НПБ 191-2000 Техника пожарная. Автолестницы и автоподъемники пожарные. Термины и определения

Министерство Внутренних Дел Российской Федерации

Государственная Противопожарная Служба

Нормы пожарной безопасности

Техника пожарная.

Автолестницы и автоподъемники пожарные.

Термины и определения

Fire engineering.
Fire aerial ladders and elevators.
Terms and definitions

НПБ 191-2000

Москва 2000

Разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ФГУ ВНИИПО МВД России) (В.В. Самохвалов, А.М. Петров, Л.С. Черткова).

Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России).

Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 27 сентября 2000 г. № 52.

Дата введения в действие

1 декабря 2000 г.

Вводятся впервые.

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают термины и определения понятий, относящихся к пожарным автолестницам и пожарным автоподъемникам.

Термины, установленные настоящими нормами, обязательны для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации и использующих результаты этой деятельности.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается. В приложениях даны рисунки, поясняющие некоторые термины, приведенные в настоящих нормах.

Для отдельных стандартизованных терминов приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

В случаях, когда в термине содержатся все необходимые и достаточные признаки понятия, определение не приведено.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым шрифтом.

1.2. Настоящие нормы могут применяться при проведении сертификационных испытаний в Системе сертификации в области пожарной безопасности.

2. Пожарные автомобили

2.1. Пожарная автолестница (автолестница АЛ) * - пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей ( ГОСТ 12.2.047-86).

2.2. Пожарный автоподъемник (автоподъемник, АПК) * - пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической и коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой ( ГОСТ 12.2.047-86).

Коленчатый АПК - с шарнирным соединением колен (приложение 11 91-00a приложение 1, рисунок 1.1).

Телескопический АПК - с телескопическим соединением колен ( приложение 1, рисунок 1.2).

Коленчато-телескопический АПК - с шарнирно-телескопическим соединением колен ( приложение 1, рисунок 1.3).

_________

* Термины приведены для справки.

3. Основные части, элементы конструкций, узлы и механизмы

3.1. Базовое шасси АЛ (АПК) * - шасси автомобиля, на котором монтируются стрелы АЛ (АПК).

3.2. Несущая рама АЛ (АПК) - основание, крепящееся к раме базового шасси, на котором устанавливаются все основные элементы конструкции АЛ (АПК).

3.3. Стрела (комплект колен АЛ, АПК) - основной элемент конструкции, обеспечивающий действия пожарных в пределах рабочего поля движения стрелы (люльки) АЛ (АПК).

3.4. Подъемно-поворотное основание АЛ (АПК) - устройство, обеспечивающее подъем стрелы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.

3.5. Выносные опоры АЛ (АПК) - устройства, обеспечивающие грузовую устойчивость АЛ (АПК) при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.

3.6. Люлька АЛ (АПК) - устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работу пожарных на высоте при тушении пожара, устанавливаемое на вершине стрелы или подвешиваемое к тяговому канату лифтовой системы.

3.7. Лифтовая система (лифт) АЛ (АПК) - устройство, обеспечивающее подъем и опускание люльки вдоль лестницы.

3.8. Ловитель лифтовой системы АЛ (АПК) - устройство, предотвращающее падение (неуправляемое скольжение вниз вдоль лестницы) люльки лифта при обрыве или ослаблении тягового каната лифтовой системы.

3.9. Система блокировки упругой подвески пожарных АЛ (АПК) - устройства, предназначенные для блокировки мостов базового шасси с его рамой.

3.10. Гидравлическая система (основной привод) АЛ (АПК) - силовая группа, гидропривод, система трубопроводов и гидрораспределителей, предназначенных для функционирования механизмов АЛ (АПК), регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в необходимых пределах, контроля положения колен и их блокировки.

3.11. Механизм поворота стрелы АЛ (АПК).

3.12. Механизм подъема-опускания стрелы АЛ (АПК).

3.13. Механизм выдвигания-сдвигания стрелы АЛ.

3.14. Механизм установки опор АЛ (АПК).

3.15. Механизм подъема-опускания люльки АЛ.

3.16. Механизм подъема-опускания лифта АЛ.

3.17. Механизм поворота люльки АЛ (АПК).

3.18. Механизм бокового выравнивания АЛ (АПК) - механизм, автоматически устанавливающий подъемно-поворотное основание в горизонтальное положение.

3.19. Аварийный привод АЛ (АПК) - система устройств, предназначенная для приведения АЛ (АПК) из рабочего в транспортное положение в случае неисправности силовой группы гидравлической системы.

3.20. Пульт управления АЛ (АПК) - устройство, обеспечивающее управление и контроль за положением стрелы (люльки) и состоянием основных элементов конструкции при работе АЛ (АПК).

3.21. Основной пульт управления АЛ (АПК) - пульт управления, расположенный на подъемно-поворотном основании.

3.22. Дополнительный пульт управления АЛ (АПК) - пульт управления, расположенный в люльке.

3.23. Ограничитель рабочего поля движения стрелы люльки АЛ (АПК) - устройство, предотвращающее возможность вывода стрелы (люльки) АЛ (АПК) за границу ее рабочего поля.

3.24. Ограничитель грузоподъемности АЛ (АПК) - устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ (АПК) в случае превышения грузоподъемности стрелы (люльки).

3.25. Счетчик моточасов АЛ (АПК) - устройство, фиксирующее время работы основного привода механизмов АЛ (АПК).

3.26. Ограничитель лобового удара - устройство, автоматически отключающее привод механизмов АЛ (АПК) для предотвращения соприкосновения вершины лестницы или люльки с препятствием.

3.27. Система блокировки упругой подвески автомобиля - устройство, предназначенное для блокировки мостов базового шасси с его рамой.

__________

* Термины приведены для справки.

4. Основные характеристики

4.1. Высота подъема АЛ (АПК) H *, м - расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верхней ступени лестницы (для АЛ с люлькой и для АПК - до пола люльки).

4.2. Вылет АЛ (АПК) B *, м - расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного основания до верхней ступени лестницы (для АЛ с люлькой и для АПК - до наружного (внешнего) края пола люльки).

4.3. Длина лестничного марша (лестницы) АЛ L *, м - расстояние от самой нижней до самой верхней ступени лестницы (зависит от степени выдвигания лестницы).

4.4. Угол подъема стрелы АЛ (АПК) a * , ... ° - угол между горизонтальной плоскостью и стрелой АЛ (для АПК - нижним коленом стрелы).

__________

* См. приложение 2191-00а Приложение 2.

4.5. Рабочий диапазон подъема стрелы АЛ - угловое перемещение стрелы АЛ в вертикальной плоскости (от минимального до максимального угла подъема).

4.6. Рабочее поле движения стрелы (люльки) АЛ (АПК), м - зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем люльки) при ее маневрировании с максимальными значениями вылета и высоты для соответствующего значения грузоподъемности (приложение 3191-00а Приложение 3).

4.7. Ширина опорного контура АЛ (АПК) b, м - расстояние между вертикальными осями двух противоположных относительно продольной оси АЛ (АПК) выносных опор (приложение 4191-00а Приложение 4).

4.8. Длина опорного контура АЛ (АПК) l, м - расстояние между вертикальными осями двух наиболее удаленных друг от друга выносных опор, расположенных по одну сторону от продольной оси АЛ (АПК) ( приложение 4).

4.9. Поперечный угол наклона базового шасси АЛ (АПК) в, ... ° - угол наклона АЛ (АПК) между горизонтальной поверхностью и задней осью базового шасси АЛ (АПК) (приложение 5191-00а Приложение 5).

4.10. Продольный угол наклона базового шасси АЛ (АПК) g , ... ° - угол между горизонтальной поверхностью и продольной осью базового шасси АЛ (АПК) (приложение 6191-00а Приложение 6).

4.11. Время маневра * АЛ (АПК), с - промежуток времени с момента перемещения тумблера (рычага и т. д.), с помощью которого обеспечивается управление соответствующим маневром до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий выполнение данного маневра, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.

__________

* Маневр - выполнение стрелой АЛ (АПК) определенной операции.

4.12. Одновременный маневр стрелой АЛ (АПК) - одновременное выполнение стрелой АЛ (АПК) двух и более маневров.

4.13. Полная масса АЛ (АПК), кг - масса АЛ (АПК) в полностью заправленном состоянии, укомплектованных пожарно-техническим вооружением, инструментом и запасным колесом с боевым расчетом и водителем.

4.14. Грузоподъемность АЛ (АПК), кг - максимально допустимая масса груза, которым может быть нагружена стрела (люлька) АЛ (АПК) для данного вылета.

4.15. Грузовая статическая устойчивость АЛ (АПК) - способность АЛ (АПК) противодействовать силам, стремящимся ее опрокинуть (масса груза, силы инерции, ветровая нагрузка и т. д.).

4.16. Коэффициент грузовой устойчивости АЛ (АПК) - величина, характеризующая устойчивость АЛ (АПК) при работе и определяемая зависимостью:

К = ,

где Му - суммарный момент от собственной массы АЛ (АПК), удерживающий их от опрокидывания; Мо - суммарный момент от собственной массы части стрелы АЛ (АПК), полезной нагрузки и дополнительных нагрузок (сила инерции, ветровая нагрузка и реакция струи от пожарного ствола).

4.17. Коэффициент поперечной статической устойчивости АЛ (АПК) - величина, определяемая зависимостью:

К = ,

где b - ширина колеи базового шасси АЛ (АПК), м; h - высота центра массы АЛ (АПК) в транспортном положении.

4.18. Устойчивость при движении - способность АЛ (АПК) сохранять устойчивость и управляемость при движении на максимальных скоростях для конкретных дорожных условий.

4.19. Прогиб стрелы АЛ (АПК), м - разность по высоте расположения верхней ступени АЛ без нагрузки и с нагрузкой (для АЛ с люлькой и АПК - разность по высоте расположения пола люльки без нагрузки и с нагрузкой).

4.20. Удельная материалоемкость АЛ (АПК) - отношение сухой массы АЛ (АПК) к произведению высоты АЛ (АПК) на грузовой момент.

4.21. Сухая масса АЛ (АПК) - масса АЛ (АПК) без боевого расчета, водителя, пожарно-технического вооружения, инструмента, запасного колеса и топлива.

5. Нормативные ссылки

В настоящих нормах использован следующий нормативный документ:

ГОСТ 12.2.047-86 Пожарная техника. Термины и определения.

Приложение 1
(справочное)

Рисунок 1.1. Коленчатый АПК

Рисунок 1.2. Телескопический АПК

Рисунок 1.3. Коленчато-телескопический АПК

Приложение 2
(справочное)

Рисунок 2.1. Основные характеристики АЛ:

Н - рабочая высота; В - вылет; L - длина лестницы; a - угол подъема стрелы

Рисунок 2.2. Основные характеристики АПК:

н - рабочая высота; В - вылет; a - угол подъема стрелы

Приложение 3
(справочное)

Рабочее поле движения стрелы (люльки)

Приложение 4
(справочное)

Размеры опорного контура (АПК):

b - ширина опорного контура; L - длина опорного контура

Приложение 5
(справочное)

Поперечный угол наклона АЛ:

b - поперечный угол наклона

Приложение 6
(справочное)

Продольный угол наклона АЛ:

g - продольный угол наклона

Приложение 7
(справочное)

Характеристики для определения грузовой статической устойчивости пожарных АЛ (АПК)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения . 13

2. Пожарные автомобили . 13

3. Основные части, элементы конструкций, узлы и механизмы .. 14

4. Основные характеристики . 15

5. Нормативные ссылки . 16

Приложение 1 (справочное) 16

Приложение 2 (справочное) 17

Приложение 3 (справочное) 18

Приложение 4 (справочное) 19

Приложение 5 (справочное) 19

Приложение 6 (справочное) 19

Приложение 7 (справочное) 20