ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

1 и здание

Разработано совещани е м X I Комис с ии с 21 по 28 мая 1 979 г. в г . Суздале

Дата в с тупления в с илу: 3 июля 1 979 г.

Прим е чание :

АВТ
Р-102/1

РЕКОМЕНДАЦИИ
по
прогнозированию интенсивно с ти движения по
автомобильным
дорогам ( Общи е указания )

Введение

Целью рекомендаций является принятие :

- единой методики проведения учета движения , получ е ния сравнимых данных , их обработки и определения с уществующе й интенсивности движения и пропускной спо с обности дорог ;

- принципов прогнозирования дв иже ни я по автомобильным дорогам, с использованием для этой цели результатов учета движения .

Р ек оме ндации применяют ся в странах заинт е ресов анных членов Организации с отрудничес тва железных дорог*).

*) Во всех случаях , в которых в дальнейшем тексте рекомендаций применяются понятия « страны» или « члены ОСЖД » бе з б лижайшего опред е ления , следует пон им ать под этим « заинт е ресованные страны » или « заинтере с ованные члены ОСЖД ».

Ре к омендации распространяются на внегородские международные автомобильные дороги, п ричем они могут относиться в отдельных странах ко всей сет и внегородских дорог . Их следует распространять на следующи е дороги:

- на сеть дорог, принятую в рамках СЭВа, которая соединяет столицы европейских социалистических стран;

- на дорожную сеть, определенную в разработанном в рамках ЕЭК ООН и заключенном 15 ноября 1975 г. «Европейском соглашении о международных автомагистралях» (СМА), если европейские члены ОСЖД подписали это соглашение или признают эту сеть в качестве международной;

- другие дороги, которые используются в настоящее время или предполагается их использовать в будущем для международного сообщения между отдельными странами на основе взаимного согласования между членами ОСЖД;

- прочие дороги важного транспортного значения, соответственно дорожным категориям, установленным в отдельных странах членов ОСЖД.

Примечание: Рекомендации по определению существующей интенсивности движения по автомобильным дорогам изменены в памятке АВТ Р-102.

1 . Основные положения

1.1 . Цель прогнозирования интенсивности движения по автомобильным дорогам

Целью прогнозирования интенсивности движения по автомобильным дорогам является определение интенсивности движения, ожидаемой в перспективе для получения данных, необходимых при проектировании автомобильных дорог, строительстве новых и реконструкции существующих дорог, расчета дорожной конструкции и развитии дорожной сети.

1.2 . Перспективный период прогнозирования интенсивности движения

Прогнозирование интенсивности движения целесообразно выполнять на период 20 лет с интервалами через каждые 5 лет. Таким образом обеспечивается возможность для сравнения данных, получаемых при учете интенсивности движения с данными прогнозирования.

Примечание: Члены ОСЖД могут определять перспективную интенсивность движения для любого года в зависимости от целей обследований, для которых прогнозирование движения выполняется в отдельных странах.

1.3 . Методы прогнозирования интенсивности движения

1.3.1 . Прогнозирование интенсивности движения на основе поперечного учета движения.

1.3.2 . Прогнозирование интенсивности движения многоступенчатым методом.

Примечание: При прогнозировании интенсивности движения могут быть использованы другие подобные методы.

2 . Прогнозирование интенсивности движения на основании поперечного учета движения

Прогнозирование интенсивности движения на основании поперечного учета движения осуществляется с помощью коэффициентов развития движения. Этот метод обеспечивает получение положительных результатов прежде всего для существующих дорожных сетей.

2 .1 . Определение коэффициентов развития движения по дорожной с ети с тр аны

Для члено в ОСЖ Д в на с тоящее время невозможно р е комендовать е д иные коэффициенты развития движения по причине раздельного в отд е льных с транах развития д в ижения .

Определение коэффициентов развити я движения выполня е тся с учетом сп е цифических условий каждой страны .

При определении коэффициентов развития движения следуе т учитывать :

- ожидаемое развитие степ е ни автомобилизации ;

- ожидаемый годовой пробег автотр а нспортных с редс тв ;

- ожидаемое изм е нение численности населения ;

- размещение и ожидаемое развитие населенных пунктов ;

- территориальное распределение парка транспортных средств .

Опр е делен ие коэффициентов развития движения выполняется для групп автотранспортных средств , указанных в п . 2.3 раздела I р е комендации :

- мотоц ик лы ;

- легковые автомобили ;

- грузовые автомобили ;

- автобусы .

Для всей группы грузовых автомобилей могут определяться е диные коэффициенты развития движения , так же они могут быть опр е деле ны и в отдельности для групп , ука з анных в п . 2.3.3 разд е ла I реко ме ндации . Целесооб р азно в начале определить коэффициенты развития движения отдельно для тяж е лых грузовых автомобилей , поскол ь ку эти коэффициенты ну ж ны для расчета дорожной одежды .

Коэффициенты развития интенсивности движения , после выполнения ка ж дого общегосударственного поперечного учет а , д олжны быть подверг н уты ревизии .

Опр е деление коэффициентов развития по категориям дорог или районам мож е т выполнять с я в с оответс твии со с пецифическими усло в иями отдельных стран .

На внутренней дорожной сети стран ме ж дународное движение составляет только н е значите льную долю по сравнению с общим движением , поэтому прогнозирование интенсивности движ е ния и н остранны х автомобилей отдельно , к ак правило , выполнять не следует .

2.2 . Опр е деление коэффи ц ие нтов разв и тия движения на по гран ичных п у нктах

Коэффициенты развития , применяемые для движения на пограничных пунктах , о тли чаются от коэ фф ициентов развития , при м ен яе мых для движения по внутр е нне й дорожной сет и .

Коэффициенты развития , применя е мые для определения персп е ктивной интенсивно с ти м е ждународного движения цел е сообразно задавать в разбивке по выходному отеч е ственному и входному зар у бежному дви ж ениям .

О с новными факторами при опред е лении коэффициентов развития , необходимых для прогнозирования интенсивности м е ждународного движения , наряду с факторами , перечисленными в п . 2.1, являются следующие факторы :

- обычаи поездок и их ожидаемое из м енение ;

- с ооруж ение туристских пунктов международного значения ;

- сущ е ствующие административные мероприятия и их ожидаемо е измен е ние .

При прогнозировании количества входных зарубежных транспортных ср е дс тв т а кие влияющие факторы необходимо опред е лять стране , проводящей прогнозирование на основе да н ных , имеющихся в распоряжении , отдельно по странам паспортизации транспортных сред с тв .

При опр е де ле нии п е рс пективной интен с ивнос ти движения ч е рез пограничные пункты коэффициенты развития необходимо опр е делять в разбивке на легковые автомобили , грузовы е авто м обили и автобусы . Движением мотоци к лов , в с вязи с их н ез начительным числом , мо ж но пр е не бре чь .

Коэффици е нты развития движения целесообра зн о опре де ля ть для уча с тк ов границ м е жду отд е льными с транами и , в том числе , для отдельных пограничных пункто в .

2.3 . Результаты прогнозирования интен с ивнос ти движения

Умнож е нием средне с уточной годовой интенсивно с ти движения по видам транспортных сред с тв за год , в з ятый ка к базовый , на соответствующий коэффици е нт развития , получается прогнозируемая среднесуточная годовая инте н сивность движ е ния в авт. / сут к и и ед . легк . авт ./ сутки .

Для п е рес чета на единицу легкового автомобиля с ледует пользовать с я коэффициентами п е рес чета , перечисленными в п . 2.4 раздела I реком е ндации .

Для опр е деления степ е ни использования пропускной способности дороги необходимо пр е дусмотреть опр е деление расчетной часовой инт е нсивности движения и допуст и мой нормальной интенсивн о сти движения на перспективные годы .

З наче н ия расчетно й ч асовой интенсивности движения следует опр е делять исходя из ср е днесуточной интенсивно с ти п е рспек тивного дви ж ения при помо щ и к оэ ффициентов , определяемых с учетом сп е цифичес ких условий отдельных стра н .

Ве личина этих ко э ффициентов м ожет из ме ня ться в определенных размера х даже в пределах одной страны в зависимос ти от хара к тера движения на дорогах.

При опред е лении коэффициентов ра с четной ча с овой интенсивнос ти движения следует принимать во внимание отнош е ние дви же ний в рабочие и выходные дн и. В е личины рас че тной интенсивности движения с ледует определять в единицах л е гк . а вт ./ час .

Для дорог , на которых опр е деле ние расч е тной ча с овой интенсивности дви жен ия выполня е тс я по на п равлен иям движ е ния , п е рс пе ктивные в е личины р ас че тной часовой интен с ивности движения ц е лесообразно з адавать такж е по направлениям дви же ния или ж е ее ра с преде ле ние необходимо учитывать в проц е нтах .

Опред е ле ние допустимой нормальной интенсивности движ е ния дорог сл е дует выполнять с уч е том положений , изложенных в п . 2.5 раздела I реко м ендации .

3 . Прогнозирование интенсивности движения многоступенчатым методом

М н огоступенчатый метод опред е ления перспективной инт е нсивности движения целесообразно прим е нять, прежд е всего, для автострад и магистральных дорог важного народнохоз я йс тве нного значе н ия ( как для сущ е ствующих , так и для про е ктируе мых ), для опр е деле ния ожида е мой интенсивности движения по дорожной сети отд е льных территорий ( районов , областей , страны ), а такж е при строит е льс тве автомобильных дорог по новым направлениям .

Много с тупенчатый метод , в отличие от метод а с примен е ние м коэффици е нтов развития движения , обе с печивае т возможность бол е е точного учета факторов , влияющих на интенсивность движен и я , и их изменений во вр е мени .

При примен е нии многоступенча то го метода необхо ди мо раздельно расс м атривать отече с тве нное движение внутри страны и м е ждународное движени е .

При приближенных ра с четах о бщее движение по дорогам мож е т расс м атриваться в совокупности , однако , это о бщее дви ж ение целесообразно ра с пределить на пассажирское и на грузовое движение с изучением их при помощи различных м оде лей . Пассажирс к ое движ е ние н е обходимо дале е распред е лить на среднесуточную годовую инт е нсивность движ е ния в ра б очие дни и на среднесуточную летнюю инт е нсивность движе ния в в ы ходные дни .

3. 1 . Опр е де ле ние п е рспе ктивной инт е нс ивнос ти отечественного движ е ния на дорожно й с е ти страны

Основными ступенями многоступ е нчатого метода, прим е ня емого для прогнозирования инт е нсивности движе н ия по дорогам м еж ду населенными пунктами , явля ютс я следующи е ступени :

3. 1 .1 . Генерация движ е ния : количество по е здок , выпускаемых и принимаемых отд е льными районами и пунктам и ;

3 .1 .2 . Распред е ле ние движения : инт е нсивность движения потоков в направлениях м е жду отдельными районам и и насел е нными пунктами ( матрицы движения потоков );

3. 1 .3 . Наложение движен и я : и н тенс ивность движения на отдельных участках дорожной сети , су щ ествующ их и про е ктируе мых .

3. 1 .4 . Генерация движения

Для опр е деления законом е рнос тей генерации движения необходи мо им е ть данные об обществ е нно - экономической структуре исходного состояния и перспективного состояния .

Основными показателями являются :

- числ е нность населения ;

- размеры территории ;

- плотност ь населения ;

- количе с тво рабочих м ест ;

- колич ес тво занятых и их распределение по о траслям ;

- к оличество отдыхающих лиц ;

- количество мест для ночлега ;

- парк легковых автомобилей ;

- парк грузовых авто м об илей ;

- обществ е нный брутто продукт в региональном ра с пре де лении и в распр е делении по отра с лям.

При знании и с сле дуем ых с е тевых вариантов проектиру е мую территорию не обходимо разбить на одн о родные рай оны и определить влияющие по к азатели раздельно для ка ж дого из районов в з ависимости от специфич ес ких условий отдельных стран и от использу е мых моделей . При этом однородны е районы могут б ыть св е де ны в группы и , в этом случае , для таких групп м огут быть д е йствительны одинаковы е закономерности .

Основными характ е ристиками группировки районов с точки зрения движения в рабочие дни , являются :

- ад м инистративная функция ;

- экономиче с кий характер ( промышленный , сельс ко хозяйстве нный );

- взв е ше нная числ е нность н аселе ния районов , доступных в заданно е вр е мя из других ра й онов ( потенциал положения );

- градостроительная функция ( облас ти тяготен ия , в зависимости от оснащ е ния бытовыми, о бщественными , медицинскими и культурными сооружениями ).

С точки зр е ния движения в в ы ходные дни :

- соотношение численности отдыхающих лиц и ме с тных жителей ;

- п оте нциал полож е ния районов ;

- количе с тво тури с тс ких н очле гов ;

- туристская притягат е льность .

На осно в ании результа т ов учета движения потоков , выполненного в исходном году , данных по об щес твен но-экон оми ческ ой стру к туре и потенциалов положения районов сл е дуе т опр е де лять ( наприм е р, м е тодом р е гресс ии ) величину объем а с редне суточно го движ е ния , исходящего из района и вход я щего в данный район . Ра с че т н е обходим о выполнять по группам районов . Объ е мы перспективных исходящих и выходящих движ е ний опр е де ляются исходя из персп е ктивных характ е ристик стру к туры , п оте нциала поло же ний и района и из зависимостей , соответств ую щи х групп е ра й она .

С уч е том показат е лей , о казывающих влияние в перспекти в е , объемы исходящего и входящего движений , опред е ляе мые при ген е рации движения , служат о с новой для дальнейших расч е тов .

3. 1 .5 . Распредел е ние движения

- На основ е распр е деления расстояний поездок , получен ны х при учет е дви же ния потоков , можно построить функцию сопротивл е ния , с помощью которой с применени ем подходящей мод е ли можно опред е лить интенсивность движения , ожидаемого в направл е ниях между отдел ь ными района ми и населенными пун к тами . Интенсивность движения определя е тся как ср е днесуточная инт е нсивность движе ния , усредне н ная по продол ж ите льн ости вр е ме ни , соответствующему принятой мод е ли ( в год , годовая в рабочие дни , летняя в выходные дни и т . д .).

3. 1 .6 . Наложение движени я

Наложение дви же ния означает суперпозицию движения потоков между районами на участки и узлы дорожной сети , с ущес твующие и проектируемые .

П е рвой фазой налож е ния движе ния явля е тс я выбор маршрутов , ч то означает определени е оптимальных мар ш рутов между исходными и приемными районами , а такж е опред е ле ние их сопротивления .

Для определения оптимальных маршр у тов в каче с тве с опротивле ния м огут учитываться , например , время поездки и т ранспортные затраты .

Налож е ние движ е ния на оптимальные маршруты между р а йонами мож е т выполняться :

- в одну с т упен ь без учета ограничения пропу с кной спос обности маршрутов ;

- в н е ск ольк о ступеней в соответ с твии с определенными доля м и матрицы движения потоков . При этом после нарушения ка ж дой доли , оптимальный маршрут дол ж ен опред е ляться вн о вь с учето м зависимостей скорость - интенсивность движения и ограничений пропускной способности .

Если расчет выполня е тся раздельно для рабочих дней ( па с саж ирское движение ), значения интенсивности движения н а данном участке дороги подле ж ат сравнению м е жду с обой . На о с нове этого можно опред е лить расчетную интенсивность движ е ния .

3.2 . Опр е де ление перспективной интенсивности международного движе н ия .

М е ждународное движ е ние слагается из следующих частей :

- поездок отечественных транспортных средств в зарубежные страны ;

- въезда заруб е жных транспортных сред с тв на т е рриторию с траны или и х транзитное дви ж ение через с трану .

Указанные две группы следует рассматривать в от дельности .

3.2. 1 . Прогнозирование интенсивности движения , с оздающе гося из поездок отечественных транспортных с редс тв в заруб е жные страны .

На ожидаемую интенсивность движения оказывает влияни е целый ряд факторов , влияние которых поддает с я прогнозированию только приближенно . Исходными районами являются внутр е нние районы страны , а при е мными пунктами , к ак правило , являются пограничны е пункты .

Интен с ивность движ е ния тран с портны х ср е дств , возвращающихся из зарубежных с тран , учитывает ся дублированием величи н , полученных при генерации движения .

3.2. 1 .1 . Генерация движения

Преобладающая часть дви ж ения , проследовавшего через границу , им е ет турист с кий характер , поэтому при расчетах учит ы вается движ е ние лег к овых автомобилей летнего с езона .

Основными факторами , о казывающими влияние на изменение п е рс пективной интенсивности движения , являются :

- парк легковых автомобилей ;

- доля легковых автомобилей , совершающих поездки в заруб еж ные с траны в теч е ние года ;

- дол я поездок , реализуемых за месяцы ра с четного летного сезона в об ще м объ е ме поездок в зарубежные страны в теч е ние года .

Исследования необходимо выполнять по районам применительно к прогнозируемому году.

3.2. 1 .2 . Распределение движения

Для отдельных районов колич е ство отече с твенных транспортных ср е дств , проследовавших через пограничны е пункты , мож н о опр е де лять приближ е нно пропорцио н альным дел е нием , б ез учета расстояния ме ж ду пограничным пунктом и исходным районом .

3.2. 1 .3 . Наложение движения

Наложение движения осуще с твляетс я в одну с тупе нь по способу , описанному в п . 3.1.3.

3.2.2 . Прогнозирование интенсивности движения по дорогам , создающегося за счет поступления зарубежных транспортных ср е дств в страну .

Поездки зарубежных тран с портных с редс тв могут быть разд е лены на две группы :

- поездки , направленные в с трану ( ц елевые );

- поездки с проездом через страну ( транзитные ).

3.2.2. 1 . Генерация движ е ния

Для определ е ния перспективной интенсивности движ е ния заруб е жных транспортных средств , прибывающих в страну , необх о димо учитывать следующие данные :

- с уществующий уровень автомобилизации в отд е льных странах ;

- к оличе ство зарубежных автотранспортных с редс тв , поступивших ч е рез отдельные по грани чн ые у частки в базовом году по странам р е гис трации ;

- данны е учетов движ е ния потоко в , в ыполн енных в базовом году на погра н ичных пунктах ;

- общее количество зарубежных граж д ан , посетивших с трану , в разбивке на туристски е транзитные по е здки ;

- влияние ожида е мых административных мероприятий .

При ге н ерации дви же ния погра н ичные пункты р ас сматриваются как исходные районы .

Движени е , ген е рируе мое в исходных районах в прогнозиру е мом году , опр е де ляется на основании данных базового г ода с помощью коэффици е нтов развития движения , опред е ляемых в зависи м ости от процентного распределения зарубежных тран с портных средств , поступа ю щих в страну и развития уровня авто м обилизации в стране регистрации .

3 . 2. 2.2 . Распределе н ие движения

Для заруб е жных тран с портных средств , поступающих в страну, распределени е дви же ния сл е дуе т выполнить по способу , описанному в п . 3.2.1.2. Распредел е ние движения осуществля е тся между погра н ичными пунктами и внутренними туристскими ц е левыми пунктами при поездках , направленных в с трану .

3 .2.2. 3 . Наложени е движения

Наложение движ е ния на доро ж ную с еть с траны выполняется в одну ступень по спо с обу , описанному в п . 3.1.3.

3.3 . Рез у льтаты про г нозир ования и н тенсивн ости с п р им ене нием м ногосту пе нчатого м е тода

В р е зультате ра с че тов опр е деляется интенсивно с ть движения на отдельных участках дорог в год у прогнозирования и авт ./ с утк и , е д . лег к . авт. / с ут ки на ед . лег к. а вт. / час , о тдельн о для внутр е ннего и международного дв иж ения .

Рас ч етная интенсивно с ть движения на отдельны х участках дорог в год у прог н ози рования получает ся как сум м а внутреннего и ме ждун ародного движ е ния .

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные положения . 1

2. Прогнозирование интенсивности движения на основании поперечного учета движения . 2

3. Прогнозирование интенсивности движения многоступенчатым методом .. 3

Еще документы скачать бесплатно