МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОВЫШЕНИЮ МОБИЛЬНОСТИ АБЗ
НА БАЗЕ СЕРИЙНО ВЫПУСКАЕМЫХ УСТАНОВОК

ОДОБРЕНЫ МИНТРАНССТРОЕМ СССР

Москва 1974

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОБИЛЬНОСТИ АБЗ НА БАЗЕ СЕРИЙНО ВЫПУСКАЕМЫХ УСТАНОВОК М ., Союздорнии , 1974

Рассмотрены основные организационные вопросы по применению мобильных АБЗ в линейном дорожном строительстве, а также некоторые экономические аспекты их использования. Мотивируется, в частности, выбор схемы склада минеральных материалов, марки битумо- и цементовозов для доставки битума и минерального порошка и определяется рациональное время работы АБЗ без передислокации.

Предисловие

Для повышения темпа и эффективности внегородского дорожного строительства целесообразно использовать передвижные производственные предприятия , в частности АБЗ , поскольку при этом повышается загрузка оборудования и снижается дальность возки готовых смесей .

В « Методических рекомендациях по повышению мобильности АБЗ на базе серийно выпускаемых установок» рассмотрены вопросы выбора различных средств доставки битума и минерального порошка к АБЗ производительностью 25 - 200 т / час при изменении дальности возки ; выбор рационального типа склада при различном времени работы АБЗ на одном месте , а также определения срока работы АБЗ без передислокации . Работа предназначена для инженерно - технических работников дорожно - строительных организаций .

« Методические рекомендации» составил канд . техн . наук А . Ю . Гольдштейн .

Замечания и пожелания просьба направлять по адресу : 143900 Балашиха -6 Московской обл ., Союздорнии .

Общие положения

1. По способу организации и обустройства асфальтобетонные заводы ( АБЗ) делятся на стационарные, передвижные и полустационарные.

2. Стационарные АБЗ обычно длительное время используют на одном месте. Они имеют капитально устроенное складское хозяйство, позволяющее хранить большие запасы компонентов смесей. Минеральные материалы со складов подают ленточными конвейерами, расположенными в подземных галереях. Нередко такие предприятия включают дробильное и сортировочное оборудование, цеха помола минерального порошка и используют смесительное оборудование, обеспечивающее возможность приготовления всех видов смесей. Компоненты смесей подвозят по железной дороге или водным транспортом.

Передислокация такого хозяйства в условиях линейного дорожного строительства приводит к необходимости внести изменения в конструкцию стационарного оборудования, не затрагивая при этом технологической основы производства.

3. Передвижные АБЗ чаще комплектуют смесительными установками и другим оборудованием в партерной или полубашенной компоновке и размещают вблизи от места укладки смесей. Передвижные заводы обычно являются притрассовыми и работают на одном месте в зависимости от производительности в течение 0,5 - 2 сезонов. Способы подачи минеральных материалов со склада к месту переработки, принятые на стационарных предприятиях, в данном случае неприемлемы, так как при передислокации остается большой объем бросовых работ. Передвижные предприятия облегчают применение местных каменных материалов, и оптимальным с точки зрения транспортирования материалов в ряде случаев является их размещение в карьерах. Минеральный порошок и битум обычно подвозят цементовозами, а битум - битумовозами. Запасы этих материалов на передвижном предприятии ограничены.

4. Полустационарные предприятия являются промежуточными по конструктивным особенностям, компоновке и размещению и в зависимости от конкретных условий приближаются либо к стационарным, либо к передвижным.

5. Мобильность - это характеристика конструкции передвижной асфальтосмесительной установки, заключающаяся в том, что значительная часть ее агрегатов может при передислокации перемещаться на собственном ходу. Передвижной АБЗ необязательно должен быть мобильным, но обязательной характеристикой передвижного комплекта асфальтосмесительного оборудования является возможность его монтажа с минимальными затратами труда и времени. Характерным показателем современности конструкции мобильной установки можно считать способность к « самомонтажу», так как иногда, по имеющимся зарубежным данным, число передислокаций мобильных установок достигает 6 за сезон.

6. Успех организации работ с мобильными заводами зависит от конструкции асфальтосмесительных установок, складов минеральных материалов и битума, обустройства площадки АБЗ, а также:

а) от объема работ по строительству покрытий внегородских автомобильных дорог из асфальтобетонных и битумоминеральных смесей;

б) выбора средств доставки битума и минерального порошка к АБЗ разной производительности после их передислокации;

в) выбора рационального типа склада при различном времени работы АБЗ на одном месте;

г) определения срока работы АБЗ на одном месте.

Выпуск смесей и характеристика объектов линейного строительства

7. Анализ использования битумоминеральных смесей, проведенный в Союздорнии, показал, что примерно 40 % общего количества приготавливаемых и укладываемых на дорогах СССР смесей приходится на долю внегородского дорожного строительства, причем доля применения их в разных республиках колеблется в широких пределах. Например, в РСФСР - около 36 %, Белоруссии - около 48 %, а в Армении, Узбекистане и Туркмении - около 70 %. Поэтому целесообразно выпускать передвижные установки с суммарной производительностью не менее 40 % от общей, особенно с учетом роста строительства внегородских автомобильных дорог.

8. Структура выпускаемого смесительного оборудования для оптимального обеспечения объектов дорожного строительства и их характеристики взаимосвязаны. Данные о загрузке асфальтобетонных заводов Главдорстроя за 1971 - 1972 гг. очень близки к тем, которые характеризовали загрузку 1966 - 1970 гг. ( рис. 1 ). Следовательно, эти данные весьма представительны и могут быть использованы для прогноза на ближайшие 3 - 5 лет. Потребность 35 % объектов строительства в смесях по- прежнему остается в диапазоне 15 - 17 тыс. т/ год. При этом обеспечивается загрузка обслуживающих их заводов на 60 %. Объекты с большими объемами работ встречаются редко: с объемом 50 - 60 тыс. т/ год - около 12 % при наличии 30 % АБЗ соответствующей производительности.

Анализ загрузки АБЗ за 1966 - 1972 гг. показывает, что после периода сравнительно полной загрузки АБЗ, достигшей в 1966 - 1968 гг. 85 %, этот показатель посте пенно снижается . Поэтому для повышения эффективности работы АБЗ необходимо широко использовать мобильные установки .

Рис . 1 . Полоса распределения АБЗ по объемам смесей на объекте за 1966 - 1972 гг .

Рациональные условия использования специальных средств автомобильного транспорта

9. Учитывая особенности перевозки и хранения минерального порошка и битума , нецелесообразно устраивать большие склады , поскольку перевозка и монтаж значительного количества емкостей резко усложнит и удорожит производство работ . В связи с этим при работе с передвижным заводом приемлема организация работ с заводскими инвентарными емкостями при доставке материалов специализированным автотранспортом .

Рис . 2 . Влияние дальности возки на выбор грузоподъемности цементовозов ( а ) и битумовозов ( б ) в зависимости от производительности АБЗ:

1 - П = 25 т / час ; 2 - П = 50 т / час ; 3 - П = 100 т / час ; 4 - П = 200 т / час ; 5 - количество ездок

10. Расчетным путем определены границы, в которых целесообразно использовать различные цементо- и битумовозы для доставки минерального порошка и битума к мобильным АБЗ производительностью 25 - 200 т/ час при максимальной дальности транспортирования 100 км. При расчете было принято, что количество минерального порошка и битума составляет в среднем около 7 % от веса смесей. Вторым допущением было равенство эксплуатационных скоростей движения машин разных марок. Скорость была при нята равной 30 км/ час.

На рис. 2 показано влияние дальности возки на выбор грузоподъемности цементо- и битумовозов в зависимости от производительности ( П) АБЗ. В частности, ц ементовоз марки С-956 может обслужить АБЗ производительностью 25 т/ час при дальности возки не более 55 км. При увеличении дальности возки необходимо и спользовать либо два таких цементовоза, либо машины другой марки ( С-571, С-927), с помощью которой можно обслужить один завод производительностью 50 т/ час при дальности возки, не превышающей 75 км. Эти машины могут также обслужить АБЗ производительностью 100 т/ час при дальности возки, не превышающей 38 км. Максимальная дальность возки при работе АБЗ производительностью 200 т/ час с одним цементовозом С-652 - 45 км; при превышении этой дальности необходимо использовать большее количество цементовозов.

На рис. 2 кривая 5 определяет количество ездок машины в течение смены при изменении дальности возки безотносительно к производительности обслуживаемого АБЗ.

Выбор рационального типа склада

11. Способность АБЗ к передислокации в большой степени определяется выбором типа склада минеральных материалов. Выбор типа склада минеральных ма териалов заметно отражается и на экономических показателях передвижного завода .

12 . На выбор типа склада для работы совместно с притрассовым передвижным АБЗ влияют следующие основные факторы :

1 ) частота передислокации ;

2 ) объем складируемых материалов ;

3 ) наличие соответствующего оборудования ;

4 ) особенности технологической схемы АБЗ ;

5 ) обеспечение соответствия производительностей склада и смесительной установки ;

6 ) природные условия в месте установки завода .

13 . Частота передислокации связана с производительностью завода и темпом строительства и рассматривается в разделе « Снижение расходов на доставку смесей» .

14 . При разработке проектов строительства автомобильных дорог принято считать , что АБЗ с одним смесителем стоит на месте не более двух лет . За это время может быть построено 25 - 30 км дороги в обе стороны от АБЗ .

15 . Для передвижного завода при соответствующем выборе оборудования возможны более частые передислокации , однако чем больше их частота , тем специфичней требования к оборудованию склада минеральных материалов .

16 . Большое влияние на экономические показатели работы склада оказывает и объем бросовых работ . По признаку минимума бросовых работ при передислокации к наиболее рациональным схемам складов минеральных материалов можно отнести : склад с использованием фронтальных автопогрузчиков разной производительности , склад с использованием радиально - скреперных установок и склад с приямками .

17 . При анализе вопросов , связанных с определением запасов минеральных материалов , необходимо учи тывать неравномерность их поставки. В новых типовых проектах АБЗ принят 40- дневный запас минеральных материалов.

18. В связи с серийным выпуском машин ТО-17 и ТО-18 появляется возможность использования для передвижного АБЗ склада с фронтальными погрузчиками - наиболее распространенного, по зарубежным данным, типа склада.

19. Перспективным представляется сравнительно дешевый и простой склад с радиально-скреперной установкой.

20. Склад с приямками оборудуется серийно выпускаемыми средствами механизации и в настоящее время, в связи с дефицитностью фронтальных погрузчиков и отсутствием радиально- скреперных установок, является наиболее широко распространенным при устройстве притрассового завода.

21. Экономическая эффективность указанных типов складов при работе на одном месте в течение 0,5 - 1 года очень близка.

22. На рис. 3 приведена зависимость производительности погрузчиков от транспортного пути, позволяющая выбрать наиболее рациональный тип машины для применения в конкретных условиях. Для построения графика были использованы данные экспериментальных работ, проведенных во ВНИИстройдормаше. Часть кривых получена расчетным путем.

23. Необходимость согласования производительности склада и производительности смесительных установок ограничивает выбор оборудования. Например, фронтальные погрузчики ТО-17 нецелесообразно применять с АБЗ производительностью более 50 т/ час. Радиально- скреперные установки обычно также не обеспечивают большей производительности.

24. Природные условия в меньшей степени влияют на выбор типа склада, однако, например, при высоком уровне стояния грунтовых вод следует отказаться от применения склада с приямками или с приемным бункером.

Рис . 3 . Зависимость эксплуатационной производительности фронтальных погрузчиков по маркам от длины транспортного пути :

1 - Д -561; 2 - ТО -17; 3 - Т -157; 4 - Т -157 ( экспериментальные данные ); 5 - Д -543; 6 - Д -660; 7 - Д -660 ( экспериментальные данные )

Снижение расходов на доставку смесей

25. При применении передвижных АБЗ повышается их загрузка и соответственно снижается себестоимость смесей. Кроме того, уменьшается стоимость доставки смесей к месту укладки при сокращении дальности возки. При этом снижается и количество потребных автомобилей- самосвалов. С сокращением максимальной дальности возки до 30 - 40 км требуемое количество транспорта снижается на 50 - 60 %.

26 . При необходимости доставки составляющих смесей к месту установки передвижного АБЗ автомобильным транспортом целесообразно использовать большегрузные автомобили , сторонний транспорт и также планировать работы на время внестроительного сезона .

27 . Стоимость перевозки смесей в Главдорстрое составляет около 6 руб . на тонну при стоимости приготовления менее 2 руб . При сохранении общего объема укладываемых смесей и ограничении дальности возки до 40 км можно снизить стоимость перевозки примерно на 30 % этого показателя , а при ограничении до 28 км , что вполне реально при использовании мобильных установок , вдвое .

Определение времени работы АБЗ на одном месте

28 . Оценить время работы АБЗ на одном месте при линейном строительстве можно по следующей формуле :

где q см - потребное количество смесей на 1 км дороги , т;

L - принятая максимальная дальность возки смесей , км ;

П - производительность АБЗ , т / год .

29 . При работе на сосредоточенных объектах или на объектах смешанного вида применение предложенного выражения требует уточнения .

30. На удобство эксплуатации асфальтосмесительного оборудования, а значит и на фактическую производительность, большое влияние оказывает комплектность АБЗ, т. е. наличие в составе установки всех агрегатов, обеспечивающих все операции - от приема, хранения и перемещения компонентов до выдачи смесей в автомобили- самосвалы.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 1

Общие положения . 1

Выпуск смесей и характеристика объектов линейного строительства . 2

Рациональные условия использования специальных средств автомобильного транспорта . 3

Выбор рационального типа склада . 4

Снижение расходов на доставку смесей . 6

Определение времени работы АБЗ на одном месте . 6

Еще документы скачать бесплатно