные положения определяют содержание работ по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации документации, проводимых в области создания и развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) и унифицированных систем документации (УСД) в Российской Федерации, категории классификаторов и унифицированных форм документов, стадии их разработки, порядок введения в действие и применения, методы классификации и кодирования информации и унификации документации, международное сотрудничество в этой области.
Основные положения предназначены для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, осуществляющих лицензирование, хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, действующими на территории Российской Федерации независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы, при проведении работ по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации документации.
Порядок разработки общероссийских классификаторов приведен в [ 1], а процесс их ведения - в [ 2].
2 Определения
В области ЕСКК и УСД применяются следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 классификация: Разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами классификации.
2.2 объект классификации: Элемент классифицируемого множества.
2.3 признак классификации: Свойство или характеристика объекта классификации, по которому проводится классификация.
2.4 классификационная группировка: Подмножество объектов, полученное в результате классификации.
2.5 ступень классификации: Этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок.
2.6 глубина классификации: Число ступеней классификации.
2.7 код: Знак (символ) или совокупность знаков (символов), принятых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.
2.8 кодирование: Присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.
2.9 алфавит кода: Система знаков (символов), принятых для образования кода.
2.10 иерархический метод классификации: Метод классификации, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества.
2.11 фасетный метод классификации: Метод классификации, при котором заданное множество объектов делится на подмножество независимо, по различным признакам классификации.
2.12 последовательный метод кодирования: Метод кодирования, при котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях.
2.13 параллельный метод кодирования: Метод кодирования, при котором признаки классификации кодируются независимо друг от друга определенными разрядами или группой разрядов кодового обозначения.
2.14 порядковый метод кодирования: Метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда.
2.15 серийно-порядковый метод кодирования: Метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда с закреплением отдельных диапазонов (серий) этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками.
2.16 классификатор технико-экономической и социальной информации (классификатор): Нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации.
2.17 общероссийский классификатор (ОК): Классификатор, принятый Госстандартом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией.
2.18 отраслевой (ведомственный) классификатор: Классификатор, принятый федеральным органом исполнительной власти (министерством, ведомством), на который возложено выполнение определенных видов экономической деятельности, и не подлежащий применению при межотраслевом обмене информацией.
2.19 классификатор организации: Классификатор, принятый организацией, предприятием или их группами, занимающимися аналогичными видами экономической деятельности, применяемый только этими хозяйствующими субъектами.
2.20 международная классификация: Классификация, принятая международной организацией.
2.21 ведение классификатора: Поддержание классификатора в достоверном состоянии и информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц.
2.22 гармонизация классификаторов: Приведение данного классификатора в соответствие с классификатором, выбранным в качестве основы, установленными путями гармонизации.
2.23 переходной ключ: Таблица, устанавливающая соответствие каждой группировке или объекту классификации одного классификатора одной или нескольким группировкам или объектам классификации другого классификатора.
2.24 унифицированная форма документа, УФД: Созданная с использованием методов унификации документации совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данном виде экономической деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.
2.25 унифицированная система документации: Созданная с использованием методов унификации документации совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, отвечающих единым требованиям и объединенных в зависимости от сферы их применения в общероссийские унифицированные системы документации, отраслевые (ведомственные) унифицированные системы документации, унифицированные системы документации организаций.
2.26 общероссийская унифицированная форма документа: Унифицированная форма документа, входящая в состав общероссийской унифицированной системы документации и обязательная для применения на всей территории Российской Федерации в определенном виде экономической деятельности.
2.27 отраслевая (ведомственная) унифицированная форма документа: Унифицированная форма документа, входящая в состав отраслевой (ведомственной) унифицированной системы документации и не предназначенная для межотраслевого применения.
2.28 унифицированная форма документа организации: Унифицированная форма документа, входящая в состав унифицированной системы документации организации и обязательная для применения только в данной организации (предприятии) или их группах, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности.
3 Общие положения
3.1 Создание и развитие ЕСКК в Российской Федерации осуществляются в соответствии с:
Законом Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154-1;
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. № 1251 «О федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1410 «О федеральной целевой программе «Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. № 1212 «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации».
3.2 ЕСКК представляет собой систему, включающую:
общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы);
нормативные и методические документы, регламентирующие разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов.
Перечень общероссийских классификаторов и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их ведение, приведен в приложении А.
3.3 УСД состоят из совокупности взаимосвязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах экономической деятельности; средств их ведения; нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.
Перечень общероссийских унифицированных систем документации, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации, и федеральных органов исполнительной власти или иных организаций, ответственных за их ведение, приведен в приложении Б.
3.4 Объектами классификации и кодирования в ЕСКК являются технико-экономические и социальные объекты и их свойства, используемые в различных видах экономической деятельности при межотраслевом обмене информацией.
3.5 Работы по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации документации проводятся в различных видах экономической деятельности, включая статистику, налоговую, финансовую и правоохранительную деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизацию, сертификацию, производство продукции и предоставление услуг, таможенное дело, образование, транспорт, торговлю, внешнеэкономическую, лицензионную деятельность, и осуществляются с целью унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов экономической деятельности.
3.6 Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или соответствующими организациями (далее - учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов) по согласованию с Госстандартом России, Госкомстатом России и Минэкономразвития России в части основных видов технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене.
Могут создаваться отраслевые (ведомственные) классификаторы технико-экономической и социальной информации и классификаторы указанной информации, используемые группой организаций, занимающихся аналогичными видами деятельности, или одной организацией.
На этапе принятия общероссийских классификаторов Госстандарт России совместно с учреждением, ответственным за разработку общероссийского классификатора, определяет федеральный орган исполнительной власти или организацию, ответственные за ведение общероссийских классификаторов (далее - учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов), а также организации, с которыми эти классификаторы должны быть согласованы в обязательном порядке.
3.7 Межотраслевую координацию работ по разработке, ведению и развитию ЕСКК осуществляют Госстандарт России и Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России.
Госстандарт России в соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации» устанавливает порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов.
3.8 Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы, осуществляющие лицензирование, при создании информационных систем и ресурсов на федеральном и региональном уровнях управления и разработке правовых актов обеспечивают обязательное применение общероссийских классификаторов.
Банку России и органам местного самоуправления рекомендуется обеспечить применение общероссийских классификаторов.
3.9 Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием и ведением государственных информационных систем и ресурсов, согласовывают с Госкомстатом России эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3.10 Госкомстат России и Госстандарт России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и учреждениями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивают их автоматизированное ведение и предоставление в установленном порядке пользователям на всей территории Российской Федерации информации об общероссийских классификаторах и вносимых в них изменениях, записанных на машинных носителях, в том числе с использованием средств телекоммуникаций на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России.
3.11 Минюст России при осуществлении государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти учитывает требования об обязательном применении общероссийских классификаторов.
3.12 Госстандарт России принимает и обеспечивает официальное типографское издание общероссийских классификаторов и изменений к ним.
3.13 Минфин России при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривает выделение Госстандарту России средств на развитие ЕСКК.
4 Общие принципы функционирования Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации
Общими принципами функционирования ЕСКК и ведения работ, связанных с ее развитием, являются:
учет социально-экономических изменений в стране;
открытость и общедоступность ЕСКК для пользователей в той части, которая не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
автоматизация процесса обработки технико-экономической и социальной информации;
обеспечение методического и организационного единства ЕСКК;
комплексность ЕСКК, предусматривающая наиболее полный охват технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене;
постоянная актуализация технико-экономической и социальной информации;
обязательность применения ЕСКК при формировании государственных информационных систем и ресурсов;
совместимость ЕСКК, государственных информационных систем и ресурсов и их взаимодействие в едином информационном пространстве Российской Федерации на основе использования ЕСКК;
гармонизация ЕСКК с международными и региональными классификаторами и стандартами.
5 Задачи Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации
Основными задачами ЕСКК и УСД являются:
создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;
систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально-экономического развития страны и ведении учета и отчетности;
информационное обеспечение налогообложения, лицензирования, квотирования, операций с недвижимостью, социального страхования, финансового посредничества;
содействие специализации и кооперированию в области производства продукции и оказания услуг;
упорядочение стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
создание условий для унификации документации при осуществлении межотраслевого документооборота;
обеспечение совместимости информационных систем и ресурсов;
обеспечение межотраслевого обмена информационными ресурсами;
гармонизация ЕСКК с международными и региональными классификациями и со стандартами.
6 Категории классификаторов и унифицированных форм документов
6.1 В зависимости от области применения классификаторы подразделяются на следующие категории:
общероссийские классификаторы;
отраслевые (ведомственные) классификаторы;
классификаторы организаций, предприятий или их групп, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности (далее - классификаторы организаций).
6.2 Общероссийские классификаторы разрабатываются в целях обеспечения:
сопоставимости данных в различных сферах и на различных уровнях экономической деятельности (межотраслевое применение);
совместимости и взаимодействия государственных информационных систем и ресурсов;
гармонизации с международными и региональными классификациями;
информационной связи с действующими общероссийскими классификаторами;
использования их в общероссийских унифицированных формах документов.
6.3 Отраслевые (ведомственные) классификаторы разрабатываются в целях включения в них информации, содержащейся в унифицированных отраслевых (ведомственных) формах документов, отсутствующей в общероссийских классификаторах или представляющей собой выборки из общероссийских классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации.
6.4 Классификаторы организаций разрабатываются в целях включения в них информации, содержащейся в унифицированных формах документов организаций, отсутствующей в общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных) классификаторах либо представляющей собой выборки из общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных) классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации.
6.5 Для проведения сопоставимости объектов классификации или их группировок из различных классификаторов могут создаваться и использоваться переходные ключи, которые следует рассматривать в качестве справочно-поискового аппарата.
Переходные ключи могут разрабатываться между классификаторами, в которых по разным признакам классифицируются одни и те же объекты классификации; между классификаторами, имеющими взаимосвязанные объекты классификации и т.п.
6.6 Унифицированные системы документации и входящие в них унифицированные формы документов подразделяются на следующие категории:
общероссийские;
отраслевые (ведомственные);
организаций, предприятий или их групп, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности (далее - организаций).
6.7 Общероссийские унифицированные формы документов утверждаются федеральными органами исполнительной власти или другими организациями, ответственными за разработку общероссийских унифицированных систем документации, в состав которых входят данные унифицированные формы документов.
6.8 Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы документов и унифицированные формы документов организаций разрабатываются на основе общероссийских унифицированных форм документов или во взаимосвязи с ними.
6.9 Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы документов утверждаются федеральными органами исполнительной власти или другими организациями, ответственными за разработку отраслевых (ведомственных) унифицированных систем документации, в состав которых входят данные унифицированные формы документов. Формы этой категории включают наряду с реквизитами, содержащимися в общероссийских унифицированных формах документов, реквизиты, отражающие специфику конкретной отрасли (ведомства).
6.10 Унифицированные формы документов организаций утверждаются соответствующими организациями. Формы этой категории включают наряду с реквизитами, содержащимися в общероссийских и отраслевых (ведомственных) унифицированных формах документов, реквизиты, отражающие специфику конкретной организации.
7 Стадии разработки и ведения общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов
7.1 Для общероссийского классификатора установлены следующие стадии разработки и ведения:
1-я стадия - организация разработки общероссийского классификатора;
2-я стадия - разработка первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации;
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, ее обязательное согласование и представление для принятия;
4-стадия - принятие и государственная регистрация общероссийского классификатора;
5-я стадия - официальное издание общероссийского классификатора;
6-я стадия - ведение общероссийского классификатора.
7.2 Для общероссийской унифицированной формы документов установлены следующие стадии разработки и ведения:
1-я стадия - организация разработки общероссийской унифицированной формы документов;
2-я стадия - разработка первой редакции проекта общероссийской унифицированной формы документов;
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта общероссийской унифицированной формы документов;
4-я стадия - утверждение и регистрация общероссийской унифицированной формы документов;
5-я стадия - тиражирование бланков форм документов;
6-я стадия - ведение общероссийской унифицированной формы документов.
7.3 Порядок разработки, утверждения, введения в действие, издания, ведения и применения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации.
7.4 Порядок разработки, утверждения, введения в действие, тиражирования, ведения и применения отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм документов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации.
8 Методы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унификации документации
8.1 Основными методами классификации технико-экономической и социальной информации являются иерархический и фасетный.
8.2 Основными методами кодирования технико-экономической и социальной информации являются последовательный, параллельный, порядковый и серийно-порядковый.
8.3 Выбор методов классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в каждом конкретном случае осуществляется разработчиком классификатора.
8.4 В зависимости от специфики информации и области применения классификаторов в них возможно применение различных сочетаний основных методов классификации и кодирования.
8.5 Для защиты кодов классификаторов и обеспечения достоверности информации на всех этапах информационного взаимодействия, а также контроля кодов классификаторов при их применении в классификаторы могут вводиться контрольные числа. Контрольное число проставляют после кода. Целесообразность применения контрольных чисел определяет разработчик классификатора.
Контрольное число рассчитывается в соответствии с методикой, изложенной в приложении В.
8.6 Основными методами унификации документации являются методы содержательной и формальной унификации.
К методам содержательной унификации относятся:
установление ограничительных номенклатур действующих форм;
создание типовых форм;
построение единой модели документов для групп однородных задач (использование формуляра-образца);
унификация и стандартизация реквизитов, используемых в формах.
Методами формальной унификации являются:
унификация структур документов;
создание общих синтаксических правил построения документа;
унификация методов контроля информации документа.
9 Регистрация классификаторов и унифицированных форм документов
9.1 Принятые Госстандартом России общероссийские классификаторы подлежат государственной регистрации, осуществляемой ВНИИКИ Госстандарта России.
9.2 При государственной регистрации каждому общероссийскому классификатору присваивается обозначение, состоящее из обозначения его категории - «ОК», отделенного пробелом трехзначного регистрационного номера и отделенного тире года принятия общероссийского классификатора, записываемого четырьмя цифрами.
Для общероссийского классификатора, построенного на основе полного аутентичного текста международного, регионального или межгосударственного классификатора или стандарта, а также гармонизированного с ними, указываются в скобках обозначения этих классификаторов или стандартов после обозначения категории общероссийского классификатора «ОК».
Для общероссийского классификатора, построенного с учетом требований, отражающих потребности российской экономики, на основе международного, регионального или межгосударственного классификатора или стандарта их обозначения указываются в скобках после обозначения общероссийского классификатора.
9.3 При регистрации общероссийских классификаторов на каждый из них заводится дело общероссийского классификатора.
9.4 Порядок регистрации и обозначения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации.
9.5 Общероссийские унифицированные формы документов, утвержденные в установленном порядке, подлежат регистрации во ВНИИКИ Госстандарта России путем их включения в Общероссийский классификатор управленческой документации.
9.6 Порядок регистрации отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм документов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства или организации.
10 Ведение классификаторов и унифицированных форм документов
10.1 Основными задачами ведения общероссийских классификаторов являются:
научно-методическое и организационное обеспечение работ по ведению общероссийских классификаторов;
поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии;
информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений.
10.2 Ведение общероссийских классификаторов, их классов и (или) группировок, обеспечивают учреждения, ответственные за ведение этих классификаторов, их классов и (или) группировок, или определенные ими головные организации из числа организаций, как правило, находящихся в их ведении.
10.3 Поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии включает разработку, согласование, проведение экспертизы и утверждение изменений, вносимых в общероссийские классификаторы, их официальное издание, а также автоматизированное внесение изменений в машинные массивы общероссийских классификаторов.
10.4 Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений обеспечивают Госстандарт России, Госкомстат России и другие учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов.
10.5 Порядок ведения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций определяют соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации.
10.6 Ведение общероссийских унифицированных систем документации включает внесение изменений во входящие в них общероссийские унифицированные формы документов, их замену и включение новых унифицированных форм документов, а также внесение изменений в ОКУД.
10.7 Ведение общероссийских унифицированных систем документации обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и организации, ответственные за разработку этих систем документации.
10.8 Ведение отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм документов организаций обеспечивают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти и организации.
10.9 Официальная информация о принятии, отмене, замене общероссийских классификаторов, внесенных в них изменениях, а также тексты этих изменений публикуются Госстандартом России в ежемесячно выпускаемом информационном указателе «Государственные стандарты».
Перечень действующих на территории Российской Федерации общероссийских классификаторов публикуется Госстандартом России в ежегодно выпускаемом информационном указателе «Государственные стандарты».
11 Основные задачи, функции и принципы построения автоматизированного банка общероссийских классификаторов
11.1 Автоматизированное ведение общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России осуществляется в рамках автоматизированного банка общероссийских классификаторов (АБК), предусматривающего возможность получения хозяйствующими субъектами актуальной информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним.
11.2 Основными задачами АБК являются:
организация распределенной базы общероссийских классификаторов и поддержание ее в актуальном состоянии;
создание условий для обозначения сопоставимости данных при межотраслевом и межрегиональном обмене информацией при внедрении общероссийских классификаторов;
оперативное предоставление актуальной и достоверной информации по общероссийским классификаторам пользователям и в системы обработки данных, функционирующие на различных уровнях, в том числе в Единый Государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), целевые реестры (регистры) федеральных органов исполнительной власти;
формирование единого информационного фонда нормативно-справочной информации в целях электронной обработки статистических данных с использованием классификаторов;
рациональное распределение потоков информации (изменений к общероссийским классификаторам, запросов, ответов на запросы) на федеральном и региональном уровнях и уровне местного самоуправления;
обеспечение эффективного информационного взаимодействия АБК с различными информационными системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
решение с использованием общероссийских классификаторов задач аналитического характера, включая получение сводно-группировочных таблиц статистических данных, и обеспечение информационно-справочного обслуживания пользователей в регламентном и диалоговом режимах.
11.3 АБК выполняет следующие функции:
хранение, актуализацию и многократное использование базы общероссийских классификаторов;
поиск и выдачу на видеотерминальные и печатающие устройства необходимых данных из базы общероссийских классификаторов в требуемой для пользователя форме;
реализацию работы в пакетном и диалоговом режимах;
формирование и запись на машинные носители данных об изменениях общероссийских классификаторов для актуализации нормативно-справочной информации, регистров и других баз данных;
оказание различных информационных услуг по запросам хозяйствующих субъектов;
обеспечение сохранности, целостности, контроля и защиты баз данных общероссийских классификаторов от несанкционированного доступа.
11.4 АБК построен на принципах распределенного банка данных, включающего АБК на федеральном и региональном уровнях и обеспечивающего распределение потоков информации и увязку территориальных банков в единую систему. АБК на федеральном уровне реализуется в Главном межрегиональном центре обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России, на региональном уровне - в территориальных органах Госкомстата России.
11.5 АБК на федеральном уровне, как и каждый территориальный банк в отдельности, представляет собой информационно-справочную систему, предназначенную для хранения и обеспечения актуальности информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним и предоставления этой информации хозяйствующим субъектам.
11.6 Информация по общероссийским классификаторам и изменениям к ним в АБК представляется ВНИИКИ Госстандарта России на бумажном и машинном носителях на основе принятых Госстандартом России общероссийских классификаторах и утвержденных ВНИИКИ Госстандарта России изменениях к ним. Информация по общероссийским классификаторам и изменениям к ним представляется во ВНИИКИ Госстандарта России (кроме общероссийских классификаторов, закрепленных за Госстандартом России) на бумажном, и машинном носителях учреждениями, ответственными за разработку и за ведение общероссийских классификаторов. ГМЦ Госкомстата России представляет во ВНИИКИ Госстандарта России общероссийские классификаторы и изменения к ним только на бумажном носителе.
12 Введение в действие общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов
12.1 На этапе принятия Госстандартом России общероссийского классификатора устанавливается дата введения его в действие, исходя из необходимости сбора тиража, издания общероссийского классификатора и подготовки хозяйствующих субъектов к применению общероссийского классификатора.
12.2 При утверждении общероссийских унифицированных форм документов федеральными органами исполнительной власти и организациями, ответственными за их разработку, устанавливается дата введения их в действие с учетом необходимости регистрации и тиражирования форм документов, подготовки хозяйствующих субъектов к внедрению общероссийских унифицированных форм документов.
13 Основные положения по применению общероссийских классификаторов
13.1 Общероссийские классификаторы подлежат применению в различных видах экономической деятельности, включая статистику, финансовую деятельность, налоговую и лицензионную деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, образование, стандартизацию, сертификацию, производство продукции и оказание услуг, таможенное дело, транспорт, торговлю, внешнеэкономическую, правоохранительную деятельности, для обеспечения информационной совместимости федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и ресурсов за счет стандартизации представления объектов технико-экономической и социальной информации в указанных видах экономической деятельности.
13.2 Использование общероссийских классификаторов при разработке правовых актов, а также при создании информационных систем и ресурсов осуществляется путем:
прямого применения общероссийских классификаторов (выборок позиций из общероссийских классификаторов) без изменения принятых кодов и наименований позиций;
включения в общероссийские классификаторы (выборки позиций из общероссийских классификаторов) дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.
13.3 Присвоение кодов по общероссийским классификаторам хозяйствующим субъектам осуществляют органы государственной статистики при их учете и идентификации в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций.
В других случаях присвоение кодов объектам классификации по общероссийским классификаторам хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно путем их отнесения к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неправильное их присвоение и применение.
13.4 При межотраслевом обмене информацией, создании информационных систем и ресурсов не допускается применение отраслевых (ведомственных) классификаторов технико-экономической и социальной информации и классификаторов организаций для объектов классификации, установленных в общероссийских классификаторах, а также резервных кодов общероссийских классификаторов.
14 Международное сотрудничество в области Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации
14.1 Международное сотрудничество по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации и унификации документации осуществляется по линии международных организаций, занимающихся указанными вопросами, а также на двухсторонней и многосторонней основах с соответствующими организациями других стран.
14.2 Международное сотрудничество в области ЕСКК и УСД осуществляется в таких международных организациях, как ООН, ИСО, МОТ, ЮНЕСКО, ЕЭК, Евростат и других.
В рамках ИСО оно осуществляется техническим комитетом по стандартизации ТК 257 «Документы и информация в управлении, торговле, промышленности и банковском деле» во взаимосвязи с техническими комитетами ИСО/ТК 154 «Документы и информационные элементы в управлении, торговле и промышленности» и ИСО/ТК 68 «Банковское дело и соответствующие финансовые службы».
14.3 Международное сотрудничество по линии международных организаций заключается в участии в разработке международных классификаций и стандартов, подготовке замечаний и предложений по проектам международных классификаций и стандартов.
14.4 Проведение работ по классификации и кодированию в странах-членах СНГ осуществляется в соответствии с Соглашением этих стран о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Выработку согласованных решений, координацию работ и определение основных направлений деятельности на межправительственном уровне осуществляет Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации.
14.5 Использование международных и региональных классификаций осуществляется на основе гармонизации с ними разрабатываемых общероссийских классификаторов путем:
прямого применения международных и региональных классификаций без изменения принятых в них кодов и наименований;
включения в них дополнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и наименования позиций международных и региональных классификаций и предусмотренных в них резервных позиций, если иное не предусмотрено в международной и региональной классификации.
14.6 Двухстороннее или многостороннее сотрудничество по вопросам классификации, кодирования и унификации документации включает работы по гармонизации национальных классификаторов стран-партнеров и систем их ведения, совместную разработку классификаторов, нормативных документов, проведение взаимных консультаций, обмен опытом и информацией.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Перечень общероссийских классификаторов
Наименование общероссийского классификатора |
Аббревиатура |
Обозначение |
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за ведение общероссийских классификаторов |
Общероссийский классификатор стандартов |
окС |
ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000 |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор услуг населению |
ОКУН |
ОК 002-93 |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения |
окисзн |
ОК 003-99 |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг |
окдп |
ОК 004-93 |
Минэкономразвития России |
Общероссийский классификатор продукции |
окп |
ОК 005-93 |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления |
ОКОГУ |
ОК 006-93 |
Госкомстат России |
Общероссийский классификатор предприятий и организаций |
окпо |
ОК 007-93 |
Госкомстат России |
Общероссийский классификатор специальностей по образованию |
оксо |
ОК 009-93 |
Минобразование России |
Общероссийский классификатор занятий |
окз |
ОК 010-93 |
Минтруд России |
Общероссийский классификатор управленческой документации |
ОКУД |
ОК 011-93 |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов |
Классификатор ЕСКД |
ОК 012-93 |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор основных фондов |
ОКОФ |
ОК 013-94 |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор валют |
ОКВ |
OK ( MK (ИСО 4217) 003-97) 014-94 |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор единиц измерения |
ОКЕИ |
ОК 015-94 ( МК 002-97) |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов |
ОКПДТР |
ОК 016-94 |
Минтруд России |
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации |
ОКСВНК |
ОК 017-94 |
Минобразование России |
Общероссийский классификатор информации о населении |
окин |
ОК 018-95 |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления |
ОКАТО |
ОК 019-95 |
Госкомстат России |
Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой |
окд |
ОК 020-95 |
Госстандарт России |
Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения |
откд |
ОК 021-95 |
Госстандарт России |
Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроении |
ОТКСЕ |
ОК 022-95 |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор начального профессионального образования |
окнпо |
ОК 023-95 |
Минобразование России |
Общероссийский классификатор экономических регионов |
ОКЭР |
ОК 024-95 |
Минэкономразвития России |
Общероссийский классификатор стран мира |
оксм |
OK ( MK ( ИСО 3166) 004-97) 025-95 |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах |
окок |
ОК 026-95 |
Госстандарт России |
Общероссийский классификатор форм собственности |
ОКФС |
ОК 027-99 |
Госкомстат России |
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм |
ОКОПФ |
ОК 028-99 |
Госкомстат России |
Примечание - Порядок расположения общероссийских классификаторов соответствует последовательности их государственной регистрации.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Перечень общероссийских унифицированных систем документации, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации
Наименование общероссийской унифицированной системы документации |
Аббревиатура |
Код по ОКУД |
Федеральные органы исполнительной власти или иные организации, ответственные за ведение общероссийских УСД |
Унифицированная система организационно-распорядительной документации |
УСОРД |
0200000 |
Росархив |
Унифицированная система первичной учетной документации |
УСПУД |
0300000 |
Госкомстат России |
Унифицированная система банковской документации |
УСБД |
0400000 |
Банк России |
Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций |
УСФДБ |
0500000 |
Минфин России |
Унифицированная система отчетно-статистической документации |
УСОСД |
0600000 |
Госкомстат России |
Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации |
УСУОБД |
0700000 |
Минфин России |
Унифицированная система документации по труду |
УСДТ |
0800000 |
Минтруд России |
Унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской Федерации |
УСДПФ |
0900000 |
Пенсионный фонд России |
Унифицированная система внешнеторговой документации |
УСВД |
1000000 |
Минэкономразвития России |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
Методика расчета контрольного числа
Контрольное число рассчитывается следующим образом:
1 Каждому разряду кода общероссийского классификатора, начиная со старшего разряда, присваивается набор весов, соответствующий натуральному ряду чисел от 1 до 10. Если разрядность кода больше 10, то набор весов повторяется.
2 Каждая цифра кода умножается на вес разряда и вычисляется сумма полученных произведений.
3 Контрольное число для каждого кода представляет собой остаток от деления полученной суммы на модуль «11».
4 Контрольное число должно иметь один разряд, значение которого находится в пределах от 0 до 9. Если получается остаток, равный 10, то для обеспечения одноразрядного контрольного числа необходимо провести повторный расчет, применяя вторую последовательность весов, сдвинутую на два разряда влево.
Если в случае повторного расчета остаток от деления вновь сохраняется равным 10, то значение контрольного числа проставляется равным «0».
Пример расчета контрольного числа.
Код 5 6 3 9 2 1
Вес разрядов 1 2 3 4 5 6
Сумма произведений, полученная путем умножения каждой цифры кода на вес разряда равна 5 × 1 + 6 × 2 + 3 × 3 + 9 × 4 + 2 × 5 + 1 × 6 = 78.
Остаток от деления полученной суммы на модуль «11» равен 1
78 : 11 = 7 (1).
Контрольное число для данного кода равно 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(справочное)
Библиография
[1] ПР 50.1.020-2000 Порядок разработки общероссийских классификаторов
[2] ПР 50.1.021-2000 Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России
Ключевые слова: общероссийские классификаторы, разработка классификатора, принятие классификатора, издание классификатора