Методические рекомендации Методические рекомендации по повышению шероховатости цементобетонных дорожных и аэродромных покрытий

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(СОЮЗДОРНИИ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ШЕРОХОВАТОСТИ
ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ДОРОЖНЫХ
И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ

Одобрены Минтрансстроем

Москва 1981

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ШЕРОХОВАТОСТИ ДОРОЖНЫХ И АЭРОДРОМНЫХ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ. Союздорнии. М., 1981.

Приведены требования к глубине бороздок шероховатости, обеспечивающих требуемую величину коэффициента сцепления колеса с покрытием. Предлагаются два способа улучшения фрикционных свойств покрытия:

создание шероховатости на поверхности свежеуложенного цементобетонного покрытия с использованием ткани и двух видов щеток - жесткой и мягкой;

применение в составе бетонной смеси дробленых песков.

Изложены технологические особенности создания шероховатости, требования к щеткам, особенности ухода за покрытием. Приведены требования к дробленым и природным пескам, используемым в составе цементов бетонной смеси, дан метод определения оптимальной доли дробленого песка в смеси с природным песком.

Применение настоящих «Методических рекомендаций» при строительстве цементобетонных покрытий автомобильных дорог позволит обеспечить необходимый показатель коэффициента сцепления колеса с покрытием и значительно повысить безопасность движения.

Табл. 1 .

Предисловие

При строительстве автомобильных дорог и аэродромов с цементобетонным покрытием комплектом машин со скользящей опалубкой типа ДС-100 или ДС-110 отделка поверхности, как правило, осуществляется трубным финишером, протаскиванием полотна из мешковины и нанесением поперечных бороздок на покрытие с помощью щеток. Результаты определения коэффициента сцепления колеса с покрытием, обработанным таким образом, показали, что не всегда обеспечивается достаточно высокая величина этого показателя.

Результаты проведенных в Союздорнии исследований и испытания опытных участков покрытий, на которых шероховатость поверхности создавалась различными методами, позволили разработать «Методические рекомендации по повышению шероховатости дорожных и аэродромных цементобетонных покрытий».

В «Методических рекомендациях» приведены требования к глубине бороздок шероховатости, обеспечивающих необходимую величину коэффициента сцепления колеса с покрытием; изложены технологические особенности создания шероховатости на поверхности свежеуложенного покрытия. Приведены требования к средствам, используемым для создания шероховатости, а также требования к дробленым и природным пескам и методика определения их содержания при применении в дорожном бетоне.

«Методические рекомендации» разработаны кандидатами технических наук А.М. Шейниным, В.А. Астровым, инженерами А.Н. Рвачевым, А.В. Ивантеевым и Р.А. Коганом.

1. Общие положения

1.1 . Настоящие «Методические рекомендации» предназначены для использования при строительстве цементобетонных дорожных и аэродромных покрытий комплектами высокопроизводительных машин типа «Автогрейд» ДС-100 и ДС-110. Допускается использовать «Методические рекомендации» при применении рельсоходных комплектов бетоноукладочных машин.

1.2 . Предлагаются следующие способы улучшения фрикционных свойств покрытия:

создание шероховатости на поверхности свежеуложенного цементобетонного покрытия;

применение в составе бетонной смеси дробленых песков.

Наибольший эффект достигается при применении обоих способов.

1.3 . В случае создания шероховатости на поверхности свежеуложенного цементобетонного покрытия средняя глубина бороздок шероховатости в зависимости от требуемой величины коэффициента сцепления колеса с покрытием должна быть не менее величин, указанных в таблице.

Требуемая величина коэффициента сцеплениях)

0,45

0,50

0,60

Средняя глубина бороздок шероховатости, мм, не менеехх)

0,5

0,7

1,5

х) Определена автомобильной установкой ПКРС-2У при скорости 60 км/ч.

хх) Определена методом «песчаного пятна» Союздорнии.

1.4 . Отработку технологии устройства шероховатости следует производить при пробном бетонировании.

2. Создание шероховатости на поверхности свежеуложенного цементобетонного покрытия

2.1 . Создание шероховатости на поверхности свежеуложенного покрытия должно начинаться сразу же после последнего прохода трубного финишера ДС-104, т.е. когда выровнена поверхность. Увеличение промежутка времени между окончанием выравнивания поверхности покрытия и началом создания шероховатости существенно ухудшает качество шероховатости поверхности.

2.2 . В случаях, когда для отделки поверхности покрытия трубный финишер не применяется, создавать шероховатость следует сразу после прохода бетоноотделочной машины.

2.3 . Для создания шероховатости в виде продольных бороздок следует применять влажное джутовое полотно, навешиваемое на трубный финишер ДС-104. При этом ширина зоны контакта полотна с поверхностью покрытия в направлении движения машины должна быть в пределах 1 - 2 м. Количество проходов машины ДС-104 по одному следу с протаскиванием полотна зависит от влажности поверхности бетона и определяется условием получения однородной шероховатости с бороздками необходимой глубины.

Допускается замена джутового полотна обычной жесткой мешковиной, которую складывают в несколько слоев с таким расчетом, чтобы увеличить массу мешковины до величины, позволяющей получить требуемую шероховатость.

В процессе работы необходимо периодически промывать, а затем подсушивать джутовое полотно (или мешковину) в целях очистки ткани и удаления из нее избытка влаги.

2.4 . Для создания шероховатости в виде поперечных бороздок глубиной не менее 0,5 мм рекомендуется при менять две щетки - жесткую и мягкую, навешиваемые на машину ДС-105. По направлению хода машины впереди должна быть жесткая щетка, за ней - мягкая. Обе щетки должны иметь ширину захватки 1500 мм.

Ворс жесткой щетки должен быть выполнен из синтетических (капроновых) нитей диаметром 1,0 мм, собранных в пучки по 25 - 30 штук. Длина ворса - не менее 75 мм, расстояние между пучками - 12 мм. Ворс мягкой щетки должен быть выполнен из синтетических нитей диаметром 0,3 - 0,4 мм, собранных в пучки по 25 - 30 штук. Длина ворса - не менее 95 мм. Пучки ворса располагают в шахматном порядке в три ряда с расстоянием между рядами 12 мм. Расстояние между соседними пучками в каждом ряду должно быть 22 мм.

2.5 . Получение необходимой глубины бороздок шероховатости обеспечивается подбором давления щеток на поверхность бетона и углом наклона ворса к поверхности покрытия. Повторная обработка одного и того же участка не допускается.

2.6 . Для обеспечения однородности поперечных бороздок шероховатости необходимо, чтобы высота расположения щеток над поверхностью покрытия оставалась неизменной. Для этого следует удалять неровности основания на полосах, по которым движутся колеса машины ДС-105.

3. Уход за бетоном покрытия после создания шероховатости

3.1 . Уход за бетоном следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП III -40-78.

3.2 . В случае применения для ухода за бетоном пленкообразующих материалов следует обращать особое внимание на расход пленкообразующей жидкости и равномерность ее нанесения, так как избыток ее на поверх ности уменьшает глубину бороздок шероховатости и величину коэффициента сцепления. Для сохранения созданной шероховатой поверхности и для обеспечения ухода за бетоном рекомендуется производить розлив пленкообразующего вещества за два прохода машины ДС-105, при этом второй слой следует наносить после формирования первого слоя. Общий расход пленкообразующего вещества не должен превышать норм, указанных в СНиП III -40-78.

4. Повышение фрикционных свойств цементобетонных покрытий применением в составе бетона дробленых песков

4.1 . Для повышения коэффициента сцепления рекомендуется в составе цементобетонной смеси применять дробленые пески из изверженных горных пород в сочетании с природными кварцевыми или кварцево-полевошпатовыми песками.

4.2 . Песок дробленый должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736 -77 «Песок для строительных работ. Технические условия» и ГОСТ 8424-72 «Бетон дорожный».

4.3 . Песок дробленый из отсева с содержанием слюды выше норм, предусмотренных указанными ГОСТами, допускается применять в бетоне после удаления из него фракций мельче 0,315 мм, содержащих наибольшее количество слюды.

4.4 . Природные кварцевые или кварцево-полевошпатовые пески, используемые в смеси с песками дроблеными в бетонах для устройства покрытий, должны иметь модуль крупности Мкр менее 1,5 и полный остаток на сите с отверстиями 0,63 мм не менее 10 %.

4.5 . Содержание песка дробленого из отсева в смеси с природным песком устанавливается в процессе подбора состава бетонной смеси. При использовании в качестве заполнителя дробленого и природного песков зерновой состав их смеси должен удовлетворять следующему требованию: Мкр = 2,5 ÷ 3,25; полный остаток на сите с отверстиями 1,25 и 0,63 мм должен быть соответственно 30 - 45 и 45 - 70 %.

4.6 . Минимально необходимую долю песка дробленого из отсева в смеси с природным песком следует определять по формулам:

,                                                        ( 1)

где П1 - доля песка дробленого из отсева в смеси с природным песком, доли единицы;

 - полные остатки на сите с отверстиями 1,25 мм соответственно в песке дробленом из отсева и в природном песке, %;

,                                                       ( 2)

где П2 - доля песка дробленого из отсева в смеси с природным песком, доли единицы;

 - полные остатки на сите с отверстиями 0,63 мм соответственно в песке дробленом из отсева и в природном песке, %.

Минимально необходимую долю П песка дробленого в смешанном песке следует принимать по наибольшему абсолютному значению П1 и П2.

4.7 . Максимальное количество песка дробленого в смеси с природным песком (%) определяется по формулам ( 1 ) и ( 2 ), в которые взамен минимальной величины полных остатков на ситах с размером отверстий 1,25 и 0,63 мм подставляются максимально допустимые величины полных остатков на ситах соответствующего размера (45 % на сите № 1,25 и 70 % на сите № 0,63).

Окончательный выбор доли дробленого песка в смеси с природным следует производить по технико-экономическим обоснованиям из условия получения смешанного песка с максимально возможным модулем крупности.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие . 1

1. Общие положения . 2

2. Создание шероховатости на поверхности свежеуложенного цементобетонного покрытия . 2

3. Уход за бетоном покрытия после создания шероховатости . 3

4. Повышение фрикционных свойств цементобетонных покрытий применением в составе бетона дробленых песков . 3