герб

ГОСТы

флаг

ГОСТ 28296-89 Краны мачтовые. Требования безопасности

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КРАНЫ МАЧТОВЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСТ 28296-89
(СТ СЭВ 6555-88)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ
КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТАМ

Москва

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КРАНЫ МАЧТОВЫЕ

Требования безопасности

Derrick cranes. Safety requirements

ГОСТ
28296-89

(СТ СЭВ 6555-88)

Срок действия с 01.01.91

до 01.01.9 6

Настоящий стандарт распространяется на мачтовые краны (далее - краны), а также на грузоподъемные устройства, работающие по принципу мачтовых кранов, например стрелы, прикрепленные к зданиям, закрепленные канатами мачты без стрелы и т.д., и устанавливает к ним требования безопасности.

Стандарт не распространяется на плавучие краны.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Краны, их конструкция и оборудование должны соответствовать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортерхнадзором СССР, с учетом требований настоящего стандарта.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЯКОРЯМ

2.1 . Якоря, закладываемые в грунте, должны быть изготовлены из стали и обеспечивать соответствующую прочность в течение всего времени работы. Применение для этой цели стальных канатов не допускается.

2.2 . Якоря должны быть защищены от коррозии. У якорей, расположенных в грунте, натяжной канат и место его присоединения не должны находиться в грунте.

2.3 . Оттяжки якорей должны крепиться к якорям в направлении усилий с помощью

2.4 . Порядок и глубина заложения якорей с учетом характеристик грунта должны быть указаны в инструкции по эксплуатации крана. При этом должно быть учтено, как минимум, следующее:

максимальная глубина выемки грунта;

положение стенок ямы;

требования к заполнению ямы грунтом;

мероприятия, проводимые при наличии грунтовых вод;

мероприятия, назначаемые при отклонении направления тягового усилия от расчетного.

2.5 . В случае, когда для крепления одного натяжного каната используются два якоря, должно быть обеспечено равномерное распределение нагрузки на каждый якорь.

2.6 . Коэффициент запаса устойчивости против вырывания якоря из грунта (Ку) должен быть не менее 2,0 и определяться по формуле

,

где F 1 - максимальное статическое тяговое усилие от прикрепленных к якорю натяжных канатов, Н;

F 2 - сила сопротивления грунта вырыванию якоря, Н.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНДАМЕНТНОЙ РАМЕ

3.1 . Фундаментная рама должна быть выполнена так, чтобы возникающие из-за нагрузки деформации не привели к превышению применяемого в расчете удельного давления на грунт.

Удельное давление на грунт не должно превышать 10 Н/см2.

3.2 . На фундаментной раме должны быть предусмотрены места для крепления устройств, предотвращающих изменение положения рамы в вертикальном и горизонтальном направлениях. Должны быть также предусмотрены места для крепления устройств, обеспечивающих поворот и перемещение крана. При этом должно быть учтено, что прикрепленный к одному заднему углу фундаментной рамы тяговый канат для поворота образует с продольной кромкой рамы угол от 0,786 рад (45°) до 1,571 рад (90°).

3.3 . На фундаментной раме должны быть предусмотрены места, к которым могут прикрепляться грузовые крюки при круто стоящей стреле во время поворота или перемещения крана. Места прикрепления должны быть расположены перед пятой стрелы.

4. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ

4.1 . Требования к мачте и стреле

4.1.1 . Мачта должна крепиться к фундаментной раме шарнирно.

Поворотные мачты должны вращаться вдоль трех осей, неподвижные - вдоль двух горизонтальных осей, а А-образные мачты - вдоль одной горизонтальной оси.

Мачты треугольного типа (треноги) и башни должны образовывать с фундаментной рамой жесткую пространственную конструкцию.

4.1.2 . Предельное отклонение поворотной мачты от вертикали не должно превышать 5 %.

Краны, стрела которых прикреплена к поворотной мачте, поворачиваемой с помощью центрального механизма поворота на угол от 3,142 рад (180°) до 6,283 рад (360°), должны иметь устройство для постоянного контроля вертикального положения ее оси вращения при нагрузке крана.

4.1.3 . Краны, пята стрелы которых установлена отдельно от пяты мачты, должны иметь устройство для контроля наклона оси вращения (соединительной линии между пятой стрелы и центром устройства на вершине мачты для прикрепления натяжных канатов) назад на угол от 0 рад (0°) до 0,0524 рад (3°) при нагрузке крана.

4.2 . Требования к несущим органам и натяжным устройствам

4.2.1 . В качестве стыковых соединений канатов допускаются:

заплетка;

клиновой замок с канатными зажимами на конце каната;

двухрядный роликовый коуш, имеющий не менее пяти канатных зажимов на каждом конце каната;

коуш, имеющий не менее пяти канатных зажимов на конце каната.

4.2.2 . Для крепления натяжных канатов и канатов поворота должны применяться клиновые замки с канатными зажимами на конце каната или роликовые коуши ( D / d ³ 4), имеющие не менее пяти зажимов на конце каната.

4.2.3 . Для канатов поворота и передних натяжных канатов должны быть предусмотрены отдельные якоря в грунте.

4.2.4 . Если допускаются зоны поворота до 2,618 рад (150°), то каждый передний натяжной канат должен выдерживать грузоподъемность минимум в 2 раза большую, чем один задний натяжной канат. Если для передней оттяжки применяют более одного натяжного каната, то все якоря должны быть расположены перед поперечной осью пяты мачты и быть равномерно нагружены.

4.2.5 . Натяжной угол (угол между направлением тягового усилия натяжного каната и горизонтальной плоскостью) должен быть не более 0,872 рад (45°).

4.2.6 . Отклонение направления тягового усилия у якоря (угол между нормалью к балке или плите якоря и направлением тягового усилия натяжного каната) не должно превышать ±0,262 рад (15°).

4.2.7 . Натяжные канаты должны иметь коэффициент запаса прочности не менее 4,5. Коэффициент запаса прочности (Кп) определяется по формуле

,

где Р - разрывное усилие каната, Н;

S - максимальное статическое тяговое усилие в канате, H .

4.2.8 . Предварительное удельное натяжение в задних натяжных канатах должно быть не менее 60 Н/мм2.

4.3 . Требования к приводным механизмам и устройствам безопасности

4.3.1 . Приводные механизмы должны быть надежно закреплены.

4.3.2 . Крюковые подвески или канатный блок с крюком, применяемые в качестве обводных роликов, должны быть предохранены от отцепления.

4.3.3 . У кранов с механизмом поворота и механизмом изменения вылета с двигателем тяговое усилие в канатах поворота должно быть ограничено с помощью устройств безопасности (предохранитель каната поворота). При достижении предельного значения этого усилия должны быть выключены все механизмы. Перед срабатыванием предохранителя каната поворота должен включаться световой или звуковой предупредительный сигнал.

4.3.4 . Для передвигающихся с грузом кранов действительны также соответствующие требования, установленные в других стандартах для кранов стрелового типа.

4.4 . Требование к месту управления краном

4.4.1 . Управление краном должно осуществляться из кабины или с поста управления.

4.4.2 . В случае отсутствия кабины зона, необходимая для управления краном, должна иметь жесткое перекрытие для безопасного пребывания там человека. Находящиеся в этой зоне канаты и обводные ролики должны иметь ограждение.

4.4.3 . Допускается оборудовать кран центральным постом управления (управление осуществляется одним человеком) при выполнении следующих условий:

тяговое усилие в канатах поворота ограничено с помощью устройства безопасности - предохранителя усилия поворота;

скорость каната в механизме поворота не более 0,125 м/с;

предусмотрена возможность одновременного управления механизмом поворота и механизмом изменения вылета.

4.5 . Требования к электрооборудованию

Подвод электроэнергии к крану должен быть оборудован отдельным выключателем, снабженным приспособлением для запирания его в отключенном положении.

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ

5.1 . Испытания крана должны проводиться после его монтажа.

5.2 . Испытание параметров должно включать проверку угла и скорости поворота.

5.3 . При внешнем осмотре необходимо контролировать:

правильность монтажа секций мачты и стрелы;

положение и установку якорей, заложенных в грунт, места закладки якорей, обводные ролики лебедки согласно монтажному чертежу;

предохранение применяемых в качестве обводных роликов крюковых подвесок и канатных блоков от расцепления.

5.4 . При функциональном испытании без нагрузки должны проверяться:

ограничение движения каната поворота;

навивка канатов на барабаны лебедок;

опирание фундаментной рамы и ее горизонтальное положение;

натяжной угол, направление тягового усилия и предварительное удельное натяжение натяжных канатов.

5.5 . При статическом испытании должно контролироваться:

положение оси поворота крана;

отсутствие трещин в грунте у якорей, заложенных в грунт, а также состояние других мест анкерных креплений;

состояние закреплений концов канатов канатными зажимами;

отсутствие проседания грунта под фундаментной рамой.

6. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАСПОРТУ И ПРИЛАГАЕМОЙ К НЕМУ ДОКУМЕНТАЦИИ

6.1 . Паспорт должен содержать следующие данные:

условный угол поворота оси к вертикали и зону допусков на этот параметр;

значение предварительного удельного натяжения в натяжных канатах;

угол поворота стрелы и крана;

максимальное давление на грунт под фундаментной рамой;

максимальное тяговое усилие в натяжных канатах с учетом допускаемого отклонения угла натяжения и направления тягового усилия;

значение усилия срабатывания предохранителя каната поворота.

6.2 . В прилагаемой к паспорту документации должны содержаться:

чертежи монтажа и установки с данными всех натяжных и приводных канатов и их расположением, вид крепления концов канатов, вид и положение лебедок и обводных роликов, данные о положении якорей, заложенных в грунт, и других мест анкерного крепления;

план и указания по опиранию фундаментной рамы;

данные о якорях, заложенных в грунт, их закладка и несущая способность при различных характеристиках грунта, углов натяжения и направлений тяговых усилий натяжных канатов. Данные о других якорях и требования к местам анкерного крепления;

данные о возможных перемещениях и повороте фундаментной рамы;

требования к грунту.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1 . РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

А. С. Липатов, Н. М. Колпаков

2 . УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета по управлению качеством и стандартам от 23.10.89 № 3136

3 . Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 6555-88.

4 . ВВ ЕДЕН ВПЕРВЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие требования . 1

2. Требования к якорям .. 1

3. Требования к фундаментной раме . 2

4. Требования к конструкции . 2

5. Дополнительные требования к испытаниям .. 3

6. Дополнительные требования к паспорту и прилагаемой к нему документации . 4

Еще документы скачать бесплатно