герб

ГОСТы

флаг

Об общероссийских классификаторах в свете Федерального закона «О техническом регулировании»

Об общероссийских классификаторах в свете Федерального закона «О техническом регулировании»

М.Л. Рахманов, А.А. Саков

Современный этап развития работ по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации связан с выходом Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и принятыми в его развитие постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» и от 4 августа 2005 г. № 493 « О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области».

Особенность текущего этапа обусловлена тем, что национальные стандарты и общероссийские классификаторы представляют собой национальную систему стандартизации. При этом не предусмотрено существование ранее действовавшей в стране Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Соответственно в составе документов в области стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, отсутствуют отраслевые классификаторы и классификаторы организаций. Вместе с тем, роль общероссийских классификаторов значительно повышается.

Впервые законодательно установлено, что применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. Наряду с этим, общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений, в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения.

Указанными нормативными правовыми документами также устанавливаются основные положения разработки, принятия, введения в действие и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации.

Определено, что общероссийские классификаторы являются нормативными документами в области стандартизации, распределяющими технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другими группировками).

Основными задачами разработки общероссийских классификаторов являются:

· обеспечение совместимости государственных информационных систем и информационных ресурсов;

· обеспечение межведомственного обмена информационными ресурсами;

· создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;

· систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально-экономического пространства страны, организации статистического учета и отчетности и в банковской деятельности;

· упорядочение работ по разработке технических регламентов, по стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказанию услуг;

· информационное обеспечение основных инструментов регулирования рыночной экономики, включая налогообложение, лицензирование, квотирование, операции с недвижимостью, социальное страхование, финансовое посредничество;

· гармонизация общероссийских классификаторов с международными и региональными классификациями и стандартами по классификации.

Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Российским агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы разрабатываются по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при создании государственных информационных и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией.

Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и включает в себя создание и экспертизу проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, соответствующих правил стандартизации, а также методическое обеспечение ведения и применения общероссийских классификаторов.

Ведение общероссийских классификаторов включает в себя представление в установленном порядке изменений, внесенных в общероссийские классификаторы, для включения их в информационно-вычислительную сеть Федеральной службы государственной статистики, в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, для их официального опубликования, а также внесение изменений в автоматизированные базы данных общероссийских классификаторов.

Обеспечение обязательного применения общероссийских классификаторов осуществляется путем:

· прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

· включения в общероссийские классификаторы дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.

Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.

Применение общероссийских классификаторов обеспечивает:

· повышение качества регулирования рыночной экономики на различных уровнях и в различных ее секторах;

· непосредственное влияние на повышение качества продукции и уровня оказываемых услуг на всех этапах их жизненного цикла.

· Головным федеральным органом исполнительной власти в стране по вопросам классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации определено Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое:

· осуществляет принятие и введение в действие общероссийских классификаторов;

· проводит межведомственную координацию работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов;

· обеспечивает проведение создаваемым в установленном порядке техническим комитетом по общероссийским классификаторам экспертизы проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, рассмотрение проектов общероссийских классификаторов и других касающихся их документов;

· определяет при принятии общероссийского классификатора совместно с федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку, ведение и применение этого общероссийского классификатора, дату введения его в действие;

· обеспечивает включение принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов;

· осуществляет официальное опубликование всех общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений в виде печатных изданий и официальных публикаций в электронно-цифровой форме в составе Единой информационной системы по техническому регулированию;

· обеспечивает представление в Федеральную службу государственной статистики принятых общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений.

Перечень 31-го общероссийского классификатора и федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие их разработку, ведение и применение приведены в таблице 1.

Таблица 1

ПЕРЕЧЕНЬ
общероссийских классификаторов

Наименование и обозначение общероссийского классификатора

Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение общероссийского классификатора

Общероссийский классификатор стандартов
(ОКС) ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96)001-2000

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор информации по социальной защите
населения (ОКИСЗН) ОК 003-93

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор управленческой документации
(ОКУД) ОК 011-93

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (ОКЕСКД) ОК 012-93

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор валют
(ОКВ) ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор единиц измерения
(ОКЕИ) ОК 015-94 (МК 002-97)

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) ОК 018-95

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой,
пайкой, склеиванием и термической резкой (ОКД) ОК 020-95

Ростехрегулирование

Общероссийский технологический классификатор деталей
машиностроения и приборостроения (ОТКД) ОК 021-95

Ростехрегулирование

Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц
машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ) ОК 022-95

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор стран мира
(ОКСМ) ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор информации об общероссийских
классификаторах (ОКОК) ОК 026-2002

Ростехрегулирование

Общероссийский классификатор органов государственной власти и
управления (ОКОГУ) ОК 006-93

Росстат

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) ОК 019-95

Росстат

Общероссийский классификатор предприятий и организаций
(ОКПО) ОК 007-93

Росстат

Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС) ОК 027-99

Росстат

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99

Росстат

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности,
продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93

Минэкономразвития России

Общероссийский классификатор экономических регионов
(ОКЭР) ОК 024-95

Минэкономразвития России

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
(ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1)

Минэкономразвития России

Общероссийский классификатор специальностей по образованию
(ОКСО) ОК 009-2003

Минобрнауки России

Общероссийский классификатор специальностей высшей научной
квалификации (ОКСВНК) ОК 017-94

Минобрнауки России

Общероссийский классификатор начального профессионального
образования (ОКНПО) ОК 023-95

Минобрнауки России

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-93

Минсоцздравразвития России

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей
служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) ОК 016-94

Минсоцздравразвития России

Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ) ОК 032-2002

МПР России

Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ) ОК 031-2002

Росжелдор

Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов
(ОКГР) ОК 030-2002

Росэнерго

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают также предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся закрепленных за ними общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений. При этом Федеральной службой государственной статистики осуществляется с использованием информационно-вычислительной сети этой Службы предоставление актуализированных текстов всех общероссийских классификаторов с внесенными в них изменениями.

Построение общероссийских классификаторов на базе международных классификаций и стандартов по классификации Организации Объединенных Наций, Международной организации по стандартизации, Европейского Союза и других международных и региональных организаций, их широкое применение позволяет обеспечивать отражение состояния и развития экономики Российской Федерации и построения государственных информационных систем и информационных ресурсов в соответствии с международными требованиями, а также вхождение Российской Федерации в международные и региональные организации и ее эффективное взаимодействие с другими странами.

Дальнейшие первоочередные работы в области общероссийских классификаторов предусматривают в том числе:

разработку Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД), построенного на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA 2002) и PRODCOM List 2003/ПРОДКОМ (Перечень продукции Европейского Союза). Принятие ОКПД предполагает отмену Общероссийского классификатора продукции (ОКП), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН). При этом предусматривается 3-х летний переходный период для данной замены.

В связи с принятием ОКПД предстоит пересмотреть Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ), 3-9–й знаки в структуре кодового обозначения которого соответствуют кодам отменяемого ОКДП.

В целях выполнения требований постановлений Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 и от 4 августа 2005 г. № 493 будут обеспечиваться на плановой основе работы по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений, а также методическое обеспечение этих работ.

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Гост 27902 88 Гост бетон Единицы физических величин Календарный план Момент затяжки болтов Перечень работ повышенной опасности Периодичность технического обслуживания Плотность нефтепродуктов Пропускная способность трубы Рмг 29 99 Сварка арматуры гост Снип гаражи Состав рабочей документации Состав рабочей документации в строительстве Условные обозначения