Методические рекомендации Методические рекомендации по технологии строительства цементобетонных покрытий толщиной свыше 30 см в скользящих формах

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЮЗДОРНИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ
ТОЛЩИНОЙ СВЫШЕ 30 см
В СКОЛЬЗЯЩИХ ФОРМАХ

Утверждены заместителем директора

Союздорнии кандидатом технических наук

Б. С. Марышевым

Одобрены Главдорстроем Минтрансстроя

(письмо № 5603/410 от 28.08. 8 4 г.)

Москва 1985

Изложена технология строительства монолитных цементобетонных покрытий толщиной свыше 30 см в скользящих формах. Приведены особенности конструкции покрытия со специальным краевым армированием, обеспечивающие технологичность и требуемое качество строительства; подготовительные операции по изготовлению арматурных каркасов, их креплению, установке скользящих форм и глубинных вибраторов. Изложены отдельные положения по технике безопасности.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Применение бетоноукладчиков со скользящими формами для строительства монолитных цементобетонных покрытий затруднено из-за нестабильности устойчивости боковой грани и кромки бетонируемого покрытия, что объясняется малым временем нахождения бетонной смеси в скользящих формах (2 - 5 мин). Поэтому при бетонировании покрытия в скользящих формах особое внимание уделяется обеспечению требуемой геометрии покрытия, прежде всего, боковой грани и кромки.

Однако, несмотря на принимаемые меры по обеспечению устойчивости краевой части (регулировка кромкообразующего узла бетоноукладчика, направленное регулирование свойств бетонной смеси) на покрытии наблюдаются недопустимые деформации в виде оплывов боковой грани и кромки. Эти деформации развиваются в краевой зоне в пределах 25 - 30 см и увеличиваются с повышением толщины укладываемого слоя.

Указанные дефекты особенно недопустимы при строительстве в скользящих формах многополосных и, в частности, аэродромных покрытий, поскольку приводят к нарушению общей ровности покрытия, поверхностного водоотвода и возникновению отдельных разрушений бетона в зоне продольных швов. Для повышения качества покрытия толщину слоя бетона, укладываемого в скользящих формах, назначают не более 30 см, несмотря на то, что технические возможности бетоноукладчика позволяют укладывать слои толщиной до 42 см и более.

В целях обеспечения требуемого качества покрытия, бетонируемого в скользящих формах при толщине слоя свыше 30 см, снижения стоимости и сокращения сроков строительства, экономии дорожно-строительных материалов на основе проведенных исследований Союздорнии совместно с ГПИ НИИ ГА «Аэропроект» разработали техническое задание на конструкцию аэродромного цементобетонного покрытия толщиной свыше 30 см.

Задание основано на применении в конструкции покрытия специального краевого армирования в виде объемного арматурного каркаса.

Настоящие «Методические рекомендации по технологии строительства цементобетонных покрытий толщиной свыше 30 см в скользящих формах» разработаны на основе результатов опытного строительства и предназначены для использования строительными организациями при внедрении технологии строительства цементобетонных покрытий толщиной свыше 30 см в скользящих формах.

«Методические рекомендации» разработаны канд. техн. наук Р. А. Коганом, инж. О. Б. Гопиным при участии канд. техн. наук А. М. Шейнина.

1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 . Настоящие «Методические рекомендации» разработаны применительно к технологии строительства аэродромных (многополосных) цементобетонных покрытий толщиной свыше 30 см комплектом машин типа ДС-110 в скользящих формах.

1.2 . Цементобетонные покрытия толщиной свыше 30 см для строительства в скользящих формах целесообразно устраивать со специальным краевым армированием, обеспечивающим деформативную устойчивость покрытия. При этом рекомендуется устраивать однослойное покрытие.

Изменение конструкции должно согласовываться с проектной организацией.

1.3 . При строительстве цементобетонных покрытий толщиной свыше 30 см следует выполнять требования СНиП III-46-79 , СНиП III -15-76 и руководствоваться положениями настоящих «Методических рекомендаций».

1.4 . Состав бетонной смеси не отличается от рекомендуемого для использования при строительстве цементобетонных аэродромных (многополосных) покрытий в скользящих формах.

2. КОНСТРУКЦИЯ ПОКРЫТИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

2.1 . С целью обеспечить деформативную устойчивость цементобетонного покрытия толщиной свыше 30 см, устраиваемого в скользящих формах, в краевые части полос бетонирования следует вводить технологическое армирование x ) .

x ) Авт. свид. № 1023022.

Технологическое армирование в случае необходимости может быть совмещено с расчетным армированием для усиления края бетонной плиты в соответствии со СНиП II-47-80.

2.2 . Технологическое армирование представляет собой объемный арматурный каркас (рис. 1 ) с продольно расположенными со стороны поверхности бетонной плиты и ее боковой грани арматурными стержнями, прикрепленными с определенным шагом к стойкам.

Рис. 1 . Технологическое армирование для строительства покрытий толщиной свыше 30 см в скользящих формах:

1 - бетонная плита; 2 - арматурный каркас; 3 - основание дорожной одежды

Шаг между арматурными стержнями выбирается в зависимости от наибольшей крупности щебня, применяемого в составе бетонной смеси: для щебня фракции 40 мм шаг между арматурными стержнями назначают равным 70 мм. Диаметр арматурных стержней - 12 - 44 мм.

2.3 . Стойки каркасов выполняются из арматурных стержней диаметром 14 мм в виде прямоугольных треугольников, гипотенуза которых образует с основанием угол примерно 40°.

Расстояние между стойками в каркасе должно быть не более 1 м.

2.4 . Объемные арматурные каркасы должны быть жестко прикреплены к основанию, например с помощью штырей.

Положение арматурного каркаса в бетоне определяется минимально допускаемыми защитными слоями.

2.5 . При строительстве аэродромных (многополосных) покрытий, в зависимости от принятой схемы бетонирования, объемные арматурные каркасы устанавли ваются с двух сторон при устройстве маячной полосы и с одной - в полосе, примыкающей к ранее уложенной со стороны, противоположной примыканию (рис. 2 ).

Рис. 2 . Схема многополосного покрытия, бетонируемого в скользящих формах:

1 - маячный (первый) ряд; 2, 3 - примыкающие ряды; 4 - основание дорожной одежды; 5 - объемный арматурный каркас

3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

3.1 . Изготовление арматурных каркасов целесообразно организовывать на полигоне вблизи объекта строительства.

3.2 . Мощность полигона подбирают в зависимости от объема изготавливаемых каркасов.

Ориентировочный расход арматуры составляет 1,8 кг на 1 м2 площади покрытия при расположении каркасов с каждой стороны бетонируемой полосы.

3.3 . Полигон должен быть оснащен кондуктором для изготовления каркасов, сварочным оборудованием, гибочным и отрезным станками. Кроме того, на нем должны быть навесы и рабочие зоны для хранения пучков арматуры, изготовления каркасов и их складирования.

3.4 . Для изготовления каркасов рекомендуется использовать мерную арматуру длиной 7,34 м.

3.5 . Перед изготовлением в кондукторе каркасов заготавливают необходимое количество стоек. С этой целью на отрезном станке нарезают заготовку мерной длины, наносят на нее разметку и изгибают на гибочном станке, затем сваривают концы арматуры.

3.6 . Кондуктор для изготовления каркасов может представлять собой раму, например из уголков с поперечными внутренними уголками, расположенными на расстоянии друг от друга, равном шагу стоек в каркасе. В поперечных уголках нарезают пазы для установки арматурного стержня в соответствии с конструкцией каркаса. Высота паза должна соответствовать 1/2 диаметра стержня.

3.7 . Изготовление каркаса в кондукторе рекомендуется производить в такой последовательности:

складывают продольные арматурные стержни;

устанавливают строго вертикально стойки вперед до продольного упора;

приваривают стойки к продольным стержням, расположенным в конструкции, например, со стороны поверхности покрытия;

перекантовывают стойки с приваренными стержнями через упор и приваривают к стойкам продольные стержни со стороны боковой грани.

Время изготовления одного каркаса - 15 - 17 мин.

3.8 . Отклонения сварных каркасов по длине не должно превышать 20 мм, по ширине и высоте 10 мм, между стержнями 5 мм, прямолинейности - 10 мм.

3.9 . Готовые каркасы складируют; по мере необходимости их транспортируют к месту укладки и раскладывают вдоль полосы бетонирования.

3.10 . Для исключения недопустимых деформаций арматурных каркасов при их складировании, погрузке транспортировании и разгрузке грузоподъемные средства следует оснастить траверсой.

3.11 . Крепление арматурных каркасов к основанию должно обеспечивать их проектное положение в процессе бетонирования. Для этого целесообразно крепить каркасы сваркой к штырям, заранее вбитым в основание после чистовой профилировки до набора им прочности. Линия забивки штырей в основание устанавливается теодолитом.

3.12 . На бетоноукладчик навешивают скользящие формы в соответствии с толщиной слоя бетона (высота) форм на 10 - 15 мм меньше толщины проектного слоя бетона).

Разработчик чертежей скользящих форм высотой более 30 см - ПКБ Главстроймеханизации Минтрансстроя (проект 5733).

3.13 . Для обеспечения заданного положения скользящих форм в процессе бетонирования рекомендуется изготовить дополнительный упор в нижнюю часть форм (рис. 3 ).

Рис. 3 . Схема дополнительного упора в нижнюю часть скользящих форм:

1 - скользящая форма; 2 - боковая рама укладочного оборудования; 3 - гидроцилиндр; 4 - кронштейн подвески; 5 - тяга

3.14 . До начала бетонирования на бетоноукладчике необходимо отрегулировать положение глубинных вибраторов, установив их по высоте в середине слоя бетона. Крайние вибраторы должны быть закреплены на расстоянии до каркаса 5 - 7 см.

4. ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕМЕНТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ

4.1 . На основание с помощью теодолита и нивелира устанавливают каркасы на длину сменной захватки.

В местах расположения деформационных швов между каркасами следует оставлять разрыв.

4.2 . После установки каркасов в проектное положение их приваривают к штырям и сваривают отдельные звенья.

4.3 . Перед бетонированием необходимо тщательно проверить установку копирной струны - базы, от которой будет работать автоматическая система бетоноукладчика.

4.4 . Разгрузку бетонной смеси из автомобилей - самосвалов рекомендуется производить фронтально перед бетоноукладчиком.

4.5 . Бетоноукладчиком, движущимся со скоростью 1 - 1,5 м/мин, производят бетонирование полосы. При этом подвижность бетонной смеси по осадке стандартного конуса должна быть в пределах 1 - 3 см.

4.6 . Отделку поверхности бетона и уход за покрытием производят соответственно машинами ДС-104 и ДС-105.

4.7 . Деформационные швы на требуемую глубину покрытия следует нарезать в затвердевшем бетоне нарезчиком ДС-133 с алмазным отрезным кругом диаметром 400 мм.

5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

5.1 . Станки для гибки и резки арматурных стержней во избежание несчастных случаев необходимо устанавливать на надежное основание.

5.2 . До пуска станков следует проверить исправность заземления, пусковых и тормозных устройств, а также наличие защитных ограждений.

Запрещается производить работы по настройке станков при включенном электродвигателе.

5.3 . При гибке арматурных стержней на станках с механическим приводом необходимо перед закладкой стержней останавливать диск.

5.4 . При работе на гибочных ручных станках запрещается удлинять рычаги станков.

5.5 . Вдоль линии расположения каркасов следует устанавливать ограждения.

5.6 . При работе с грузоподъемными устройствами следует выполнять соответствующие требования техники безопасности по СНиП III-4-80 .

ПРИМЕР
ПРИМЕНЕНИЯ НОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОПЫТНОГО УЧАСТКА В АЭРОПОРТУ СИМФЕРОПОЛЯ

Заменяемая конструкция

- армобетон М350, h = 26 см

- рубероид два слоя

- цементобетон М350, h = 26 см

- рубероид один слой

- грунтоцемент, h = 15 см

- ПГС, обработанная цементом М400, h = 20

Новая конструкция

- цементобетон М350, h = 40 см

- арматурный каркас

- рубероид один слой

- грунтоцемент, h = 22 см

- ПГС, обработанная цементом М400, h = 24 см

Экономия на 1000 м2: металла 7,7 т, цемента - 22 т.

Снижение трудозатрат на 40 %

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 1

1. Общие положения . 2

2. Конструкция покрытия и технология строительства . 2

3. Подготовительные работы .. 3

4. Технология строительства цементобетонного покрытия . 5

5. Техника безопасности . 5

Пример применения новой конструкции при строительстве опытного участка в аэропорту Симферополя . 5