Методические рекомендации Методические рекомендации по улучшению условий труда и предупреждению травматизма на строительстве автомобильных дорог в условиях Крайнего Севера

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА
И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТРАВМАТИЗМА
НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Одобрены Минтрансстроем

МОСКВА 1982

Приведены основные режимы труда и отдыха работающих в зависимости от степени жесткости погоды .

Рекомендуются мероприятия по улучшению условий труда и предупреждению травматизма на строительстве автомобильных дорог в условиях Крайнего Севера .

Предназначены для дорожно - строительных организаций , ведущих работы в районах Крайнего Севера .

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1979 - 1980 гг . Союздорнии провел анализ производственного травматизма в дорожных организациях при строительстве автомобильных дорог в условиях Крайнего Севера . Были выявлены основные причины производственного травматизма в зависимости от времени года , дней рабочей недели , часов работы , стажа работы пострадавших ; установлено , работники каких профессий наиболее подвержены травматизму , на каких работах чаще всего возникают травмы и т . д .

На основе анализа разработаны « Методические рекомендации по улучшению условий труда и предупреждению травматизма на строительстве автомобильных дорог в условиях Крайнего Севера» .

Настоящие « Методические рекомендации» составили инж . П . В . Маренич и канд . техн . наук В . И . Колышев .

Все замечания и пожелания просьба направлять по адресу : 143900, Балашиха -6 Московской обл ., Союздорнии .

1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Настоящие « Методические рекомендации» , разработанные на основе анализа случаев производственного травматизма , предназначены для дорожных организаций , осуществляющих строительство автомобильных дорог в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах .

1.2 . При выполнении дорожных работ в зимний период для предупреждения переохлаждения организма рекомендуются три основных вида режимов труда и отдыха в зависимости от степени жесткости погоды ( с учетом скорости ветра ):

при первой степени ( температура наружного воздуха до минус 25 °С ) предусматриваются 10- минутные перерывы на отдых и обогрев через каждые 50 мин работы . Работники обогреваются в отведенных для этого помещениях без применения специального оборудования ;

при второй степени ( температура от минус 25,1 до минус 30 °С) через каждые 50 мин работы рекомендуются 10- минутные перерывы на отдых и обогрев с использованием источников электрического и инфракрасного излучения ;

при третьей степени ( температура от м инус 30,1 до минус 40 °С ) через каждые 50 мин работы предлагаются 15- минутные перерывы на отдых и усиленный обогрев с использованием источников электрического и инфракрасного излучения .

1.3 . Условия труда ( температура воздуха , скорость ветра и др.), при которых могут производиться работы в зимнее время на открытом воздухе , различны для разных районов Крайнего Севера и определяются местными Советами народных депутатов .

Предельная температура , при которой запрещается производить работы на открытом воздухе , колеблется от минус 40 °С для Красноярского края и минус 42 °С для Коми АССР до минус 52 °С для Якутской АССР .

1.4 . Пункты для обогрева и отдыха рабочих следует располагать в специальных , приспособленных для этого помещениях , на расстоянии не более 75 м от рабочего места .

В отдельных случаях их можно устраивать непосредственно у рабочих мест в передвижных помещениях контейнерного типа или вагончиках .

1.5 . В пунктах для обогрева температура воздуха должна быть 24 - 25 °С .

1.6 . Пункты отдыха необходимо обеспечить титанами или кипятильниками , устройствами для сушки одежды и быстрого (10 мин ) просушивания рукавиц .

1.7 . Пункты питания следует располагать вблизи участков дорожно - строительных работ в утепленных павильонах или вагоне - столовой . Целесообразно доставлять готовую пищу термосами из ближайших столовых , ресторанов , кафе . На пунктах питания должны устанавливаться умывальники .

1.8 . Освещенность рабочих мест на участке дорожно - строительных работ , подходов к рабочим местам должна соответствовать требованием СН 81-80 Госстроя СССР « Указания по проектированию электрического освещения строительных площадок» и СНиП II -4-79 « Естественное и искусственное освещение» .

1.9 . Осветительные установки желательно монтировать на телескопически выдвигаемых мачтах . Световой поток должен распространяться в трех ( минимум в двух ) направлениях . При освещении рабочих мест прожекторами нельзя допускать ослепляющего действия светового потока на работающих .

1.10 . Рабочих , занятых на строительстве автомобильных дорог при низких температурах , необходимо обеспечивать следующими видами спецодежды и спецобуви :

костюм мужской зимний для работы в особых метеорологических условиях ( ГОСТ 12.4.084-80 « ССБТ . Одежда специальная для защиты от пониженных температур . Костюмы мужские . Технические условия» );

куртка женская рабочая на утепленной прокладке , брюки женские рабочие на утепленной прокладке ( ГОСТ 12.4.088-80 « ССБТ . Костюмы женские для защиты от пониженных температур . Технические условия» );

сапоги валяные мужские и женские с резиновым низом ( ОСТ 17-337-74);

спецобувь с электрообогревом на пористой морозостойкой подошве для рабочих - строителей северных районов ( ТУ 740-72);

головные уборы меховые ( ГОСТ 10325-79 « Головные уборы меховые . Общие технические условия» );

рукавицы меховые ( ГОСТ 20176 -74 « Перчатки и рукавицы меховые . Общие технические условия» ).

Соответствующую спецодежду и спецобувь необходимо выбирать в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости ветра .

2 . МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТРАВМАТИЗМА НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

2.1 . Руководящие ИТР должны принимать меры к оснащению дорожных организаций устройствами , облегчающими пуск двигателей при низких температурах ( механизированной заправкой машин горячей водой , вспомогательными аккумуляторными батареями , установленными на тележке , устройствами для подогрева картеров двигателей и др .), подъемными механизмами , ручными тележками , гайковертами , приспособлениями для снятия и установки коробок передач , задних мостов , рессор , колес и другими средствами малой механизации , а также требовать , чтобы проводились мероприятия , уменьшающие обдув двигателя во время работы машины .

2.2 . Руководителям дорожных организаций необходимо ходатайствовать перед соответствующими министерствами об обеспечении дорожных организаций , работающих в условиях Крайнего Севера , дорожными машинами только в холодном исполнении ( Хл ) и инструментом , пригодным для работы при температуре минус 60 °С .

Для создания нормальных условий при ремонте машин на открытом воздухе в зимних условиях необходимо применять передвижные боксы , предназначенные для ремонта .

2.3 . В машинах , не имеющих обогреваемых кабин , для защиты рук и ног от обмораживания на педали и рукоятки рычагов управления следует надевать войлочные или суконные чехлы и под ноги подкладывать войлок и фанерный лист .

2.4 . В период полярной ночи и густых туманов необходимо устанавливать на самоходных дорожных машинах задний сигнальный свет , а также лобовое и боковое освещение , обеспечивающее достаточную видимость дороги , фронта работ , рабочих органов машин и части окружающей местности .

2.5 . Для повышения безопасности движения выхлопные газы от двигателя машины следует выводить только на правую сторону по ходу ее движения , так как они образуют плотное облако , снижающее видимость .

Вместимость топливных баков должна обеспечивать , по контроль ному расходу топлива , не менее двух смен непрерывной работы машины без дозаправки .

2.6 . Автомобили МА 3-543 следует оборудовать переговорным устройством между кабинами , сигнализацией блокировки двери правой кабины . Необходимо разработать инструкцию по технике безопасности при эксплуатации автомобиля МАЗ -543 для конкретных условий работы .

2.7 . Дышла и буксирные устройства прицепных дорожных машин должны быть оборудованы удобными упорами , предохраняющими их от падения при сцепке с буксирующей машиной и отцепке от нее .

2.8 . Для дорожных организаций следует разработать мероприятия , направленные на исключение случаев производства ремонтных работ на работающих машинах и механизмах , запуска двигателей машин при включенной коробке передач . Не рекомендуется пользоваться случайными предметами при устранении неисправностей в машине .

2.9 . Перед началом работ необходимо проверить состояние подъемников и смотровых ям ( наличие надежных колесоотбойных брусьев , лестниц для спуска в смотровую яму , решеток , низковольтного освещения и щитов , исключающих падение в них водителей , слесарей , производящих осмотр или ремонт машин ), а также состояние световой и звуковой сигнализации .

2.10 . ИТР должны установить контроль за тем , чтобы водители автомобилей и машинисты дорожных машин, привлекаемые к работе в карьерах , на устройстве земляного полотна , укладке железобетонных плит и т . п ., подавали звуковые сигналы перед началом движения и покидали свои рабочие места только в том случае , если приняты необходимые меры , исключающие самопроизвольное движение машин и использование их в отсутствие водителя или машиниста .

2.11 . Рекомендуется закреплять автомобили для перевозки людей за определенными строительными объектами , что поможет водителям хорошо изучить маршрут движения . Управлять машинами разрешается только водителям 1- го и 2- го классов . Тормозную систему и рулевое управление автомобилей , на которых перевозят рабочих , необходимо проверять перед выездом в присутствии мастера или механика . Перевозить рабочих необходимо только на автобусах или в автомобилях , оборудованных отопительными установками и имеющими усиленную теплоизоляцию стен , крыш , пола и двойное остекление проемов крытого кузова .

Перевозку на небольшие расстояния ( продолжительностью не более 1 ч ) можно осуществлять на обычных бортовых автомобилях , кузов которых оборудован сиденьями и тентом , защищающим рабочих от холода и ветра , и откидной лестницей для посадки и высадки людей .

2.12 . В дорожных организациях следует выявить участки работ или технологические процессы с недостаточно высоким уровнем механизации и определить для них номенклатуру и типоразмеры необходимого оборудования , приспособлений и инструмента , способствующих повышению механизации работ .

2.13 . Дорожные работы повышенной опасности следует производить только при наличии разработанных на данную операцию технологических карт , в которых устанавливаются порядок выполнения операций , потребность в приспособлениях , обеспечивающих безопасность работы , способ погрузки , разгрузки и штабелирования , способы и схемы зацепки грузозахватных приспособлений , место рабочих и необходимые средства индивидуальной защиты .

Технологические карты необходимо вывешивать в местах производства погрузочно - разгрузочных работ .

2.14 . Ограждения всех доступных движущихся или вращающихся частей машин и механизмов должны быть в исправном состоянии . Необходимо исключить контакт рабочих с грузами и механизмами при их перемещении . Не следует самовольно снимать ограждения с дерево - и металлообрабатывающих станков , натяжных барабанов транспортеров и работать без них . Необходимо блокировать пусковые приспособления , что сделает невозможным пуск механизма при снятии ограждения .

2.15 . На рабочих местах дорожно - строительных участков и в местах расположения штабелей дорожно - строительных материалов вблизи проезжей части дороги рекомендуется устанавливать ограждения , предупреждающие и запрещающие знаки , а в темное время - фонари с красным светом .

2.16 . Необходимо запретить выполнение кровельных работ , если не приняты меры , предохраняющие работающих от падения с крыши ( предохранительные пояса , переносные трапы , ограждения ). Допуск рабочих на крышу может быть разрешен только после проверки прорабом или мастером исправности несущих конструкций крыши , стропил , обрешетки и ограждений .

2.17 . Рабочие места сварщиков при сварке на открытом воздухе следует отделять от смежных рабочих мест , проходов и участков движения транспорта и людей ширмами или щитами высотой не менее 1,8 м ;

2.18 . Подъемные леса и люльки можно допускать к эксплуатации только после их испытания статической и динамической нагрузкой , превышающей расчетную соответственно на 50 % и 10 %.

2.19 . Необходимо запретить применение приставных лестниц , на нижних концах которых отсутствуют упоры в виде острых металлических шипов или резиновых наконечников ( в зависимости от вида опорной поверхности ); раздвижные лестницы - стремянки должны быть оборудованы устройствами , исключающими возможность их самопроизвольного сдвига .

2.20 . Помещения цехов и предприятий должны быть оборудованы обогреваемой приточно - вытяжной вентиляцией , пригодной к работе в условиях больших и продолжительных морозов .

2.21 . Руководителям дорожных организаций необходимо повысить требовательность к руководящим ИТР в вопросах создания безопасных условий труда , обучения рабочих безопасным приемам работы , воспитания у работающих чувства ответственности за свою безопасность и безопасность своих товарищей и непримиримого отношения к лицам , нарушающим должностные инструкции , технологические процессы , нормы и правила техники безопасности и производственной санитарии .

Руководящим ИТР рекомендуется вести дневник , в котором следует делать отметки о мерах по профилактике производственного травматизма , о выполнении мероприятий , предусмотренных комплексным планом , приказами и распоряжениями администрации , предписаниями инженеров по технике безопасности и органов государственного надзора .

2.22 . Для повышения уровня инструктажа и обучения рабочих безопасным методам труда , особенно при выполнении ими работ по эксплуатации , техническому обслуживанию и ремонту машин и механизмов , а также транспортных , погрузочно - разгрузочных , дорожных , слесарных и плотничных работ , необходимо :

строго соблюдать требования ГОСТ 12.0.004 -79 « ССБТ . Организа ция обучения работающих безопасности труда . Общие положения» ;

при любом нарушении правил техники безопасности или несчастном случае повторный инструктаж или обучение проводить со всеми , кто выполняет данную операцию , с целью исключить повторение ошибки , допущенной товарищем по работе ;

практиковать проведение инструктажа на рабочем месте в течение нескольких смен и прежде всего с рабочими со стажем работы до одного года ;

исключить допуск к работе лиц , не прошедших вводного и первичного инструктажа на рабочем месте ;

периодически ( один раз в квартал ) на автобазах и в СУ проводить занятия с водителями автомобилей и машинистами дорожных машин по правилам пользования пусковой рукояткой и правилам безопасности при посадке и высадке из кабины и кузова машин ;

обучать работающих соблюдению безопасности труда наглядными методами , используя плакаты , фотоиллюстрации , макеты и другие пособия .

2.23 . Следует усилить технический надзор и контроль за соблюдением правил , норм и инструкций по технике безопасности , обратив особое внимание на работы повышенной опасности ( погрузочно - разгрузочные , обслуживание , управление и ремонт машин и механизмов , слесарные , плотничные и строповочные работы ).

Для этого следует :

обратить внимание на безопасность выполнения работ на циркулярных пилах и сверлильных станках ;

исключить применение рабочими неправильных приемов работы ; шире использовать средства малой механизации , соответствующие ограждения ; не нарушать правила эксплуатации машин , механизмов и оборудования ;

не допускать к руководству работами лиц , слабо знающих правила техники безопасности ;

разработать в установленном порядке ОСТ предприятия « Положение о трехступенчатом методе контроля за техникой безопасности и промышленной санитарией» ;

шире привлекать к контролю за соблюдением безопасных , безаварийных условий труда общественность , а также общественных инспекторов по технике безопасности ;

необходимо в дорожных организациях вести журнал предложений общественных инспекторов по охране труда . Кроме предложений , в этих журналах общественные инспектора должны указывать сроки исполнения , а в одной из граф руководящие ИТР должны делать отметку о принятых мерах ;

внедрить общественный самоконтроль на работах повышенной опасности за соблюдением правил и инструкций по технике безопасности , за применением безопасных методов работы . Общественный самоконтроль должен осуществляться самими работающими путем установления дежурств в течение рабочего дня на рабочем месте , без освобождения от своей основной работы. Дежурные должны следить за порядком на рабочих местах , за соблюдением правил техники безопасности ( в том числе за применением ограждений и средств индивидуальной защиты ) и производственной дисциплины ;

установить жесткий контроль за организацией работ в период , когда чаще всего происходят несчастные случаи ( в первые часы работы , а также в предвыходные и послевыходные дни );

повысить персональную ответственность ИТР за состояние охраны труда на вверенных им участках .

2.24 . Для укрепления трудовой и производственной дисциплины , с тем чтобы неукоснительно соблюдались инструкции по безопасным методам труда и должностные инструкции , следует ввести в дорожных организациях « Книжку мастера» . В нее должны заноситься замечания в адрес рабочего , нарушившего правила техники безопасности при выполнении работ . При двух замечаниях администрация с участием общественности предупреждает нарушителя об ответственности за нарушение правил , а в случае повторных нарушений привлекает его к административной ответственности .

2.25 . Необходимо добиваться строгого и точного выполнения водителями автомобилей и машинистами дорожных машин правил дорожного движения и правильной эксплуатации машин путем систематической организации учебы , обмена опытом лучших водителей и машинистов и повышения к ним требовательности .

2.26 . Периодически следует проверять знание водителями автомобилей и машинистами дорожных машин правил дорожного движения и ежедневно перед выездом на линию проводить обязательный медицинский осмотр .

2.27 . На основных грузонапряженных участках дорог через каждые 30 км следует организовать промежуточные постоянные теплые боксы для отдыха водителей и сопровождающих грузы лиц , а также боксы для стоянки и технического обслуживания транспортных средств .

2.28 . Периодически организовывать в СУ , на автобазах и предприятиях дорожного строительства проверку обеспечения рабочих памятками , а рабочих мест инструкциями по безопасным методам работы , плакатами и соответствующими надписями по технике безопасности .

2.29 . Необходимо поддерживать чистоту и порядок на территории дорожных организаций и на рабочих местах , не допуская загромождения проходов и проездов строительными материалами , запасными частями машин и неисправными деталями . Ввести в дорожно - строительных организациях , на автобазах , в ЦРМ « Карту порядка и чистоты рабочего места ». В карте должны быть указаны : граница рабочего места , габариты проходов и проездов , места для хранения материалов , расположения инвентаря , порядок уборки отходов и т . д .

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 1

1. Общие положения . 1

2. Мероприятия по улучшению условий труда и предупреждению травматизма на строительстве автомобильных дорог в условиях крайнего севера . 2