герб

ГОСТы

флаг

О СНиП 12-01-2004

О СНиП 12-01-2004

До недавнего времени основным нормативным документом, определяющим организационно-технологическое проектирование, был СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства». В течение последних двух десятков лет он служил настольной книгой для технологов строительного производства и организаторов строительства.

С 1.01.2005 г. постановлением Госстроя России от 19.04.2004 г. № 70 введен СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», носящий рекомендательный характер и устанавливающий для добровольного применения общие правила ведения строительства, сложившиеся в практике и обусловленные действующим законодательством. Изложенные в нем общие положения по организации строительства значительных изменений не претерпели, однако нормативные требования к составу и содержанию организационно-технологической документации изменились кардинально.

Если СНиП 3.01.01-85* в пп. 3.8 и 3.11 и соответствующих приложениях устанавливал обязательный состав и содержание проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР), то в СНиП 12-01-2004 такой производственно-технологический документ, как ППР, даже не упоминается. Более того, полностью отсутствуют какие-либо рекомендации по форме, составу и содержанию организационно-технологической документации производственного характера, т. е. документации исполнителя работ. Правда, п. 4.2 дает некоторое представление о ее назначении. Организационно-технологическая документация исполнителя работ должна обеспечивать возможность выполнения в процессе строительства требований законодательства об охране труда, окружающей среды и населения, а также возможность выполнения всех видов контроля, необходимого для оценки соответствия выполняемых работ требованиям проектной, нормативной документации и (или) условиям договора. Тоже повторяет п. 4.9 - в применяемой исполнителями работ организационно-технологической документации должны быть документированные процедуры на все виды производственного контроля качества, необходимые для реализации проекта.

Значительно повышается роль договора подряда и распорядительной документации. Именно они, в случае, когда в составе проектной документации не разрабатывается ПОС, определяют порядок приемки закопченного строительством объекта, а также перечень контрольных процедур оценки соответствия, выполняемых по завершении определенных этапов строительства. Распорядительным документом администрации предприятия-застройщика и исполнителя работ определяют порядок согласованных действий при подготовке и ведении строительно-монтажных работ на территории действующих производственных объектов. Возможно, с разработкой и принятием технических регламентов в области строительства многие спорные вопросы, касающиеся организационно-технологического проектирования, будут сняты. Правда, после вступления в действие закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» прошло уже около двух лет. Однако как было отмечено на расширенном заседании экспертного совета по строительству, архитектуре и строительной индустрии Комитета Государственной думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, состоявшемся 30 марта 2005 г., в Государственную думу пока еще не внесено ни одного проекта технического регламента в строительстве, а их предполагаемый к разработке объем не соответствует нуждам строительного комплекса, не принята и концепция технического регулирования в строительстве.

В реально сложившейся ситуации отмененными постановлением Госстроя России СНиПами, взамен которых разработаны новые (около 10), пользоваться нельзя; не зарегистрированными Минюстом России, но введенными Госстроем России вновь или взамен отмененных (около 15 документов) - можно, но лишь как актами рекомендательного характера (п. 3 ст. 4 закона « О техническом регулировании») и с учетом п. 1 ст. 46 этого же закона. И, наконец, все принятые до июля 2003 г. СНиПы в соответствии с п. 1 ст. 46 закона подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Все остальные записи, приведенные в СНиПах, носят рекомендательный характер и устанавливают правила для добровольного применения. Определить где какая часть, даже после разъяснений Госстроя России ( письмо от 22.12.2003 г. № ЛБ-8381/9), очень непросто.

На что же ориентироваться в сложившейся ситуации при разработке организационно-технологической документации? Сначала ответим на вопрос: обязательны ли при строительстве организационно-технологические документы, и если да, то какие именно? На первую часть вопроса ответ однозначный: бесспорно, обязательны.

Так, Градостроительный кодекс РФ в п. 12 ст. 48 в состав проектной документации объектов капитального строительства наряду с другими разделами включает «проект организации строительства» и «проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей». Следовательно, па все объекты капитального строительства и их части, строящиеся, реконструируемые, а также в случаях проведения капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности (п. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ), разработка ПОС обязательна. Исключение могут составлять лить объекты индивидуального жилищного строительства (п. 3 ст. 48). Состав и требования к содержанию разделов проектной документации (п. 13 ст. 48) должны быть установлены правительством РФ.

Обязательными, в соответствии с п. 1 ст. 46 закона « О техническом регулировании», как соответствующие целям защиты жизни и здоровья граждан остаются требования п. 4.18 СНиП 12-03-2001 о недопущении осуществления работ без ПОС и ППР, содержащих решения по безопасности труда.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин ( ПБ 10-257-98, ПБ 10-382-00, ПБ 10-518-02, ПБ 10-611-03) устанавливают обязательность разработки ППР при выполнении строительно-монтажных работ с их применением. Кроме того, для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и складирования грузов кранами на базах, складах, площадках обязательны технологические карты.

Строительство подземных сооружений как закрытым, так и открытым способом, согласно Правилам безопасности при строительстве подземных сооружений ( ПБ 03-428-02), без ПОС и ППР также запрещается.

Теперь о составе и содержании организационно-технологической документации. Состав и соде ПОС должны быть определены заказчиком про документации в договоре и задании на проектирование. При этом можно ориентироваться на упомянутый ранее п. 4.4. СНиП 12-01-2004 , а также Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве ( распоряжение от 11.04.2000 г. № 378-РМ) и пп. 2.1.27, 2.1.30, 2.1.31 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в Москве ( постановление от 07.12.2004 г. № 857-ПП), если речь идет о строительстве в Москве. Необходимо обратить внимание на то, что Правила, введенные в действие с 01.01.2005 г., в значительной степени расширяют требования к разрабатываемым в ПОС мероприятиям, направленным на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта зданий и сооружений.

Так, согласно п. 2.1.27 Правил «проект организации строительства, разрабатываемый в составе проектной документации (при необходимости), должен в соответствии с актом разрешенного использования земельного участка, градостроительными, строительными и санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами устанавливать границы участка строительства, определять проектные решения на участке строительства и прилегающей территории по предотвращению чрезвычайных ситуаций, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, благоустройству, озеленению, организации транспортного и пешеходного движения, размещению стоянок индивидуальных автомобилей и остановок общественного транспорта, инженерному обеспечению, организации обслуживания населения в период строительства, а также определять сроки и очередность выполнения работ. Указанные проектные решения подлежат согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти Москвы и городскими организациями, государственной экспертизе градостроительной и проектной документации, а также подлежат государственной экологической экспертизе в порядке и в сроки, установленные законодательством».

Кроме того, в составе ПОС, согласно п. 2.1.30, предусматриваются мероприятия по охране, гигиене труда и окружающей среды (производственному контролю за соблюдением санитарных правил при производстве работ), разработанные в соответствии с СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» и СанПин 2.2.3.1384-03 «Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ»,

Особые требования предъявляются к проектно-технологической документации на выполнение строительно-монтажных работ с применением грузоподъемных машин.

В ПОС с применением грузоподъемных кранов должны предусматриваться:

- соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету крюка (грузовая характеристика крана);

- обеспечение безопасного расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

- условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;

- условия безопасной работы нескольких кранов;

- складские площадки.

Состав и содержание ПНР на строительстве объектов в Москве определены «Правилами подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве». В соответствии с п. 2.6.3 состав и содержание ППР должны отвечать требованиям СП 12-136-2002 и приложения 4 к ним. Кроме того, положения раздела 2.6 Правил конкретизируют отдельные требования к составным частям ППР. Ужесточены требования к проектным, проектно-конструкторским организациям, а также проектно-технологическим институтам, оказывающим услуги в разработке ППР по заказу генеральных, подрядных и субподрядных строительно-монтажных организаций. Согласно п. 2.6.4, они должны иметь сертификаты соответствия, полученные в добровольных системах сертификации.

Определенный интерес для подготовки ПОС и ППР представляют нормативно-технические и методические документы, разработанные ОАО «ПКТИ промстрой» для организаций строительного комплекса Москвы: «Организационно-технологический регламент строительства (реконструкции) объектов в стесненных условиях существующей городской застройки», «Рекомендации по устройству пунктов мойки (очистки) колес автотранспорта на строительной площадке», «Методическое пособие но разработке решений по экологической безопасности строительства в составе ПОС и ППР».

Как уже отмечалось, организационно-технологическая документация обязательно должна содержать конкретные проектные решения по охране труда и промышленной безопасности. В настоящее время порядок разработки, состав и содержание решений, разрабатываемых с учетом требований охраны труда в проектно-технологической документации по организации строительства и производства работ (ПОС и ППР), определяют:

- СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1.Общие требования»;

- СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2.Строительное производство»;

- СП 12-136-2002 «Безопасность труда в строительстве. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ».

Согласно ст. 9.5.18 ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных кранов должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк). Содержание этого проекта регламентируется вышеуказанной статьей.

Строительно-монтажные работы с применением крапов-манипуляторов должны выполняться по проекту производства работ, содержание которого определяется ст. 5.5.10 ПБ 10-257-98 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов».

Ст. 4.5.12 ПБ 10-518-02 «Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников» устанавливает обязательные требования к содержанию проекта производства работ с применением строительных подъемников.

Технологические карты па погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов грузоподъемными кранами и кранами-манипуляторами па базах, складах и площадках должны разрабатываться с учетом требований ГОСТ 12.3.009-76*.

Особый интерес при подготовке ПОС и ППР представляют «Рекомендации по установке и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, строительных подъемников, грузоподъемных кранов-манипуляторов и подъемников (вышек) при разработке проектов организации строительства и проектов производства работ», создан ОАО «ПКТИ промстрой» и введенные в действие с 01.11.2004 г. распоряжением Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы от 28.10.2004 г. № 85. В рекомендациях кроме основных требований к ПОС и ППР с применением грузоподъемных машин приведены методики подбора грузоподъемных машин и привязки их к строящимся объектам, расчета зон, образующихся при работе грузоподъемных машин и их ограничения. Отдельная глава посвящена организации работы грузоподъемных машин в охранной зоне линий электропередачи. Очень полезной будет информация, представленная в главах, посвященных разработке стройгенпланов и технологических схем. Для каждого вида грузоподъемных машин разработаны указания по их безопасной работе, которые должны отражаться в ППР. Значительное место отведено организации погрузочно-разгрузочных работ, складированию материалов, конструкций, изделий и оборудования, в том числе с использованием выносных грузоприемных площадок. В отдельную главу вынесены специальные мероприятия по реконструкции и разборке зданий. Рекомендации насыщены графическим материалом, расчетными формулами и таблицами.

В соответствии со СНиП 12-01-2004 основным условием успешной реализации проекта является наличие организационно-технологической документации, устанавливающей документированные процедуры на все виды производственного контроля качества. Такими документами могут быть технологические карты на отдельные виды строительно-монтажных работ или на монтаж конкретных конструкций (изделий), технические регламенты операционного контроля качества строительно-монтажных и специальных работ при возведении зданий и сооружений, а также схемы операционного контроля качества. Эта документация может быть как типовой, так и индивидуальной на конкретный объект. Получив проектную документацию, исполнитель работ оценивает достаточность наличной производственно-технологической документации для осуществления работ и при необходимости разрабатывает дополнительные документы или дорабатывает имеющиеся.

С.Ю. Едличка, генеральный директор ОАО «ПКТИпромстрой», к.т.н., засл. строитель РФ

В.И. Сусов, зам. генерального директора ОАО «ПКТИпромстрой»

(Журнал «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» № 3, 2006 г.)

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Гост 19034 82 Гост 9 602 2005 Журнал нивелирования Концевые меры длины Масло моторное гост Пожарный гидрант гост 8220 85 Размеры под ключ гост Резец расточной гост Сварка трубопроводов гост Свес кровли плоской полимерной Снип гаражи Сортамент металлопроката Сортамент труб стальных квадратных гост Состав рабочей документации Сто асчм 20 93