ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА
ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОЕКТНОГО
ИНСТИТУТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Москва 1992

Методические материалы содержат результаты анализа влияния рыночных отношений на работу проектного института , важнейших изменений во взаимоотношениях проектной организации с заказчиками проектной продукции , а также рекомендации по организации работы технического отдела по обеспечению конкурентоспособности проектного института в новых условиях хозяйствования .

Материалы предназначены для главных инженеров проектных организаций , начальников и главных специалистов технических отделов .

Методические материалы подготовили : инж . Барченков С . А ., инж . Гаврилова В . Д ., канд . экон . наук Подольский М . С . ( научный руководитель ).

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая и политическая нестабильность переходного периода на новые условия хозяйствования вынуждает проектные организации предпринимать усилия по защите от неблагоприятных воздействий . Неукомплектованность « портфеля заказов» приводит к сокращению штатов в проектных организациях . Наметилась тенденция первоочередного сокращения работников функциональных и вспомогательных подразделений , что в перспективе может нанести непоправимый вред жизнедеятельности проектной организации . В первую очередь это касается технического отдела , специалисты которого определяют « марку фирмы» и конкурентоспособность проектной организации на рынке . В большинстве случаев это результат отсутствия у руководства и в коллективе проектировщиков достаточных знаний о новых задачах , которые ставит рынок перед проектной организацией и другими участниками инвестиционной деятельности .

Традиционно , технический отдел проектной организации являлся органом , главной задачей которого было установление планового уровня качества проектных решений по отдельным разделам и частям проектов , обеспечивающего реализацию технической политики . Единая техническая политика формировалась за пределами проектной организации в государственных органах управления народным хозяйством и доводилась в форме постановлений и директив до проектной организации .

Рынок заставляет проектную организацию формировать и реализовывать собственную техническую политику , отвечающую требованиям непосредственных заказчиков продукции и услуг . Качество продукции и услуг становится залогом успешной конкурентной бо рьбы . Возникает потребность в целом ряде видов деятельности, которые отсутствовали прежде в проектном институте - маркетинг, реклама , страхование , защита коммерческой тайны , участие в тендерах / конкурсах / при получении заказов , осуществление которых требует глубокого и всестороннего знания конкурентных преимуществ продукции и услуг проектной организации , тщательной оценки последствий от реализации в проектах достижений научно - технического прогресса , в том числе коммерческих . И важнейшая роль в решении новых задач проектной организации , связанных с переходом на рыночные отношения принадлежит техническому отделу , в котором сосредоточены наиболее квалифицированные специалисты , обладающие необходимыми знаниями для их решения .

В данной работе дается анализ влияния рыночных отношений в инвестиционном комплексе на работу проектного института в целом , а также важнейшие изменения во взаимоотношениях проектировщиков с заказчиком проектной продукции и услуг для выделения круга новых задач , решение которых может быть достигнуто только при наличии в проектной организации работоспособного технического отдела . Приводятся рекомендации по организации работы технического отдела , включая подробные перечни новых задач и функций технического отдела , должностных обязанностей начальника и главных специалистов технического отдела в рыночных условиях хозяйствования .

Методические материалы предназначены для использования при разработке положения о техническом отделе и должностных инструкций работникам . Кроме этого , материалы будут полезны для повышения квалификации руководителей и специалистов проектных организаций независимо от их профиля и специализации .

1 . ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАБОТУ ПРОЕКТНОГО ИНСТИТУТА

Рыночные отношения между участниками инвестиционной деятельности , входящими в состав инвестиционного комплекса , достаточно специфичны , поскольку « товар» по своему существенному содержанию отличается от общепринятых представлений экономики промышленности или сельского хозяйства .

Инвестиционный комплекс - система предприятий и организаций , выполняющая в общественном производстве функцию создания недвижимых основных фондов , необходимых и достаточных для деятельности предприятий , организаций и учреждений всех отраслей народного хозяйства .

В состав инвестиционного комплекса входят :

инвесторы - вкладчики капитала , необходимого для создания новых и реконструкции действующих основных фондов ;

подрядные предприятия и фирмы , выполняющие строительство «под ключ» , или на других условиях ; субподрядные специализированные предприятия ;

проектные предприятия , архитектурные организации , продукция которых - вещественные модели основных фондов , а также динамические модели создания этих фондов и производственного функционирования предприятий и учреждений социальной сферы ;

промышленность строительных материалов , конструкций , изделий ;

металлургия , химия , лесная и деревообрабатывающая промышленность в части , поставляющей предметы труда для инвестиционного комплекса ;

машиностроительные предприятия , продукция которых предназначена для создания недвижимых основных фондов и для строите льного производства - машиностроение энергетическое , нефтехимическое , для легкой и пищевой промышленности , дорожно - строительное и др .;

инвестиционные банки ;

агрегированные производственно - управленческие структуры ;

некоммерческие ассоциации инвестиционных предприятий ;

рыночная инфраструктура инвестиционного комплекса ;

органы государственного регулирования рыночных отношений в инвестиционном комплексе .

Товар инвестиционного комплекса - полностью законченные и подготовленные к производственному функционированию и оказанию услуг предприятия , здания , сооружения , объекты и комплексы социального назначения , в отличие от промышленности , не выступает на рынке в поиске обезличенного покупателя , а создается по заказу для конкретного заказчика . Инвестор , как правило , первым выходит на рынок , заявляя о своем намерении вложения собственных или заемных имущественных , финансовых или интеллектуальных ценностей , и первый субъект , к которому он обращается , - это проектная организация . И от того , насколько квалифицировано будут себя вести заказчик и проектировщик , используя новые возможности и соблюдая правила действия рыночных механизмов , настолько плодотворными окажутся и результаты их усилий . Причем , проектировщикам должна принадлежать роль инициатора в определении наивыгоднейших путей удовлетворения ожиданий заказчика от использования инвестиций .

Важнейшими условиями полноценных рыночных отношений является экономическая самостоятельность и независимость сторон ; это предполагает самостоятельное формирование портфеля заказов и определение показателей собственной производственно - хозяйственной деятельности , свободный выбор партнеров и заключение соглашений , предусматривающих полную компенсацию ущерба при нарушении взаимных обязательств , определение договорных цен по соглашению сторон без применения каких - либо ведомственных нормативов с учетом широкого спектра факторов , как производственных , так и рыночных . И законодательно эти условия созданы .

Механизм рыночных отношений базируется на принципе хозяйственного суверенитета предприятия в рамках государственного регулирования , обеспечивая предприятию экономическую самостоятельность , а также правовую защиту его интересов .

Государственное регулирование рыночных отношений в инвестиционном комплексе охватывает следующие контрольные функции и виды воздействия :

экологическая экспертиза проектов и инвестиционных программ ;

экологический контроль производственной деятельности предприятий ;

технический контроль надежности сооружений в процессе их функционирования и в экстремальных ситуациях , контроль безопасности технологий строительного производства ;

лицензирование некоторых видов проектной и строительной деятельности ;

рассмотрение , согласование и утверждение градостроительных и архитектурных проектов ;

земельное право , нормы отвода и использования земли , оценка земли в стоимости недвижимых основных фондов ;

организация выполнения крупных инвестиционных программ .

Наряду с перечисленными регулирующими функциями , специфичными для инвестиционного комплекса , в этом комплексе действуют общегосударственные нормы и правила контроля , регулирования и управления , в том числе :

система налогообложения и контроль за правильным исчислением налогооблагаемых сумм ;

контроль цен на природные ресурсы и предметы первой необходимости ;

социальная защита трудящихся - обеспечение занятости , справедливой оплаты , надлежащих условий труда и т . п .;

контроль деятельности банков и выпуска ценных бумаг ;

государственный арбитраж и правовая защита предприятий ;

антимонопольные мероприятия , стимулирование малых предприятий ;

стимулирование фундаментальной науки и научно - технического прогресса и др .

Органами регулирования рыночных отношений инвестиционного комплекса в регионах и крупных городах могут быть :

строительные комиссии советов народных депутатов ;

отделы / комитеты / по инвестиционной деятельности , градостроительству и архитектуре исполкомов советов народных депутатов ;

некоммерческие / добровольные / ассоциации инвестиционных предприятий , охватывающие инвесторов , генеральных подрядчиков и субподрядные предприятия , проектные , архитектурные и научно - исследовательские институты , банки , рыночную инфраструктуру в инвестиционной сфере и др .

Для проектных организаций вхождение в рынок осложняется целым рядом неблагоприятных факторов :

резко сокращаются централизованные капитальные вложения и , соответственно , платежеспособность традиционных заказчиков ;

существенно повышаются требования к качеству предлагаемой на рынок проектной продукции и ответственность проектировщиков ;

на рынок выходят высвобождающиеся по конверсии проектные организации военно - промышленного комплекса , а также разнообразные новые предпринимательские структуры кооперативы , малые предприятия , предприятия с иностранными участниками и т . п ., что обостряет конкуренцию при получении заказа .

В складывающейся ситуации выживание и эффективная жизнедеятельность проектной организации на рынке будет в значительной степени зависеть от того , насколько быстро работники , и в первую очередь , органов управления проектной организации приобретут знания и умение использования новых правил хозяйствования .

2 . ВАЖНЕЙШИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ЗАКАЗЧИКОМ ПРОЕКТНОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

Переход на рыночные отношения создает для проектных организаций принципиально новую ситуацию во взаимоотношениях с заказчиками проектной продукции и услуг .

Из - за резкого сокращения объемов централизованных капитальных вложений проектные институты оказываются недогруженными и заказчик может выбирать себе лучшего партнера на основе конкурса / тендера /.

Введение договорных цен на проектную продукцию позволяет заказчику диктовать свои условия и сбивать цены .

Использование контракта позволяет заказчику требовать полной компенсации ущерба по вине проектного института .

Рыночная инфраструктура предоставляет новые возможности как для привлечения заемных средств , так и для защиты имущественных интересов участников инвестиционной деятельности через страхование и т . п .

Привлечение проектных организаций для разработки научно - технической продукции и оказания разнообразных инженерно - консультационных услуг на конкурсной основе с организацией торгов - широко распространенный в зарубежной практике метод конкурсного размещения заказов на так называемый консультационный инжиниринг , при котором заказчик путем одновременного привлечения нескольких конкурирующих участников / оферентов /, гарантирующих материально надлежащее исполнение своих обязательств , стремится достичь оптимальной цены и других наилучших показателей проекта .

По способу проведения торги могут быть открытыми / публичными / и закрытыми . В открытых торгах могут участвовать изъяви вшие желание организации , а в закрытых - получившие приглашение организаторов торгов .

Организатором торгов может быть заказчик , либо тендерная комиссия / комитет /, создаваемая на договорных условиях с привлечением высококвалифицированных специалистов , в том числе проектировщиков .

Сообщение о проведении торгов осуществляется при наличии одобренной заказчиком тендерной документации , которая выкупается участниками торгов по цене , устанавливаемой заказчиком . Если оференты , ознакомившись с условиями , подтверждают согласие на участие в торгах , то их предложения выставляются на торги . Окончательный выбор проектировщика для выполнения заказа производится тендерной комиссией и утверждается заказчиком . Проектная организация , выигравшая заказ, официально приглашается для дальнейшего участия в обсуждении и уточнении технических и коммерческих условий дальнейшей работы .

Для проектных организаций может представлять интерес оказывать помощь заказчикам проектов в о рганизации и проведении торгов как новый вид услуг .

Коренным образом меняются договорные отношения . Прежде , при командно - административной системе экономические взаимоотношения заказчиков и проектировщиков , основывались на плановых решениях вышестоящих директивных органов . Планы формировались под директивные контрольные цифры и задания . Важнейшие вопросы централизовано и единообразно регламентировались нормативными документами , что само по себе исключало необходимость их рассмотрения пр и заключении договора . При этом сам договор воспринимался не более чем некоторая формальность .

На рынке директивой во взаимоотношениях заказчика и проек тировщиков становится договор / в международной практике - контракт /, приобретающий после подписания сторонами силу закона . В новых условиях заказчик и проектировщики кровно заинтересованы оговаривать в контракте цены и сроки выполнения работ , взаимное обязательства , ответственность сторон на протяжении всего периода проектирования , строительства , ввода в действие объекта и освоения проектных мощностей , а не только на разработку проектно - сметной документации , как это традиционно предусматривалось в договоре .

В контракте определяется порядок исчерпывающей компенсации ущерба , который может понести каждая сторона из - за некачественного выполнения работ , срыва сроков , неплатежеспособности , нарушения взаимных обязательств . Прежде , например , проектные организации компенсировали причиненный ущерб заказчику в размере до 4 процентов , но не более стоимости разработки проектно - сметной документации .

Контракт предполагает взаимное страхование возможного ущерба из - за невыполнения обязательств сторон и ответственности перед третьими лицами , а также устанавливает порядок урегулирования взаимоотношений для случаев , когда выполнению работы мешают препятствия , возникшие не по вине сторон / стихийные бедствия , изменения законодательства или нормативных актов , инфляция , банкротство и т . п ./.

В контракте должны найти отражение и условия соблюдения конфиденциальности и охраны коммерческих тайн заказчика , и проектировщиков , а также использования авторских прав и интеллектуальной собственности проектировщиков .

Произошли серьезные изменения в содержании и методах ценообразования на основную продукцию проектных организаций . В прежнем хозяйственном механизме , основанном на затратном подходе , цены на проектные работы определялись по сборникам цен , которые были обязательными и для заказчика и для проектировщиков . При этом затраты составляли до 90 процентов цены проекта . Отрицательными последствиями затратного ценообразования является удорожание строительства , падение фондоотдачи , рост удельных капитальных вложений и рост стоимости единицы мощности , убыточность проектов реконструкции предприятий , осваивающих производство неэффективной продукции . Цена при таком подходе не выступает инструментом , ограничивающим реализацию неэффективных проектов .

В рыночной экономике уровень цен не регламентируется государством , а вытекает из экономических отношений товаропроизводителей , заключаемых соглашений , которые включают широкий спектр вопросов как ценового , так и внеценового характера . При этом затраты проектировщика не являются критерием установления цены проекта для заказчика . Наиболее обоснованной базой формирования цены становится экономический эффект от использования проектно - сметной документации . Заказчик оценивает проект по эффекту , который принесет его реализация . Цена проекта не должна превышать экономического эффекта , составлять его долю . Только в этом случае заказчик будет заинтересован в приобретении проекта . Цена проекта рассчитывается с учетом эффективности , научно - технического уровня , конкурентоспособности , периода эффективного использования , требуемых сроков его разработки , а также финансово - экономического положения заказчика и проектировщика , загрузки проектировщика и его монопольности на рынке , возможности наращивания производственной мощности в период разработки проекта , гарантированности своевременной оплаты заказчиком выполненных работ , желаемых условий финансирования , перспективности заказа для исполнителя и других условий конкретного договора / контракта /. Проектировщики должны научиться оценивать влияние каждого из перечисленных факторов для достижения выгодного соглашения о цене работ .

Договорная цена по сути не допускает регламентации какими - либо инструкциями , поскольку устанавливается по соглашению сторон и фактически отражает реальную ценность проекта для данного заказчика . Достижение соглашения о цене проекта является сложнейшим интеллектуальным процессом , во многом не формализуемым традиционными методами регламентации . Решения об уровне договорной цены принимаются в условиях конфликтности , недостаточности и неопределенности исходной информации , что требует наличия специальных знаний и умений у договаривающихся сторон . Применение договорных цен принципиально меняет отношения между участниками инвестиционной деятельности , требует пересмотра распределения функций между заказчиками и проектировщиками , а также существенных изменений в организации работ в проектном институте .

Особого внимания заслуживает проблема защиты имущественных интересов , связанных с созданием научно - технической продукции . Предотвратить возможные потери не только от чрезвычайных , но в большей степени от неблагоприятных повседневных хозяйственных событий призвано страхование - обязательная составляющая рыночной инфраструктуры , до совершенства отработанная в странах с развитыми рыночными отношениями . Компенсировать потери возможно как путем создания резервных фондов , так и заключая договоры со страховыми обществами . Объектами страхования может являться любой вид деятельности , осуществление которого сопряжено с коммерческим риском , т . е . с вероятностью потери доходов / экономическая ответственность за выполнение договорных обязательств , риск невозврата аванса /, так и сама проектная продукция и услуги / страхование качества проектов ; убытки , связанные с изменением технических условий или финансового положения заказчика и др ./. Страхованию может подлежать ответственность заказчика и проектировщика перед третьими лицами при разработке и реализации проекта / проектная продукция , приведшая к загрязнению окружающей среды , ухудшению экологической обстановки , разрушение или создание аварийных ситуаций объектов строительства по вине проектировщиков и др ./.

В новых экономических условиях расширяются возможности в выборе рациональных стадийности , состава и содержания проектно - сметной документации , упрощается порядок ее разработки , согласования , экспертизы и утверждения .

Основным правовым документом , регулирующим взаимоотношения заказчика и проектировщика становится договор / контракт /, в котором заказчик / инвестор / совместно с проектировщиками определяет стадийность , состав и содержание проектно - сметной документации , сроки ее разработки исходя из интересов заказчика , оценки степени предпринимательского риска , с учетом технической сложности объекта и природных условий строительства .

Стадийность / сочетание стадий , выбор утверждаемой стадии / разработки жестко не регламентируется и может приниматься в виде эскизного проекта , технико - экономического обоснования проекта , рабочей документации .

Заказчик / инвестор / принимает решения о проектировании и строительстве объектов на основании предварительных технико - экономических оценок и расчетов инвестиций . При этом заказчика в первую очередь интересует анализ потребности рынка в продукции с учетом ее потребительских свойств , конкурентоспособности , периодичности обновления и необходимых для этого затрат с учетом инфляционных процессов , взятых кредитов банков и других факторов , а также будет ли он иметь реальную прибыль , способную покрыть издержки , и не приведет ли строительство объекта к банкротству .

Основным документом для заключения договора / контракта / подряда и открытия финансирования строительства остается технико - экономическое обоснование , причем только для объектов , строительство которых осуществляется за счет капитальных вложений , финансируемых из республиканских и местных бюджетов и внебюджетных фондов Российской Федерации .

Впервые на автора проекта возлагается полная ответственность за качество / реализацию / проектной документации в соответствии с требованиями государственных норм и стандартов , принятыми договорными обязательствами . Согласование документации осуществляется только в связи с отступлением от действующих нормативных документов или согласованных в технико - экономическом обосновании решений .

Меняется разграничение компетенции экспертных органов и утверждающих инстанций . По объектам , строительство которых осуществляется за счет капитальных вложений , финансируемых из бюджетов и внебюджетных фондов Российской Федерации , экспертизе подлежат в обязательном порядке технико - экономические обоснования , базовые и экспериментальные проекты , проекты на строительство объектов управления народным хозяйством в чрезвычайных ситуациях . Необходимость и порядок проведения экспертизы других проектов устанавливает заказчик . Технико - экономические обоснования утверждаются заказчиком / инвестором / при наличии положительного заключения соответствующей территориальной организации государственной вневедомственной экспертизы в части оценки эксплуатационной и экологической безопасности строительства , рациональности размещения объекта , использования природных и трудовых ресурсов , а также других вопросов , относящихся к компетенции местных органов власти . Кроме этого , по технически сложным предприятиям , зданиям и сооружениям , а также при сложных природных условиях строительства органами экспертизы подтверждается соблюдение нормативных требований по надежности , экологической и эксплуатационной безопасности объекта с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству .

Повышаются требования не только к проектной продукции , но и к процессам ее изготовления . При проведении тендера / конкурса / или заключении договора / контракта / заказчик вправе потребовать доказательства способности разработчика проекта обеспечить требуемое качество . В этих целях с 1987 г . в международной практике широко используются стандарты серии ИСО 9000 как стандарты системы качества . Например , в Европе после 1992 г . для ведения бизнеса потребуется обязательная регистрация по этим стандартам .

Переход от командно - административных к экономическим методам управления потребует от проектных организаций поиска путей снижения трудоемкости выпускаемой продукции . Одним из них является сокращение избыточного объема информации в проектно - сметной и другой технической документации . По имеющимся данным, до 40 процентов проектной информации не используются , при этом на ее создание затрачиваются ресурсы проектной организации .

Рассмотренные изменения во взаимоотношениях заказчика и проектировщиков требуют осуществления в проектном институте адекватных организационных и технологических изменений . Важнейшая роль в осуществлении этих изменений должна принадлежать техническому отделу .

3 . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Проектная организация на рынке оказывается в условиях жесткой конкуренции . И от способности проектной организации обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурентами зависит и укомплектованность « портфеля заказов» и финансовое благополучие . Высокая конкурентоспособность может быть достигнута за счет более высокого качества продукции и услуг. Если продукция и услуги проектной организации не пользуются повышенным спросом , то возможна ценовая конкуренция . В этом случае большее внимание должно уделяться снижению издержек и , в первую очередь , трудоемкости проектных работ .

Выявление и формирование конкурентных преимуществ проектной организации следует считать главной задачей технического отдела в новых условиях хозяйствования .

Традиционно для обеспечения качества проектных решений в проектном институте должны быть работники , которые :

а) устанавливают требования / задают плановый уровень качества / для принимаемых проектных решений ;

б) принимают и документально о формляют проектные решения ;

в) проверяют соответствие принятых проектных решений установленным требованиям ;

г ) оценивают отступления от установленных требований и принимают решения о корректировке проектных решений или установленных требований и внесении изменений в документацию .

При сложившемся в проектных организациях разделении труда в основных проектных отделах / комплексных мастерских / специалисты принимают и документально оформляют проектные решения . Должности этих специалистов устанавливаются в зависимости от с ложности принимаемых решений . При этом принято выделять следующие группы сложности проектных решений : сложные , средней сло жности , несложные и простые .х)

х) См. Рекомендации по применению квалификационных характеристик отдельных категорий работников проектных организаций // ЦНИИпроект, - М.: 1988, с. 5 - 7.

Сложные / общие , принципиальные / проектные решения по отдельному разделу / части / проекта должны принимать главные специалисты в основных проектных отделах . Например , решения по объёмно - пространственной композиции объекта ; общему архитектурно - художественному образу объекта ; общей планировочной структуре зданий ; принципиальной транспортно - технологической схеме комплекса ; композиционной схеме генерального плана и функционального зонирования территории ; резервным территориям для развития объекта ; принципиальной схеме организаций рельефа площадки ; размещению основных объектов на генеральном плане , транспортных и инженерных коммуникаций ; фасадам , этажности зданий / сооружений /, материалам для отделки ; конструктивной схеме зданий / сооружений /; схемам отопления , вентиляции , кондиционирования воздуха , схемам водоподготовки и очистки сточных вод , типам и количеству систем водоснабжения , возможности использования избыточного тепла , экономии тепловой энергии ; параметрам теплоносителя , способам прокладки тепловых сетей ; месторасположению центрального теплового пункта , охране окружающей среды ; продолжительности возведения объекта , распределению объемов строительно - монтажных работ по годам строительства , составу работ подготовительного периода , методам производства основных строительных работ и т . п .

Архитекторы и инженеры - проектировщики I категории принимают проектные решения средней сложности . Например , решения по структуре функциональных зон генерального плана объекта проектирования ; грузопотокам на объекте ; фасадам , конструкциям перекрытий , покрытий зданий , ограждающим конструкциям ; фрагментам схем отопления , водоснабжения , канализации и т . п .

Архитекторы и инженеры - проектировщики II , III , а также некатегорированные принимают несложные и простые решения . Например , решения по планировке отдельных помещений , их отделке ; отдельно стоящим фундаментам , балкам , ригелям , плитам перекрытий , покрытий зданий , перемычкам ; выбор арматуры на трубопроводах и т . п . относят к несложным . К простым решениям можно отнести решения по деталям малых архитектурных форм ; закладным деталям в конструкциях ; узлам сопряжения в строительных конструкциях ; выбор марки стали , бетона ; составлению спецификаций , ведомостей потребности в материалах и т . п .

Техническим отделом формируется плановый уровень качества проектируемых в проектном институте объектов для каждой группы сложности проектных решений , а также требования по их документальному оформлению . Эта функция реализуется главными специалистами технического отдела по отдельным разделам / частям / проекта . В отличие от главных специалистов - проектировщиков , главные специалисты технического отдела не оптимизируют принимаемые ими решения о плановом уровне требований к качеству проектных решений по определенному разделу проекта и не обеспечивают согласованность / увязку / этих решений , а выдают лучшее из возможного . Так , если главный специалист технического отдела - электрик формирует плановый уровень требований к качеству проектных решений по электроснабжению и электрооборудова нию , он выдает проектировщикам лучшие из известных и возможных для применения в проектах решения . При этом , его не должно беспокоить , что предлагаемые им решения могут создавать неудобства конструкторам , сантехникам или технологам . Обязанность же главного специалиста - проектировщика в основном проектном отделе - согласовать / увязать / принимаемые им решения с решениями , принятыми по другим разделам проекта . В этом принципиальное различие деятельности главного специалиста технического отдела и главного специалиста - проектировщика в основном отделе .

В свою очередь , требования к результатам работы главного специалиста технического отдела задает главный инженер института . Эти требования , собственно , и определяют то , что принято называть технической политикой . Например , на уровне технической политики у главного инженера института может быть требование ориентироваться на использование только отечественных достижений и передового опыта проектирования и строительства . К уровню технической политики могут быть отнесены требования главного инженера института принимать или не принимать во внимание при формировании планового уровня качества проектных решений , например , вопросы экологии . Формирование технической политики - обязанность главного инженера института . Целесообразно , чтобы техническая политика была зафиксирована в каких-либо документах - основных направлениях проектирования объектов , заявлении о технической политике проектного института и т . п . Техническая политика должна быть в явном виде известна главным специалистам технического отдела .

Контроль за плановым уровнем качества проектных решений осуществляет главный инженер института путем подтверждения соответствия решений , подготавливаемых главными специалистами технического отдела , технической политике института .

Для решения задачи сокращения избыточного объема информации в проектно - сметной и другой технической документации в проектной организации целесообразно осуществить изменения , которые затронут деятельность главного инженера института , главного инженера / главного архитектора / проекта , главных специалистов технического и основных проектных отделов .

В новых условиях хозяйствования в обязанности главного инженера института должно входить определение требований к объему информации в проектно - сметной и другой технической документации , выпускаемой в составе научно - технической продукции , критериев для оценки необходимости и достаточности информации для пользователей научно - технической продукции , а также контроль за соблюдением указанных требований в процессе ее разработки .

В техническом отделе целесообразно специализировать одного - двух специалистов на разработке и реализации комплекса мер по сокращению избыточного объема информации . Эти меры должны включать разработку эталонов по объему информации для различных видов научно - технической продукции , правил и примеров оформления разделов проектно - сметной документации , отдельных проектных решений / информационных сообщений /, контроль за их соблюдением .

На главного инженера / главного архитектора / проекта следует возложить согласование с заказчиком ограничений по составу , содержанию , оформлению и комплектованию проектно - сметной и другой технической документации , установление требований по составу , содержанию и комплектованию по разделам / частям / проекта при распределении заданий между участниками разработки проекта , контроль за соблюдением установленных требований .

Главные специалисты в основных проектных отделах обязаны обеспечить наблюдение за использованием проектной документации в процессе строительства , ввода в действие объекта и освоения проектных мощностей , а также подготовку предложений по сокращению избыточного объема информации в проектно - сметной и другой технической документации .

Как уже отмечалось , при рыночных отношениях проектному институту приходится решать целый ряд новых задач , а именно :

комплектовать « портфель заказов» , участвуя в проводимых заказчиками тендерах / конкурсах /;

отстаивать свои интересы на рынке проектной продукции при заключении договора / контракта / с заказчиками ;

предотвращать ущерб , который может быть нанесен заказчику или проектной организации , путем заключения договоров страхования ;

обеспечивать « выживание» проектной организации на рынке проектной продукции , путем разработки и реализации специальных программ борьбы с конкурентами , а также путем расширения видов продукции / услуг / и организации предпринимательской деятельности .

Процесс совершенствования организации управления проектированием для возможности решения этих задач целесообразно разделить на два этапа . Первый этап продолжительностью 1,5 - 2 года ориентирован , в основном , на использование существующих в проектном институте работников и подразделений . Второй этап , на котором возникнут новые , нетрадиционные , присущие именно рынку структурные подразделения , такие как рекламные группы , подразделения по изучению и формированию спроса на продукцию и услуги , защите коммерческой тайны и авторских прав проектировщиков , изучения конъюнктуры договорных цен и др .

На первом этапе значительная роль в решении новых задач отводится техническому отделу , в состав которого входят наиболее квалифицированные главные специалисты проектной организации .

Под этим углом зрения и рассмотрим новые функции технического отдела для решения задач , поставленных рынком .

а) Участие в тендерах / конкурсах / проводимых заказчиком .

Для участников тендера заказчиком , либо по его поручению тендерным комитетом , подготавливается тендерное задание , в котором устанавливаются требования к тендерному предложению .

Анализ указанных требований и подготовку соответствующих рекомендаций по составу и содержанию тендерного предложения целесообразно включить в круг обязанностей главных специалистов технического отдела . Другими словами , речь идет о разработке планового уровня качества тендерного предложения , что , по сути , является традиционной функцией технического отдела . Новым здесь является конкретный вид проектной продукции - тендерное предложение .

В составе тендерного предложения одним из важнейших является раздел , содержащий сведения о проектной организации / объем работ , квалификационный состав специалистов , основные объекты проектирования , основные заказчики , субпроектировщики , финансовое положение , наименования и характеристики построенных по проектам данного института объектов , система управления качеством , гарантирующая качество продукции , история создания организации и т . п ./. В перспективе эти сведения будут готовиться рекламными службами проектного института . В настоящее время эту работу целесообразно поручить техническому отделу с привлечением отдела кадров , планово - экономического и отдела научно - технической информации , а также руководства института .

б) Подготовка и заключение контракта с заказчиком проектной продукции .

В рыночных условиях хозяйствования заказчик и проектная организация заинтересованы оговаривать в контракте :

цену и сроки выполнения работ , обязательства , ответственность сторон на протяжении всего периода проектирования , строительства и эксплуатации объекта ;

исчерпывающую компенсацию ущерба , который может нанести одна из сторон из - за некачественного выполнения работ , срыва сроков , неплатежеспособности и т . п .;

порядок урегулирования разногласий с тем , что , если возникнет необходимость в арбитражном разбирательстве , быть уверенным в своих преимуществах .

Для разработки контракта проектировщики могут воспользоваться имеющимися рекомендациями .х) В рекомендациях приведена примерная форма контракта , разработанная на основании материалов Американского института архитекторов , образцов контрактов Великобритании , Франции и Германии , которая содержит всю необходимую информацию для урегулирования взаимоотношений между заказчиком и проектировщиками для самого сложного случая . В конкретном проектном институте целесообразно « привязать» примерную ф орму и разработать эталон контракта , который будут использовать главные инженеры / главные архитекторы / проектов в переговорах с заказчиками . В перспективе эта работа может быть поручена маркетинговой службе с привлечением практически всех подразделений института . В настоящее время рекомендуется поручить выполнение этой функции техническому отделу .

х) см. № 6 стр. 29.

Следует иметь в виду , что неотъемлемой частью контракта является эталон по составу и оформлению проектной продукции , который должен быть согласован с заказчиком на стадии подписания контракта . Разработка указанного эталона также входит в круг обязанностей главных специалистов технического отдела .

в ) Заключение договоров страхования .

Договор страхования в рыночной практике является, по сути, неотъемлемой частью контракта . Заказчик не подпишет контракт до тех пор , пока проектная организация не представит оформленный страховой договор . В основе страхового договора лежит страховое событие , от вероятности наступления которого зависит величина страхового платежа . Последний либо включается в договорную цену на разработку проектной продукции , либо является частью прибыли проектного института . Наступление того или иного страхового события может нанести ущерб и заказчику и проектному институту . В этой связи особенно важно правильно определить вероятность наступления страхового события и предполагаемого ущерба . Для страховых событий , связанных с качеством исходных данных для проектирования , качеством проектных решений , с изменением системы нормативно - технической документации и т . д., следует включить в обязанности главных специалистов технического отдела выполнение специальных расчетов по определению вероятности наступления указанных событий . Эта функция технического отдела сохранится и в перспективе .

г ) « Выживание» проектной организации на рынке проектной продукции .

Проблема « выживания» стала перед проектными организациями только в связи с переходом к рыночным отношениям . При командно - административной системе органы управления проектированием гарантировали существование проектного института , утверждая тематический план , выделяя лимиты финансирования , фонд заработной платы и ресурсы материально - технического обес печения . Поскольку в условиях рынка проектный институт самостоятельно комплектует « портфель заказов» , возникает необходимость , во - первых , в организации и проведении маркетинговой работы и , во - вторых , в обеспечении монопольного положения института на рынке проектной продукции , или , другими словами , в разработке и реализации специальных программ борьбы с конкурентами . В перспективе все виды маркетинговой деятельности / изучение спроса , формирование спроса , реклама и т . п ./ могут быть сконцентрированы в специальной службе маркетинга под руководством коммерческого директора , разработкой и реализацией программ борьбы с конкурентами сможет заниматься подразделение по совершенствованию деятельности под руководством директора проектной организации .

В настоящее время рекомендуется поручить техническому отделу выполнение ряда работ , связанных с маркетинговыми исследованиями , формированием и развитием маркетинговой стратегии , а также разработкой и реализацией программ борьбы с конкурентами .

Таким образом , если к традиционным функциям , необходимость которых вытекает из механизма формирования качества проектной продукции , добавить новые функции технического отдела , выполнение которые предполагается в ближайшие 1,5 - 2 года , это и будет та база , на основе которой следует организовывать деятельность технического отдела в рыночных условиях хозяйствования проектной организации . Рекомендуемые задачи и функции технического отдела проектной организации при рыночных отношениях приведены в П риложении 1, задачи и обязанности начальника технического отдела в Приложении 2, должностные обязанности и отношения подчиненности главного специалиста технического отдела в Приложении 3.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

1 . Рекомендации по обеспечению интересов заказчиков проектной продукции во взаимоотношениях с проектным институтом . - М .: 1992.

2 . Рекомендации по расширению видов продукции и услуг проектной организации . - М .: 1991.

3 . Определение компетенции главного инженера и заместителей директора проектной организации . Подборка материалов . - М .: 1991.

4 . Рекомендации по совершенствованию структур проектных организаций с различными формами собственности . - М .: 1992.

5 . Рекомендации по организации маркетинговой службы в проектных организациях . - М .: ЦНИИпроект , 1992.

6 . Рекомендации по подготовке и заключению контракта на разработку проектно - сметной документации . - М .: 1992.

7 . Рекомендации по организации и проведению тендера ( конкурса ) на проектную продукцию . - М .: 1992.

8 . Рекомендации по созданию , организации функционирования и совершенствования справочно - информационного фонда в проектном институте . - М .: ЦНИИпроект , 1986.

9 . Особенности формирования договорных цен на научно - техническую продукцию проектных организаций в рыночных условиях хозяйствования . Нормативно - методическое пособие . - М .: 1991.

Приложение 1

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Задачи технического отдела :

1 . Определение конкурентных преимуществ и последствий от использования научно - технической продукции и услуг проектной организации .

2 . Формирование и совершенствование требований к качеству технических решений по отдельным разделам / частям / проектной документации в целях реализации технической политики института при проектировании объектов .

3 . Контроль за реализацией установленных требований к качеству проектной продукции .

4 . Организация патентно - лицензионной , изобретательской и рационализаторской работы в институте .х)

х) Для отраслевых проектных организаций.

Функции технического отдела и его структурных подразделений и служб :

а ) Основные функции службы главных специалистов :

1 . Участие в проведении маркетинговых исследований , разработке и реализации маркетинговой стратегии проектной организации , в том числе :

разработка перечней информационных источников , видов исходных данных , методов их сбора и анализа для целей исследования рынка ;

анализ данных о рыночной ситуации с подготовкой предложений о предпочтительных направлениях в разработке и реализа ции продукции и услуг проектной организации ;

определение конкурентных преимуществ проектной организации для постановки целей и формирования стратегии развития института ;

оценка квалификационного и творческого потенциала для достижения намечаемых целей развития института ;

формирование требований к продукции и услугам проектной организации ;

проведение технико - экономических расчетов для использования при формировании цен на продукцию и услуги проектной организации ;

определение отличительных достоинств продукции и услуг проектной организации , определяющих потребительские предпочтения , для организации и проведения рекламных мероприятий ;

представление новых продукции и услуг на выставках , ярмарках , участие в семинарах и пресс - конференциях / презентациях /;

участие в выработке фирменного стиля , закреплении положительного образа « марки фирмы» проектной организации .

2 . Подготовка материалов для участия в тендерах / торгах / при получении заказа на разработку научно - технической продукции и на строительство объектов .

3 . Участие в определении объектов и событий страхования ответственности за качество проектной продукции , в том числе оценка вероятности потери доходов проектной организации из - за наступления следующих страховых событий :

некачественное проведение изысканий , несвоевременное получение технико - экономического обоснования и других необходимых исходных данных для проектирования , а также их неполнота и недостоверность ;

причинение ущерба третьим лицам в связи с загрязнением окружающей среды вследствие реализации проектов в строительстве ;

убытки в связи с авариями и разрушением объектов в процессе строительства и эксплуатации ;

убытки из - за ошибок проектировщиков при определении сметной стоимости строительства ;

убытки из - за ошибок проектировщиков , выявленных в процессе согласований и проведения экспертизы проектных решений ;

убытки из - за ошибок и просчетов проектировщиков , обусловленные новизной и сложностью принимаемых решений ;

изменения нормативно - технической базы и технических условий ;

изменения , связанные с развитием научно - технического прогресса / появлением нового высокопроизводительного оборудования и технологий , материалов , конструкций и изделий , способов производства работ и т . п ./;

изменения в природной среде , вызывающие отклонения от ее нормального состояния .

4 . Участие в определении условий контрактов / договоров / на создание / передачу / научно - технической продукции в части технических и экономических требований к проектной продукции , расчете и обосновании договорной цены работ .

5 . Участие в определении конфиденциальности информации о проектных решениях , отличающихся оригинальностью и нетрадиционностью , позволяющих достигать высоких качественных показателей проектируемых объектов при наименьших капитальных и эксплуатационных затратах , других разработках и результатах аналитической обработки информационных потоков .

6 . Определение требований к техническому и экономическому уровню проектных решений по отдельным разделам / частям / проекта .

7 . Разработка и корректировка по мере необходимости эталонов состава и оформления проектно - сметной и другой технической документации , разрабатываемой институтом .

8 . Согласование основных технических решений по конкретным объектам проектирования в части соответствия принятым в институте основным направлениям проектирования объектов и установленным требованиям к техническому и экономическому уровню проектных решений , качеству проектно - сметной и другой технической документации .

9 . Подготовка предложений по пересмотру действующих нормативных документов по проектированию , строительству и эксплуатации объектов .

10 . Подготовка отчетности по качеству проектно - сметной документации .

11 . Подготовка требований по обеспечению информацией для принятия проектных решений .

12 . Подготовка заданий на разработку прогрессивных видов оборудования , на проведение научно - исследовательских работ , связанных с новыми технологическими регламентами на проектируемых объектах .

13 . Проведение экспертизы проектно - сметной документации .

б ) Основные функции группы патентно - лицензионной , изобретательской и рационализаторской работы .х)

х) Для отраслевых проектных организаций.

Деятельность указанного подразделения целесообразно сосредоточить на решении следующих основных задач :

1 . Организация , координация и участие в патентных исследованиях , проводимых в институте , с целью повышения технического уровня проектных решений , объектов техники и технологии , применяемых в проектах , обеспечения их патентоспособности , патентной чистоты и конкурентоспособности на рынке .

2 . Осуществление работ п о правовой охране изобретений , промышленных образцов и товарных знаков , выявлению в проектной документации возможных изобретений ; регистрация и рассмотрение рационализаторских предложений ; оказание авторам помощи в оформлении и защите их прав .

3 . Подготовка предложений по зарубежному патентованию изобретений и целесообразности внешнеторговых операций / продаже и закупке на них лицензий /.

4 . Участие в методическом обеспечении патентно - лицензионной , изобретательской и рационализаторской работы в институте и повышении квалификации проектировщиков в этой области .

Для выполнения указанных основных задач на группу целесообразно возложить выполнение следующих функций :

1 . Участие в определении охраноспособных объектов , проектных решений и работ .

2 . Участие в патентных исследованиях в целях обеспечения патентоспособности и патентной чистоты проектных решений , а также объектов лицензий , экспонатов выставок и ярмарок , в том числе :

составление заданий на проведение патентных исследований , разработка регламента поиска , поиск и отбор информационных ма териалов , оформление отчетных данных , работа с заявочными материалами , распределение и контроль за осуществлением патентных исследований специалистами института и привлекаемых организаций .

4 . Пр оверка полноты отчетных материалов о патентных исследованиях по проектной и другой технической документации , поступающей от научно - исследовательских , конструкторских и других организаций ; подготовка запросов на недостающие материалы .

5 . Оформление с участием авторов материалов заявок на предполагаемые изобретения , ведение по ним переписки , учета и отчетности .

6 . Участие в экспертизе материалов , предлагаемых для публикаций .

7 . Подготовка предложений по использованию при проектировании изобретений и рационализаторских предложений .

8 . Участие в установлении фактов использования созданных или заимствованных изобретений .

9 . Ведение учета и подготовка отчетности по использованию созданных в институте и заимствованных изобретений и рационализаторских предложений .

10 . Участие в отборе и подготовке предложений и необходимых материалов для патентования за рубежом изобретений , созданных в институте , и осуществление контроля за их прохождением в компетентных органах .

11 . Организация и участие в анализе патентно - лицензионной деятельности ведущих фирм мира по профилю деятельности института .

12 . Осуществление надзора за соблюдением зарубежными фирмами приобретенных институтом за рубежом прав по охранным документам .

13 . Подготовка предложений и необходимых документов для продажи лицензий на изобретения и другие научно - технические достижения , а также предложений по их рекламе .

14 . Участие в подготовке предложений о закупке лицензий .

15 . Участие в рассмотрении заявлений на рационализаторские предложения , оказание помощи авторам в их доработке и оформлении , ведение их регистрации .

16 . Разработка методических материалов , наглядных пособий в помощь специалистам , участвующим в патентно - лицензионной , изобретательской и рационализаторской работе .

17 . Подготовка учебных программ и проведение занятий по повышению квалификации работников института в области патентно - лицензионной , изобретательской и рационализаторской работы .

в ) Прочие функции технического отдела :

1 . Организация и проведение заседаний технического совета .

2 . Подготовка отчетности о результатах технической деятельности .

Приложение 2

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА

В задачи , решаемые начальником технического отдела , следует включать :

1 . Обеспечение выполнения в полном объеме функций , возложенных на технический отдел .

2 . Совершенствование организации и условий труда , обеспечение роста производительности труда в отделе за счет применения прогрессивных способов и методов выполнения работ .

3 . Обеспечение деятельности отдела информационными и другими видами ресурсов .

4 . Обеспечение соблюдения законодательства о труде , правил и норм охраны труда , техники безопасности , производственной санитарии , правил трудового распорядка .

На начальника технического отдела следует возложить обязанности :

1 . Определение трудоемкости , распределение заданий и объемов работ между подразделениями и специалистами отдела .

2 . Установление сроков выполнения заданий и контроль за их соблюдением .

3 . Контроль за соответствием поручаемых отделу работ профилю отдела и подготовка предложений по устранению несоответствия между поручаемыми отделу работами и профилем отдела .

4 . Решение вопросов , связанных с изменением объемов и сроков выполнения порученных отделу работ .

5 . Решение вопросов совершенствования структуры и организации труда работников отдела , организация разработки и применения прогрессивных способов и методов выполнения работ в отделе .

6 . Подготовка предложений о приеме и освобождении от должности работников отдела , об условиях оплаты труда и других условиях трудовых взаимоотношений в отделе .

7 . Подготовка предложений о применении мер морального и материального поощрения за успехи в труде , а также мер дисциплинарного взыскания к работникам отдела .

8 . Проведение мероприятий по повышению квалификации работников отдела , обучению и подготовке резерва на выдвижение .

9 . Подготовка материалов для аттестации работников отдела .

10 . Доведение до сведения работников отдела и организация контроля за соблюдением организационно - распорядительных документов .

11 . Организация ведения установленных форм учета и отчетности , делопроизводства и табелей выхода на работу работников отдела .

12 . Осуществление мер по укреплению трудовой и производственной дисциплины , соблюдению правил внутреннего трудового распорядка .

13 . Составление заявок и расчетов потребности отдела в информационных , материально - технических и других ресурсах .

Приложение 3

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ ПОДЧИНЕННОСТИ ГЛАВНОГО СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОТДЕЛА

Главный специалист технического отдела административно подчиняется начальнику технического отдела , технически подчиняется главному инженеру института .х)

х) Административное подчинение - по вопросам установления загрузки и сроков выполнения работ; техническое подчинение - по вопросам установления требований к результатам и методам выполнения работ.

В обязанности главного специалиста технического отдела следует включать :

1 . Участие в проведении маркетинговых исследований , разработке и реализации маркетинговой стратегии проектной организации .

2 . Подготовка материалов для участия в тендерах / торгах / при получении заказа на разработку научно - технической продукции и на строительство объектов .

3 . Участие в определении объектов и событий страхования ответственности проектной организации и заказчика за качество проектной продукции .

4 . Участие в определении условий контрактов / договоров / на разработку проектно - сметной документации и оказание инженерно - консультационных услуг в части определения технических и экономических требований к проектной продукции , расчете и обосновании договорной цены работ .

5 . Участие в определении конфиденциальности информации о проектных решениях , отличающихся оригинальностью и нетрадиционностью , позволяющих достигать высоких качественных показателей проектируемых объектов при наименьших капитальных и эксплуатационных затратах , других разработках и результатах аналитической обработки информационных потоков .

6 . Изучение отечественного и зарубежного опыта проектирования , строительства и эксплуатации объектов и подготовка предложений о применении передового опыта при проектировании .

7 . Оказание консультационной помощи главным инженерам проектов и специалистам производственных подразделений в решении вопросов , связанных с применением нормативных документов по проектированию , строительству и эксплуатации объектов , а также в решении сложных технических вопросов , возникающих в процессе проектирования и строительства объектов .

8 . Определение основных направлений в проектировании объектов по своему профилю .

9 . Разработка и контроль за применением перечней прогрессивных решений и научно - технических достижений при проектировании .

10 . Разработка методических указаний , эталонов , инструкций , справочных и других вспомогательных проектных материалов , контроль за их применением при проектировании и подготовка предложений по их пересмотру .

11 . Рассмотрение и согласование проектов заданий , основных технических решений по конкретным объектам проектирования в части их соответствия принятым в институте основным направлениям в проектировании объектов и установленным требованиям к техническому и эк ономическому уровню проектных решений , качеству проектно - сметной и другой технической документации .

13 . Участие в рассмотрении рекламаций , замечаний и претензий по проектно - сметной документации . Обобщение заключений по рекламациям и замечаниям , разработка предложений по ликвидации вызвавших их причин .

13 . Участие в определении базовых значений технико - экономических показателей и качественных характеристик объектов для оценки их качества .

14 . Разработка перечней прогрессивных типовых проектов и проектных решений , выявление э кономичных индивидуальных проектных решений для повторного применения , используемых при проектировании объектов .

15 . Подготовка отзывов и экспертных заключений на изобретения и рационализаторские предложения , законченные научно - исследовательские работы , связанные с проектированием , строительством и эксплуатацией объектов , проектные материалы других организаций .

16 . Подготовка предложений о сокращении избыточного объема проектно - сметной и другой технической документации .

17 . Выполнение комплекса работ по унификации проектных решений .

18 . Подготовка предложений по пересмотру действующих нормативных документов , проектов стандартов и технических условий , связанных с проектированием , строительством и эксплуатацией объектов .

19 . Участие в составлении отчетности по технической деятельности института .

20 . Участие в организации и проведении заседаний технического совета .

21 . Участие в подготовке учебных программ и проведении занятий по повышению квалификации специалистов института по своему профилю .

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . 1

1. Особенности рыночных отношений и их влияние на работу проектного института . 2

2. Важнейшие изменения во взаимоотношениях проектной организации с заказчиком проектной продукции и услуг . 4

3. Определение задач и функция технического отдела в рыночных условиях хозяйствования . 7

список рекомендуемых методических материалов . 12

Приложение 1 Рекомендуемые задачи и функции технического отдела проектной организации при рыночных отношениях . 12

Приложение 2 Рекомендуемые задачи и обязанности начальника технического отдела . 15

Приложение 3 Рекомендуемые должностные обязанности и отношения подчиненности главного специалиста технического отдела . 16

Еще документы скачать бесплатно