герб

ГОСТы

флаг

ГОСТ Р 50993-96 Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

ГОСТ Р 50993-96

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва

Содержание

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2 . НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

3 . ОПРЕДЕЛЕНИЯ

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5 . ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомототехники (НИЦИАМТ) и Государственным научным центром Российской Федерации - Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автотранспортных средств»

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1996 г. № 669

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

Motor vehicles. Heating, ventilation and air conditoning systems. Requirements for efficiency and safety

Дата введения 1997-07-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по дорогам Российской Федерации (РФ), и устанавливает требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования кабины, пассажирского помещения (далее - обитаемого помещения) в части их эффективности для обеспечения надлежащих тепловых условий на рабочем месте водителя и местах пассажиров (экипажа) АТС и безопасности работы.

Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 22895-77 Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Общие технические требования

ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции

ГОСТ Р 50992-96 Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования

ОСТ 37.001.413-86 ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя, расположение органов управления грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов. Основные размеры и технические требования.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3.1.1. Вентиляция: Обеспечение воздухообмена в кабине, обитаемом помещении, АТС при температурах внешней среды выше 17°С, а также удаление теплоизбытков и обеспечение подвижности воздуха.

3.1.2. отопление: Обеспечение регулируемого нагрева воздуха в кабине, обитаемом помещении АТС.

3.1.3. Кондиционирование: Обеспечение регулируемого охлаждения воздуха в кабине, обитаемом помещении, АТС до уровня или ниже температур внешней среды (при температурах внешней среды выше 17°С).

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Установленные настоящим стандартом требования дифференцированы в зависимости от предназначения АТС для эксплуатации в соответствующем районе РФ (таблица 1).

Таблица 1

Климатическое районирование территории РФ

Обозначение района и климатического исполнения

Наименование климатического района

У

Климатический район с умеренным климатом

УХЛ

Умеренно-холодный климатический район Холодный

ХЛ

климатический район

Географическое положение и границы климатических районов на территории РФ в соответствии с ГОСТ Р 50992.

5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1. Все АТС должны быть оборудованы системой вентиляции и системой (системами) отопления кабины, обитаемого помещения.

АТС в исполнении ХЛ дополнительно оборудуют резервной (аварийной) системой отопления, не связанной с системой охлаждения двигателя или отключающейся от нее.

При наличии в конструкции АТС системы кондиционирования и выполнения ею требований, предъявляемых к системе вентиляции, допускается не оборудовать АТС отдельной системой вентиляции.

5.2. Система вентиляции

5.2.1. Система принудительной вентиляции при самостоятельной работе или работе в составе систем отопления и кондиционирования должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину, обитаемое помещение из расчета на одного человека:

- не менее 30 м3/ч (за исключением пассажирских помещений автобусов класса 1 по ГОСТ 27815 с отделенной кабиной водителя);

- не менее 7 м3/ч - в пассажирские помещения автобусов класса 1 с отделенной кабиной водителя.

При температурах внешней среды выше 17°С подаваемый в кабину, обитаемое помещение воздух не должен нагреваться более чем на 2°С относительно температуры внешней среды.

5.2.2. Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с.

5.2.3. Система вентиляции должна обеспечивать:

- подвижность воздуха в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы и пояса водителя в 0,5-1,5 м/с;

- перепад между температурой наружного воздуха и температурами в кабине, обитаемом помещении, в зоне головы водителя (пассажира) при температуре окружающего воздуха 25 "С не должен превышать 3°С.

5.3. Система отопления

5.3.1. Система отопления в зависимости от предназначения АТС должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении:

- АТС в исполнении У - в соответствии с таблицей 2 через 15 мин после начала движения при температуре окружающей среды до минус 25°С;

- АТС в исполнении УХЛ и ХЛ - в соответствии с таблицей 3 через 30 мин после начала движения соответственно при температурах окружающей среды минус 40°С и минус 50°С.

Таблица 2

Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении У

Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения

Наименование параметра

Значение параметра

Рабочее место водителя

Подвижность воздуха, м/с, не более:

в зоне головы

0,6

в зоне пояса

0,6

Температура воздуха, °С, не менее:

в зоне головы

10

в зоне ног

16

Перепад между температурами воздуха в зонах ног и головы

3-10

Места пассажиров (экипажа)

Температура в зоне пояса, °С, не менее

15

Таблица 3

Требования к параметрам микроклимата в кабине, обитаемом помещении, АТС в исполнении ХЛ и УХЛ

Регламентируемая зона кабины, обитаемого помещения

Наименование параметра

Значение параметра для категорий АТС*

№ 1, № 2, № 3, Ml , M 2, М3 (классы II и III **), специальные АТС

М2, М3 (класс I **)

Рабочее место водителя

Подвижность воздуха, м/с, не более:

в зоне головы

0,6

1,0

в зоне пояса

1,0

1,0

Температура воздуха, °С, не менее:

в зоне головы

15

10

в зоне пояса

17

12

в зоне ног

19

13

Перепад между температурами в

зонах ног и головы, °С

3-5

3-5

Места пассажиров(экипажа)

Температура воздуха, °С, не менее:

в зоне ног

10

0

в зоне головы

17

10

* Категории АТС - по ГОСТ 22895 и специальные АТС для перевозки людей (вахтовые, технологические и др.).

** Классы автобусов - по ГОСТ 27815.

5.3.2. Резервная (аварийная) система отопления должна обеспечивать поддержание температур воздуха в зонах рабочего места водителя и спального места (при его наличии) не ниже 18°С на стоянке автомобиля при температурах внешней среды до минус 50°С.

5.3.3. Система питания (топливом, электроэнергией) отопителей резервной системы отопления должна обеспечивать их непрерывную работу в течение не менее 8 ч без дозаправки и подзарядки аккумуляторных батарей и последующий надежный пуск двигателя.

5.3.4. Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать:

- 45°С - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70°С);

- плюс 35°С - при отключенной системе отопления.

5.3.5. Температура воздуха на выходе из отопителя не должна превышать 80°С.

5.4. Система кондиционирования

5.4.1. Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8°С относительно температуры внешней среды.

5.4.2. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0°С.

5.4.3. Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.

5.4.4. Относительная влажность воздуха в кабине, обитаемом помещении, должна находиться в пределах от 30 до 60 %.

5.4.5. Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15°С.

Ключевые слова: безопасность, автотранспортные средства, климатические факторы, требования, системы отопления, вентиляции, кондиционирования.

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Гост 12821 80 Допуски и посадки Журнал нивелирования Инструкция по пожарной безопасности Испытание предохранительных Поясов Категории дорог Обязанности стропальщика Разрешенная максимальная масса грузового автомобиля СП 42 102 2004 Свес кровли плоской полимерной Сортамент металлопроката Сортамент уголков Сто асчм 20 93 Технологические трубопроводы Условные обозначения на чертежах