Методические указания Методические указания по гидрометеорологическим изысканиям и обоснованиям для разработки технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства автомобильных дорог

С ССР

МИ Н ИСТЕРСТВО Т РАНСПОРТ НОГО СТ РОИТЕ ЛЬСТВА

ГЛА ВТ РАНСПРОЕКТ

ГПИ «СОЮЗДОРПРОЕКТ»

«УТВ ЕРЖД АЮ»

Главный инженер ГПИ «С оюз дор про ект »

В. Р. Силков

«5» 05 1976 г.

МЕТ ОДИЧЕСК ИЕ УКАЗ АНИЯ
по гидрометеорологическим изысканиям
и обоснованиям для разработки
технико-экономических обоснований
(ТЭО ) строительства автомобильных дорог

г . М оск ва - 1 976 г.

П РЕДИСЛ ОВИ Е

Методиче с кие «Указан ия» с оставлены Сою здорпроек том в целях обесп ечен ия един ой н аправленн ости ра бот, св язанн ых с и зыск ани ям и для раз работки техни ко-экономических обос нований (ТЭО ) строи тельства и реконс трукции автомоби льных дорог общей сети Союз а С СР и ти тульны х мос товых переходов через больши е реки.

В «Указаниях» обобщен многолетн е й опы т гидрометеорологичес ких изыс каний и обос нований для стадии ТЭО, н акоплен ный Союз дорпроектом и его филиалами на объектах , расп ол ожен ных в СССР и в развив ающи хс я зарубежных с транах.

Ука з ан ия обобщают и разви ваю т методичес ки е раз работки этого вопрос а прежних лет (7, 8, 9, 1 0, 11) в с оответс твии с новыми требованиями, п редъя вл яемы ми к ТЭО.

Ука з ания разработаны главным с пеци алис том те хнического отде ла Сою здорпроекта канд. техн . наук Перев озник овым Б.Ф .

Нач а льник техничес ко го отдела                                                                 Ротштейн К.М.

1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ

1. « Ук азания» устанавливают направленност ь, с ос тав, объ емы работ и основные требования к произ водству т ехни ческих изысканий и обоснований по инженерной г ид ром ет еоро логии для ТЭО строит ельст ва новых и реконструкции с ущес твующ их автомобил ьных дорог обще й сети Сою за ССР и отдель ных особо сложных и больших титульных м ост овы х пе реходов.

2 . О сновани ем для выполне ния гидрометеорол огичес ких работ явл яется з адание на раз работку ТЭО и договор проектно- изы ск ательской организации с заказчиком ТЭО. Порядок выдачи и утверждения задания уст анавливается «Указаниями» (9).

3. « Указ ан ия» раз работаны с учетом постановления Госстроя СССР от 15 се нтября 19 74 г. № 156 «Об уточн ении порядк а разработки теxнико-экономических обоснований и проектов н а строительство (реконс трукцию) объектов».

4 . П ри гидромет еорологическ их из ыскан ия х и обоснованиях следует обе спечить опр еделение техн ико-э кономических п оказателей и стоим ости строите льства (реконструк ции) автомобильных дорог или титульны х мостовых переходов, которы е в дальне йш ем (при разработке проект но- сметной докумен та ции) не должны быт ь ухуд шен ы. Сметн ая стоим ость строительств а (рекон стру кция ) не долж на прев ыш ать их стои мост и, опре делен ной в ТЭО.

5. В п роце сс е ги дрометеорологических изыс каний и обоснований должн а быть выявлена наиболее целес ообразная стадийн ост ь прое кт ирования объекта, исходя из слож ности и степени изу ченнос ти района строительства, и необходимости наи более качественного обоснования техниче ских решений.

6. Д ля наиболее сложных объект ов работы по г идромет еорологическим и зыск ани ям и обос нов ан иям наиб олее цел есообразно выполнять в три периода: по дготовительны й, полевой и камеральный (обосновывающий). Це лес ообразн ос ть пров едения работ по эти м периода м определяется пр оектн ой организ ац ией з аданием на произ водство гид рометеорол оги ческих работ.

7 . В к амеральн ый (обосновываю щий) период производят рез ультирующую обра ботку с обранны х исх одн ых м атериалов, выполн яют расче ты отв ерстий водоп ропускных сооруж ен ий , опреде ление глубин заложен ия опор мостов , обосновыв ают типы укреп лен ий и схему регул ирования п отока н а больши х и средн их мостах и другие работы, обоснов ывающие т ехнические реш ен ия, прин имаемые на ста дии Т ЭО.

8 . Р аботы по гидромете орологиче ским изыска ниям и об основаниям техниче ских реш ений должны выполняться под руков одством высококвалифицир ованных специалист ов- ги дрологов, и меющ их опыт подобны х работ и ответственных з а эт у от ра сль в ин стит уте.

9 . М атериалы гидромет еорологически х работ , а т акже от чет ы по из ыскан иям з аказчику или другим организациям н е пе ре даютс я, а хран ятся в архиве ор ганизац ии, исполнявшей эти материалы .

2. ИНЖЕНЕ РНО- ГИДРОМ ЕТЕОРОЛОГ ИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ ДЛ Я СТРОИТЕЛ ЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОР ОГ

Гидро м етеорологическ ие изы ска ния для ТЭ О должны обе спеч ить получение необходимых данных по гидрологии и клима тологии в объеме дост аточном для оцен ки намеченны х вари антов трассы и выбора осн овного н аправ ления , а т акж е для опре деления необ ходи мого количества и ти пов водопропускн ых сооружени й.

П ОДГОТ ОВ ИТЕЛ ЬНЫЙ ПЕРИ ОД

В п о дго тов ител ьный период выполняются следующие работы:

- сбор, сист е матиз аци я и перв оначальна я обработка исходн ых дан ны х;

- и з уче ние района изысканий и конкурирующих направлений доро ги с в ыде лением по к артогра фиче ском у материалу харак терны х («э талонн ых ») участ ков и больши х мост овы х пе реходов;

- предвар ит ельн ое из учение боль ших водотоков и установление типов в одопропускных сооружений, ориент ировочных схе м мос тов и регуляцион ных сооружений по картографичес ким материалам .

П ри наличии в районе из ысканий сущес твующи х водопропу скных сооружений, н аме чают ся объ екты, подлеж ащие полевом у осм от ру или обследованию. Обследованию должны подлеж ать с ооруж ения, кот оры е могут служ ить аналога ми для проектируе мых .

Состав работ по обследова н ию с уществующих автомобильн ых дорог приведен ниже в разделе гидрометеорологических и зыска ний при реконструкции существующих автомобиль ны х дорог.

До производства п олев ых гидрометеорологических работ п редварите льно должн ы быть собраны общие сведения по гидрографии, геомо рфол огии, гидрологии, ис тории ф ормиров ан ия рельефа и реч ных доли н, мете орологии, о раз личных деф ормаци ях речн ых русел, прошедших п аводках и н аводнениях, о сущес тв ующих сооружени ях на реках , о судоходст ве, спл аве, к орчеходе, ледовых явлен иях и т.д .

П ри сборе ис ходн ых данных исп ольз уются материалы ги дрологиче ских и техни ческих изысканий, стационарн ых и эп из одических наблю дений п рошлых лет, картографи ческие, ли тературные, архивн ые фондовые и д ругие мат ери алы (лоцманс кие к арты, аэроф отосъемки прошлы х лет), мате риалы ре гиональных иссле дов ан ий по гидрологии и гидрографи и, ат ласы судоходны х рек, специальн ая периодическая гидрометеорологи ческ ая литература. П ри сборе ис ходн ых данных нар яду с другими материала ми не обходимо получени е проектн ых данных рек онструируемой дороги и в одопроп ускных соор ужений, а такж е мат ериалы наблюдений, выполняемые с лужбой эк сплуатаци и дорог.

В ре з ульт ате сбора и систематиз ации исх одн ых данн ых с ост авл яется карта-схе ма изучен ности рай он а изы скани й и переч ень получен ных материалов с указанием источ ников.

В ре з ультате первон ачальной обработ ки многолетни х исходных и пос ледующих выч ислен ий должны быть получены предварител ьные расчетн ые гидрометеорологиче ские характ еристик и требуемой вероя тности превышен ия (ВП ) по тем пун ктам с длительн ыми мн оголетн ими наблюдениями, которые н аиболее п олно харак териз уют условия района строит ель ства.

Изучение района изыска н ий и кон курирующ их н аправлени й дороги производится по картографическому мате риалу с целью предварительн ого п ре дста вления о гидрографи чес ких и гидроморфологических условиях. В рез ульт ате намечают ся участки трассы с одн ородными гид роморф ологи ческими условия ми и участки, которые м огут с луж ит ь «эт алонами» для к аждого типа однородных участков трассы. В каче ст ве эталонных участков могут быть испол ьзованы уч астки суще ст вующ их дорог, находящихся в с ходных природ ных ус ловиях.

По картогра ф ическим и аэрофо тосъ емочным мате риалам производится предварительн ое изуче ние м алых и средних водот оков, пере секае мых дорогой. В ре зультате устан авл ивается общее количеств о малых и с ре дних водопроп ускных сооружений по каж дому из вариантов дороги.

Определяе т ся об щее кол ичество и мес тонахож ден ие больш их мостов ых переходов, составляется конфигура ция живых сечений по рекам, устанавливаю тся предв арите льные с хемы к он струкций мостов, п одхо дов к ним и регуля ционны х со оруж ен ий.

В р е зультате из уче ния п ересек аемы х вод осб орны х бассейнов сост авляет ся пре дварите льн ая свод ная ведомос ть водоп ропу скн ых сооруж ен ий, с указа нием общ его ко личест ва малых мостов и труб, а такж е оп ределяется не обход им ос ть проведения п оле вы х работ.

ПОЛЕВОЙ ПЕРИОД

При необход и мости проведени я полевого периода могут в ыполняться сл едующие работы:

- аэров и зуальн ые гидроморф ол огически е обследования;

- назем н ые рекогносциров очные об следования малых и сре дних водосборов на хара кте рн ых («эт алонн ых») и с лож ных участках, а т акже на отдельных ос обо слож ных с редних водотоках;

- н аземн ые рекогносциров оч ные обс ледования б ольших водот оков.

А э ров изуальн ые обс ледов ан ия п роводятс я по всем к онку ри рующи м направлениям , нам еченн ым в по дготови тел ьный период.

В п роцессе воздушн ого обс ледов ания ок ончательн о устанавл ив ают ся границы уч ас тков с одн ородными ги дро морф ол огически ми условиями по вс ем конкурирую щим нап рав ления м дороги , определяются количеств о, местоположение и протяженность характе рных («этал онны х») уч астк ов, прос матривают ся в се пересе чени я средних и больш их водотоков, составляются их окончательные гидрологические описания, уточняются намеченные схемы мо ст ов, подходов к н им и регуляционн ых соор ужений.

Наземные рекогносцировочные обследо в ани я малых и средних в одосбо ров осуществляют для уточ нен ия объе мов работ по сооруж ен ию малых мостов и т руб т олько на особо сложны х пе ре ходах и на характерных («эта лон ны х») участ ках. При о собой необ ходимост и вып олн яется нивелировка т иповых сечений , уклонов водотоков у сооружени й, уровней прошедших паводк ов по пр из накам на местност и.

П ри н аземны х рекогно сци ров очны х обсле довани ях слож ных больших мостовых перех одов выбирается на местн ости и р азбив ает ся расч етны й м орф оств ор, устанавлива ется гориз онт высокой во ды по следам паводков или опрос ам старож илов, ниве лируе тся уклон вод ной поверхности на дату обс ледования (или уклон пов ерхности льда в зимний п ериод), визуально опреде ляют ся грун товые хара ктерис тики р ус ла и оц ениваю тся коэффицие нты шероховатости.

В результате провед ен ия наз емн ых обследований больш их м ос товых переходов уточняются мате риа лы аэровизуа льн ых обс ледовани й и гидрологичес кие характери стики перес ек аемых водот оков.

К АМ ЕРАЛЬНЫЙ (О БОСН ОВЫВАЮЩИЙ) ПЕРИОД

В ка м еральный период в ыполня ются с ле дующ ие работы :

- обо сн ов ываютс я предварительные гидроме тео рологич ес кие зав исимос ти для рас чет а мак сим альн ых рас ходов воды з адан ной В П;

- опред е ля ютс я исходные морф оме трически е и гидрологические характе ри ст ики на х аракт ерных («эт алонных») учас тках т рас сы, больш их и особо сложн ых мос тов ых пере ходах;

- прои з водя тся гидрол ог ическ ие и гид рав лические расчет ы для опреде ления раз меров водопропус кн ых с ооруже ний на «эт алонных» участ ках.

- производятся п ред варительные рас четы отверстий и глубин заложения о пор мост ов на бол ьш их и ос об о с лож ных мостовых переходах.

В результате изучения, анализа и обобщения мат ериалов, полученных в подготовительный и полев ой пе риоды, должно быть дано о босн ован ие предв арит ельны х гид ро мет ео рол огических зависимостей для расчета максимальных расходов по району изысканий.

Установление расчетных за в исимостей ос ущ еств ля ется по ук рупненным данным ме тодами географической инт ерполяци и или экстраполяции с прив ле чение м сведений о метеорологической и синоптической о бстановке и с уче том других природн ых факторов. Дл я пред ва рите льны х рас четов , ра сходов следует использ овать приб лиженн ый м етод СДП-ЦН ИИ С, из ложе нн ый в «Руководст ве по гидравличе ским рас че там малы х и скусс твенны х с ооруже ний» ЦНИИ С-Главтранс проекта, а такж е другие реги ональны е обобщения (при дост аточной их обос нов анн ости). Для этой це ли может быт ь рек омен дован а работ а (2), в которой обобще ны на иболее известные региональные методы расчета дожде вого стока .

Для предвари т ельного рас чет а от верс тий водопропускных сооружен ий на «эт алонн ых» участ ках и больш их мост ов опре деляют ся сле дующ ие морфо логические и гидрол огичес кие харак теристики: площадь и ф орма водосборного бассе йна, дли на и уклон главного лога или русла, с тепень заболоченности и зал есенности, наличие искусственной зарегулированности водос боров и т .п.

Ха р актерис тики, перечис ленные выше, определяют по к артог рафически м или аэ роф отосъ емочным ма териалам, а при и х от сут ствии по материал ам аэровиз уал ьн ого или н аземн ого об следова ния.

О пределение максимальных расходов на водот оках п роиз водитс я по ус та новлен ным регион ал ьн ым з ависи мост ям. Расчеты аккум уляции в оды произ водятся с учетом рельеф а ме ст ности , усл овий снегозаносимости и н аличи я ос обых условий по укру пне нным показателя м.

К о лич ество м алы х мос тов и труб и вели чи ны их отверстий устанавлив аются исходя из к оли чес тва и размеров водоп ропускных сооружений, приходя щихся на один ки ломет р «эт алонн ого» уч астка , и распростран яются зат ем по групп овым призн акам на все пр отяжение дороги (включая конкурирующие варианты).

В р ез ультате в ыполн енных полевых обследов ан ий существующих водопропускных сооружений долж на быть сос тавлена полевая сводная ведомость с указ ан ием ме ст ополож ен ия обследованных соо руж ений, их количества и основны х расчетных характеристик .

О п ред еление гл уб ин размывов производится по упрощ енны м эмпирическим форм ула м в з авис имости от величины расчетного ра схо да и типа р ус ловых отложе ний.

Окончательная корректировка величин отверстий больших мостов производится путем ут очнен ия конструктивной схемы моста по конфигурации живого сечения в створе мостового перехода, которая устанавливается по картографическому материалу или данным аэрофотосъемки, а уточняется при аэровиз уальн ом или выбороч ном н аземн ом обследован ии.

В р езу льтат е работ сост авляетс я об осн овывающ ая пояснит ельная записк а по клим ату, гидрологичес ки м условиям пр ол егани я т рассы и режиму пересек аемы х рек, а также по резу льт атам полевых обсле дований и гидравл ико-гидрологическим расчетам.

К пояснительной записке прилагаются:

- таблицы с наиболее важными климатическими показателями ;

- р ас чет ные максимальные рас ходы, получаемы е приближенными методами;

- живые сечения крупных рек с нанесением расчетных УВВ (составляются только для малоизученных рек, н а кот орых производились, по заданию заказчика, соответствующие натурные измерения);

- сх емы существующих больш их мостов, полученные в организациях службы э кспл уат ации дорог;

- расчеты отверстий больших мостовых переходов;

- сводная ведомость расчетных данных по водопропускным сооружениям .

В особо сложных случаях итоговые результаты гид ромет еорологических изысканий на стадии ТЭО из лагают ся в гид рологическом отчете, где указ ывают с ос тав и пе речень исходны х данн ых, п роиз веденны х полевых обследований и вы полнен ных расчет ов.

Г и дрометеорологические работы по раз работке ТЭ О больших и особ о сл ожных мост овых переходов (как самостоятельных, так и в ходящи х в с ост ав дороги н ового н ап равлени я) расс мат риваются ниже.

3. ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ БОЛЬШИХ И ОСОБ О СЛОЖНЫХ ТИТУЛЬНЫХ МОСТ ОВЫ Х ПЕРЕХОДОВ

ПОДГ ОТ ОВИТЕЛЬНЫЙ П ЕРИОД

В состав работ подготовительного п е риода вх одят :

- сбор, сист е матизация и из уч ение исх одных материалов;

- о б работка материалов многолетних наблюден ий по п унктам, н аиболее близк о располож енных к переходу и име ющих ре презентат ивные н аблюдения за режим ом рек;

- участие в ка м еральном трассир овании конку рентно-способных ва риан тов;

- определение зоны э кономическ и оправдываемых вариантов т ра ссы пере хода;

- выявление н е обходимости проведения того или ин ого вида по левых работ и их объемов;

- в ыявле ние работ по с пециальн ым программам или экспериментальному м оделиров анию для особо сложн ых мостов ых пе реходов.

В подго т ови тельны й период должны быть нач ат ы сбор и изуч ен ие материалов , характериз ующ их геоморфологию речн ых долин, орогидрографию , историю ф ормирования рельефа реч ной долины, гидро логию, климатологию и мете орологию район а изы сканий мос тового пе реход а.

П одлеж ат сбору сведения о выд ающи хся наводнениях прош лы х лет, о наличии, ме стоположен ии и количестве с ущ ествующи х водопроп ускны х и други х соо ружен ий, сроках и х эк сплуатации, дефо рм ациях сооруж ений п ерехода, о с ети станций и постов гидрометеорологических наблюдений , о с удоходстве и сплаве на из уча емы х река х.

Сбору и ан ализ у подлежат рез ульта ты наблюден ий максимальных годовых и ежедневных расходов и уровней воды, натурные измерения скоростей течения, уклонов водной поверхности, глубина воды и другие гидрометрические характеристики, данные об осадках за различные интервалы времени , а также проектные раз рабо тки преж них лет.

ПО Л ЕВОЙ ПЕРИОД

При н еобходим ос ти п олевых работ в состав работ поле вого пе риода входят :

- а э ровиз уальное или наз емное ре когно сцировочное обследование района пе ре хода;

- участи е в выборе и укладк е трассы больших м остовы х переходов;

- работы по пром е ру глубин и определ ению отметок уровней п рошлых паводков в створе м оста;

- гидрологическое обсл е дование по вариан там трассы и перехода после пролож ения те одолитн ого хода;

- оценка нео б ходимости разбивки расче тного морфо створа, а такж е выбор местоположения м орф оствора в случае его надобн ости;

- гидрологич е ские работы на н ам ече нном м орф оств оре.

В результате аэровизуальн ы х или наз ем ных рек огн осцировочн ых обследован ий должны быть наме че ны для подробн ой наземной проработ ки конкурентоспособны е вариан ты мест пересече ний больших водотоков, а также произве дены обсле дован ия по уточнен ию нечетко выраженны х на карт ографиче ских материалах и аэрофотоснимках водоразде лов и других слож ны х мест: пе реливов воды из басс ейна в бассейн ы, би фуркаций русел, характе ра марей, болот, зал есенности, наличи е и мес тоположени е нале дей, и скусствен ного ороше ния кон ус ов вы носа и т.п.

Р ез ульта ты аэровизуальных или назе мны х ре когнос цировочных обсл едован ий долж ны быть нанесе ны на соответст вующий карт огра фи ческий мате риал.

В ариан ты трассы бол ьших мост овы х пе реходов намечают с уче том общего н аправления доро ги, топографич ески х, инжене рно- геологиче ски х, гидрологиче ских усл ови й, а также ус ловий судоходств а и сплава, нале део бразовани й и др. я влений.

Гидрологическ ие обсле дован ия больших водо токов производят как наз емным и, так и аэрогидрометрически ми мет од ами, прим енения кот орых за висит от сроков работ, режима реки, гидрологических особенн осте й и отдаленн ости района из ыскан ий, а также от т ехнической оснащ енности из ыс кательск их подраз делений и принятой технологии и мет одологии этих работ.

Н ез ави симо от сл ожн ости перехода и сте пени изучен ности гидрологиче ские работы на стадии ТЭО следует выполнят ь в виде морф ометрически х обследований или гид роморфометрически х обследований без произв одства нат урных наблю ден ий з а п роходом пав одков.

Пр и производст ве ги дрологиче ск их обследований больш их водот оков выполняют следующие работ ы:

- в ы бор и разбивк у расчет ного морфо створа с определ ением морфологических характе ристик;

- ус т ановления от меток УВ В по опросам ст арожил ов или следам п рошедших паводков ;

- определение продольного и поп е речн ого уклона реки;

- о п реде лени е толщин льда и установление размеров льдин и наледей;

- установлени е мест образования зат оров льда и карчей;

- с ъе мка ж ивых сечений русла по с твору перехода и вариантам (в пр еделах сос тавления продол ьного профил я) ;

- установ л ение мест деф ормаций берегов русла.

В н аиболе е сложных пере ходах в ус ловиях к райн ей недостаточ ност и исходных дан ны х и сте пени гидрологическ ой из ученнос ти, а также при изыс ка ниях по специальным прог раммам в доп олнен ие к на званны м выше вып олняют с ле дующие работы:

- уст рой ство уровенн ых и уклонны х пос тов;

- ежедневные н аб лю дения за изменениями ур овня воды в реке и уклонами водной поверхност и н а этих пост ах;

- контрольные измерения скоростей течения и расход ов;

- подводная съемка ру с ла рек и;

- промер толщин льда и установление размеров л ьдин и наледей;

- у с тановлен ие уровней высокого ледохода, подвижек льда;

- ра з мер и ин тенс ивност ь ледох ода и корчехода;

- прои з водство еже дневных наблюдений за колебани ями уровня воды в реке (с обработкой п олученн ых дан ных );

- определ е ние продольных и п оперечны х уклонов водной поверхности;

- по пл авк овы е наблюдени я скоростей и направлени й теч ения, наблю дения за трае кт ориями л ьдин, с удов, пл ото в и карч ей;

- измерение скорост е й течен ия воды в рек е по гид ростворам и вычисл ение из ме ренных рас ходов;

- подвод н ая съе мка русла;

- с оставление актов опросов старож илов о режиме реки.

Спо с обы производств а работ, выполняе мых при морфо мет рическом , г идроморф ометриче ском и гидрометрическом обсле дов ан ии, подробно освещ ены в «Наставлении по из ысканиям и проектирован ию ж ел езн одорожных и авто дорож ных м ос товых пе реходов через водоток и» ЦН ИИС - Гл автран спроект 1 972 г. (НИМП- 72) и выполняютс я в сокращен ном объеме, дос таточном для принятия технических решен ий.

В н е обходимых случая х производят кра тк осрочные ги дроме теорологические наблю де ния для связи и пос ле дующ его переноса все х не об ходимых исходн ых дан ных, с сущес твующих в одоме рн ых пос тов на расчетн ый ство р мостового перехо да. Сроки и продолжит ельн ость проведения гидроморфо метри чес ких работ могут быть отличн ыми от сроков ра бот по други м видам из ыскан ий и долж ны быть пред усмо трены программой работ.

Соста в работ при не обходи мос ти инженерно-гидрометеорологических обс ледова ний водоток ов в района х с ос обы ми природны ми условиями и недос тат очно й и х из ученн остью (сел и, к арст, наледеобра зован ие, приливы и отливы, сгонн о-наг онные и подпорн ые явлен ия и др.) следуе т опре дел ят ь по с пециальн ым программ ам прим ен ительно к ст адии и срока м проекти ров ания и разме рам объектов. Необходи мость т аких работ и их наиболе е целесообраз ная с та дийность должны б ыт ь уст ановлены на стадии ТЭО.

Срок и в ыполнени я этих изыскан ий определ яют в з авис имости от специфи ки район а и зыс кан ий и вида гидрометеорологи ческих работ в период, н аиболее благоприятный для полной харак тери стики изучаемых гидрометеорологических явлени й.

При этом следу е т имет ь в виду, чт о по резу льт ата м гидром ет еорологических об сле дован ий, проводимым по специальным п рограмма м, долж ны быть получены исходные данн ые, не обходимые дл я разработк и т ехн ич ес ких и рабоч их проектов больших мостовых переходов.

КАМЕРАЛЬНЫЙ (ОБОСНОВЫВАЮЩИЙ) ПЕ РИОД

В ка м еральн ый период выполн яют сл едующ ие работ ы:

- уча с тие в с ост авлении план ов и продол ьных профилей трассы мост овых пер еходов, а также раз работка типовых попе реч ных профилей;

- обработка ма те ри алов обследований больших пере ходов;

- обрабо т ка гидроме теорологич ес ких на блюд ений;

- камераль н ые обработки мат ериалов ги дрометеорологических изыск аний, произ веденн ых по специальн ым программам;

- гидр а вл ико- гидрологические рас четы малых водопропус кных сооруже ни й на п одходах;

- г ид рологичес кие рас четы мостовых пере ходов;

- г и дравличес ки е и руслов ые расчет ы мостовы х пер еходов;

- расчеты при проектиро ва нии земляного полотн а подходов;

- со ст ав ление отчета по из ыскан иям и обосн ов аниям;

- составление пояснительной зап и ски и отчетный т ом ТЭО (в особо сложны х случаях).

При обрабо т ке материалов гид рологиче ских обсле дов ани й больших в одотоков в за вис имости от слож ности объ екта могут выполн ятьс я следующ ие работы:

- построены расч е тные морфостворы ;

- у с тановлены отм етк и х арактерных уровне й воды паводков з а разные годы н а створе пе рехода;

- построен продольный профил ь реки и оп ределены расчетные уклоны водн ой поверхн ости;

- прои з веден ы м орф ометрич еские расч еты расходов по задан ным уровням и построены осн овные морфометрически е з ависи мости;

- ус т ановлен ы расчетные ха рактерист ики ле дового реж има ;

- определены основные г и дрографичес ки е характ еристики (площ адь бассейн а, д лин а реки, уклон реки, залесенн ос ть, з аболочен нос ть и т.п.);

- гидролог и ческие рас четы с определен ием величин расчетны х расходов и горизонтов воды требуемой ВП.

Гидрологические ра с четы мостовых переходов могут предус матривать сл едующие работы:

- определение макс и мальных рас ходов и уровн ей з аданн ой ВП ;

- морф о метрически е рас четы с цель ю определен ия распредел ени я расхода между рус лом и поймами и оцен ки рас четных с коростей течен ия;

- ус тановлен ие графиков связи с водпоста ми и пункт ами наблюдений;

- определ ен ие ха рак те рны х уровней воды;

- уста н овле ние характерист ик ледовых явлений;

- о п ределение длите льн ости подтопле ния подходов ;

- установление г идролог ическ их характ еристи к для це лей орган из ации строит ельст ва (см. ниже );

- опр е деление возвыше ни й низа пролетных с троений мостов ;

- расчет ы ве тровы х волн и минима льн о допус тимой отмет ки бровки з емляного полотна на подт опляемых участках;

- оценк а в одопропускной спос обност и сущес твующи х водопропускных со оружен ий;

- ра с четы гид рограф ов паводков и п ол овод ий;

- расче ты у ровн ей су доходст ва и л ес оспл ава;

- гидр ол оги чески е рас че ты пере ходов в ос обо сл ожных усл овия х (переменном подпоре, приливно-отливных явлениях, при слиянии двух рек , к ону сах выноса, блужд ающи х русел, селевых потоков и т.п.);

- ги д рологические расчеты для цел ей проектирования регуляционных и берегоукрепительных соо ружений , а так же подпорных стен.

В сос т ав гидравлических и русловых расчетов мостовых переходов в зависимости от конкретных условий проектирования могут входить следующие работы:

- установление отверстия моста и его расположения в поперечном сечении реки;

- р асчет и прогн ози рование русловых деформаций в районе мостовы х переходов;

- расчеты р а зм ыво в у опор м ост а;

- рас четы размыв ов у регуляцион ных и бе ре гоукрепительных соо ружен ий и подпорных стен.

Р асч еты п ри проекти ров ании подтопляемых насыпей подходов предусматривают:

- опред е лени е расч етных уровн ей максимального подтопления;

- оцен к а длительности подтопления;

- установление миним альн о- допусти мой вы сот ы насыпи;

- гидрологическое обоснование выбора типа укрепления подошвы и откосов насыпей ;

- установление уро в ней л ед оход а и карчехода и их воздействий на устойчивость отко сов;

- расчеты набега волны о т дин амичес кого воздейс твия речн ого потока;

- ру с ловые расчет ы размывов у п одошвы нас ыпей.

4. ОСОБЕННОСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ПРОКЛАДЫВАЕМЫХ ВДОЛЬ РЕЧНЫХ ДОЛИН.

В допол н ения к работам , рекоме ндуем ым в п. 2, нео бх одимо в подготовительн ый период с обрать сведения о пав одках на реке, вдоль которой прокладываетс я н овая дорога, а такж е о наличии н а реке на всем протяж ении дороги пунктов гид рометеорологических наблю дений, гидротехнических или других искус ственных сооружений. В этот же период необходимо на мет ить эталонные характерные участ ки подтопления дороги в н аи более стесненных местах речной долины.

В полево й период дополнительно к названным в п. 2 рекомендуется проведение наз емн ых рекогносцировочн ых обсле дований реки на характерных уча стках подтопления, в резу льтате которых окончательн о устанавливают ся гран ицы, протяж енн ость и количество учас тков дороги с один аков ыми условиями подтопления и производятся наземные морф ометри чески е обследования п опе речных створов реки (не менее одного на каждый характерн ый участок). В составе работ по морф омет ри ческому обследов анию т аких характерных створов должны быть предусм отрены: 1 - определе ние конфи гурац ии поперечного сечения реки; 2 - оценка уровн ей подтоплени я по следам паводко в или опросам старожилов; 3 - определение п родольного и поперечного уклонов реки; 4 - визуальная характеристика грунтов, с лагающих верхний перемы ваемый с лой рус ла; 5 - сбор данных на п ун ктах гидрометеороло гичес ких наблюдений.

В камераль ны й (обосновывающий) пе риод в соответствии с выполне нн ым и подготов ительным и и полевыми ра бота ми пр оизв одитс я: 1 - определение рас че тны х расходо в, уровн ей и скоростей течен ия воды н а э та лонн ых с творах; 2 - устан овлен ие характе рных поперечных сечений земл яного полотна на эталон ных уча стках; 3 - установление типов и конс трукц ий укреп лений п одтоп ляемы х о ткосов и схемы рег улирования ре чн ого потока на эталонных участках.

5 . ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗ ЫС КАНИЯ ПРИ РЕКОНСТ РУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

В подгото в ительный период должны быть получены и проанализированы материалы проектирования, на основе которого построены подлежащие реконструированию водопропускные сооружения . При отсутствии или недостаточности таких материалов должны быть намечены эт алонные участки дорог и наиболее крупные мостовые переходы, которые нео бходимо обследовать, с целью установления достаточности отверстий этих сооружений и других конструктивных элементов дороги, подлежащих гидрометеорологическому обоснованию: земляное полотно, водоотводные сооружения, укрепительные и регуляционные сооружения.

П ри значительном изменении парамет ров водопропускных сооружений и категории дороги и невозможности использования опыта работы построенных с ооруже ни й может оказаться необходимым получение более подробных исходных данных по гидрометеорологии района проложения трассы .

Состав работ подготовительного периода должен пр едусм атривать миним ум работ подготовительного периода, предусмотренного в п. 3, как для дорог нового направления.

При ре конст рукции построенных дорог в полевой период должн ы быт ь выполнены следующие работы:

- в ы борочн ое и ли сплошное визуальное обследование построенных водоп ропускны х с ооружени й;

- выявление достаточности отверстий сооруже н ий , укреплений входных и выходных русел на всей дороге или эталонных участка х;

- наличие изменений в хозяйственной деятел ьн ости на пе ресека емых в одосборах и уст ан овлен ие влия ния ис кусст венн ого ре гули рования н а мак симальн ые рас ходы;

- определе н ие пот ребного к оличес тва малых и сре дних мо ст ов и малых вод опропускны х сооружен ий.

При обрабо т ке данных поле вых обсле довани й водопропу ск ны х сооружений на сущ ествующи х дорогах долж ны быть получ ены следующ ие м ат ериалы:

- со с тавлен ы схемы реконструированных мостов;

- по ст роены продольные про фили пойменных подх одов ;

- определены максималь н ые рас ходы и горизонты выс окой в оды;

- о п ределен ы отверстия с ооружений, их кол ичес тво и про пуск ная способность;

- объемы рабо т по укреплени ям подтопляемых насыпей и регуляционных с ооружений.

6. ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ ДЛЯ СООБРАЖЕНИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СОСТАВЛЕНИЯ СМЕТЫ

З ад ачей из ыс каний являе тся выявление ме стных условий и сбор дан ных, н еобходимых для решения вопросов орга низ ации строительства: - с хемы организ ации строительства, выбор наи более целе сообразн ых способов произ водства работ, размещения производствен ных баз , с набжения строи тел ьны ми м атериа лами, де талями, конс трукциями, с хем тра нспортировки мате ри алов и др.

Дл я этой цели в процесс е из ысканий необх одим о выявит ь и об осн овать :

- наиболее целесообра з ное с точ ки зрения паво дковог о подт опл ения раз мещ ение с тройплощадок и временных сооружений ;

- ра с положение карьеров дорожно-строительных материалов в русл ах рек вблиз и м остовы х пе реходов, а также малых искусственных с ооружений;

- рабочие уров н и подт оп ления при с ооружении мос тов и регул яционных с ооруж ений;

- периоды наиболее благоприятного веде н ия работ ;

- во з можн ос ти применении г идромеханиз иров анного способа в оз веден ия подходов к мостам, а также обес печить получени е н еобходимы х гидромете орологиче ских харак теристи к речного потока;

- выбор и н азн аче ние времен ных типов укреплен ий и методов водоборьбы в межс троите льный сезон;

- м е ста ра спол ож ени я вод оза борных сооруж ений для обеспечения потребн остей ст роительства техн ическ ой и пит ьевой вод ой;

- обесп еч ение вод оотвода поверхн остн ых вод при возведении з емлян ого полотна и дорожн ой одежды.

7. СОСТАВ РАЗДЕЛОВ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ (ТЭО), ПОДЛЕЖАЩИХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИМ ОБОСНОВАНИЯМ

Гид ром етеороло ги че ск ому об основанию должны подл ежат ь сле дующ ие ос новные раз дел ы в с ост аве ТЭО:

а) исх одны е положени я;

б) харак т еристик а природн ых ус ловий строительс тва и эксплуатации;

в ) возм ожн ые ист очн ики обе спечен ия объект а строит ел ьн ыми материалами, кон ст рукци ями, электроэн ергией и водой. Возм ожности организ ации произ водст венной базы строител ьства;

г ) о боснование напра вления ав томобильной дороги в од оп ро пускны х с ооружений или титульного мостового перехода и разме щен ие водопропускны х сооруж ений;

д ) осн овные те хн иче ские решения по п роектированию и строите льств у объек та;

е ) о сн овные решения по тра нспортной схеме снабжени я, созданию производственной баз ы и организа ции строительства;

ж) выводы и пр е длож ения.

8. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ТЭО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ

а ) исходные по лож ен ия

В этом разделе должно быть отражено:

- кр а ткое опи сан ие г идр оме теоро лог ическ их условий и режима пересекаемых рек в районе изысканий и проложения дороги;

- гидроме те оро логи ческая хара кте ристи ка современного состояния проезда автотрансп орта по направлению к проектируемой и сущ еств ующих до рог и наиболее с лож ны х мостовых переходов;

- сведе ни я о с роках и с ос тав е выполн ен ных гидроме теорол оги ческих из ыска ний или ра бот для Т ЭО.

б) хара кт ери стик а природн ых ус ловий строительств а и эксплуатации

В разделе дол ж ны быть приведены сведения о гидрометеорологических ф акт орах (клим ат ических , гидрологических, гидрографических), оказывающих существенное влияние на условия строит ельс тва и экспл уатаци и авт омоб ильной дороги .

в ) возможные источники обеспечения объекта строительными материалами, конструкциями, электроэнергией и водой. Возможности орган иза ции производственной базы с троител ьства .

В р аз деле должны быть соображения:

- о размещении месторождений и карьеров дорожно-строительных материалов, исходя из гидрологических условий, необходимости охр ан ы водны х рес урсов и окружающей среды, обеспечен ия су дох одн ого фарватера.

- о возможности размещения месторождений и карьеров, ис ходя из обеспе чения сохранности регуляционных сооружений , пойменн ых насыпей, опор мос тов, подм ос товых к онусов и близлежащих гидротехнических, мелиоративных, транспортных и д руги х пост рое нн ых сооруже ний .

- данн ые о возм ожны х источниках обеспечения строительства водой из отк рыты х поверхностных источников (рек, озер, водохранилищ) режиме пополнения водой этих исто чников и ме рах п о их сохранен ию в надлежащем виде для наро дн ого хозяйства.

- д анные по целесообразному размещению новы х производственных предприятий строительства подъездных путей, прирельсовых баз в зоне п аводочно го подтопления пересекаемыми водотоками и обеспечению поверхностн ог о водоотвода с их те ррит ории и прилагающ ей ме стн ости.

г ) об основание направлений автомобильной дороги.

В ра з деле дол жн ы б ыт ь мате ри ал ы:

- по прорабо т ке вари ант ов трассы автомобильной дороги и под ъез дов с учет ом гид рометеорологич ес ких условий район а из ыскан ий;

- оце нк а опти мал ьных гидром ете орол оги ческ их у сл ови й и выбор наибол ее целесообразн ого вариант а;

- харак те рис тика п рол ожения т рассы до роги с точки з рен ия соблю дения де йств ующего закон одат ельст ва СС СР и с оюз ных республик об использован ии в одных ресурсов и охран е природы;

- свед е ния о предварительн ом согласовании н аправления а втом обильн ой дороги с з аинт ерес ованн ым и Минист ерст ва ми и ведомс твами .

д) о с новные те хн ические реш ения по проектированию и строительств у об ъекта.

В разделе д олжны быт ь следующие мат ериалы:

- к р ат кое списание гидромет еорологических условий проложения трас сы дороги по рекомендуемому варианту;

- норма т ивы расчетной ве роятн ости превышения ;

- к атегори я пересекае мых рек по условиям судоходст ва;

- кр ат кое ги дромете орол ог иче ское обоснование осн овных п роектны х реше ний по землян ому п олотн у, д орож ной одеж де, и скус ст вен ным (водоп роп ускные, водоотводны е и водосбросные) и специальны м инженерным сооружен ия м, выполн ен ное на основе произведенных гидр ол огических и гидравличе ских рас чет ов.

е) основные решения по тр ансп ортной схеме сн абж ен ия, созданию производственной базы, технологии и организации строительства.

Для при нятия решени я по очередн ости и приме рных сроках строительства н ео бходим о обоснование внутригодового распределения стока в районе изысканий. Та кие же материалы необходимы и для подготовки рекомендаций по общей схеме организации строительства и размещению производственной базы .

ж ) Выводы и предложения.

На о сн ове п роиз веденн ых гидромет еорол огически х расчет ов и обоснован ий дол жн ы быт ь предст авлен ы н а утве рж дени е: расчет ная ве роят ность превышения паводков дл я иск усственн ых сооружени й и на п одтопля емых уч аст ках; рациональные т ипы искусственн ых сооруж ен ий и типы укрепл ений подтопляе мых откосов; рекомендации дл я дал ьнейш их стади й проекти ровани я; рекомен дации п о проведен ию науч но-и сследов атель ских работ для ис польз ования их рез ул ьтатов в проектах , когда прин имаемые в ТЭО решения требую т их выполнения .

9. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ТЭО РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ

Содержан и е раз делов техни ко-э кон омич еск ог о обосновани я ре конст рукции автомобильн ой дороги, в основном , с овпадает с содержани ем раз делов ТЭО строитель ства н ов ой автом обильной дороги (см. р аз дел 8).

Д опол нительно должны быть пре дст авлены:

- ги д равлик о- гид ром етеорологическая характерис тика техник о-эксплуатационного состояния существующей дороги и искусствен ных сооружени й и осн овн ых показателей их работ ы по пропус ку паводков и обе спе чения пове рхнос тного водоотвода.

- гидромет е орологичес ка я характе рист ика вари ант а ре конструкци и дороги по сущ ес твующ ему направле нию.

10. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ТЭО СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА, ПОДЛЕЖАЩИХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ

Содержание р аз дел ов ТЭО с троите льс тва мостового перехода совпа дае т с с одержа нием разд елов ТЭО строительства новой автомобильн ой дороги (см. р азд. 8 ) и должн о быт ь исполь зов ано пр именител ьно к мос товому пере ходу.

Дополнительно дол ж ны быть об осн ова ни я габар ит ов мос та, ис ходя из условий с удохо дств а, ледохода, ка рч ехода русловых отложений и набега воды на опоры мостов .

Все рек оме ндуемые схемы мост ов должн ы име ть один ак овую зн ачимость гид рометеорологических обоснов ан ий и гид равлико-гид рологических характеристик.

11. РЕКОМЕНДУ ЕМАЯ Л ИТЕРАТ УРА

1. Наставление по изысканиям и проектированию железнодорожных и автодорожных мостовых переходов через водотоки: ЦНИИС - Главтранспроект. М., Транспорт, 1972. 279 с.

2. Перевозников Б.Ф. Расчеты максим аль ного ст ок а при проектировании дорожных со оружени й. М ., Транспо рт , 1 975. 3 04 с.

3. Рук оводство по гидравлическим расчетам малых искусственных сооружений. М., Т ранспорт, 1974. 296 с.

4. Переходы через водотоки п од ред. Бегама Л.Г. М ., Т ранспор т, 1973г. с. 456.

5. Указания по технико-экономическому обоснованию необходимости строительства и сравнению вариантов мостовых переходов и путепроводов (ВСН 34-6 7). М., Т рансп орт, 1968, 7 с.

6. Методические указания . Назначение возвышения низа пролетных строений мо ст ов на предгорны х реках. Союздорпроект, М., 19 75. 24 с.

7 . Методические указания по технологии изысканий железных и автомобильных дорог в труднодоступных и труднопроходимых районах Сибири и Дальнего Восток а. Союздорпроект, М., 1968 г. (машинопись).

8. Методические указания по инженерно-гидрометеорологическим изысканиям автомобильных дорог. Союздорпроект. М., 1 974 г. 2 78 с.

9. Указания о составе, порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) проектирования и строительства автомобильных дорог (проект). Союздорпроект. М. 1974 г. 22 с. Машинопись (перерабатывается).

10. Ук азания по инженерным изысканиям для внегородских автомобильных дорог общей сети СССР (первая р едакция ) проект . Союздо рпроект. М., 1968 г. 80 с.

1 1. У казан ия п о инженерным изысканиям для внегородских автомобильных дорог общей сети СССР (дополненная первая редак ци я) проект . Сою здо рпроект. М., 1 969 г. 113 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 1

1. Основные требования и положения . 1

2. Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства автомобильных дорог . 2

3. Гидрометеорологические изыскания больших и особо сложных титульных мостовых переходов . 5

4. Особенности гидрометеорологических обоснований строительства автомобильных дорог, прокладываемых вдоль речных долин. 9

5. Гидрометеорологические изыскания при реконструкции автомобильных дорог . 9

6. Гидрометеорологические изыскания для соображений по организации строительства и составления сметы .. 10

7. Состав разделов технико-экономических обоснований ( тэо), подлежащих гидрометеорологическим обоснованиям .. 10

8. Содержание основных разделов тэо проектирования и строительства новой автомобильной дороги, подлежащих гидрометеорологическому обоснованию .. 11

9. Содержание разделов тэо реконструкции автомобильной дороги, подлежащих гидрометеорологическому обоснованию .. 12

10. Содержание разделов тэо строительства мостового перехода, подлежащих гидрометеорологическому обоснованию .. 12

11. Рекомендуемая литература . 13