герб

ГОСТы

флаг

Методические рекомендации Методические рекомендации по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 12 апреля 2006 г. N 79

Об утверждении Методических рекомендаций по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов

В целях совершенствования работ по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов, координация которых возложена на Минпромэнерго России распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 г. N 1511-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра А.Г. Реуса.

Министр                                   В.Б. Христенко

Методические рекомендации по формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов

I. Общие положения

II. Цели формирования предложений по уточнению Программы

III. Основные направления формирования предложений по уточнению Программы разработки технических регламентов

IV. Проведение оценки риска

V. Анализ статистических данных поведения потенциально опасных объектов

VI. Анализ прогнозов реализации опасностей объектов экономики

VII. Актуализация требований безопасности

VIII. Учет интересов отрасли при формировании предложений по уточнению Программы разработки проектов технических регламентов

IX. Учет государственных приоритетов

X. Учет международных обязательств государства

XI. Оценка возможностей научно-технического обеспечения требований безопасности

XII. Учет интересов национальной экономики при формировании и внесении в Программу ежегодных уточнений

XIII. Учет уровня развития материально-технической базы экономики

XIV. Учет международных норм и правил в сфере технического регулирования

XV. Анализ общественно-социальных аспектов безопасности

XVI. Идентификация объектов технического регулирования, для которых будут разрабатываться первоочередные технические регламенты

XVII. Учет финансовых возможностей формирования и уточнения Программы разработки технических регламентов

XVIII. Многокритериальный подход к формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов

XIX. Формирование и внесение уточнений в Программу разработки технических регламентов

XX. Обоснование предложений о необходимости внесения уточнений в Программу разработки технических регламентов

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон), распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 г. N 1511-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2005 г. N 1889-р и рекомендуются к применению федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами с целью совершенствования работ по разработке предложений по уточнению Программы разработки технических регламентов (далее - Программа) и обеспечения возможностей ее поэтапной реализации.

2. Настоящие Методические рекомендации устанавливают принципы разработки предложений по формированию и уточнению Программы, их анализа, отбора и формирования проекта уточнений Программы в масштабах страны с учетом материально-технических ресурсов экономики, реальных научно-технических достижений и других существенных факторов, включая ведущиеся инициативные разработки проектов регламентов.

3. Настоящие Методические рекомендации предлагают многокритериальный подход, позволяющий на единой методической основе учесть все факторы, которые влияют на формирование и уточнение Программы, в том числе:

- предусмотренные Законом;

- государственные приоритеты;

- приоритеты отраслей и сфер деятельности;

- международно признанные нормы и правила;

- результаты анализа мониторинга разработок проектов технических регламентов.

II. Цели формирования предложений по уточнению Программы

4. Предложения по уточнению Программы направлены на обеспечение максимально возможного уровня безопасности с учетом соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.

5. Предложения по уточнению Программы могут относиться к:

- внесению в Программу новых проектов регламентов;

- исключению из Программы отдельных проектов регламентов;

- изменению наименований отдельных проектов регламентов;

- изменению предметных областей и (или) перечней объектов технического регулирования (далее - ОТР) отдельных проектов регламентов;

- корректировке требований безопасности, форм и способов оценки и подтверждения соответствия и других положений отдельных проектов регламентов;

- объединению и (или) разделению отдельных проектов регламентов или различным сочетаниям перечисленных вариантов.

6. При разработке предложений по уточнению Программы учитывается положение п. 4 ст. 8 Закона, устанавливающее перечень общих технических регламентов, который может быть изменен в соответствии с действующим законодательством путем внесения изменений в Закон. Согласно перечню, общие технические регламенты принимаются по вопросам: безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования, безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, пожарной безопасности, биологической безопасности, электромагнитной совместимости, экологической безопасности, ядерной и радиационной безопасности. Поэтому предложения по уточнению и изменению перечня общих технических регламентов не могут быть включены в Программу.

7. Предложения по формированию и уточнению Программы, относящиеся к проектам специальных технических регламентов, разрабатываются с учетом обеспечения необходимого общего уровня безопасности во всех отраслях и сферах деятельности, к которым относятся их предметные области, а также с учетом факторов, перечисленных в разделе III настоящих Методических рекомендаций. При этом необходимо иметь в виду положение ст. 8 Закона, в соответствии с которым специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Законом для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

8. При подготовке предложений по уточнению Программы в целях недопущения снижения достигнутого уровня безопасности в отраслях и сферах деятельности рекомендуется систематизировать нормативные правовые акты и другие соответствующие документы, которые действуют в части требований безопасности согласно п. 1 ст. 46 Закона, а затем провести мониторинг и целевой системный анализ содержащихся в них требований.

9. На основе результатов анализа данных мониторинга рекомендуется:

1). Определить обеспечиваемый действующими требованиями уровень безопасности ОТР в каждой отрасли или сфере деятельности;

2). Сравнить реализуемый в отраслях и сферах деятельности уровень безопасности с международно признанными нормами и правилами.

Выполнение рекомендаций подпунктов 1 и 2 позволит определить уровень отсчета, который может быть взят за основу для дальнейшей работы по формированию и уточнению Программы.

10. Предложения для внесения в Программу разрабатываются во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2004 г. N 1511-р и с учетом положений п. 1 ст. 7 Закона, устанавливающего, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда определяют минимально необходимые требования, обеспечивающие:

1. безопасность излучений;

2. биологическую безопасность;

3. взрывобезопасность;

4. механическую безопасность;

5. пожарную безопасность;

6. промышленную безопасность;

7. термическую безопасность;

8. химическую безопасность;

9. электрическую безопасность;

10. ядерную и радиационную безопасность;

11. электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

Нумерация приводится в соответствии с источником

11. единство измерений.

III . Основные направления формирования предложений по уточнению Программы разработки технических регламентов

11 . Формирование уточнений Программы осуществляется на основе многокритериальной оценки, учитывающей основные факторы, которые необходимо принимать во внимание, включая.

- результаты оценки риска объектов технического регулирования;

- установленные приоритеты экономического, политического и социального развития;

- необходимость актуализации действующих требований безопасности;

- интересы национальной экономики;

- уровень развития материально-технической базы;

- уровень научно-технического развития;

- уровень гармонизации с международными нормами и правилами;

- результаты мониторинга ежегодного уточнения Программы.

12 . Приоритетность любого предложения с точки зрения использования при формировании или уточнении Программы рекомендуется определять на основе предлагаемой многокритериальной оценки, учитывающей набор основных факторов и условий, определяющих выбор ( п. 11). В случае наличия особых условий в какой-либо отрасли или сфере деятельности, указанный набор может быть расширен.

Формирование составляющих многокритериальной оценки рекомендуется начинать с определения опасности. В каждой отрасли или сфере деятельности все ОТР ранжируются по уровню опасности с учетом всех этапов своего жизненного цикла. Оценка риска осуществляется согласно Методическим рекомендациям по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов.

Ранжированные таким образом предметные области ОТР рекомендуется оценивать по набору основных факторов ( п. 11) с использованием общей многокритериальной оценки, приведенной в Методических рекомендациях по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности. Выбор такой оценки позволяет наиболее адекватно учесть при формировании предложений в Программу результаты разработки систем технического регулирования в отдельных отраслях и сферах деятельности.

13. Окончательное решение о включении того или иного проекта регламента в Программу принимается на основе сравнения общих оценок каждого предложения. Более детально проведение оценок по разным факторам рассматривается в разделах IV- XI настоящих Методических рекомендаций.

14. Решение задачи формирования предложений по уточнению Программы можно разделить на два этапа.

На первом этапе обеспечивается существующий уровень безопасности, который реализуется в настоящее время за счет учета всех требований, действующих согласно п. 1 ст. 46 Закона.

На втором этапе за счет актуализации существующих требований и реализации постоянно расширяющихся возможностей обеспечения безопасности, при каждом уточнении повышается уже достигнутый уровень.

15. Для уточнения Программы рекомендуется рассматривать все объекты технического регулирования, которые представляют опасность в каждой отрасли или сфере деятельности, и ранжировать их по степени опасности. То есть объекты в отраслях или сферах деятельности распределяются по степени риска, которая характеризует их потенциальную опасность. Основой формирования предметных областей в отраслях и сферах деятельности служит анализ нормативных правовых актов и других документов, содержащих требования безопасности.

IV . Проведение оценки риска

16. Рекомендуемые подходы к определению риска подробно изложены в Методических рекомендациях по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов.

После проведения оценки риска для ОТР, от которых необходимо обеспечивать защиту и которые составляют предметные области будущих проектов регламентов входящих во все отрасли и сферы деятельности, эти предметные области можно ранжировать по уровню их опасности.

17. Для проверки правильности сделанных теоретических оценок рекомендуется провести анализ статистики реальных проявлений всех опасных факторов, характерных для данного вида (типа) объектов технического регулирования и сравнить с полученными результатами.

V . Анализ статистических данных поведения потенциально опасных объектов

18. Для проведения анализа статистических данных о произошедших случаях реализации опасностей ОТР рекомендуется пользоваться отечественными и аналогичными зарубежными данными, которые соответствующим образом должны быть адаптированы к нашим условиям.

19. На основе обобщения статистических данных проводится уточненная оценка риска с помощью предложенной многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

20. В каждой отдельной отрасли или сфере деятельности можно выделить наборы ОТР, характеризуемые примерно одинаковой величиной риска. Кроме того, при формировании таких множеств рекомендуется учитывать, что они станут предметными областями проектов технических регламентов, поэтому целесообразно принимать во внимание и удобство пользования этими документами субъектами, которые должны выполнять устанавливаемые требования. Таким образом, получаем набор множеств ОТР, ранжированный по величине их потенциальной опасности внутри каждой отрасли или сфере деятельности.

21. Несмотря на важность обеспечения всех аспектов безопасности, определяющим для ОТР является их функциональное назначение. Это означает, что в процессе формирования предложений в Программу многие существенные для определения приоритетности формируемых предложений факторы будут определяться экономическими научно-техническими условиями, не зависящими прямо от решения задач безопасности, что тоже рекомендуется учитывать при осуществлении ежегодных уточнений Программы.

VI . Анализ прогнозов реализации опасностей объектов экономики

22. Для уточнения формируемых предложений в Программу рекомендуется сделать общий прогноз возможных проявлений потенциальных опасностей.

23. Анализ достоверности прогнозов развития соответствующей отрасли или сферы деятельности осуществляется на основе собранных материалов отечественных и зарубежных прогнозов и научных публикаций.

24. На основании результатов проведенного анализа реальной статистики для каждой выделенной предметной области ОТР результаты оценки риска, приведенные в разделах IV и V настоящих Методических рекомендаций, могут корректироваться.

VII. Актуализация требований безопасности

25. Формируемый набор множеств ( разделах IV- VI настоящих Методических рекомендаций), учитываемых при формировании предложений по уточнению Программы (п. 5 настоящих Методических рекомендаций), представляет собой перечни ОТР, ранжированные по величине риска (точнее, по заданным интервалам величин риска, определенным с одинаковой достоверностью). Однако, поскольку до принятия технических регламентов согласно п. 1 ст. 46 Закона продолжают действовать существующие требования безопасности, а необходимость и возможности повышения уровня защищенности в каждый момент времени в разных областях могут сильно отличаться, то при формировании предложений по уточнению Программы важно правильно оценить необходимость и возможности проведения актуализации действующих требований безопасности, ибо от этого в значительной степени будет зависеть обеспечиваемый уточненной Программой уровень защищенности, что, в свою очередь, является важнейшей целью всего процесса уточнения. Для этого применительно к каждой из упомянутых выделенных предметных областей ОТР, рекомендуется провести оценку необходимости и возможности проведения актуализации действующих требований безопасности, провести анализ научно-технических возможностей повышения этих требований, которые сравниваются с международно признанными нормами и правилами, и сделать вывод о возможности повысить существующие требования в соответствующей отрасли или сфере деятельности.

26. Факторов, определяющих необходимость и возможности актуализации требований безопасности, может быть достаточно много в зависимости от особенности отрасли или сферы деятельности. На основании многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций) для каждой отрасли или сферы деятельности, в зависимости от природы ОТР и указанных факторов, может быть получена общая оценка, определяющая необходимость проведения актуализации требований безопасности, что учитывается при формировании предложений по уточнению Программы, поскольку несвоевременное проведение актуализации снижает уровень безопасности.

VIII. Учет интересов отрасли при формировании предложений по уточнению Программы разработки проектов технических регламентов

27. При формировании и уточнении Программы рекомендуется учитывать ряд приоритетов, к числу которых можно отнести и приоритеты конкретных отраслей или сфер деятельности, в которых происходит формирование множеств ОТР, представляющих потенциальную опасность.

28. Для каждой отрасли или сферы деятельности, исходя из установленных в ней приоритетов, к которым могут относиться: положения программ развития, предпочтения выпуска какой-либо продукции, развития определенных сфер производства и т.п., устанавливается и первоочередность обеспечения безопасности именно этих приоритетных направлений. Оценка самой приоритетности того или иного направления в отрасли или сфере деятельности зависит от структуры и особенностей отрасли и может включать разное количество показателей. Общая оценка производится с помощью многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций). Таким образом, при формировании иерархии множеств ОТР по степени приоритетности внутри отрасли влияние всех факторов, определяющих приоритеты, может быть выражено в общем виде линейными полиномами, сравнение которых даст возможность определить приоритет той или иной предметной области ОТР.

IX . Учет государственных приоритетов

29. При формировании и уточнении Программы необходимо учитывать не только интересы отрасли, но и государственные приоритеты развития в целом - политические, экономические, социальные и другие, задаваемые актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и т.п. Таким образом, определенные по способу, изложенному в разделе VIII настоящих Методических рекомендаций, предметные области ОТР дополнительно оцениваются аналогичным образом, но уже с точки зрения государственных приоритетов и многокритериальная оценка получается в виде соответствующего линейного многочлена для каждой. Сравнение многочленов для каждой предметной области ОТР позволяет судить о степени приоритетности каждой.

X. Учет международных обязательств государства

30. При формировании предложений по уточнению Программы учитываются также и международные обязательства России.

31. На основе анализа заключенных международных договоров, других принятых государственных обязательств и всех соответствующих аспектов системы международных отношений проводится оценка значимости сформированных ( раздел IX настоящих Методических рекомендаций) предметных областей ОТР с точки зрения необходимости выполнения Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств на основе многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

XI . Оценка возможностей научно-технического обеспечения требований безопасности

32. При проведении оценки возможностей научно-технического обеспечения требований безопасности рекомендуется использовать обширный и разнообразный опыт внедрения научных разработок в конкретных областях и сферах деятельности для реализации широкого круга технических решений, поскольку реализация требований защищенности является также техническим решением.

33. С учетом специфики отрасли или сферы деятельности выбирается набор факторов, влияние которых важно учесть при проведении оценки возможностей научно-технического обеспечения требований безопасности. Такими факторами могут быть: стоимость работ, возможные сроки реализации, степень готовности разработок для внедрения и т.п. Для проведения достоверной оценки возможностей научно-технического обеспечения способов защиты от опасных воздействий для выделенных предметных областей ОТР проводится анализ состояния соответствующих сфер фундаментальной и прикладной науки с целью выявления всех возможных вариантов реализации требований безопасности. Все выявленные подходящие варианты предварительно оцениваются на предмет возможности их использования для указанных целей. Отобранные варианты оцениваются с точки зрения влияния факторов, в отношении которых было признано, что их влияние необходимо учитывать в данной отрасли. Влияние совокупности факторов может быть проведено на основе многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций). Полученную оценку рекомендуется сравнивать с международно признанным достигнутым уровнем.

34. При учете возможностей использования фундаментальных разработок для целей технического регулирования определяются перспективы и необходимые затраты их возможного использования в обозначенной сфере безопасности с учетом необходимости затрат на само внедрение. При оценке прикладных исследований затраты будут меньше по сравнению с фундаментальными, поскольку уже в определенной степени определены конкретные пути внедрения. Однако, в случае использования результатов и фундаментальных, и прикладных разработок целесообразно учитывать, что эти дополнительные затраты на обеспечение безопасности увеличивают стоимость ОТР.

35. Для определения возможности использования научных разработок для обеспечения безопасности в какой-либо сфере деятельности рекомендуется учитывать и перспективы развития той сферы деятельности, в которой происходит внедрение. Если эти перспективы устойчивы, то целесообразность внедрения оценивается как более реальная.

36. При проведении указанных оценок рекомендуется учитывать не только непосредственно сами научные достижения, которые могут быть использованы, но и возможности их использования, в том числе обеспеченность специалистами и подготовка необходимых кадров по отраслям народного хозяйства и сферам научного знания.

XII. Учет интересов национальной экономики при формировании и внесении в Программу ежегодных уточнений

37. Соответствие технического регулирования интересам национальной экономики подразумевает при разработке уточнений Программы учет целого ряда аспектов. Эти аспекты будут разными для различных отраслей, и их определение в общем виде не является задачей настоящих Методических рекомендаций. Однако для каждой конкретной отрасли такие интересы определены четко и зафиксированы, например, в перспективных планах развития каждой из них. При учете влияния интересов национальной экономики на формирование предложений по уточнению Программы рекомендуется учитывать, в том числе, не только чисто экономическую эффективность, но и обеспечение, например, опережающего развития отдельных направлений.

38. В плане учета экономических интересов рекомендуется принимать во внимание, что установление обязательных требований безопасности к объектам технического регулирования может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. В первую очередь, речь идет о повышении экономических издержек, что сразу отражается как на производителях, в том числе экспортерах/ импортерах, так и на потребителях, и, как следствие, на интересах национальной экономики в целом.

39. При разработке предложений по уточнению Программы рекомендуется учитывать, что обязательные требования безопасности, устанавливаемые техническими регламентами с учетом степени риска причинения вреда, должны быть с точки зрения воздействия на экономическую деятельность минимальными для обеспечения одиннадцати видов безопасности и выполнения условий обеспечения единства измерений согласно требованиям Закона, т.е. эти требования не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения вышеуказанных целей.

40. Для детального учета интересов национальной экономики рекомендуется определять конкретную зависимость этих интересов от реализации тех или иных требований безопасности. Для установления приоритетных интересов рекомендуется пользоваться последними на момент проведения анализа данными экономического мониторинга. В этой связи предлагается использовать подход, предложенный фондом "Бюро экономического анализа" в аналитическом докладе, посвященном оценке эффективности реформы технического регулирования для российской экономики. В указанной работе изложены подходы к разработке системы критериев и индикаторов, позволяющих дать объективную оценку реализации реформы технического регулирования, которые так же можно использовать в целях оценки соответствия технического регулирования приоритетным направлениям, указанным в Законе.

41. При оценке влияния устанавливаемых требований безопасности на интересы экономики рекомендуется для каждого из выделенных интересов экономики любым подходящим способом, в том числе и с помощью экспертных оценок, определять набор факторов, определяющих влияние требований безопасности, которые предполагается ввести. Далее учет влияния производится по многокритериальной оценке ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

XIII. Учет уровня развития материально-технической базы экономики

42. На основе мониторинга статистических данных и достоверных научных прогнозов определяются отдельно уровни развития конкретных составляющих материально-технической базы экономики:

- сырьевое обеспечение,

- энергетическое обеспечение;

- техническое обеспечение по отраслям и сферам деятельности,

- обеспечение рабочей силой, включая инженерный и управленческий аппарат;

- распределение трудовых ресурсов по регионам;

- и т.п.

43. Полученные данные систематизируются и структурируются по принципу влияния и взаимосвязи с объектами технического регулирования. На основании полученных данных делается прогноз состояния отдельной отрасли экономики на момент вступления в силу требований конкретных технических регламентов. Для этого можно воспользоваться результатами прогнозов, которые делаются в экономике для собственных нужд, а не для целей технического регулирования.

С учетом сделанных прогнозов определяется некоторый интегральный уровень развития материально-технической базы данной сферы деятельности или отрасли экономики, который учитывается при составлении Программы и внесении в нее изменений.

44. Оценка уровня развития материально-технической базы проводится с точки зрения возможности реализовать те или иные способы обеспечения безопасности и определения стоимости их реализации. Для объективизации оценки необходимо сравнить полученные результаты с международно признанными. В общем виде с использованием многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций) оценка может быть выражена в виде линейного полинома.

В случае необходимости оценка состояния материально-технической базы может быть для большинства случаев достаточно легко быть выражена и в стоимостном виде.

XIV. Учет международных норм и правил в сфере технического регулирования

45. Намерение Российской Федерации по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) и принятие Российской Федерацией на себя ряда международных обязательств (в том числе Соглашение по техническим барьерам в торговле - одно из 18 международных соглашений, приложенных к акту Уругвайского раунда многосторонних переговоров о торговле (1994 г.) и составляющих основу правовых отношений ВТО) также являются факторами, влияющими на формирование предложений по уточнению Программы. В качестве основных экономических барьеров в Соглашении указаны различия требований законодательств разных стран, различие стандартов и несовпадение процедур оценки и подтверждения соответствия.

46. При разработке предложений по уточнению Программы рекомендуется учитывать и использовать международно признанные нормы и правила, относящиеся к сфере установления и подтверждения конкретных требований безопасности, а также учитывать, что п. 4 ст. 4 Закона предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые установлены Законом, применяются правила международного договора.

Кроме того, при подготовке предложений по уточнению Программы разработки технических регламентов рекомендуется проводить анализ состояния зарубежной нормативно-правовой базы в области технического регулирования.

47. Общие выводы об обоснованности и аргументированности вносимых предложений делаются на основе применения многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

XV . Анализ общественно-социальных аспектов безопасности

48. При подготовке предложений по уточнению Программы рекомендуется анализировать состояние социальных аспектов безопасности на предмет установления социальных приоритетов развития системы технического регулирования. Эти приоритеты могут выясняться путем использования обычных способов выяснения общественного мнения: опросов, анкетирования, голосования и т.п. Результаты обобщаются и делаются выводы об установившейся в обществе системе социальных приоритетов при оценке существующих и перспективных способов обеспечения безопасности страны. Кроме того, рекомендуется проводить оценку используемых способов воздействия на общественное сознание для формирования оптимальных общественных представлений об уровне собственной защищенности, а также проводить учет общественных приоритетов. Вывод по определению влияния общественных приоритетов на формирование предложений по уточнению Программы делается на основе применения многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

XVI. Идентификация объектов технического регулирования, для которых будут разрабатываться первоочередные технические регламенты

49. В большинстве отраслей и сфер деятельности существует очень большое количество ОТР, что, с учетом ограниченности всех видов ресурсов, существенно увеличивает время разработки всей необходимой совокупности проектов регламентов, включающих все множество опасных объектов, что затрудняет оптимальное проведение формирования предложений по уточнению Программы. В этой ситуации требуется серьезная координация и систематизация всей совокупности работ, в чем существенную помощь может оказать разработка классификации ОТР с учетом особенностей проблематики технического регулирования. Поэтому для крупных отраслей и обширных сфер деятельности рекомендуется разрабатывать подобные классификаторы.

XVII. Учет финансовых возможностей формирования и уточнения Программы разработки технических регламентов

50. Помимо указанных выше аспектов при формировании предложений по уточнению Программы также рекомендуется учитывать экономические возможности как формирования Программы и внесения в нее соответствующих уточнений, так и возможности разработки проекта технического регламента на выделяемые в федеральном бюджете средства.

51. Кроме того, органам и организациям, формирующим проект внесения уточнений в Программу на основе анализа предлагаемых и выполняемых инициативных разработок, рекомендуется делать прогноз о возможности реализации необходимой совокупности технических регламентов на основе как частных разработок, так и выполняемых за счет бюджетных средств.

XVIII. Многокритериальный подход к формированию и уточнению Программы разработки технических регламентов

52. Для учета многообразия факторов и условий, определяющих приоритет включения в Программу той или иной предметной области, рекомендуется использовать многоуровневый многокритериальный подход. Для этого оценки, полученные для каждой предметной области с помощью указанного многокритериального подхода ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций), сравнивают между собой следующим образом. Все оценки для каждой предметной области по каждому фактору или условию ( разделы IV- XV настоящих Методических рекомендаций), полученные в виде линейных полиномов, сравниваются между собой, им присваивается коэффициент, численное значение которого устанавливается на основе результатов сравнения. Если факторы или условия, по которым проводится оценка, связаны между собой, то соответствующие коэффициенты могут быть представлены в виде полиномов, отражающих эту связь. Общая оценка получается также опять же в виде линейного полинома, полученного с помощью многокритериального подхода ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

XIX. Формирование и внесение уточнений в Программу разработки технических регламентов

53. В соответствии с распоряжением Правительства от 23 ноября 2004 г N 1511-р предложения по уточнению Программы направляются федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.

Минпромэнерго России в целях учета мнения всех заинтересованных сторон организует сбор и анализ поступивших предложений по уточнению Программы с целью дальнейшего их обобщения и представления в Правительство Российской Федерации.

54. Так как Программа является "программным" (плановым) документом относительно всей системы технических регламентов, разработка предложений по уточнению Программы заинтересованными в реформе технического регулирования сторонами осуществляется с учетом факторов, перечисленных в разделах IV- XV настоящих Методических рекомендаций.

Наиболее эффективное формирование Программы и внесение в нее ежегодных уточнений возможно при оптимальном обеспечении соответствия системы технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам на основе анализа предложений по уточнению Программы всех заинтересованных в реформе технического регулирования сторон, с учетом международного опыта в области технического регулирования и состояния сферы технического регулирования в Российской Федерации. Кроме того, рекомендуется учитывать как постоянные, так и меняющиеся приоритеты не только отраслей и сфер деятельности, но и общегосударственные, социальные и т.п. наряду с обеспечением приемлемого уровня безопасности, что и будет соответствовать основным принципам формирования и внесения ежегодных уточнений в Программу.

55. Сформированный на основе учета принципов, изложенных в разделах IV- XV настоящих Методических рекомендаций, проект уточнений к Программе в установленном порядке направляется Минпромэнерго России на утверждение в Правительство Российской Федерации.

XX. Обоснование предложений о необходимости внесения уточнений в Программу разработки технических регламентов

56. Исходя из того, что Программа направлена на обеспечение безопасности и с учетом положений Закона, который обязывает разработчиков обосновывать необходимость разработки и принятия технического регламента, при подаче предложений по уточнению разработки технических регламентов стороне, подающей предложение, рекомендуется представить аргументы, подтверждающие необходимость и целесообразность разработки именно этого проекта технического регламента.

К таким аргументам следует отнести:

- обоснование важности данного проекта с точки зрения реализации важных государственных и социальных интересов;

- указание на то, что уровень опасности ОТР, для которых предполагается разработка проекта, высок и необходимо обеспечение защиты, включая ссылки на международный опыт;

- обоснование того, что проведение разработки данного проекта маловероятно в инициативном порядке;

- примерное финансово-экономическое обоснование последствий принятия предлагаемого к разработке проекта технического регламента;

- обоснование того, что разработка проектов с совпадающими или близкими предметными областями не проводится, в том числе, и в странах СНГ.

57. Выбор подходящих предложений для формирования проекта уточнений в Программу может осуществляться также на основе многокритериальной оценки ( п. 12 настоящих Методических рекомендаций).

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Гост 19034 82 Гост 7 32 2001 Допуски и посадки таблица Максимальная масса транспортного средства Наружные пожарные лестницы требования Нормы выдачи сиз Пособие по проектированию железобетонных конструкций Проточка Размеры болтов Размеры транспортерных лент для желобчатых Конвейеров Снип 2 01 01 82 Снип проектирование жилых зданий Схема вентиляции Требования к пожарным шкафам Ударный ток