герб

ГОСТы

флаг

Методические рекомендации Методические рекомендации по оценке проектных решений по безопасности движения на автомобильных дорогах в равнинной, пересеченной и горной местности

минист ер ство тР Анспортного
строительства

Государственный Всесоюзный дорожный
научно-исследовательский институт

Союздорнии

методические рекомендации
по оценке
ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИ Й
ПО
БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Н А АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
В
РАВНИННОЙ , ПЕРЕСЕЧЕННОЙ
И ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ

Утверждены заместителем директора

Со юз дорнии по научной работе

канд . т ехн . на ук Б . С . Мар ыш евы м

Одобрены Главным техническим управлением

М инт рансстроя

МОСКВА 1 9 83

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖ ЕН ИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ В РАВНИННОЙ , ПЕРЕСЕЧЕННОЙ И ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ . Союздор нии . М ., 1 883.

Изложены основные положения оценки автомоби л ьных дорог по степени обеспечения безопасности движения .

Степень обеспечения безопасности движения внов ь строящихся и реконструируемых автомоби л ьных дор ог оценивается обобщающим коэффициентом относите л ьной безопасности , а существующих дорог - итоговым коэффициентом аварийности .

Обобщающий коэффициент относительной безопасности и итоговый коэффициент аварийности представляют собой произведение частных коэффициентов , учитывающих в л ияние раз л ичных дорожных факторов .

Приведена оценка экономического эффекта от повышения безопасности движения на автомобильных дорогах .

Оценка проектных решений с учетом привед ен ных положений позво л ит выбрать наиболее це л есообразный вариант с точки зрения обеспечения безопасности движения , а оценка существующих дорог позволит установить участки дорог , подлежащие реконструкции , ка п италь ному ремонту и л и проведению мероприятий по организации движения .

Предисловие

Увеличение удельного веса перево з ок автомобильн ым транспортом приво д ит к постоянному повышению требований к техническому уровню автомобильных дорог , к удобству и безопасности движения .

В целях дальнейшего совершенствования проектирования , строительства и реконструкции автомобильных дорог , в соответствии с требованиями , изложенными в разделе « Безопасность и организация движения» СНи П II - Д .5 -72 « Автомобильные дорог и . Нормы проектирования » ( М .: Стро йи здат , 1 973), в Со ю здорнии совместно с МАДИ разработаны «М етодические рекомендации по оценке проектных решений по безопа с ности движения на автомобильных дорогах в равни н ной , пересеченной и горной местности ».

В « Методических рекомендациях» изложены методик а оценки проектных решений при разработ к е проектно - сметной документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог по степен и обеспеченности безопасности дорожного движения в завис и мости от интенсивности движения , основных элементов плана , продольного и поперечного профилей дор о ги , условий движения на мостах , в населенных пу нк тах и на пересечениях в одном уровне , от сцепления поверхности покрытия с колесом автомобиля и ровности поверхност и покрытия , а также методика оценки существующих автомобильных дорог в целях выявления мест повышенной опасности для движения транспортн ы х средств с использова н ием метода коэфф иц иентов аварийности , разра б отанного в МАДИ под руководством докт . т ехн . н аук, проф . В . Ф . Бабкова .

Настоящие « Методические рекомендации » ра з работаны на основе исследований , выполненных за последние годы в Со ю здорн ии , МАДИ и других организа ц иях .

« Методические рекомендации » разработали канд . тех н . наук Н . Ф . Хоро ш илов , инженеры О . Н . Яковлев , Н . А . Рябиков , Н . С . Беззубик , Е . Н . Гребеневич , В . И . К лочкова , Л . Т . Чертков ( Союздорнии ); докт . т ехн . н аук В . Ф . Бабков , канд . т ехн . н аук О . А . Дивочкин и и нж . Р . С . К артанбаев ( МАДИ ), инженеры А . М . Агадж а нов , В . И . К сенодохов ( Минтранс ст рой ) , инж . Т . А . Ш илакадзе ( Минавто до р ГССР ) , канд . т ехн . наук К . А . М чедлиш вили ( ГПИ им . В . И . Ленина ).

1 . Общие положения

1 .1 . Оце н ку обеспеченности бе з опасности д виже ни и следует произво д ить п ри разработке п роектно - смет но й д окументации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог I - III катег о рий , а в отд ел ьных случаях - IV , V категорий , особенно на сложных участ к ах , п ри проектировани и которых используются пр е дел ьные значения норм по отдельным элементам или до п уск ают ся отступления от них , а также на существующ их автомобильных дорогах в ц е л ях устранен и я опа сны х участков путем реконструкц ии или капиталь н ого ре мо нта существующих дорог .

1 .2 . Для о ц енки проектных решений по степен и обеспеченности б е зопасности движения на новых и реконструируемых дорогах применяют основные частные коэффициенты относительной безопасности , учитывающие вл ия ние отдельных элементов автомобиль н ых дорог на безопасность движения транспортных средств .

1 .3 . Когда основные част н ые ко э ффициенты относительной безопасности не охватывают вс е х рассматривае мы х в вариантах проектных ре ш ений показателе й , следует принимать дополнительные частные коэффи ц иенты , учитывающие влияние локальных элементов автомобиль ны х дорог и качества покрытия дорог на безопасность движения .

1.4 . Для оценки существующих автомобильных дорог по степени об е спеченности безо п асности движени и применяют частные коэффициенты аварийности , учитывающие влияние отдельных элементов существую щих дорог на безопасность движения транспортных средств .

2 . Оценка обеспеченности безопасности движения

2. 1 . Для оценки п р оектных решений по степени обе с печенности безопасности движения транс пор тных средств приня т метод коэффи ц иентов относительной безо п асности . При этом совокупность всех э л ементов дорог и , влияющих на безопасность движения транспортных средств , оценивается обобщающим коэффициентом относительной безопасности движения кбо , котор ы й представляет собой произведение частных коэффициентов относительной безопасности движени я кб i :

                                                         ( 1 )

где i = 1 , 2, .. ., n.

2.2 . Оценивать проектные решения с л едует с учетом минимальных допустимых значений обобщающих коэффициентов относительной безопасности движения кбо ( табл . 1 ) для сочетания элементов на данном уч а стке дороги , полученных в соответствии с приведенн ы ми основными положениями . При значениях кбо меньше либо равных указанным в табл . 1 участки до рог сл едует перепроектировать или провести соответствующее тех н ико - экономическое обоснование с разработкой специальных мероприятий , повышающих б ез опасность движения .

Т абл ица 1

Категория дороги

Минимально допустимые значени я кбо

I

0,5

II

0,4

III

0,3

IV , V

0,2

2.3 . Для оценки и выбора оптимальных проек тн ых решений на особо сложных участках дорог строят графики обобщающих коэффициентов относительной бе з опасности движения . При этом сле д ует учитывать , чт о влияние каждого элемента дорог и распространяется з а пределы участков с этими элементами . При наложении зон влияния принимается наименьшее значение частного коэффицие н та относительной безопасности .

Примеры построения графиков обобщающих коэффициентов относительной безопасности приведены в приложения х 1 , 2 настоящих « Методических рекомендаций».

2.4 . Для оценки существующих дорог по ст епени обеспеченности безопасности движения транспор тн ых средств прин я т метод коэффициентов аварийности . При этом совокупность всех элементов дороги , влияющ их на безопасность движения транспортных средств , оценивается итоговым ко э ффициентом аварийности каит , который представляет собой произведение частных коэффициентов аварийности ка i :

каит = ка1 · ка2 ... ка i .                                                         ( 2)

2.5 . Безопасность движения по существующим автомобильным дорогам обеспечивается при каит < 1 0.

При каит = 1 0 ¸ 20 необходимо разрабатывать мероприятия по организаци и движения , разметку проезжей части , запрещающую обгон с выездом на полосу встречного движения ; установку знаков запре щ ения о бгона и соответствующего ограничения скорости и т . д .

При каит > 20 следует предусматривать перестройку участков автомобильных дорог .

3 . Оценка влияния дорожных условий на безопасность движения

3. 1 . При оценке обеспеченн о сти безопасност и д ви жен ия новых автомоб и льных дорог следует пр и менять основ ные частные к оэффициенты от носител ьной безопасности движения кб1 - кб11, у читывающие влиян ие интенсивности дв и жения , основны х п араметров плана , продольного и п оперечного проф иле й .

3.2 . Влияние интенсивности дв и жения на а в томобильной дороге учитывается частным коэффициент ом от носительной безопасности дв и жения кб1, который принимают в зависимости от интенсивности движ е ния в обоих направлениях , пр и веденной к легковому автомобилю .

Для автомобильных дорог с дву х полосн ой проезжей частью кб1 принимают :

Таблица 2

Тип местно ст и

кб1 при и нтенсивности движения , т ы с . авт. / су т

0,2

1 ,0

3,0

3,0

6,0

7,5

8,0

Равнинный

0,85

0,90

0,95

1 ,0

0,95

0,85

0,80

Пересеченный

0,83

0,87

0,93

1 ,0

0,9 5

0,88

0,85

Горный

0,80

0,8 5

0,90

1, 0

0,9 6

0,90

0,88

Д л я автомобильных дорог с четырехполосной прое з жей частью :

Табли ц а 3

Тип местности

кб1 при интенсивности д вижения , т ы с . авт ./ су т

4,0

8,0

1 6,0

2 1 ,0

25,0

30,0

Равнинный , пересеченный и горный

0,80

1, 0

0,90

0,80

0,70

0,60

Для автомобильных дорог с ш ести полосной п роезжей частью :

Таб ли ца 4

Тип м естности

кб1 при интенсивности движени я , тыс . авт ./ сут

7,0

13,5

27 , 0

35,0

42,0

50,0

Равнинный , пересеченный и горный

0,90

1,0

0,9 0

0,80

0,70

0,60

Для авт о мобильных д орог с восьмиполосной проезжей частью :

Та блица 5

Тип местности

кб1 п р и интенсивности дви жения , ты с. авт. / с ут

10,0

20,0

40,0

5 2,0

62,0

75,0

Рав н инный , пересеченный и горный

0 , 90

1 ,0

0 ,9 0

0,80

0, 7 0

0 , 60

3. 3 . Влияние числа полос проезжей части уч и тыва ется част н ым ко эфф ициент ом от н осительной бе з опасности кб2 принимается д ля автомобильны х дорог с двумя полосами движения равным 1,0, для дорог с трехполосной проезжей частью - 0,7; с многополосной проезжей частью (4 и более) без разделительной пол о сы м ежду проезжими частями с разным напр а влением движения - 0,8; с разделите л ьной полосой шириной 2, 0 м - 0,9 и с ра з дел ительной по л осой шириной 5 м и более - 1 ,0.

3.4 . В л ияние ширины проезжей части дл я а в томобильны х дорог с двумя по л осами движения или шири ны п олосы движения для дорог с м н огополосной проезжей частью учитывается частным коэфф и циентом относительной безопасности кб3.

Для автомобильных дорог с одно - и двухполосной проезж е й частью кб3 принимается :

Та блиц а 6

Тип местности

кб3 п ри ширине п р оезжей части , м

4,5

6, 0

7,0

7,5

Равнинный

0,60

0,80

0 , 95

1 ,0

Пересеченный

0,50

0,75

0,95

1 ,0

Горный

0 , 40

0,70

0, 9 5

1 ,0

Для автомобильных дорог с многополосной проезжей частью :

Таблица 7

Тип местности

кб3 при ширине полосы д вижения , м

3,75

3,50

3,0

Равнинный

1 ,0

0,9

0,8

Пересеченный

1 ,0

0,9

0,8

Горный

1 ,0

0,9

0, 8

3.5 . Влияние ш и рины обочин автомобильных доро г на безопасность движения учитывается частным коэффициентом относительной безопасности кб4:

Таб л ица 8

Тип местности

кб4 при ши р ине обо ч ин , м

1 ,0

1,5

1,75

1 ,0

2,5

3,75

Равнинный

0,70

0,75

0,80

0,85

0,90

1 ,0

Пересеченный

0,65

0,73

0 ,80

0 ,88

0,93

1, 0

Горный

0,60

0,70

0,80

0,90

0,95

1 ,0

3.6 . Влияние ш ирины укреплен н ой по л осы обочи н на безопасность движения учитываетс я ча стным к оэфф ици ентом относительной без о пасности кб5:

Табл ица 9

Тип местности

кб5 п ри ширине укр еп ленно й п о лос ы обочины , м

0,0

0,5

0,75

1 ,0

1,5

2,0 и более

Равнинный

0,40

0,75

0,85

0,90

0,95

1,0

Пересеченный

0,45

0 , 8 5

0,9 2

0 ,9 5

0,98

1,0

Горный

0 ,50

0,95

1 ,0

-

-

-

3.7 . Влияние в еличин ы про д ольн ых ук л онов на бе з опасность движения учитываетс я частным коэфф иц иентом относительной безоп а сности кб6:

Таблица 10

Тип местн о сти

кб6 при вел и чине продольного укл о на, ‰

30 и мене е

40

50

60

70

80

9 0

100

Равнинный

1 ,0

0,90

0,75

0,65

0,60

0,58

0,57

-

Пересеченный

1 ,0

0,93

0,83

0,7 5

0,70

0,64

0,58

-

Горный

1 ,0

0,9 5

0,90

0,85

0,80

0,70

0,60

0,50

Влияние продо л ьных уклоно в р аспространяется з а пре д елы рассматриваемого участка на расстояни е 1 50 м в каж д ом направлении .

3.8 . В лияние на бе з опасность д вижения расстояния ви ди мости встречного автомобиля д ля автомоби л ьных дорог с двухполосной проезжей частью учи ты вает ся частным к оэффициентом относительной безопасности кб7:

Та бли ца 11

Тип местности

кб7 при расстоянии ви димости встречного автомобиля , м

80

1 00

1 50

200

300

500

700

900 и более

Равнинный

0,45

0,50

0,60

0,68

0,80

0,90

0,95

1 ,0

Пересеченны й

0,50

0,54

0,67

0,76

0,87

0,96

1 ,00

-

Горный

0,55

0,62

0,74

0,83

0,94

1 ,00

-

-

Для автомобильных дорог с многополосной проезж ей частью :

Та блица 1 2

Тип местности

кб7 при расстоянии видимости поверхности дороги , м

1 00

1 50

250

450

Равнинный

0,60

0,75

0,85

1,0

Пересеченный

0,65

0,80

0,90

1 ,0

Горный

0,70

0,85

0,95

1,0

3.9 . Влияние на бе з опасность движения величин ы радиуса кривых в плане R учитыв а ется частным коэффи ц иентом относительной безопасности кб8 :

Таблица 13

Тип местности

кб8 при ра д иусе кривых в плане , м

30

60

100

125

250

400

600

800

1000

3000 и более

Равнинный

0,15

0,2

0 , 25

0 , 30

0 , 50

0 , 60

0 , 7

0 , 75

0, 8

1,0

Пересеченный

0 , 20

0 , 3

0 , 35

0 , 45

0 , 65

0 , 75

0,8

0,90

1 ,0

-

Горный

0 , 30

0 , 4

0 , 45

0 , 55

0 , 75

0 , 85

0, 9

1,00

-

-

Влияние кривых в плане распространяется на прямо л инейны е участки дорог на расстояние 50 м при R менее 400 м и с обес п еченной видимостью и на расстояние 100 м для участка кривых в плане с ограниченной видимостью .

3 .10 . Влияние величины угла поворота трассы на бе з опасность движения в горной местности учитывается частным коэффициентом относительной безопасности кб9 :

Таблица 14

Угол поворота , град

90

70

60

40

≤ 20

кб9

0,80

0,85

0,90

0, 95

1,00

3. 11 . Влияние длины прямых участков автомобильн ы х дорог на безопасность движения трансп о ртных средств учитывается частным коэффициентом относительной безопасности движения кб10:

Табли ц а 15

Длин а прямого у частка, км

≤ 3

5

10

15

20

≥ 25

кб10

1,0

0,95

0,90

0,85

0,75

0,65

3. 1 2 . Влияние на безо п асность д вижения ш и ри ны по ло с безопасности на мостах и путепроводах учитывается частным коэффициентом относите л ьной безопасности кб11:

Таб л ица 16

Ширина полос безопасности на мостах и путепрово д ах , м

2,0

1 ,5

1,0

0,5

Отсутствует

кб11

1,0

0,90

0,75

0,60

0,35

3.13 . При промежуточных значениях о ц ениваемых параметров , по сравнению с приведенными в т абл . 2 - 16 , допускается интерполяция частных коэффициентов относ ит ельной бе з опасности движения : интенсивности движения кб1, ширины проезжей части и полосы движ е ния кб3, шири н ы обочин кб4, ширины укре пл енной полос ы обочин кб5, величины про д ольных уклонов кб 5 , р асстояния видимости кб7, величины радиуса кривых в плане кб8, величины уг л а поворота трассы для дорог в горных услов и ях кб9 и д л ины прямых участко в дорог кб10 .

3 . 14 . При оценке существующих автомобильных дорог следует применять основные частные коэффициенты аварийности ка1 - ка10 , учитывающие влияние интенсивности движени я , основных параметров плана , продольного и поперечного профи л ей и другие характеристики существующих дорог .

3.15 . В л ияние на безопасность движен и я интенсивности движения на существующих автомобильн ы х дорогах учитывается частным ко э ффициентом аварийности ка1:

Таблица 17

Интенсивность движения, тыс. авт./сут

0,5

1

3

5

7

9

11

1 3

1 5

20

Двухполосные дороги

ка1

1, 40

1,10

0,75

1 ,00

1 ,30

1,7 0

1,80

1 ,50

1 ,00

0,60

Трехполосные д ороги

ка1*)

-

-

0,65

0,75

0,90

0,96

1,25

1,5 0

1 ,30

1 ,00

ка1**)

-

-

0,94

1,18

1,28

1,37

1,51

1,63

1,45

1,25

*) П ри разметке проезжей части на три полосы движени я .

**) П ри разметке осевой линии .

Для автомобильных дорог с четырехполосной проезж ей частью :

Таблица 18

Интенсивность движения , т ыс. авт . / с ут

1 1 - 1 4

1 4 - 17

17 - 20

20 - 23

23 - 26

26 - 28

28 - 32

ка1

1, 0

1,1

1 ,3

1,7

2,2

2,8

3,4

3.16 . Влияние на безопасность движения шири н ы проезжей части существующих автомобильных дор ог учитывается частным ко э ффици ентом аварийност и ка2:

Таблица 1 9

Ш и рина п роезжей части , м

6

7

7,5

9

2 0,5

1 4 - 15*)

1 4**)

ка2 п ри укрепленных обоч и нах

1 ,35

1 ,05

1 ,0

0,8

0,70

0,60

0,50

ка2 при неукрепленных обочинах

2,50

1 ,75

1 ,50

1,0

0, 9 0

0,80

0,70

*) Б ез разделительной полосы.

**) С разделительной п олосой .

3.17 . Влияние на безопасность движения ширин ы обочин учитывается частным коэффициентом аварийности ка3:

Таблица 20

Ширина обочин , м

0,5

1,5

2,0

3,0

4,0

Двухполосные дороги

ка3

2 ,2

1 ,4

1 ,2

1 ,0

0,8

Т р ех - и чет ы рехп олосны е дороги

ка3

1 ,37

0,73

0,65

0,40

0,35

3. 1 8 . Влияние на без о пасность движения продольных уклонов учитывается частным коэффициентом аварийности ка4:

Таблица 2 1

Продольный уклон , ‰

20

30

50

70

80

90

10 0

12 0

ка4

1 ,0

1 ,25

2,5

2,8

3,0

3, 1

2,9

2,5

3. 1 9 . Вл и яние на безопасность движения ра д иусов кри вых в плане существующих дорог учитывается частным коэффициентом аварийности ка5:

Таблица 22

Тип местности

ка5 п р и р адиу се к р ивых в плане , м

20

40

50

10 0

1 50

200 - 300

400 - 600

1 000 - 2 000

≥ 200 0

Равнинный и пре д горный

-

-

-

5,4

4,0

2,25

1 ,6

1 ,25

1 ,0

Горно -д олинн ы й

2,7

2,2

1,9

1 ,3

1 ,0

-

-

-

-

Перевальный

3,0

2,5

2, 1

1 ,6

1 ,0

-

-

-

-

3.20 . Влияние на безопасность движения расстояния видимости проезжей части существующих дорог в п л ане и профиле учитывается частным коэффициентом аварийности ка6:

Таблица 23

Видимость проезжей част и

ка6 при расстоянии видимости проезжей части , м

30

50

1 00

1 50

200

250

350

400

500

В плане

д л я рав н инных и предгорных уч а стков

-

3,6

3,0

2,7

2,25

2,0

1 ,45

1 ,2

1 ,0

для горно - долинных участков

2,0

1 ,5

1 ,2

1 ,0

-

-

-

-

-

для перевальных участков

2,5

2,0

1 ,5

1 ,0

-

-

-

-

-

В продольном профиле

для равнинных и предгорных участков

-

5,0

4,0

3,4

2,5

2,4

2,0

1 ,4

1 ,0

для горно - долинных участков

2,0

1 ,6

1,3

1,1

1,0

-

-

-

-

для перевальных участков

2,2

1 ,8

1,5

1,3

1,0

-

-

-

-

3.2 1 . Влияние на безопасность движения шири ны проезжей части мостов и путепроводов на существующих дорогах учитывается частным коэффициентом аварийнос т и ка7 :

Таб л иц а 24

Ширина прое з жей части мостов и путепроводов по отношению к проезжей части дороги

Меньше на 1 м

Равна ширине проезжей части

Бо ль ше на 1 м

Больше на 2 м

Равн а ш ирине земляного поло т на

ка7

6,0

3,0

2,0

1 ,5

1 ,0

3.22 . Влияние на безопасность движения длины прямых участков на су щ ествующих автомобильных дорогах учитывается частным коэффициентом аварийнос ти ка8 :

Таблица 25

Длина прямого участка , км

≤ 3

5

1 0

15

2 0

≥ 25

ка8

1 ,0

1,1

1,4

1 ,6

1 ,9

2,0

3.23 . В лияние на безопасность движения чис л а по л ос движения существую щ их дорог учитывается част ным коэффициентом аварийности ка9 :

Таб л ица 26

Число полос движения на проезж ей част и

2

3 ( без разметки )

3 ( с разметкой )

4 ( б ез разделительной полос ы )

4 ( с разделительной п о лосой )

ка9

1 ,0

1 ,5

0,9

0,8

0,65

3.24 . Влияние на безопасность д вижения ширины разде л ител ьной полосы на существующих автомобильных дорогах учитывается частным коэффициентом аварийности ка10 :

Таблица 27

Ширина разделительной полосы , м

1

2

3

5

10

1 5

ка10

2,5

2,0

1 ,5

1 ,0

0,5

0,4

4 . Оценка влияния локальных элементов автомобильных дорог на безопасность движения в равнинной и пересеченной местности

4.1 . Для более детальных обоснований особо сло ж ных участков дорог следует дополнительно прим ен ять частные коэффициенты относительной безопасности движения кб12 - кб15 , учитываю щ ие влияние на безопасн ость движения тран спортны х средств , пересечений в одном уровне и их видимости с примыкающей дороги , расстояния до застройки или зе л ены х насаждений .

4.2 . Влияние пересечений в одном уровне н а безопасность д вижения учитывается коэффициентом от н осительной безопасности кб12 в зависимост и от интенсивно ст и д вижения по основной дороге :

Таблица 28

Интенсивность движения по пересекаемой дороге , % от интенсивности движения по основно й дороге

Значения кб12 в зависимости от интенсивности движения по основной дороге , т ы с . авт ./ сут

≤ 1,5

3

4

5

≤ 10 - 20

0,8 0

0,55

0,40

0,30

21 - 50

0,60

0,40

0,30

0,2 0

При устройстве пересечений в двух уровнях специального коэффициента относительной безопасности не вводится . Оценка вл и яния безопасности движения на путепроводах прои з водится с использованием коэффициент а относительной безопасности кб11 ( см . п . 3.12 настоящих « Методических рекомендаций » ).

4.3 . Влияние на безопасность движения видимости с примыкающей дороги пересечений в одном уровне учитывается коэффициентом относительной безопасности кб13 :

Таблица 29

Расстояние видимости пересечения , м

≥ 60

50

35

25

≤ 20

кб13

1, 0

0,95

0,80

0,55

0,15

4.4 . Влия н ие на безопасность движения рассто яния от кромки проезжей части дороги до застройки или зеленых насаждений , снижающих боковую видимость , учитываетс я коэффициентом относительной без о пасности кб14 :

Таб лиц а 30

Расстояние от кромки проезжей части до застро й ки или зеленых насажден и й , м

≥ 25

20

15

1 0

≤ 5

кб14

1 ,0

0,95

0,85

0,55

0,30

4.5 . Для детальных обоснований особо сложных участков существующих автомоби л ьных дорог следует допо л нительно применять частные коэффициенты аварийности ка11 - ка20.

4.6 . Влияние на безопасность движения типов пересечений на существующих автомоби л ьных дорогах учитывается частным коэффициентом аварийности ка11 :

Таблица 3 1

Тип пересечения с примыка ющ ей дорогой

В разны х уровнях

Ко л ьцевые

В одном уровне при интенсивности движения по пересекаемой дороге , % от суммарной на дву х дорогах

≤ 1 0

1 0 - 20

≥ 20

ка11

0,35

0,70

1 ,5

3,0

4,0

4.7 . Влияние на безопасность движения пересечени й в одном уровне на существующих дорогах учит ы вается частным коэффициентом аварийности ка12 в зависимости от интенсивности движения по основной дороге :

Таблица 32

Пересечения в одном уровне при интенсивности движения по основной дороге , т ы с . авт ./ су т

1 ,6 - 3,5

3,5 - 5,0

≥ 5 - 7

ка12

2,0

3,0

4,0

4.8 . Влияние на безопасность д вижения ви д имости с примыкающей автомобильной дороги пересечений в одном уровне на существующих дорогах учитыва ет ся частным коэффи ц иентом аварийности ка13:

Таблица 33

Видимость пересече н ия в одном уровне с примыкающей дорогой , м

≥ 60

60 - 40

40 - 30

30 - 20

≤ 20

ка13

1 ,0

1,1

1 ,65

2,5

5, 0

4.9 . В л иян ие на безопасность движения расстояния от кромки проезжей части до застройки и л и зел ены х насаждений на существующих дорогах учитывается частным коэффи ци ентом аварийности ка14 :

Таб л ица 34

Расстояние от кромки прое з жей части до застройки или зе л ены х насаждений , м

50 1)

50 - 202)

5 0 - 203)

2 0 - 103)

≤ 1 04)

≤ 105)

ка14

1 ,0

1,2 5

2,5

5, 0

7,5

10,0

1 ) З астройка ( или зеленые насаждения ) с одной сторон ы дороги .

2 ) З астройка с одной стороны дороги; и меются тр о туары .

3 ) Застройка с обеих сторон дороги ; имеются тротуары и полосы местного движения .

4 ) П ол осы местного движения отсутствуют ; им е ют ся тротуары .

5 ) И меются полосы местного движения ; тротуары отсутствуют.

Примечание . Если при характеристиках застройк и , указанных в сносках 4 и 5, населен н ый пункт нахо д ится с одной стороны дороги , з начения частных к оэффициентов принимают вдвое меньшими .

4.10 . Влия н ие на бе з опасность движен и я протяженности населенного пункта , через который проходит существующая автомобильная дорога , учитывается частным коэффициентом аварийности ка15:

Таб л ица 35

Протяженност ь населенного пункта , км

0 , 5

1

2

3

5

6

ка15

1,0

1 ,2

1 ,7

2,2

2,7

3,0

4.11 . Влияние на безопасн ос ть движения длины участков дороги на подходах к населенным пунк там учитывается частным коэффициентом аварийности ка16:

Таблица 3 6

Длина участков дороги на подходах к населенным пунктам , м

0 - 200

200 - 600

600 - 1000

ка16

2,0

1 ,5

1,2

4.1 2 . Влияние на безопасность движения расстояния между кромкой проезжей части существующих дорог и боковым п репятствием ( боковой клиренс ) учитывается частным коэффициентом аварийности ка17:

Таб ли ца 3 7

Расстояние между кромкой проезжей части и боковым препятствием , м

0,5

1 ,0

1 ,5

2,0

2,5 - 3,0

ка17

2,0

1 ,75

1 ,4

1 ,2

1 ,0

4.13 . Влияние на безопасность д вижения глубины обрыва на существующих д орогах в горной местнос ти учитывается частным коэффициентом аварийности ка18:

Таблица 3 8

Расстояние от кромки проезжей части до обрыва глубиной более 5 м , м

0,5

1 ,0

1 ,5

2

3

5

ка18 на участ к ах

без ограждений

4,3

3,7

3,20

2,75

2,0

1 ,0

с ограждениями

2,2

2,0

1 ,85

1 ,75

1 ,4

1 ,0

4 .1 4 . Влияние на безопасность движения извилистости существующей дороги в план е учитывается частным коэффициентом аварийности ка19:

Таблиц а 39

Количество кривых в плане на 1 км дороги

1 - 2

3

4

5

6

7

8

8

10

ка19

1 ,0

1 ,1

1, 2

1 ,5

1 ,8

1 ,7

0, 9

0,7

0 ,5

4.15 . При построении графиков коэффициентов аварийно ст и автомобильную дорогу анализируют по каждому показателю , выделяя однородные участки . Пр и этом необходимо учитывать , что опасная зона распространяется на прилегающие участки дороги ( т абл . 40 ) В случае накладки з он влияния разных показате лей принимают большие значе н ия коэффициентов .

Таблица 40

Элементы до р оги

Зона влияния

Подъем и спуск

1 00 м от вершины подъема

1 50 м от подошвы спуска

Пересечен и я в о д ном уровне

50 м в каждую сторону

Кр ив ые в плане с обеспеченной видимостью при радиусах более 400 м

50 м в каждую сторону

Мосты и путепроводы

75 м в каждую сторону

Кривые в плане с необеспеченной видимостью при радиусах менее 400 м

10 0 м в каждую сторону

Участки в местах в л ияния боковых препятствий и с глубокими обрывами у дор о ги

50 м в каждую сторону

Участки подходов к тон н ел ям

15 0 м в каждую сторон у

5 . Оценка влияния состояния покрытия на безопасность движения в равнинной, пересеченной горной местности

5. 1 . Влияние на бе з опасность движения коэфф и циента сцепления поверхности покрытия с колесом автомобиля учитывается частным коэффициент о м о тн осительной бе з опасности кб15:

Таблица 4 1

Коэффициент сцепления

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

≥ 0,7

кб15

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1,0

5.2 . Влияние ровности поверхности покрытия на бе з опасность движения учитывается частным коэффициенто м относительной безопасност и кб16 в зависимости от величины и количества просветов пр и измерении и х трехметровой рейкой с клином .

Таблица 42

Количество просветов , %

менее 3 мм

95

90

80

более 5 мм

1

2

5

Максимальная величина единичных просветов , мм , не более

7

8

1 0

кб16

1 ,0

0,8 ,

0,6

5.3 . Влияние на безопасность движения коэффициента сцепления поверхности покрытия с колесом автомобиля на существующих дорогах учитывается част ным коэффициентом аварийности кб20:

Таблица 43

Характеристика покрытия

Скользкое , покрытое грязью

Скользкое

С у хое чи стое

Шероховатое

Очень ш ерохова тое

Величина коэффициента сцеп лен ия при ск о рости движения 60 км / ч

0,2 - 0,5

0,4

0,6

0,7

0,75

кб20

2,5

2,0

1,3

1,0

0,75

6 . Оценка экономического эффекта от повышения безопасности движения на автомобильных дорогах

6. 1 . Определение экономического эффекта от повышен и я безопасности движения на вновь построенн ых или реконструированных автомобильных дорога х основ ы вается на метод е сопоставления потерь от возмо жны х дорожно - транс п ортных происшестви й ( ДТП ) с учетом и бе з учета намеченных мероприятий по повышению безопасности движения .

Потери от ДТП для проектируемых дорог рассчитываются с использованием среднев з вешенных з начен ий обобщающих коэффициентов относительной бе з опас ности , определяемых по формуле

                                                             ( 3)

где кбо i - значение обобщающего коэффи ц иента относительной безопасности на i - м участке ;

li - протяженность i - го участка дороги со значением кбо i , км ;

L - протяженность сравниваемых участков , км ;

6.2 . Количество возможных ДТП опреде л яется в з а висимости от средневзвешенного значения обобщающего коэффициента относительно й безопасности по таблице 44 или по формуле

                                                         ( 4)

г д е Э - ко л ичество во з можных ДТП ;

 - среднев з веше нное значение коэффи ц иента относительной безопасности ;

е - основание натурального логарифма , е = 2,71 8.

Табли ц а 44

1

0,9

0, 8

0,7

0,6

0, 5

0,4

0,3

0,2

0, 1

Количество возможных ДТП в год на 1 км дороги

0, 1 2

0,17

0,23

0,33

0,47

0,7

1,1

1 ,78

3,2 9

8,1 1

6 .3 . Величины возможных потерь от ДТП опред ел яются по формуле

                                                            ( 5 )

гд е А - возможные потери от ДТ П за расчетный период , руб .;

а i - средние потери от одного ДТП в i - м году , руб .;

Э i - возможное количество ДТП в i - м го д у .

Значения средних потерь от ДТП приведены в т а бл . 45 *) .

*) Значе ни я средних потерь от ДТ П опреде л ены к анд. техн . нау к О . А . Див очкиным .

Таблица 4 5

Го д

Потери от одного ДТП в среднем , руб .

для равнинной местности

для горной местности

19 75

5 1 30

1 0390

1980

5680

115 60

1985

6230

1 2720

1990

6780

13880

1 995

7320

1 5040

2000

7870

16200

2005

8420

17360

201 0

8970

1 8520

6.4 . Ежегодные потери от ДТ П по каждому участку существующей дороги с однородными дорожными у с ловиями подсчитываются по ф ормул е

П = 3,65 · 10-4 ZPcp . t MTNL ,                                            ( 6)

где Z - количество ДТП на 1 млн . а вт./км , принимается по графику рисунка ;

Pcp . t - средние пот ер и от одного ДТП в t - м году , руб ., ( см . табл . 45);

M T - итоговый коэффициент тяжести ДТП дл я у частка дороги ;

N - среднегодовая суточная интенсивность движения на участке дороги t - м году , авт ./ су т

L - протяженность участка с однородными д о рожными условиями , км ;

t - расчетный год .

З ависимость между з начениями итогового коэффициента аварийности и относительным ко л ичеством дорожно - т ранспортных происшествий на автомобильных дорогах

Общие потери П , руб ., от ДТП при расчетах с ум марных приве д енных затрат для каждого участка определяют по форму л е

                                        ( 7 )

где Т - период суммирования затрат , годы ;

Е - нормативный коэффициент для приведения к одному моменту времени разно в ременных з атрат , Е = 0 ,08.

Средние значения коэффициентов тяжести ДТП приведены в табл . 46:

Табли ца 46

Учитываемые факторы

Средние значения коэффициентов тяжести ДТ П

Ширина проезжей части , м

4,5

0,7

6,0

1,2

7,0

1 ,1

7,5

1 ,0

8,0

1,4

1 0,5

1 ,2

Ширина обочин , м

менее 2,5

0,85

более 2,5

1, 0

Продольные уклоны , ‰

более 30

1 ,4

менее 30

1,0

Радиусы кривых в плане , м

менее 350

0, 8

более 350

1 ,05

Видимость в плане и профиле , м

менее 250

0,7

боле е 250

1 ,0

Сочетание кривых в плане и профиле

1 ,05

Мосты и путепроводы

1,3

Пересечения в одном уровне

0,6

Населенные пункты

1,05

Наличие деревьев , опор , путепроводов и т . д . на обочинах

0,9

Отсутствие предусмотренных нормами ограждений

1 ,8


Приложение 1

Пример оценки проектных решений по безопасности движения методом обобщающего коэффициента относительной безопасности на участке автомобильной дороги II категории в равнинной местности.

Приложение 2

Пример оценки проектных решений по безопасности движения методом обобщающего коэффициента относительной безопасности на участке автомобильной дороги II категории в горной местности.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 1

1. Общие положения . 2

2. Оценка обеспеченности безопасности движения . 2

3. Оценка влияния дорожных условий на безопасность движения . 3

4. Оценка влияния локальных элементов автомобильных дорог на безопасность движения в равнинной и пересеченной местности . 8

5. Оценка влияния состояния покрытия на безопасность движения в равнинной, пересеченной горной местности . 10

6. Оценка экономического эффекта от повышения безопасности движения на автомобильных дорогах . 11

Приложение 1. Пример оценки проектных решений по безопасности движения методом обобщающего коэффициента относительной безопасности на участке автомобильной дороги II категории в равнинной местности. 14

Приложение 2. Пример оценки проектных решений по безопасности движения методом обобщающего коэффициента относительной безопасности на участке автомобильной дороги II категории в горной местности. 15

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Гост 17199 88 Гост 27902 88 Единицы физических величин Накладные расходы Перечень работ повышенной опасности Периодичность технического обслуживания Пропускная способность трубы Рельс р50 Рмг 29 99 СП 52 101 2003 Санпин столовая Сварка арматуры гост Снип гаражи Состав рабочей документации Состав рабочей документации в строительстве