ГОСТ 28770-90 Машины землеройные. Погрузчики. Методы измерения усилий на рабочие органы и опрокидывающих нагрузок

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МАШИНЫ ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ

ПОГРУЗЧИКИ. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ УСИЛИЙ
НА РАБОЧИХ ОРГАНАХ И ОПРОКИДЫВАЮЩИХ
НАГРУЗОК

ГОСТ 28770-90

( ИСО 8313-89)

ГОСУД АРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

МАШИНЫ ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ

Погрузчики. Методы измерени я усилий на
рабочих органах и опрокидывающих нагрузок

Earth-moving machinery. Loaders. Methods of
measuring tool forces and tipping loads

ГОСТ
28770-90

(ИСО 8313-89)

Д ата введения 01.01.92

1 . Н А ЗН АЧЕНИЕ

Настоящий стандарт устанавливает методы определения усилий на рабочих органах и опрокидывающих нагрузок погрузчиков , а также лимитирующие их факторы. Он распространяется на колесные и гусеничные погрузчики по ГОСТ 28764 и по ГОСТ 27721.

2 . ССЫЛКИ

Ссылочные документы приведены в приложении.

3 . ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕ ЛЕ Н И Я

В настоящ ем стандарте пр им еняются следующие термины и определ ен ия:

3.1 . Усилия на рабоч их органах

3.1.1 . Вырывное усил ие - максимально е установ ившееся, направленное вверх усилие, возникаю ще е в точк е, находящейся н а расстоянии 100 мм позад и ре жущ ей кромки ковша, пр и д ейств ии гидроцилиндров перемещен ия стрелы ил и гидроцилиндров повор ота ковша и пр и располож ен ии н ижней поверхности режущей кромки параллельно опорной плоскост и G R P н а высоте 20 мм н ад н ею.

Для ковш ей с прямол инейной, кр иволиней ной или треугольной р ежущей кромкой вышеуказанное расстоян ие 100 мм следует изм ерять от сер ед ины режущей кромк и.

3.1.2 . Подъемное усилие - максимальный груз, который может быть по днят в запрок инутом ковше от уровня опорной поверхности на полную высоту пр и помо щи гидроцилиндров пер емещен ия стрелы при расположени и центра тяж ест и нагрузки на одной вертикали с геометр ич еск им ц ентро м тяжести номинального объема ковша ГОСТ 17257 .

3.2 . О прок идывающая нагрузка на макс имальном вылет е ил и на о пр едел енной высоте - минимальная нагрузка, центр тяжест и которой расположен на одной вертикали с геометрическим ц ентром тяжести номинального объема ковша, приводящая машину в состоян ия, пр ед ельны е для опрокидывания груза (см. пп. 3.5.3 и 7.1 ):

Ограничение по опрокидывани ю

1 - на определе нной высоте; 2 - нагрузка; 3 - на максимальном выл ете

Черт. 1

а) для гусен ичных погрузчиков при же сткой подвеске рамы ходово й части опрокидывающую нагрузку определяют при отры ве перед них опорных катков от гусеничной ленты (см. черт. 1). Пр и друг их видах подвески метод определения опрокидывающей нагрузки может быть установлен изготовителем и указан в отчете;

б) для кол есных погрузчиков опрокидывающую нагрузку определяют при отрыве, по крайней мере, одного из задних колес от опор ной по верх ности.

В этом предельном состоянии машины достига ется рав нов есие между опрокидывающим моментом, создава емым опрокидывающей нагрузкой, и восстанавливающим мом ентом, создаваемым массой маши ны.

3.3 . Масса - эксплуатационная масса машины по ГОСТ 27922 .

3.4 . Давление рабочей жидк ости

3.4.1 . Рабочее давление в конт уре - ном иналь ное давлен ие, создаваемое в конкретном гидроконтуре насосом (насосами).

3.4.2 . Давление удерживания в контуре - максимальное стат ич еское давле ние в конкрет ном гидроконтуре, ограниченное предохранительным клапаном при расходе не свы ше 10 % номи нального ра схода для данного контура.

3.5 . Лимитирующие факторы (см. также п. 7.1 ).

3.5.1 . Огра ничение по возмож ностям гидросистемы - случай, когда ус илия на рабочем органе или подъемно е ус ил ие лим ит ируется рабочим давлением или да влением удержива ния в ко нтуре.

3.5.2 . Огра ничен ие по возможностям дв игателя - при ус илиях на рабоч ем органе л имитирующими остановку двигат еля.

3.5.3 . Огран ичен ие по опрокидыван ию - пр и усил ии на раб оч ем орган е л им ит ирую щими начало опрокидывания ма шины.

4 . ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ

Оборудован ие для и спытан ий должно включать устройства, перечисл енны е в пп. 4.1 - 4.4.

4.1 . Д инамоме тр или измерительный преобразо ватель силы, соответствующий значению измеряемого усилия на рабоч ем органе, с погрешностью ± 2 %, включая погрешность устройства для сч итыван ия показаний.

4.2 . Масляный манометр с погрешностью ± 2 %.

4.3 . Канаты, скобы, страховочные цепи и регулируемы е рамы с точками крепления.

4.4 . Пр ибор для измерен ия л инейных размеро в с погр ешностью ± 2 %.

5 . ПЛОЩАДКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ

Площадка для испытан ий долж на им еть строго горизо нтальную поверхность с твердым, предпочтитель но бетонным покрыти ем, с точками крепле ния (а нкерами) и достаточным простра нст вом для размещения динамометро в по п. 4.1.

Пр им ечан ие. Измеряемое усилие предпочтительно прикладывать непосредств енно к динамом етру по п. 4.11 (черт. 2 и 3). Ес ли ус илие прикладывают через блок, следует учитывать трение в бло ке дл я получ ения общей погрешности ± 2 %. Поско льку на точность измерений мо жет повлиять масса каната , р екоме ндуется применя ть канат возможно меньшей длины.

6 . ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

П огру зчик должен быть чистым, его общ ее об орудовани е должно отвечать требованиям ГОСТ 27922.

Маш ина должна быть оснащ ена ковшом или другим рабоч им о рганом и соответствующими противовесами. Давление и балласт в шина х должны соответствовать тр ебован иям, указанным изготовителем.

Пр и ис пытан иях допуска ется снят ие зубьев ковша для удобства кре пл ен ия каната по п. 4.3, соед иняющего ковш с д инамом етром.

П ер ед испытаниями двигатель и гидросистему прогр евают до нормальных рабоч их т емп ератур, после чего проверяют соответствие ра боч их да влен ий и да влен ий удерживан ия в контурах р еком ендац иям из готов ит еля.

Затем маш ину устанавл ивают на испытательной площадке по п. 5 и р азмещают оборудовани е для проведения испытаний. Типовые с хемы размещ ения оборудования приведены на черт. 2 - 5.

В про цесс е нагружения трансмисс ия должна быть в нейтрально м положении, тормоза отключены.

Типовая схема испытаний по определению максима льного вырывного усилия, развиваемого гидроцилиндром (ц илиндрами) перемещен ия стрелы

Ра змеры, мм

1 - гидроцилиндр (цилиндры) перемещения стрелы ; 2 - ненатянутые страховочные цепи для предотвращения опрокидывания машины ; 3 - опора у осевой линии моста ; 4 - предпочтительное положение динамометра ; 5 - альтернативное положение динамометра ; 6 - блок

Ч е рт. 2

Типовая схема испытаний по определению максимального вырывного усил ия, развиваемого гидроцилиндром (цилиндрами) поворота ковша

Размеры, мм

1 - гидроцилиндр (цилиндры) поворота ковша ; 2 - опора под шарниром крепления ковша ; 3 - бл ок; 4 - предпочтитель ное положение динамометра; 5 - альтернат ивное положе ние динамометра

Черт. 3

7 . МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ УС И ЛИЙ НА РАБОЧИХ ОРГ АНАХ

7. 1 . Общи е полож ения

И спыта ния проводят при работе маш ины в соо тветствии с указаниями изготовителя по е е эксплуата ции и при соблюд ении прав ил техн ики безопа сности.

Должны быть уста новлены страховочны е цепи (п. 4.3) для предотвращ ен ия фактического опрокидывания машины при любом испытании, при котором лимитирующим фактором мож ет ока заться ограничен ие по о прокидыва нию.

По груз чик устанавли вают на площадк е для испытаний, ковш со ед иняют с ди намометром, как показано на черт. 2 ил и 3, в зависимости от вида проводимых испытаний.

Пр и работе двигат еля с максимальной частотой вращения коленчатого вала, рекомендован ной изготовителем, включают отд ельно нужный гидроцилиндр (цилиндры) и р ег ис трируют усил ие на кромке ковша или другом рабочем орган е.

Д ля каждого ис пытания долже н быть о тмеч ен л им ит ирующ ий фа ктор по п. 3.5 (см. также п. 9.2).

В случа е ограничен ия возможносте й гидросистемы в протоколе указывают гидроцилиндр (цилиндры), в котором было превышено давл ение предохранительного кла пана.

В случае ограничения по опрокидыван ию усили й на рабочем орга не измеряют после начала опрокидыван ия.

Страховочные цепи должны быть ненатянутыми, с тем чтобы машина могла достигнут ь граничного положения и быть застрахована от опрокид ыван ия.

Каждо е испытан ие проводят три раза и регистрируют макс има льно е усили е для каждого опыта. В отчете о результатах испытан ий указывают ср едн ее арифметическое из этих трех з нач ен ий.

Усил ие на рабочем органе изм еряют в соответствии с вышеизложенными общими требованиями, а также конкрет ными требова ниями по пп. 7.2 - 7.4 и приведенным и схемами.

7.2 . Максимальное вырывное усил ие, развиваемое гидроцилиндрами перемещения стр елы.

Нижнюю поверхность р ежущей кромки располагают параллель но опорной плоскости GRP на высоте 20 мм над нею. Для сохра нения такого полож ения передний мост колесного погрузчика должен быть заблокирова н в зоне осевой линии моста.

Ка нат для создания нагрузки закрепляют на расстоянии 100 мм сзади кромки ковша и располагают строго вертикально (см. черт. 2).

7.3 . Максимальное вырывное ус илие, разв иваемое гидроцилиндрами поворота ковша.

Для предотвращен ия перемещ ения р ычажной системы ковш должен опираться на деревянный брус, положенный под шарнир ковша, пр ичем, нижняя пов ерхность режущей кромки до лжна располагаться параллельно GR P на высоте 20 мм над нею.

Ка нат для создания нагрузки закрепляют на расстоянии 100 мм сзади кромки ковша и располагают строго вертикально (см. черт. 3).

7.4 . Подъ емно е усилие при подъеме оборудова ния на полную высоту.

Подъемное усилие при подъеме оборудован ия на полную высоту измеряют путем загрузки ковша грузами таким образом, чтобы центр тяжести груза находился на одной вертикали с геометрическим центром тяжести но минального объема ковша. Нагруз ку увеличивают до тех пор, пока гидроцилиндры стрелы еще смогут поднимать груз на полную высоту. Регистрируют поднятый груз и лимитирующий фактор: о граничение по возможностям гидросистемы, опрокидыван ию или возможностям двигателя (см. черт. 4).

Допускается использование альтернативного метода путем приложения р еактивного усил ия, эквивалентного этой нагрузке, с прим енением ка ната и динамометра. Линию дейс твия усилия допу ска ется перемещать в более удобную точку (например, палец шар нира крепл ения ковша), с последующ им п ересч етом на эквивал ентную нагрузку, проходящую ч ерез геометрический центр тя жести номинального объема ковша. Измеря емая нагрузка должна создаваться действием гидросистемы машины, а не усилием тяг и каната. Канат должен располагаться строго вертикально при любом положении ковша.

Типовая схема испытаний по определению максимального подъемного усилия при по дъеме оборудования на полную высоту

Размеры, мм

1 - це нтр тяжести груза, находящийся на одной вертикали с гео метрическ им це нтром тяжести номинального объема ковша; 2 - гидроцилиндр (ц илиндры) перемещения стрелы ; 3 - ненатянут ые страховочные цепи для предотвращен ия опрокидывания машины; 4 - груз, помещенный в ковш, полностью запрокинутый на уровне опорной поверхност и

Черт. 4

Примечание. Подъемное усилие при подъеме ков ша на полную вы соту представляет собой подъемное усилие, которое погрузч ик может развить при всех положениях ковша по ГОСТ 28635 и которое является одним из двух факторов, опр еделяющих номинальную груз оподъемность погрузчика

8 . МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ОПРОКИДЫВАЮЩЕЙ НАГРУЗКИ

8.1 . На максимальном вылете

Опрокидывающую нагрузку измеряют на максимальном вылете, т. е. перед ее измерением устанавливают шарниры стрелы и ковша на одина ковой высоте над уровнем опорной поверх ности (см. черт. 5).

В ковш помещают грузы в соответствии с п. 7.4, увеличивая нагрузку до того момента, когда будет достигнута опрокидывающая нагрузка. При этом испытании гидросистема маш ины не должна приводиться в действие, т.е. погрузчик не должен поднимать груз. Допу скается пр именение альтернат ивного метода путем приложения усилия пр и помощи ка ната, со единяющего ко вш с динамометром или гидроцилиндром, с измерительным преобразователем, пр ичем, канат долж ен быть расположен строго вертика льно и лин ия действия усилия тяг и каната должна проходить через г еометр ический це нтр тяж ести номинального объема ковша.

Т иповая схема испытаний по определ ению максималь ной опрок идывающей нагру зк и на максимальном вылете

1 - це нтр тяжест и груза, находящ ийся на одной верти кал и с геометрическ им це нтром тяжес ти но мин ального объема ковша; 2 - шарн ир стрелы ; 3 - ненатя ну тые страховоч ные цепи для предотвращения о прокидыван ия маши ны; 4 - шар нир ко вша; 5 - шарн ир стрелы и шарн ир ковша , находя щиеся на одинаковой высоте над уров нем опор ной поверхности

Ч е рт. 5

Д ля шарнирно-сочлененных погрузч иков испытания проводят п ри ц ентральном положени и рулевого управления (нулевой угол складыв ания полурам), а т акж е пр и полностью сложен ных полурамах.

Примечани е . Опрокидывающая наг рузка на максимальном вылете является вторым из двух факторов, опреде ляющих номинальную грузоподъемность по ГОСТ 28635.

8.2 . На определенной высоте

Опрок идывающую нагрузку измеряют при располож ен ии шарнира ковша на высот е, установленной изготовителем. Ковш устан авли вают на заданно й высоте до того, как прикладываю т нагрузку. Метод измерен ия - по п. 8.1.

9 . ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ

9. 1 . Общ ие свед ен ия о ма шин е

В прото кол должны быть включены сведен ия по пп. 9.1.1 - 9.1.3

9.1.1 . Ма шина :

а) тип;

б) мод ель;

в) изготовитель ;

г) масса м аш ины пр и испытаниях по ГОСТ 27922;

д ) регул иров ка рабоч его давлен ия ил и давлен ия уд ерж иван ия в ко нт урах гидросистемы, кПа.

9.1.2 . Т ип ходового устройства гусеничной ил и колесной маш и ны п о ГОСТ 28633 :

а) гусеничная маш ина :

1 ) тип башмака гус ен ицы;

2 ) максимальная ш ир ина (по гусеницам) w 1 , м;

3 ) колея гусеничного хода w 2 , м;

4 ) ш ирина башма ка гус ен ицы w 4 , м;

5 ) база гусен ичного хода (расстоян ие между в ертикальным и ос евыми линиям и пер едни х и за дних направляю щих ил и в еду щих к олес L 2 , м;

б) колесная маш ина :

1 ) колея w 3 , м (указывается п ередняя и задняя колеи, есл и он и отличаются др уг от друга);

2 ) колесная база L 3 , м;

3 ) разм ер ш ин;

4 ) давл ение в ш инах, кПа;

5 ) балласт, если пр едусмотре н, кг;

6 ) угол складыван ия полурам (в соответств ующ их сл учаях) А1

9.1.3 . Ковш:

а ) т ип;

б) ном инальная вм ест имость по ГОСТ 17257;

в) масса, кг.

9 .2 . Результаты испытаний

У силия на рабочем органе и опрокидывающ ие нагрузк и должны быть внесены в таблицу.

Результаты исп ытаний

Проверяемый п арамет р

Усилие, Н

Л имит ирующи й фактор

М акси мальное вырывное усилие, ра звиваемо е :

гидроцилиндрами перемещ ения стре лы

гидроцилиндрами поворота ков ша

Подъемное усилие при подъеме на полную высоту

Опрокидывающая нагрузка

а) на максимальном вылете:

для гусеничного погрузчика;

для колесного шарнирно-сочлененного погрузчи ка;

для колес ного п огрузч ика с передними или задним и управляемым и колесами;

для кол есного погрузчика со всеми управляемым и колесам и в положе нии угла поворота;

б) на определе нной высот е:

при высоте шарнира ковша, мм

ПРИЛОЖЕНИЕ

Справочное

ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Разд е л , пункт, на который приведена ссылка

Обозначен ие соот ветствующего стандарта

Обозначение отечественного нормативно-технического док умента, на который дана ссылка

Вводная часть

ИСО 6165-87

ГОСТ 28764-90

ИСО 7131-84

ГОСТ 27721-88

Пп. 3.1.2 , 9.1.3

ИСО 7546-83

ГОСТ 17257-87

Пп. 3.3 , разд. 6 , п. 9.1.1

ИСО 6016-82

ГОСТ 27922-88

Пп. 7.4 , 8.1

ИСО 5998-86

ГОСТ 28635-90

П. 9.1.2

ИСО 6746/1-87

ГОСТ 28633-90

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 . ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР

2 . УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 06.12.90 № 3055

Настоящий ст андарт подготовле н методом прямого примен ения международного стандарта ИСО 8313-89 «Машины землеройные. Погрузчики. Методы измерения усилий на рабочих органах и о прокидывающих нагрузок» и полностью ему соответствует.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Назначение . 1

2. Ссылки . 1

3. Термины и определения . 1

4. Приборы и оборудование для испытаний . 3

5. Площадка для испытаний . 3

6. Подготовка к испытаниям .. 3

7. Методы измерения усилий на рабочих органах . 4

8. Метод измерения опрокидывающей нагрузки . 6

9. Протокол испытаний . 7

Приложение Ссылочные нормативно-технические документы .. 8