герб

ГОСТы

флаг

НП 030-05 Основные правила учета и контроля ядерных материалов

Федеральная служба
по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Утверждены
постановлением
Федеральной службы
по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 26 декабря 2005 г.
№ 19

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

НП-030-05

Введены в действие
с 1 мая 2006 г.

Москва 2005

Настоящие федеральные нормы и правила устанавливают требования к государственному учету и контролю ядерных материалов при их производстве, использовании, переработке, хранении и транспортировании.

При разработке нормативного документа использованы Концепция системы государственного учета и контроля ядерных материалов, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996г. № 1205; Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998г. №746; Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000г. № 962; Гарантии МАГАТЭ. Руководящие принципы государственных систем учета и контроля ядерных материалов; Свод федеральных правил Комиссии по ядерному регулированию США. Раздел 10. Часть 74. Контроль и учет ядерных материалов, а также другие отечественные и зарубежные документы1.

Настоящие федеральные нормы и правила учитывают изменения, внесенные в ранее действующий документ "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" ( НП-030-01). Выпускаются взамен документа "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" ( НП-030-01).

Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 03.03.2006 г. № 01/1608-ЕЗ

_____________

Нормативный документ подготовлен к утверждению в Научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности при участии Н.Ф. Андрюшина, В.С. Кирсанова, О.В. Сопова, Л.В. Качана.

Содержание

Список сокращений

Термины и определения

1. Назначение и область применения

2. Общие положения

2.1. Структура государственного учета и контроля ядерных материалов

2.2. Принципы государственного учета и контроля ядерных материалов

3. Основные элементы государственного учета и контроля ядерных материалов

3.1. Ядерные материалы, подлежащие государственному учету и контролю

3.2. Категории ядерных материалов

3.3. Зоны баланса материалов и ключевые точки измерений

3.4. Меры контроля доступа к ядерным материалам

4. Измерения ядерных материалов

5. Процедуры передачи ядерных материалов

5.1. Общие требования

5.2. Документирование получений и отправлений ядерных материалов

5.3. Оценка расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя

5.4. Действия при обнаружении аномалий в учете и контроле ядерных материалов

6. Физическая инвентаризация, подведение материального баланса и оценка инвентаризационной разницы

6.1. Общие требования

6.2. Частота физических инвентаризаций

6.3. Организация физической инвентаризации

6.4. Критерии обнаружения аномалий в учете и контроле ядерных материалов

7. Учетные, отчетные документы. Предварительные уведомления

7.1. Учетные документы

7.2. Отчетные документы

7.3. Система предварительных уведомлений о передаче ядерных материалов

8. Учет и контроль ядерных материалов в организациях

9. Ведомственный контроль за государственным учетом и контролем ядерных материалов

10. Требования к работникам (персоналу), осуществляющим учет и контроль ядерных материалов

Приложение 1 Минимальное количество ядерных материалов в организации, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю

Приложение 2 Ядерные материалы категории 1

Приложение 3 Ядерные материалы категории 2

Приложение 4 Ядерные материалы категории 3

Приложение 5 Ядерные материалы категории 4

Приложение 6 Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового количества ядерных материалов для расчета объема выборки подтверждающих измерений

Список сокращений

ВОУ - высокообогащенный уран

ЗБМ - зона баланса материалов

ИР - инвентаризационная разница

КТИ - ключевая точка измерений

МБО - материально-балансовый отчет

МБП - межбалансовый период

ОИК - отчет об изменении инвентарного количества

СКД - средство контроля доступа

СНК - список наличного количества ядерных материалов

СО - специальный отчет

СФНК - список фактически наличного количества ядерных материалов

УИВ - устройство индикации вмешательства

Термины и определения

В целях настоящего документа используются следующие термины и определения.

Аномалия в учете и контроле ядерных материалов - недостача (излишек) ядерных материалов, ошибки в учетных и отчетных документах, повреждения, отказы средств контроля доступа к ядерным материалам, нарушения порядка производства, использования, передач ядерных материалов.

Атрибуты - характеристики предметов (например, идентификатор предмета, местоположение предмета, состояние устройства индикации вмешательства, которым снабжен предмет, геометрические размеры, нетто- и брутто-масса предмета и т.п.), допускающие проверку их наличия средствами визуального и инструментального контроля.

Атрибутивные признаки - признаки, однозначно подтверждающие наличие или отсутствие какого-либо атрибута предмета.

Баланс ядерных материалов - сравнительный итог зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов.

Вид ядерных материалов - ядерные материалы, различающиеся по изотопному составу и количеству.

Высокообогащенный уран - уран с обогащением не менее 20% по изотопу урана-235.

Зона баланса материалов - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени.

Инвентаризационная разница - разница между фактически наличным и документально зарегистрированным количеством ядерного материала.

Ключевая точка измерений - место, где ядерные материалы могут быть измерены для определения их потока или наличного количества.

Контроль ядерных материалов - контроль за наличием и перемещением ядерных материалов, включающий контроль доступа к ядерным материалам, оборудованию и информации, наблюдение за ядерными материалами, проверку санкционированного размещения и перемещения ядерных материалов.

Межбалансовый период - период времени между двумя последовательными физическими инвентаризациями.

Партия материала (партия) - некоторое количество материала, количественный или качественный состав которого определен на основании единого набора данных и результатов измерений, зарегистрированных в учетных документах.

Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых количественных характеристик и (или) атрибутивных признаков ядерных материалов, учетных единиц, продуктов.

Продукты - вещества в виде соединений, сплавов и изделий, содержащие ядерные материалы.

Система измерения ядерных материалов - совокупность средств измерений ядерных материалов и организационных мероприятий, позволяющих получать на основе выполняемых измерений данные: о количестве, элементном и изотопном составах ядерных материалов, находящихся и производимых в ЗБМ, получаемых в ЗБМ или отправляемых из ЗБМ; о фактическом наличии ядерных материалов в ЗБМ при проведении физических инвентаризаций; о погрешностях значений каждой измеряемой величины ядерного материала в ЗБМ.

Специальные неядерные материалы - материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва).

Средства контроля доступа - технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ядерных материалов, проникновения в зону ограниченного доступа. Подразделяются на системы наблюдения и УИВ.

Устройство индикации вмешательства - техническое устройство, имеющее индивидуальный номер или другой идентификатор, защищенное от возможности снятия и повторного использования без нарушения его целостности или изменения одного (нескольких) поддающихся регистрации параметров и предназначенное для обнаружения несанкционированного доступа к ядерным материалам.

Учет ядерных материалов - определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов.

Учетная единица - поддающийся идентификации предмет, содержащий ядерные материалы, (имеющий индивидуальный номер или другой идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение установленного периода времени.

Учетные данные - характеристики ядерных материалов, используемые в учетных документах.

Учетные измерения - измерения количественных характеристик ядерных материалов, продуктов, результаты которых вносятся в учетные документы.

Фактически наличное количество ядерного материала - измеренная или иначе определенная в соответствии с установленными процедурами масса ядерного материала, фактически имеющегося в наличии в данное время.

Физическая инвентаризация - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в ЗБМ.

1. Назначение и область применения

1.1. Основные правила учета и контроля ядерных материалов (далее - Правила) устанавливают основные требования к государственному учету и контролю ядерных материалов и специальных неядерных материалов (далее - ядерные материалы), находящихся в любых химических соединениях и физических формах, а также критерии их учета и контроля.

1.2. Настоящие Правила распространяются на деятельность, связанную с производством, использованием, переработкой, хранением и транспортированием ядерных материалов.

1.3. Настоящие Правила не распространяются на ядерные материалы, находящиеся в составе ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей,

1.4. Настоящие Правила не применяются для учета и контроля ядерных материалов в случаях, указанных в п. 3.1.2.1 Правил.

2. Общие положения

2.1. Структура государственного учета и контроля ядерных материалов

Государственный учет и контроль ядерных материалов должен осуществляться:

- в ЗБМ;

- организациями, осуществляющими обращение с ядерными материалами, эксплуатирующими организациями (далее - организации);

- органами управления использованием атомной энергии, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на ведомственном и федеральном уровне.

2.2. Принципы государственного учета и контроля ядерных материалов

2.2.1. Ядерные материалы должны подлежать государственному учету и контролю, начиная с минимального количества, установленного настоящими Правилами.

2.2.2. Ядерные материалы должны классифицироваться по категориям в целях обеспечения дифференцированного подхода к определению процедур и методов учета и контроля.

2.2.3. Эксплуатирующие организации должны устанавливать ЗБМ в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов.

2.2.4. В каждой ЗБМ должны быть определены КТИ ядерных материалов.

2.2.5. К ядерным материалам применяются СКД, подтверждающие достоверность предыдущих измерений количественных характеристик и атрибутивных признаков ядерных материалов.

2.2.6. Учет ядерных материалов должен основываться на результатах измерений количественных характеристик ядерных материалов.

Допускается:

- использование результатов предыдущих измерений количественных характеристик ядерных материалов, если их достоверность подтверждена надлежащим состоянием примененных СКД, соответствующими подтверждающими измерениями;

- применение расчетных методов (методик), основанных на результатах предварительных измерений, экспериментальных исследований.

2.2.7. Массы ядерных материалов в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в целях учета принимаются неизменными с момента загрузки в реактор до момента выгрузки облученных продуктов из реактора.

2.2.8. Для определения фактически наличного количества ядерных материалов в ЗБМ должны проводиться физические инвентаризации. В процессе физических инвентаризаций ядерных материалов выполняются проверки данных учета, атрибутивных признаков, измерения количественных характеристик ядерных материалов. По завершении физической инвентаризации должен подводиться баланс ядерных материалов, определяться ИР и их погрешности в ЗБМ для каждого ядерного материала.

2.2.9. Выводы о недостаче (излишке) ядерных материалов, об отсутствии аномалий в учете и контроле ядерных материалов должны делаться на основании результатов определения фактически наличного количества ядерных материалов, а также путем сравнения полученной величины ИР с ее допустимой величиной для каждой ЗБМ.

2.2.10. Устанавливается единая система отчетности для всех уровней государственного учета и контроля ядерных материалов.

2.2.11. Исправление учетных данных допускается только путем внесения новой записи в учетные документы с сохранением ошибочно сделанной записи.

2.2.12. Исправление отчетных данных допускается только путем представления новых отчетных документов.

3. Основные элементы государственного учета и контроля ядерных материалов

3.1. Ядерные материалы, подлежащие государственному учету и контролю

3.1.1. Государственному учету и контролю должны подлежать следующие ядерные и специальные неядерные материалы:

ядерные материалы:

- плутоний;

- уран;

- уран-233;

- уран-235;

- торий;

- нептуний-237;

- америций-241;

- америций- 243;

- калифорний-252;

специальные неядерные материалы:

- литий-6;

- тритий, за исключением трития, содержащегося в тяжелой воде;

- дейтерий, за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой воде, применяемой в качестве замедлителя в ядерных реакторах.

3.1.2. Постановка на государственный учет и снятие с государственного учета ядерных материалов.

3.1.2.1. Государственному учету и контролю должны подлежать ядерные материалы, содержащиеся во всех продуктах, за исключением:

- урана, содержащегося в руде, а также в промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях *;

- тория, содержащегося в руде, а также в промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях **;

- ядерных материалов, содержащихся в закрытых источниках ионизирующего излучения;

- обедненного урана, содержащегося в защитных контейнерах транспортных упаковочных комплектов, радиационных головках гамма-дефектоскопов, облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных им специфических изделиях, используемых для радиационной защиты при транспортировании и хранении радиоактивных веществ;

- нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252 в облученных продуктах, а также америция-241 в плутоний содержащих продуктах***;

- лития-6, если его содержание в литии не превышает 7,5 атом. %;

- дейтерия, содержащегося в водородсодержащих материалах, если относительное изотопное содержание дейтерия не превышает 10 атом. %;

- ядерных материалов, содержащихся в радиоактивных отходах, находящихся в хранилищах радиоактивных отходов.

_____________

* Учету на этих предприятиях подлежит уран, содержащийся в готовом продукте - оксиде или соли урана.

** Учету на этих предприятиях подлежит торий, содержащийся в готовом продукте - оксиде или соли тория.

*** Указанные ядерные материалы подлежат учету после их выделения.

3.1.2.2. Снятию с государственного учета должны подлежать:

- ядерные материалы, использованные для изготовления компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, с момента постановки таких ядерных материалов на учет в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, предназначенных для оборонных целей;

- ядерные материалы, использованные для изготовления закрытых источников ионизирующего излучения с момента их отправки из ЗБМ организации-потребителю;

- обедненный уран, использованный для изготовления защитных контейнеров транспортных упаковочных комплектов, радиационных головок гамма-дефектоскопов, облучательных головок гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнеров и других подобных им специфических изделий, используемых для радиационной защиты при транспортировании и хранении с момента их отправки из ЗБМ организации-потребителю в виде готовых изделий;

- ядерные материалы, содержащиеся в радиоактивных отходах, с момента отправки радиоактивных отходов из ЗБМ в хранилища радиоактивных отходов.

3.1.2.3. Ядерные материалы должны быть поставлены на учет в ЗБМ после их производства или поступления из другой ЗБМ той же организации или ЗБМ другой организации.

3.1.2.4. Плутоний, образовавшийся в продуктах, облученных в ядерных реакторах, должен ставиться на государственный учет после выгрузки продуктов из ядерного реактора. С этого же момента уран и уран-235, выгоревшие в реакторе, должны сниматься с учета.

3.1.2.5. Ядерные материалы должны быть сняты с учета в ЗБМ после их отправления в другую ЗБМ той же организации или в ЗБМ другой организации.

3.1.2.6. Ядерные материалы, содержащиеся в продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, должны быть поставлены на учет с момента передачи этих продуктов для использования в мирных целях.

3.1.3. Количественные критерии постановки на государственный учет ядерных материалов

3.1.3.1. Ядерные материалы, находящиеся в пользовании организации, на ядерной установке, в пункте хранения ядерных материалов, получаемые или отправляемые организацией должны подлежать государственному учету и контролю, если значения их масс в течение любого 12-месячного периода времени равны или превышают минимальное количество, указанное в приложении 1.

Если в организации находится совокупность ядерных материалов, продукты, содержащие смесь ядерных материалов, то настоящие Правила распространяются на них в случае превышения хотя бы одного минимального количества ядерных материалов, приведенного в приложении 1.

3.1.3.2. В отчетных документах значения масс ядерных материалов должны быть приведены с последними значащими цифрами, указанными для каждого ядерного материала в приложении 1.

3.2. Категории ядерных материалов

3.2.1. Категории ядерных материалов в ЗБМ должны устанавливаться в соответствии с приложениями 2- 5 *.

3.2.2. Если в ЗБМ находятся различные ядерные материалы, различные продукты, то при определении категории ядерных материалов следует исходить из суммарной массы ядерных материалов во всех продуктах и указанных в приложениях 2- 5 количественных пределов масс ядерных материалов тех продуктов, которые попадают в категорию с меньшим номером.

_____________

* Приложения 2- 5 относятся к Pu с содержанием Pu-238 не более 80% (за исключением п. г) приложения 5).

3.3. Зоны баланса материалов и ключевые точки измерений

3.3.1. ЗБМ следует организовывать с учетом следующих требований:

- масса ядерного материала, поступающего в ЗБМ и отправляемого из ЗБМ, должна определяться на основе измеренных характеристик ядерных материалов (кроме случаев, когда допускается применение расчетных методик), результатов полного пересчета и идентификации учетных единиц, тары, в которой находится ядерный материал, по данным сопроводительной документации, паспортным данным ядерных материалов;

- структурные подразделения организации, такие как заводские лаборатории, зоны перевалки и склады, а также участки с ядерными материалами, требующие специальной защиты информации, должны быть выделены в отдельные ЗБМ.

3.3.2. В ЗБМ должны устанавливаться КТИ, в которых с помощью методик и средств должны измеряться содержание, масса, изотопный состав, другие количественные характеристики ядерных материалов или проверяться атрибутивные признаки ядерных материалов.

Выбор КТИ в ЗБМ должен осуществляться таким образом, чтобы обеспечить измерение потока и фактически наличного количества ядерного материала в ЗБМ.

3.4. Меры контроля доступа к ядерным материалам

3.4.1. Учет и контроль ядерных материалов должен поддерживаться принятием мер по сохранению и (или) подтверждению имеющейся информации о ядерных материалах. Эти меры должны включать организационные, технические мероприятия, СКД, а также их комбинации и обеспечивать непрерывный контроль доступа к ядерным материалам.

3.4.2. Устройства индикации вмешательства

3.4.2.1. УИВ устанавливаются в местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются ядерные материалы, и на учетные единицы.

3.4.2.2. Работоспособность и состояние УИВ должны проверяться периодически с частотой большей, чем частота физической инвентаризации. Результаты таких проверок должны регистрироваться документально.

3.4.2.3. В промежутках между инвентаризациями необходимо выполнять выборочную проверку УИВ в ЗБМ. При определении объема случайной выборки необходимо исходить из требования подтверждения с доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения в надлежащем состоянии не менее 95% УИВ.

3.4.2.4. Применение УИВ и обращение с УИВ в организации (получение/приемка, хранение, установка/снятие, проверка подлинности и уничтожение снятых или недоброкачественных УИВ) должно осуществляться в соответствии с установленными эксплуатирующей организацией процедурами (программой).

3.4.3. Системы наблюдения за ядерными материалами

Системы наблюдения за ядерными материалами включают:

- автоматизированные технические системы, устройства (мониторы для контроля за перемещением ядерных материалов, доступом работников (персонала) в помещения, датчики контроля за несанкционированным вскрытием дверей, люков, аварийные сигнализаторы и т.п.);

- технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий.

4. Измерения ядерных материалов

4 .1. Для каждой ЗБМ должна быть разработана программа измерений, включающая в себя перечень КТИ, методик выполнения измерений, технических средств, процедур пробоотбора, сведения о периодичности проведения измерений, требуемой точности измерений, сроках и форме представления результатов измерений. Программа должна утверждаться руководителем организации, в составе которой находится ЗБМ. Программа должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет.

4.2. Методики выполнения измерений необходимо оформлять в виде отдельных нормативных документов, которые должны быть составлены в соответствии с требованиями метрологических стандартов.

4.3. Методики выполнения измерений должны быть метрологически аттестованы в соответствии с требованиями документов в области стандартизации. Показатели точности методик выполнения измерений в системе измерения ядерных материалов должны быть максимально приближены к рекомендованным международным целевым значениям.

4.4. Образцы для градуировки средств измерений и проверки правильности результатов измерений должны быть метрологически аттестованы в соответствии с требованиями метрологических стандартов, и иметь свидетельство об аттестации с указанием их наименования, типа, аттестуемой величины и ее погрешности.

4.5. Перечень средств измерений, используемых в системе измерения ядерных материалов, должен содержать наименование средства, его тип, заводской номер.

4.6. Средства измерений должны поверяться в соответствии с действующими нормативными документами.

4.7. В каждой организации должна быть разработана и внедрена программа контроля качества измерений в рамках системы измерения ядерных материалов.

5. Процедуры передачи ядерных материалов

5.1. Общие требования

5.1.1. Передача ядерных материалов должна сопровождаться оформлением:

- предварительных уведомлений, подписанных руководителем организации-отправителя;

- приходно-расходной и сопроводительной документации.

5.1.2. В сопроводительных документах должны указываться данные о контейнерах с ядерными материалами (типы и идентификаторы печатей (пломб), брутто-массы контейнеров и другие необходимые данные). Сведения о характеристиках перемещаемых ядерных материалов (паспортные данные) должны приводиться в документах, отправляемых специальной почтой или вместе с грузом.

5.1.3. При передачах ядерных материалов должны быть выполнены следующие процедуры:

- внешний осмотр и проверка количества учетных единиц (контейнеров), проверка УИВ, примененных к транспортному средству и (или) контейнерам с ядерными материалами (включающая проверку контейнеров, печатей (пломб), соответствие идентификаторов контейнеров, печатей (пломб) и мест размещения данным сопроводительных документов);

- подтверждающие измерения брутто-массы контейнеров с ядерными материалами, параметров ядерных материалов.

5.1.4. Вид и объем подтверждающих измерений должны определяться документацией организации, выполняющей эти измерения, исходя из:

- вида передачи (между ЗБМ одной организации, между организациями, экспорт - импорт);

- видов ядерных материалов;

- количества ядерных материалов;

- видов продуктов;

- типа тары и УИВ;

- погрешностей измерений.

5.1.5. Данные, полученные в результате измерений в процессе входного (выходного) контроля, должны оформляться документально. Должны приводиться сведения о средствах и методах измерений, результаты измерений, погрешности измерений, КТИ, в которой выполнялись измерения, типы и идентификаторы УИВ, дата выполнения измерений и фамилии лиц, выполнявших измерения.

5.2. Документирование получений и отправлений ядерных материалов

5.2.1. При получении ядерных материалов организацией-получателем в течение трех рабочих дней должны быть проверены атрибутивные признаки тары с ядерными материалами и выполнены подтверждающие измерения. При отсутствии замечаний должна быть произведена предварительная приемка и постановка на учет ядерных материалов.

Окончательная приемка и постановка на учет ядерных материалов должна быть произведена не позднее 10 суток после получения ядерных материалов и паспортов (формуляров, сертификатов) на них.

5.2.2. При отправлении ядерных материалов организация-отправитель производит снятие их с учета после получения от организации-получателя оформленного в установленном порядке акта приемки ядерных материалов или подтвержденной доверенностью организации-получателя подписи уполномоченного представителя в накладной.

5.2.3. Данные о полученных ядерных материалах должны быть внесены организацией-получателем в учетные документы. Данные об отправленных ядерных материалах должны быть внесены в учетные документы организации-отправителя.

5.3. Оценка расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя

Расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя о массе ядерных материалов при их передачах должны определяться как разница между значениями масс, указанных организацией-отправителем (паспортных данных) и полученных путем измерений организацией-получателем. Если результаты согласуются (расхождение данных организации-отправителя и организации-получателя находится в интервале, соответствующем доверительной вероятности 0,99* с учетом погрешностей измерений организации-отправителя и организации-получателя), то ядерные материалы должны быть поставлены на учет организацией-получателем по данным организации-отправителя.

______________

*Здесь и далее доверительные вероятности задаются для двусторонних доверительных интервалов.

5.4. Действия при обнаружении аномалий в учете и контроле ядерных материалов

5.4.1. При обнаружении статистически значимого расхождения, исходя из доверительной вероятности 0,99 в данных организации-отправителя и организации-получателя, организацией-получателем должны быть приняты меры по выявлению причин расхождения.

5.4.2. Если наличие статистически значимого расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя подтвердилось, то организация-получатель обязана составить специальный отчет и направить его в орган управления использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне, в орган управления использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, и в орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

6. Физическая инвентаризация, подведение материального баланса и оценка инвентаризационной разницы

6.1. Общие требования

6.1.1. Физические инвентаризации должны проводиться в целях:

- определения фактически наличного количества ядерных материалов в ЗБМ;

- установления соответствия фактических параметров учетных единиц существующим учетным данным;

- подведения баланса ядерных материалов, определения ИР и ее погрешности;

- установления недостатков и нарушений в учете и контроле ядерных материалов.

6.1.2. Процедуры физических инвентаризаций должны осуществляться в соответствии с методиками и инструкциями, действующими в эксплуатирующей организации.

6.1.3. Процедуры физических инвентаризаций должны основываться на:

- подготовке к физической инвентаризации в ЗБМ;

- составлении СНК и СФНК и проверке учетных документов;

- проверке соответствия СНК учетным данным;

- проверке состояния СКД;

- учетных и подтверждающих измерениях фактически наличного количества ядерных материалов с учетом погрешностей измерений;

- оценке величины неизмеренных потерь и ее погрешности;

- определении ИР и ее погрешности для каждого ядерного материала.

6.1.4. Количество ядерных материалов, находящихся в каждой ЗБМ, должно определяться путем измерения количества и состава ядерных материалов в КТИ, контролироваться путем оперативно-технического учета и контрольных проверок наличия ядерных материалов в форме учетных единиц по атрибутивным признакам, периодических сверок учетных и отчетных документов и проверяться путем проведения физической инвентаризации. Оперативно-технический учет должен включать процедуры, осуществляемые в процессе выполнения технологических операций, обеспечивающие учет и контроль ядерных материалов. Физическая инвентаризация должна завершаться подведением баланса для каждого ядерного материала в ЗБМ за МБП, определением ИР и ее погрешности с последующим статистическим анализом значимости ИР в соответствии с требованиями, установленными в пп. 6.4.1 и 6.4.2 настоящих Правил.

Инвентаризационная разница данного ядерного материала в ЗБМ определяется с помощью уравнения:

ИР = КК - ДК = КК - УВ + УМ - НК,

где КК - фактически наличное количество ядерного материала в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации;

ДК - документально зарегистрированное количество ядерного материала в ЗБМ на начало инвентаризации;

УВ - определенное и документально зарегистрированное увеличение количества ядерного материала в ЗБМ за данный межбалансовый период (далее - МБП) в результате всех поступлений, наработок и т.д.;

УМ - определенное и документально зарегистрированное уменьшение количества ядерного материала в ЗБМ за данный МБП в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь и т.д.;

НК - наличное количество ядерного материала в ЗБМ, определенное и документально зарегистрированное на начало данного МБП.

6.1.5. Должна быть определена масса каждого ядерного материала. Значение массы ядерного материала, а также значения погрешности измерения для доверительной вероятности, равной 0,95, регистрируются документально.

6.1.6. Ранее определенные значения массы ядерных материалов могут использоваться при выполнении учетных процедур (физических инвентаризаций, передач ядерных материалов и т.д.) только в тех случаях, когда их достоверность с момента их определения до момента использования может быть подтверждена надлежащим состоянием примененных СКД и (или) подтверждена в процессе выполнения учетной процедуры измерениями количественных параметров ядерных материалов и (или) атрибутивных признаков ядерных материалов.

6.1.7. Объем применения подтверждающих измерений должен определяться в зависимости от объема применения и результатов проверки СКД, исходя из вероятностей обнаружения недостачи (излишка) порогового количества для каждого ядерного материала, приведенного в п. 6.4.3 настоящих Правил. Статистически значимая разница между результатами учетных и подтверждающих измерений количественных параметров ядерных материалов, учетных единиц, продуктов должна устанавливаться на основании доверительной вероятности 0,99.

6.1.8. В случае установления статистически значимой разницы между результатами учетных и подтверждающих измерений об этом должно быть сообщено руководству эксплуатирующей организации, а также выяснены причины возникновения разницы. При необходимости должны быть выполнены новые учетные измерения и внесены изменения в учетные документы.

6.2. Частота физических инвентаризаций

6.2.1. Физические инвентаризации для каждой ЗБМ должны выполняться периодически, а МБП устанавливаться в зависимости от категории ядерных материалов в ЗБМ, технологических и других особенностей организации.

Физические инвентаризации в ЗБМ должны быть спланированы, организованы и проведены не реже следующих временных пределов:

- для ЗБМ с ядерными материалами категории 1 - один календарный месяц;

- для ЗБМ с ядерными материалами категории 2 - три календарных месяца;

- для ЗБМ с ядерными материалами категории 3 - шесть календарных месяцев;

- для ЗБМ с ядерными материалами категории 4 - 12 календарных месяцев;

- по всем ЗБМ эксплуатирующей организации, организации - 12 календарных месяцев.

6.2.2. Частота физических инвентаризаций в ЗБМ может быть уменьшена по совместному решению органа управления использованием атомной энергии, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, и органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, осуществляющего надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, на основании представленного эксплуатирующей организацией обоснования с обязательным условием принятия дополнительных мер контроля доступа к ядерным материалам.

6.3. Организация физической инвентаризации

6.3.1. Для проведения физической инвентаризации распорядительным документом руководителя организации должны быть назначены инвентаризационная комиссия, ответственный за ее проведение, определены сроки подготовки и проведения инвентаризации, а также время, после которого запрещаются любые перемещения ядерных материалов (кроме участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ядерных материалов) на период физической инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение ядерных материалов.

6.3.2. По завершении физической инвентаризации должен быть составлен акт инвентаризационной комиссии и подведен баланс ядерных материалов в ЗБМ, определена и проанализирована ИР, оформлены учетные документы, составлены и утверждены МБО и СФНК.

6.3.3. Если в результате анализа баланса ядерного материала не установлена аномалия в учете и контроле ядерного материала на основании п. 6.4 настоящих Правил, то документально зарегистрированное в СНК количество ядерного материала в ЗБМ должно использоваться в качестве наличного количества ядерного материала в ЗБМ на начало следующего МБП.

6.3.4. Если в результате инвентаризации установлена аномалия в учете и контроле ядерного материала, то ответственный за проведение инвентаризации в данной ЗБМ должен немедленно уведомить об этом председателя инвентаризационной комиссии. Для выяснения причин аномалии должны быть выполнены специальные исследования, определено и документально зарегистрировано значение наличного количества ядерных материалов в ЗБМ.

6.4. Критерии обнаружения аномалий в учете и контроле ядерных материалов

6.4.1. Недостача (излишек) учетной единицы является критерием обнаружения аномалий в учете и контроле ядерных материалов.

6.4.2. Если в течение МБП, предшествующего данной инвентаризации, выполнялись учетные измерения данного ядерного материала при его производстве, получении, переработке, отправлении или таковые производились в процессе инвентаризации, то критерием обнаружения аномалий в учете и контроле этого ядерного материала должно являться превышение модулем инвентаризационной разницы либо ее утроенной среднеквадратической погрешности, либо значений любой из следующих величин при доверительной вероятности 0,95:

- 2% от суммы зарегистрированного количества данного ядерного материала и всех увеличений его количества за МБП - для промышленных ядерных установок;

- 3 % от такой же величины - для исследовательских ядерных установок;

- 3 кг - по плутонию, урану-233 для ЗБМ, содержащих ядерные материалы категорий 1, 2;

- 8 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих ядерные материалы категорий 1, 2 и 3;

- 70 кг - по урану-235 для урана с обогащением менее 20%.

6.4.3. Если в течение МБП и в процессе проведения инвентаризации учетные измерения данного ядерного материала не выполнялись, а достоверность результатов предыдущих учетных измерений была обеспечена применением СКД, то выводы об отсутствии аномалий в учете и контроле ядерных материалов должны быть сделаны на основе результатов выборочных подтверждающих измерений, объем которых определяется по специальной методике, исходя из значений двух параметров - порогового количества ядерных материалов для обнаружения недостачи (излишка) ядерных материалов и величины вероятности обнаружения недостачи (излишка) этого порогового количества.

Для ядерных материалов категорий 1, 2 и 3 пороговое количество составляет:

- 3 кг - для плутония, урана-233;

- 8 кг - для урана-235.

Для урана с обогащением менее 20% (категория 4) пороговое количество составляет 70 кг по урану-235.

Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового количества ядерных материалов для расчета объема выборки подтверждающих измерений приведена в приложении 6.

7. Учетные, отчетные документы. Предварительные уведомления

7.1. Учетные документы

7.1.1. Учетные документы должны вестись для каждой ЗБМ и содержать данные о каждом виде ядерного материала, включая:

- количество ядерных материалов в ЗБМ;

- изменения количества ядерных материалов в ЗБМ.

7.1.2. В учетных документах должны быть отражены все изменения количества ядерных материалов для каждой партии, характеристики партии и исходные данные для формирования партии, указаны даты изменения количества ядерных материалов, ЗБМ организации-отправителя и ЗБМ организации-получателя.

7.1.3. Данные, используемые для определения количественных и качественных изменений ядерных материалов в ЗБМ, включая результаты калибровки, проверки и поверки всех средств измерений, данные об отборе проб и результатах их анализа, результаты контроля качества измерений, случайные и систематические погрешности измерений должны быть отражены в соответствующих документах.

7.2. Отчетные документы

7.2.1. В каждой организации должны быть созданы, и действовать основанные на учетных документах следующие отчетные документы:

- отчет об изменении инвентарного количества;

- материально-балансовый отчет;

- список наличного количества;

- список фактически наличного количества;

- специальный отчет.

7.2.2. Отчетные документы организации направляются на регулярной, заранее согласованной, основе в эксплуатирующую организацию, в орган управления использованием атомной энергии по подчиненности организации, а также в орган управления использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне.

7.2.3. ОИК, СНК, СФНК должны составляться по ЗБМ и по организации. Эти отчеты должны содержать информацию о наличном количестве ядерных материалов и их перемещениях между ЗБМ или между организациями.

7.2.4. ОИК по ЗБМ должны направляться в службу, осуществляющую на регулярной основе учет ядерных материалов в организации, непосредственно после события, связанного с каждым изменением количества ядерных материалов, или ежемесячно по имевшимся в этот период изменениям количества ядерных материалов, но не позднее чем через 15 дней после последнего дня месяца, в котором произошли указанные изменения.

7.2.5. ОИК организации должны направляться ежеквартально и содержать данные об имевшихся в этот период изменениях инвентарного количества ядерных материалов.

7.2.6. За отчетные периоды, в течение которых не было изменений инвентарного количества ядерных материалов по ЗБМ организации, организация должна направлять отчет, заполненный по форме в установленном порядке, с указанием, что за отчетный период инвентарное количество ядерных материалов не изменилось.

7.2.7. По результатам физической инвентаризации в ЗБМ должен быть подготовлен МБО.

7.2.8. В МБО ЗБМ в виде отдельных записей по каждому ядерному материалу должны быть отражены:

- начальное зарегистрированное количество ядерных материалов;

- увеличение и (или) уменьшение количества ядерных материалов за отчетный МБП;

- конечное фактически наличное количество ядерных материалов, установленное по результатам физической инвентаризации;

- значение ИР и погрешности ее определения.

7.2.9. В МБО организации должен быть показан баланс ядерных материалов, основанный на фактически наличном количестве ядерных материалов, определенном в ходе физической инвентаризации.

7.2.10. В МБО организации в виде отдельных записей по каждому виду ядерного материала должны быть отражены:

- начальное зарегистрированное количество ядерных материалов;

- конечное зарегистрированное и фактически наличное количество ядерных материалов, установленное по результатам физической инвентаризации.

7.2.11. Если при сравнении фактически наличного количества ядерного материала с конечным зарегистрированным в СНК наличным количеством была выявлена аномалия, то к МБО должны быть приложены необходимые документы, подтверждающие обоснованность принятия наличного количества ядерного материала в качестве начального для следующего МБП.

7.2.12. Одновременно с МБО должен быть составлен СФНК на конец МБП.

7.2.13. СФНК ЗБМ должен быть составлен на дату физической инвентаризации в виде последовательных записей для каждого вида и партии материала с указанием идентификационных и других характеристик для каждой партии и вида ядерного материала отдельно.

7.2.14. МБО и СФНК ЗБМ должны быть направлены ответственным за учет и контроль в ЗБМ в службу учета ядерных материалов организации в срок не более 15 дней после определения наличного количества ядерных материалов.

7.2.15. СО должен быть составлен эксплуатирующей организацией, организацией в случае выявления утраты, хищения, несанкционированного использования, при обнаружении недостачи (излишка) ядерных материалов, а также в случае превышения установленного предела для значения ИР или статистически значимых расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя.

СО должен предоставляться в соответствующие органы управления использованием атомной энергии и в орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в течение 24 ч с момента установления вышеуказанных фактов.

7.2.16. СО должен содержать:

- описание обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ядерными материалами, в отношении которых имело место несанкционированное действие;

- идентификацию и определение вида ядерного материала;

- исходные данные для определения количественных характеристик ядерных материалов;

- принятые меры и программу последующих действий для решения возникших проблем.

7.2.17. Отчетные документы организации по ЗБМ предоставляются организацией органу государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, осуществляющему надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (или его территориальному органу) по запросу.

7.3. Система предварительных уведомлений о передаче ядерных материалов

7.3.1. При передаче ядерных материалов между организациями организация-отправитель не менее чем за 10 дней до предполагаемой даты отправления ядерных материалов должна направить предварительное уведомление об отправлении ядерных материалов организации-получателю, в орган управления использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, и в структурное подразделение органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, осуществляющее надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов в организации-отправителе.

7.3.2. В случае внеплановых отправлений по специальному распоряжению соответствующих органов исполнительной власти предварительные уведомления должны быть направлены не позднее трех дней после определения сроков отправления.

7.3.3. После получения и постановки на учет ядерного материала в случаях, указанных в пп. 7.3.1 и 7.3.2 настоящих Правил, организация-получатель должна направить подтверждение факта его получения в организацию-отправитель, в орган управления использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, и в структурное подразделение органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, осуществляющее надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов в организации-получателе.

8. Учет и контроль ядерных материалов в организациях

8.1. Учет и контроль ядерных материалов в организациях должен включать измерения количества ядерных материалов, ведение учетных и отчетных документов, административный контроль за их наличием и перемещением.

8.2. Руководителем организации должно быть разработано и утверждено положение (инструкция) об учете и контроле ядерных материалов, в котором должны быть определены:

- организация работ по учету и контролю ядерных материалов в организации и в ЗБМ, структура и состав работников (персонала), занятых учетом и контролем ядерных материалов. Права и обязанности этих работников (персонала) определяются положениями о подразделениях, должностными и рабочими инструкциями;

- применяемые в организации нормативные и технические документы для учета и контроля ядерных материалов;

- количество ЗБМ, их границы и структура;

- применяемые организации методики и средства измерений для учета и контроля ядерных материалов;

- СКД к ядерным материалам;

- перечень и формы учетных и отчетных документов;

- порядок контроля состояния учета и контроля ядерных материалов в ЗБМ;

- порядок расследования аномалий в учете и контроле ядерных материалов;

- порядок подготовки и допуска работников (персонала) к работам по учету и контролю ядерных материалов;

- сроки составления СНК в ЗБМ и в целом в организации;

- порядок проведения физических инвентаризаций.

8.3. Достоверность представления в системе учета и контроля ядерных материалов в ЗБМ данных об идентификаторах учетных единиц, идентификаторах УИВ и местоположении учетных единиц должна быть не менее 99%.

8.4. Для каждой ЗБМ должны быть разработаны и утверждены руководителем организации инструкции по учету и контролю ядерных материалов, в которых должны быть определены:

- КТИ, а также применяемые в них методики и средства измерений;

- СКД к ядерным материалам;

- процедуры учета и контроля ядерных материалов, применяемые в данной ЗБМ;

- процедуры оценки потерь ядерных материалов.

8.5. Любые потери ядерных материалов должны быть определены с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований. Максимальные допустимые величины потерь ядерных материалов должны быть согласованы с органом управления использованием атомной энергии.

8.6. Для каждой ЗБМ должны назначаться лица, ответственные за ядерные материалы, находящиеся в данной ЗБМ.

8.7. Передача ядерных материалов от материально ответственного лица другим лицам должна быть оформлена документально.

8.8. Передача ядерных материалов, находящихся в технологическом процессе, с одной технологической операции на другую или между сменами должна быть оформлена документально.

9. Ведомственный контроль за государственным учетом и контролем ядерных материалов

9.1. Порядок осуществления ведомственного контроля за государственным учетом и контролем ядерных материалов, взаимоотношения представителей ведомств и организаций с ответственными лицами и работниками (персоналом), порядок проведения инспекционных проверок должны устанавливаться ведомственным положением об учете и контроле ядерных материалов. После каждой проверки должен быть составлен акт о ее результатах.

9.2. Частота проверок организации на ведомственном уровне должна быть не реже одного раза в пять лет.

9.3. При необходимости орган управления использованием атомной энергии должен проводить внеплановые проверки состояния учета и контроля в организации, находящейся в его ведении, поставив в известность руководителя организации не позднее чем за пять суток до начала проверки.

9.4. Деятельность по ведомственному контролю должна включать:

- контроль ведения учетных и отчетных документов;

- проверку соблюдения требований к учету и контролю ядерных материалов в ЗБМ, организациях;

- сверку данных учетных и отчетных документов;

- проверку порядка проведения физической инвентаризации и подведения баланса ядерных материалов;

- проверку порядка использования СКД;

- проверку наличия ядерных материалов в местах их нахождения;

- проверку наличия и качества методик и средств измерений, применяемых для учета и контроля ядерных материалов, в том числе путем выполнения дополнительных измерений параметров ядерных материалов работниками (персоналом) организаций;

- проверку процедур оценки потерь ядерных материалов;

- контроль проведения исследований организациями причин и обстоятельств аномалий в учете и контроле ядерных материалов, принятия соответствующих мер.

10. Требования к работникам (персоналу), осуществляющим учет и контроль ядерных материалов

10.1. Работники (персонал), осуществляющие учет и контроль ядерных материалов, должны проходить обучение по выполнению соответствующих процедур на специализированных курсах, организуемых в рамках системы государственного учета и контроля ядерных материалов, а также периодическую проверку знаний согласно установленному в организации порядку.

10.2. Периодичность проведения проверок знаний процедур учета и контроля ядерных материалов для различных категорий работников (персонала) должна быть установлена руководителем организации. Проверки должны проводиться не реже одного раза в три года.

Приложение 1

Минимальное количество ядерных материалов в организации, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю

№ п/п

Ядерный материал

Минимальное количество ядерного материала

Последние значащие цифры в значении массы ядерного материала в отчетных документах

1

Плутоний

15 г

1 г

2

Уран-233

15 г

1 г

3

Уран с обогащением по изотопу U -235 более 0,72%

15г по изотопу U -235

1 г

4

Нептуний-237

15г

1 г

5

Совокупность ядерных материалов, перечисленных в пп. 1-4 таблицы

15 г по сумме масс Pu , U -233, U -235 и Np -237

1 г

6

Америций-241

1 г

0,1 г

7

Америций-243

1 г

0,1 г

8

Калифорний-252

0,001 г

0,000001 г

9

Уран с содержанием изотопа U -235 не более 0,72 %

500 кг

1 кг

10

Торий

500 кг

1 кг

11

Литий - 6

1 кг

0,1 кг

12

Тритий, за исключением трития, содержащегося в тяжелой воде

0,2 г

0,01 г

13

Дейтерий, за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой воде, применяемой в качестве замедлителя в ядерных реакторах

0,1 г

Приложение 2

Ядерные материалы категории 1

Продукты

Ядерный материал

Масса ядерного материала, кг, не менее

Металлические продукты:

2

металлические изделия, заготовки; слитки, крупка, их сплавы и смеси;

Pu , U -233

по сумме масс Pu и U -233

топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и

ВОУ

5 по изотопу U -235

интерметаллидное топливо;

Смесь, совокупность

2

бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения

Pu , U -233, ВОУ и других ядерных материалов

по сумме масс Pu , U -233, U -235, Np -237, Am , Cf

Продукты с высоким содержанием ядерных материалов:

6 по сумме масс Pu и U -233

карбиды, оксиды, хлориды, нитриды,

Pu , U -233

фториды, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо из

ВОУ

20 по изотопу U -235

вышеупомянутых соединений,

Смесь, совокупность

6

а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг)

Pu , U -233, ВОУ и других ядерных материалов

по сумме масс Pu , U -233, U -235, Np -237, Am , Cf

Приложение 3

Ядерные материалы категории 2

Продукты

Ядерный материал

Масса ядерного материала, кг

Металлические продукты:

≥ 0,5, но < 2

металлические изделия, заготовки, слитки, крупка, их сплавы и смеси;

Pu , U -233

по сумме масс Pu и U -233

топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо;

ВОУ

≥ 1, но < 5 по изотопу U -235

бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения

Смесь, совокупность Pu , U -233, ВОУ и других ядерных материалов

≥ 0,5, но < 2 по сумме масс Pu , U -233, U -235, Np -237, Am , Cf

Продукты с высоким содержанием ядерных материалов:

≥ 2, но < 6

карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы и смеси; топливные элементы и сборки,

Pu , U -233

по сумме масс Pu и U -233

содержащие топливо из вышеупомянутых соединений, а также другие продукты с концентрацией (содержанием)

ВОУ

≥ 6, но < 20 по изотопу U -235

ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг)

Смесь, совокупность Pu , U -233, ВОУ и других ядерных материалов

≥ 2, но < 6 по сумме масс Pu , U -233, U -235, Np -237, Am , Cf

Продукты с низким содержанием ядерных материалов:

Pu , U -233

≥ 16 по сумме масс

продукты, требующие сложной

Pu и U -233

обработки; продукты с концентрацией (содержанием)

ВОУ

≥ 50 по изотопу U -235

ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг)

Смесь, совокупность Pu , U -233, ВОУ и других ядерных материалов

≥ 16 по сумме масс Pu , U -233, U -235, Np -237, Am , Cf

Приложение 4

Ядерные материалы категории 3

Продукты

Ядерный материал

Масса ядерного материала, кг

Металлические продукты:

≥ 0,2,

металлические изделия, заготовки, слитки, крупка, их сплавы и смеси;

Pu , U -233

но < 0,5 по сумме масс Pu и U -233

топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и интерметаллидное топливо;

ВОУ

≥ 0,5, но < 1 по изотопу U -235

бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения

Смесь, совокупность Pu , U -233, ВОУ и других ядерных материалов

≥ 0,2, но < 0,5 по сумме масс Pu , U -233, U -235, Np -237, Am , Cf

Продукты с высоким содержанием

≥ 0,5,

ядерных материалов :

карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы

Pu , U -233

но <2 по сумме масс Pu и U -233

и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо из вышеупомянутых соединений,

ВОУ

≥ 2, но 5 6 по изотопу U -235

а также другие продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг)

Смесь, совокупность Pu , U -233, ВОУ и других ядерных материалов

≥ 0,5, но < 2 по сумме масс Pu , U -233, U -235, Np -237, Am , Cf

Продукты с низким содержанием

≥ 3,

ядерных материалов :

продукты, требующие сложной

Pu , U -233

но < 16 по сумме масс Pu и U -233

обработки;

продукты с концентрацией (содержанием)

ВОУ

≥ 8, но < 50 по изотопу U -235

ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг)

Смесь, совокупность Pu , U -233, ВОУ и других ядерных материалов

≥ 3, но < 16 по сумме масс Pu , U -233, U -235, Np -237, Am , Cf

Приложение 5

Ядерные материалы категории 4

Продукты

Ядерный материал

Масса ядерного материала, кг, не более

Металлические продукты:

0,2

металлические изделия, заготовки, слитки, крупка, их сплавы и смеси;

Pu , U -233

по сумме масс Pu и U -233

топливные элементы и сборки, содержащие металлическое и

ВОУ

0,5 по изотопу U -235

интерметаллидное топливо;

Смесь, совокупность

0,2

бракованные изделия и отходы, перерабатываемые путем переплавки без растворения

Pu , U -233, ВОУ и других ядерных материалов

по сумме масс Pu , U -233, U -235, Np -237, Am , Cf

Продукты с высоким содержанием ядерных материалов:

карбиды, оксиды, хлориды, нитриды, фториды, их сплавы

Pu , U -233

0,5 по сумме масс Pu и U -233

и смеси; топливные элементы и сборки, содержащие топливо

ВОУ

2 по изотопу U -235

из вышеупомянутых соединений, а также другие продукты с

Смесь, совокупность

0,5 по сумме масс Pu , U -233, U -235, Np -237, Am , Cf

концентрацией (содержанием) ядерных материалов не менее 25 г/л (25 г/кг)

Pu , U -233, ВОУ и других ядерных материалов

Продукты с низким содержанием ядерных материалов :

Pu , U -233

3 по сумме масс Pu и U -233

продукты, требующие сложной обработки;

ВОУ

8 по изотопу U -235

продукты с концентрацией (содержанием) ядерных материалов от 1 до 25 г/л (от 1 до 25 г/кг)

Смесь, совокупность Pu , U -233, ВОУ и других ядерных материалов

3 по сумме масс Pu , U -233, U -235, Np -237, Am , Cf

Все другие продукты, включая:

а) продукты, содержащие Pu , U -233, ВОУ с концентрацией (содержанием) менее 1 г/л (1 г/кг);

б) любые соединения урана с содержанием U -235 в уране менее 20 %;

в) любые продукты с мощностью поглощенной дозы на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч =100 рад/ч;

г) любые соединения:

плутония с содержанием изотопа плутония-238 более 80 %; тория; нептуния-237; америция-241; америция-243 и калифорния-252;

д) специальные неядерные материалы и любые их соединения

Суммарная масса всех ядерных материалов не менее минимальных количеств, приведенных в табл. Приложения 1

Приложение 6

Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового количества ядерных материалов для расчета объема выборки подтверждающих измерений

Объем применения СКД к ядерному материалу

Вероятность обнаружения, %, не менее

Для категорий 1, 2, 3

для категории 4

Только УИВ

50

30

Только система наблюдения

50

30

Одновременно два вида разнообразных СКД

25

9

Одновременно n видов разнообразных СКД

100 (0,5) n

100 (0,3) n

Если ядерные материалы представлены в форме учетных единиц, целостность которых при нахождении в ЗБМ в МБП обеспечена их конструкцией (например, неразборные тепловыделяющие сборки или диски, блочки, изделия с ядерными материалами, покрытые оболочками, в результате ядерные материалы не могут быть извлечены из них без нарушения целостности оболочек) и может быть подтверждена (например, визуальным осмотром, сравнением образов гамма- или ультразвукового сканирования швов сварки), то для этих ядерных материалов при расчете объема выборки для подтверждающих измерений применяются параметры обнаружения, аналогичные применяющимся к ядерным материалам с УИВ.

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Автобусные Остановки Гост 12820 80 Гост 520 89 Гост 9833 73 Железобетонные водоотбойные плиты Маршрутная карта Обозначение насоса на схеме Общий журнал работ пример заполнения Плотность газа Позиционный допуск Размеры дорожных знаков Расстояние между пешеходными переходами гост Рельс р50 Технологическая карта Условные обозначения на чертежах отопления