ОСТ 37.001.050-73 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

ЗАТЯЖКА РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Нормы затяжки

ОСТ 37.001.050-73

Приказом Управления конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности СССР от "21" декабря 1973 г. № 9 срок введения установлен

с "1" июня 1975 г.

1. Настоящий отраслевой стандарт распространяется на затяжку резьбовых соединений металлических изделий с номинальными диаметрами резьбы от 6 до 24 им и устанавливает максимальные и минимальные крутящие моменты затяжки крепежных резьбовых соединений в зависимости от размеров, класса прочности по ГОСТ 1759-70 и класса соединения по ОСТ 37.001.031-72.

Стандарт не распространяется на затяжку соединений с винтами, самостопорящимися болтами и гайками.

2. Максимальный крутящий момент соединения, резьба которого не имеет покрытия и смазки и специально не обезжирена, а также соединений общего назначения и малоответственных (согласно ОСТ 37.001.031-72) при наличии покрытия, выбирается по таблице.

Примечание : Величины моментов для ответственных и особо ответственных соединений, указанные в таблице, могут быть скорректированы в зависимости от применяемых покрытий. В случае применения смазок при сборке величины моментов, указанные в таблице, должны быть уменьшены в зависимости от применяемых смазок*

Величина коррекции определяется экспериментально и, округляется до ближайшей величины по ОСТ 37.001.031-72.

3. По выбранному максимальному моменту затяжки резьбового соединения и классу соединения по таблице рядов крутящих моментов ОСТ 37.001.031-72 определяется минимальный момент затяжки.

Максимальные крутящие затяжки соединений*, кгс.м

Номинальный диаметр резьбы

Размер «под ключ» S головки, болта (гайки),   мм

Шаг резьбы**, мм

Классы прочности по ГОСТ 1759-70

Болт

5.8

6.8

8.8

10.9

12.9

Гайка

4;5;6

5;6

6;8

8;10

10;12

6

10

1

0,5

0,8

1,0

1,25

1,6

8

12 - 14

1,25

1,6

1,8

2,5

3,6

4,0

10

14 - 17

1,25

3,2

3,6

5,6

7,0

9,0

12

17 - 19

1,25

5,6

6,2

10,0

12,5

16,0

14

19 - 22

1.5

8,0

10,0

16,0

20,0

25,0

16

22 - 24

1,5

11,0

14,0

22,0

32,0

36,0

18

24 - 27

1,5

16,0

20,0

32,0

44,0

50,0

20

27 - 30

1,5

22,0

28,0

50,0

62,0

70,0

22

30 - 32

1,5

28,0

36,0

62,0

80,0

90,0

24

32 - 36

1,5

36,0

44,0

80,0

100,0

-

*Величины моментов, указанные в таблице, действительны также при завинчивании болтов "в тело" при соблюдении рекомендаций по длине свинчивания по ГОСТ 11765-66 и ГОСТ 11766-66.

**При применении резьбовых соединений с крупным шагом момент затяжки назначается по этой же таблице. При применении резьбовых соединений с более мелким шагом момент определяется разработчиком конструкции.

4. Максимальные в минимальные крутящие моменты затяжки для крепежных резьбовых соединений:

особо ответственных деталей;

пакетов пружинящих деталей (рессоры и др.); а также деталей с амортизационными прокладками;

работающих в специальных условиях нагрузки (регулировочные, стопорные и др.);

деталей из цветных металлов и сплавов,

деталей из других материалов (в том числе изоляционных);

соединений трубопроводов и "полых" болтов;

конусных деталей;

устанавливаются разработчиком конструкции на основании соответствующих расчетов и экспериментов, и не должны быть выше значений, выбранных по п.п. 2 и 3 настоящего стандарта.

Примечание . Допускается занижение величины крутящего момента в обоснованных случаях, когда применяется крепежная деталь (с целью унификации или сокращения номенклатуры) более прочная, чем требуется по условиям работы.

5. Величины максимального и минимального моментов затяжки для завинчивания шпильки "в тело" принимаются равными половине соответствующих моментов для затяжки болта (гайки), имеющего одинаковые размеры резьбы, покрытие и смазку.

6. В случае, если в чертеже или технических условиях не оговорены крутящие моменты затяжки, максимальный момент затяжки выбирается по таблице настоящего стандарта, а минимальный принимается для третьего класса соединения по ОСТ 37.001.031-72.

При этом в чертеже или технических условиях должна быть надпись: "Неуказанные нормы затяжки резьбовых соединений по ОСТ 37.001.050-73".

Примечание . Для резьб более М24 при отсутствии указаний о моменте затяжки принимаются моменты, установленные для резьбы М24.

7. Технические требования к затяжке крепежных резьбовых соединения по ОСТ 37.001.031-72.

Зам. гл. конструктора ЗИЛ

                           А. Зарубин

Зам. директора НАМИ
по научной работе

                    В. Черняйкин

Нач. отдела стандартизации

                            Е. Левенсон

Зав. отделом стандартов

                     Ю. Шебалин

Начальник БНС

               Б. Брод

3ав. отделом качества,
эксплуатации и ремонта
автомобильной техники

                           А. Зорин

Зав. лабораторией
нормирования долговечности

                                    Л. Егоров

Инженер

                         А. Лисевич

Ст. инженер отдела
стандартов

                            Е. Бабаева

Согласовано:

Директор ВНИИНМАШ                         В. Верченко

Зав. техотделом                                        Л. Ицков

Зав. лабораторией                                    Б. Пивень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к окончательной редакции проекта ОСТ "Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки" взамен Н 8015-59

1. В соответствии с Протоколом согласительного совещания от 16 декабря 1973 г. по обсуждению 2-й редакции проекта ОСТ "Нормы затяжки резьбовых соединений" в окончательную редакцию проекта внесены следующие изменения:

а) Изменено наименование ОСТ: "Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки";

б) п.1 второго предложения отредактирован: "Стандарт не распространяется на затяжку соединений с винтами, самостопорящимися болтами и гайками";

в) п.2 отредактирован: "Максимальный крутящий момент соединения, резьба которого не имеет покрытия и сказки и специально не обезжирена, а также соединений общего назначения и мало ответственных (согласно ОСТ 37.001.031-73) при наличии покрытия, выбирается по таблице";

г) В таблице вторая колонка озаглавлена "размер под ключ" S мм головки болта (гайки);

д) В таблице для класса прочности 6.8 максимальные моменты заданы 1,0; 2,5; 5,6; 10,0; 16,0; 22,0; 32,0; 50,0; 62,0; 80,0;

е) В таблице для класса прочности 10.9 классы гаек исправлены на 8; 10 и максимальный момент задан 1,25; 3,6 и далее по тексту;

ж) К п.4 дан новый текст примечания: "Допускается занижение величины крутящего момента в обоснованных случаях, когда при меняется крепежная деталь (с целью унификации или сокращения номенклатуры) более прочная, чем требуется по условиям работы".

2. Пожелания предприятии о том, чтобы в ОСТ включить нормы затяжки болтов и гаек для классов прочности ниже 5.8, для номинальных размеров резьб от 1 до 6 и свыше 24 мм (до 100 мм), для разных шагов, различных материалов и покрытий, приваренных гаек, разной формы головок удовлетворить не представилось возможным вследствие отсутствия проверенных литературных и экспериментальных данных.

3. Пожелания предприятий об объединении настоящего стандарта с действующим ОСТ 37.001.031-72 удовлетворить не представляется возможным, ибо ОСТ 37.001.031-72 распространяется на значительно большее количество резьбовых соединений, чем настоящий ОСТ.

Для удобства пользования обоими стандартами при последующем переиздании их они будут сброшюрованы в виде сборника.

4. Сочтено целесообразным удовлетворить пожелания предприятий о совместном внедрении настоящего ОСТ и ОСТ 37.001.031-72.

5. С целью обеспечения внедрения настоящего ОСТ рекомендовано;

а) НАМИ издать стандарт во втором квартале 1974 г.;

б) Предприятиям-изготовителям и держателям подлинников конструкторской документации внести в третьем - четвертом кварталах 1974 г. необходимые уточнения в конструкторскую и технологическую документации).

6. Сочтено целесообразным просить Министерство автомобильной промышленности обязать Управление главного технолога разработать типо-размерный ряд динамометрических ключей и гайковертов, обеспечивающих проверку и подтяжку резьбовых соединений в соответствии с ОСТ 37.001.031-72 и ОСТ "Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки" и организовать их централизованное производство.

Начальник БНС ЗИЛ

                      Б. БРОД

Зав. лабораторией

нормирования долговечности

автомобилей НАМИ

                                Л. ЕГОРОВ

Инженер

                             А. ЛИСЕВИЧ

Ст. инженер отдела стандартов

                                Е. БАБАЕВА