герб

ГОСТы

флаг

На какой нормативной базе проектировать и строить международные аэропорты в России

На какой нормативной базе проектировать и строить международные аэропорты в Рос сии

В.В. Ливитина, зам. начальника ФГУ «Главгосэкспертиза России»

Б.П. Мамонтов, зам. начальника отдела объектов транспортного комплекса

А.В. Митрошин, гл. специалист

В Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» отмечается особая роль гражданской авиации, которая с одной стороны, является подотраслью транспорта, реализующей транспортные услуги, а с другой - осуществляет важнейшую функцию интегратора страны, обеспечивая транспортную связь между центром и отдаленными регионами, где наземные транспортные коммуникации либо отсутствуют, либо развиты чрезвычайно слабо. Следует отметить, что к таким регионам относится более 60 % территории России.

Для реализации поставленных в программе задач предусматривается обеспечение сбалансированного развития основных производственных комплексов аэропортов и наращивание производственных мощностей зданий и сооружений объектов наземной инфраструктуры. В 2002-2010 гг. намечено ввести в эксплуатацию 33 искусственные взлетно-посадочные полосы, 37 аэровокзалов общей пропускной способностью 38,4 тыс. пассажиров в час, складов горюче-смазочных материалов общей емкостью 590 тыс. м3, свыше 20 ангаров и ангарных корпусов для технического обслуживания и мойки воздушных судов. Должно быть завершено строительство новых комплексов аэропортов Омск (Федоровка) и Сыктывкар-2, осуществлены замена светосигнального оборудования в 27 аэропортах и строительство грузовых терминалов в 22 аэропортах.

Инвестиции, выделяемые за счет средств федерального бюджета, намечено направлять на реконструкцию объектов государственной собственности, а также на строительство и реконструкцию аэропортов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. Приоритетное развитие должны получить аэропорты Московского авиационного узла, Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера и аэропорты, используемые в системе международных транспортных коридоров.

Наибольший объем проектной документации, рассмотренной ФГУ «Главгосэкспертиза России», приходится на долю проектов реконструкции ИВПП, мест стоянок воздушных судов и рулежных дорожек.

В результате экспертизы данного вида проектной документации было установлено наличие серьезной проблемы, присущей многим действующим аэропортам. Это повсеместное обводнение оснований существующих аэродромных покрытий (аэропорты городов Норильск, Домодедово, Пермь, Благовещенск, Якутск, Южно-Сахалинск, Магадан и др.), что свидетельствует об отсутствии или недостаточности действий аэродромных служб и руководства авиапредприятий по эксплуатационному содержанию водосточно-дренажных сетей. Проектировщикам было указано, что при разработке проектов реконструкции взлетно-посадочных полос и мест стоянок воздушных судов также не уделяется должного внимания решению проблем, связанных с обводнением аэродромной одежды и естественного грунтового основания.

Особо тщательной проработки требуют вопросы расширения существующих аэропортов, в том числе обоснование объемов воздушных перевозок и типов воздушных судов на расчетный срок, оценка эксплуатационных возможностей существующих сооружений аэровокзального комплекса.

Взлетно-посадочные полосы российских аэродромов построены в основном 20-30 лет назад и требуют значительных затрат на поддержание их эксплуатационных свойств, в связи с чем на указанные цели предусматривается приоритетное направление капитальных вложений за счет федеральных средств.

Наличие на покрытиях ИВПП разрушений и дефектов с положительной динамикой нарастания и непринятие мер по их сдерживанию и ликвидации ставят под угрозу эксплуатацию аэродромов и способны привести к приостановке работы крупных и важных авиапредприятий, в связи с чем при рассмотрении проектов реконструкции (восстановления) аэродромных покрытий ФГУ «Главгосэкспертиза России» уделяло особое внимание этим вопросам.

Вместе с тем необходимо отметить, что качество и конструктивная безопасность возводимых зданий и сооружений аэропортов зависят не только от квалификации и профессионального мастерства проектировщиков и строителей.

Строительство, как наиболее ресурсо- и материалоемкая отрасль экономики должно опираться на регулярно обновляемую базу нормативно-правовых документов. Нормативные документы, регламентирующие отдельные сферы строительного производства, следующие:

строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП, РНиП);

национальные и международные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р, СТ СЭВ, ИСО);

пособия к СНиП и ГОСТ;

правила безопасности (ПБ);

санитарные правила и нормы (СанПиН);

гигиенические нормы (ГН);

правила и нормы противопожарной безопасности (ППБ, НПБ);

правила и инструкции по охране труда (ПОТ, ТОИ);

руководящие документы в строительстве (РД, РДС);

методические документы и указания в строительстве (МДС, МДК, МУ);

ведомственные нормы и правила (ВН, ВНП, ВНТП, ВСН, ВСП, ОСТ);

территориальные строительные нормы (ТСН, МГСН).

В существующей нормативно-технической документации даны требования, которые регламентируют весь процесс строительного производства: начиная с предпроектной проработки и инженерных изысканий, непосредственно проектирования и заканчивая возведением объектов или сооружений с их последующей эксплуатацией. Основой СНиПов являются принципиальные и обоснованные требования, направленные на обеспечение необходимой несущей способности и функциональной значимости зданий, строений и сооружений.

Естественно, что нормативно-техническая документация (НТД), разработанная 15-20 и более лет назад, несмотря на вносимые изменения, поправки и дополнения, постепенно устаревает. Появляются новые материалы и технологии, разрабатываются более прогрессивные подходы к использованию территорий на базе новой инфраструктуры, к градостроительству, строительству линейных сооружений и пр.

В этой связи вступивший в силу с 1 июля 2003 г. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» коренным образом изменил ситуацию в сфере обновления и разработки новой НТД для строительства, и в частности:

сегодня вся продукция должна подчиняться только трем нормативным документам - техническому регламенту, национальному стандарту, стандарту предприятий, причем два последних носят рекомендательный характер;

вызывает озабоченность п. 7 ст. 46 ФЗ, касающийся требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты на сегодняшний день не приняты, а старые прекращают свое действие;

минимизация требований, предъявляемых к безопасности строительства, при комплексном процессе возведения объекта (аналогичном выпуску штучной продукции на фабрике) в сложном многофункциональном организме строительной отрасли, где возможны нештатные ситуации, приведет к негативным последствиям;

в силу императивности большинства положений ФЗ часть законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающихся сферы применения ФЗ, противоречат его положениям в той или иной мере (некоторые положения ГК, УК, КоАП, а также законы РФ о защите прав потребителей, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ряд постановлений Правительства РФ и др.).

Необходим четкий порядок определения перечня требований, подлежащих обязательному исполнению в переходный период (01.07.2003-01.01.2010 гг.).

К сожалению, по состоянию на 1 июня 2007 г. ни один технический регламент в области строительства не прошел все стадии согласования, принятия и утверждения в установленном порядке. Принятый Федеральный закон от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» внес определенные положительные коррективы, в частности: введено понятие «свод правил» с соответствующим определением, которым легализованы СНиПы, СанПиНы, ВСНы и т.д.; предусмотрено, что технические регламенты могут приниматься либо федеральным законом, либо постановлением Правительства РФ; уточнен порядок финансирования за счет средств федерального бюджета работ по реализации положений данного ФЗ и др. К сожалению, ФЗ предписана до 1 января 2010 г. разработка только одного строительного регламента - «О безопасности зданий и сооружений».

Поскольку юридически закон «О техническом регулировании» не отменил ни одного СНиПа, то сегодня проектировщики, эксперты и строители работают по действующей нормативной базе. Так, в соответствии с п. 1 ст. 46 закона обязательному исполнению подлежат СНиПы, принятые Госстроем России в 2001-2003 гг. и ранее.

Старая система СНиПов работает с провалами и сбоями, вызванными чисто историческими причинами. Отклонения от норм вызваны тем, что в целом ряде случаев работать строго по действующим СНиПам практически нельзя. Устарели не только отдельные нормы и целые документы, но и сам состав нормативной базы. СНиПы неадекватны новым условиям как тип нормативного документа; для простых объектов они слишком подробны и, наоборот, слишком общи для сложных и опасных объектов. Старый подход к разработке нормативных документов не успевает за новыми технологиями и решениями. Поэтому в течение ряда лет многие положения СНиПов применяются строителями и органами надзора выборочно, по договоренности, что приводит к потерям материальных и финансовых ресурсов, а в некоторых случаях и к гибели людей.

Следует отметить и определенные позитивные изменения, внесенные законом от 1 мая 2007 г. № 65-ФЗ, которыми, в частности, установлено, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов правительство и федеральные органы исполнительной власти в целях, соответствующих целям принятия регламентов, и в пределах своих полномочий могут вносить изменения в ранее применяемые нормативные правовые акты. Хотя и здесь могут возникнуть неясности с полномочиями и условиями, аналогичными требованиям и порядку разработки регламентов.

Каков же выход из данной ситуации? Принять за основу европейские нормы и стандарты нет оснований, так как, даже по отзывам крупных европейских ученых, нормативная база строительства в бывшем СССР и сегодня в России является наиболее проработанной и надежной. Значит, следует модернизировать национальную нормативную базу с учетом эффективных критериев, заложенных в европейские нормы и стандарты.

Чрезвычайно актуально решение данной проблемы и для сферы модернизации и строительства новых российских аэропортов.

К сожалению, в этой области, где в последние годы наблюдается нарастание количества аварий, обновление нормативно-технической базы еще не развернуто. В силу хронического недофинансирования и поредевшей армии проектировщиков обновлением нормативных документов заниматься практически некому.

Специалисты ФГУ «Главгосэкспертиза России» при рассмотрении документации из года в год отмечают все большее снижение качества проектной документации. Что же необходимо сделать в подобной ситуации? Естественно, не пытаться глобально решить в аэропортостроении все проблемы сразу, а сосредоточить усилия проектировщиков, экспертов и строителей на первоочередных задачах. В том числе:

разработать структуру нормативных документов в сфере аэропортостроения, которая предусматривала бы использование отдельных документов Организации международной гражданской авиации (ИКАО) в качестве национальных нормативных документов;

гармонизировать документы ИКАО в качестве национальных нормативных документов;

в соответствии с принятой структурой составить план разработки и переработки отечественных норм и правил с обеспечением необходимого финансирования;

вводить в действие новые нормативно-правовые документы по мере их разработки.

БСТ, №   10, 2007 г.

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Гост 19034 82 Гост 7 32 2001 Коэффициент разрыхления грунта Максимальная масса транспортного средства Наружные пожарные лестницы требования Нормы выдачи сиз Нормы пробега шин Отсос Размеры болтов Размеры транспортерных лент для желобчатых Конвейеров Снип проектирование жилых зданий Схема вентиляции Технологический регламент Требования к пожарным шкафам Ударный ток