герб

ГОСТы

флаг

ОСТ 37.001.050-73 Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

ЗАТЯЖКА РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Нормы затяжки

ОСТ 37.001.050-73

Приказом Управления конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности СССР от "21" декабря 1973 г. № 9 срок введения установлен

с "1" июня 1975 г.

1. Настоящий отраслевой стандарт распространяется на затяжку резьбовых соединений металлических изделий с номинальными диаметрами резьбы от 6 до 24 им и устанавливает максимальные и минимальные крутящие моменты затяжки крепежных резьбовых соединений в зависимости от размеров, класса прочности по ГОСТ 1759-70 и класса соединения по ОСТ 37.001.031-72.

Стандарт не распространяется на затяжку соединений с винтами, самостопорящимися болтами и гайками.

2. Максимальный крутящий момент соединения, резьба которого не имеет покрытия и смазки и специально не обезжирена, а также соединений общего назначения и малоответственных (согласно ОСТ 37.001.031-72) при наличии покрытия, выбирается по таблице.

Примечание : Величины моментов для ответственных и особо ответственных соединений, указанные в таблице, могут быть скорректированы в зависимости от применяемых покрытий. В случае применения смазок при сборке величины моментов, указанные в таблице, должны быть уменьшены в зависимости от применяемых смазок*

Величина коррекции определяется экспериментально и, округляется до ближайшей величины по ОСТ 37.001.031-72.

3. По выбранному максимальному моменту затяжки резьбового соединения и классу соединения по таблице рядов крутящих моментов ОСТ 37.001.031-72 определяется минимальный момент затяжки.

Максимальные крутящие затяжки соединений*, кгс.м

Номинальный диаметр резьбы

Размер «под ключ» S головки, болта (гайки),   мм

Шаг резьбы**, мм

Классы прочности по ГОСТ 1759-70

Болт

5.8

6.8

8.8

10.9

12.9

Гайка

4;5;6

5;6

6;8

8;10

10;12

6

10

1

0,5

0,8

1,0

1,25

1,6

8

12 - 14

1,25

1,6

1,8

2,5

3,6

4,0

10

14 - 17

1,25

3,2

3,6

5,6

7,0

9,0

12

17 - 19

1,25

5,6

6,2

10,0

12,5

16,0

14

19 - 22

1.5

8,0

10,0

16,0

20,0

25,0

16

22 - 24

1,5

11,0

14,0

22,0

32,0

36,0

18

24 - 27

1,5

16,0

20,0

32,0

44,0

50,0

20

27 - 30

1,5

22,0

28,0

50,0

62,0

70,0

22

30 - 32

1,5

28,0

36,0

62,0

80,0

90,0

24

32 - 36

1,5

36,0

44,0

80,0

100,0

-

*Величины моментов, указанные в таблице, действительны также при завинчивании болтов "в тело" при соблюдении рекомендаций по длине свинчивания по ГОСТ 11765-66 и ГОСТ 11766-66.

**При применении резьбовых соединений с крупным шагом момент затяжки назначается по этой же таблице. При применении резьбовых соединений с более мелким шагом момент определяется разработчиком конструкции.

4. Максимальные в минимальные крутящие моменты затяжки для крепежных резьбовых соединений:

особо ответственных деталей;

пакетов пружинящих деталей (рессоры и др.); а также деталей с амортизационными прокладками;

работающих в специальных условиях нагрузки (регулировочные, стопорные и др.);

деталей из цветных металлов и сплавов,

деталей из других материалов (в том числе изоляционных);

соединений трубопроводов и "полых" болтов;

конусных деталей;

устанавливаются разработчиком конструкции на основании соответствующих расчетов и экспериментов, и не должны быть выше значений, выбранных по п.п. 2 и 3 настоящего стандарта.

Примечание . Допускается занижение величины крутящего момента в обоснованных случаях, когда применяется крепежная деталь (с целью унификации или сокращения номенклатуры) более прочная, чем требуется по условиям работы.

5. Величины максимального и минимального моментов затяжки для завинчивания шпильки "в тело" принимаются равными половине соответствующих моментов для затяжки болта (гайки), имеющего одинаковые размеры резьбы, покрытие и смазку.

6. В случае, если в чертеже или технических условиях не оговорены крутящие моменты затяжки, максимальный момент затяжки выбирается по таблице настоящего стандарта, а минимальный принимается для третьего класса соединения по ОСТ 37.001.031-72.

При этом в чертеже или технических условиях должна быть надпись: "Неуказанные нормы затяжки резьбовых соединений по ОСТ 37.001.050-73".

Примечание . Для резьб более М24 при отсутствии указаний о моменте затяжки принимаются моменты, установленные для резьбы М24.

7. Технические требования к затяжке крепежных резьбовых соединения по ОСТ 37.001.031-72.

Зам. гл. конструктора ЗИЛ

                           А. Зарубин

Зам. директора НАМИ
по научной работе

                    В. Черняйкин

Нач. отдела стандартизации

                            Е. Левенсон

Зав. отделом стандартов

                     Ю. Шебалин

Начальник БНС

               Б. Брод

3ав. отделом качества,
эксплуатации и ремонта
автомобильной техники

                           А. Зорин

Зав. лабораторией
нормирования долговечности

                                    Л. Егоров

Инженер

                         А. Лисевич

Ст. инженер отдела
стандартов

                            Е. Бабаева

Согласовано:

Директор ВНИИНМАШ                         В. Верченко

Зав. техотделом                                        Л. Ицков

Зав. лабораторией                                    Б. Пивень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к окончательной редакции проекта ОСТ "Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки" взамен Н 8015-59

1. В соответствии с Протоколом согласительного совещания от 16 декабря 1973 г. по обсуждению 2-й редакции проекта ОСТ "Нормы затяжки резьбовых соединений" в окончательную редакцию проекта внесены следующие изменения:

а) Изменено наименование ОСТ: "Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки";

б) п.1 второго предложения отредактирован: "Стандарт не распространяется на затяжку соединений с винтами, самостопорящимися болтами и гайками";

в) п.2 отредактирован: "Максимальный крутящий момент соединения, резьба которого не имеет покрытия и сказки и специально не обезжирена, а также соединений общего назначения и мало ответственных (согласно ОСТ 37.001.031-73) при наличии покрытия, выбирается по таблице";

г) В таблице вторая колонка озаглавлена "размер под ключ" S мм головки болта (гайки);

д) В таблице для класса прочности 6.8 максимальные моменты заданы 1,0; 2,5; 5,6; 10,0; 16,0; 22,0; 32,0; 50,0; 62,0; 80,0;

е) В таблице для класса прочности 10.9 классы гаек исправлены на 8; 10 и максимальный момент задан 1,25; 3,6 и далее по тексту;

ж) К п.4 дан новый текст примечания: "Допускается занижение величины крутящего момента в обоснованных случаях, когда при меняется крепежная деталь (с целью унификации или сокращения номенклатуры) более прочная, чем требуется по условиям работы".

2. Пожелания предприятии о том, чтобы в ОСТ включить нормы затяжки болтов и гаек для классов прочности ниже 5.8, для номинальных размеров резьб от 1 до 6 и свыше 24 мм (до 100 мм), для разных шагов, различных материалов и покрытий, приваренных гаек, разной формы головок удовлетворить не представилось возможным вследствие отсутствия проверенных литературных и экспериментальных данных.

3. Пожелания предприятий об объединении настоящего стандарта с действующим ОСТ 37.001.031-72 удовлетворить не представляется возможным, ибо ОСТ 37.001.031-72 распространяется на значительно большее количество резьбовых соединений, чем настоящий ОСТ.

Для удобства пользования обоими стандартами при последующем переиздании их они будут сброшюрованы в виде сборника.

4. Сочтено целесообразным удовлетворить пожелания предприятий о совместном внедрении настоящего ОСТ и ОСТ 37.001.031-72.

5. С целью обеспечения внедрения настоящего ОСТ рекомендовано;

а) НАМИ издать стандарт во втором квартале 1974 г.;

б) Предприятиям-изготовителям и держателям подлинников конструкторской документации внести в третьем - четвертом кварталах 1974 г. необходимые уточнения в конструкторскую и технологическую документации).

6. Сочтено целесообразным просить Министерство автомобильной промышленности обязать Управление главного технолога разработать типо-размерный ряд динамометрических ключей и гайковертов, обеспечивающих проверку и подтяжку резьбовых соединений в соответствии с ОСТ 37.001.031-72 и ОСТ "Затяжка резьбовых соединений. Нормы затяжки" и организовать их централизованное производство.

Начальник БНС ЗИЛ

                      Б. БРОД

Зав. лабораторией

нормирования долговечности

автомобилей НАМИ

                                Л. ЕГОРОВ

Инженер

                             А. ЛИСЕВИЧ

Ст. инженер отдела стандартов

                                Е. БАБАЕВА

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Армирование Виды пожарных рукавов Гост 15150 Гост 8240 97 Допуски и посадки таблица Катет сварного шва Плиты покрытия размеры Позиционный допуск Проточка Сварка арматуры гост Сортамент уголков Состав рабочей документации в строительстве Схема подключения однофазного счетчика Температура наиболее холодной пятидневки Швеллер сортамент