герб

ГОСТы

флаг

Нарушение правил охраны труда и промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов

Нарушения правил охраны труда и промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов

Н.А. Шишков,

эксперт по подъемным сооружениям Ростехнадзора

Практика эксплуатации автомобильных кранов показывает, что аварии при их работе и несчастные случаи происходят там, где не соблюдаются федеральные законы РФ, правила и другие нормативные документы по охране труда и промышленной безопасности, не организован или неудовлетворительно осуществляется производственный контроль за соблюдением требований безопасности при работе кранов на опасных производственных объектах.

Аварийные ситуации возникают по причине неисправности или отказов механизмов и приборов безопасности, разрушений деталей и металлоконструкций, а также в результате нарушения инструкций по охране труда персоналом, обслуживающим краны, несоблюдения нормативных или эксплуатационных документов.

ПРОИСШЕСТВИЕ

В ОАО "Пензаводмелиорация" 16 февраля 2006 г. для погрузки и перевозки частей разобранного экскаватора ЭО10011 из карьера по разработке глины для кирпичного завода были привлечены автомобильный кран КС-3577-3 (грузоподъемностью 14 т) и автомашина КамАЗ с полуприцепом. Основные части разобранного экскаватора - ходовая часть, лебедочная муфта, стрела с ковшом, узел подъема экскаватора и другие детали - находились на площадке карьера. Автомобильный кран КС-3577-3 был установлен рядом с разобранным экскаватором таким образом, что при зацепке (строповке) груза платформа крана должна поворачиваться относительно продольной оси крана примерно на 90° влево.

Машинист автокрана С., осмотрев груз и место производства работ, несмотря на отсутствие схемы строповки, попросил находившихся рядом газорезчиков помочь застропить части экскаватора для погрузки, так как стропальщика не было. После погрузки одного узла в полуприцеп КамАЗа газорезчики застропили лебедочную муфту экскаватора (массой 8,3 т). При данной грузовой характеристике перегруза автокрана не было. Уверенный в исправном состоянии крана и в том, что в зоне действия крана нет людей, но не убедившись в этом, машинист крана приступил к подъему груза.

Во время подъема лебедочной муфты экскаватора произошел излом по всему периметру неподвижной секции стрелы коробчатого типа на расстоянии 400 мм от оси крепления, при этом стрела стала падать с разворотом в левую сторону на 45° в сторону кабины автокрана. В соединении поворотной платформы крана и проушины штока гидроцилиндра подъема стрелы образовался сплошной разрыв. Вследствие разворота стрелы зона ее возможного падения увеличилась.

Услышав треск и увидев падение стрелы, находившиеся на месте погрузочных работ рабочие побежали в сторону от падающей стрелы. Но ее оголовок задел газорезчика Н., находившегося возле газорезательного оборудования, и травмировал его. При падении стрела также деформировала кабину машиниста автокрана (рисунок). На прибывшем автомобиле скорой помощи пострадавший Н. был доставлен в Сердобскую центральную районную больницу, где от полученных травм скончался.

В ходе расследования несчастного случая на производстве установлено , что автомобильный кран КС-3577-3 изготовлен в 1990 г. на Ивановском крановом заводе. Владелец автокрана - ООО "Мелиоводстрой", в соответствии с договором аренды кран арендован Сердобским филиалом ОАО "Пензаводмелиорация". Кран в Управлении Ростехнадзора по Пензенской области не зарегистрирован. Технический паспорт автокрана отсутствует. Автомобильный кран отработал нормативный срок службы - 13 лет. Экспертное обследование (диагностирование), включая полное техническое освидетельствование, специализированной организацией не проводилось.

Место аварии автомобильного крана КС-3577-3

В соответствии с заключением экспертизы ООО Пензенского регионального научно-технического центра по сварочному производству и промышленной безопасности ООО "НТЦ Сура" разрушению стрелы крана КС-3577-3 предшествовала длительная эксплуатация, в процессе которой на ней образовались трещины. Ремонтные работы по устранению дефектов проводились с многочисленными нарушениями правил:

- не проведены все необходимые и предписанные правилами операции по устранению трещин;

- технология выполнения сварочных работ была грубо нарушена;

- для ремонта металлоконструкций был выбран материал, не удовлетворяющий требованиям прочности и не рекомендованный к использованию в ответственных сварных конструкциях грузоподъемных кранов и эксплуатации в данной климатической зоне и др.

Расследованием аварии также установлено, что в ОАО "Пензаводмелиорация" отсутствует производственный контроль за соблюдением требований безопасности на опасном производственном объекте:

- допущена эксплуатация автомобильного крана, отработавшего нормативный срок службы, не зарегистрированного в территориальных органах Ростехнадзора;

- неудовлетворительная организация производства погрузочных работ, выразившаяся в нахождении людей в опасной зоне работы крана;

- на участке работ крана отсутствуют технические карты погрузки деталей экскаватора на автомашину и схемы строповки груза;

- к строповке груза допущены не подготовленные в качестве стропальщиков и не обученные по охране труда рабочие-газорезчики;

- на участке производства работ не было назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. Нарушены требования следующих законодательных и нормативных правовых актов.

Нормативные требования охраны труда

Фактическое состояние

1

2

Федеральный закон от 21.07.97 № 116-ФЗ "О промышленной безопа сности опасных производственных объектов" (в ред. от 08.05.05)

Статья 11. Организация, эксплуатирующая производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ

В эксплуатирующей организации положение о производственном контроле не разработано, производственный контроль не осуществлялся

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте , утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.99 № 263 (в ред. постановления Правительства РФ от 01.02.05 № 49)

7. Производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля

Служба производственного контроля в эксплуатирующей организации не назначена

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 , утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99. № 98

9.1.2. Регистрации в органах Госгортехнадзора до пуска в работу подлежат краны всех типов, перечисленные в п. 1.3 настоящих Правил.

Кран в Управлении Ростехнадзора по Пензенской области не зарегистрирован.

9.2.3. Разрешение на пуск крана в работу после его регистрации выдается инспектором Госгортехнадзора на основании результатов полного технического освидетельствования, проведенного владельцем крана.

Инспектор Госгортехнадзора разрешение на пуск крана в работу не выдавал.

9.3.21. Краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию), включая полное техническое освидетельствование, проводимому специализированными организациями в соответствии с нормативными документами. Результаты обследования должны заноситься в паспорт крана инженерно-техническим работником, ответственным за содержание кранов в исправном состоянии.

Владелец крана экспертное обследование (диагностирование), включая полное техническое освидетельствование, специализированной организацией не проводил. Паспорт крана отсутствует.

9.4.2 . Руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

Эксплуатирующая организация ОАО "Пензаводмелиорация" не обеспечила содержания грузоподъемного крана в исправном состоянии.

В этих целях должны быть:

Специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, не назначены.

а) назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;

е) обеспечено выполнение ответственными специалистами настоящих Правил, должностных инструкций, а обслуживающим персоналом - производственных инструкций. Должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала должны быть составлены на основании типовых инструкций, утвержденных Госгортехнадзором России.

В организации не обеспечено выполнение обслуживающим персоналом производственных инструкций.

9.4.11. Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк крана должны назначаться стропальщики.

На площадке производства работ отсутствовал стропальщик.

9.5.13. Владелец крана или эксплуатирующая организация должны:

а) разработать и выдать на месте ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты

Эксплуатирующей организацией не разработана технология (технологическая карта) погрузки и разгрузки транспортных средств

Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, гусеничных, тракторных) РД 10-74-94, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 02.08.94 № 46, с изм. № 1 [РДИ 10-426(74)-01], утв. постановлением Госгортехнадзора России от 06.12.01 № 60

2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана.

Крановщик перед началом работы не убедился в исправности металлоконструкций.

3.5. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном, крановщик обязан убедиться в том, что его помощник и стажер находятся в безопасных местах, в зоне работы крана нет посторонних людей.

Перед подъемом очередного узла крановщик не убедился в том, что в зоне работы крана нет посторонних людей.

3.24. При производстве работ крановщику запрещается: допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм.

Крановщик сам привлек к строповке груза лиц, не имеющих прав стропальщика.

В этих случаях крановщик должен прекратить работу краном и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами

На участке производства работ не было назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами

Выводы

Авария автомобильного крана КС-3577-3 стала возможной по причине несоблюдения руководителями, специалистами и обслуживающим кран персоналом ОАО "Пензаводмелиорация" Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ , правил, инструкций и других нормативных документов по охране труда и промышленной безопасности.

1. В ОАО "Пензаводмелиорация" не было разработано положение о производственном контроле, не назначена служба производственного контроля, производственный контроль не проводился.

2. Допущена эксплуатация грузоподъемного крана, незарегистрированного в территориальных органах Госгортехнадзора, отработавшего нормативный срок службы, без проведения экспертного обследования специализированной организацией и получения разрешения на пуск его в работу от территориальных органов Госгортехнадзора.

3. Эксплуатирующая организация ОАО "Пензаводмелиорация" не обеспечила содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии. Ремонтные работы по устранению дефектов (трещин) в конструкции стрелы крана, образовавшихся в процессе длительной эксплуатации, проводились с нарушениями технологии сварочных работ. Для ремонта металлоконструкций был выбран материал, не удовлетворяющий требованиям прочности и не рекомендованный к использованию в ответственных сварных конструкциях грузоподъемных кранов и эксплуатации в данной климатической зоне.

4. На участке производства работ не было назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, в результате чего были допущены нарушения обслуживающим персоналом (крановщиком) Типовой инструкции РД 10-74-94. Для производства работ по погрузке узлов разобранного экскаватора на автомашину не назначены стропальщики,

При отсутствии стропальщика крановщик должен прекратить работу, но вместо этого он сам привлек к строповке груза лиц, не имеющих прав стропальщика.

(Журнал «Справочник специалиста по охране труда» № 3 2007 г.)

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Гост 27902 88 Гост бетон Единицы физических величин Календарный план Момент затяжки болтов Перечень работ повышенной опасности Периодичность технического обслуживания Плотность нефтепродуктов Пропускная способность трубы Рмг 29 99 Санпин столовая Сварка арматуры гост Снип гаражи Состав рабочей документации Состав рабочей документации в строительстве