герб

ГОСТы

флаг

ГОСТ 24408-80 Система технического обслуживания и ремонта строительных машин. Правила сдачи в капитальный ремонт и выдачи из капитального ремонта машин и их составных частей. Общие требования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

ПРАВИЛА СДАЧИ В КАПИТАЛЬНЫЙ
РЕМОНТ И ВЫДАЧИ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО
РЕМОНТА МАШИН И ИХ
СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ГОСТ 24408-80

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

Москва

РАЗРАБОТАН Государственным комитетом СССР по делам строительства

ИСПОЛНИТЕЛИ

С.П. Епифанов , канд. техн. наук; Г.К. Башков , канд. техн. наук; В.В. Колесниченко ; В.Г. Вердников, канд. техн. наук; В.М. Зотова; А.С. Розенсон; В.И. Кириллов; В.П. Кушнер; В.Н. Шафранский; Ю.С. Востриков; Д.М. Соловьев; Е.Г. Гологорский , канд. техн. наук; А.Е. Куликов; Б.Ф. Хазов; канд. техн. наук; Л.А. Лифшиц; В.В. Рогач; Н.Ф. Бороздна

ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по делам строительства

Начальник Отдела механизации строительства П. И. Моисеев

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. № 5033

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ

3. ПОРЯДОК СДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ В РЕМОНТ

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ

5. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ИЗ РЕМОНТА

6. ГАРАНТИИ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендуемое ОПИСЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое СПРАВКА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система технического обслуживания и ремонта
строительных машин

ПРАВИЛА СДАЧИ В КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ВЫДАЧИ ИЗ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ

Общие требования

Maintenance and repair system of building machinery. Rules of passing machines and their companents for general overhaul and its returning. General requirements

ГОСТ
24408-80

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 октября 1980 г. № 5033 срок действия установлен

с 01.01 1982 г.

до 01.01 1985 г.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к строительным машинам (далее - машины) и их составным частям, сдаваемым в капитальный ремонт (далее - ремонт) и выдаваемым из ремонта, а также порядок сдачи их в ремонт и выдачи из ремонта.

Стандарт не распространяется на железнодорожные краны и плавучие земснаряды и землесосы

(Измененная редакция. Изм. № 1)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Сдача в ремонт машин и их составных частей и выдача их из ремонта должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ-19504-74, настоящего стандарта и стандартов на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта машин отдельных видов.

1.2. Сельскохозяйственные тракторы, включая тракторы, на базе которых созданы машины, сдают в ремонт и выдают из ремонта в соответствии с требованиями ГОСТ 18524-80, а дизельные двигатели тракторного типа, применяемые на машинах по ГОСТ 18523-79. При этом гарантии, установленные ГОСТ 18524-80, не распространяются на строительные машины, созданные па базе тракторов.

1.3. Автомобили, на шасси которых созданы машины, и двигатели автомобильного типа, применяемые на машинах, сдают в первый ремонт в соответствии с требованиями ГОСТ 18506-73, выдают из ремонта по ГОСТ 22581-77 первой комплектностью, установленной ГОСТ 18505-73 (кроме запасного колеса). Сдачу их в последующие ремонты и выдачу из ремонта производят согласно нормативно-технической документации, утверждаемой в установленном порядке.

1.4. При первом ремонте машин не допускается обезличивать их базовые детали. Перечень необезличиваемых базовых деталей приводят в технических условиях на ремонт соответствующих машин.

1.5. Составные части сдают в ремонт для последующего их использования при различных видах ремонта машин агрегатным методом в условиях эксплуатации.

1.6. Храпение машин (составных частей), ожидающих ремонта, - в соответствии с требованиями ГОСТ 25640-83 и эксплуатационных документов на машины конкретных марок.

Хранение машин (составных частей), выдаваемых из ремонта, - в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ремонтных документов на машины конкретных марок.

Подготовка к транспортированию машин (составных частей) в ремонт или из ремонта транспортом любого вида - в соответствии с требованиями, настоящего стандарта, эксплуатационных и ремонтных документов на машины конкретных марок и с правилами, действующими на транспорте соответствующего вида.

1.7. Допускается сдавать в ремонт и выдавать из ремонта машины без огнетушителя, средств индивидуальной защиты, питьевого бачка, напольного коврика, светозащитного козырька и других составных частей, перечень которых устанавливается в отраслевой нормативно-технической документацией.

1.6, 1.7. (Введены дополнительно. Изм. № 1)

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ, СДАВАЕМЫМ В РЕМОНТ

2.1. В ремонт разрешается сдавать машины, выработавшие установленный нормативно-технической документацией ресурс до первого или очередного ремонта и достигшие предельного состояния. Критерии предельного состояния машин конкретных марок и их составных частей устанавливаются соответствующей нормативно-технической документацией.

Допускается сдавать в ремонт машины, не выработавшие ресурс, установленный нормативно-технической документацией, но достигшие предельного состояния, а также в случае аварийных повреждений. В первом случае заказчик совместно с представителем незаинтересованной организации составляет акт о техническом состоянии машины, в котором указывает причину неполной выработки ресурса, а во втором - аварийный акт. Акты направляют вышестоящей организации по подчиненности.

Если причиной неполной выработки ресурса явилось несовершенство конструкции машины или низкое качество ее изготовления, в составлении технического акта должны принимать участие соответственно представители разработчика и изготовителя машины.

Номенклатуру машин, на которые составляют технический акт с участием разработчика (изготовителя), определяют по согласованию между министерством-изготовителем и основным потребителем.

В техническом акте указывают номер машины по системе нумерации предприятия-изготовителя, ее наработку с начала эксплуатации или от капитального ремонта и причины неполной выработки ресурса. Копии технических актов направляют предприятию-изготовителю, головной организации разработчика, головной организации потребителя, занимающейся оценкой качества машин.

Примечание. Порядок направления в ремонт импортных машин, не выработавших ресурс вследствие несовершенства конструкции, определяется отраслевой нормативно-технической документацией.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

2.2. Машины, сдаваемые в ремонт, должны быть полностью укомплектованы сборочными единицами и деталями, предусмотренными конструкторской документацией, за исключением инструмента, и иметь один вид рабочего оборудования.

Все сборочные единицы, детали и приборы должны быть закреплены, как это предусмотрено конструкцией машины.

Машины на пневмоколесном и автомобильном ходу сдают в ремонт с укомплектованными колесами, кроме запасного с накачанными и годными к эксплуатации шинами. Машины, конструкцией которых предусмотрено применение аккумуляторных батарей, сдают в ремонт с годными к эксплуатации аккумуляторными батареями.

Допускается для машин, сдаваемых в ремонт, отсутствие до 10 % крепежных деталей (болтов, гаек, винтов, шплинтов) от их числа, предусмотренного конструкторской документацией, и отдельных мелких деталей (крышек баков и радиаторов, дверных ручек, запоров капотов, головок рычагов управления).

Комплектность составных частей машин, сдаваемых в ремонт отдельно, должна соответствовать требованиям отраслевой нормативно-технической документации по агрегатному методу ремонта машин.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

2.3. Машины и их составные части, сдаваемые в ремонт, должны быть очищены заказчиком от загрязнений, наружные неокрашиваемые поверхности (штоки гидроцилиндров, пневмоцилиндров и др.) покрыты консервирующей смазкой, отверстия внутренних полостей сборочных единиц (впускные и выпускные каналы двигателей, гидронасосов, гидромоторов и др.) закрыты.

У машин, направляемых в ремонт автомобильным, железнодорожным или водным транспортом, должны быть слиты охлаждающая жидкость и топливо, кабина и капот опломбированы.

Допускается снятие с машины отдельных сборочных единиц и деталей (фары, рычаги, щетки стеклоочистителей и др.). Снятые сборочные единицы и детали должны быть упакованы в ящики. На них должна быть составлена опись. Форма описи приведена в рекомендуемом приложении 1.

Из картеров составных частей машин, сдаваемых в ремонт отдельно, должно быть слито масло.

2.4. Машины и их составные части не принимают в ремонт при наличии:

несоответствия комплектности требованиям пп. 1.2, 1.3 и 2.2;

неустранимых дефектов базовых деталей, указанных в нормативно-технической документации;

сборочных единиц и деталей, отремонтированных способом, исключающим возможность последующего их использования или ремонта (сварка вместо предусмотренного крепления болтами и т.п.).

Машины (составные части) не принимают в ремонт также при отсутствии документации, которая должна направляться вместе с ними , или при неправильном ее оформлении.

Машины с дефектами базовых деталей, устранение которых не предусмотрено действующей нормативно-технической документацией, а также с дефектами, возникшими в результате аварии, могут быть приняты в ремонт по соглашению между заказчиком и исполнителем.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

3. ПОРЯДОК СДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ В РЕМОНТ

3.1. Вместе с машиной заказчик направляет исполнителю:

а) формуляр или паспорт машины предприятия-изготовителя;

б) аварийный акт, если машину направляют в ремонт вследствие аварии ;

в) акт о техническом состоянии, если в ремонт направляют машину, не выработавшую ресурс.

При сдаче в ремонт отдельной составной части заказчик направляет паспорт (если он предусмотрен предприятием-изготовителем), а при его отсутствии - справку о ее техническом состоянии. Форма справки приведена в рекомендуемом приложении 2. При одновременной отправке нескольких составных частей в одном упаковочном месте на них составляют опись. Форма описи приведена в рекомендуемом приложении 1.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

3.2. Документация, отправляемая вместе с машинами или составными частями, должна быть упакована заказчиком в пакет из водонепроницаемой бумаги или полиэтиленовой пленки, закреплена и опломбирована на пульте управления машины или на составной части, если ее направляют в ремонт отдельно.

3.3. При приемке поступившей в ремонт машины или составной части исполнитель проверяет:

а) комплектность машины (составной части) внешним осмотром;

б) техническое состояние машины (составной части) внешним осмотром, при помощи средств технической диагностики или путем разборки отдельных составных частей (сборочных единиц);

в) наличие документации в соответствии с требованиями п. 3.1 и правильность оформления формуляра (паспорта).

(Измененная редакция. Изм. № 1)

3.4. На принятую в ремонт машину или составную часть исполнитель составляет акт. Форма акта приведена в рекомендуемом приложении 1 к ГОСТ 19504-74.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОТРЕМОНТИРОВАННЫМ МАШИНАМ И ИХ СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ

4.1. Отремонтированные машины (составные части) должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на их ремонт, разработанной в соответствии с ГОСТ 2.602-68. Показатели назначения, эргономики, технологичности, надежности (кроме послеремонтного ресурса), транспортабельности и безопасности отремонтированных машин (составных частей) должны быть на уровне новых машин (составных частей). Показатели послеремонтного ресурса машин устанавливают в стандартах на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта или в технических условиях на ремонт конкретных видов машин.

4.2. Каждая отремонтированная машина и составная часть должны быть испытаны в соответствии с техническими условиями на их ремонт, приняты службой технического контроля исполнителя, в формуляре (паспорте) машины (составной части) должна быть произведена запись о проведенном ремонте, а на составную часть, не имеющую паспорта, нанесено клеймо службы технического контроля.

4.3. Приемо-сдаточные испытания отремонтированных машин (составных частей) должны производиться с учетом требований ГОСТ 24826-81 и соответствующих документов на конкретные виды машин.

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.4. Счетчик учета наработки при его монтаже на машину должен быть установлен исполнителем на начало отсчета и опломбирован.

4.5. Отремонтированная машина должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.011-75. На машине исполнителем должны быть восстановлены все надписи, предусмотренные конструкторской документацией на новую машину, в том числе табличка предприятия-изготовителя при ее повреждении.

4.6. На отремонтированной машине исполнитель должен закрепить табличку, соответствующую требованиям ГОСТ 12969-67 и содержащую следующие данные:

а) наименование и товарный знак ремонтного предприятия;

б) наименование и индекс (марку) машины;

в) год и месяц проведения ремонта;

г) обозначение технических условий, в соответствии с которыми выполнен ремонт.

4.7. К отремонтированной составной части исполнитель должен прикрепить этикетку размером 60×40 мм, указав на ней следующие данные:

а) наименование и товарный знак ремонтного предприятия;

б) наименование составной части;

в) наименование и индекс (марку) машины, на которой ее устанавливают;

г) штамп ОТК;

д) год и месяц проведения ремонта;

е) обозначение технических условий, в соответствии с которыми выполнен ремонт.

4.8. Отремонтированные машины должны быть полностью заправлены, маслами (смазками) и рабочей жидкостью, в соответствие с требованиями, указанными в инструкции по эксплуатации.

Кроме того, машина, отправляемая заказчику своим ходом, должна быть заправлена топливом в объеме, согласованном с заказчиком с учетом обязательной возможности передвижения машин до ближайшего пункта заправки топливо - смазочными материалами.

Составные части машин, выдаваемые из ремонта отдельно, должны быть полностью заправлены смазкой, кроме жидкой смазки картеров

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.9. Кабина и капот машины, отправляемой после ремонта заказчику автомобильным, железнодорожным и водным транспортом, должны быть опломбированы. Давление в шинах у машин на пневмоколесном или автомобильном ходу должно быть снижено до 70-80 % от номинального. Документация упакована и опломбирована согласно требованиям п. 3.2.

4.10. Машина, отправляемая заказчику после ремонта транспортом любого вида, должна быть подвергнута исполнителем консервации. Вид консервации должен соответствовать ремонтным документам на машины конкретных марок в зависимости от срока хранения (включая время транспортирования) .

(Измененная редакция. Изм. № 1)

4.11. Гидромоторы, гидронасосы, распределители, гидроцилиндры, электрооборудование, компрессоры и радиаторы перед отправкой заказчику после ремонта должны быть упакованы исполнителем в деревянные ящики, изготовленные по технической документации, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ 16536-78 ГOCT 2991-76

4.12. Стрелы, рукояти, ходовые тележки, передние и задние мосты, лебедки, редукторы после ремонта транспортируют без упаковки.

4.13. Комплектность выдаваемых из ремонта машин должна соответствовать конструкторской документации предприятия-изготовителя (без комплекта ЗИП).

Примечание. Допускается отсутствие некоторых мелких составных частей машины, которые не были представлены заказчиком при сдаче машины в ремонт в соответствии с п. 1.7.

Комплектность составных частей, выдаваемых из ремонта отдельно, должна соответствовать требованиям отраслевой нормативно-технической документации по агрегатному методу ремонта машин

4.13. (Введен дополнительно. Изм. № 1)

5. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ МАШИН И ИХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ИЗ РЕМОНТА

5.1. Выдачу машин и составных частей из ремонта оформляют актом. Форма акта на выдачу машин из ремонта приведена в рекомендуемом приложении 2 к ГОСТ 19504-74.

5.2. К выдаваемой из ремонта машине исполнитель должен прилагать:

формуляр (паспорт) машины предприятия-изготовителя с соответствующими записями в нем о проведенном ремонте, а для грузоподъемных машин и компрессоров записью о первом техническом освидетельствовании;

акт на выдачу машины (составной части) из ремонта.

паспорта отдельных составных частей, представленные заказчиком с машиной;

документ о консервации и упаковке машины (составной части) - по ГОСТ 2.601-68 (при транспортировании заказчику).

К составной части, выдаваемой из ремонта отдельно, исполнитель должен прилагать паспорт (если он представлен заказчиком).

Примечание. Допускается вместо документа о консервации и упаковке выполнять соответствующие записи в формуляре (паспорте) машины составной части).

(Измененная редакция. Изм. № 1)

5.3. Получая машину (составную часть) из ремонта, заказчик проверяет:

наличие формуляра (паспорта) и записей в нем о проведенном ремонте и первом послеремонтном техническом освидетельствовании машин, техническое состояние которых контролирует Госгортехнадзор;

комплектность и техническое состояние машины (составной части);

правильность оформления акта на выдачу машины (составной части) из ремонта.

6. ГАРАНТИИ РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

6.1. Исполнитель должен гарантировать соответствие качества отремонтированной машины (составной части) требованиям нормативно-технической документации на ее ремонт при соблюдении правил эксплуатации машины (составной части).

6.2. Конкретные значения гарантийных сроков и наработок машин устанавливают в стандартах на сдачу в ремонт и выдачу из ремонта конкретных видов машин или в другой нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке и указываются исполнителем в акте на выдачу их из ремонта.

6.3. Гарантийный срок исчисляют с момента получения отремонтированной машины (составной части) заказчиком, а гарантийную наработку - с момента ввода отремонтированной машины (составной части) в эксплуатацию. Показания счетчика до начала эксплуатации должны быть занесены в формуляр (паспорт) заказчиком.

6.4. Если в период гарантийного срока машина (составная часть) находилась в ремонте по вине исполнителя, то гарантийный срок продлевают на продолжительность простоя машины (составной части) в ремонте, о чем исполнитель производит соответствующую запись в формуляре (паспорте).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое

ОПИСЬ № ____________________ упакованных составных частей машины, направляемых

______________________________________________________________________________

(наименование, тип, марка и номер машины по системе нумерации

______________________________________________________________________________

предприятия - изготовителя), направляемой

______________________________________________________________________________

(наименование владельца машины)

______________________________________________________________________________

(наименование ремонтного предприятия)

Составные части сняты, проверены, покрыты предохраняющей от коррозии смазкой и упакованы в ___________________________________________________________________

(наименование упаковки и число мест)

Копия описи вложена в ящик № _________

Перечень и число составных частей, упакованных в ящике (ящиках)

Номер ящика

Наименования составных частей

Номер по каталогу

Число

Подпись (должность и фамилия)_________________________________________________

Дата________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

______________________________________________________________________________

(наименование и подчиненность эксплуатационного предприятия)

СПРАВКА

о техническом состоянии составных частей, сдаваемых в ремонт

"____"_________________ 19___ г.

Настоящей подтверждается, что составные части, наименование и число которых приведены в перечне, после снятия с эксплуатации и перед отправкой в капитальный ремонт подсборке негодными деталями не подвергались, соответствуют требованиям стандарта на сдачу в капитальный ремонт строительных машин и их составных частей

Наименования составных частей

Марки (индексы) машин

Число составных частей (прописью)

Номер по каталогу и комплектность

Наработка до капитального ремонта (в моточасах)

Дата снятия с эксплуатации

Руководитель предприятия ____________________________________________________

(подпись)

Механик предприятия ________________________________________________________

(подпись)

Еще документы скачать бесплатно

Интересное

Армирование Винт гост Гост 19034 82 Заземление электроустановок Катет сварного шва Коэффициент разрыхления грунта Максимальная масса транспортного средства Наружные пожарные лестницы требования Нормы пробега шин Отсос Плиты покрытия размеры Схема вентиляции Таблица подшипников Технологический регламент Ударный ток