Методические рекомендации Методические рекомендации по формированию производственных структур дорожно-строительных организаций
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
( СОЮЗДОРНИИ )
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР
ДОРОЖНО - СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Одобрены Минтрансстроем
Москва 1979
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ . Союздорнии . М ., 1979.
Изложены основные принципы формирования производственных структур дорожно - строительных организаций с учетом уровней концентрации и специализации производства . Рассмотрены методы выбора рациональных структур : метод вариантного проектирования на основе анализа сравнительной экономической эффективности конкурирующих вариантов и метод экономико - математического моделирования с применением аппарата математического программирования .
Методика иллюстрируется примером разработки производственной структуры дорожно - строительных организаций , применяющих высокопроизводительные комплекты машин типа ДС -100.
Табл . 6, рис . 1, библ . 2.
Предисловие
Совершенствование производственной и организационной структуры строительства является одним из наиболее действенных факторов ускорения научно - технического прогресса .
Применительно к дорожному строительству актуальность вопросов совершенствования производственных структур дорожно - строительных организаций определяется следующими обстоятельствами . Дорожное строительство представляет собой высокомеханизированное производство с мощной материально - технической базой , для которого в настоящее время характерно значительное углубление процессов концентрации и специализации производства , вызванных оснащением дорожно - строительных организаций высокопроизводительными машинами и оборудованием , обладающими совершенно другими количественными и качественными возможностями по сравнению с использовавшимися ранее , изменением технологии производства работ , их объемов и структуры . Несмотря на это существующая производственная структура дорожно - строительных организаций и их организационные формы продолжают оставаться неизменными на протяжении последних 15 - 20 лет .
Поэтому одним из основных вопросов повышения эффективности д орожного строительства является совершенствование производственных структур дорожно - строительных организаций , приведение их в соответствие с достигнутым уровнем научно - технического прогресса в строительстве .
В « Методических рекомендациях по формированию производственных структур дорожно - строительных ор ганизаций рассмотрены методы выбора рациональных структур : метод вариантного проектирования на основе анализа сравнительной экономической эффективности конкурирующих вариантов и метод экономико - математического моделирования с применением аппарата математического программирования .
Настоящие « Методические рекомендации» составлены инженерами Б . Н . Гришаковым и В . И . Чуевым под руководством канд . эконом. наук Е . М . Зейгера .
Замечания и пожелания просьба направлять по адресу : 143900 Балашиха -6 Московской обл ., Союздорнии .
Общие положения
1 . Настоящие « Методические рекомендации» предназначены для использования д орожно - строительными министерствами и ведомствами , научно - исследовательскими учреждениями , проектными и строительными организациями при совершенствовании существующих и разработке новых производственных структур дорожно-строительных организаций .
2 . Под производственной структурой дорожно - строительной организации понимается совокупность соподчиненных и взаимосвязанных единиц , выполняющих конкретные производственно - хозяйственные функции , различающихся уровнем специализации и концентрации дорожно - строительного производства и существующих в виде определенных организационных форм .
3 . Производственная структура дорожно - строительной организации представляет собой форму организации технологического процесса и находит свое выражение в размере и производственной мощности строительной организации , профиле ее специализации ; количестве и профиле специализации ее подразделений ( элементов производственной структуры ); степени централизации обслуживающих и подсобных производств ; комплексе технологических взаимосвязей между подразделениями .
4 . Производственная структура тесно связана с организационной ( структурой управления ) дорожно - строительной организации , под которой понимается совокупность подразделений и исполнителей аппарата управления , а также функциональных взаимосвязей между ними .
5 . Организационная структура дорожно - строительной организации должна проектироваться , создаваться и корректироваться на основе производственной структуры , изменение которой , в свою очередь , может быть обу словлено изменениями следующих основных факторов : технологии производства ; его технического оснащения ; объемов и структуры работ ; территориальной концентрации производства и др .
В свою очередь организационная структура оказывает обратное воздействие на производственную структуру , взаимодействует с ней в процессе управления производством .
6 . Непосредственное влияние на производственную структуру дорожно - строительной организации , в значительной степени определяя ее количественные и качественные характеристики , оказывают такие формы общественной организации производства , как концентрация , специализация и кооперация .
7 . Концентрация дорожно - строительного производства - это процесс укрупнения организаций , который проявляется в сосредоточении производства в крупных организациях , уменьшении числа объектов , на которых ведутся работы , а также в ограничении территориальной рассредоточенности деятельности строительных организаций .
В качестве показателя концентрации производства при проектировании производственной структуры дорожно-строительной организации используется годовой объем строительно - монтажных работ , выполняемых собственными силами .
8 . Под специализацией строительного производства понимают разделение общественного труда по различным отраслям и подотраслям , а внутри отраслей - по строительно - монтажным организациям и ли их подразделениям , имеющим однородную технологию производства или выполняющим однотипные конструктивные элементы и виды работ .
В строительстве различают два вида специализации : отраслевую и технологическую . Отраслевая специализация выражается в создании министерств , главных уп равлений , строительных организаций , которые выполняют работы по возведению зданий и сооружений определенного назначения для соответствующих отраслей потребителей . Технологическая специализация предполагает расчленение всего процесса строительства сооружения по технологическим признакам на виды работ , конструктивные элементы или технологически однородные процессы .
Наиболее перспективна в дорожном строительстве технологическая специализация .
В качестве показателя уровня специализации дорожно - строительных организаций при проектировании их производственных структур используется показатель однородности производства (Ко.п.), рассчитываемый по формуле :
( 1 )
где n - число рассматриваемых видов работ ;
qi - доля i - го вида работ по стоимости ( или трудоемкости ) в общем объеме работ ( общей трудоемкости ) организации , тыс . руб . ( чел .- дн .);
Основные принципы формирования производственных структур дорожно-строительных организаций
9 . Производственные структуры дорожно - строительных организаций проектируют в следующих случаях : при создании новых дорожно-строительных организаций и при необходимости совершенствовать производственную структуру существующих , что может быть вызвано коренными изменениями в объемах и структуре выполняемых ими работ , в техническом оснащении и технологии производства или одновременным изменением этих факторов .
10 . Перед проектированием производственной структуры дорожно - строительных организаций необходимо установить их профиль и ориентировочную мощность на основе анализа предварительно планируемых им объемов и видов работ , степень загрузки и специализацию других дорожно - строительных организаций , функционирующих в намеченной для рассматриваемых организаций зоне действия .
11 . При разработке производственной структуры дорожно - строительная организация рассматривается как условно замкнутая система , т . е . такая система , в которой изменение мощности или специализации одной из составляющих структуры этой организации оказывает влияние на мощность и специализацию других собственных подразделений , как выполняющих такой же набор работ , так и связанных с ней технологически .
12 . Формирование производственной структуры дорожно - строительных организаций осуществляется на основе рассмотрения разных ее вариантов , которые различаются количеством , концентрацией и специализацией элементов структуры , производственными мощностями , технологическими и экономическими взаимосвязями , методами организации строительно - монтажных работ и т . д . Рациональная производственная структура дорожно - строительной организации должна базироваться на оптимальном сочетании уровней концентрации и специализации производства , обеспечивающем такие пропорции между элементами структуры , которые обусловливают наиболее экономичное выполнение плановых заданий .
13 . Процесс формирования рациональной п роизводственной структуры включает следующие относительно самостоятельные этапы :
изучение , анализ и обобщение характеристик производственных структур существующих дорожно - строительных организаций ;
формирование массива исходных конкурирующих в ариантов производственных структур , отдельных элементов структур и определение их основных технико -э кономических показателей ;
выбор наилучшего из конкурирующих вариантов по принятому критерию ;
анализ и корректировка полученной производственной структуры .
14 . Изучение производственных структур существующих организаций , анализ реальных , проверенных практикой тенденций их развития позволяют наметить наиболее приемлемые решения , избежать разработок заведомо бесперспективных вариантов .
15 . Формирование исходных вариантов производственных структур и вариантов их отдельных элементов осуществляется с учетом следующих факторов :
экономически целесообразной годовой загрузки элементов производственной структуры ;
технологической однородности производственных процессов и видов работ , выражающейся в однородности используемых машин и оборудования , строительных материалов и конструкций , технологических приемов и операций ;
временной и пространственной взаимосвязи технологических процессов и видов работ ;
степени внутригодовой равномерности производства строительно - монтажных работ и использования трудовых ресурсов ;
завершенности технологических процессов или видов работ , степени готовности конструктивных элементов ;
степени управляемости , проявляющейся в обеспечении эффективного управления д орожно - строительным производством з а счет своевременного принятия необходимых решений .
16 . Технико - экономические показатели вариантов производственных структур определяют на основе норм и нормативов потребности в материально - технических и трудовых ресурсах с учетом изменения эффективности работы подразделений , составляющих структуру , в связи с изменением уровня их технологической специализации и степени концентрации производства .
Для характеристики деятельности организации и ее подразделений используют следующие показатели :
годовой объем строительно - монтажных работ , выполняемый по генподряду и собственными силами ;
приведенные затраты на производство строительно - монтажных работ ;
среднегодовую стоимость основных производственных фондов , в том числе среднегодовую стоимость основных производственных фондов строительного назначения ;
численность работников , в том числе занятых на строительно - монтажных работах и в подсобном производстве ;
выработку на одного работника , занятого на строительно - монтажных работах и в подсобном производстве ;
фондоотдачу ;
уровень специализации по ведущему виду работ ;
коэффициент однородности производства .
Для характеристики других сторон производственно - хозяйственной деятельности проектируемой организации возможен расчет дополнительных показателей .
17 . Исследование конкурирующих вариантов и выбор наилучшей производственной структуры дорожно - строительной организации осуществляется на основе принятого критерия оптимальности . Поскольку изменения производственных структур строительной организации оказывают влияние на величину текущих затрат и единовременных капитальных вложений , то выбор наилучшего варианта следует производить по минимуму приведенных затрат П, которые и принимаются в качестве критерия оптимальности :
П = С + ЕнК, ( 2)
где С - текущие издержки производства ( себестоимость строительно - монтажных работ );
К - единовременные затраты по сравниваемым вариантам ( вложения на приобретение машин и оборудования , создание производственной базы строительства );
Е н - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности , Ен = 0,12.
18 . При проектировании производственной структуры действующей дорожно - строительной организации в условиях , когда не предусмотрены значительные изменения в величине и структуре основных производственных фондов , в качестве критерия оптимальности можно принимать себестоимость строительно - монтажных работ .
19 . Исследовать возможные варианты производственных структур и выбирать , на основе принятого критерия , наилучший можно методом вариантного проектирования на основе анализа сравнительной экономической эффективности конкурирующих вариантов и м етодами экономико - математического моделирования .
Первый метод достаточно прост , однако с его помощью нельзя рассмотреть все возможные ва рианты структур , в связи с чем можно выбрать в качестве наилучшего неоптимальный вариант .
Применение методов экономико - математического моделирования позволяет избежать этих недостатков и является наиболее перспективным направлением оптимизации производственных структур .
20 . При анализе полученной оптимальной , по принятому критерию , производственной структуры проверяется ее устойчивость к изменению условий , вызвавших ее выбор ( т . е . исследуется , как , например , изменение структуры работ влияет на выбранную производственную структуру дорожно - строительной организации и ее технико - экономические показатели ). На основе этого анализа , а также привязки принятого варианта структуры к конкретным условиям строительства , при которой учитываются дополнительные условия , не принимавшиеся во внимание при формировании вариантов структур, проводятся необходимые корректировки и окончательный выбор структуры .
21 . В общем случае технико - экономическая постановка задачи формирования рациональной производственной структуры дорожно - строительной организации ( на уровне треста ) формулируется следующим образом .
Заданы годовые объемы и структура работ , подлежащих выполнению собственными силами , сформированы варианты типов низовых строительных организаций , различающиеся уровнем и характером специализации и мощностью . Для каждого типа низовой строительной организации задан параметрический ряд возможных мощностей . На основе норм и нормативов затрат ресурсов и статистических зависимостей основных технико - экономических показателей от уровня специализации мощности для каждого типа низовой организации определены приведенные затраты на производство строительно - монтажных работ .
Требуется определить такой состав ( по мощности , специализации и количеству ) низовых организаций треста , который обеспечивает выполнение заданных объемов работ с минимальными суммарными приведенными затратами .
Исходная информация и расчет технико-экономических показателей производственных структур и их элементов
22 . Для формирования набора элементов производственной структуры , в дальнейшем называемых низовыми строительными организациями , требуются следующие исходные данные :
годовой объем строительно - монтажных работ , планируемый проектируемой дорожно - строительной организации для выполнения собственными силами ;
укрупненный перечень видов работ , выполняемых собственными силами ;
годовые объемы строительно-монтажных работ по видам работ .
Эти данные устанавливаются на основе планируемых проектируемой организации объемов работ , титульных списков объектов и проектно-сметной документации на них или на аналогичные объекты .
23 . При расчете основных технико-экономических показателей низовых строительных организаций используют :
для определения среднегодовой стоимости основных производственных фондов и их активной части - нормативы потребности в машинах и оборудовании на 1 млн . руб . строительно - монтажных работ , схемы комплексной механизации и технологические к арты на производство основных видов дорожно - строительных работ , а также балансовые или расчетные стоимости машин и механизмов ;
для расчета численности всех работников , в том числе занятых на строительно - монтажных работах и в под собном производстве , - нормы трудозатрат на 1 км строительства автомобильных дорог и на отдельные конструктивные элементы и виды работ , схемы комплексной механизации и технологические карты , положения о типовых штатах дорожно - строительных организаций ;
для расчета приведенных затрат в качестве себестоимости принимают сметную себестоимость производства строительно - монтажных работ , а в качестве капитальных вложений - среднегодовую стоимость основных производственных фондов .
24 . Среднегодовую стоимость основных производственных фондов следует определять исходя из стоимости активной части основных производственных фондов и из поправочного коэффициента , получаемого на основе анализа сложившегося в отрасли соотношения величин основных производственных фондов и их активной части .
25 . При расчете активной части основных производственных фондов на выполняемый по каждому виду объем работ на основе схем комплексной механизации и технологических карт должны быть определены составы отрядов машин и механизмов . При этом необходимо обеспечивать 100 %- ную или близкую к ней загрузку ведущих машин и механизмов и необходимое количество комплектующих машин .
Количество однотипных машин по каждому виду работ , выполняемых низовой строительной организацией , суммируется и определяется их стоимость , сумма которой по всему парку машин и оборудования дает стоимость активной части основных производственных фондов низовой организации .
26 . Численность всех работающих следует определять на основе численности рабочих , занятых на строительно - монтажных работах и в подсобном производстве , и численности аппарата управления и линейных ИТР , предусмотренных положениями о типовых штатах .
При расчете численности рабочих , занятых н а строительно - монтажных работах и в подсобном производстве , величина трудоемкости по каждому виду работ делится на число рабочих дней в году , в течение которых этот вид работ может быть выполнен в соответствии с нормативными документами. Сумма числа рабочих , занятых на всех видах работ , выполняемых низовой строительной организацией , дает потребность в рабочих на 1 день . Затем определяется среднемесячная потребность в рабочих на каждый месяц , что дает возможность рассчитать среднесписочное число рабочих за год.
27 . При расчете составляющих приведенных затрат для каждого сформированного типа низовых строительных организаций и каждого варианта их мощности используют поправочные коэффициенты , учитывающее изменение удельной себестоимости и удельных к апитальных вложений в зависимости от мощности низовой организации и уровня ее специализации .
Сметная себестоимость строительно-монтажных работ С ij в низовой строительной организации i - го типа при j -м варианте ее мощности , рассчитанная с учетом влияния концентрации и специализации п роизводства , определяется по формуле:
С ij = Cij см × a ¢ ij × a ² ij , ( 3)
где a ¢ ij , a ² ij - поправочные коэффициенты , учитывающие изменение удельной себестоимости соответственно от мощности низовой организации и степени технологической однородности производства .
Величина сметной себестоимости Cij см принимается равной годовому объему работ , выполняемому низовой организацией i - го типа при j - м варианте ее мощности , уменьшенному на величину плановых накоплений .
28 . Единовременные капитальные вложения Kij , обеспечивающие j - й вариант мощности i - го типа низовой строительной организации , следует рассчитывать по формуле :
( 4 )
где - стоимость основных производственных фондов i - го типа низовой строительной организации при j - м варианте мощности , рассчитанная без учета влияния концентрации и специализации производства ;
- поправочные коэффициенты , учитывающие изменение величины капитальных вложений соответственно от мощности низовой организации и степени технологической однородности производства .
2 9. Поправочные коэффициенты a ¢ ij , a ² ij , b ¢ ij и b ² ij определяют на основе следующих статистических зависимостей :
C у = f (Q); ( 5)
C у = f (K о . п ); ( 6)
Ку = f (Q); ( 7)
Ку = f (K о . п ); ( 8)
Зависимости ( 5) - ( 8) устанавливают характер и степень влияния на показатели удельной себестоимости Су строительно - монтажных работ и удельных капитальных вложений Кв в основные производственные фонды мощности ( объема ) Q и степени однородности производства Ко.п.
Расчет зависимостей ( 5) - ( 8) производится методом регрессионного анализа по отчетным данным низовых организаций существующих дорожно - строительных трестов [ 1, 2].
Как показали проведенные исследования , наилучшими функциями , аппроксимирующими зависимости ( 5) - ( 8), являются парабола и гипербола .
30 . Поправочные коэффициенты a ¢ ij и a ² ij определяются на основе зависимостей ( 5 ) и ( 6 ) по следующим формулам :
( 9)
( 10)
где и - соответственно значения удельной себестоимости для мощности Qij и степени однородности производства низовой строительной организации i - го типа при j - м варианте мощности ;
и - значения удельной себестоимости для среднего значения мощности и среднего значения однородности производства для совокупности организаций , по которым рассчитывались статистические зависимости ( 5) и ( 6).
Значения , , и получают , подставляя в статистические зависимости ( 9), ( 10) соответственно величины Qij , , , .
31 . Аналогично , используя статистические зависимости ( 7 ) и ( 8 ), рассчитывают поправочные коэффициенты b ¢ ij и b ² ij :
( 11)
( 12)
Определение рациональной производственной структуры дорожно-строительной организации методом вариантного проектирования
3 2 . При определении рациональной производственной структуры методом вариантного проектирования наиболее важным этапом является разработка набора конкурирующих вариантов производственных структур дорожно - строительных организаций . Этот набор следует формировать на основе анализа технологических взаимосвязей каждого из сформированных типов низовых строительных организаций с другими типами , с учетом условия выполнения заданного объема работ как в целом по организации , так и по отдельным укрупненным видам . При анализе технологических взаимосвязей низовых организаций из всех теоретически возможных необходимо учитывать только такие , на основе которых могут быть созданы практически целесообразные производственные структуры дорожно - строительных организаций .
33 . Чтобы сократить количество конкурирующих вариантов производственных структур при их формирован ии , следует ограничивать количество низовых организаций производственной структуры и количество вариантов мощности каждого типа низовой строительной организации .
34 . Суммарные приведенные затраты по каждому варианту производственной структуры определяют суммированием приведенных затрат на производство строительно - монтажных работ по всем низовым строительным организациям , вошедшим в рассматриваемый вариант производственной структуры . Минимальное значение суммарных приведенных затрат определяет рациональную производственную структуру дорожно - строительной организации ( см . приложение ).
Определение рациональной производственной структуры методом экономико-математического моделирования
35 . При применении экономико - математического моделирования рассматриваемая задача в формализованном виде записывается следующим образом :
минимизировать целевую функцию
( 13 )
при следующих ограничениях :
( 14 )
( 15 )
xij - целочисленные для Vij ; ( 16)
xij ³ 0; ( 17)
х ij ³ Uij , ( 18)
где i - индекс типа низовой строительной организации, ;
j - индекс варианта мощности i - го типа низовой строительной организации , ;
xij - количество низовых строительных организаций i - го типа при j - м варианте мощности ;
к - индекс вида работ , ;
П ij - приведенные затраты по i - му типу низовой строительной организации при j - м варианте ее мощности ;
Q к - годовой объем работ к- го вида , подлежащий выполнению проектируемой дорожно - строительной организацией ;
q к ij - объем работ к - го вида , выполняемый i - м типом низовой строительной организации при j - м варианте ее мощности ;
Uij - верхняя граница возможного изменения переменной xij .
36 . Целевая функция и ограничения задачи экономически интерпретируются следующим образом :
целевая функция ( 13) минимизирует суммарные приведенные затраты на выполнение заданного объема строительно - монтажных работ ;
условие ( 14) требует выполнения всех заданных объемов по каждому виду работ ;
условие ( 15) гарантирует включение в производственную структуру треста не менее одной низовой строительной организации ;
условия ( 16) и ( 17) учитывают ц елочисленность и неотрицательность переменных х ij ;
условие ( 18) устанавливает максимальное количество низовых строительных организаций i - го типа при j - м варианте мощности , которое может быть включено в производственную структуру .
Для расчета Uij используют следующую формулу :
( 19)
где ( 20)
а E( uij ) - це лая часть числа uij .
37 . В результате решения задачи определяются значения переменных xij , т . е . количество низовых строительных организаций , включенных в оптимальную производственную структуру , их типы и мощности .
38 . Рассматриваемая задача относится к классу задач целочисленного программирования и решается с использованием метода « ветвей и границ ». Решение задачи начинается с отыскания оптимального решения соответствующей задачи линейного программирования , полученной в результате отбрасывания условий целочисленности . Затем перебирается множество всех возможных частично целочисленных решений путем присвоения каждой переменной поочередно целых значений из заданного интервала ее изменения . При этом снова решается задача линейного программирования . Некоторые значения целочисленных переменных могут быть исключены из рассмотрения , если окажется , что они не дают улучшения значения целевой функции , полученной к этому моменту . Лучшее значение целевой функции соответствует оптимальной производственной структуре .
Для решения задачи можно использовать вычислительные машины типа Е С , в математическом обеспечении которых имеются стандартные программы , реализующие этот алгоритм .
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИМЕР
определения рациональных производственных структур дорожно-строительных
организаций, применяющих высокопроизводительные комплекты машин типа ДС-100
С 1973 г . дорожно - строительные организации оснащаются высокопроизводительными комплектами машин типа ДС -100 для устройства дорожных одежд . Опыт эксплуатации дорожно - строительными организациями Минтрансстроя комплектов показал их высокую экономическую эффективность . Однако потенциальный экономический эффект от использования комплектов не реализуется полностью по ряду причин , одна из которых - несоответствие организационных форм их эксплуатации техническим возможностям этих комплектов .
В связи с этим поставлена задача разработать рациональные производственные структуры дорожно - строительных организаций , эксплуатирующих комплекты машин типа ДС -100.
Исходные данные , положенные в основу формирования вариантов производственных структур
В качестве основной производственной единицы, функционирующей как социалистическое государственное предприятие , принят строительный трест . Поэтому в дальнейшем рассматривается организационно - производственная структура дорожно - строительного треста , оснащенного комплектами ДС -100.
Принято , что тресты , структура которых разрабатывается, ведут строительство дорог общегосударственного и республиканского значения I и II категории . В качестве эталонной принята дорога II категории во II дорожно - климатической зоне . Конструкция дорожной одежды состоит из цементогрунтового основания шириной 8,6 м и толщиной 17 см и цементобетонного покрытия шириной 7,8 м и толщиной 22 см . Анализом смет на ряд объектов - представителей установлено , что средняя сметная стоимость 1 км дороги составила 500 тыс . руб ., а сметная стоимость работ по строительству 1 км дороги , выполняемых собственными силами , - 420 тыс . руб .
На основе анализа проектно-сметной документации был установлен набор работ , укрупненно отражающий весь комплекс строительства автомобильной дороги , осуществляемого собственными силами , а также удельный вес отдельных видов работ в сметной стоимости строительства 1 км дороги , выполняемого собственными силами .
Общая потребность в трудозатратах на 1 км дороги, в том числе по каждому виду работ , рассчитана на основе проектов организации строительства на объекты - представители , « Технологических схем комплексной механизации основных видов дорожно - строительных работ », составленных Союздорнии , технологических карт на отдельные виды работ , подготовленных Оргтрансстроем , действующих ЕНиР , а также на основе фактических данных о работе комплектов машин типа ДС -100.
Укрупненный набор работ , удельный вес по стоимости и трудоемкости каждого вида приведены в табл . 1.
В соответствии со СНиПами и СН 440-72, для определения потребности в трудовых и технических ресурсах установлена календарная продолжительность каждого вида работ и обоснован режим работы комплектов , ЦБЗ и грунтосмесительных установок .
Величина годовой выработки комплекта ДС- 100 принята равной 70 км исходя из того , что годовая произ водительность 50 - 55 км практически уже д остигнута , а производительность 70 - 75 км предполагается достичь к 1980 г .
Таблица 1
Удельный вес укрупненных видов дорожно - строительных работ по стоимости и трудоемкости
Номер вида работы |
Вид работы |
Удельный вес вида работы , % |
|
по сметной стоимости |
по трудоемкости |
||
1 |
Подготовительные работы |
2,14 |
0,52 |
2 |
Возведение земляного полотна |
17,13 |
28,64 |
3 |
Строительство малых искусственных сооружений |
10,17 |
4,17 |
4 |
Устройство основания |
14,99 |
19,48 |
5 |
Устройство покрытия |
28,91 |
18,23 |
6 |
Рекультивационные работы |
1,71 |
1,56 |
7 |
Укрепительные работы и обеспечение водоотвода |
5,35 |
1,87 |
8 |
Отделка и обстановка дороги |
8,35 |
9,69 |
9 |
Заготовка дорожно - строительных материалов |
2,68 |
2,92 |
10 |
Строительство баз , профилактика и подготовка дорожно-строительной техники к строительному сезону |
8,87 |
12,92 |
11 |
Транспортные работы |
- |
- |
Возможные типы низовых строительных организаций производственной структуры треста
При определении возможных типов низовых строительных организаций , в составе которых эксплуатируются комплекты ДС -100, было принято , что таких типов может быть два ( табл . 2, № 1 и 2).
Низовая строительная организация 1- го типа выполняет все работы , за исключением подготовительных и по возведению земляного полотна , проводимых организациями других типов , рассматриваемых ниже .
Низовая строительная организация 2 -го типа характеризуется углублением специализации по сравнению с 1- м типом . Она выполняет комплекс работ только по устройству дорожной одежды , включая строительство баз и заготовку дорожно - строительных материалов .
С точки зрения эффективной эксплуатации комплектов ДС -100 принято , что низовые строительные организации 1 и 2- го типов производят работы в течение одного года в пределах одного объекта или , в некоторых случаях , на нескольких объектах , но в пределах одного региона с постоянным годовым объемом работ .
Остальные типы низовых строительных организаций кроме 3- го ( см . табл . 2), должны обеспечивать нормальную работу организаций , эксплуатирующих комплект (1 и 2- й типы ), выполняя весь комплекс работ по строительству автомобильной дороги .
В качестве одного из типов низовой строительной организации , которая может находиться в составе треста как без технологической связи с организациями , эксплуатирующими комплект , так и с наличием такой связи с организациями 1 и 2 -го типов , рассмотрена организация , аналогичная существующим строительным управлениям ( без комплекта ), выполняющая своими силами весь вышеперечисленный набор работ . В табл . 2 такая организация представлена 3- м типом .
Таблица 2
Рассматриваемые типы низовых строительных организаций
Номер типа и условное обозначение низовой строительной организации |
Наличие комплекта ДС-100 |
Состав выполняемых работ ( по табл . 1 ) |
1 |
1 |
3 - 10 |
2 |
1 |
4, 5, 9, 10 |
3 |
- |
1 - 10 |
4 |
- |
1, 2 |
5 |
- |
1 - 3 |
6 |
- |
3, 6 - 8 |
7 |
- |
6 - 8 |
8 |
- |
1, 2, 3, 6, 7, 8 |
9 |
- |
1, 2*) |
10 |
- |
11**) |
* ) Низовая строительная организация типа существующих механизированных колонн специализированных трестов « Дорстроймеханизация» .
** ) Автотранспортное подразделение .
Определение приведенных затрат на производство строительно - монтажных работ низовыми строительными организациями
Для определения приведенных затрат по каждому типу низовой организации на основе видов работ , выполняемых этой организацией , и исходных данных , приведенных в п . 1 данного приложения , были рассчитаны следующие показатели :
годовой объем строительно-монтажных работ , выполняемый собственными силами ;
сметная себестоимость строительно - монтажных работ ;
стоимость основных производственных фондов ;
коэффициент однородности производства.
Для низовых организаций 1, 2, 4 - 8- го типов годовой объем определяется принятой годовой производительностью комплекта ДС -100 на основе сметной стоимости и ее распределения по видам работ на 1 км дороги .
Для низовых организаций 4 - 8- го типов , кроме того , задано еще два значения годовых объемов работ . Таким образом , для каждой организации 4 - 8 -го типов заданы ряды возможных мощностей из трех величин .
Для низовой организации 3- го типа принятая величина годового объема строительно - монтажных работ , выполняемого собственными силами , соответствует среднему объему работ , выполняемому существующими дорожно - строительными управлениями Минтрансстроя , не оснащенными комплектами ДС -100.
Величина сметной себестоимости принималась равной стоимости годового объема работ , уменьшенной на величину плановых накоплений .
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов для низовых организаций 1, 2, 4 - 8- го типов определяется исходя из стоимости активной части ос новных производственных фондов и поправочного коэффициента , полученного на основе анализа отчетных данных дорожно - строительных управлений .
Стоимость основных производственных фондов низовой организации 3- го типа принята равной средней стоимости фондов существующих строительных управлений .
Показатель однородности производства рассчитывается исходя из объемов работ , выполняемых низовой строительной организацией , по формуле ( 1).
Для расчета поправочных коэффициентов a ¢ , a ² , b ¢ , b ² в низовых организациях 4 - 8- го типов на основе отчетности 65 дорожно - строительных управлений получены методом регрессионного анализа следующие уравнения , устанавливающие связь между удельной себестоимостью , удельными капиталовложениями и объемом производства и коэффициентом однородности производства :
С у = 0,695 + 0,609/ Q ;
K у = 1,296 - 0,316 Q + 0,032 Q 2 ;
С у = 0,983 - 0,116 K о.п - 0,056( K о.п )2;
K у = 0,635 + 0,011/ K о.п .
Принятые для расчета средние значения Q и K о.п равны :
3,6 млн . руб ., 0,54.
Для расчета коэффициентов a ¢ и b ¢ в низовых организациях 1 и 2- го типов аналитическим путем рассчитаны удельная себестоимость строительно - монтажных работ без учета стоимости материалов и удельные капитальные вложения при различных годовых объемах работ , выполняемых комплектом ДС -100, которые аппроксимированы следующими зависимостями :
С у = 0,079 + 1,387/ Q ;
K у = 0,03 + 1,838/ Q .
Таблица 3
Расчет приведенных затрат по типам низовых строительных организаций
Номер типа и условное обозначение низовой строительной организации |
Номер варианта мощности |
Q |
C ¢ |
K ¢ |
K о.п |
a ¢ |
a ² |
b ¢ |
b ² |
C |
K |
Приведенные затраты , млн. руб. |
1 |
1 |
23,7 |
22,3 |
3,9 |
0,455 |
0,873 |
- |
0,825 |
- |
19,5 |
3,22 |
19,88 |
2 |
1 |
16,2 |
13, 2 |
3,4 |
0,71 |
0,873 |
- |
0,825 |
- |
13,27 |
2,81 |
13,61 |
3 |
1 |
3,6 |
3,4 |
1,5 |
0,54 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
3,4 |
1,5 |
3,60 |
4 |
1 |
2,9 |
2,65 |
1,2 |
1,0 |
1,056 |
0,897 |
1,155 |
0,986 |
2,51 |
1,37 |
2,67 |
2 |
3,73 |
3,5 |
1,6 |
1,0 |
0,993 |
0,897 |
0,981 |
0,986 |
3,12 |
1,55 |
3,31 |
|
3 |
5,6 |
5,3 |
2,4 |
1,0 |
0,931 |
0,897 |
0,926 |
0,986 |
4,43 |
2,19 |
4,69 |
|
5 |
1 |
4,3 |
4,1 |
1,22 |
0,627 |
0,967 |
0,982 |
0,922 |
0,995 |
3,89 |
1,12 |
4,02 |
2 |
5,73 |
5,4 |
1,63 |
0,627 |
0,927 |
0,982 |
0,934 |
0,995 |
4,92 |
1,51 |
5,1 |
|
3 |
8,6 |
8,2 |
2,45 |
0,627 |
0 ,887 |
0,982 |
1,65 |
0,995 |
7,14 |
4,02 |
7,62 |
|
6 |
1 |
3,75 |
3,6 |
0,35 |
0,511 |
0,988 |
1,006 |
0,981 |
1,003 |
3,58 |
0,344 |
3,62 |
2 |
5,0 |
4,7 |
0,53 |
0,511 |
0,946 |
1,006 |
0,902 |
1,003 |
4,47 |
0,5 |
4,53 |
|
3 |
7,5 |
7,1 |
0,7 |
0,511 |
0,898 |
1,006 |
1,269 |
1,003 |
6,5 |
0,89 |
6,61 |
|
7 |
1 |
2,25 |
2,2 |
0,3 |
0,66 |
1,12 |
0,976 |
1,304 |
0,995 |
2,4 |
0,39 |
2,45 |
2 |
3,0 |
2,82 |
0,45 |
0,66 |
1,04 |
0,976 |
1,11 |
0,995 |
2,86 |
0,497 |
2,92 |
|
3 |
4,5 |
4,25 |
0,6 |
0,66 |
0,961 |
0,976 |
0,913 |
0,995 |
3,99 |
0,545 |
4,06 |
|
8 |
1 |
6,5 |
6,2 |
1,55 |
0,39 |
0,913 |
1,028 |
1,038 |
1,012 |
5,82 |
1,63 |
6,02 |
2 |
8,7 |
8,2 |
2,07 |
0,39 |
0,885 |
1,028 |
1,7 |
1,012 |
7,46 |
3,56 |
7,89 |
|
3 |
13,1 |
12,4 |
3,1 |
0,39 |
0,858 |
1,028 |
4,61 |
1,012 |
10 ,94 |
14,46 |
12,68 |
|
9 |
1 |
2 |
1,7 |
0,86 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,7 |
0,86 |
1,3 |
Q - годовой объем строительно - монтажных работ , в ыполняемый собственными силами , млн . руб. ;
С ¢ , С, К ¢ , К - сметная себестоимость строительно - монтажных работ и капитальные вложения с оответственно без учета и с учетом уровня специализации и концентрации производства , млн . руб .
Принятое д ля расчета среднее значение годового объема 10,8 млн . руб ., что соответствует объему работ по устройству дорожной одежды (4, 5, 9 и 10- й виды работ из принятого набора ) при годовой производительности комплекта ДС -100 50 км .
Удельная себестоимость производства работ комплектом ДС -100 в этом случае равна удельной себестоимости при использовании традиционной техники ( рельсовых комплектов ).
Расчет приведенных затрат для принятых типов низовых строительных организаций приведен в табл . 3.
Выбор рациональной структуры треста осуществлен методом вариантного проектирования .
Варианты производственной структуры трестов в условиях применения комплектов ДС -100
Варианты структуры трестов , применяющих комплекты ДС -100, разрабатываются на основе анализа возможных технологических взаимосвязей низовых организаций 1 и 2- го типов с организациями остальных типов ( см . рисунок ). Каждая схема предусматривает выполнение всего комплекса работ по строительству автомобильной дороги с помощью комплектов ДС -100 . Предусмотрена также возможность осуществления взаимосвязей с механизированными колоннами специализированных на земляных работах трестов « Дорстроймеханизация », а также с транспортными подразделениями .
Схемы технологических взаимосвязей низовых строительных организаций :
а - первого типа ; б - второго типа
На схемах стрелками и цифрами показана технологическая последовательность выполнения отдельных видов работ ( подготовка фронта работ ) соответствующими низовыми организациями . При этом из всего теоретически возможного набора работ приведены только такие варианты взаимосвязей между низовыми организациями , на основе которых возможно построение практически целесообразной структуры треста .
При формировании вариантов производственных структур принято , что число низовых строительных организаций в тресте не должно превышать шести , что соответствует сложившемуся положению в дорожно - строительных трестах Минтрансстроя .
Возможные варианты структур треста на основе низовой строительной организации 1- го типа представлены в табл . 4 ( первая группа вариантов ).
Варианты подгруппы 1 предусматривают организацию трестов с внутритрестовской специализацией : подготовительные и земляные работы осуществляют специализированные организации 4- го типа , остальные работы выполняют организации 1- го типа .
Варианты подгруппы 2 предусматривают в структуре треста , наряду с традиционными низовыми организациями 3- го типа , создание специализированных организаций 1 и 4- го типов .
Варианты подгруппы 3 соответствуют существующей структуре трестов , использующих комплекты ДС -100. Количество низовых организаций 3- го типа , на которых не предусматривается использование комплектов ДС -100, определяется количеством объектов и объемами работ на них в регионе действия треста .
Варианты подгруппы 4 этой группы предусматривают организацию специализированного треста , выполняющего весь комплекс работ по строительству дороги , кроме земляных работ , производимых организациями специализированного треста типа « Дорстроймеханизация» .
Таблица 4
Структура трестов , сформированных на основе низовой строительной организации 1- го типа
Номер типа и условное обозначение низовой строительной организации |
Номер варианта мощности |
Номера подгрупп и вариантов структур трестов |
|||||||||||
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
||||||||||
1.1.1 |
1.1.2 |
1.1.3 |
1.1.4 |
1.1.5 |
1.2.1 |
1.2.2 |
1.2.3 |
1.2.4 |
1.3.1 |
1.3.2 |
1.4.1 |
||
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
4 |
1 |
2 |
|
4 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
3 |
|
1 |
|
|
2 |
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|
3х |
4х |
1х |
2х |
5х |
4х |
|
9 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
Удельные приведенные затраты, млн. руб. |
х |
0,861 |
0,839 |
0,861 |
0,848 |
0,839 |
0,861 |
0,839 |
0,848 |
0,839 |
0,85 |
0,85 |
0,85 |
Примечание . Знак «+» означает , что данное подразделение не входит в состав рассматриваемого треста , но участвует в выполнении соответствующих работ по строительству автомобильной дороги .
Знак « х » означает , что данное подразделение входит в состав треста , но не участвует в с троительстве автомобильной дороги , строящейся с использованием комплектов ДС -100.
Таблица 5
Структура трестов , с формированных на основе ни зовой строительной организации 2- го типа
Номер типа и условное обозначение низовой организации |
Номер варианта мощности |
Номера подгрупп и вариантов структур трестов |
||||||||||||||||||||
2.1 |
2.2 |
2.3 |
2.4 |
2.5 |
||||||||||||||||||
2.1.1 |
2.1.2 |
2.1.3 |
2.1.4 |
2.1.5 |
2.2.1 |
2.2.2 |
2.2.3 |
2.2.4 |
2.3.1 |
2.3.2 |
2.4.1 |
2.4.2 |
2.4.3 |
2.4.4 |
2.4.5 |
2.5.1 |
2.5.2 |
2.5.3 |
2.5.4 |
2.5.5 |
||
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
1 |
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
1 |
1 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
1 |
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
4 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
3 |
|
1 |
|
1 |
2 |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
2 |
|
7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|
1х |
2х |
2х |
3х |
3 |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
9 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Удельные приведенные затраты, млн. руб. |
|
0,894 |
0,872 |
0,872 |
0,851 |
0,851 |
0,894 |
0,872 |
0,872 |
0,851 |
0,903 |
0,891 |
0,903 |
0,881 |
0,903 |
0,89 |
0,988 |
0,884 |
0,862 |
0,884 |
0,869 |
0,862 |
Продолжение таблицы 5
Номер типа и условное обозначение низовой организации |
Номер варианта мощности |
Номера подгрупп и вариантов структур трестов |
|||||||||||||||||||
2.6 |
2.7 |
2.8 |
2.9 |
2.10 |
|||||||||||||||||
2.6.1 |
2.6.2 |
2.6.3 |
2.6.4 |
2.7.1 |
2.7.2 |
2.7.3 |
2.7.4 |
2.7.5 |
2.8.1 |
2.8.2 |
2.8.3 |
2.8.4 |
2.9.1 |
2.9.2 |
2.10.1 |
2.10.2 |
2.10.3 |
2.10.4 |
2.10.5 |
||
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
1 |
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
4 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
|
2 |
|
6 |
1 |
2 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
2 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
2 |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
3х |
4х |
1х |
3х |
|
|
|
|
|
1х |
2х |
2х |
3х |
3 |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удельные приведенные затраты, млн. руб. |
|
0,884 |
0,862 |
0,869 |
0,862 |
0,906 |
0,877 |
0,891 |
0,863 |
0,863 |
0,906 |
0,877 |
0,891 |
0,863 |
0,885 |
0,870 |
0,885 |
0,870 |
0,865 |
0,873 |
0,870 |
Продолжение таблицы 5
Номер типа и условное обозначение низовой организации |
Номер варианта мощности |
Номера подгрупп и вариантов структур трестов |
||||||||||
2.11 |
2.12 |
2.13 |
2.14 |
|||||||||
2.11.1 |
2.11.2 |
2.11.3 |
2.11.4 |
2.11.5 |
2.12.1 |
2.12.2 |
2.13.1 |
2.13.2 |
2.14.1 |
2.14.2 |
||
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
1 |
2 |
|
4 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
1 |
|
|
2 |
|
1 |
|
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
|
|
|
3х |
4х |
5 |
4 |
+ |
+ |
9 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
Удельные приведенные затраты, млн. руб. |
|
0,875 |
0,897 |
0,875 |
0,869 |
0,897 |
0,898 |
0,897 |
0,893 |
0,893 |
0,893 |
0,893 |
Примечани е. Знак «+» означает , что данное подразделение не входит в состав рассматриваемого треста , но участвует в выполнении соответствующих работ по строительству автомобильной дороги .
Знак « х » означает , что данное подразделение входит в состав треста , но не участвует в с троительстве автомобильной дороги , строящейся с использованием комплектов ДС -100.
Во всех вариантах первой группы предусматривается организация в составе рассматриваемых трестов транспортных организаций , осуществляющих централизованное обслуживание соответствующих подразделений треста .
В табл . 5 приведены возможные варианты структуры трестов , сформированных на основе низовой строительной организации 2- го типа . Эти варианты предусматривают различную глубину и характер внутритрестовской специализации ( подгруппы 2.1, 2.7, 2.11), учитывают возможность выполнения некоторых видов работ низовыми организациями 3- го типа ( варианты подгрупп 2.3, 2.8), а также механизированными колоннами специализированных трестов по возведению земляного полотна ( подгруппы 2.5, 2.6, 2.13).
В табл . 5 представлены также варианты структур трестов , эксплуатирующих комплекты ДС -100 и выполняющих работы еще на ряде объектов , строящихся без применения комплектов ( варианты подгрупп 2.2, 2.6, 2.8, 2.12 и 2.13), а также вариант структуры треста , специализирующегося на устройстве дорожных одежд и состоящего только из низовых организаций 2 -го типа .
Расчет удельных приведенных затрат и определение рациональных структур трестов для различных условий деятельности
Удельные приведенные затраты определяются делением величины суммарных приведенных затрат на величину годового объема строительно-монтажных работ , выполняемых трестом только на строительстве автомобильных дорог с применением комплектов ДС -100.
Суммарные приведенные затраты по возможн ым вариантам производственных структур трестов рассчитывают , по данным табл . 3, суммированием приведенных затрат низовых строительных организаций, входящих в рассматриваемую структуру треста и участвующих в выполнении работ на дорогах , строящихся с помощью комплектов ДС- 100.
При определении суммарных приведенных затрат по вариантам структур , которые предусматривают участие в строительстве дороги низовых подразделений 3 и 9- го типов , приведенные затраты на выполнение работ этими типами организаций увеличиваются по сравнению с данными табл . 3 пропорционально выполняемому объему работ .
Результаты расчета даны в табл . 4 и 5 .
Как видно из табл . 4 и 5 , наименьшие удельные приведенные затраты имеют варианты производственной структуры 1.1.2 (1.1.5). Основные технико - экономические показатели такого треста приведены в табл . 3. Организация подобных трестов возможна в условиях , когда в районе их действия имеется достаточное количество объектов , обеспечивающих нормальную загрузку комплектов ДС -100 в течение достаточно длительного времени . Количество низовых подразделений в трестах с такой структурой определяется количеством строящихся объектов в районе действия трестов , сроками их ввода и объемами работ на них .
Если в предполагаемом регионе действия проектируемого треста объем работ недостаточен для его длительного существования , то целесообразна организация трестов со структурами 1.3.1.
При наличии в регионе действия механизированных колонн трестов , специализированных на земляных работах , возможна организация треста со структурой 1.4.1, осуществляющего функции генерального подрядчика .
Таблица 6
Технико - экономические показатели и схемы производственной структуры трестов , эксплуатирующих комплекты ДС -100
Наименование показателей |
Варианты структур |
||
1.1.2 |
1.3.1 |
1.4.1 |
|
Годовой объем строительно - монтажных работ , выполняемый по генподряду, млн . руб . |
38 |
49 |
70 |
в том числе собственными силами , млн . руб . |
29,4 |
41,7 |
47,4 |
Основные производственные фонды , млн . руб . |
6,3 х) 7,8 |
11,4 14,9 |
7 ,8 10,8 |
Общая численность работников , чел . |
1150 |
2400 |
1500 |
в том числе на строительно-монтажных работах и в подсобном производстве |
680 |
1970 |
940 |
Выработка на одного работника , занятого на строительно - монтажных работах и в подсобном производстве , руб . |
43230 |
21170 |
49800 |
Фондоотдача основных производственных фондов , руб ./ руб . |
4,67 х) 3,77 |
3,66 2,79 |
6,08 4,39 |
х) Над чертой - без учета стоимости транспортных средств , под чертой - с учетом стоимости транспортных средств .
ЛИТЕРАТУРА
1 . Дрейнер Н ., Смит Г . Прикладной регрессионный анализ . М ., « Статистика », 1973.
2. Сырцова Е . Д . Математические методы в планировании и управлении строительным производством . М . «Вы сшая школа », 1972.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . 1 Общие положения . 2 Основные принципы формирования производственных структур дорожно-строительных организаций . 3 Исходная информация и расчет технико-экономических показателей производственных структур и их элементов . 6 Определение рациональной производственной структуры дорожно-строительной организации методом вариантного проектирования . 8 Определение рациональной производственной структуры методом экономико-математического моделирования . 8 Приложение. Пример определения рациональных производственных структур дорожно-строительных организаций, применяющих высокопроизводительные комплекты машин типа ДС-100 . 10 |