ГОСТ Р 14.11-2005 Экологический менеджмент. Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента (ИСО/МЭК 66)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
14.11-
2005

Экологический менеджмент

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К
ОРГАНАМ , ПРОВОДЯЩИМ ОЦЕНКУ И СЕРТИФИКАЦИЮ РЕГИСТРАЦИЮ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ( ИСО / МЭК 66)

Москва

Стандартинформ

2006

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г . № 184-ФЗ «О техническом регулировании» , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0- 2004 «Стандартизация в Российской Федерации . Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ экономики , связи и информатики «Интерэкомс» при участии Технического комитета по стандартизации ТК 20 «Экологический менеджмент и экономика»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 «Экологический менеджмент и экономика»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г . № 528- ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» , а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты» . В случае пересмотра ( замены ) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» . Соответствующая информация , уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Содержание

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Требования к органам по сертификации

4.1 Орган по сертификации

4.2 Персонал органа по сертификации

4.3 Изменения в требованиях к сертификации

4.4 Апелляции, претензии и разногласия

5 Требования к сертификации

5.1 Заявка на сертификацию

5.2 Подготовка к оценке

5.3 Оценка

5.4 Отчет о проведенной оценке

5.5 Решение о сертификации

5.6 Процедуры инспекционного контроля и переоценки

5.7 Использование сертификатов и логотипов

5.8 Доступ к информации об отношениях сертифицированных организаций со сторонними организациями

Библиография

Введение

Сертификация системы экологического менеджмента организации является средством подтверждения того , что организация внедрила систему управления воздействиями на окружающую среду в деятельность по производству продукции или оказанию услуг в соответствии с экологической политикой организации .

Настоящий стандарт устанавливает требования , позволяющие обеспечить органам по сертификации согласованное и надежное управление системами сертификации третьих сторон . Выполнение этих требований дает основание считать орган по сертификации компетентным в выполнении своих услуг на национальном и международном уровнях . Настоящий стандарт может служить основой для взаимного признания соответствующих национальных систем сертификации .

Сертификация включает в себя оценку системы экологического менеджмента организации , но не подразумевает достижение определенных уровней экологических характеристик ее деятельности по производству продукции или оказанию услуг . Доказательством выполнения требований настоящего стандарта , другого нормативного документа или любой дополнительной документации является документ о сертификации ( сертификат ) системы экологического менеджмента .

Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений Руководства ИСО / МЭК 66:1999 «Общие требования к органам , проводящим оценку и сертификацию / регистрацию систем управления защитой окружающей среды» .

Хотя настоящий стандарт предназначен для использования органами , признанными компетентными для выполнения функций органа по сертификации , многие его положения могут быть использованы второй стороной для проведения процедур оценки .

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологический менеджмент

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНАМ , ПРОВОДЯЩИМ ОЦЕНКУ И СЕРТИФИКАЦИЮ / РЕГИСТРАЦИЮ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ( ИСО / МЭК 66)

Ecological management.
General requirements for bodies operating assessment and certification/registration of system
ecological management (ISO/IEC 66)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к органам , проводящим сертификацию или регистрацию ( далее - сертификацию ) систем экологического менеджмента третьих сторон . Выполнение требований настоящего стандарта служит основанием для признания компетентности органа по сертификации систем экологического менеджмента .

Настоящий стандарт не распространяется на органы , осуществляющие оценку предприятий , выпускающих оборонную продукцию , а также ядерных , химических и биологических объектов .

Требования настоящего стандарта применяют во всех видах документации и литературы , относящихся к сфере обеспечения экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности .

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты :

ГОСТ Р ИСО 19011- 2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и / или систем экологического менеджмента

ГОСТ Р ИСО 14050- 99 Управление окружающей средой . Словарь

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты» , который опубликован по состоянию на 1 января текущего года , и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям , опубликованным в текущем году . Если ссылочный стандарт заменен ( изменен ), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим ( измененным ) стандартом . Если ссылочный стандарт отменен без замены , то положение , в котором дана ссылка на него , применяется в части , не затрагивающей эту ссылку .

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 14050- 99 , [1], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями :

3.1 организация : Компания ( корпорация , фирма , предприятие , орган власти , организация или их часть , или сочетание ), имеющая или не имеющая статус акционерного общества , государственная или частная , имеющая свои собственные функции и администрацию .

Примечание - Для организаций с более чем одной структурной единицей каждая структурная единица может рассматриваться как организация .

3.2 орган по сертификации : Третья сторона , которая оценивает и сертифицирует систему управления защитой окружающей среды организаций на основе действующих стандартов на системы экологического менеджмента или других нормативных документов и любой дополнительной документации , требуемой этой системой .

3.3 документ о сертификации : Документ , удостоверяющий , что система экологического менеджмента организации соответствует установленным стандартам на системы экологического менеджмента и любой дополнительной документации , требуемой этой системой .

3.4 система сертификации : Система , имеющая собственные правила процедур и управления для проведения оценки с целью выдачи документа о сертификации и его последующего ведения .

4 Требования к органам по сертификации

4.1 Орган по сертификации

4.1.1 Общие положения

4.1.1.1 Политика и процедуры , в соответствии с которыми осуществляет свою деятельность орган по сертификации , должны носить недискриминационный характер и реализовываться недискриминационными методами . Используемые процедуры не должны ограничивать доступ заявителей более , чем это предусмотрено настоящим стандартом .

4.1.1.2 Орган по сертификации должен оказывать услуги , доступные всем заявителям . Не должно быть неприемлемых финансовых или иных условий . Отказ в проведении сертификации не должен быть обусловлен размером организации , ее членством в какой - либо ассоциации или объединении , а также числом организаций , уже прошедших сертификацию .

4.1.1.3 Критерии , по которым оценивается система экологического менеджмента заявителя , должны быть аналогичны установленным в стандартах на системы экологического менеджмента или других нормативных документах в зависимости от функции организации . Если требуется разъяснение по применению этих документов в конкретной программе сертификации , оно должно быть сформулировано соответствующими и беспристрастными органами или лицами , обладающими необходимой технической компетентностью , и опубликовано органом по сертификации .

4.1.1.4 Орган по сертификации должен ограничивать свои требования , оценку и решение по сертификации только вопросами , относящимися к рассматриваемой области сертификации .

4.1.1.5 За оценку соответствия законодательству и поддержку этого соответствия несет ответственность организация . Орган по сертификации должен ограничиться необходимыми проверками и образцами , чтобы удостовериться в том , что система экологического менеджмента функционирует в соответствии со своим назначением . Орган по сертификации должен удостовериться , что организация знакома с соответствующими законодательными документами и способна указать , какие меры были приняты для приведения своей деятельности в соответствие с действующим законодательством .

4.1.2 Структура

Структура органа по сертификации должна вызывать доверие к результатам проводимых им работ . В частности , орган по сертификации должен :

а ) быть беспристрастным ;

б ) нести ответственность за свои решения о выдаче , ведении , расширении , сужении , приостановлении действия и аннулировании документов о сертификации ;

в ) определять менеджмент ( комитет , группу или физическое лицо ), который будет нести общую ответственность за :

1) проведение оценки и сертификации в соответствии с настоящим стандартом ;

2) определение политики деятельности органа по сертификации ,

3) принятие решений по сертификации ,

4) надзор за проведением своей политики ,

5) надзор за финансовой деятельностью органа по сертификации ,

6) делегирование , при необходимости , полномочий соответствующим органам или физическим лицам с целью выполнения определенных действий от своего имени ;

г ) иметь документы , подтверждающие , что он является юридическим лицом ;

д ) иметь документированную структуру , гарантирующую беспристрастность , в том числе положения , обеспечивающие беспристрастность органа по сертификации . Эта структура должна предоставлять возможность для участия всех сторон , заинтересованных в разработке политики и принципов , касающихся содержания и функционирования системы сертификации ;

е ) обеспечивать , чтобы каждое решение о сертификации принималось лицом или лицами , не участвовавшими в проведении оценки ;

ж ) иметь права и обязанности , соответствующие его деятельности по сертификации ;

и ) принимать соответствующие меры по выполнению обязательств , вытекающих из характера выполняемых работ ;

к ) обладать финансовой стабильностью и ресурсами , необходимыми для функционирования системы сертификации ;

л ) располагать достаточным числом сотрудников , имеющих необходимое образование , подготовку , технические знания и опыт работы для выполнения функций по сертификации в соответствии с видом , областью и объемом выполняемых работ под руководством старшего ответственного работника ;

м ) иметь систему качества , описанную в 4.1.4, с помощью которой можно продемонстрировать сертифицируемым организациям возможность управления системой сертификации ;

н ) иметь политику и процедуры , отличающие сертификацию от любой другой деятельности , осуществляемой органом по сертификации ;

п ) быть свободным от любого коммерческого , финансового или другого давления ( в том числе в отношении его руководства и персонала ), которое может оказать влияние на результаты сертификации ;

р ) располагать документированными правилами создания и функционирования органов , участвующих в процессе сертификации или в разработке и ведении системы сертификации ; эти органы должны быть свободными от коммерческого , финансового и любого другого давления , которые могут оказать влияние на принимаемые решения .

Примечание - Требованию независимости от разных форм давления удовлетворяют органы , члены которых подобраны таким образом , чтобы обеспечивался баланс интересов без преобладания интересов какого - либо одного члена ;

с ) обеспечивать условия , чтобы деятельность других органов не влияла на конфиденциальность , объективность и беспристрастность сертификации , а также не предлагать и не оказывать :

1) услуги , на выполнение которых орган проводит сертификацию других организаций ,

2) консультационные услуги в целях получения и поддержания документа по сертификации ,

3) услуги по созданию , внедрению или ведению систем экологического менеджмента или смежных систем управления .

Примечание - Орган по сертификации может прямо или косвенно участвовать в создании продукции или предоставлении услуг , не указанных в данном перечислении , если это не ставит под угрозу конфиденциальность , объективность или беспристрастность процесса сертификации и принимаемых решений ;

т ) разработать политику и процедуры для разрешения претензий , беспристрастного и независимого разрешения апелляций и разногласий , связанных с проводимой сертификацией или другими работами в данной области .

4.1.3 Заключение договоров с субподрядчиками

Если орган по сертификации принимает решение о заключении договора на субподрядные работы , связанные с сертификацией ( например , аудит ), с другими организациями или физическими лицами , то между сторонами должно быть составлено и надлежащим образом оформлено соглашение , включающее в себя положения о конфиденциальности и конфликтных ситуациях . Орган по сертификации обязан :

а ) взять на себя полную ответственность за проведение субподрядных работ , а также за выдачу , ведение , расширение или сужение области действия , приостановление действия или аннулирование документа о сертификации ;

б ) убедиться , что орган или лицо , работающие по субподряду , компетентны и соответствуют требованиям настоящего стандарта и не причастны , прямо или через их нанимателей , к проектированию , внедрению или поддержанию системы экологического менеджмента или аналогичных систем управления таким образом , чтобы это могло поставить под сомнение их беспристрастность ;

в ) получить согласие заявителя или организации , подлежащей сертификации .

Примечание - Требования перечислений а ) и б ) распространяются также на орган по сертификации , привлекающий для выполнения работ по сертификации другой орган по сертификации , с которым у него подписано соглашение .

4.1.4 Система качества

4.1.4.1 Менеджмент органа по сертификации , имеющий исполнительные функции и отвечающий за качество , должен определить и письменно оформить свою политику в области качества с указанием решаемых задач и своих обязательств по обеспечению качества . Менеджмент должен обеспечить , чтобы эта политика была понятна , принята к действию и проводилась на всех уровнях организационной структуры .

4.1.4.2 Орган по сертификации должен управлять системой качества согласно требованиям настоящего стандарта и в зависимости от вида , области и объема выполняемых работ . Система качества должна быть документирована , и эта документация должна быть доступна персоналу органа по сертификации . Орган по сертификации должен обеспечить соблюдение персоналом требований процедур и инструкций , входящих в состав системы качества . Орган по сертификации должен назначить сотрудника , имеющего прямой доступ к высшему руководству , который помимо прочих обязанностей должен обладать полномочиями , позволяющими :

а ) обеспечить разработку , внедрение и поддержание системы качества в соответствии с требованиями настоящего стандарта ;

б ) представлять менеджменту органа по сертификации отчеты о функционировании системы качества для проведения анализа и принятия мер по совершенствованию системы качества .

4.1.4.3 Основным документом системы качества является руководство по качеству , которое должно включать в себя ( непосредственно или через ссылки на другие документы системы качества ):

а ) положение о политике в области качества ;

б ) краткое описание юридического статуса органа по сертификации с указанием его владельцев , если таковые имеются , или лиц , им управляющих ;

в ) фамилии , квалификацию , опыт работы и полномочия руководителя и других сотрудников , занимающихся сертификацией , чья деятельность влияет на качество работ по сертификации ;

г ) организационную схему , отображающую установленное руководителем органа по сертификации распределение полномочий , ответственности и обязанностей , и , в частности , отношения между теми , кто несет ответственность за проведение оценки системы экологического менеджмента , и теми , кто принимает решения о выдаче документа по сертификации ;

д ) описание структуры органа по сертификации с указанием сведений о менеджменте ( комитет , группа или лицо ) согласно 4.1.2, перечисление с ), устав , область деятельности и правила выполнения работ ;

е ) политику и методы анализа со стороны менеджмента органа по сертификации ;

ж ) административные процедуры , включая управление документацией ;

и ) выполняемые функции и рабочие обязанности всех лиц , имеющих отношение к качеству , чтобы степень и пределы ответственности каждого лица были известны всем заинтересованным сторонам ;

к ) политику и процедуры подбора и обучения сотрудников органа по сертификации ( включая аудиторов ) и контроля за их работой ;

л ) наименования организаций - субподрядчиков и подробную процедуру оценки , регистрации и проверки их компетентности ;

м ) процедуры рассмотрения несоответствий и обеспечения эффективности принимаемых корректирующих мер ;

н ) политику и процедуры сертификации , включая :

1) условия выпуска , хранения и аннулирования документов о сертификации ,

2) проверку использования и пригодности документов о сертификации систем экологического менеджмента ,

3) процедуры оценки и сертификации систем экологического менеджмента организаций ,

4) процедуры инспекционного контроля и повторной оценки сертифицированных организаций ;

п ) политику и процедуры рассмотрения апелляций , претензий и разногласий ;

р ) процедуры проведения внутренних аудитов в соответствии с ГОСТ Р ИСО 19011- 2003 . 4.1.5 Условия выдачи , ведения , расширения , сужения , приостановления действия и аннулирования документов о сертификации

4.1.5.1 Орган по сертификации должен определить условия выдачи , ведения , расширения , сужения сертификации , а также условия , при которых сертификация может быть приостановлена или аннулирована полностью или частично по всей сфере сертификации организации или ее части . В частности , орган по сертификации должен потребовать от организации оперативно извещать его о любых намеченных изменениях в системе экологического менеджмента или других изменениях , которые могут повлиять на оценку соответствия .

4.1.5.2 Орган по сертификации должен потребовать от организации , чтобы система экологического менеджмента была документирована и соответствовала действующим стандартам на системы экологического менеджмента или другим нормативным документам .

4.1.5.3 Органом по сертификации должны быть установлены правила по :

а ) выдаче , ведению , аннулированию и , при необходимости , приостановлению действия документа по сертификации ;

б ) расширению или сужению области сертификации ;

в ) проведению повторной оценки в случае изменений , существенно влияющих на деятельность организации ( таких как смена владельца , замена сотрудников или оборудования ), или если анализ претензии или любой другой информации указывает на то , что сертифицированная организация больше не соответствует требованиям органа по сертификации .

4.1.5.4 Орган по сертификации должен иметь документально оформленные и доступные по запросу процедуры :

а ) первоначальной оценки системы экологического менеджмента организации в соответствии с ГОСТ Р ИСО 19011- 2003 и другими нормативными документами в данной области ;

б ) инспекционных проверок и повторной оценки системы экологического менеджмента организации в соответствии с ГОСТ Р ИСО 19011- 2003 в целях обеспечения постоянного соответствия установленным требованиям , а также проверки и регистрации того , что организация периодически проводит корректирующие мероприятия для устранения несоответствий ;

в ) идентификации и регистрации несоответствующих и нуждающихся в своевременной коррекции действий организации в части ссылок на систему сертификации или использования информации о сертификации .

4.1.6 Внутренние аудиты и рассмотрение со стороны менеджмента

4.1.6.1 Орган по сертификации должен периодически на плановой и систематической основе проводить внутренние аудиты , охватывающие все процедуры , чтобы убедиться , что система качества внедрена и является эффективной . Орган по сертификации должен обеспечить , чтобы :

а ) сотрудники , несущие ответственность в той области , где проводилась проверка , были информированы о результатах аудита ;

б ) своевременно были приняты соответствующие корректирующие меры ;

в ) результаты аудита были документально зафиксированы .

4.1.6.2 Менеджмент органа по сертификации , имеющий исполнительные полномочия , должен через определенные промежутки времени осуществлять проверки системы качества для подтверждения стабильности ее работы и эффективности реализаций требований настоящего стандарта , соответствия политике и задачам в области качества . Результаты таких проверок должны быть документально зафиксированы .

4.1.7 Документация

4.1.7.1 Орган по сертификации должен документировать , регулярно актуализировать и предоставлять ( посредством публикаций , через электронные сети или другими способами ) по запросу следующие данные :

а ) информацию о полномочиях органа по сертификации ;

б ) положение о системе сертификации , включая правила и процедуры выдачи , ведения , расширения , сужения , приостановления действия и аннулирования сертификации ;

в ) информацию о процессе оценки и сертификации ;

г ) описание источников финансирования деятельности органа по сертификации и общую информацию об оплате , вносимой заявителями и сертифицированными организациями ;

д ) описание прав и обязанностей заявителей и сертифицированных организаций , включая требования , ограничения и оговорки , касающиеся использования логотипа органа по сертификации и способов ссылки на выданный документ о сертификации ;

е ) информацию о процедурах рассмотрения претензий , апелляций и разногласий ;

ж ) указатель организаций , прошедших сертификацию , с указанием их местонахождения , даты сертификации и номера документа о сертификации , а также с описанием области сертификации .

4.1.7.2 Орган по сертификации должен установить и соблюдать процедуры управления всеми документами и данными , относящимися к функциям сертификации . Документы должны быть одобрены и официально утверждены на предмет их адекватности соответствующим образом назначенными компетентными лицами как после разработки этих документов , так и после внесения в них любых поправок или изменений . Необходимо вести реестр всех соответствующих документов с указанием статуса документа и / или изменения . Распространение этих документов должно контролироваться , чтобы соответствующая документация была доступна сотрудникам органа по сертификации или организации при выполнении ими функций , относящихся к деятельности заявителя или сертифицированной
организации .

4.1.8 Записи

4.1.8.1 Орган по сертификации должен иметь систему управления записями , соответствующую действующим правилам . Записи должны удостоверять , что процедуры сертификации были эффективно выполнены , в частности , в отношении бланков заявок , отчетов по результатам оценки и других документов , имеющих отношение к выдаче , ведению , расширению , сужению , приостановлению действия и аннулированию сертификации . Записи должны идентифицироваться , управляться и изыматься без нарушения целостности процесса и конфиденциальности информации . Срок хранения записей должен быть достаточным для того , чтобы в любой момент иметь достоверную информацию о предмете записи и составлять ( если законодательством не определено иное ), по крайней мере , один цикл сертификации .

4.1.8.2 Орган по сертификации должен разработать политику и процедуры по сохранению записей в течение времени , соответствующего законодательным , договорным или иным обязательствам , а так же по доступу к этим записям в соответствии с требованиями 4.1.9.

4.1.9 Конфиденциальность

4.1.9.1 Орган по сертификации должен принять адекватные меры , не противоречащие действующему законодательству , по обеспечению конфиденциальности информации , полученной в ходе проведения сертификационной деятельности на всех уровнях своей структуры , включая комитеты и сторонние органы или лица , действующие от его имени .

4.1.9.2 Кроме случаев , указанных в настоящем стандарте , информация об организации не может быть передана третьей стороне без письменного разрешения этой организации . Если по действующему законодательству информация об организации должна быть передана третьей стороне , эта организация должна быть заранее извещена о факте передачи информации .

4.2 Персонал органа по сертификации

4.2.1 Общие положения

4.2.1.1 Сотрудники органа по сертификации должны быть компетентными в рамках тех функций , которые они выполняют .

4.2.1.2 Орган по сертификации должен иметь актуализированную информацию о квалификации , специальной подготовке и опыте работы каждого сотрудника , причастного к процессу сертификации .

4.2.1.3 Сотрудники должны иметь четкие документально оформленные актуализированные инструкции , в которых указаны их обязанности и степень ответственности .

4.2.2 Квалификационные критерии для аудиторов и технических экспертов

4.2.2.1 Чтобы оценка систем экологического менеджмента проводилась сотрудниками органа по сертификации эффективно и единообразно , орган по сертификации должен установить минимальный набор соответствующих критериев .

4.2.2.2 Аудиторы должны соответствовать требованиям соответствующих международных документов . Рекомендации по проведению аудитов систем экологического менеджмента и критерии для аудиторов приведены в ГОСТ Р ИСО 19011- 2003 .

4.2.2.3 Требования к техническим экспертам также приведены в ГОСТ Р ИСО 19011- 2003 и отличаются от требований , предъявляемых к аудиторам .

4.2.3 Процедура назначения

4.2.3.1 Общие принципы назначения аудиторов и технических экспертов Орган по сертификации должен разработать и утвердить процедуры :

а ) назначения аудиторов и , при необходимости , технических экспертов на основании их компетентности , специальной подготовки , квалификации и опыта работы ;

б ) первоначальной оценки поведения аудиторов и технических экспертов в ходе проведения оценки системы экологического менеджмента и последующего контроля за их работой .

4.2.3.2 Назначение для проведения конкретной оценки

При отборе аудиторской группы с целью проведения конкретной оценки орган по сертификации должен обеспечить , чтобы квалификация каждого аудитора соответствовала поставленной задаче . Члены группы должны :

а ) иметь необходимые знания в соответствующей области законодательства , а также знать процедуры сертификации и требования к сертификации ;

б ) досконально изучить метод оценки и связанные с ним документы ;

в ) иметь соответствующие технические знания в той области , в которой планируется проведение сертификации , и , при необходимости , знания в смежных областях , необходимые для комплексной оценки возможных воздействий на окружающую среду ( технические эксперты , не являющиеся аудиторами , также могут выполнять эту функцию );

г ) иметь уровень понимания , достаточный для проведения достоверной оценки компетентности организации в вопросах управления экологическими аспектами своей деятельности , продукции или услуг в своей области сертификации ;

д ) уметь свободно общаться ( письменно и устно ) на требуемых языках ;

е ) не иметь интересов , которые могут вынудить членов группы действовать небеспристрастно или дискриминационно . До начала оценки члены аудиторской группы должны проинформировать орган по сертификации о любых существующих , бывших или планируемых связях между ними или их нанимателями и организацией , подлежащей оценке .

4.2.4 Заключение договора с персоналом , проводящим оценку

Орган по сертификации должен заключить с лицами , которые будут проводить оценку , договор или другой документ , в котором им вменяется в обязанность соблюдать правила , установленные органом по сертификации , включая правила , относящиеся к конфиденциальности и независимости от коммерческих и других интересов , а также не иметь в прошлом или настоящем связей с организациями , подлежащими оценке . При заключении договора орган по сертификации должен удостовериться с помощью соответствующей документально оформленной процедуры , что лица , привлекаемые к оценке по субподряду , соответствуют требованиям настоящего стандарта , предъявляемым к лицам , проводящим оценку .

4.2.5 Регистрация данных о персонале , проводящем оценку

4.2.5.1 Орган по сертификации должен иметь и актуализировать данные о каждом сотруднике , проводящем оценку , включая :

а ) фамилию и адрес ;

б ) дату приема на работу и занимаемую должность ;

в ) образование и профессиональный статус ;

г ) опыт работы и специальную подготовку в каждой области компетенции органа по сертификации ;

д ) дату последней актуализации записей ;

е ) оценку выполненных работ .

4.2.5.2 Орган по сертификации должен обеспечить контроль органа , работающего по субподряду , в отношении регистрации данных о лицах , проводящих оценку на условиях субподряда в соответствии с требованиями настоящего стандарта .

4.2.6 Процедуры для аудиторских групп

Аудиторским группам должны быть предоставлены актуализированные инструкции по проведению оценки и вся необходимая информация по подготовке к проведению сертификации и процедурам сертификации .

4.3 Изменения в требованиях к сертификации

Орган по сертификации должен надлежащим образом извещать о любых изменениях , которые он намерен внести в свои требования по сертификации , при этом он должен учитывать замечания заинтересованных сторон . После принятия решения и опубликования измененных требований орган по сертификации должен проконтролировать , чтобы все организации , прошедшие сертификацию , в установленные сроки внесли необходимые поправки в соответствующие процедуры .

4.4 Апелляции , претензии и разногласия

4.4.1 Апелляции , претензии и разногласия , направленные в орган по сертификации организациями или другими сторонами , должны быть рассмотрены в соответствии с процедурами органа по сертификации .

4.4.2 Орган по сертификации должен :

а ) регистрировать апелляции , претензии и разногласия , а также корректирующие меры , касающиеся сертификации ;

б ) принимать соответствующие корректирующие и предупреждающие меры ;

в ) документально оформлять принятые меры и оценивать их эффективность .

5 Требования к сертификации

5.1 Заявка на сертификацию

5.1.1 Информация о процедуре сертификации

5.1.1.1 Подробное описание процедуры оценки и сертификации , документы , содержащие требования к сертификации , и документы , описывающие права и обязанности сертифицируемых организаций , должны актуализироваться в соответствии - с 4.1.7.1 и предоставляться заявителям и сертифицированным организациям .

5.1.1.2 Орган по сертификации должен требовать , чтобы организация :

а ) выполняла все положения программы сертификации ;

б ) обеспечивала возможность проведения оценки , включая предоставление необходимой документации для изучения , и доступ ко всем проверяемым участкам , зарегистрированным данным ( включая отчеты о внутренних аудитах системы экологического менеджмента ) и сотрудникам в целях оценки , инспекционного контроля , повторной оценки и рассмотрения претензий ;

в ) делая заявления о своей сертификации , указывала только ту область , в которой она действительно была сертифицирована ;

г ) не использовала факт своей сертификации таким образом , чтобы это могло дискредитировать орган по сертификации , и не делала заявлений в отношении своей сертификации , которые орган по сертификации может рассматривать как вводящие в заблуждение или несанкционированные ;

д ) прекратила использование рекламных материалов , содержащих ссылку на свою сертификацию , если ее действие приостановлено или отменено ( по любой причине ), и возвратила документы о сертификации по требованию органа по сертификации ;

е ) использовала ссылки на сертификацию только для указания того , что система экологического менеджмента соответствует требованиям стандартов или других нормативных документов , и не использовала факт своей сертификации для заявлений , что продукция или услуга получила одобрение органа по сертификации ;

ж ) не использовала документ о сертификации с целью введения в заблуждение ;

и ) выполняла требования органа по сертификации при ссылках на свою сертификацию в средствах коммуникации , например , в документах , брошюрах или рекламе .

5.1.1.2 Если область , в которой заявитель хотел бы пройти сертификацию , связана с конкретной программой , заявителю должны быть предоставлены все необходимые разъяснения .

5.1.1.3 По запросу заявителя ему должна быть предоставлена дополнительная информация , касающаяся заявки .

5.1.2 Заявка

5.1.2.1 Орган по сертификации должен требовать предоставления заявки , оформленной по официальной форме , заполненной надлежащим образом и подписанной полномочным представителем заявителя , в которой ( или в приложениях к которой ):

а ) определена область предполагаемой сертификации ;

б ) заявитель дает согласие выполнять требования к сертификации и предоставлять любую информацию , необходимую для оценки соответствия .

5.1.2.2 До начала проведения оценки на месте заявителем должна быть предоставлена , как минимум , следующая информация :

а ) основные сведения о заявителе , такие как членство в какой - либо корпорации , наименование организации , ее адрес , юридический статус и , по возможности , сведения о людских и технических ресурсах.

б ) общая информация о системе экологического менеджмента и области деятельности , в которых она используется ;

в ) описание систем , подлежащих сертификации , с указанием стандартов или других нормативных документов , которым они должны соответствовать ;

г ) копии документов , описывающих основные элементы системы экологического менеджмента . Информация , полученная из документации , сопровождающей заявку , и из документации системы экологического менеджмента , может быть использована для подготовки к проведению оценки на месте при условии соблюдения соответствующей конфиденциальности .

5.2 Подготовка к оценке

5.2.1 Прежде чем приступить к оценке орган по сертификации должен рассмотреть ( и документально оформить результаты рассмотрения ) запрос на сертификацию , для того чтобы убедиться , что :

а ) требования к сертификации были четко определены , документально оформлены и поняты ;

б ) любые недопонимания между органом по сертификации и заявителем были устранены ;

в ) орган по сертификации в состоянии оказать услугу по сертификации в отношении запланированной области сертификации , места деятельности заявителя и любых специальных требований , таких как язык , используемый заявителем .

5.2.2 Орган по сертификации должен подготовить план проведения оценки , в котором должны быть предусмотрены все необходимые процедуры .

5.2.3 Орган по сертификации должен назначить квалифицированную аудиторскую группу для оценки всех полученных от заявителя материалов и проведения аудита от имени органа по сертификации . В качестве консультантов в группу органа по сертификации могут быть привлечены специалисты в областях , подлежащих оценке .

5.2.4 Орган по сертификации должен заблаговременно сообщить организации состав аудиторской группы , которой предстоит провести оценку , чтобы у организации было достаточно времени для отвода тех или иных аудиторов или экспертов .

5.2.5 Аудиторская группа должна быть назначена официально и должна иметь соответствующие рабочие документы . План и дата проведения аудита должны быть согласованы с организацией . Задание , данное аудиторской группе , должно быть четко определено и доведено до сведения организации . Оно должно включать в себя изучение структуры , политики и процедур организации , а также подтверждение , что они соответствуют всем требованиям , относящимся к области сертификации , что процедуры выполняются должным образом и вызывают доверие к системе экологического менеджмента организации .

5.3 Оценка

5.3.1 Аудиторская группа должна оценить систему экологического менеджмента организации в определенной области на предмет соответствия всем применимым требованиям к сертификации . Областью сертификации должна быть конкретная деятельность организации , желающей пройти сертификацию , в конкретном месте при четко идентифицированном менеджменте .

5.3.2 Аудит системы экологического менеджмента проводят в два этапа :

а ) на первом этапе составляют план проведения аудита путем изучения системы экологического менеджмента в контексте возможного воздействия заявителя на окружающую среду и степени готовности организации к аудиту . Этот этап должен основываться , но не ограничиваться , на рассмотрении документов . Орган по сертификации может принять решение провести этот этап в месте нахождения заявителя , чтобы лучше оценить пригодность системы экологического менеджмента в свете возможного воздействия заявителя на окружающую среду . Целью этого этапа является : определить необходимые ресурсы на предстоящее рассмотрение документов , если это необходимо ; обеспечить оперативное предоставление информации клиенту ; собрать необходимую информацию о рабочем процессе и местоположении организации , согласовать с организацией детали аудита ;

б ) второй этап проводят на территории организации и заканчивают оценкой применения организацией системы экологического менеджмента .

5.4 Отчет о проведенной оценке

5.4.1 Орган по сертификации может установить процедуры подготовки отчетов в соответствии со своими требованиями , однако эти процедуры должны обеспечивать , чтобы :

а ) между аудиторской группой и менеджментом организации до посещения организации было проведено совещание , на котором аудиторская группа должна в письменной или устной форме представить свои соображения относительно соответствия системы экологического менеджмента организации конкретным требованиям сертификации , а также дать возможность организации задать вопросы , касающиеся полученных данных и их обоснования ;

б ) аудиторская группа представила в орган по сертификации отчет о полученных данных в отношении соответствия системы экологического менеджмента организации всем требованиям сертификации ;

в ) органом по сертификации был оперативно представлен в организацию отчет о результатах оценки с указанием всех случаев несоответствия , которые следует устранить , чтобы соответствовать требованиям сертификации ;

г ) органом по сертификации было предложено организации дать замечания по отчету и сообщить о мерах , принятых ( или запланированных на определенное время ) для устранения любых несоответствий требованиям сертификации , выявленных в ходе оценки , а также сообщено о необходимости проведения полной или частичной повторной оценки или о достаточности письменного заявления , подлежащего подтверждению в процессе инспекционного контроля ;

д ) отчет включал в себя , как минимум , следующую информацию :

1) дату ( ы ) проведения аудита ( ов ),

2) фамилию ( фамилии ) лица ( лиц ), подготовившего ( их ) отчет ,

3) структурные единицы , например оборудование ( с указанием его наименования и месторасположения ), организационные подразделения , которые были проверены в ходе аудита ,

4) область сертификации , в которой была проведена оценка , или ссылку на нее , включающую обозначение стандарта или другого нормативного документа ,

5) комментарии по соответствию системы экологического менеджмента организации требованиям сертификации с точным указанием фактов несоответствия и , по возможности , сравнением с результатами предыдущих оценок организации ,

6) разъяснение отличий от информации , предоставленной организации на заключительном совещании .

5.4.2 Если в отчет , утвержденный органом по сертификации , внесены изменения по сравнению с отчетом , указанным в 5.4.1, перечисления в ) и г ), то он должен быть предоставлен организации вместе с разъяснением его отличий от предыдущего отчета .

При составлении отчета необходимо учитывать :

а ) квалификацию , опыт работы и полномочия сотрудников , с которыми работали члены аудиторской группы ;

б ) способность внутренней структуры и процедур , принятых заявителем , вызвать доверие к системе экологического менеджмента ;

в ) принятые меры по устранению выявленных несоответствий , включая , по возможности , и те , которые были обнаружены при предыдущих оценках .

5.5 Решение о сертификации

5.5.1 Решение о сертификации системы экологического менеджмента организации орган по сертификации принимает на основании информации , собранной в процессе сертификации , а также любых других доступных сведений , относящихся к данному вопросу . Решение о сертификации не должно приниматься лицами , принимавшими участие в аудите .

Орган , принимающий решение о выдаче сертификата , как правило , не должен игнорировать отрицательное заключение аудиторской группы . В противном случае причина такого решения должна быть обоснована с приведением ссылок на соответствующие документы .

5.5.2 Орган по сертификации не должен делегировать право на выдачу , ведение , расширение , сужение , приостановление действия или отмену сертификации стороннему лицу или органу .

5.5.3 Орган по сертификации должен представить в каждую организацию , система экологического менеджмента которой прошла сертификацию , документ о сертификации - письмо или сертификат , подписанный ответственным работником , имеющим соответствующие полномочия . Эти документы должны содержать следующие данные об организации и всех ее структурных подразделениях , прошедших сертификацию :

а ) наименование и адрес ;

б ) область сертификации , включая :

1) обозначения стандартов на систему экологического менеджмента и / или других нормативных документов , а также прочих документов , на соответствие которым система экологического менеджмента была сертифицирована ,

2) деятельность организации с указанием видов продукции , процессов и услуг ;

в ) дату выдачи документа о сертификации и срок его действия .

5.5.4 Любые заявки по изменению области ранее проведенной сертификации рассматриваются органом по сертификации . Орган по сертификации должен принять решение о необходимости и видах дополнительных проверок для определения возможности внесения изменения и дальнейшие действия осуществлять на основании данного решения .

5.6 Процедуры инспекционного контроля и переоценки

5.6.1 Орган по сертификации должен осуществлять периодический инспекционный контроль и повторные оценки системы экологического менеджмента организации через достаточно небольшие промежутки времени , чтобы подтвердить соответствие систем экологического менеджмента организаций , прошедших у него сертификацию , требованиям сертификации .

Примечание - В большинстве случаев периодический инспекционный контроль проводят один раз в год , а повторную оценку - один раз в три года .

5.6.2 Процедуры инспекционного контроля и повторной оценки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта , относящимся к оценке систем экологического менеджмента организаций .

5.7 Использование сертификатов и логотипов

5.7.1 Орган по сертификации должен осуществлять надлежащий контроль за правом владения и использованием знака сертификации и логотипов .

5.7.2 Если орган по сертификации разрешает использовать символику или логотип , свидетельствующие о сертификации системы экологического менеджмента , то организация может использовать эту символику или логотип только в пределах / указанных в документально оформленном разрешении органа по сертификации . Символика и логотип не должны быть использованы на продукции или таким образом , чтобы это могло быть воспринято как указание на соответствие продукции .

5.7.3 Орган по сертификации должен предпринимать надлежащие меры в отношении неправильных ссылок на систему сертификации или вводящего в заблуждение использования сертификатов и логотипов в рекламе и каталогах и т . д .

Примечание - Эти меры могут включать в себя корректирующие действия , отмену сертификата , опубликование фактов нарушения и , при необходимости , другие действия , разрешенные действующим законодательством .

5.8 Доступ к информации об отношениях сертифицированных организаций со сторонними организациями

Каждая организация , система экологического менеджмента которой прошла сертификацию , по запросу органа по сертификации должна предоставлять информацию о всех отношениях со сторонними организациями и совершенных ею действиях , имеющих отношение к требованиям стандартов на систему экологического менеджмента или других нормативных документов .

Библиография

[1] ИСО 9000:2005

( ISO 9000:2005)

Системы менеджмента качества . Основные положения и словарь

(Quality management systems - Fundamentals and vocabulary)

[2] Руководство ИСО / МЭК 2:2004

ISO/IEC Guide 2:2004)

Стандартизация и смежные виды деятельности . Словарь общих терминов

((Standardization and related activities - General vocabulary)

Ключевые слова : система экологического менеджмента , сертификация , орган по сертификации , требования