герб

ГОСТы

флаг

Общие указания по применению элементных сметных норм и единичных расценок на новые технологии в строительстве

Нормы и расценки
на новые технологии
в строительстве

(СПРАВОЧНИК ИНЖЕНЕРА-СМЕТЧИКА)

Под общей редакцией П.В. Горячкина

Москва
2004 г.

Авторский коллектив:

П.В. Горячкин, А.И. Штоколов, В.Г. Гурьев, А.Н. Жуков, А.П. Иванов. Л.А. Данилова, Б.А. Бархударян, М.В. Макарова, Е.Н. Федотова, В.М. Семкова, Н.Н. Калинко, Т.А. Кропотова, М.И. Гуслин

Нормы и расценки на новые технологии в строительстве (Справочник инженера-сметчика). - Москва, 2004.

Предлагаемый Справочник включает дополнительные элементные сметные нормы и единичные расценки в базисном уровне цен 2000 года на работы с применением новых технологий, оборудования, машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, в том числе импортного производства, а также дополнительные нормы и расценки по традиционным технологиям производства работ.

Предназначен для широкого круга инженерно-технических специалистов и экономистов строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций, связанных с разработкой, согласованием, утверждением и экспертизой сметной документации.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . 1

Общие указания по применению элементных сметных норм и единичных расценок на новые технологии в строительстве . 3

ВВЕДЕНИЕ

С начала 90-х годов прошлого столетия в строительном комплексе России идет пересмотр архитектурно-планировочных и конструктивно-технологических решений зданий и сооружений. Указанный процесс во многом связан с появлением на строительном рынке большого количества новых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, производительной импортной техники, уникальной технологии производства работ.

В архитектурно-планировочных решениях, например, мы ушли от типового домостроения и стали широко применять свободную планировку. Увеличивается доля строительства домов по индивидуальным проектам с преобладанием как монолитных конструкций, так и комбинированных (монолитный каркас плюс ограждающие конструкции из кирпича, газобетона, навесных сендвич-панелей и применением эффективных утеплителей, других материалов). Доля чисто панельного домостроения несколько снизилась, причем надо иметь в виду, что сохранившиеся домостроительные комбинаты перешли на выпуск продукции модернизированных серий, отвечающей теплофизическим требованиям новых СНиПов. То есть изменились подходы к строительству зданий и сооружений. Аналогичные перемены произошли в их инженерном обеспечении. Более современной становится вся инфраструктура (дороги, инженерные сооружения, наружные сети и прочее), куда приходит новая техника, оборудование, новые материалы. Соответственные изменения претерпевают подходы к ремонту, модернизации, реконструкции основных фондов, не говоря уже об отделочных работах: на нашем рынке огромное многообразие новых строительных материалов.

Новые технологии и материалы широко применяются в отделочных работах, инженерных работах, связанных с монтажом и ремонтом электрооборудования, водопроводов, отопительных систем, канализации, наружных сетей. Большие изменения произошли при производстве работ нулевого цикла. Это, в основном, свайные работы, где новые технологии определяются применением новой техники. В условиях плотной застройки городов преобладают свайные основания; нужно ухитриться «воткнуть» новое здание между уже существующими, чтобы не принести им вреда. Во многих городах крупных незастроенных территорий практически не осталось, инвесторам приходится искать свободные «пятна», где можно поставить дом. Но эта ювелирная работа требует технологических инноваций.

Много новой импортной техники сейчас используют при производстве работ по наружным и магистральным сетям (водопровода, канализации, теплоснабжения), в том числе при их ремонте и реконструкции. И, конечно, технический прогресс не обошел стороной дорожные работы. Здесь изменения в технологии работ также продиктованы активным применением большого количества импортной техники.

Заметим, что технологические изменения в отделочных и внутренних инженерных работах определяют преимущественно новые материалы, изделия и конструкции.

В итоге всех этих изменений в строительстве перед сметчиками проектных институтов, подрядных организаций, да и перед заказчиками возникает проблема оценки новых работ и технологий. Ведь сметчик располагает обычно набором нормативов, основанных на старых технологиях. Стоимость, которая там заложена, не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Причем отклонения бывают как в ту, так и в другую сторону. Например, применение новых видов машин на строительстве нулевого цикла, на дорожных работах позволяет повысить производительность труда, сократить сроки и повысить качество работ. Однако имеющиеся нормативы к таким машинам неприменимы. Перед сметчиком возникает неразрешимая проблема. С одной стороны, требования заказчиков по повышению конструктивной надежности, по технологическим решениям и уровню отделки объекта растут; значит, новые технологии и технику надо закладывать в проект. С другой стороны, делать этого нельзя, поскольку определить стоимость работ будет невозможно.

Особую остроту эта проблема приобретает на объектах бюджетного финансирования, где нередко возникают повышенные требования к проекту. Государственный заказчик и подрядчик понимают, что нужно применить прогрессивную технологию на тех или иных работах (и технические возможности этого есть!), но при экспертизе проекта и всевозможных кабинетных проверках сметы суровые контролеры вычеркнут эти работы как необоснованные. Технологии есть, а нормативов на них нет, отсюда и возникают коллизии.

Новая сметно-нормативная база, на которую Россия перешла с 1 сентября 2003 года почти не учитывает применение новых технологий, техники, материалов. К сожалению, у пользователей новой базы немало претензий по ее составу и содержанию. Сборники ГЭСН-2001 и ФЕР-2001 на 80 - 90 % состоят из норм, охватывающих технологии, которые были и в предыдущих базах 1984 и 1991 гг. Не все эти технологии относятся к разряду устаревших, многие из них и сегодня применяются на строительстве каких-то объектов, как говорится, в глубинке. Но ведь строителям нужны и новые технологии. А их в новой базе зачастую просто нет.

Отсюда логично вытекает основная задача сметного нормирования: оперативное насыщение новой сметно-нормативной базы новыми нормами и расценками. И эта работа должна вестись постоянно и систематически.

Предлагаемый Справочник включает дополнительные элементные сметные нормы и единичные расценки в базисном уровне цен 2000 года на работы с применением новых технологий, оборудования, машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, в том числе импортного производства, а также дополнительные нормы и расценки по традиционным технологиям производства работ.

Нормы и расценки содержат вводные указания со ссылкой на ГОСТы, ТУ, результаты испытаний, сертификации, и включают в себя рекомендации по технологии производства работ. В необходимых случаях приведены таблицы, чертежи, рисунки. У сметчика не должно возникнуть никаких сомнений по существу применяемой технологии и ее характеристик. В техническую часть включены также необходимые поправочные коэффициенты: на условия производства работ, на изменения конструктивных решений.

Элементные сметные нормы представлены в виде таблиц по форме ГЭСН-2001 и содержат подробный состав работ по норме и ресурсные показатели с выделением основных материалов. После нормы приводится единичная расценка в сметных ценах на 1 января 2000 года по базисному району. К расценке дается приложение, включающее в себя сметные цены на материалы и стоимость эксплуатации машин и механизмов.

Приведенный комплексный подход к формированию норм и расценок позволяет сметчику иметь исчерпывающие данные для формирования сметной стоимости.

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЭЛЕМЕНТНЫХ СМЕТНЫХ НОРМ И ЕДИНИЧНЫХ РАСЦЕНОК НА НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1. Элементные сметные нормы и единичные расценки, включенные в данный справочник, могут применяться организациями-заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, и предназначены для определения сметной стоимости строительства ресурсным и базисно-индексным методами, а также для расчетов за выполненные строительные, ремонтно-строительные и монтажные работы.

Нормы и расценки разработаны в составе сметно-нормативной базы 2001 года, являются дополнительными к сборникам Государственных элементных сметных норм ( ГЭСН-2001) и Федеральных единичных расценок ( ФЕР-2001) и применяются совместно с ними. На нормы и расценки распространяются Общие указания по применению сборников ГЭСН-2001 и ФЕР-2001, а также Технические части к соответствующим сборникам и их разделам.

2. Шифр норм и расценок состоит из номера соответствующего сборника ГЭСН-2001 и ФЕР-2001 (два знака), номера раздела сборника (два знака), порядкового номера таблицы в данном разделе сборника (три знака) и порядкового номера нормы (расценки) в данной таблице (один-два знака).

3. Нормы и расценки содержат техническую часть, таблицы сметных норм и расценок, а также приложения с информацией о стоимости строительных материалов, изделий и конструкций и эксплуатации строительных машин. В технических частях приводятся положения, обусловленные специфическими особенностями работ, которые необходимо учитывать при применении соответствующих норм и расценок.

В технических частях приводятся указания о порядке применения сметных норм и расценок, а также коэффициентов к сметным нормам и расценкам, учитывающие условия производства работ, правила исчисления объемов работ.

В отдельных нормах и расценках приводится вводная справочная информация, содержащая описание технологии и применяемых материалов, таблицы, схемы, рисунки и чертежи.

4. Таблицы ЭСН содержат следующие нормативные показатели:

i затраты труда рабочих-строителей в чел.-ч;

i средний разряд работы (показатель «средний разряд работы» характеризует средний разряд звена рабочих-строителей, выполняющих полный комплекс работ);

i затраты труда машинистов в чел.-ч;

i состав и время эксплуатации строительных машин, механизмов, механизированного инструмента, в маш.-ч;

i перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

5. В описании состава работ, учтенных нормами, приводится перечень основных операций и видов работ. В кратком перечне состава работ мелкие и второстепенные сопутствующие операции, как правило, не упоминаются, но учитываются. Для работ, не относящихся ко всем нормам таблицы, указываются номера норм, к которым они относятся.

Наименования видов работ и конструкций содержат основные характеризующие признаки. Параметры отдельных характеристик (длина, высота, площадь, масса и т.п.), приведенные со словом «до», следует понимать включительно, а со словом «от» - исключая указанную величину, т.е. свыше.

6. Таблицы единичных расценок содержат показатели сметных затрат, установленные на соответствующий измеритель конструкций или работ:

i прямые затраты, в том числе:

i затраты на оплату труда рабочих-строителей;

i затраты на эксплуатацию строительных машин, в том числе на оплату труда рабочих, обслуживающих машины;

i затраты на материалы, изделия и конструкции;

i затрат труда рабочих-строителей, в чел.-ч.

i расход материалов, не учтенных расценками, - в физических единицах измерения.

7. В отдельных единичных расценках в графу 4 «Прямые затраты» и графу 8 «Материалы» не включена стоимость основных строительных материалов, изделий и конструкций, принимаемая исходя из проектных данных и текущих цен по условиям поставки (комплектации). Такие материалы приводятся отдельной строкой непосредственно в единичных расценках с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки. Техническая характеристика принимается по проектным данным (рабочим чертежам).

При составлении сметной документации и при расчетах за выполненные работы стоимость работ по таким единичным расценкам определяется двумя строками:

i в первой, исчисляется стоимость работ по соответствующей единичной расценке;

i во второй, стоимость не учтенных расценками материалов, изделий и конструкций.

Допускается суммирование материалов, не учтенных расценками, по каждому из разделов локальной сметы или по объекту в целом.

По некоторым материалам, изделиям и конструкциям в расценках указаны только наименования, а расход их принимаются по проектным данным (рабочим чертежам).

В случаях, когда на момент составления сметной документации отсутствуют данные о стоимости указанных материалов, необходимо использовать данные о ценах, приводимые в Сборниках средних сметных цен на материалы и другие справочно-информационные материалы о текущих ценах на строительные ресурсы. По материалам поставки заказчика сведения о ценах формируются по данным заказчика.

8. Составление сметной документации с применением единичных расценок может осуществляется в базисном (на 01.01.2000 г.) и текущем уровнях цен. Для учета роста стоимости строительства, вызванного инфляционными факторами в период действия Единичных расценок, может использоваться базисно-индексный метод определения стоимости строительства, основанный на применении индексов цен по видам и комплексам работ и объектам строительства, разрабатываемых к базисному уровню цен на 01.01.2000 г.

9. Единичные расценки разработаны в уровне цен на 01.01.2000 г. для базовых регионов страны (г. Москва и Санкт-Петербург) с районным коэффициентом 1,0. При применении расценок в субъектах Российской Федерации их привязка к местным условиям должна осуществляться с учетом территориальных поправочных коэффициентов в базисном уровне цен на 01.01.2000 г.

Примерные Территориальные поправочные коэффициенты для приведения единичных расценок к местным условиям в базисных ценах на 01.01.2000 г.

№ п/п

Наименование федерального округа и региона

Территориальные поправочные коэффициенты

к тарифным ставкам оплаты труда рабочих

к стоимости материалов и оборудования

к стоимости эксплуатации машин и механизмов

1

2

3

4

5

Российская Федерация, в среднем (без Северных районов)

0,86

0,98

0,98

Северные и приравненные к ним районы

1,28

1,64

1,29

I

Центральный федеральный округ, в среднем

0,87

0,91

0,97

1

Белгородская область

0,75

0,87

0,94

2

Брянская область

0,83

0,85

0,96

3

Владимирская область

0,75

0,95

1,01

4

Воронежская область

0,87

0,89

0,95

5

Ивановская область

0,83

0,92

0,93

6

Калужская область

0,88

0,83

0,93

7

Костромская область

0,82

0,87

0,97

8

Курская область

0,83

0,96

0,93

9

Липецкая область

0,77

0,87

0,93

10

Московская область

0,82

0,86

0,95

11

Орловская область

0,87

0,82

0,89

12

Рязанская область

0,73

0,89

0,97

13

Смоленская область

0,73

0,97

1,05

14

Тамбовская область

0,73

0,95

0,96

15

Тверская область

0,96

0,94

0,99

16

Тульская область

0,80

0,90

1,08

17

Ярославская область

0,89

0,94

0,88

18

г. Москва

1,00

1,00

1,00

II

2. Северо-Западный федеральный округ, в среднем

0,93

0,99

1,12

19

Республика Карелия

0,94

1,04

1,10

20

Республика Коми

0,96

1,09

1,12

21

Архангельская область

0,98

1,06

1,19

22

Ненецкий автономный округ

1,18

1,30

1,21

23

Вологодская область

0,89

0,92

1,05

24

Калининградская область

0,88

0,98

1,03

25

Ленинградская область

0,95

0,98

1,05

26

Мурманская область

1,17

1,25

1,11

27

Новгородская область

0,77

0,93

1,01

28

Псковская область

0,83

1,02

1,04

29

г. Санкт-Петербург

1,00

1,00

1,00

III

Южный федеральный округ, в среднем

0,81

0,94

0,94

30

Республика Адыгея (Адыгея)

0,87

0,91

0,81

31

Республика Дагестан

0,81

1,08

0,94

32

Республика Ингушетия

0,71

1,10

0,84

33

Кабардино-Балкарская Республика

0,77

1,00

0,83

34

Республика Калмыкия

0,75

1,03

1,03

35

Карачаево-Черкесская Республика

0,72

0,94

0,90

36

Республика Северная Осетия - Алания

0,78

0,96

1,12

38

Краснодарский край

0,92

0,92

0,94

39

Ставропольский край

0,84

0,90

0,92

40

Астраханская область

0,82

0,94

0,99

41

Волгоградская область

0,83

0,81

0,98

42

Ростовская область

0,85

0,89

0,90

IV

Приволжский федеральный округ, в среднем

0,89

0,91

0,97

43

Республика Башкортостан

0,99

0,82

1,10

44

Республика Марий Эл

0,84

0,90

0,97

45

Республика Мордовия

0,89

0,90

0,92

46

Республика Татарстан (Татарстан)

0,94

0,83

0,88

47

Удмуртская Республика

1,11

1,00

0,87

48

Чувашская Республика - Чаваш республики

0,82

0,92

1,10

49

Кировская область

0,82

1,02

1,05

50

Нижегородская область

0,91

0,92

0,89

51

Оренбургская область

0,88

0,91

0,94

52

Пензенская область

0,78

0,94

0,80

53

Пермская область

1,05

1,04

1,03

54

Самарская область

1,03

0,95

1,13

55

Саратовская область

0,67

0,89

0,93

56

Ульяновская область

0,73

0,88

1,02

57

Коми-Пермяцкий автономный округ

1,05

1,04

1,03

V

Уральский федеральный округ, в среднем

1,02

1,11

1,07

58

Курганская область

0,77

0,89

1,10

59

Свердловская область

0,95

1,00

1,97

60

Тюменская область

1,08

1,18

1,16

61

Ханты-Мансийский автономный округ

1,08

1,22

1,16

62

Ямало-Ненецкий автономный округ

1,1,2

1,25

1,22

53

Челябинская область

0,93

1,00

1,98

VI

Сибирский федеральный округ, в среднем

0,97

1,06

0,99

64

Республика Алтай

0,81

0,99

1,20

65

Республика Бурятия

0,96

1,03

1,06

66

Республика Тыва

0,82

0,98

1,00

67

Республика Хакасия

0,89

0,97

0,97

68

Алтайский край

0,85

0,93

0,95

69

Красноярский край

0,98

0,92

1,03

70

Иркутская область

1,10

0,99

0,91

71

Кемеровская область

0,95

1,04

1,08

72

Новосибирская область

0,91

1,01

1,16

73

Омская область

0,92

0,92

0,90

74

Томская область

1,04

1,04

1,18

75

Читинская область

0,96

1,08

0,86

76

Агинский Бурятский автономный округ

1,08

1,01

0,93

77

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

1,08

1,28

1,12

78

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ

1,08

1,24

1,10

79

Эвенкийский автономный округ

1,10

1,24

1,10

VII

Дальневосточный федеральный округ, в среднем

1,22

1,38

1,32

80

Республика Саха (Якутия)

1,22

1,28

1,26

81

Приморский край

1,14

1,36

1,34

82

Хабаровский край

1,33

1,39

1,34

83

Амурская область

1,24

1,30

1,27

84

Камчатская область

1,35

1,45

1,42

85

Магаданская область

1,18

1,38

1,32

86

Сахалинская область

1,33

1,68

1,55

87

Еврейская автономная область

1,18

1,30

1,28

88

Корякский автономный округ

1,18

1,33

1,28

89

Чукотский автономный округ

1,28

1,46

1,40

Примечания:

i Указанные коэффициенты применяются к отдельным элементам затрат расценок в сметных ценах на 01.01.2000 г. На показатель графы «7» расценок - в том числе оплата труда машинистов, применяется индекс по оплате труда рабочих-строителей.

iТерриториальные коэффициенты по оплате труда рабочих-строителей учитывают районные коэффициенты к заработной плате работников строительных организаций, расположенных в районах Европейского Севера, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, Вологодской, Кировской и Костромской областях. Коэффициенты не учитывают выплат, носящих разовый характер, и надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

i После приведения базисной стоимости к местным условиям, осуществляется ее индексация в текущий уровень цен с использованием разрабатываемых на местах региональных индексов или ежемесячных рекомендуемых территориальных коэффициентов пересчета сметной стоимости строительства к базисным ценам 2000 г. по Федеральным округам и регионам Российской Федерации, разрабатываемых Координационным центром.

i - Для более точного определения сметной стоимости в конкретном регионе рекомендуется использовать местные индексные показатели, в том числе дифференцированные по видам и комплексам работ.

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Автобусные Остановки Гост 12820 80 Гост 520 89 Гост 9833 73 Гост р 21 1101 2009 Железобетонные водоотбойные плиты Маршрутная карта Обозначение насоса на схеме Общий журнал работ пример заполнения Плотность газа Позиционный допуск Размеры дорожных знаков Расстояние между пешеходными переходами гост Расчет экономической эффективности Технологическая карта