МДС 41-5.2000 Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ «КОММУНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИКА»

РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО « РОСКОММУН ЭНЕРГО»

Утверждены пр и казом
Госстроя России
от 11.10.99 № 73

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ
И ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
,
В УЧ РЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
И БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

МДС 41-5.2000

Москва

2001

«Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы» разработаны в качестве практического пособия для коммунальных теплоснабжающих организаций , осуществляющих отпуск абонентам (потребителям) тепловой энергии и теплоносителей, для абонентов - юридических лиц, теплоснабжение которых осуществляется от водяных систем коммунального теплоснабжен ия.

Реком е ндации разработаны Российским акционерным обществом закрытого типа «Роскоммунэнерго» при участии Российской ассоциации «Коммунальная энергетика» и специалистов Управления жилищно-коммунального комплекса Госстроя России.

«Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплонос и телей на предпри ят иях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы» одобрены секцией научно-технического Совета Госстроя России 25 марта 1999 г. и утверждены приказом Госстроя России 11 октября 1999 г. № 73.

Замечания и предложения направлять по адресу:

1 09004 , г. Москв а, ул. Воронцовская, д . 11

т ел. 911-23-90 ; 911-30-97 факс 91 1-30-16

E m ai l: ro skom@ cea.ru

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение . 1

II. Общие положения . 3

III. Учет тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах теплоснабжения . 3

IV. Требования к углам учета тепловой энергии и теплоносителей и допуск их в эксплуатацию .. 5

V. Эксплуатация узлов учета тепловой энергии и теплоносителей . 7

Приложение Рекомендация. Государственная система обеспечения единства измерений Водяные системы теплоснабжения Уравнения измерений тепловой энергии и количества теплоносителя (МИ 2412-97) 11

I. Введение

1. Настоящие «Рекомендации по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы» (далее - Рекомендации) разработаны в качестве практического пособия для коммунальных теплоснабжающих организаций, осуществляющ их отпуск абонентам (потребителям) тепловой энергии и теплоносителей, для абонентов - юридических лиц, теплоснабжение которых осуществляется от водяных систем коммунального теплоснабжения, при:

- реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 832 «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы» и «Основных направлений и механизма энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации»;

- организации и осуществлении учета тепловой энергии и теплоно с ителе й в соответствии с действующими Правилами;

- осуществлении контроля качества тепловой энергии, собл ю дения режимов теплоснабжен ия и тепл опот ребления, документировании параметров теплоносителей.

Целью составления Рекомендаций является также оказание помощи органам управления субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы и разработке планов работ по энергоресурсосбережению в тесной связи с принятой в городах и населенных пунктах системой управления коммунальным теплоснабжением.

В целях достижения эффекта от организации учета тепловой энергии и теплоносителей , она должна сочетаться с оборудованием тепловых пунктов системами автоматического регулирования подачи тепла.

В первую очередь при организации учета в системах теплоснабжения долж е н быть обеспечен приборный учет отпущенной тепловой энергии и теплоносителей на источниках тепла. В противном случае эффективность от организации учета у отдельных потребителей будет в значительной степени утрачена.

2. В Рекомендациях применяются следующие основные понятия:

«абонент (потребитель )» - юридическое лицо, а также предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде объекты и с и стемы т еплопотребления, которые непосредственно присоединены к системам коммунального теплоснабжени я , заключившие с теплоснабжающей организацией в установленном порядке договор на отпуск (получение) тепловой энергии и (или ) теплоносителей. К числу абонентов (потребителей) относятся также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилом фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом;

«баланс тепловой энергии системы теплоснабжения (тепловой баланс )» - итог распределения тепловой энергии, отпущенной источником (источниками) тепла с учетом потерь при транспортировании и распределении до границ эксплуатационной ответственности и использованной абонентами;

«бала н с теплоносителей системы теплоснабжения (водный баланс)» - итог распределения теплоносителей (сетевой воды), отпущенных источником (источниками) тепла с учетом потерь при транспортировании до границ эксплуатационной ответственности и использованных абонентами;

«допуск узла учета в эксплуатацию» - докумен т ально оформленная в установленном порядке процедура, подтверждающая пригодность узла учета тепловой энергии и теплоносителей к использованию;

«регистрация» - отображение , измеряемой величины за определен ный интервал времени в цифровой форме или в графическом виде;

«система коммунального теплоснабжения» - совокупность объединенных общим производственным процессом источников тепла и ( ил и) тепловых сетей города (района, квартала), населенного пункта, эксплуатируемых теплоснабжающей организацией системы жилищно-коммунального хозяйства, получившей в установленном порядке соответствующие специальные разрешения (лицензии);

«счетчик теплово й энергии и теплоносителей (теплосч етчик)» - средство измерений, предназначенное для измерения отпущенных и потребленных тепловой энергии и теплоносителя , прошедших через прямые (подводящие) и обратные (отводящие) трубопроводы элемента систем теплоснабжения и т епл опот ребл ения (объекта измерений); теплосчетчики подразделяются на одно-, двух- и многопоточные в зависимости от количества комплектующих их первичных преобразователей расхода и на двух-, трех- и многоточечные в зависимости от количества комплектующих их первичных преобразователей температуры;

«счетчик тепло н осителя (горячей воды; холодной воды)» - измерительный прибор, предназначенный для измерения объема (массы) те пл оносит еля за определенный промежуток времени;

«теплоснабжающая организация» - коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу абонентам (потребителям) по присоединенной тепловой сети произведенных и ( ил и) купленных тепловой энергии и теплоносителей;

«учет тепловой энергии (теплоносителей )» - определение количеств тепловой энергии и теплоносителей для расчетов между теплоснабжающей организацией и абонентом;

в зависимости от комплектования узла учета средствами измерений учет подразделяется на:

«учет приборным методом (приборный учет )» - все данные для определения количеств тепловой энергии и теплоносителей принимаются по результатам измерений;

«учет приборно-расче тны м методом (приборн о-расчетны й учет)» - часть данных для определения количеств тепловой энергии и теплоносителей принимается по результатам измерений, а другая (неизмеряемая) часть - по данным других источников информации об их величине;

«учет расчетны м методом (расчетный учет)» - все данные для определения количеств тепловой энергии и теплоносителей принимаются без н е посредственных измерений по данным источников информации;

«узел учета » - совокупность аттестованных в установленном порядке средств и систем измерений и других устройств , предназначенных для коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителей.

II. Общие положения

3. О т ветственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета тепловой энерг ии и теплоносителей, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несут владель цы узлов учета.

4. Основные требования к метрологическим характеристикам средств измерений, применяемых на узлах учета тепловой энергии и теплоносителей, должны соответствовать действующим Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя.

5. Узел учета тепловой энергии и теплоносителей должен размещаться , как правило, на границе эксплут аци онной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.

При размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно; величину потерь следует указывать в договоре теплоснабжения.

6. Разногласия по техническим вопросам организации и ведения учета тепловой энергии и теплоносителей передаются на рассмотрение по принадлежности органам государственного энергетического надзора и государственной метрологической службы.

III. Учет тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах теплоснабжения

7. На узле учета с помощью приборов должны измеряться, как правило, следующие величины:

- время работы приборов узла учета;

- объем (масса) теплоносителя, поданного (поступившего) по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу;

- температура теплоносителей в подающем и обратном трубопроводах;

- температура холодной воды (для источника тепла);

- тепловая энергия.

8. Отпущенная и потребленная за расчетный п ери од тепловая энергия и количество теплоносителя определяются в соответствии с формулами, регламенти рованными в рекомендации МИ 2412-97 «Государственная система обеспечения единства измерений. Водяные системы теплоснабжения. Уравнения измерений тепловой энерг ии и количества теплоносителя».

9. Определение отпущенной тепловой энергии и теплоносителей источниками тепла осуществляется приборным методом. Узлы учета оборудуются на каждом выводе тепловых сетей. При этом, не допускается присоединение трубопроводов собственных потребителей (собственные, хозяйственные нужды источника) после узла учета отпуска тепловой энергии.

При определении на источнике тепла о т пущенной теплов ой энергии вместо разности объемов (масс) теплоносителя, прошедшего по подающему и обратному трубопроводам ( m 1 - m 2 ) допускается использовать измеренный водосче т чиком на подпит очн ом трубопроводе объем (массу) подпитки ( m п ). При этом должно быть обеспечено условие m п ≤ ( m 1 - m 2 ).

Для источников тепла (отопительных котельных) мощностью до 3 Гкал / час при определении отпущенной тепловой энергии допускается использовать значени я измеренных объемов (масс) теплоносителей в подающ ем и подпиточном трубопроводах. В этом случае для определения отпущенной тепловой энергии (по уравнениям, приведенным в МИ 2412-97) вместо объема (масса) теплоносителя, прошедшего по обратному трубопроводу ( m 2 ) , используется разница объемов (масс) теплоносителей, прошедших по подающему и подпиточному трубопроводам ( m 1 - m п ).

10. Для определения потребленных тепловой энергии и теплоносителей приборным методом возможны следующие варианты комплектации узлов учета средствами измерений:

1) регистрирующими приборами расходов (или водосче т чиками) и температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (рис. 1а, б);

2) дву хп оточны м двухточечным теплосчетчиком (рис. 2);

3) о дн опоточным двухточечным теплосчетчиком на одном из трубопроводов и водосчетчиком на другом трубопроводе (рис. 3а, б);

Схема 3а является более предпочтительной, особенно в открытых системах теплоснабжения.

11. Потребленная абонен том тепловая энергия при приборном методе учета определяется по следующим вариантам:

1) при оборудовании узла учета дв у хпоточным двухточечным теплосчетчиком

Q = Q и - Q хв ,

где Q и - тепловая энергия без исключения из нее тепловой энергии холодной воды (по показаниям теплосчетчика);

Q хв - тепловая энергия холодной воды, определяемая расче тн о по разности объемов (масс) теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах ( Δm ) и измеренной на источнике тепла температуре холодной воды (средней за расчетный период) Δm · h хв ;

2) при оборудовании узла учета абонента однопо т очны м двухточечным теплосчетчиком на подающем трубопроводе и водосчетчиком на обратном трубопроводе определение потребленной тепловой энергии производится по формуле

Q = Q и + Qn,

где Q и - тепловая энергия по показаниям теплосчетчика,

Q n - тепловая энергия, содержащаяся в невозвращенном на источник или в тепловую сеть теплоносителе (Δ m ) за вычетом тепловой энергии холодной воды и определяемая расче тн о как Δm ( h 2 - h хв );

при установке теплосчетчика на обратном трубопроводе, а водосче т чика - на подающем трубопроводе, оп ределение потребленной тепловой энергии производится по той же формуле, a Q n определяется расчетно как Δ m ( h 1 - h хв ).

12. В закрытых системах теплоснабжения для определения потребленной тепловой энергии и теплоносителей п риборн о-расчетн ым методом возможны следующие варианты комплектации узлов учета средствами измерений:

1) од н опоточны м двухточечным теплосчетчиком на подающем трубопроводе - при расчетной тепловой нагрузке до 0,5 Гкал/ ч (рис. 4);

2) регистрирующими расходомерами или водосче т чиками на подающем и обратном трубопроводах - при расчетной тепловой нагрузке до 2, 0 Гкал/ ч (рис. 5);

3) регистрирующим расходомером или водосче т чиком на подающем трубопроводе - при расчетной тепловой нагрузке до 0,1 Гкал/ ч (рис. 6);

13. В открытых системах теплоснабжения для определения потребленной тепловой энергии и теплоносителей приборно-расчетным методом абонентами с расчетной тепловой нагрузкой до 1,0 Гка л/ ч узел учета комплектуется регистрирующими расходомерами или водосчетчиками на подающем и обратном трубопроводах (рис. 5 ).

14. При п риборно-расчетн ом методе определения тепловой энергии и количества теплоносителей (рис. 4 , 5 , 6 ) неизмеряемые на узле учета абонента величины принимаются по следующим данным:

а) температура теплоносителя в подающем трубопроводе - по температуре, измеренной в подающем коллекторе источника тепла с поправко й на тепловые потери на участке подающего трубопровода от источника до абонента;

б) температура теплоносителя в обратном трубопроводе - по температурному графику регулирования отпуска тепла;

в) температура холодной воды - по данным измерений на и сточнике тепла;

г) количество теплоносителя в обратном трубопроводе (или количество израсходованного теплоносителя) - по водному балансу системы теплоснабжения.

15 . При временном отсутс твии у абонента средств измерений или на период до оборудования узла учета используется расчетный метод.

Тепловая энергия , потребленная всеми абонентами, не имеющими узлов учета, определяется по тепловому балансу, а отдельным абонентом - проп орционально величине его тепловой нагрузки согласно договору теплоснабжения, включая потери тепловой энергии через изоляцию принадлежащих ему трубопроводов тепловой сети и с утечками и сливом сетевой воды.

Эксплуатационные потери тепловой энергии через изоляцию трубопроводов определяются согласно СНиП 2.04.14-88* «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов» и «Методических указаний по определению тепловых потерь в водяных и паровых тепловых сетях» (МУ 34-70-080-84. СПО Союзтехэн ерг о, 1985).

При составлении теплового баланса потери тепловой энергии через изоляцию тепловой сети теплоснабжающей организации искл ю чаются из величины суммарного отпуска тепла потребителям без расчетных приборов.

В тепловом балансе системы теплоснабжения учитываются потери тепловой энергии со всеми видами у течек, которые распределяю тся в соотношени ях, аналогично указанным в п. 16.

16. Количество сетевой воды, относимое на водоразбор у всех потребителей без приборов учета в открытой системе теплоснабжения, определяется расчетным путем из водного баланса за расчетный период; водопо т ребление по отдельному абоненту принимается пропорционально его ср еднечасовой договорной величине водоразбора.

Эксплуатационные потери сетевой воды (нормируемые утечки через неплотности арматуры, компенсаторов, фланцевых соединений и т.п.) определяются согласно нормам «Правил технической эксплуата ц ии электрических станций и сетей» и «Правил эксплуатации тепл опот ребляющи х установок и тепловых сетей потребителей» и распр еделяются между теплоснабжающей организацией и абонентами пропорционал ьно объему воды в тепловой сети и в непосредственно присоединенных к ней системах тепл опот реблени я.

Потери сетевой воды в виде технологических сливов (во время ремонта , испытаний, промывки, заполнения трубопроводов и систем теплопотребления и т.п.) относятся по принадлежности тепловой сети и систем теплопотребления.

Другие (сверхнормативные) утечки сетевой воды , происходящие при авариях, нерегламентированных сливах, несанкциони рованном водоразборе определяются по водному балансу и относятся пропорционально объему систем теплоснабжения (тепловых сетей) и теплопотребления потребителей, не имеющих приборного учета. Выявленные и оформленные актами сверхнормативные утечки относятся за счет конкретных потребителей, у которых обнаружены у казанные утечки теплон осителей.

IV. Требования к углам учета тепловой энергии и теплоносителей и допуск их в эксплуатацию

17 . Проектирование, монтаж и эксплуатация узлов учета производятся в соответствии с требованиями нормативно-технических документов Госстандарта России, Госстроя (Минстроя) России, Госэнергонад зора и инструкциями изготовителей средств измерений.

1 8. Абонент (потребитель) до начала разработки (составления) технической документации на узел учета может получить в теплоснабжающей организации исходные данные для проектирования узла учета, включающие максимальные и минимальные значения расходов теплоносителей, график изменения температур, давления теплоносителя в каждом трубопроводе, допускаемые потери напора в преобразователях расхода на узле учета, а также рекомендации по типам и характеристикам средств измерений.

Исходные данные выдаются по заявке абонента (потребителя) в десятидневный срок.

19. Выбор схемы учета тепловой энерги и и теплоносителей и средств измерений для использования на узле уч ет а осуществляет ег о владелец.

Для вновь вводимого или реконструируемого объекта схема учета должна соответствовать техническим условиям на присоединение объекта теплопотребления, выданным абоненту теплоснабжающей организацией.

По соглашению между абонентом и теплоснабжающей организацией на узле учета абонента могут дополн и тельно устанавливаться средства измерений, используемые для контроля режимов теплопотребления; перечень дополнительных средств измерений и условия финансирования затрат по их приобретению, монтажу и эксплуатации указываются в договоре теплоснабжения.

20. Узел учета тепловой энергии должен оборудоваться средствами измерений, зарегистрированными в государственном реестре средств изм е рений, используемыми по прямому назначению, указанному в их технических паспортах.

В качестве средств измерений могут применять теплосчетчи к и, счетчики теплоносителей, тепл овычисл ители , приборы, регистрирующие расходы, температуры и давления теплоносителей.

Средства измерений, исключенные из государственного реестра средств измерений в период эксплуатации узла учета, могут использоваться до полной их амортизации.

2 1. Техническую документацию на узел учета (принципиальная схема теплового пункта с указанием мест размещения средств измерений; монтажная схема узла учета; пояснительная записка с обоснованием выбора схемы учета и средств измерений) потребитель должен представить теплоснабжающей организации до начала комплектации и строительно-монтажных работ.

Теплоснабжающая организация рассматривает техническую документац и ю и в срок не более 15 дней письменно сообщает потребителю о наличии обоснованных замечаний либо об их отсутствии.

Непредставление письменного сообщения в указанный срок считается отсутствием замечаний по рассмотренной технической документации.

Не разрешенные сторонами разногласия передаются на рассмотрение местных органов государственного энергетического надзора и государственной метрологической службы.

22. Работы по оборудованию узла учета тепловой энергии и теплоносителей могут выполняться соответствующим персоналом владельца узла учета или специализированной организацией , имеющей соответствующую лицензию.

23. Законченные монтажом узлы учета подлежат приемке комиссиями , составы которых утверждаются владельцами узлов учета.

В комиссию по приемке узла учета отпуска тепловой энергии входят представители абонентов, имеющих границу эксплуатационной ответ ст венности с источником тепла. В комиссию по приемке узла учета, принадлежащего абоненту, включаются представители теплоснабжающей организации. Стороны, участвующие в приемке узла учет а, должны из вещаться о дате приемки не менее, чем за десять дней.

Каждая из сторон, входящих в комиссию, имеет право пригласить для участия в ее работе представителя органа государственного энергетического надзора и ( ил и) государственной метрологической службы.

24. Владелец узла учета представляет комиссии техническую документацию на узел учета, технические паспорта на средства измерений.

При приемке узла учета комиссией проверяются:

соответствие узла учета техн и ческой документации;

наличие по в ерите льн ых кл ейм и свидетельств о поверке средств измерений;

соответствие диапазонов измерения средств измерений предельным величинам измеряемых параметров;

соответствие условий использования средств измерений в составе данного узла учета условиям эксплуатации, указанным в техническом паспорте;

правильность монтажа средств измерений и устройств;

наличие подготовленного эксплуатационного персонала.

Комиссией составляется акт приемки узла учета в эксплуатацию. В случае выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета , он считается непригодным для ведения учета тепловой энергии, о чем составляется акт с указанием перечня и сроков выполнения работ по устранению выявленных недостатков.

При возникновении разногласий в приемочной комиссии решение о допуске в эксплуатацию узла учета принимается соответст в енно органами государственного энергетического надзора и государственной метрологической службы.

25. Узел учета тепловой энергии и теплоносителей считается допущенным к эксплуатации после подписания акта приемк и его в эксплуатацию.

26. Средства измере н ий на узл е учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет тепловой энергии, объема (массы) теплоносителя и регистрацию парамет ров (температуры; давления). Они должны сохранять информацию при отключении электрического питания в т ечение времени, указанного в паспортах на них, но не менее длительности расчетного периода.

27. Средства измерений, применяемые для учета тепловой энергии и теплоносителей, могут использоваться также для измерений параметров, необходимых для контроля качества тепловой энергии и режимов теплоснабжения и теплопотребления.

При использовании средств измерений узла учета для контроля качества тепловой энергии, режимов теплоснабжения и теплопотребления должна быть предусмотрена регистрация:

- среднечасовых (за сутки) расходов теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах;

- среднечасовых (за сутки) температур теплоноси т еля в подающем и обратном трубопроводах;

- д авле ний в подающем и обратном трубопроводах.

При отсутствии на узле учета регистрации указанных величин, условия и порядок контроля качества тепловой энергии и режимов теплоснабжения и те пл опот ребления устанавливаются договором теплоснабжения.

28. Оценка отклонений параметров, характеризующих режимы теплопотребления, от значений, указанных в договоре теплоснабжения, осуществляетс я только на основании показаний средств измерений, внесенных в государственный реестр средств измерений.

V. Эксплуатация узлов учета тепловой энергии и теплоносителей

29. Учет отпуска и потребления тепловой энергии и те плоносителей и эксплуатация узлов учета обеспечиваются владельцами, которые несут ответственность за их техническое состояние, ведение и хранение необходимой документации по учету (журналы, диаграммы, ленты самопишущих приборов и т.п.), выполнение расчетов и составление отчетных документов по определению количеств тепловой энергии и теплоносителей за расчетный период.

30. Абонент имеет право поручить эксплуатацию узла учета по договору специализированной организации, получившей в установленном порядке соответствующее разрешение (лицензию). При этом он не освобождается от ответственности, указанной в пункте 29 Рекомендаций

31. Поверку средств измерений должна обеспечивать организация - владелец узла учета в сроки, установленные в технической документации на них.

32. Внеочередная эксплуатационная проверка функционирования узла учета и ( ил и) внеочередная поверка установленных на нем средств измерений могут проводиться по требованию теплоснабжающей организации (у аб онента) или абонента (у теплоснабжающей организации). В случае подтверждения правильности функционирования узла учета и (ил и) средств измерений затраты по проведению проверки и (или) поверки несет инициировавшая их сторона.

33. При установке новых или при замене приборов на узле учета источника тепла извещаются организации, получающие тепловую энергию непосредственно от источника тепла, а при той же операции на узле учета абонента, извещается теплоснабжающая организация; представители указанных организаций имеют право присутствовать при установке или замене средств измерений и подписывать соответствующие акты.

34. Владелец узла учета отпуска тепловой энергии и теплоносителей обязан обеспечить беспрепятст в енный допуск на узел учета представителей абонентов, имеющих грани цу эксплуатационной ответственности с ним, для технического осмотра средств измерений и представлять по их требованию документацию для проверки правильности расчетов отпуска тепловой энергии.

Список представителей, имеющих право беспрепятственного допуска на узел учета, руководителем абонента сообщается письменно.

35. Абонент и (или) организация, эксплуатирующая узел учета по договору с ним, обязаны обеспечить беспрепятственный допуск на узел учета ответственных лиц теплоснабжающей организации для осмотра приборов учета и представлять по их требованию документацию для проверки правильности расчетов потребления тепловой энергии и теплоносителей.

Список ответственный лиц, имеющих право доступа на узлы учета , сообщается абоненту руководителем теплоснабжающей организации письменно.

36. Владельцы узлов учета тепловой энергии и теплоносителей обязаны обеспечить должностным лицам органов государственной метрологической службы и государственного энергетического надзора беспрепятственный доступ к узлам учета и возможность осуществления метрологического и энергетического надзора, проверки метрологического и технического состояния узлов учета и правильности их функционировани я.

37. В случае обнаружения неисправности расчетных средств измерений абонент обязан в течение рабочей смены , но не более одних суток, поставить в известность об этом теплоснабжающую организацию.

Ввод в работу после ремонта (поверки), замене средств измерений при изменении режимов теплоснабжения (зимний, летний) проводятся абонентом в присутствии представителя теплоснабжающей организации, которая должна извещаться за 5 дней. При неявке представителя теплоснабжающей организации указанные работы производятся абонентом самостоятельно.

Определение тепловой энергии и количества теплоносителей за время нахождения средств измерения в ремонте сроком не более 15 су т ок производи тся на основании показаний этих приборов, взятых за предшествующие выходу из строя 7 суток с корректировкой по фактической температуре наружного воздуха за период перерасчета. При большем сроке ремонта - как для абонента , у которого отсутствует приборный учет.

38. При обнаружении представителем теплоснабжающей организации неисправности в работе узла учета абонента определение тепловой энергии и количества теплоносителей производится как для абонентов, у которых отсутствует приборный учет за период от начала текущего расчетного периода.

39. Выход из строя узла учета тепловой энерг и и источника тепла оформляется документально и фиксируется соответствую щей записью в журнале, в котором ведется учет тепловой энерги и и теплоносителя, с немедленным (не более чем в течение суток) уведомлением об этом орган изаций, имеющих с ним границу эксплуатационной ответственности.

Представитель источника тепла обязан также сообщить этим организациям данные о показаниях приборов узла учета на момент их выхода из строя. Одновременно определяется и оформляется протоколом порядок ведения учета тепловой энергии и те п лоносителя, а также его параметров в период выхода из строя приборов узла учета.

Представитель источника тепла обязан сообщить представителю абонента о выходе из строя приборов узла учета, если учет получаемой тепловой энергии осуществляется по приборам учета , установленным на узле учета источника тепла и передать абоненту показания приборов на момент их выхода из строя.

Взаимоотношения между теплоснабжающей организацией и потребителем в этих случаях регламентируются договором теплоснабжения.

40. Нарушение требований эксплуатации, определенных настоящей Рекомендацией, приравнивается к выходу из строя узла учета тепловой энергии, в том ч и сле:

- несанк ц ионированное вмешательство в ег о работу;

- нарушение пломб на оборудовании узла учета;

- работа любого из приборов узла за верхними пределами нормированной погрешности (метрологический отказ);

- не предусмотренных проектом изменений на узле учета (врезки трубопро в одов, устройство байпасны х линий и др.);

- механические повреждения средств измерений и элементов узла учета, линий электрических связей и т.п .

41. В срок, определенный договором, або н ент обязан пре дставить в теплоснабжающую организацию данные учета тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период, объем и состав которых устанавливается в договоре теплоснабжения.

В случае отказа в приеме данных учета тепловой энергии и теплоносителя и записей показаний приборов , регистрирующих параметры теплоносителя , которые используются для расчета с потребителем з а полученные тепловую энергию и теплоноситель, теплоснабжающая организация должна в 3-х дневный срок в письменной форме уведомить потребителя о причинах отказа со ссылкой на соответствующие пункты Договора теплоснабжения или действующие нормативные документы.

42. Данные измерений на магнитных и ( ил и) бумажных носит елях информации должны храниться в течение шести месяцев после оплаты потребленных в расчетном периоде тепловой энергии и теплоносителей; акты, ведомости, журналы и другая документация, основанные на показаниях средств измерений, хранятся в течение срока исковой давности по действую щему гражданскому законодательству.

43. В случае истечения срока действия государственной поверк и любого из средств измерений, показания этого прибора при определении количеств тепловой энергии и теплоносителей не используются.

После проведения поверки прибора на узле учета потребителя или источника тепла ввод его в эксплуатацию осуществляется в соответствии с пунктом 37 Рекомендаций.

44. Абонент имеет право потребовать, а теплоснабжающая организация обязана предоставить ему результаты , расчетов количеств тепловой энергии и теплоносителей, если расчеты выполняются теплоснабжающей организацией.

К пунктам 10, 12 , 13, 14 Рекомендации

Рис. 1 а - к п . 10.1

Рис. 1б - к п . 10.1

Рис. 2 - к п . 10.2

Принятые обозначения

ТС - теплова я сеть

СТ - сист ема т епл опот ре блени я

 - трубопровод прямой (подающий)

 - трубопровод обратн ый (отводящий )

m ; t - и з меряем ые парамет ры

 - прибор регистрирующий

  - теплосчетчик

 - в о дос чет чик

Рис. 3 а - к п. 10.3

Рис. 3б - к п . 10.3

Рис. 4 - к п.п . 12.1 и 14

Рис. 5 - к п.п. 12.2, 13 и 14

Рис. 6 - к п.п . 12.3 и 14

ПРИЛОЖЕНИЕ

К «Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и орга н изациях жилищ но-коммунального хозяйства и бюджетной сфере» *

* Настоя щ ая рекоме ндаци я и спользов ана в ка честв е приложения с согласия ВНИИМС (письмо от 1 7.02.99 № 106- 12-25)

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Государственная система обеспечения единства измерений
Водяные системы теплоснабжения
Уравнения измерений тепловой энергии и количества теплоносителя

МИ 2412-97