Методические рекомендации Методические рекомендации по регулированию пешеходного движения

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬС кИЙ ИНСТИТУТ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
МВД
СССР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
РЕГУЛИРОВАНИЮ ПЕШЕХОДНОГО
ДВИЖЕНИЯ

МОСКВА - 1977

Методические рекомендации разработаны в развитие Руководства по регулированию дорожного движения в городах I с учетом действующих строительных норм и правил , а также стандартов на дорожные знаки и разметку .

I Руководство по регулированию дорожного движения в городах . М ., Стройиздат , 1974.

В них изложены цели и задачи регулирования пешеходного движения , приведены методы его исследования , а также основные мероприятия по разделению пересекающихся транспортных и пешеходных потоков .

Рекомендации предназначены для работников подразделений по организации движения Госавтоинспекции . Они могут быть использованы при рассмотрении представляемых на согласование проектов строительства и реконструкции городских улиц и доро г, а также при решении вопросов , связанных с улучшением пешеходного движения .

Методические рекомендации подготовлены сотрудниками отдела дорожных исследований ВНИИБД МВД СССР Ю . Д . Шелковым и А . Г . Романовым .

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Мероприятия по регулированию пешеходного движения направлены на обеспечение безопасности пешеходов и повышение удобства их передвижения .

Регулирование пешеходного движения предусматривает комплексное использование архитектурно - планировочных и организационных мероприятий , вытекающих из обследования условий и характеристик движения пешеходов по улично - дорожной сети .

Вопросы регулирования пешеходного движения следует решать одновременно с вопросами регулирования движения транспортных средств .

ИЗУЧЕНИЕ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ

Основные параметры , характеризующие пешеходное движение

Основными показателями , характеризующими движение пешеходных потоков , являются средняя скорость , плотность , интенсивность .

В расчетах средняя скорость пешехода принимается : для движения по тротуару - 1,25 м / с , по внеуличному пешеходному переходу - 1,3 м / с и по наземному пешеходному переходу - 1,4 м / с .

Под плотностью пешеходного движения ( D ) следует понимать количество людей ( Q ), приходящихся на единицу площади ( F ) пешеходного пути I .

I Под пешеходным путем подразумевается тротуар , пешеходная дорожка , подземный или наземный пешеходный переход .

.

Общая загрузка пешеходного пути характеризуется интенсивностью пешеходного движения (N), которая определяется числом пешеходов , проходящих через поперечное сечение пешеходного пути в единицу времени ( за один час ):

где Q - количество людей , прошедших через поперечное сечение пешеходного пути за время обследования , чел. ;

t - продолжительность обследования , ч .

Расчетной характеристикой является удельная интенсивность движения ( n ):

где bn - общая ширина пешеходного пути , м ;

b - ширина полосы пешеходного движения , м .

Коэффициент суточной неравномерности движения определяется из следующего выражения :

где N n - интенсивность пешеходного движения в час пик , ;

N c - среднесуточная интенсивность пешеходного движения , .

Коэффициент часовой неравномерности движения определяется из следующего выражения :

где N15 - интенсивность движения за 15- минутный период часа пик , в течение которого наблюдается максимальная интенсивность , ;

N n - интенсивность движения в час пик , .

Основные параметры, характеризующие пешеходные пути

Расчетная пропускная способность полосы пешеходного движения принимается в соответствии с назначением пешеходных путей согласно данным табл . 1 .

Таблица 1

Характеристика пешеходного пути

Пропускная способность одной полосы , чел./ч

Тротуары , расположенные вдоль красной линии при наличии в прилегающих зданиях магазинов

700

Тротуары , отделенные от зданий с магазинами

800

Тротуары в пределах зеленых насаждений улиц и дорог

1000

Пешеходные дороги ( прогулочные )

600

Переходы через проезжую часть ( в одном уровне )

1200 I

I Движение пешеходов по регулируемому пешеходному переходу в течение часа .

Ширина тротуаров определяется с учетом категории и назначения улицы и дороги в зависимости от максимальных размеров пешеходного движения , а также размещения в пределах тротуаров опор , мачт , деревьев и т . п . по формуле :

                                                       ( 1)

где N - интенсивность пешеходного движения , ;

p - расчетная пропускная способность полосы пешеходного движения , ;

bn - ширина полосы пешеходного движения ( для пешеходных переходов и лестниц - 1 м , для прочих пешеходных путей - 0,75 м );

b δ - полоса безопасности , составляющая 0,6 м в сторону проезжей части или велодорожки и 0,3 м в сторону застройки ( при наличии зеленых защитных насаждений не учитывается );

b - дополнительная полоса тротуара от 0 ,5 до 1,2 м при наличии в его пределах мачт освещения , опор контактной сети и т . п .

Полученная по первому слагаемому формулы величина ходовой части ширины тротуара ( без полосы безопасности и дополнительной полосы ) должна быть округлена до ближайшего значения кратного (0 ,75 м ).

В соответствии с требованиями СНиП II -60-75 « Планировка и застройка городов , поселков и сельских населенных пунктов » ширина пешеходной части улиц и дорог различных категорий должна быть не менее указанной в табл . 2.

Таблица 2

Категория улиц и дорог

Ширина , м

на первую очередь

на расчетный срок I

1

2

3

Магистральные улицы :

общегородского значения

4,5

7,5

районного

3,0

6,0

Улицы и дороги местного значения :

жилые улицы

2,25

4,5

Дороги промышленных и коммунально - складских районов

1,5

4,5

Поселковые улицы

1,5

4,5

Пешеходные дороги

3,0

4,5

I Под расчетным сроком понимается период в 25 - 30 лет .

Для ориентировочных расчетов ширину обозначенного разметкой « зебра » наземного пешеходного перехода следует принимать равной ширине ходовой части тротуара , смежного с переходом , увеличенной в 1,6 раза . Этим расчетом можно пользоваться на 4- сторонних перекрестках с приблизительно равномерным распределением пешеходов по всем направлениям .

При более сложной конфигурации перекрестка или значительной неравномерности движения пешеходов по направлениям , ширина перехода должна определяться из расчета 1 м на каждую тысячу пешеходов , пересекающих проезжую часть за час горения зеленого сигнала светофора .

На улицах и дорогах местного движения ширина наземных пешеходных переходов должна быть не менее 2,5 м . На магистральных улицах , а также других улицах и дорогах , где допускается движение со скоростью более 60 км / ч , ширина пешеходного перехода в целях обеспечения лучшей его видимости водителями должна быть не менее 4 м .

Методы обследования пешеходного движения

Комплексная оценка соответствия пешеходного пути требованиям движения должна производиться на основе обследования пешеходных потоков и анализа дорожно - транспортных происшествий .

Обследование пешеходного движения является составной частью общего обследования городского движения и предусматривает натурное определение основных параметров пешеходных пото ков и пешеходных путей сообщения , а также анализ дорожно - транспортных происшествий с пешеходами .

До начала обследования необходимо разработать методику его проведения и осуществить ряд организационных мероприятий : комплектование групп участников обследования , обеспечение их необходимыми материалами и инструкциями и т . д .

Обследование в целом по городу или отдельному его району осуществляется на ключевых пунктах улично - дорожной сети, наблюдения за режимом пешеходного движения в которых позволяют составить картограммы загрузки всех элементов сети . Для каждого такого участка необходимо подготовить схему существующей организации движения , основных параметров улицы или дороги , имеющихся технических средств регулирования . При наличии светофорного регулирования к схеме прикладывается таблица режимов регулирования ( табл . 3).

Таблица 3

№ светофора

Продолжительность сигнала , с

Величина сдвига зеленого сигнала , с

t з

t ж

t к

t ж

Посты учета на каждом пункте обследования должны обеспечивать регистрацию всех пешеходов на узле с распределением их по направлениям .

Учет пешеходов , переходящих улицу по одному и тому же переходу в противоположных направлениях , должен производиться разными учетчиками одновременно . Учетчик должен фиксировать пешеходов только одного направления движения .

Продолжительность работы учетчика на посту в целях исключения ошибок не должна превышать двух - трех часов .

Схема расстановки учетчиков на пункте обследования ( рис . 1) составляется исходя из существующей организации движения . Учетчик ведет подсчет пешеходов только по направлению « к себе », причем учитываются те пешеходы , которые прошли разделительную полосу или осевую линию проезжей части и находятся на подходе к тому тротуару , где он находится . Таким образом , все посты на рис . 1 а , в , посты 1 и 4 на рис . 1б состоят из двух учетчиков , остальные посты - из одного .

Форма бланка регистрации приведена в приложении .

Рис . 1 . Схема расстановки постов для подсчета интенсивности пешеходного движения

Обследование пешеходного движения необходимо проводить в час пик , а также в такое время суток , когда потоки приобретают стабильность и являются наиболее характерными .

Продолжительность наблюдений зависит от назначения обследования и требуемой точности их результатов .

Для расчета режима работы вновь проектируемого светофорного объекта , регулирующего пешеходное движение , минимальная длительность наблюдений должна составлять 8 ч , для корректировки режима регулирования действующего объекта - 1 ч . В табл . 4 приведена рекомендуемая продолжительность подсчета интенсивности движения транспортных средств в течение всего периода наблюдений .

Таблица 4

Интенсивность движения , ед. / ч на одну полосу

Длительность наблюдений , мин.

до 800

30

800 - 1200

12

более 1200

6

Определение средней скорости движения групп пешеходов , пересекающих проезжую часть , следует проводить, фиксируя время движения от тротуара до тротуара или до разделительной полосы ( при наличии островка безопасности ) не менее 100 - 150 пешеходов с помощью секундомера .

Определение средней скорости движения транспортных средств следует проводить также с помощью секундомера путем фиксации времени прохождения примерно 100 автомобилями мерных участков или радиолокационным измерителем скорости « Фара », а также другими приборами . Рекомендуемые при этом длины мерных участков приведены в табл . 5.

Таблица 5

Средняя скорость движения транспортного потока , км / ч

Рекомендуемая длина мерных участков , м

менее 40

30

от 40 до 65

50

свыше 65

100

Плотность пешеходных потоков на тротуарах можно определять фотографированием пешеходного потока , движущегося по мерному участку ( не менее 3,0 м длиной ), с последующим подсчетом количества пешеходов в кадре по формуле :

                                                                    ( 2 )

где D - плотность пешеходного движения по тротуару , ;

Q - количество пешеходов на мерном участке , чел. ;

Втр - ширина тротуара , м ;

l - длина мерного участка , м .

Обработка и анализ данных обследования заключается в суммировании и сортировке отметок в бланках регистрации и представлении окончательных результатов наблюдений в виде таблиц , графиков и картограмм интенсивности движения пешеходов .

Анализ ДТП с участием пешеходов

Для оценки условий безопасности движения пешеходов необходимо иметь подробные данные о дорожно - транспортных происшествиях на конкретных узлах и участках улично - дорожной сети .

Тенденции и закономерности возникновения дорожно - транспортных происшествий с участием пешеходов следует определять на основании анализа происшествий не менее чем за три предыдущих года .

Для выявления причин и сопутствующих факторов возникновения дорожно - транспортных происшествий с участием пешеходов и разработки рекомендаций по повышению безопасности пешеходного движения следует проводить топографический анализ отдельных участков , на которых наблюдается ежегодная повторяемость происшествий . При топографическом анализе учитывается точное место происшествия , а также направление движения транспортных средств и пешеходов .

Анализ дорожно - транспортных происшествий следует осуществлять с учетом вины водителей и пешеходов . Распределение происшествий по видам нарушений Правил движения пешеходами необходимо проводить по следующей классификации :

переход перед близко идущим транспортом ;

движение по проезжей части в нетрезвом состоянии ;

пересечение проезжей части в неустановленном месте ;

неожиданный выход из - за транспортного средства ;

ходьба по проезжей части вдоль тротуара ;

игра детей на проезжей части ;

переход при запрещающем сигнале светофора или регулировщика ;

другие нарушения .

При анализе дорожно - транспортных происшествий с участием пешеходов следует определять величину народнохозяйственных потерь от этих происшествий в соответствии с методикой , приведенной в Руководстве по регулированию дорожного движения в городах .

УСТРОЙСТВО ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Пешеходным переходом называется специально обозначенный разметкой « зебра » или знаком 4.13 участок проезжей части или специальное инженерное сооружение ( подземный переход или пешеходный мостик ), предназначенные для движения пешеходов .

Типы пешеходных переходов

В зависимости от категории улицы или дороги , интенсивности движения , ширины проезжей части и местонахождения пешеходных переходов последние устраивают в одном или разных уровнях с проезжей частью . Наземные переходы могут быть регулируемыми и нерегулируемыми .

Пешеходные переходы следует устраивать на улицах и дорогах городов при интенсивности транспортного движения свыше 3000 авт. / сут. суммарно в обоих направлениях и расстояниях между перекрестками , превышающих 200 м , а также на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов при интенсивности транспортного движения свыше 2000 авт. / сут .

Введение светофорного регулирования на пешеходном переходе необходимо при наличии следующих условий :

на регулируемом перекрестке суммарная интенсивность право - и левоповоротных транспортных потоков , выходящих с перекрестка в одном направлении , составляет 120 авт. / ч и более , а интенсивность пешеходного движения по переходу , пересекаемому указанным транспортным потоком , не менее 900 чел. / ч ;

в течение рабочего дня интенсивность движения транспортных средств составляет не менее 600 ед. / ч ( для улиц с разделительной полосой в 1000 ед. / ч ) в обоих направлениях , а интенсивность пешеходного движения в одном направлении в те же часы суток составляет не менее 150 чел. / ч . В этом случае необходимо применение светофорной сигнализации , работающей в жестком одно - или многопрограммном режиме ;

интенсивность пешеходного движения по переходу в одном направлении составляет не менее 50 чел. / ч ( при наличии островка безопасности - 100 чел. / ч ) и имеет эпизодический характер ( резко и многократно изменяется в течение суток ). Интенсивность движения транспортных средств при этом составляет величину не менее 600 авт. / ч ( при наличии островка безопасности - 800 авт. / ч ). В этом случае необходимо применение вызывной пешеходной сигнализации ;

пешеходный переход расположен на магистральной улице , где разрешено движение со скоростью более 60 км / ч ;

за последние 12 мес. на пешеходном переходе совершено не менее трех наездов на пешеходов или других дорожно - транспортных происшествий по вине пешеходов , а интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее 30 % от указанной в данном пункте .

Для городов и поселков городского типа с населением менее 10 тыс . человек нормативы должны быть уменьшены на 30 %.

Переходы в разных уровнях с проезжей частью улицы или дороги необходимо устраивать в следующих случаях :

на городских скоростных дорогах , магистральных улицах непрерывного движения и автомобильных дорогах I категории в пределах населенных пунктов ;

на улицах и дорогах с регулируемым движением при интенсивности пешеходных потоков свыше 3000 чел. / ч и ширине проезжей части 14 м и более ;

на магистральных улицах на пути подхода учащихся к школам .

Кроме того , переходы в разных уровнях целесообразно устраивать и в других местах , где затраты на организацию движения пешеходов в разных уровнях окупаются в установленные нормативные сроки .

Расположение пешеходных переходов

Пешеходные переходы следует располагать в соответствии со сложившимися маршрутами движения пешеходных потоков , выявляемыми в результате проведения обследования пешеходного движения .

Перекрестки городских улиц и дорог должны быть оборудованы одним или более пешеходными переходами в зависимости от расположения относительно перекрестка пунктов притяжения пешеходного движения ( жилая застройка , учебные заведения , промышленные , торговые и зрелищные предприятия , административные учреждения , остановочные пункты общественного пассажирского транспорта и т . д .), принятой организации движения транспортных средств , интенсивности пешеходного движения и схемы перекрестка . Запрещение пересечения переходами проезжей части на каком - либо подходе к перекрестку должно рассматриваться с учетом возможных экономических потерь , связанных с задержками пешеходов .

Расстояние между пешеходными переходами следует принимать с учетом рекомендаций табл . 6.

Таблица 6

Категория улиц и дорог

Расстояние между переходами , м

минимальное

максимальное I

Скоростные дороги , магистральные улицы и дороги общегородского значения непрерывного движения

400

600

Магистральные улицы и дороги общегородского значения регулируемого движения

300

400

Магистральные улицы и дороги районного значения

250

300

Улицы и дороги местного значения

150

200

I Указанные значения являются максимальными для участков улиц и дорог с непрерывной застройкой пунктами тяготения пешеходов .

Расчет расстояний между пешеходными переходами и определение их местоположения должны выполняться в следующей последовательности :

участок улицы или дороги между двумя смежными перекрестками разбивается на зоны , протяженность которых соответствует максимальным значениям расстояний из табл . 6;

определяется суточная интенсивность пешеходного движения (Nпс), характеризующая генерирующую способность крупнейших пунктов тяготения пешеходов . Причем учитываются только те пункты , посетители которых для передвижения используют рассматриваемую магистраль . В зависимости от вида зданий и сооружений их генерирующая способность определяется по формулам , приведенным в табл . 7.

Таблица 7

Характер движения людских потоков

Наименование зданий и сооружений

Генерирующая способность , чел. / сут.

Эпизодический

Зрелищные здания и сооружения при числе представлений ( сеансов ) 2 - 3 в день ( театры , цирки , планетарии , концертные залы , спортивные залы и арены )

2 · Q1 · n · Kc

Циклический

То же при числе представлений более 3 в день ( кинотеатры , клубы )

2 · Q1 · n · Kc

Относительно равномерный в течение рабочего дня

Здания и сооружения торговые , коммунального и бытового обслуживания

2 · Q2 (1 + Z) · Kc

Выставочные павильоны , зоны отдыха

С ярко выраженными циклами на вход и выход

Административно - управленческие , научно - исследовательские и проектные учреждения

3,1 · Q4 · m1 · Kc

Высшие и средние специальные учебные заведения

3,5 · Q5 · m2 · Kc + 3,1 · Q4 · m1 · Kc

Жилые здания

Промышленные предприятия

2,2 · Q 4 · m 1 · Kc

Зависящий от типа обслуживаемой застройки

Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта

Р

В формулах табл . 7 приняты следующие условные обозначения :

Q 1 - расчетная вместимость зрелищных зданий и сооружений , чел. ;

Q 2 - количество рабочих или посадочных мест в предприятиях торгового и коммунально - бытового обслуживания ;

Q 3 - расчетная вместимость объекта , чел. ;

Q 4 - количество работающих на предприятии ( в учреждении );

Q 5 - число учащихся в учебном заведении ;

Р - пассажирооборот остановочного пункта общественного пассажирского транспорта за среднегодовые сутки ;

Z - расчетное количество посетителей на одно рабочее или посадочное место . Для крупных универмагов рекомендуется принимать Z = 130 - 230 чел ., для предприятий общественного питания Z = 10 - 15 чел. ;

n - количество сеансов ( представлений ) в сутки ;

F ж - жилая площадь , м2 ;

f - норма жилой площади на одного человека ( в настоящее время можно принимать f = 9 м2 / чел. );

t 1 - продолжительность работы объекта за сутки , ч ;

t 2 - расчетная продолжительность пребывания посетителя на объекте , ч ;

m 1 ; m 2 ; m 3 - коэффициенты , учитывающие уменьшение нормативного количества работающих ( учащихся , посетителей ) в результате болезни , командировок , отпусков и пр . Рекомендуется принимать следующие частные значения коэффициента : m 1 = 0,8; m 2 = 0,7; m 3 = 0,9;

Кс - коэффициент , учитывающий неравномерность заполнения пункта тяготения пешеходов по дням недели . Рекомендуется принимать К c = 0,7 - 0,85;

По следующей формуле определяется транспортная характеристика ( Hi ) пешеходных путей , связывающих пункты генерации пешеходных потоков с рассматриваемой магистралью :

                                                             ( 3 )

где Si - коэффициент , учитывающий значимость корреспонденции , зависящей от целевого назначения пешего передвижения и принимаемый по табл . 8.

Таблица 8

Наименование зданий и сооружений

Коэффициент значимости передвижения

Театры , цирки , планетарии , концертные залы , выставочные павильоны , зоны отдыха

1,0

Торговые здания и сооружения , остановочные пункты общественного пассажирского транспорта

1,4

Кинотеатры , клубы , спортивные залы и арены , здания и сооружения коммунального и бытового обслуживания , жилые здания

1,5

Промышленные предприятия , административно - управленческие , научно - исследовательские и проектные учреждения , высшие и средние специальные учебные заведения

1,7

Рис . 2 . Расчетная схема определения местоположения пешеходного перехода

По следующей формуле определяется местоположение пешеходного перехода :

                                                            ( 4 )

где l k - расстояние от произвольно взятой на оси дороги точки ω в пределах рассматриваемого участка магистрали до сечения проезжей части , где целесообразно устройство пешеходного перехода . При положительном значении l k пешеходный переход должен располагаться на l k м влево от точки ω , при отрицательном значении - вправо ( рис . 2);

 - расстояние от идеальной точки пересечения проез жей части пешеходным потоком с транспортной характеристикой Н i до точки ω , м . Знак   определяется по аналогии с определением знака l k .

Вычисленное местоположение пешеходного перехода должно быть проверено на условие обеспечения взаимной видимости « пешеход - транспорт ».

Поверхность проезжей части в месте расположения пешеходного перехода должна быть видна водителю на магистральных улицах общегородского значения на расстоянии не менее 140 м , на магистральных улицах районного значения - 100 м , на улицах и дорогах местного значения - 75 м , на автомобильных дорогах при расчетной скорости движения 100 км / ч - не менее 140 м , при расчетной скорости 80 км / ч - 100 м , при расчетной скорости 60 км / ч - 75 м , при расчетной скорости 40 км / ч - 50 м .

В зоне треугольника видимости наземного нерегулируемого пешеходного перехода не допускается размещение строений и зеленых насаждений высотой более 0,5 м . Стороны треугольника видимости следует принимать равными 8 ´ 40 м при расчетной скорости транспортного движения 40 км / ч , 10 ´ 50 м - при скорости 60 км / ч , 15 ´ 75 м - при скорости 80 км / ч и 25 ´ 100 м - при скорости 100 км / ч . В указанных зонах целесообразно запрещать стоянку и остановку транспортных средств .

В зоне перекрестков наземные пешеходные переходы следует располагать непосредственно по границе параллельной проезжей части ( переход № 1 на рис . 3), если пешеходный переход является продолжением тротуаров , не отделенных от проезжей части разделительными полосами , и при выполнении какого - либо из следующих условий :

пешеходное движение по переходу регулируется пешеходными светофорами ;

на подходе к перекрестку выделена ( при помощи линий разметки 1.18 « Указательные стрелы » или дорожного знака 4.8 « Направления движения по полосам ») специальная полоса проезжей части только для транспортных средств , совершающих поворот с пересечением указанного пешеходного перехода ;

радиус закругления бордюра не превышает 5 м .

Рис . 3 . Расположение наземных пешеходных переходов в зоне перекрестка

Во всех случаях , кроме указанных , наземные пешеходные переходы в зоне перекрестков следует располагать в глубине квартала . Дальность отнесения пешеходного перехода от ближайшей границы параллельной переходу проезжей части должна быть не менее ширины разделительной полосы ( при наличии последней ) между проезжей частью и тротуаром и не менее 6 м ( см . переход № 2 на рис . 3).

В случае применения на перекрестке петлеобразной схемы организации левоповоротного транспортного движения расстояние до пешеходного перехода определяется с учетом возможности размещения транспортных средств , поворачивающих налево ( см . переход № 3 на рис . 3), по формуле :

                                                            ( 5 )

где l от - дальность отнесения пешеходного перехода , м ;

N т.л. - интенсивность левоповоротного транспортного движения , авт. / ч ;

Т - длительность светофорного цикла , с ;

В - ширина проезжей части , используемой для накопления левоповоротных транспортных средств , м .

Островок безопасности на пешеходном переходе для размещения защитных устройств и светящихся тумб должен быть отнесен от ближайшей границы параллельной переходу проезжей части на расстояние не менее 1,5 м ( см . переход № 4 на рис . 3).

Входы в пешеходные тоннели или на мостики следует располагать с учетом основных направлений движения пешеходов . При этом не допускается уменьшение расчетной эффективной ширины тротуара , а расстояние от бордюра до боковой стенки подземного перехода не должно быть менее 0,4 м .

Обустройство наземных пешеходных переходов техническими средствами регулирования

В зависимости от конкретных условий пешеходного движения казенные пешеходные переходы могут оснащаться следующими видами технических средств : дорожными знаками , дорожной разметкой , светофорной аппаратурой и звуковой сигнализацией ( для слепых ), островками безопасности .

В зоне пешеходного перехода применяются следующие знаки :

для обозначения наземного пешеходного перехода - знак 4.13 « Пешеходный переход »;

для предупреждения водителей о наличии наземного пешеходного перехода - знак 1.19 « Пешеходный переход », 1.20 « Дети »;

для информации пешеходов о местоположении пешеходного перехода - таблички с надписью , указывающей расстояние до ближайшего перехода ;

для введения ограничений в движении - знаки 2.20 « Ограничение скорости », 2.22 « Остановка запрещена ».

Дорожный знак 4.13 « Пешеходный переход » должен устанавливаться на всех наземных пешеходных переходах . Как исключение , допускается не устанавливать знак 4.13 на пешеходных переходах , расположенных в зоне регулируемых перекрестков , если на данном подходе к перекрестку установлено не менее трех каких - либо других дорожных знаков и имеется разметка « зебра ».

Знак 4.13 следует размещать справа по ходу движения транспортных средств непосредственно перед разрешенным местом перехода проезжей части . При ширине проезжей части , допускающей движение транспортных средств более чем в три ряда в каждом направлении , и при наличии защищенного островка безопасности или приподнятой разделительной полосы знак должен дублироваться слева на островке безопасности или разделительной полосе .

На улицах с односторонним движением транспортных средств знаки 4.13 необходимо устанавливать с обеих сторон проезжей части .

Дорожный знак 1.19 « Пешеходный переход » должен быть установлен справа по ходу движения транспортных средств перед обозначенным ( знаком 4.13 или разметкой ) нерегулируемым или регулируемым вызывной светофорной сигнализацией наземным пешеходным переходом на расстоянии от последнего , равном 50 - 100 м для городских улиц и автомобильных дорог в пределах населенных пунктов и на расстоянии 150 - 300 м - вне населенных пунктов .

Знаки 1.19 и 1.20 следует устанавливать , если пешеходный переход расположен не в зоне перекрестка и если видимость пешеходного перехода не соответствует определенным требованиям .

Дорожный знак 1 .20 « Дети » должен быть установлен справа по ходу движения транспортных средств перед наземным пешеходным переходом , расположенным в зоне детских , школьных учреждений , спортивных и игровых площадок , на расстоянии 50 - 100 м для городских улиц и дорог в пределах населенного пункта и на расстоянии 150 - 300 м - вне населенного пункта .

Указатели расстояний до ближайших пешеходных переходов должны устанавливаться при расстояниях между пешеходными переходами , превышающих величины , указанные в табл . 6.

Указатели следует располагать на тротуарах или приподнятых разделительных полосах магистральных улиц и дорог городов , а также автомобильных дорог I и II категории в пределах населенных пунктов напротив выходов с объектов массового посещения и в местах неразрешенного перехода , но возможного выхода пешеходов на проезжую часть .

Указатели должны быть прямоугольной формы с белыми обозначениями на голубом фоне . Размеры указателей и надписей должны обеспечивать их читаемость на расстоянии , определяемом местными условиями .

Знак 2.20 « Ограничение скорости », как правило , устанавливается , если интенсивность пешеходного движения по переходу в обоих направлениях превышает 200 чел. / ч .

Знак должен указывать скорость на 20 км / ч меньше , чем установлено на данной улице или дороге и применяться , как правило , с табличкой 5.6 « Время действия знака ». На табличке указывается время , когда интенсивность пешеходного движения превышает 200 чел. / ч . Этот знак целесообразно совмещать со знаком 1.19.

Знак 2.22 « Остановка запрещена », как правило , должен быть установлен при интенсивности пешеходного движения по переходу в обоих направлениях более 200 чел. / ч или интенсивности транспортного движения в одном направлении более 400 ед. / ч .

Знак 2.22 должен применяться с табличкой 5.1 « Зона действия знака » и устанавливается обычно в начале зоны ограничения .

Длина зоны ограничения должна быть не менее 20 м при разрешенной скорости движения 60 км / ч , 30 м - при скорости 70 км / ч , 40 м - при скорости 80 км / ч и более .

Дорожная разметка используется для обозначения наземных пешеходных переходов , упорядочения движения по ним пешеходов и регламентации движения транспортных средств в зоне наземных пешеходных переходов .

Все наземные переходы независимо от их типа и расположения должны обозначаться дорожной разметкой 1.14 « зебра » по ГОСТу 13508-74 « Разметка дорожная ».

При интенсивности пешеходного движения свыше 1500 чел. / ч в обоих направлениях разметку регулируемого перехода следует дополнять стрелами .

В зоне наземного пешеходного перехода через проезжую часть шириной более 16 м необходимо наносить переходную линию 1.1, наклон которой не должен быть более 1/20 при скорости движения до 60 км / ч и более 1/50 при скорости свыше 60 км / ч , при этом максимальная величина отклонения должна быть не более половины ширины островка безопасности , но не менее 0,75 м ( рис . 4).

Рис . 4 . Расположение светофоров на пешеходном переходе

При недостаточном наружном освещении или при его отсутствии для разметки пешеходных переходов целесообразно использовать светоотражающие разметочные материалы .

Разметка вертикальных плоскостей защитных элементов ( рефюжей ) островка безопасности ( см . рис . 5) и бордюров в пределах наземных пешеходных переходов должна выполняться вертикальными чередующимися белыми и черными полосами . Для рефюжей ширина белых полос составляет 40 см , черных - 20 см , для бордюров - соответственно 80 и 40 см .

Рис . 5 . Разметка пешеходного перехода

Светофорное регулирование пешеходного движения может осуществляться трехсекционными транспортными светофорами и двухсекционными пешеходными светофорами , сигналы которых предназначены только для пешеходов .

Трехсекционные транспортные светофоры допускается применять для регулирования пешеходного движения только на перекрестках и при условии взаимного пересечения транспортных и пешеходных потоков , движущихся в одной фазе светофорного регулирования . При этом интенсивности конфликтующих транспортных и пешеходных потоков не должны превышать соответственно 120 авт. / ч и 900 чел. / ч .

В остальных случаях пешеходное движение необходимо регулировать двухсекционными пешеходными светофорами .

Двухсекционные пешеходные светофоры должны иметь расположенный сверху сигнал красного цвета в виде силуэта стоящего пешехода на черном фоне и расположенный снизу сигнал зеленого цвета в виде силуэта идущего пешехода на черном фоне .

Пешеходные светофоры могут применяться только в сочетании с транспортными светофорами и управляться общим контроллером .

Светофоры , регулирующие пешеходное движение , должны размещаться на тротуарах с обеих сторон проезжей части , а при наличии островка безопасности или приподнятой разделительной полосы и на них .

В плане светофоры следует устанавливать вне полосы продолжения пешеходного перехода на расстоянии 1 - 3 м от ближнего края перехода . От края проезжей части светофор должен отстоять не более чем на 2 м ( см . рис . 5).

Высота установки светофора для регулирования пешеходного движения должна быть в пределах 1,8 - 2,5 м от поверхности тротуара или островка безопасности до нижней точки головки светофора .

Пешеходные светофоры следует устанавливать на специальных колонках . Допускается совмещенное расположение пешеходных и транспортных светофоров .

Линзы пешеходных светофоров должны иметь светозащитные козырьки ( бленды ), обеспечивающие достаточную видимость сигналов в условиях прямого солнечного освещения .

Островки безопасности следует устраивать на наземных пешеходных переходах на площадях или по оси широких улиц и дорог для создания свободных от движения транспортных средств зон , используемых пешеходами , не успевшими закончить пересечение проезжей части .

Островки безопасности следует устраивать при ширине проезжей части между ее краем и островком не менее 10,5 м , а также при наличии разделительной полосы , не используемой для попеременного пропуска транспортных потоков во встречных направлениях и имеющей ширину не менее 1,5 м .

Поверхность островков должна быть в одном уровне с проезжей частью . Исключение могут составлять островки , являющиеся частью приподнятой разделительной полосы .

Островки безопасности в одном уровне с проезжей частью с обеих сторон должны ограждаться рефюжами высотой от 20 до 40 см ( см . рис . 6).

Рис . 6 . Установка направляющих пешеходных ограждений на регулируемом перекрестке

На рефюжах должны быть установлены круглые тумбы ( в населенных пунктах - светящиеся ), размеченные в соответствии с ГОСТом 13508-74. Высота тумб должна составлять не менее 0,6 м . На тумбах следует устанавливать дорожный знак 3.2 а « Направление объезда препятствия », а в некоторых случаях и знак 4.13 « Пешеходный переход ».

Если островок безопасности расположен на регулируемом пешеходном переходе , то вместо тумб на островке следует устанавливать пешеходные и транспортные светофоры на специальной опоре - колонке ( см . рис . 5). Дорожные знаки крепятся к колонке .

Ширину островков следует принимать равной ширине приподнятых разделительных полос , а при их отсутствии - не менее 2 м . Длина площадки островка безопасности должна быть равной ширине пешеходного перехода .

Если на регулируемых пешеходных переходах длительность такта светофорной сигнализации , разрешающего движение пешеходов , рассчитана из условия пересечения пешеходами только половины проезжей части от тротуара до островка безопасности , то ширину островка безопасности ( рис . 5) следует определять по формуле :

                                                       ( 6 )

где b o - ширина островка безопасности , м ;

N п - интенсивность пешеходного движения в обоих направлениях в час пик , чел. / ч ;

b п - ширина пешеходного перехода , м ;

f - площадь , занимаемая одним пешеходом на островке безопасности , принимается равной 0,3 м2 ;

Т - длительность цикла светофорного регулирования , с ;

К 4 - коэффициент внутричасовой неравномерности движения .

СВЕТОФОРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ

При необходимости регулирования движения пешеходов через одну половину проезжей части ( от тротуара до островка безопасности ) пешеходные светофоры должны быть установлены и на второй половине проезжей части .

Виды и последовательность сигналов светофоров в зависимости от расположения пешеходного перехода и типа светофоров указаны в табл . 9.

Пешеходные светофоры должны обеспечивать полное разделение во времени пересекающихся транспортных и пешеходных потоков .

Режим работы светофоров , регулирующих движение пешеходов и установленных на магистрали , оборудованной системой координированного регулирования , должен быть согласован с графиком координации сигналов для данной магистрали и с работой транспортных светофоров , установленных на том же светофорном объекте .

Расчет режима светофорной сигнализации на пешеходном переходе , расположенном вне зоны регулируемого перекрестка , должен выполняться в следующем порядке :

определение длительности разрешающего сигнала пешеходного светофора ;

определение длительности цикла светофорного регулирования ;

определение длительности разрешающего сигнала транспортного светофора .

Длительность промежуточного сигнала принимается равной 3 с .

Длительность сигнала , разрешающего движение пешеходов , следует определять по формуле :

                                                              ( 7 )

где t п - длительность сигнала , разрешающего движение пешеходов , с ;

В - ширина проезжей части , пересекаемой пешеходами за время одного светофорного цикла , м ;

V п - скорость движения пешеходов ( принимается равной 1,3 м / с ).

Длительность светофорного цикла следует определять по формуле :

                                                               ( 8 )

где Т - длительность светофорного цикла , с ;

L - сумма переходных интервалов в светофорном цикле , с ;

N т - интенсивность транспортных средств , авт. / ч ;

Мн - поток насыщения , авт. / ч , определяемый путем проведения натурных наблюдений в соответствии с рекомендациями Руководства по регулированию дорожного движения в городах .

Длительность зеленого сигнала транспортного светофора ( с ) следует определять по формуле :

                                                             ( 9 )

Если в результате расчета по формуле ( 9) длительность зеленого сигнала транспортного светофора получилась больше 30 с , то следует рассмотреть возможность устройства островка безопасности . В этом случае может быть запроектирована длительность разрешающего сигнала пешеходного светофора ( t п ) из условия преодоления пешеходами в течение одного светофорного цикла расстояния от тротуара до островка безопасности .

Если при расчете по формуле ( 6) ширина островка безопасности превысит предельное для местных условий значение , следует применять поэтапный пропуск пешеходов через проезжую часть со сдвигом во времени включения одноименных сигналов пешеходных светофоров .

Таблица 9

Местоположение пешеходного перехода

Длина пешеходного перехода , м

Рекомендуемый тип светофора для регулирования движения

Последовательность сигналов светофора для регулирования движения

транспортных средств

пешеходов

транспортных средств

пешеходов

№ тактов

№ тактов

1

2

3

4

1

2

3

4

На перегоне

любая

трансп .

п ешех .

З + Зм

Ж

К

К

С

С

И + Им

С

На регулируемом перекрестке :

до 7,0

-"-

т ранс .

З + Зм

Ж

К

К/Ж

К

К/Ж

З + Зм

Ж

более 7,0

-"-

-"-

З + Зм

Ж

К

К

К

К

З + Зм

Ж

при въезде на перекресток

до 7,0

-"-

-"-

З + Зм

Ж

К

К/Ж

К

К/Ж

З + Зм

Ж

при выезде с перекрестка

более 7,0

-"-

-"-

З + Зм

Ж

К

К

К

К

З + Зм

Ж

любая

с доп . секцией

п ешех .

Ст

0

0

0

С

С

И + Им

С

Примечание : Для транспортных светофоров: З + Зм - зеленый , переходящий в конце такта на зеленый мигающий сигнал ; Ж , К - соответственно желтый и красный сигналы ; К / Ж - совместно включенные красный и желтый сигналы ; Ст - включенная дополнительная секция ; 0 - выключенная дополнительная секция .

Для пешеходных светофоров : С - сигнал « стойте »: И + Им - постоянный , переходящий на мигающий сигнал « идите ».

Пример расчета режима светофорного регулирования на пешеходном переходе , расположенном вне зоны регулируемого перекрестка , приведен в приложении .

Для пешеходного перехода , оборудованного вызывной пешеходной сигнализацией , расчет режима регулирования выполняется аналогично .

Режим работы светофорной сигнализации на регулируемом перекрестке в соответствии с Руководством по регулированию дорожного движения в городах следует рассчитывать исходя из интенсивности конфликтующих транспортных потоков и проверять на соответствие требованиям пешеходного движения . При этом необходимая длительность разрешающего движение пешеходов сигнала светофора должна определяться по формуле ( 7).

ОТДЕЛЕНИЕ ПЕШЕХОДНЫХ ПУТЕЙ ОТ ТРАНСПОРТНЫХ

При разработке проектов строительства или реконструкции улицы необходимо предусматривать отделение тротуаров от проезжей части разделительными полосами , ширина которых в соответствии с требованиями СНиП II -60-75 « Планировка и застройка городов , поселков и сельских населенных пунктов » принимается равной для магистральных улиц - 3 м , для жилых улиц - 2 м .

Для предотвращения неконтролируемого выхода пешеходов на проезжую часть улиц в наиболее опасных местах при отсутствии разделительных полос между тротуаром и проезжей частью необходимо применять направляющие пешеходные ограждения . Их наличие кроме обеспечения безопасности движения , способствует повышению скорости движения транспортных средств , а следовательно , и пропускной способности проезжей части .

На перегоне улицы направляющее пешеходное ограждение устанавливается в том случае , если :

интенсивность пешеходного движения превышает 1000 пеш. / ч на одну полосу при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств у тротуара ;

интенсивность пешеходного движения превышает 750 пеш. / ч на одну полосу при запрещенной остановке или стоянке транспортных средств у тротуара .

Длина направляющих пешеходных ограждений должна быть не менее 50 м .

Направляющие пешеходные ограждения независимо от интенсивности пешеходного движения следует устанавливать :

в зоне внеуличных пешеходных переходов ;

у наземных пешеходных переходов на перегонах улиц при наличии светофорного регулирования ;

напротив выходов из универмагов , станций метро , рынков , школ , проходных крупных предприятий и учреждений и др .;

в местах постоянного движения слепых .

Длина направляющих пешеходных ограждений должна быть не менее 20 м в направлении , противоположном направлению движения транспортных средств , и не менее 30 м по направлению движения транспортных средств .

При плотности пешеходного движения по тротуару свыше 0,6 чел. / м2 и при наличии резервов пропускной способности проезжей части ширина пешеходного пути может быть увеличена за счет добавления к тротуару полосы проезжей части . Ширина этой полосы определяется следующим образом :

По табл . 10 в зависимости от интенсивности движения транспортных средств определяется ширина проезжей части , достаточная для пропуска транспортного потока .

Таблица 10

Интенсивность движения , ед. / ч

Ширина проезжей части , м

до 600

3,5 (1 полоса )

до 900

6,0 (2 -"-)

до 1600

10,0 (3 -"-)

Размер полосы , добавляемой к тротуару , определяется разницей между всей шириной проезжей части и величиной ее , необходимой для пропуска транспортных средств I .

I В случае установки направляющего пешеходного ограждения на проезжей части рекомендуется запрещать остановки транспортных средств на той же стороне улицы .

Минимальное значение ширины полосы проезжей части , добавляемой к тротуару - 0,75 м .

Для отделения пешеходного пути от проезжей части , кроме направляющего пешеходного ограждения , должна быть нанесена сплошная линия продольной разметки 1.1 по ГОСТу 13508-74 « Разметка дорожная ».

На регулируемых перекрестках пешеходное ограждение устанавливают следующим образом :

если пешеходный переход выполняется как продолжение тротуара , направляющее пешеходное ограждение устанавливают от пешеходного перехода на расстоянии не менее 30 м в глубь квартала ( обычно до начала посадочной площадки остановочного пункта автобуса или троллейбуса );

если пешеходный переход отнесен в глубь квартала на расстояние свыше 4 м от края параллельной переходу проезжей части , то , кроме того , пешеходное направляющее ограждение устанавливают вдоль закругления бордюра на углу перекрестка ( рис . 6).

Направляющее пешеходное ограждение необходимо устанавливать на тротуаре , а при наличии разделительной полосы , отделяющей тротуар от проезжей части , - на этой полосе непосредственно у края проезжей части . На улицах , имеющих открытую систему водостока ( например , арыки ), может быть допущена установка ограждений между тротуаром и водоотводной канавой .

Если на данном участке улицы разрешена остановка или стоянка транспортных средств вдоль тротуара , то ограждения следует устанавливать на расстоянии не менее 0,3 м от края проезжей части .

Напротив остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта для исключения перехода через разделительную полосу рекомендуется устройство ограждений на разделительной полосе .

Длина ограждения на разделительной полосе принимается не менее трехкратной длины посадочной площадки .

Направляющие пешеходные ограждения могут быть выполнены в виде :

сеточных ограждающих конструкций высотой не менее 1,5 м ( устанавливаются , как правило , на разделительной полосе );

перильных ограждений высотой 0,8 - 0,9 м от поверхности тротуара ( устанавливаются между тротуаром и проезжей частью ).

В качестве направляющих пешеходных ограждений допустимо также использование цепочных звеньев со стационарными и переносными стойками , вазонов ( на площадях , перед учреждениями общегородского значения и т . п .), посадок декоративного бордюрного кустарника .

Конструктивное оформление и окраска ограждений должны быть согласованы с архитектурным управлением ( отделом ) горисполкома .

Недопустима эксплуатация деформированных ограждений , а также ограждений , имеющих механические или коррозийные повреждения .

Для обеспечения удобных и безопасных условий движения пешеходов на улицах центрального района города рекомендуется организация пешеходных зон - улиц с полным или частичным ( по времени суток ) запрещением движения транспортных средств .

Запрещение движения транспортных средств может распространяться на :

отдельную улицу или ее часть ;

на две и более пересекающиеся улицы ( бестранспортная зона ).

Устройство пешеходных зон целесообразно при одновременном выполнении следующих условий :

плотность пешеходного движения свыше 0,6 чел. / м2 и отсутствие резервов увеличения пропускной способности проезжей части ;

интенсивное поперечное движение пешеходов требует устройства пешеходных переходов на расстоянии менее 200 м при ширине проезжей части не более 14 м ;

от рассматриваемой улицы на расстоянии не более 400 м параллельно расположены другие улицы с удельной интенсивностью движения не более 500 ед. / ч на полосу ( рис . 7).

Рис . 7 . Схема организации пешеходной зоны

 - пешеходные улицы

 - остановки общественного транспорта

 - внеуличные автомобильные стоянки

Пешеходная зона организуется с помощью дорожных знаков 2.2 « Движение запрещено », 3.6 « Дорожка для пешеходов », устанавливаемых с обеих сторон улицы . При организации пешеходной зоны необходимо за 50 - 100 м до перекрестка устанавливать схему движения ( рис . 8).

Рис . 8 . Вариант организации пешеходной зоны движения в районе

При необходимости для указания времени суток , дней недели , в течение которых действует запрещение движения , следует использовать табличку 5.6 « Время действия знака », а также использовать многопозиционные дорожные знаки .

На параллельно расположенных улицах рекомендуется вводить одностороннее движение транспортных средств ( в соответствии с указаниями пп . 5.22 - 5.24 Руководства по регулированию доро ж ного движения в городах ).

При организации пешеходной зоны следует предусмотреть размещение остановочных пунктов линий городского общественного транспорта таким образом , чтобы дальность подхода к ним от центра зоны не превышала 500 м ( рис . 8).

При организации пешеходной зоны оценивается возможность паркирования транспортных средств на близлежащих ( в радиусе 500 м ) улицах и внеуличных стоянках . В случае недостатка стояночных мест рассматриваются вопросы создания дополнительных внеуличных стоянок , вместимость которых определяется в соответствии с требованиями СНиП II -60-75 « Планировка и застройка городов , поселков и сельских населенных пунктов » ( табл . 11 ).

Пример расчета требуемой вместимости автомобильных стоянок приведен в приложении .

Таблица 11

Отдельные здания и сооружения массового посещения

Единица измерения

Количество машино - мест

первая очередь

расчетный срок

1

2

3

4

1. Учреждения административно - хозяйственные , общественные , научные и проектные

на 100 работающих

3 - 5

10 - 20

2. Высшие учебные заведения

на 100 преподавателей

3 - 5

10 - 15

3. Предприятия торговли и общественного питания :

а ) рестораны и кафе городского значения

на 100 мест в залах

3 - 5

10 - 15

б ) торговые центры , универмаги , магазины площадью торговых залов более 50 0 м2

на 100 м2 торговой площади

1 - 2

3 - 5

в ) колхозные рынки

на 50 торговых мест

7 - 10

20 - 25

г ) специализированные предприятия торговли

на 100 м2 торговой площади

1 - 2

2 - 4

4. Учреждения культуры и искусства :

а ) театры , цирки , кинотеатры в центральной части города , концертные залы , музеи , выставки

на 100 мест или единовременных посетителе й

3 - 5

10 - 15

б ) парки культуры и отдыха

то же

2 - 3

5 - 7

5. Предприятия бытового обслуживания населения

на 100 работающих

1 - 2

2 - 4

6. Гостиницы высших разрядов

на 100 мест

3 - 5

10 - 20

7. Прочие гостиницы

то же

1 - 2

3 - 5

8. Лечебно - профилактические учреждения :

а ) больницы , диспансеры , родильные дома

на 100 коек

1 - 2

3 - 5

б ) поликлиники

на 500 посещений в смену

3 - 5

10 - 15

9. Спортивные здания и сооружения городского значения с трибунами вместимостью : стадионы более 5000 зрителей , залы и бассейны более 500 человек

на 100 мест

1 - 2

3 - 5

10. Вокзалы железнодорожного , речного , морского , автомобильного и воздушного транспорта

на 100 пассажиров , прибывающих в час пик

3 -5

10 - 15

Примечание : 1. В зависимости от местных условий и при соответствующих обоснованиях для учреждений , указанных в пп . 1, 2, 3а , 3б, 3в , 4 а , 6 и 9 допускается увеличивать расчетное количество машино - мест , но не более чем на 25 %.

2 . Стоянки для учреждений , указанных в пп . 3а , 3в , 4 а , 5, 7 рекомендуется группировать в стоянки общего пользования так , чтобы их вместимость была не менее 20 машино - мест .

НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПЕШЕХОДНЫХ ПУТЕЙ

Наземные пешеходные переходы , тротуары и пешеходные дорожки в населенных пунктах , внеуличные пешеходные переходы повсеместно должны быть освещены в темное время суток .

Включение наружного освещения улиц , дорог и площадей должно производиться при снижении уровня естественной освещенности до 20 лк , а отклонение - при ее повышении до 10 лк . Время отключения части светильников устанавливается решениями исполкомов городских Советов депутатов трудящихся .

Переключение освещения пешеходных тоннелей с дневного режима на вечерний и ночной или с ночного режима на дневной должно производиться одновременно с включением или отключением наружного освещения .

Яркость и уровень освещения элементов новых и реконструируемых улиц , дорог и площадей принимаются в соответствии с главой СНиП II - А .9-71 « Искусственное освещение . Нормы проектирования » с учетом изменений и дополнений , внесенных постановлением Госстроя СССР от 27 ноября 1974 г . № 227, а также с учетом Инструкции по проектированию наружного освещения городов , поселков городского типа и сельских населенных пунктов ( ВСН -22-75 Госгражданстрой ).

Уровень освещения тротуаров , примыкающих к проезжей части улиц , дорог и площадей , регламентируется величиной средней яркости покрытия , которая должна быть не менее указанной в табл . 12.

Нормы средней горизонтальной освещенности на уровне покрытия пешеходных путей , отделенных от проезжей части улиц у дорог , должны приниматься согласно табл . 13.

Таблица 12

Категория улиц , дорог и площадей

Максимальная интенсивность движения в о боих направлениях , ед. / ч

Средняя яркость покрытий тротуаров , кд/м2

А. Магистральные улицы общегородского значения , площади : главные , вокзальные , транспортные , предмостные и многофункциональных транспортных узлов

более 3000

0,8

от 1000 до 3000

0,6

от 500 до 1000

0,4

менее 500

0,3

Б. Магистральные улицы районного значения , дороги грузового движения ( общегородского значения ), площади перед крупными общественными зданиями и сооружениями массового посещения

более 2000

0,5

от 1000 до 2000

0,4

от 500 до 1000

0,3

менее 500

0,2

В. Улицы и дороги местного значения

от 500 и более

0,2

менее 500

0,1

В ночное время следует предусматривать снижение уровня наружного освещения пешеходных путей с нормируемыми значениями средней яркости 0,4 кд / м2 и выше или средней освещенности 4 лк и выше путем включения не более половины светильников . При этом не допускается отключение двух рядом расположенных светильников .

На тротуарах с нормируемой величиной средней яркости 0,1 кд / м2 или нормируемой величиной средней освещенности 2 лк и ниже , на пешеходных мостиках , аллеях , дорогах , на наземных пешеходных переходах и на расстоянии менее 15 м от границ перехода частичное и полное отключение освещения в ночное время не допускается .

В установках наружного освещения при средней яркости покрытия 0,4 кд/м2 и выше и средней освещенности 4 лк и выше следует преимущественно применять светильники с газоразрядными источниками света . Применяемые люминесцентные лампы должны быть белой цветности ( типа ЛБ ) или теплобелой ( типа ЛТБ ). Светильники должны оборудоваться оптическими системами , обеспечивающими широкое или полуширокое светораспределение .

Таблица 13

Наименование пешеходного пути

Средняя горизонтальная освещенность , лк

Тротуары , отделенные от проезжей части :

на улицах категории А

4

на улицах категорий Б и В

2 I

Посадочные площадки общественного транспорта на улицах всех категорий

10

Пешеходные мостики

10

Пешеходные тоннели :

днем

100

вечером и ночью

40

Лестницы пешеходных тоннелей вечером и ночью

20

Пешеходные улицы

4

Пешеходные дорожки бульваров и скверов , примыкающих к улицам :

категории А

6

категории Б

4

категории В

2

Пешеходные аллеи и дороги микрорайонов

4

Прогулочные дорожки

1

Центральные аллеи :

общегородских парков

4

районных садов

2

Боковые аллеи :

общегородских парков

2

районных садов

1

I Норма распространяется также на освещенность тротуаров , примыкающих к проезжей части улиц категорий Б и В с переходными и простейшими типами покрытий .

Освещение аллей , пешеходных и прогулочных дорожек следует , как правило , выполнять венчающими светильниками рассеянного света или преимущественно прямого света .

Недопустимо применение для освещения пешеходных путей прожекторов , а также открытых ламп без осветительной арматуры .

Светильники , предназначенные для освещения тротуаров , должны устанавливаться , как правило , на тех же опорах , что и светильники для проезжей части . Если же они расположены по оси дороги ( на разделительной полосе ), то для освещения тротуаров необходимо использовать светильники на самостоятельных опорах .

Тротуары вдоль зданий допускается освещать светильниками , установленными на стенах зданий .

Освещение наземных пешеходных переходов , как правило , должно обеспечиваться светильниками уличного освещения , располагаемыми по схеме , приведенной на рис . 9.

Рис . 9 . Размещение светильников относительно наземного пешеходного перехода : l - шаг расстановки светильников на улице

Над проезжей частью светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м , а при расположении над контактной сетью троллейбуса - не менее 9 м .

На улицах с трамвайным или троллейбусным движением светильники размещаются , как правило , на опорах контактной сети . Подвес светильников на улицах с воздушной электрической сетью общего пользования осуществляется на опорах этой сети . При этом светильники должны располагаться ниже проводов электрической сети или по другую сторону опоры на уровне проводов . Допускается установка консольных светильников выше проводов при условии обеспечения расстояния в плане от края светильника до ближайшего провода не менее 0,6 м .

Опоры должны располагаться на расстоянии не менее 0,6 м ( для магистральных улиц общегородского значения - не менее 1,2 м ) от лицевой грани бордюра до наружной поверхности цоколя опоры . Это расстояние на жилых улицах допускается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия автобусного или троллейбусного движения , а также движения тяжелых грузовых автомобилей .

Опоры на перекрестках , как правило , должны устанавливаться до начала закругления тротуаров и не ближе 1,5 м до различного рода въездов .

Опоры на аллеях и пешеходных дорожках следует располагать вне пешеходной части пути ( на газонах , в ряду с деревьями , скамейками и т . п .).

Для улучшения условий видимости пешеходов при использовании стационарных светильников целесообразно применять осветленные покрытия на протяжении 100 м за пешеходным переходом . При общей ширине проезжей части до 14 м и отсутствии центральной разделительной полосы осветленное дорожное покрытие следует выполнять по всей ширине проезжей части на протяжении 100 м от пешеходного перехода в каждую сторону .

ПРИЛОЖЕНИЕ

БЛАНК
УЧЕТА ИНТЕНСИВНОСТИ ПЕШЕХОДНОГО ДВИЖЕНИЯ

Наименование пункта наблюдения ____________________________________________

Дата наблюдения ____________________________ № поста _______________________

Время наблюдения : № пешеходного перехода ___________________________________

начало ____________ Фамилия учетчика _______________________________________

окончание _________

Время наблюдения , ч

Количество проходящих пешеходов в интервале

Итого за час

00-15 мин.

15- 30 мин.

30-45 мин.

45- 00 мин.

17.00 - 18.00

18.00 - 19.00

Пример расчета режима светофорного регулирования на пешеходном переходе , расположенном вне регулируемого перекрестка

Исходные данные : общая ширина проезжей части ( В ) - 34 м ; интенсивность движения транспортных средств в одном , более загруженном направлении N т - 1900 ед. / ч ; поток насыщения для более загруженного направления ( Мн ) - 3600 ед. / ч ; интенсивность пешеходного движения в двух направлениях ( N п ) - 2800 чел. / ч ; ширина пешеходного перехода ( b п ) - 5 м .

По формуле ( 7) длительность сигнала в секундах , разрешающего движение пешеходов , равна :

По формуле ( 8) длительность светофорного цикла в секундах равна

По формуле ( 9) длительность зеленого сигнала транспортного светофора в секундах равна

Так как t т > 30 с , то необходимо устройство островка безопасности как средства уменьшения длительности светофорного цикла .

Для определения ширины островка безопасности преобразуем формулу ( 6):

Считаем , что :

пешеходы за один цикл пересекают половину проезжей части.

Отсюда , по формуле ( 7) получаем :

используется двухфазный режим регулирования , т . е . L = 2 · t пр = 2 · 3 = 6 с , где t пр - длительность промежуточного такта .

Тогда :

При отсутствии приподнятой разделительной полосы предполагается использовать рефюжи шириной 2 м . Так как bo > 2 м , то применяется поэтапный пропуск пешеходов через проезжую часть . Это влечет за собой необходимость использования трехфазной схемы регулирования . Однако учитывая , что для движения транспортных средств в каждом направлении будет использоваться по одному промежуточному такту , принимаем L = 2 · t пр = 6 ( с ).

Имеем следующий режим регулирования :

t п = 18 с;     

Пофазные схемы регулирования и режим работы светофоров приведены на рис . 10.

Рис . 10 . Режим работы светофорной сигнализации на пешеходном переходе :

а ) план светофорного объекта , б ) 1 такт регулирования длительностью 18 с , в ) 3 такт регулирования длительностью 6 с , г ) 5 такт регулирования длительностью 18 с , д ) таблица режимов работы светофоров

Пример расчета требуемой вместимости автомобильных стоянок для пешеходной зоны

Допустим , что в пешеходной зоне расположены :

ряд административно - хозяйственных учреждений с общей численностью персонала 8000 человек ;

предприятия общественного питания с общим числом посадочных мест - 1000;

универмаги , магазины с площадью торговых залов более 500 м2 , имеющие общую площадь - 16000 м2 .

Тогда , по данным табл . 11, расчетное количество машино - мест для пешеходной зоны составит :

(В среднем - 600 машино-мест).

Предположим , что на объездных улицах из - за узкой проезжей части стоянка разрешена только с одной стороны и используется лицами , цель приезда которых расположена в пешеходной зоне . Тогда на околотротуарных стоянках этих улиц может разместиться :

где L i - длина улиц ( для нашего примера равна соответственно 300, 500, 300), м ;

l 1 = 10 м - согласно п . 99 г Правил дорожного движения остановка и стоянка запрещаются ближе 5 м перед обозначенным пешеходным переходом ( величина l 1 включает в себя и ширину пешеходного перехода );

l 2 = 5,5 м - протяженность участка улицы , необходимого для постановки одного автомобиля .

Для нашего примера :

Таким образом , дефицит стояночных мест составляет в данном случае : 600 - 187 = 413

Следовательно , для обеспечения расчетного количества мест стоянки необходимо предусмотреть создание в радиусе 500 м от пешеходной зоны открытых внеуличных стоянок площадью :

413 ´ 25 = 10325 ( м2 )

или две площадки размерами 86 ´ 60 м.

ЛИТЕРАТУРА

Знаки дорожные . ГОСТ 10807 -71.

Разметка дорожная . ГОСТ 13508-74 .

Правила дорожного движения .

Строительные нормы и правила « Планировка и застройка городов , поселков и сельских населенных пунктов ». СНиП II -60-75. М ., 1975.

Строительные нормы и правила « Автомобильные дороги . Нормы проектирования ». СНиП II - Д .5-72. М ., 1973.

Строительные нормы и правила « Искусственное освещение . Нормы проектирования ». СНиП II - А .9-71 с учетом изменений и дополнений , введенных постановлением Госстроя СССР от 27 ноября 1974 г . № 227.

Руководство по регулированию дорожного движения в городах . М ., Стройиздат , 1974.

Инструкция по проектированию наружного освещения городов , поселков городского типа и сельских населенных пунктов . ВСН 22-75, Госгражданстрой . М ., 1975.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения . 1

Изучение пешеходного движения . 1

Основные параметры, характеризующие пешеходное движение . 1

Основные параметры, характеризующие пешеходные пути . 2

Методы обследования пешеходного движения . 3

Анализ дтп с участием пешеходов . 5

Устройство пешеходных переходов . 6

Типы пешеходных переходов . 6

Расположение пешеходных переходов . 7

Обустройство наземных пешеходных переходов техническими средствами регулирования . 11

Светофорное регулирование пешеходного движения . 15

Отделение пешеходных путей от транспортных . 16

Наружное освещение пешеходных путей . 20

Приложение . 23

Литература . 26