Методические рекомендации Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий на дорогах в нефтепромысловых заболоченных районах Западной Сибири

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРО Ж НЫЙ
НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

С ОЮЗДО РН ИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ АСФА Л ЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
НА ДОРОГАХ В НЕФТЕПРОМЫСЛОВЫХ
ЗАБОЛОЧЕННЫХ РАЙОНАХ
ЗАПАДН ОЙ СИБИРИ

Утверждены заместителем директора

Союздорнии по научной работ е

канд . те хн. наук Б.С. М арышев ым

Одобрены Главным техническим управлен и ем

Ми нт рансстро я

МОСКВА 1983

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ НА ДОРОГА Х В НЕФТЕПРОМЫСЛОВЫХ ЗАБОЛОЧЕННЫХ РАЙОНАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ. Союздорнии. М ., 1983 .

Настоящими «Методическими рекомендациями» следует руководствоваться при строительстве асфальтобетонных покрытий на дорогах в заболоченных нефтепромысловых районах Западной Сибир и .

Предусмотрено устройство асфальтобетонных покрытий как на вновь строящихся дорогах, так и при ремонте существующих сборных покрытий из железобетонных плит.

Рекомендуются для условий заболоченных районов несколько типов конструкций дорожных одежд, в которых асфа ль тобетонное покрытие устраивается на основаниях из укрепленной гравийно-п есчано й смеси, и з щебня, цементогрунта и т.д., при этом минимально допустимая толщина асфальтобетонного покрытия на жестком основании должна быть не менее 10 - 18 см (в зависимости от категории дороги) во избежание образования трещин.

Для устройства верхних слое в покрытий рекоме ндуется использовать плотный мелко- и среднезернис тый асфальтобетон с содержанием щебня (гравия) от 35 до 65 %, а для нижних слоев - пористый и высокопористый асфальтобетон с содержанием щебня (гравия) от 50 до 80 %.

Допускается использование в асфальтобетоне мелких песков с модулем крупности не менее 0 ,6 и гравийно-песчаны х смесей.

Показано, что покрытия из горячих смесей устраивают при температуре в оздуха весной и летом не ниже 5 °С , а о сенью - не ниже 10 °С ; из тёпл ых смес ей - не ниже минус 10 °С.

Приводится технологическая по сл едовательность устройства дорожной одежды на дорогах, расположенны х на болотах, в случае невозможности устройства объездов. При проведении ремонта сборного покрытия из железобетонных плит производят очистку их поверхности и ремонт разрушений, после чего укл ады вают асфальтобетонную смесь.

Указаны режимы уплотнения асфальтобетона и минимально допустимые температуры уплотнения.

Табл. 5 , рис. 1 .

ПРЕДИСЛОВИЕ

Интенсивное освоение нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири требует строит ель ства широкой сети автомобильных дорог в весьма тяжелых грунтово-гидрологи ческих условиях, связанных со значительной заболоченностью территории указанного района. С начала освоения нефтеносных месторождений в районах Тюменской обл. по настоящее время применяют дорожную одежду с покрытием из плит П АГ-14 независимо от категории дороги и ее грузонап ряженности (в различные периоды освоения). Недостаточный объ ем выпуска желез обетонных плит при увеличивающ емся с каждым годом объеме дорожного строительства, а также в ряде случаев технически и экономически нео боснованное применение дорожных одежд с плитами ПАГ-14 обусловили необходимость применения дорожных одежд и нежесткого типа, в том числе с асфальтобетонными покрытиями.

В Методических рекомендациях по устройству асфальтобетонных покрытий на дорогах в нефтепромысловых заболоченных районах Западной Сибири приведен ы варианты дорожных одежд на различных конструкциях земляного полотна и технология их устройства, а также технология приготовления, укладки и уплотнения асфальтобетонных смесей.

Настоящие «Методические рекомендаци и» составлены на основе лабораторных исследований и обобщения имеющегося опыта строительства асфальтобетон ных покрытий в аналогичных климатических условиях и предназначены для широкой опытно- производственной проверки.

Устройство дорожных одежд с асф ал ьтобетонны ми покрытиями на нефтепромысловых дорогах в заболоченны х районах Запад ной Сибири позволяет:

получить существенный экономический эффект по строительной стоимости (до 30 - 100 ты с. руб./ км) за счет замены дорогостоящих железобетонных плит ПАГ-14;

увеличит ь объем строительства дорог в нефтепромы словы х районах за счет многократного использования железобетонных плит ПАГ-14 ;

привести в надлежащее эксплуатационное состояние дорожные одежды со сборным покрытием из железобетонных плит.

«Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий на дорогах в нефтепромысло вых заболоченных районах Западной Сибири» (для опытно-производственной проверки) составили канд. техн. н аук А. С. Баранков ский, инж. О. Г. Бабак (Омский филиал Сою здо рнии), канд. техн. наук В.Н . Шест аков (СибАДИ) с использованием материалов канд. техн. наук А.Н . Шестакова (СибАДИ), канд. техн. наук И.А. Плотниковой, ст. нау ч. с отр. М.Б. С окал ьской.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 .1 . «Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий на дорогах в нефтепромысловых заболоченных районах Западной Сибири» разработаны в дополнение к действующим нормативно- техническим документам и предназначены для опы тно-производственной проверки при проектировании и строительстве асфальтобетонных покрытий нежестких дорожны х одежд, а также при ремонте существующ их одежд со сборным покрытием из железобетонных плит на автомобильных дорогах II , III , III -п, IV и IV -п категорий, устраиваемых как в обычных условиях, так и на заболоченных участках.

1 .2 . Надежность работы асфальтобетонных покрытий может быть гарантирована только при условии соблюдения технологии производства работ и требований к материалам в соответствии с нормативными док ументами (СН иП II -Д. 5 -72 , СНиП III - 40-78 , ВСН 26-80 , ВСН 184 -75 , СН 25 -74 , ВСН 93 -78 ), а также требований настоящих « Методических рекомендаций».

1 .3 . Расчет дорожных одежд, устроенных на конструкциях земляного полотна в обычных условиях и на болотах с полным вы торфовы ванием, производят в соответствии с требованиями ВСН 46 -82 , а дорожны х одежд, устроенных на всех типах конструкций земляного полотна с использованием торфяных грунтов, - по ВСН 26 -80 .

1 .4 . Дорожные одежды с асфальтобетон ны ми покрытиями в обычных условиях и на болотах с полным выторфовыванием можно устраивать сразу после завершения работ по возведению земляного полотна. Устройство дорожных одежд с асфаль тобетонными покрытиями на всех конструкциях земляного полотна с использ ование м торфяных грунтов разрешается производить только после стабилизации земляного полотна на 2-й стадии строительства и демонтажа неомоноличенны х железобетонных плит П АГ-14 .

2. КОНСТРУКЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С АСФАЛЬТОБЕТОННЫМ ПОКРЫТИЕМ

2 .1 . Предлагаются следующие основные типы кон струкц ий дорожных одежд с асфальтобетонным пок ры тием на дорогах в нефтепромысловых районах:

двухслойное асфальтобетонное покрытие на основ а нии из асфальтобетона или г равийно-песчаной смеси, укрепленной битумом, цементом, нефтью или комплекс ным вяжущим (цемент + нефт ь);

двухслойное асфальтобетонное покрытие на щебеночном основании (толщиной 10 - 12 см), уложенном по цементогрунту;

одно - и двухслойное асфальтобетонное покрытие на основании из гравийно-песчаной смеси или асфальтобетонных плит СибАДИ.

В случае капитального ремонта сборного покрыт ия из железобетонных плит ПАГ-14 допускается укладка на них асфальтобетона толщиной не менее 20 см.

2 .2 . Минимально допустимая толщина слоев асфальтобетона, укладываемых на верхний слой основания из материалов, укрепленных неорганическими вяжущими, во избежание появления «к опирующих» трещин на покры тии должна быть не менее 16 - 18 см для дорог II и III -п категорий и 10 - 14 см для дорог III и IV -п категорий.

3. ТРЕБОВАНИЯ К АСФАЛЬТОБЕТОНУ

3 .1. Вид смеси по крупности и зерновому состав у выбирают в зависимости от конструктивного слоя до рожной одежды, толщины слоя, категории дороги и наличия минеральных материалов.

3 .2 . Для верхнего слоя покрытия можно применять средне- и мелкозернистый плотный асфальтобетон с содержанием щебня (гравия) от 36 до 65 %.

Для устройства нижнего слоя покрытия и для оснований применяют крупно- и среднезернист ы й пористый и высокопористый асфальтобетон с содержанием щебня ( гравия) от 50 до 80 %.

3 .3 . Зерновые составы минеральной части асфальтобетонных смесей должны удовлетворять табл. 5 ГОСТ 9128 -76 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические усл овия», а при использовании мелких песков - требованиям табл. 1 настоящих «Методических рекомендаций».

3 .4 . Показатели физико- механических свойств плотных асфальтобетонов должны соответствовать требованиям табл. 7 ГОСТ 9128 -76 .

При использовании для приготовления асфаль то бетонных смесей мелких песков допускается увеличение показателя пористости минерального остова плотного асфаль тобетона до 20 % объема.

Для плотного асфальтобетона рекомендуется остаточная пористость не б олее 3 % объема.

3 .5 . Показатели физ ико-механических свойств по ристого асфальтобетона должны соответствовать требованиям табл. 9 ГОСТ 9128 -76 , вы сокоп ористо го - табл . 2 настоящих «Методических рекомендаций».


Таблица 1

Тип и назначение асфальтобетона

Содержание, %, зерен мине рального материала мельче, мм

Примерный расход битума, % массы минеральной части

40

20

15

10

5

2,5

1,25

0,63

0,315

0,14

0,071

Плотный для верхнего слоя покрытия

среднезернистый

95 - 100

78 - 85

60 - 70

35 - 50

28 - 50

22 - 50

18 - 50

14 - 28

8 - 15

4 - 10

5 ,5 - 6 ,5

95 - 100

85 - 91

70 - 80

50 - 65

40 - 65

34 - 65

27 - 65

20 - 40

14 - 23

6 - 12

5 ,5 - 7 ,5

мелкозернистый

95 - 100

63 - 75

35 - 50

28 - 50

22 - 50

18 - 50

14 - 28

8 - 15

4 - 10

5 ,5 - 6 ,5

95 - 100

35 - 50

28 - 50

22 - 50

18 - 50

14 - 28

8 - 15

4 - 10

5 ,5 - 6 ,5

95 - 100

75 - 80

50 - 65

40 - 65

34 - 65

27 - 65

20 - 40

14 - 23

6 - 12

5 ,5 - 7 ,5

95 - 100

50 - 65

40 - 65

34 - 65

27 - 65

20 - 40

14 - 23

6 - 12

5 ,5 - 7 ,5

Пористый и высокопористый для нижнего слоя покрытия и основания

крупнозернис ты й

95 - 100

85 - 90

70 - 78

55 - 68

35 - 50

30 - 50

27 - 50

22 - 60

17 - 30

10 - 16

0 - 6

3 - 6 ,5

95 - 100

80 - 85

62 - 70

48 - 55

20 - 35

15 - 35

10 - 35

8 - 35

6 - 22

4 - 10

0 - 8

3 - 6 ,5

средн ез ернистый

95 - 100

75 - 82

55 - 68

35 - 50

30 - 50

27 - 50

22 - 50

17 - 30

10 - 16

0 - 6

3 ,5 - 6 ,5

95 - 100

68 - 75

48 - 55

20 - 35

15 - 35

10 - 35

8 - 35

6 - 22

4 - 10

0 - 8

3 ,5 - 6 ,5


3 .6 . Для приготовлен ия асфальтобетонных смесей рекомендуется использовать нефтяные дорожные битумы марок БНД 90 /130 , БН 90 /130, БНД 130 /200 , БН 130 /200 , отвечающие требованиям ГОСТ 22245-76 «Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия».

3 .7 . Для повышения коррозионной стойкости асфальтобетона рекомендуется применять добавки ПАВ преимущественно катионного ти па, которые можно вводить как в битум, так и на поверхность минеральны х материалов.

Табл и ца 2

Наименование показателей

Значение показателей

Пористость минерального остова, % объема , не более

22

Остаточная пористость, % объема

10 - 14

Водо насы щен ие, % объ ема

8 - 14

Набухание, % объема, не более

2

Пре д ел прочности при сжатии при 20 °С , МП а ( кгс/см2), не менее

1 ,2 (12 )

При использовании ПА В рекомендуется руководствоваться указаниями «Методических рекомендаций по применению катионного поверхностно-активного вещества Б П-3 при устройстве асфальтобетонных покрытий» (Союздорнии. М., 1978 ) и « Методических рекомендаций по применению катионного ПАВ - коллектора АНП-2 при строительстве асфальтобетонных покрытий» (С оюздорнии. М., 1979 ).

3 .8 . Для приготовления асфальтобетонных смесей допускается применение песков с модулем крупности не менее 0 ,6 .

Содержание зерен мельче 0 ,315 мм в песке должно быть не более 85 % массы, а пы леваты х и глинисты х частиц, определяемых методом отмучивания, не должно превышать 5 %.

Наличи е комков глины в песке не допускается.

3 .9 . Для обогащения мелких песков рекомендуется применять отсевы дробления каменных материалов или отходы от обогащения асбеста.

3 .10 . Щебень и гравий, применяемый для приготовления асфальтобетонных смесей для верхнего слоя покрытия, должны отвечать требованиям табл. 3 и 13, н ижнего слоя покрытия и основания, - табл. 12 ГОСТ 9128 -76 .

Для приготовления асфальтобетонных смесей всех марок рекомендуется использовать щебень из отходов горнорудных предприятий Урала и рядовые отходы асбестов ы х обогатительных фабрик.

3 .11 . Для устройства верхнего слоя асфальтобетон ного покрытия на дорогах III , IV и IV -п категорий, а также для нижнего слоя асфальтобетонного покрытия и основания на дорогах всех категорий допускается использование природных гравийно-песчаны х смесей и гравийных смесей, если показатели свойств зерен мельче 5 мм (песка) соответствуют требованиям п. 3.8, а зерен крупнее 5 мм (гравия) - требованиям п. 3.10 настоящ их «Методических рекомендаций».

3 .12 . Для приготовления асфальтобетонных смесей I - II марок следует применять активированные (преимущественно), а также неактивированные минерал ьные порошки, отвечающие требованиям ГОСТ 16557-78 «Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Т ех нические условия».

Для приготовления асфальтобетонных смесей III - IV марок допускается использование в качестве минерального порошка отходов обогащения асбеста, отсевов д робления, пылевидных отходов промышленности, отвечающих требованиям табл. 15 ГОСТ 9128-76 .

4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

4 .1 . Производственные базы по выпуску асфальтобетонных смесей следует размещать н а таком расст оянии от места строительства, чтобы обеспечить д оставку смесей с минимально допустимой для укладки температур ой.

4 .2 . Для приготовления асфальтобетонных смесей используют смесители принудительного действия.

4 .3 . Производительность АБЗ должна обеспеч ить бесперебо йную работу асфальтоукладчика при его максимальной производительности.

4 .4 . Если в состав асфальтобетонной смеси входит (наряду с песком) отсев дробления или другой материал с наибольшей крупностью зерен 5 мм, след ует обеспечивать предварительную объемную дозировку этих материалов при поступлении их на транспортер . Это достигается регулированием щели б ункера-дозатора, установленного над транспортером.

4.5 . Песок низкой влажности при перемещении ег о по транспортерной ленте в сушильный барабан должен быть прикрыт остальными составляющими (щебнем, о тсевом). С этой целью бункер-дозатор песка следует располагать в ряду дозаторов остальных минеральны х материалов.

4 .6 . При использ овании песка повышенной влажности высушивание следует обеспечить уменьшением скорости подачи минерального материала в сушильный барабан, а не увеличением температуры.

4 .7 . Для приготовления асфа льтобетонных смесей в качестве вяжущего используют вязкие нефтяные битумы заводского изготовления. При отсутствии битума марок БНД 130 /200 или БН 130 /200 заводского изготовления его можно приготовить на АБЗ, разжижая вязкий битум различными разжижителями.

Таблица 3

Марка вяжущего

Температура нагрева, °С

вяжущего

каменных материалов

смеси при выходе из смесителя

БНД 90 /130

130 - 150

150 - 170

140 - 160

БНД 130 /200

110 - 130

130 - 150

120 - 140

4 .8 . Температурный режим приготовления асфальтобетонны х смесей должен соответствовать данным табл. 8.

5. УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ ИЗ АСФАЛЬТОБЕТОНА

5 .1 . Устройство покрытий из горячих асфальтобетонных смесей следует произв одить весной и ле том при температуре возд уха не ниже 5 °С, а осенью - не ниже 10 °С; из теплых асфальтобетонных смесей пр и температуре воздуха до минус 10 °С .

Для рассматриваемых районов продолжител ьность сезона строительства покрытий из горячих асфальтобетонных смесей составляет 50 - 80 рабочих дней, из теплых - 130 - 160 .

При устройстве покрытий при пониженных температурах следует руководствоваться указаниями п п . 5.124 - 5 .132 «Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий».

5 .2 . Укладку асфальтобетона производят, как пра вило, в два слоя: нижний - из крупнозернистого пористого или высокопористого асфальтобетона, верхний - из плотного средне- или мелкозернистого.

5 .3 . Если есть возможность перекрыть движен ие или устроить объезд, асфальтобетонные смеси целес ообразно укладывать двумя (одним) асфальтоукладчиками на всю ширину покрытия. В случае невоз можности устройства объезда смеси укладывают одним укладчиком поочередно каждую продольную смежную полосу.

5 .4 . Устройство дорожной одежды нежесткого типа на болотах и в случае невозможности устройства объезда осуществляется в технологической последовательности, показанной на рисунке (при ширине проезжей части 6 м) . При ширине проезжей части 8 м из технологической последовательности исключается перекладка плиты ПАГ-14 на обочину.

Такая технология производства работ допускается при интенсивности движения на дорогах с шириной проезжей части 6 м не более 500 авт./су т, а на дорогах с шириной проезжей части 8 м - не более 1000 авт./сут.

Технологическая последовательность устройства дорожной одежды нежесткого типа на болотах взамен сборного железобетонного покрытия:

1 - демонтаж неомоноличенны х плит на левой полосе и перекладка одной из них на обочину; 2 - устро йство основания из гравийно- песчаной смеси, укрепленной цеме нтом, на левой полосе; 3 - устро йство нижнего слоя асфа льто бетонного покрытия на левой полосе; 4 - ус тро йство верхнего слоя асфальтобетонного покрытия на левой полосе; 5 - д емонтаж неомоноличенных плит на правой полосе; 6 - устро йств о основани я из гравийно- песчаной смеси, укрепленной цементом, на правой полосе; 7 - устро йство нижнего слоя асфальтобетонного покры ти я на правой полосе; 8 - у стройство верхнего слоя асфальтобе тонного покрытия на правой полосе; 9 - устро йство обочин

При устройстве асфальтобетонного покрытия по одной полосе движения необходимо предусмотреть мероприятия по обеспечению безопасных условий работы:

установить в зоне строительства ( L зах н е свыше 500 м ) одностороннее регулируемое движение транспортных средств по противоположно й полосе движения;

ограничить скорость движения автотранс п орта до 20 км/ч.

5 .5 . Устройство асфальтобе тонного покрытия на основ ании, укрепленном цементом, производится чер ез 7 су т после устройства основания.

5 .6 . В случае проведения капитального ремо нта сборного покрытия из желез обетонных плит П АГ-14 перед укладкой асфальтобетонной смеси необходимо выполнить подготовительные работы: очистить поверхность сборного покрытия и устранить поверхност ны е разрушения в виде выбоин, выровнять уступы меж ду смежными плитами.

5 .7 . Очистку поверхности покрытия от пыли и грязи производят металлическими щетками при помощи машин КПМ -1 или КПМ -2 за 5 - 6 проходов по одному следу с пред варительным увлажнением. При ремонте мест разрушений (выбоин и раковин) целесообразно дополнительно осуществлять продувку сжатым воздухом.

5 .8 . Выбоины глубиной не менее 30 м м на плитах заделывают асфальтобетонной смесью с предварительной подгрунтовкой поверхности плит битумом марки БНД 60 /90 или БНД 90 /130 , разжиженным керосином (8 - 12 % по массе) или жидким битумом марки СГ 70 /130 в количестве соответственно 0 ,5 - 0 ,8 и 0 ,2 - 0 ,3 л/ м2 .

5 .9 . При устройстве объезда подгрунтовку целесообразно производить на всю ширину проезжей части. В случае невозможности устройства объез да подгрунтовку выполняют на ширину и длин у полосы асфальтобетона, укладываемого в смену.

5 .10 . Уступы между смежными плитами, превышающие 30 мм, выравнивают асфальтобетонной смесью: распределяют вручную или автогрейдером с последующим уплотнением легкими катками (массой 6 - 8 т) за 3 - 5 проходов по одному следу.

5 .11 . Для снижения интенсивности образования трещин на асфальтобетоне в местах расположения поперечных и продольных швов в сборном покрытии швы перед устройством нижнего слоя перекрывают нетканы м синтетическим материалом или сетками из стекловоло кна на ширину 1 м .

5 .12 . При устройстве покрытий толщиной до 20 см температура укладываемой асфальтобетонной смеси в зависимости от погодных условий и марки вяжуще го должна быть не ниже указанной в табл. 4, а время уплотнения асфальтобетонного слоя - не выше данны х табл. 5 настоящих «Методических рекомендац ий».

Таблица 4

Марка вяжущего

Толщина слоя, см

Температура асфальтобетонной смеси, °С, при температуре воздуха, °С

30

20

10

0

-5

-10

БНД 90 /130

5

115

120

125

135

135

145

-

-

-

10

105

110

115

120

125

135

130

-

140

-

140

-

БНД 130 /200

5

90

100

95

105

105

115

115

125

120

130

125

140

10

90

95

95

100

105

115

115

120

115

125

120

135

Примечание . Над чертой - при скорости ветр а до 6 м /с, под чертой - 6 - 13 м/с.

5 .13 . При уплотнении асфальтобетонной смеси общее количество проходов по одному следу легких (массой 6 - 8 т) моторных катков с гладкими вальцами должно составлять 2 - 4 , тяжелых (массой 10 - 18 т) - 15 - 18. П ри использовании катков на пневматических шинах (массой 15 - 30 т), которые целесообразно применять для уплотнен ия слоев толщиной 10 - 20 см, сначала производят предварительное уплотнение катком с гладкими вальцами (2 - 3 прохода) и затем катком на пневматических шинах (8 - 10 проходов), окончательное уплотнение тяжелым вальцовым катком (2 - 4 прохода) или вы пол няют уплотнение катком на пневматических шинах (10 - 12 проходов) и окончательное уплотнение тяжелы м вальцовым катком (2 - 4 прохода).

Таб лица 5

Марка вяжущего

Толщина слоя асфальтобетона, см

Время уплотнения асфальтобетонной смеси, мин, в зависимости от температуры воздуха, °С

30

20

10

0

-5

-10

БНД 90 /130

5

60

55

55

50

50

45

45

-

-

-

10

75

70

65

60

60

50

55

45

50

-

45

-

БНД 130 /200

5

65

60

60

55

55

50

50

45

45

-

-

10

90

75

80

70

70

55

60

50

55

45

50

-

Примечан ие . Над чертой - при скорости ветра до 6 м/с, под чертой - 6 - 13 м/с.

Скорость движения катков в начале уплотнен ия должна составлять 1 ,5 - 2 км/ч, а после 5 - 6 проходов ее нужно увеличивать для моторных катков с гладкими вальцами до 3 - 4 км/ч, для катков на пневматически х шинах - до 5 - 8 км/ч.

5 .14 . При уплотнении асфальтобетонной смеси вибрационным катком первые 2 - 3 прохода по одному следу выполняют с выключенным вибратором, а « последующ ие 3 - 4 прохода - с включенным. Окончательное уплотнение осуществляют тяжелым вальцовым катком за 6 - 10 проходов.

5 .15 . При уплотнении нижнего и верхнего слоев покрытия из асфальтобетонных смесей типа А и Б , а также при работе в весенний и осенний период ы года легкий каток целесообразно заменить тяжелым.

6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

6 .1. Высокое качество устройства конструктивны х слоев дорожной одежды может быть достигнуто при строгом соблюдении запроектированного состава и рекомендуемой технологии работ, для чего необходимо осуществлять постоянный контроль за выполнением всех техн ологических операций.

6 .2 . В процессе приготовления смесей необходимо контролиро вать качество составляющих материалов, точность дозирования, температурный режим приготовления смесей, а также тем пературу готовой смеси.

6 .3 . Контроль зернового состава минеральной части асфальтобетонных смесей осуществляют путем отбора проб из сухих замесов и рассева их по фракциям.

Пробы из сухих замесов отбирают следующим образом: в весовой бункер смесителя до з ируют все минеральные компоненты смеси и перемешивают в мешалке без добавления битума, затем весь сухой з амес высыпают в пустой кузов автомобиля, из которого и от бираю т пробу.

6 .4 . В течение смены следует отбирать 1 - 2 пробы из сухого замеса с каждой смесительной установки.

6 .5 . В остальном контроль качества приготовления смесей и устройства из них слоев дорожных покрытий необходимо производить согласно ГОСТ 9128 -76 и «Руководству по устройству асфальтобетонных дорожны х покрытий».

6 .6 . Методы испытания минеральных материалов, битума и готовых асфальтобетонных смесей долж ны отвечать требованиям ГОСТ 11501-78 «Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы», ГОСТ 11505-75. «Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости», ГОСТ 11506-73 « Битумы нефт яны е. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару», ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости», ГОСТ 11508-74 « Битумы нефтяные. Метод определения сцепления битума с мрамором и песком», ГОСТ 8269 -76 «Щебень из естественного камня, гравий и щебен ь из гравия для строительных работ», ГОСТ 8735 -75 «Песок для строительных работ. Методы испытаний», ГОСТ 12784-78 «П оро шок минеральный для асфальтобетонных смесей. Методы испытаний».

7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

7 .1 . Работы по приготовлению асфальтобетонн ых смесей и устройству покрытий из них должны производиться в соответствии с требованиями «Правил техники без опасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М.; Транспорт, 1968 ).

7.2 . Для обеспечения безопасности работ места устройства асфальтобетонного покрытия должны быть ограждены в соответствии с « Инструкцией по ограждению места работ и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог» ВСН 179 -73 с предварительным согласованием с органами ГАИ.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 2

1. Общие положения . 2

2. Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием .. 3

3. Требования к асфальтобетону . 3

4. Технология приготовления асфальтобетонных смесей . 5

5. Устройство дорожных покрытий из асфальтобетона . 6

6. Контроль качества работ . 9

7. Техника безопасности . 9