Методические рекомендации Методические рекомендации по формированию производственных структур дорожно-строительных организаций

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
( СОЮЗДОРНИИ )

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
СТРУКТУР
ДОРОЖНО
- СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Одобрены Минтрансстроем

Москва 1979

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ . Союздорнии . М ., 1979.

Изложены основные принципы формирования производственных структур дорожно - строительных организаций с учетом уровней концентрации и специализации производства . Рассмотрены методы выбора рациональных структур : метод вариантного проектирования на основе анализа сравнительной экономической эффективности конкурирующих вариантов и метод экономико - математического моделирования с применением аппарата математического программирования .

Методика иллюстрируется примером разработки производственной структуры дорожно - строительных организаций , применяющих высокопроизводительные комплекты машин типа ДС -100.

Табл . 6, рис . 1, библ . 2.

Предисловие

Совершенствование производственной и организационной структуры строительства является одним из наиболее действенных факторов ускорения научно - технического прогресса .

Применительно к дорожному строительству актуальность вопросов совершенствования производственных структур дорожно - строительных организаций определяется следующими обстоятельствами . Дорожное строительство представляет собой высокомеханизированное производство с мощной материально - технической базой , для которого в настоящее время характерно значительное углубление процессов концентрации и специализации производства , вызванных оснащением дорожно - строительных организаций высокопроизводительными машинами и оборудованием , обладающими совершенно другими количественными и качественными возможностями по сравнению с использовавшимися ранее , изменением технологии производства работ , их объемов и структуры . Несмотря на это существующая производственная структура дорожно - строительных организаций и их организационные формы продолжают оставаться неизменными на протяжении последних 15 - 20 лет .

Поэтому одним из основных вопросов повышения эффективности д орожного строительства является совершенствование производственных структур дорожно - строительных организаций , приведение их в соответствие с достигнутым уровнем научно - технического прогресса в строительстве .

В « Методических рекомендациях по формированию производственных структур дорожно - строительных ор ганизаций рассмотрены методы выбора рациональных структур : метод вариантного проектирования на основе анализа сравнительной экономической эффективности конкурирующих вариантов и метод экономико - математического моделирования с применением аппарата математического программирования .

Настоящие « Методические рекомендации» составлены инженерами Б . Н . Гришаковым и В . И . Чуевым под руководством канд . эконом. наук Е . М . Зейгера .

Замечания и пожелания просьба направлять по адресу : 143900 Балашиха -6 Московской обл ., Союздорнии .

Общие положения

1 . Настоящие « Методические рекомендации» предназначены для использования д орожно - строительными министерствами и ведомствами , научно - исследовательскими учреждениями , проектными и строительными организациями при совершенствовании существующих и разработке новых производственных структур дорожно-строительных организаций .

2 . Под производственной структурой дорожно - строительной организации понимается совокупность соподчиненных и взаимосвязанных единиц , выполняющих конкретные производственно - хозяйственные функции , различающихся уровнем специализации и концентрации дорожно - строительного производства и существующих в виде определенных организационных форм .

3 . Производственная структура дорожно - строительной организации представляет собой форму организации технологического процесса и находит свое выражение в размере и производственной мощности строительной организации , профиле ее специализации ; количестве и профиле специализации ее подразделений ( элементов производственной структуры ); степени централизации обслуживающих и подсобных производств ; комплексе технологических взаимосвязей между подразделениями .

4 . Производственная структура тесно связана с организационной ( структурой управления ) дорожно - строительной организации , под которой понимается совокупность подразделений и исполнителей аппарата управления , а также функциональных взаимосвязей между ними .

5 . Организационная структура дорожно - строительной организации должна проектироваться , создаваться и корректироваться на основе производственной структуры , изменение которой , в свою очередь , может быть обу словлено изменениями следующих основных факторов : технологии производства ; его технического оснащения ; объемов и структуры работ ; территориальной концентрации производства и др .

В свою очередь организационная структура оказывает обратное воздействие на производственную структуру , взаимодействует с ней в процессе управления производством .

6 . Непосредственное влияние на производственную структуру дорожно - строительной организации , в значительной степени определяя ее количественные и качественные характеристики , оказывают такие формы общественной организации производства , как концентрация , специализация и кооперация .

7 . Концентрация дорожно - строительного производства - это процесс укрупнения организаций , который проявляется в сосредоточении производства в крупных организациях , уменьшении числа объектов , на которых ведутся работы , а также в ограничении территориальной рассредоточенности деятельности строительных организаций .

В качестве показателя концентрации производства при проектировании производственной структуры дорожно-строительной организации используется годовой объем строительно - монтажных работ , выполняемых собственными силами .

8 . Под специализацией строительного производства понимают разделение общественного труда по различным отраслям и подотраслям , а внутри отраслей - по строительно - монтажным организациям и ли их подразделениям , имеющим однородную технологию производства или выполняющим однотипные конструктивные элементы и виды работ .

В строительстве различают два вида специализации : отраслевую и технологическую . Отраслевая специализация выражается в создании министерств , главных уп равлений , строительных организаций , которые выполняют работы по возведению зданий и сооружений определенного назначения для соответствующих отраслей потребителей . Технологическая специализация предполагает расчленение всего процесса строительства сооружения по технологическим признакам на виды работ , конструктивные элементы или технологически однородные процессы .

Наиболее перспективна в дорожном строительстве технологическая специализация .

В качестве показателя уровня специализации дорожно - строительных организаций при проектировании их производственных структур используется показатель однородности производства (Ко.п.), рассчитываемый по формуле :

                                                     ( 1 )

где n - число рассматриваемых видов работ ;

qi - доля i - го вида работ по стоимости ( или трудоемкости ) в общем объеме работ ( общей трудоемкости ) организации , тыс . руб . ( чел .- дн .);

Основные принципы формирования производственных структур дорожно-строительных организаций

9 . Производственные структуры дорожно - строительных организаций проектируют в следующих случаях : при создании новых дорожно-строительных организаций и при необходимости совершенствовать производственную структуру существующих , что может быть вызвано коренными изменениями в объемах и структуре выполняемых ими работ , в техническом оснащении и технологии производства или одновременным изменением этих факторов .

10 . Перед проектированием производственной структуры дорожно - строительных организаций необходимо установить их профиль и ориентировочную мощность на основе анализа предварительно планируемых им объемов и видов работ , степень загрузки и специализацию других дорожно - строительных организаций , функционирующих в намеченной для рассматриваемых организаций зоне действия .

11 . При разработке производственной структуры дорожно - строительная организация рассматривается как условно замкнутая система , т . е . такая система , в которой изменение мощности или специализации одной из составляющих структуры этой организации оказывает влияние на мощность и специализацию других собственных подразделений , как выполняющих такой же набор работ , так и связанных с ней технологически .

12 . Формирование производственной структуры дорожно - строительных организаций осуществляется на основе рассмотрения разных ее вариантов , которые различаются количеством , концентрацией и специализацией элементов структуры , производственными мощностями , технологическими и экономическими взаимосвязями , методами организации строительно - монтажных работ и т . д . Рациональная производственная структура дорожно - строительной организации должна базироваться на оптимальном сочетании уровней концентрации и специализации производства , обеспечивающем такие пропорции между элементами структуры , которые обусловливают наиболее экономичное выполнение плановых заданий .

13 . Процесс формирования рациональной п роизводственной структуры включает следующие относительно самостоятельные этапы :

изучение , анализ и обобщение характеристик производственных структур существующих дорожно - строительных организаций ;

формирование массива исходных конкурирующих в ариантов производственных структур , отдельных элементов структур и определение их основных технико -э кономических показателей ;

выбор наилучшего из конкурирующих вариантов по принятому критерию ;

анализ и корректировка полученной производственной структуры .

14 . Изучение производственных структур существующих организаций , анализ реальных , проверенных практикой тенденций их развития позволяют наметить наиболее приемлемые решения , избежать разработок заведомо бесперспективных вариантов .

15 . Формирование исходных вариантов производственных структур и вариантов их отдельных элементов осуществляется с учетом следующих факторов :

экономически целесообразной годовой загрузки элементов производственной структуры ;

технологической однородности производственных процессов и видов работ , выражающейся в однородности используемых машин и оборудования , строительных материалов и конструкций , технологических приемов и операций ;

временной и пространственной взаимосвязи технологических процессов и видов работ ;

степени внутригодовой равномерности производства строительно - монтажных работ и использования трудовых ресурсов ;

завершенности технологических процессов или видов работ , степени готовности конструктивных элементов ;

степени управляемости , проявляющейся в обеспечении эффективного управления д орожно - строительным производством з а счет своевременного принятия необходимых решений .

16 . Технико - экономические показатели вариантов производственных структур определяют на основе норм и нормативов потребности в материально - технических и трудовых ресурсах с учетом изменения эффективности работы подразделений , составляющих структуру , в связи с изменением уровня их технологической специализации и степени концентрации производства .

Для характеристики деятельности организации и ее подразделений используют следующие показатели :

годовой объем строительно - монтажных работ , выполняемый по генподряду и собственными силами ;

приведенные затраты на производство строительно - монтажных работ ;

среднегодовую стоимость основных производственных фондов , в том числе среднегодовую стоимость основных производственных фондов строительного назначения ;

численность работников , в том числе занятых на строительно - монтажных работах и в подсобном производстве ;

выработку на одного работника , занятого на строительно - монтажных работах и в подсобном производстве ;

фондоотдачу ;

уровень специализации по ведущему виду работ ;

коэффициент однородности производства .

Для характеристики других сторон производственно - хозяйственной деятельности проектируемой организации возможен расчет дополнительных показателей .

17 . Исследование конкурирующих вариантов и выбор наилучшей производственной структуры дорожно - строительной организации осуществляется на основе принятого критерия оптимальности . Поскольку изменения производственных структур строительной организации оказывают влияние на величину текущих затрат и единовременных капитальных вложений , то выбор наилучшего варианта следует производить по минимуму приведенных затрат П, которые и принимаются в качестве критерия оптимальности :

П = С + ЕнК,                                                              ( 2)

где С - текущие издержки производства ( себестоимость строительно - монтажных работ );

К - единовременные затраты по сравниваемым вариантам ( вложения на приобретение машин и оборудования , создание производственной базы строительства );

Е н - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности , Ен = 0,12.

18 . При проектировании производственной структуры действующей дорожно - строительной организации в условиях , когда не предусмотрены значительные изменения в величине и структуре основных производственных фондов , в качестве критерия оптимальности можно принимать себестоимость строительно - монтажных работ .

19 . Исследовать возможные варианты производственных структур и выбирать , на основе принятого критерия , наилучший можно методом вариантного проектирования на основе анализа сравнительной экономической эффективности конкурирующих вариантов и м етодами экономико - математического моделирования .

Первый метод достаточно прост , однако с его помощью нельзя рассмотреть все возможные ва рианты структур , в связи с чем можно выбрать в качестве наилучшего неоптимальный вариант .

Применение методов экономико - математического моделирования позволяет избежать этих недостатков и является наиболее перспективным направлением оптимизации производственных структур .

20 . При анализе полученной оптимальной , по принятому критерию , производственной структуры проверяется ее устойчивость к изменению условий , вызвавших ее выбор ( т . е . исследуется , как , например , изменение структуры работ влияет на выбранную производственную структуру дорожно - строительной организации и ее технико - экономические показатели ). На основе этого анализа , а также привязки принятого варианта структуры к конкретным условиям строительства , при которой учитываются дополнительные условия , не принимавшиеся во внимание при формировании вариантов структур, проводятся необходимые корректировки и окончательный выбор структуры .

21 . В общем случае технико - экономическая постановка задачи формирования рациональной производственной структуры дорожно - строительной организации ( на уровне треста ) формулируется следующим образом .

Заданы годовые объемы и структура работ , подлежащих выполнению собственными силами , сформированы варианты типов низовых строительных организаций , различающиеся уровнем и характером специализации и мощностью . Для каждого типа низовой строительной организации задан параметрический ряд возможных мощностей . На основе норм и нормативов затрат ресурсов и статистических зависимостей основных технико - экономических показателей от уровня специализации мощности для каждого типа низовой организации определены приведенные затраты на производство строительно - монтажных работ .

Требуется определить такой состав ( по мощности , специализации и количеству ) низовых организаций треста , который обеспечивает выполнение заданных объемов работ с минимальными суммарными приведенными затратами .

Исходная информация и расчет технико-экономических показателей производственных структур и их элементов

22 . Для формирования набора элементов производственной структуры , в дальнейшем называемых низовыми строительными организациями , требуются следующие исходные данные :

годовой объем строительно - монтажных работ , планируемый проектируемой дорожно - строительной организации для выполнения собственными силами ;

укрупненный перечень видов работ , выполняемых собственными силами ;

годовые объемы строительно-монтажных работ по видам работ .

Эти данные устанавливаются на основе планируемых проектируемой организации объемов работ , титульных списков объектов и проектно-сметной документации на них или на аналогичные объекты .

23 . При расчете основных технико-экономических показателей низовых строительных организаций используют :

для определения среднегодовой стоимости основных производственных фондов и их активной части - нормативы потребности в машинах и оборудовании на 1 млн . руб . строительно - монтажных работ , схемы комплексной механизации и технологические к арты на производство основных видов дорожно - строительных работ , а также балансовые или расчетные стоимости машин и механизмов ;

для расчета численности всех работников , в том числе занятых на строительно - монтажных работах и в под собном производстве , - нормы трудозатрат на 1 км строительства автомобильных дорог и на отдельные конструктивные элементы и виды работ , схемы комплексной механизации и технологические карты , положения о типовых штатах дорожно - строительных организаций ;

для расчета приведенных затрат в качестве себестоимости принимают сметную себестоимость производства строительно - монтажных работ , а в качестве капитальных вложений - среднегодовую стоимость основных производственных фондов .

24 . Среднегодовую стоимость основных производственных фондов следует определять исходя из стоимости активной части основных производственных фондов и из поправочного коэффициента , получаемого на основе анализа сложившегося в отрасли соотношения величин основных производственных фондов и их активной части .

25 . При расчете активной части основных производственных фондов на выполняемый по каждому виду объем работ на основе схем комплексной механизации и технологических карт должны быть определены составы отрядов машин и механизмов . При этом необходимо обеспечивать 100 %- ную или близкую к ней загрузку ведущих машин и механизмов и необходимое количество комплектующих машин .

Количество однотипных машин по каждому виду работ , выполняемых низовой строительной организацией , суммируется и определяется их стоимость , сумма которой по всему парку машин и оборудования дает стоимость активной части основных производственных фондов низовой организации .

26 . Численность всех работающих следует определять на основе численности рабочих , занятых на строительно - монтажных работах и в подсобном производстве , и численности аппарата управления и линейных ИТР , предусмотренных положениями о типовых штатах .

При расчете численности рабочих , занятых н а строительно - монтажных работах и в подсобном производстве , величина трудоемкости по каждому виду работ делится на число рабочих дней в году , в течение которых этот вид работ может быть выполнен в соответствии с нормативными документами. Сумма числа рабочих , занятых на всех видах работ , выполняемых низовой строительной организацией , дает потребность в рабочих на 1 день . Затем определяется среднемесячная потребность в рабочих на каждый месяц , что дает возможность рассчитать среднесписочное число рабочих за год.

27 . При расчете составляющих приведенных затрат для каждого сформированного типа низовых строительных организаций и каждого варианта их мощности используют поправочные коэффициенты , учитывающее изменение удельной себестоимости и удельных к апитальных вложений в зависимости от мощности низовой организации и уровня ее специализации .

Сметная себестоимость строительно-монтажных работ С ij в низовой строительной организации i - го типа при j -м варианте ее мощности , рассчитанная с учетом влияния концентрации и специализации п роизводства , определяется по формуле:

С ij = Cij см × a ¢ ij × a ² ij ,                                                       ( 3)

где a ¢ ij , a ² ij - поправочные коэффициенты , учитывающие изменение удельной себестоимости соответственно от мощности низовой организации и степени технологической однородности производства .

Величина сметной себестоимости Cij см принимается равной годовому объему работ , выполняемому низовой организацией i - го типа при j - м варианте ее мощности , уменьшенному на величину плановых накоплений .

28 . Единовременные капитальные вложения Kij , обеспечивающие j - й вариант мощности i - го типа низовой строительной организации , следует рассчитывать по формуле :

                                                        ( 4 )

где   - стоимость основных производственных фондов i - го типа низовой строительной организации при j - м варианте мощности , рассчитанная без учета влияния концентрации и специализации производства ;

 - поправочные коэффициенты , учитывающие изменение величины капитальных вложений соответственно от мощности низовой организации и степени технологической однородности производства .

2 9. Поправочные коэффициенты a ¢ ij , a ² ij , b ¢ ij и b ² ij определяют на основе следующих статистических зависимостей :

C у = f (Q);                                                                 ( 5)

C у = f (K о . п );                                                                ( 6)

Ку = f (Q);                                                                 ( 7)

Ку = f (K о . п );                                                                 ( 8)

Зависимости ( 5) - ( 8) устанавливают характер и степень влияния на показатели удельной себестоимости Су строительно - монтажных работ и удельных капитальных вложений Кв в основные производственные фонды мощности ( объема ) Q и степени однородности производства Ко.п.

Расчет зависимостей ( 5) - ( 8) производится методом регрессионного анализа по отчетным данным низовых организаций существующих дорожно - строительных трестов [ 1, 2].

Как показали проведенные исследования , наилучшими функциями , аппроксимирующими зависимости ( 5) - ( 8), являются парабола и гипербола .

30 . Поправочные коэффициенты a ¢ ij и a ² ij определяются на основе зависимостей ( 5 ) и ( 6 ) по следующим формулам :

                                                            ( 9)

                                                         ( 10)

где   и  - соответственно значения удельной себестоимости для мощности Qij и степени однородности производства   низовой строительной организации i - го типа при j - м варианте мощности ;

 и  - значения удельной себестоимости для среднего значения мощности   и среднего значения однородности производства   для совокупности организаций , по которым рассчитывались статистические зависимости ( 5) и ( 6).

Значения , ,  и   получают , подставляя в статистические зависимости ( 9), ( 10) соответственно величины Qij , , , .

31 . Аналогично , используя статистические зависимости ( 7 ) и ( 8 ), рассчитывают поправочные коэффициенты b ¢ ij и b ² ij :

                                                           ( 11)

                                                          ( 12)

Определение рациональной производственной структуры дорожно-строительной организации методом вариантного проектирования

3 2 . При определении рациональной производственной структуры методом вариантного проектирования наиболее важным этапом является разработка набора конкурирующих вариантов производственных структур дорожно - строительных организаций . Этот набор следует формировать на основе анализа технологических взаимосвязей каждого из сформированных типов низовых строительных организаций с другими типами , с учетом условия выполнения заданного объема работ как в целом по организации , так и по отдельным укрупненным видам . При анализе технологических взаимосвязей низовых организаций из всех теоретически возможных необходимо учитывать только такие , на основе которых могут быть созданы практически целесообразные производственные структуры дорожно - строительных организаций .

33 . Чтобы сократить количество конкурирующих вариантов производственных структур при их формирован ии , следует ограничивать количество низовых организаций производственной структуры и количество вариантов мощности каждого типа низовой строительной организации .

34 . Суммарные приведенные затраты по каждому варианту производственной структуры определяют суммированием приведенных затрат на производство строительно - монтажных работ по всем низовым строительным организациям , вошедшим в рассматриваемый вариант производственной структуры . Минимальное значение суммарных приведенных затрат определяет рациональную производственную структуру дорожно - строительной организации ( см . приложение ).

Определение рациональной производственной структуры методом экономико-математического моделирования

35 . При применении экономико - математического моделирования рассматриваемая задача в формализованном виде записывается следующим образом :

минимизировать целевую функцию

                                                       ( 13 )

при следующих ограничениях :

                                                             ( 14 )

                                                                  ( 15 )

xij - целочисленные для Vij ;                                                      ( 16)

xij ³ 0;                                                                         ( 17)

х ij ³ Uij ,                                                                       ( 18)

где i - индекс типа низовой строительной организации, ;

j - индекс варианта мощности i - го типа низовой строительной организации , ;

xij - количество низовых строительных организаций i - го типа при j - м варианте мощности ;

к - индекс вида работ , ;

П ij - приведенные затраты по i - му типу низовой строительной организации при j - м варианте ее мощности ;

Q к - годовой объем работ к- го вида , подлежащий выполнению проектируемой дорожно - строительной организацией ;

q к ij - объем работ к - го вида , выполняемый i - м типом низовой строительной организации при j - м варианте ее мощности ;

Uij - верхняя граница возможного изменения переменной xij .

36 . Целевая функция и ограничения задачи экономически интерпретируются следующим образом :

целевая функция ( 13) минимизирует суммарные приведенные затраты на выполнение заданного объема строительно - монтажных работ ;

условие ( 14) требует выполнения всех заданных объемов по каждому виду работ ;

условие ( 15) гарантирует включение в производственную структуру треста не менее одной низовой строительной организации ;

условия ( 16) и ( 17) учитывают ц елочисленность и неотрицательность переменных х ij ;

условие ( 18) устанавливает максимальное количество низовых строительных организаций i - го типа при j - м варианте мощности , которое может быть включено в производственную структуру .

Для расчета Uij используют следующую формулу :

                                         ( 19)

где                                                       ( 20)

а E( uij ) - це лая часть числа uij .

37 . В результате решения задачи определяются значения переменных xij , т . е . количество низовых строительных организаций , включенных в оптимальную производственную структуру , их типы и мощности .

38 . Рассматриваемая задача относится к классу задач целочисленного программирования и решается с использованием метода « ветвей и границ ». Решение задачи начинается с отыскания оптимального решения соответствующей задачи линейного программирования , полученной в результате отбрасывания условий целочисленности . Затем перебирается множество всех возможных частично целочисленных решений путем присвоения каждой переменной поочередно целых значений из заданного интервала ее изменения . При этом снова решается задача линейного программирования . Некоторые значения целочисленных переменных могут быть исключены из рассмотрения , если окажется , что они не дают улучшения значения целевой функции , полученной к этому моменту . Лучшее значение целевой функции соответствует оптимальной производственной структуре .

Для решения задачи можно использовать вычислительные машины типа Е С , в математическом обеспечении которых имеются стандартные программы , реализующие этот алгоритм .

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕР
определения рациональных производственных структур дорожно-строительных организаций, применяющих высокопроизводительные комплекты машин типа ДС-100

С 1973 г . дорожно - строительные организации оснащаются высокопроизводительными комплектами машин типа ДС -100 для устройства дорожных одежд . Опыт эксплуатации дорожно - строительными организациями Минтрансстроя комплектов показал их высокую экономическую эффективность . Однако потенциальный экономический эффект от использования комплектов не реализуется полностью по ряду причин , одна из которых - несоответствие организационных форм их эксплуатации техническим возможностям этих комплектов .

В связи с этим поставлена задача разработать рациональные производственные структуры дорожно - строительных организаций , эксплуатирующих комплекты машин типа ДС -100.

Исходные данные , положенные в основу формирования вариантов производственных структур

В качестве основной производственной единицы, функционирующей как социалистическое государственное предприятие , принят строительный трест . Поэтому в дальнейшем рассматривается организационно - производственная структура дорожно - строительного треста , оснащенного комплектами ДС -100.

Принято , что тресты , структура которых разрабатывается, ведут строительство дорог общегосударственного и республиканского значения I и II категории . В качестве эталонной принята дорога II категории во II дорожно - климатической зоне . Конструкция дорожной одежды состоит из цементогрунтового основания шириной 8,6 м и толщиной 17 см и цементобетонного покрытия шириной 7,8 м и толщиной 22 см . Анализом смет на ряд объектов - представителей установлено , что средняя сметная стоимость 1 км дороги составила 500 тыс . руб ., а сметная стоимость работ по строительству 1 км дороги , выполняемых собственными силами , - 420 тыс . руб .

На основе анализа проектно-сметной документации был установлен набор работ , укрупненно отражающий весь комплекс строительства автомобильной дороги , осуществляемого собственными силами , а также удельный вес отдельных видов работ в сметной стоимости строительства 1 км дороги , выполняемого собственными силами .

Общая потребность в трудозатратах на 1 км дороги, в том числе по каждому виду работ , рассчитана на основе проектов организации строительства на объекты - представители , « Технологических схем комплексной механизации основных видов дорожно - строительных работ », составленных Союздорнии , технологических карт на отдельные виды работ , подготовленных Оргтрансстроем , действующих ЕНиР , а также на основе фактических данных о работе комплектов машин типа ДС -100.

Укрупненный набор работ , удельный вес по стоимости и трудоемкости каждого вида приведены в табл . 1.

В соответствии со СНиПами и СН 440-72, для определения потребности в трудовых и технических ресурсах установлена календарная продолжительность каждого вида работ и обоснован режим работы комплектов , ЦБЗ и грунтосмесительных установок .

Величина годовой выработки комплекта ДС- 100 принята равной 70 км исходя из того , что годовая произ водительность 50 - 55 км практически уже д остигнута , а производительность 70 - 75 км предполагается достичь к 1980 г .

Таблица 1

Удельный вес укрупненных видов дорожно - строительных работ по стоимости и трудоемкости

Номер вида работы

Вид работы

Удельный вес вида работы , %

по сметной стоимости

по трудоемкости

1

Подготовительные работы

2,14

0,52

2

Возведение земляного полотна

17,13

28,64

3

Строительство малых искусственных сооружений

10,17

4,17

4

Устройство основания

14,99

19,48

5

Устройство покрытия

28,91

18,23

6

Рекультивационные работы

1,71

1,56

7

Укрепительные работы и обеспечение водоотвода

5,35

1,87

8

Отделка и обстановка дороги

8,35

9,69

9

Заготовка дорожно - строительных материалов

2,68

2,92

10

Строительство баз , профилактика и подготовка дорожно-строительной техники к строительному сезону

8,87

12,92

11

Транспортные работы

-

-

Возможные типы низовых строительных организаций производственной структуры треста

При определении возможных типов низовых строительных организаций , в составе которых эксплуатируются комплекты ДС -100, было принято , что таких типов может быть два ( табл . 2, № 1 и 2).

Низовая строительная организация 1- го типа выполняет все работы , за исключением подготовительных и по возведению земляного полотна , проводимых организациями других типов , рассматриваемых ниже .

Низовая строительная организация 2 -го типа характеризуется углублением специализации по сравнению с 1- м типом . Она выполняет комплекс работ только по устройству дорожной одежды , включая строительство баз и заготовку дорожно - строительных материалов .

С точки зрения эффективной эксплуатации комплектов ДС -100 принято , что низовые строительные организации 1 и 2- го типов производят работы в течение одного года в пределах одного объекта или , в некоторых случаях , на нескольких объектах , но в пределах одного региона с постоянным годовым объемом работ .

Остальные типы низовых строительных организаций кроме 3- го ( см . табл . 2), должны обеспечивать нормальную работу организаций , эксплуатирующих комплект (1 и 2- й типы ), выполняя весь комплекс работ по строительству автомобильной дороги .

В качестве одного из типов низовой строительной организации , которая может находиться в составе треста как без технологической связи с организациями , эксплуатирующими комплект , так и с наличием такой связи с организациями 1 и 2 -го типов , рассмотрена организация , аналогичная существующим строительным управлениям ( без комплекта ), выполняющая своими силами весь вышеперечисленный набор работ . В табл . 2 такая организация представлена 3- м типом .

Таблица 2

Рассматриваемые типы низовых строительных организаций

Номер типа и условное обозначение низовой строительной организации

Наличие комплекта ДС-100

Состав выполняемых работ ( по табл . 1 )

1

1

3 - 10

2

1

4, 5, 9, 10

3

-

1 - 10

4

-

1, 2

5

-

1 - 3

6

-

3, 6 - 8

7

-

6 - 8

8

-

1, 2, 3, 6, 7, 8

9

-

1, 2*)

10

-

11**)

* ) Низовая строительная организация типа существующих механизированных колонн специализированных трестов « Дорстроймеханизация» .

** ) Автотранспортное подразделение .

Определение приведенных затрат на производство строительно - монтажных работ низовыми строительными организациями

Для определения приведенных затрат по каждому типу низовой организации на основе видов работ , выполняемых этой организацией , и исходных данных , приведенных в п . 1 данного приложения , были рассчитаны следующие показатели :

годовой объем строительно-монтажных работ , выполняемый собственными силами ;

сметная себестоимость строительно - монтажных работ ;

стоимость основных производственных фондов ;

коэффициент однородности производства.

Для низовых организаций 1, 2, 4 - 8- го типов годовой объем определяется принятой годовой производительностью комплекта ДС -100 на основе сметной стоимости и ее распределения по видам работ на 1 км дороги .

Для низовых организаций 4 - 8- го типов , кроме того , задано еще два значения годовых объемов работ . Таким образом , для каждой организации 4 - 8 -го типов заданы ряды возможных мощностей из трех величин .

Для низовой организации 3- го типа принятая величина годового объема строительно - монтажных работ , выполняемого собственными силами , соответствует среднему объему работ , выполняемому существующими дорожно - строительными управлениями Минтрансстроя , не оснащенными комплектами ДС -100.

Величина сметной себестоимости принималась равной стоимости годового объема работ , уменьшенной на величину плановых накоплений .

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов для низовых организаций 1, 2, 4 - 8- го типов определяется исходя из стоимости активной части ос новных производственных фондов и поправочного коэффициента , полученного на основе анализа отчетных данных дорожно - строительных управлений .

Стоимость основных производственных фондов низовой организации 3- го типа принята равной средней стоимости фондов существующих строительных управлений .

Показатель однородности производства рассчитывается исходя из объемов работ , выполняемых низовой строительной организацией , по формуле ( 1).

Для расчета поправочных коэффициентов a ¢ , a ² , b ¢ , b ² в низовых организациях 4 - 8- го типов на основе отчетности 65 дорожно - строительных управлений получены методом регрессионного анализа следующие уравнения , устанавливающие связь между удельной себестоимостью , удельными капиталовложениями и объемом производства и коэффициентом однородности производства :

С у = 0,695 + 0,609/ Q ;

K у = 1,296 - 0,316 Q + 0,032 Q 2 ;

С у = 0,983 - 0,116 K о.п - 0,056( K о.п )2;

K у = 0,635 + 0,011/ K о.п .

Принятые для расчета средние значения Q и K о.п равны :

 3,6 млн . руб .,  0,54.

Для расчета коэффициентов a ¢ и b ¢ в низовых организациях 1 и 2- го типов аналитическим путем рассчитаны удельная себестоимость строительно - монтажных работ без учета стоимости материалов и удельные капитальные вложения при различных годовых объемах работ , выполняемых комплектом ДС -100, которые аппроксимированы следующими зависимостями :

С у = 0,079 + 1,387/ Q ;

K у = 0,03 + 1,838/ Q .

Таблица 3

Расчет приведенных затрат по типам низовых строительных организаций

Номер типа и условное обозначение низовой строительной организации

Номер варианта мощности

Q

C ¢

K ¢

K о.п

a ¢

a ²

b ¢

b ²

C

K

Приведенные затраты , млн. руб.

1

1

23,7

22,3

3,9

0,455

0,873

-

0,825

-

19,5

3,22

19,88

2

1

16,2

13, 2

3,4

0,71

0,873

-

0,825

-

13,27

2,81

13,61

3

1

3,6

3,4

1,5

0,54

1,0

1,0

1,0

1,0

3,4

1,5

3,60

4

1

2,9

2,65

1,2

1,0

1,056

0,897

1,155

0,986

2,51

1,37

2,67

2

3,73

3,5

1,6

1,0

0,993

0,897

0,981

0,986

3,12

1,55

3,31

3

5,6

5,3

2,4

1,0

0,931

0,897

0,926

0,986

4,43

2,19

4,69

5

1

4,3

4,1

1,22

0,627

0,967

0,982

0,922

0,995

3,89

1,12

4,02

2

5,73

5,4

1,63

0,627

0,927

0,982

0,934

0,995

4,92

1,51

5,1

3

8,6

8,2

2,45

0,627

0 ,887

0,982

1,65

0,995

7,14

4,02

7,62

6

1

3,75

3,6

0,35

0,511

0,988

1,006

0,981

1,003

3,58

0,344

3,62

2

5,0

4,7

0,53

0,511

0,946

1,006

0,902

1,003

4,47

0,5

4,53

3

7,5

7,1

0,7

0,511

0,898

1,006

1,269

1,003

6,5

0,89

6,61

7

1

2,25

2,2

0,3

0,66

1,12

0,976

1,304

0,995

2,4

0,39

2,45

2

3,0

2,82

0,45

0,66

1,04

0,976

1,11

0,995

2,86

0,497

2,92

3

4,5

4,25

0,6

0,66

0,961

0,976

0,913

0,995

3,99

0,545

4,06

8

1

6,5

6,2

1,55

0,39

0,913

1,028

1,038

1,012

5,82

1,63

6,02

2

8,7

8,2

2,07

0,39

0,885

1,028

1,7

1,012

7,46

3,56

7,89

3

13,1

12,4

3,1

0,39

0,858

1,028

4,61

1,012

10 ,94

14,46

12,68

9

1

2

1,7

0,86

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,7

0,86

1,3

Q - годовой объем строительно - монтажных работ , в ыполняемый собственными силами , млн . руб. ;

С ¢ , С, К ¢ , К - сметная себестоимость строительно - монтажных работ и капитальные вложения с оответственно без учета и с учетом уровня специализации и концентрации производства , млн . руб .

Принятое д ля расчета среднее значение годового объема  10,8 млн . руб ., что соответствует объему работ по устройству дорожной одежды (4, 5, 9 и 10- й виды работ из принятого набора ) при годовой производительности комплекта ДС -100 50 км .

Удельная себестоимость производства работ комплектом ДС -100 в этом случае равна удельной себестоимости при использовании традиционной техники ( рельсовых комплектов ).

Расчет приведенных затрат для принятых типов низовых строительных организаций приведен в табл . 3.

Выбор рациональной структуры треста осуществлен методом вариантного проектирования .

Варианты производственной структуры трестов в условиях применения комплектов ДС -100

Варианты структуры трестов , применяющих комплекты ДС -100, разрабатываются на основе анализа возможных технологических взаимосвязей низовых организаций 1 и 2- го типов с организациями остальных типов ( см . рисунок ). Каждая схема предусматривает выполнение всего комплекса работ по строительству автомобильной дороги с помощью комплектов ДС -100 . Предусмотрена также возможность осуществления взаимосвязей с механизированными колоннами специализированных на земляных работах трестов « Дорстроймеханизация », а также с транспортными подразделениями .

Схемы технологических взаимосвязей низовых строительных организаций :

а - первого типа ; б - второго типа

На схемах стрелками и цифрами показана технологическая последовательность выполнения отдельных видов работ ( подготовка фронта работ ) соответствующими низовыми организациями . При этом из всего теоретически возможного набора работ приведены только такие варианты взаимосвязей между низовыми организациями , на основе которых возможно построение практически целесообразной структуры треста .

При формировании вариантов производственных структур принято , что число низовых строительных организаций в тресте не должно превышать шести , что соответствует сложившемуся положению в дорожно - строительных трестах Минтрансстроя .

Возможные варианты структур треста на основе низовой строительной организации 1- го типа представлены в табл . 4 ( первая группа вариантов ).

Варианты подгруппы 1 предусматривают организацию трестов с внутритрестовской специализацией : подготовительные и земляные работы осуществляют специализированные организации 4- го типа , остальные работы выполняют организации 1- го типа .

Варианты подгруппы 2 предусматривают в структуре треста , наряду с традиционными низовыми организациями 3- го типа , создание специализированных организаций 1 и 4- го типов .

Варианты подгруппы 3 соответствуют существующей структуре трестов , использующих комплекты ДС -100. Количество низовых организаций 3- го типа , на которых не предусматривается использование комплектов ДС -100, определяется количеством объектов и объемами работ на них в регионе действия треста .

Варианты подгруппы 4 этой группы предусматривают организацию специализированного треста , выполняющего весь комплекс работ по строительству дороги , кроме земляных работ , производимых организациями специализированного треста типа « Дорстроймеханизация» .


Таблица 4

Структура трестов , сформированных на основе низовой строительной организации 1- го типа

Номер типа и условное обозначение низовой строительной организации

Номер варианта мощности

Номера подгрупп и вариантов структур трестов

1.1

1.2

1.3

1.4

1.1.1

1.1.2

1.1.3

1.1.4

1.1.5

1.2.1

1.2.2

1.2.3

1.2.4

1.3.1

1.3.2

1.4.1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

2

2

1

2

2

4

1

2

4

2

2

3

3

3

1

2

1

2

3

1

3х

4х

1х

2х

5х

4х

9

1

+

+

+

Удельные приведенные затраты, млн. руб.

х

0,861

0,839

0,861

0,848

0,839

0,861

0,839

0,848

0,839

0,85

0,85

0,85

Примечание . Знак «+» означает , что данное подразделение не входит в состав рассматриваемого треста , но участвует в выполнении соответствующих работ по строительству автомобильной дороги .

Знак « х » означает , что данное подразделение входит в состав треста , но не участвует в с троительстве автомобильной дороги , строящейся с использованием комплектов ДС -100.

Таблица 5

Структура трестов , с формированных на основе ни зовой строительной организации 2- го типа

Номер типа и условное обозначение низовой организации

Номер варианта мощности

Номера подгрупп и вариантов структур трестов

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.1.1

2.1.2

2.1.3

2.1.4

2.1.5

2.2.1

2.2.2

2.2.3

2.2.4

2.3.1

2.3.2

2.4.1

2.4.2

2.4.3

2.4.4

2.4.5

2.5.1

2.5.2

2.5.3

2.5.4

2.5.5

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

2

2

2

4

1

2

2

2

2

2

2

4

2

3

3

1

1

2

1

1

1

1

2

5

1

2

3

6

1

2

2

2

2

2

4

2

3

3

1

1

2

1

1

1

2

7

1

2

3

8

1

2

3

3

1

1х

2х

2х

3х

3

4

+

+

+

+

+

9

1

+

+

+

+

+

Удельные приведенные затраты, млн. руб.

0,894

0,872

0,872

0,851

0,851

0,894

0,872

0,872

0,851

0,903

0,891

0,903

0,881

0,903

0,89

0,988

0,884

0,862

0,884

0,869

0,862

Продолжение таблицы 5

Номер типа и условное обозначение низовой организации

Номер варианта мощности

Номера подгрупп и вариантов структур трестов

2.6

2.7

2.8

2.9

2.10

2.6.1

2.6.2

2.6.3

2.6.4

2.7.1

2.7.2

2.7.3

2.7.4

2.7.5

2.8.1

2.8.2

2.8.3

2.8.4

2.9.1

2.9.2

2.10.1

2.10.2

2.10.3

2.10.4

2.10.5

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

4

1

2

3

5

1

2

2

2

2

2

2

4

2

3

3

1

1

2

1

1

1

1

2

6

1

2

3

2

3

1

2

7

1

2

2

2

2

2

3

1

1

2

1

1

8

1

2

3

3

1

3х

4х

1х

3х

1х

2х

2х

3х

3

4

+

+

+

+

+

9

1

+

+

+

+

Удельные приведенные затраты, млн. руб.

0,884

0,862

0,869

0,862

0,906

0,877

0,891

0,863

0,863

0,906

0,877

0,891

0,863

0,885

0,870

0,885

0,870

0,865

0,873

0,870

Продолжение таблицы 5

Номер типа и условное обозначение низовой организации

Номер варианта мощности

Номера подгрупп и вариантов структур трестов

2.11

2.12

2.13

2.14

2.11.1

2.11.2

2.11.3

2.11.4

2.11.5

2.12.1

2.12.2

2.13.1

2.13.2

2.14.1

2.14.2

2

1

1

1

2

2

2

1

1

1

2

1

2

4

1

2

3

5

1

2

3

6

1

2

3

7

1

2

3

8

1

2

4

2

2

3

3

1

2

1

3

1

3х

4х

5

4

+

+

9

1

+

+

+

+

Удельные приведенные затраты, млн. руб.

0,875

0,897

0,875

0,869

0,897

0,898

0,897

0,893

0,893

0,893

0,893

Примечани е. Знак «+» означает , что данное подразделение не входит в состав рассматриваемого треста , но участвует в выполнении соответствующих работ по строительству автомобильной дороги .

Знак « х » означает , что данное подразделение входит в состав треста , но не участвует в с троительстве автомобильной дороги , строящейся с использованием комплектов ДС -100.


Во всех вариантах первой группы предусматривается организация в составе рассматриваемых трестов транспортных организаций , осуществляющих централизованное обслуживание соответствующих подразделений треста .

В табл . 5 приведены возможные варианты структуры трестов , сформированных на основе низовой строительной организации 2- го типа . Эти варианты предусматривают различную глубину и характер внутритрестовской специализации ( подгруппы 2.1, 2.7, 2.11), учитывают возможность выполнения некоторых видов работ низовыми организациями 3- го типа ( варианты подгрупп 2.3, 2.8), а также механизированными колоннами специализированных трестов по возведению земляного полотна ( подгруппы 2.5, 2.6, 2.13).

В табл . 5 представлены также варианты структур трестов , эксплуатирующих комплекты ДС -100 и выполняющих работы еще на ряде объектов , строящихся без применения комплектов ( варианты подгрупп 2.2, 2.6, 2.8, 2.12 и 2.13), а также вариант структуры треста , специализирующегося на устройстве дорожных одежд и состоящего только из низовых организаций 2 -го типа .

Расчет удельных приведенных затрат и определение рациональных структур трестов для различных условий деятельности

Удельные приведенные затраты определяются делением величины суммарных приведенных затрат на величину годового объема строительно-монтажных работ , выполняемых трестом только на строительстве автомобильных дорог с применением комплектов ДС -100.

Суммарные приведенные затраты по возможн ым вариантам производственных структур трестов рассчитывают , по данным табл . 3, суммированием приведенных затрат низовых строительных организаций, входящих в рассматриваемую структуру треста и участвующих в выполнении работ на дорогах , строящихся с помощью комплектов ДС- 100.

При определении суммарных приведенных затрат по вариантам структур , которые предусматривают участие в строительстве дороги низовых подразделений 3 и 9- го типов , приведенные затраты на выполнение работ этими типами организаций увеличиваются по сравнению с данными табл . 3 пропорционально выполняемому объему работ .

Результаты расчета даны в табл . 4 и 5 .

Как видно из табл . 4 и 5 , наименьшие удельные приведенные затраты имеют варианты производственной структуры 1.1.2 (1.1.5). Основные технико - экономические показатели такого треста приведены в табл . 3. Организация подобных трестов возможна в условиях , когда в районе их действия имеется достаточное количество объектов , обеспечивающих нормальную загрузку комплектов ДС -100 в течение достаточно длительного времени . Количество низовых подразделений в трестах с такой структурой определяется количеством строящихся объектов в районе действия трестов , сроками их ввода и объемами работ на них .

Если в предполагаемом регионе действия проектируемого треста объем работ недостаточен для его длительного существования , то целесообразна организация трестов со структурами 1.3.1.

При наличии в регионе действия механизированных колонн трестов , специализированных на земляных работах , возможна организация треста со структурой 1.4.1, осуществляющего функции генерального подрядчика .

Таблица 6

Технико - экономические показатели и схемы производственной структуры трестов , эксплуатирующих комплекты ДС -100

Наименование показателей

Варианты структур

1.1.2

1.3.1

1.4.1

Годовой объем строительно - монтажных работ , выполняемый по генподряду, млн . руб .

38

49

70

в том числе собственными силами , млн . руб .

29,4

41,7

47,4

Основные производственные фонды , млн . руб .

6,3 х)

7,8

11,4

14,9

7 ,8

10,8

Общая численность работников , чел .

1150

2400

1500

в том числе на строительно-монтажных работах и в подсобном производстве

680

1970

940

Выработка на одного работника , занятого на строительно - монтажных работах и в подсобном производстве , руб .

43230

21170

49800

Фондоотдача основных производственных фондов , руб ./ руб .

4,67 х)

3,77

3,66

2,79

6,08

4,39

х) Над чертой - без учета стоимости транспортных средств , под чертой - с учетом стоимости транспортных средств .

ЛИТЕРАТУРА

1 . Дрейнер Н ., Смит Г . Прикладной регрессионный анализ . М ., « Статистика », 1973.

2. Сырцова Е . Д . Математические методы в планировании и управлении строительным производством . М . «Вы сшая школа », 1972.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 1

Общие положения . 2

Основные принципы формирования производственных структур дорожно-строительных организаций . 3

Исходная информация и расчет технико-экономических показателей производственных структур и их элементов . 6

Определение рациональной производственной структуры дорожно-строительной организации методом вариантного проектирования . 8

Определение рациональной производственной структуры методом экономико-математического моделирования . 8

Приложение. Пример определения рациональных производственных структур дорожно-строительных организаций, применяющих высокопроизводительные комплекты машин типа ДС-100 . 10